Анализ организации и методики учета расчетных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей (на примере колхоза 'Заря' Притобольного района Курганской области)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ организации и методики учета расчетных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей (на примере колхоза 'Заря' Притобольного района Курганской области)

Содержание

Введение

. Теоретические основы учета расчетных операций

.1 Порядок ведения учета расчетных операций

.2 Анализ расчетных операций

.3 Аудит расчетных операций

. Учет, анализ и аудит расчетных операций на примере колхоза «Заря»

.1 Организационно-экономическая характеристика колхоза «Заря»

.2 Учет расчетных операций колхоза

.3 Аудит учета расчетных операций

.4 Анализ задолженности, возникающей в расчетных операциях

. Пути совершенствования расчетных операций

.1 Формы расчетов колхоза

.2 Организация синтетического и аналитического учета расчетов колхоза

.3 Организация контроля расчетов колхоза и принятие решений

Заключение

Список использованной литературы

расчетный учет дебиторская задолженность

Введение

Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в т. ч. для оплаты их обязательств перед контрагентами.

Дебиторская задолженность - это задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторская задолженность предприятия - это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Соответственно, кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Актуальность темы исследования в наши дни определяется тем, что организации постоянно ведут расчёты с поставщиками за приобретённые у них ценности и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товарно-материальные ценности. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженностей.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженности свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платёжной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны организации систематического контроля по средствам бухгалтерского учёта и периодического проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

Увеличение или уменьшение дебиторской задолженности приводит к изменению финансового положения предприятия.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является колхоз «Заря» Притобольного района Курганской области.

Цель исследования - изучить организацию и методики учёта расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, а так же аудита расчетных операций, что является формированием мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетным операциям и внести предложения по их совершенствованию.

Одной из ключевых задач для предприятия является обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием расчетных операций, что невозможно без правильно организованного учета расчетов. Помимо внутреннего контроля над данными операциями, желателен и независимый контроль аудитора, а также анализ финансовой устойчивости предприятия. В этой связи складывается необходимость решить следующие задачи, посредством которых осуществляется достижение заданной цели:

. Изучить организацию учета расчетных операций.

. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.

. Провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации.

4. Провести аудит расчетных операций.

Исследование проводится на примере колхоза «Заря».

Юридический и фактический адрес: 641416, Россия, Курганская область, Притобольный район, с. Гладковское, ул. Центральная, 34.

Колхоз «Заря» Притобольного района Курганской области расположен в юго-восточном направлении от районного центра с. Глядянское и в южном направлении от областного центра г. Кургана. Центральная усадьба колхоза размещается в с. Гладковское, которое удалено от областного центра и от районного на 120 и 45 километров соответственно.

Уставный капитал колхоза составляет 13175000-00 (Тринадцать миллионов сто семьдесят пять тысяч) рублей.

Высшим органом управления колхоза является собрание колхозников. На этом собрании утверждаются вопросы производственной деятельности, бухгалтерской отчетности, утверждается коллективный договор и др.

Основной отраслью колхоза «Заря» является растениеводство. Преимущественно выращивается пшеница.

Также хозяйство осуществляет следующие виды деятельности:

) подработка и хранение зерна;

) помол муки из собственного и давальческого зерна;

) выращивание кормовых культур;

) выпечка хлебобулочных изделий;

) прочая деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации.

Организационная структура колхоза представляет собой совокупность подразделений и служб основного, вспомогательного и обслуживающего производства. В колхозе «Заря» организованы следующие хозрасчетные подразделения: тракторно-полеводческая бригада № 1 и № 2, автогараж, МТМ, зерноток, мельница, столовая, управление и нефтехозяйство.

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит страниц печатного текста, 10 таблиц, 2 рисунков, 12 наименований литературных источников и приложений.

Первая глава дипломной работы посвящена теоретической основе учета расчетных операций. Во второй главе показан учет, анализ и аудит расчетных операций на примере колхоза «Заря». В третьей главе излагаются пути совершенствования и контроль за расчетными операциями колхоза.

Для написания данной работы были использованы материалы колхоза «Заря» Притобольного района Курганской области.

1. Теоретические основы учета расчетных операций

1.1 Порядок ведения учета расчетных операций

Расчетные операции представляют собой расчеты между организациями, что ведет к появлению дебиторской или кредиторской задолженности.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторская задолженность предприятия - это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Соответственно, кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению.

Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт счетов 62, 76.

Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кт счетов 62, 76.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 91.[7]

1.2 Анализ расчетных операций

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. [10].

Под составом дебиторской или кредиторской задолженности обычно понимают перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых возникла конкретная составляющая задолженности. Поэтому анализ состава задолженности обычно выглядит следующим образом:

анализ суммы текущей задолженности в отношении данного субъекта;

выявление средней суммы задолженности, существовавшей в отношении данного субъекта в предыдущих периодах и среднего срока ее погашения, путем сравнения размеров и срока текущей задолженности с этими показателями. Так определяется, является ли текущая задолженность критической;

если существует субъект, суммарная задолженность в отношении которого превышает 100 000 руб. и срок погашения которой просрочен более чем на три месяца, то в отношении такого субъекта проводится специальное исследование, цель которого - выявить перспективы погашения подобной просроченной задолженности и определить необходимость возбуждения против субъекта процедуры банкротства (по просроченной дебиторской задолженности) либо вероятность возбуждения субъектом процедуры задолженности в отношении организации (по просроченной кредиторской задолженности). [5].

Кроме того, следует проводить структурный (вертикальный) анализ состава задолженности. Цель такого анализа - избежать сосредоточения задолженности в отношении какого-либо одного хозяйствующего субъекта.

Структура дебиторской задолженности традиционно рассматривается в двух аспектах:

). в соответствии со сроками ее погашения:

долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

). в соответствии с причинами возникновения задолженности:

расчеты с контрагентами;

авансы и т. п.

Также для исследования структуры применяют расчеты удельных весов элементов дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности.

Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:

. долгосрочные кредитные займы;

. краткосрочные кредитные займы;

. кредиторская задолженность;

. прочие краткосрочные пассивы.

Кредиторская задолженность возникает вследствие:

существующей системы расчетов (при не совпадении сроков начисления и сроков оплаты);

несвоевременность исполнения предприятием своих обязательств.

При углубленном анализе кредиторской задолженности целесообразно рассмотреть остаток обязательств на конец отчетного периода по срокам образования, как и в дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность.

Динамику изменения дебиторской и кредиторской задолженности можно выявить, используя горизонтальный или трендовый анализ, как абсолютных значений задолженности, так и их удельных весов, а также по изменению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. [8]

Полезно также анализировать структуру дебиторской задолженности в соответствии с вероятностью ее погашения, деля ее на высоковероятную к погашению, вероятную к погашению и маловероятную к погашению.

Все счета к получению классифицируют по группам:

. Срок оплаты не наступил.

. Просрочка от 0-30 дн.

. от 30-45дн.

. от 45-60дн.

. от 60-90дн. и т.д.

Данные для анализа сводят в таблицу. Если в ходе анализа обнаруживается тенденция роста сомнительной дебиторской задолженности это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия.

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п. [5].

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.

Анализ дебиторской задолженности представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации товаров и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее погашения [6].

Таблица 1 - Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности

Группа показателей

Показатель

Расчет

Критерии оценки

Характеристика

Структура

Доля кредиторской задолженности в заемном капитале

Ув = КЗ/ЗК, где КЗ - кредиторская задолженность; ЗК - заемный капитал

Анализируется в динамике

Отражает долю кредиторской задолженности в заемном капитале


Доля участия кредитовой задолженности в формировании материальных запасов

Ув = КЗп./МЗ, где КЗп. - кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам; МЗ - материальные запасы

Анализируется в динамике

Отражает степень участия кредиторской задолженности в формировании запасов сырья и материалов.


Таблица 2 - Анализ качества дебиторской и кредиторской задолженности

Группа показателей

Показатель

Расчет

Критерии оценки

Характеристика

Качество

Доля просроченной кредиторской задолженности

Ув = КЗпр/КЗ Где КЗпр - сумма просроченной задолженности; КЗ - общая сумма кредиторской задолженности.

= 0 снижение в динамике

Показывает, какую часть общей кредиторской задолженности составляют просроченные долги кредиторам


Коэффициент тяжести простроченных обязательств

К = Копр (тыс.руб.)/100 (тыс. руб.) Где Копр - сумма просроченных более 3 месяцев обязательств

= 0 снижение в динамике

Отношение суммы просроченных обязательств сроком более 3 месяцев к предусмотренной законом минимальной сумме просроченных обязательств при которой возможно возбуждения дела о банкротстве.

С помощью этих двух таблиц можно провести анализ состава и структуры, а также анализ качества дебиторской и кредиторской задолженности.

1.3 Аудит расчетных операций

Целью аудиторской проверки расчетных операций является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетным операциям, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам.

Внешние расчетные операции охватывают расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по претензиям, с дебиторами и кредиторами, с бюджетом и по внебюджетным платежам. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности, поэтому аудитор особенно тщательно проверяет состояние внешних расчетных операций. Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудиторской проверки [4].

Проводя аудит внешних расчетных операций, аудитор знакомится с: рабочим планом счетов; формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации; документооборотом первичных документов, связанных с учетом внешних расчетных операций; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов.

Для оценки состояния контроля за внешними расчетными операциями аудитор выясняет: порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов; формы, сроки и исполнителей контроля над платежами и состоянием расчетов и др.

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает: применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами); порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т. п.); нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

По выявленным несоответствиям аудитор определяет существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений [9].

Внутренние расчетные операции охватывают расчеты с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, а также расчеты с учредителями.

Аудиторская проверка внутренних расчетных операций предполагает уточнение предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данной в процессе планирования. При этом выясняется порядок контроля за соблюдением законодательных норм при найме и увольнении персонала; состоянием учета и разделением обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполненной работы; соблюдением положений об оплате труда и др.

Оценив уровень эффективности внутреннего контроля (высокий, средний, низкий), аудитор определяет объем выборки для проверки внутренних расчетных операций.

Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и т.д.); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр.

Получив доказательства о тождественности показателей отчетности и данных синтетического и аналитического учета, аудитор приступает к проверке правильности начисления заработной платы.

В случае обнаружения несоответствий необходимо в рабочих документах показать суммы отклонений и причины их образования.

Затем изучаются наличие и достоверность первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям нормативных документов [1]. При проверке первичных документов обращается внимание на использование типовых форм первичных документов, утвержденных в установленном порядке, и нетиповых форм, которые должны быть утверждены приказом по учетной политике [3].

Расчетно-платежные и платежные ведомости целесообразно подвергнуть счетной проверке, что позволит выявить возможное завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно взятым сотрудникам. Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и присвоению денежных средств.

Процедуры проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний.

Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Аудитор проверяет обоснованность выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операционные нужды и устанавливает, соответствуют ли приказу руководителя круг лиц, получающих в подотчет авансы, а также размеры и сроки предоставляемых авансов.

При проверке расходных кассовых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание на полноту заполнения всех реквизитов и, в частности, на отражение оснований для выдачи авансов. Проверка своевременности предоставления авансовых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сроками, предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руководителя. Проверка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляется путем установления наличия и правильности оформления документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм.

Законность и целесообразность расходов на хозяйственно-операционные нужды определяется путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов, оплату представительских расходов.

При проверке документов, подтверждающих произведенные расходы, выявляется правомерность выделения и предъявления бюджету НДС.

Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает признание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой [11]. Аудитору следует проверить, отражены ли при расчете налогов суммы сверхнормативных расходов на командировки и расходы, списанные за счет собственных средств.

Выявленные при проверке несоответствия и отклонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определяется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начисленных налогов.

Приступая к проверке расчетов с персоналом по прочим операциям, аудитор выясняет, какие из видов расчетов имеют место в организации: расчеты за товары, проданные в кредит; расчеты по предоставленным займам; расчеты по возмещению материального ущерба.

Аудитору необходимо установить, проводилась ли инвентаризация расчетов, и по данным инвентаризационной описи проанализировать состояние расчетов. Проверка тождественности отчетных и учетных данных о расчетах с персоналом по прочим операциям проводится путем сверки данных баланса, Главной книги, регистров по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае расхождений выявляются размеры отклонений и причины.

Проверка расчетов по предоставленным займам заключается в установлении наличия договоров на выдачу займа. Важно установить, нет ли просроченной задолженности по займам, предпринимаемые меры и реальность погашения. Тщательной проверке подлежат случаи списания задолженности ссудополучателей.

Проверяя расчеты по возмещению материального ущерба, необходимо проанализировать состояние задолженности по конкретным лицам, срокам возникновения и причинам образования, а также правомерности отнесения за счет работника. Следует проверить правильность оценки (по рыночным ценам) выявленных недостач, относимых за счет виновных лиц, а также отражение разницы между учетной и рыночной стоимостью в момент отнесения на виновное лицо. Необходимо проверить соблюдение установленного порядка списания на убытки организации недостач, когда виновные лица не установлены или в их виновности отказано судом [11].

Завершая проверку, необходимо обобщить на основе рабочих документов выявленные отклонения, определить их размер, существенность влияния на баланс, на показатели себестоимости, финансовый результат и величину налогов.

При проверке учета расчетов с учредителями аудитор в обязательном порядке должен учитывать особенности, связанные с организационно-правовой формой организации. Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации учета и выплат дивидендов. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Общество обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды.

Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

Общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала общества; если на момент выплаты дивидендов оно имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов [2].

Завершая проверку внутренних расчетных операций, аудитору необходимо обобщить на основе рабочих документов выявленные отклонения, определить их размер, существенность влияния на показатели себестоимости, финансовый результат и величину налогов.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение.

2. Учет, анализ и аудит расчетных операций на примере колхоза «Заря»

2.1 Организационно-экономическая характеристика колхоза «Заря»

Колхоз «Заря» Притобольного района Курганской области расположен в юго-восточном направлении от районного центра с. Глядянское и в южном направлении от областного центра г. Кургана и размещается в с. Гладковское, которое удалено от областного центра и от районного на 120 и 45 километров соответственно. В 1992 году произошла реорганизация колхоза. Все основные фонды были разделены на имущественные паи среди работников колхоза, а земля - на земельные паи. Учредителями колхоза стали его члены, которые имели имущественные паи. В 2004 году в результате требования земельного комитета было произведено межевание земельных участков, находящихся в собственности их владельцев и сдаваемых в аренду колхозу. Колхоз «Заря» зарегистрирован Постановлением Администрации Притобольного района № 189 от 20 апреля 2000 года. Реестр членов колхоза «Заря» и их паевые взносы колхоз ведет самостоятельно.

Основной отраслью колхоза «Заря» является растениеводство. Преимущественно выращивается пшеница. Основными базами продажи сельскохозяйственной продукции являются: ОАО «Курганский элеватор», ОАО «Курганская хлебная база». Базой материально-технического снабжения колхоза является ООО «Техцентр», расположенное в с. Кетово. Доставка минеральных удобрений, горючего и смазочного материалов осуществляются непосредственно силами колхоза от различных организаций г. Кургана, занимающихся реализацией горюче-смазочных материалов (ГСМ). Перевозка сельскохозяйственной продукции на приёмные пункты осуществляются автомобильным транспортом колхоза «Заря». Также хозяйство осуществляет следующие виды деятельности:

- подработка и хранение зерна;

- помол муки из собственного и давальческого зерна;                          

- выращивание кормовых культур;

выпечка хлебобулочных изделий.

прочая деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации.

Организационная структура колхоза «Заря» представляет собой совокупность подразделений и служб основного, вспомогательного и обслуживающего производства, которая отражена на рисунке 1:

Рисунок 1. Организационная структура колхоза.

Рассмотрим организационную структуру бухгалтерии:

Рисунок 2. Структура бухгалтерии.

В данном случае применяется линейная структура управления персоналом, при ней работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Данная структура предусматривает централизацию бухгалтерского учета, которая предполагает обобщение учетных данных в главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд персонала бухгалтерии.

В подчинении главного бухгалтера находятся заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по заработной плате и главный экономист.

Главный бухгалтер отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии, разрабатывает учетную политику, занимается ведением учета основных средств, налогов, а также составлением финансовой отчетности предприятия. А так же ведет банковские операции и учет подотчетных сумм.

Бухгалтер по учету заработной платы - начисляет заработную плату работникам колхоза, начисляет отпускные, больничные листы. Кроме этого отвечает за правильное и своевременное отчисление в фонды социального страхования.

К основным показателям деятельности колхоза относится показатели состава и структуры произведенных фондов колхоза.

Эффективность деятельности организации зависит от того, насколько организация обеспечена факторами производства. Основными из них являются основные производственные фонды, оборотные средства.

Основные производственные фонды (ОПФ) - это средства производства, которые непосредственно функционируют в сфере производства и в течение многих производственных циклов, сохраняя натуральную форму, переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно, по мере износа.

Таблица 3 - Состав и структура основных производственных фондов организации

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. от 2010 г., (+;-)


сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

Всего основных производственных фондов

44541

100,0

50172

100,0

54457

100,0

+9916

-

в том числе: здания

23023

51,7

23007

45,9

22898

42

-125

-9,7

сооружения и передаточные устройства

-

-

-

-

-

-

-

-

машины и оборудование

19114

42,9

24389

48,6

28783

52,9

+9669

+10

транспортные средства

2142

4,8

2514

5,0

2514

4,6

+372

-0,2

производственный и хозяйственный инвентарь

15

0,1

15

0,1

15

0,1

-

-

другие виды

247

0,6

247

0,5

247

0,5

-

-0,1


За анализируемый период в структуре основных производственных фондов колхоза «Заря» произошли изменения. Наибольший удельный вес в общем объеме основных производственных фондов в 2012 г. занимают машины и оборудование (52,9 %). В связи с приобретением организацией сельскохозяйственной техники в 2011 г. и 2012 г., стоимость машин и оборудования и транспортных средств увеличилась соответственно на 9669 тыс. р. и 372 тыс. р. Также большая доля принадлежит зданиям (42 %), их удельный вес в структуре основных фондов сократился на 9,7 % по сравнению с 2010 г. Это связано с износом и выбытием старых зданий. Общая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 9916 тыс. р., что связано со значительным поступлением в течение анализируемого периода времени основных средств.

Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса организации. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние организации. Рассмотрим состав и структуру оборотных фондов колхоза «Заря» на примере таблицы 4.

Таблица 4 - Состав и структура оборотных фондов организации

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение  2012 г. от  2010 г., (+;-)


сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

сумма, тыс.р.

уд. вес, %

Запасы

8513

60,8

12498

96,8

12586

84,1

+4073

+23,3

в т.ч. сырье и материалы

5360

38,3

9271

71,8

8028

53,7

+2668

+15,4

затраты в незавершенном производстве

3121

22,3

3213

24,9

4520

30,2

+1399

+7,9

готовая продукция

32

0,2

14

0,1

38

0,3

+6

+0,1

Краткосрочная дебиторская задолженность

509

3,6

119

0,9

403

2,7

-106

-0,9

Денежные средства

4988

35,6

295

2,3

1974

13,2

-3014

-22,4

Всего оборотных средств

14010

100,0

12912

100,0

14963

100,0

+953

-


Наибольший удельный вес в структуре оборотных средств организации занимают запасы (96,8 %), их сумма в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 4073 тыс. р. Это связано с тем, что в 2012 г. большая часть зерна не была реализована и хранилась на складах. Сумма денежных средств значительно сократилась за анализируемый период времени (на 3014 тыс. р.). Их доля в общем объеме основных средств снизилась на 22,4 %. Общая сумма оборотных средств увеличилась на 953 тыс. р. в результате значительного возрастания суммы запасов организации. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей.

2.2 Учет расчетных операций колхоза

Основанием возникновения расчетных отношений являются действия плательщика, направленные на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания платежа различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств (например, в благотворительных целях); любые иные основания. Расчетные отношения регламентируются Гражданским Кодексом РФ.

Безналичные расчёты производятся на основании установленных расчётных документов с соблюдением соответствующего документооборота. Для проведения расчётов все организации открывают текущий счёт в учреждении банка. Организациям предоставлено право самостоятельно выбирать банк.

Расчётный счёт может быть открыт только один, но иногда, с разрешения соответствующих органов, может быть открыт второй. На осуществление операций по движению средств на счёте с банковском заключается договор. При всех формах безналичных расчётов предусмотрено участие банка.

Учреждение банка выполняет поручения владельца счёта о перечислении соответствующих сумм в оплату за приобретённые товарно-материальные ценности, на погашение ссуд, задолженности перед бюджетом, выдаче денежных средств для расчётов по оплате труда работников организации, на командировочные и хозяйственные расходы в пределах остатка средств на счёте и при отсутствии обязательств по платежам, подлежащих удовлетворению в первоочередном порядке.

Расчетная операция с поставщиками колхоза «Заря» начинается с составления договора, в котором указывается объем и стоимость поступающих товарно-материальных ценностей. При поступлении ТМЦ поставщиком выписывается счет-фактура, накладная и счет. На основании счет-фактуры колхоз перечисляет денежные средства платежным поручением. В нем указываются все реквизиты поставщика и сумма за поставленный им товар.

Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60, но расчеты с покупателями также осуществляется на этом счете. Поэтому счет 60 называется «Расчеты с поставщиками и покупателями»

Начисление заработной платы производят учетчики тракторно-полеводческих бригад. Начисление и удержание заработной платы производится в расчетно-платежной ведомости, в ней указывается порядковый номер работника, фамилия, имя, отчество, сумма начисленной заработной платы, отпускные и больничные листы. К удержаниям относятся выдача заработной платы по кассе, алименты, подоходный налог, услуги трактора и другие. На конец месяца подсчитывается сальдо в ведомости. Заработную плату выдает кассир 15 числа каждого месяца.

Расчеты по кредитам ведется на счете 66 « Расчеты по кредитам и займам». Колхоз может брать краткосрочный (сроком на 1 год) и долгосрочный (сроком до 5 лет) кредит. При оформлении кредита главный бухгалтер собирает необходимые документы, а именно заявку на кредит, кредитную историю, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, бизнес - план с приложениями, баланс зерна, график погашения кредита и другие документы.

В течение 5 дней рассматривается заявка и выдается кредит. Основным банком для расчетов является Курганский РФ «Россельхозбанк». Краткосрочный кредит выдается колхозу на ГСМ, запчасти, минеральные удобрения, а долгосрочный - на покупку комбайнов, тракторов и другой сельхозтехники.

Таблица 5 - Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1.

Поступили стройматериалы на склад

10

60

120000

2.

Оплачено за стройматериалы поставщику

60

51

120000

3.

Оплачено наличными деньгами за запчасти

60

71

20000

4.

Получен краткосрочный кредит

51

66

2000000

5.

Получен долгосрочный кредит

51

66

5500000

6.

Погашение кредита, %

66

51

150000

7.

Начислена заработная плата трактористам

20.1

70

20000

8.

Выдана заработная плата

70

50

20000

9.

Удержан подоходный налог

70

68

1300


2.3 Аудит учета расчетных операций

Проведем аудиторскую проверку в колхозе «Заря» в части расчетов с поставщиками и подрядчиками. Применительно к аудиторской процедуре используется термин «аудиторская проверка», т. к. аудит - это мероприятие более общего порядка, тогда как аудиторская проверка - конкретное мероприятие, осуществляемое фирмой-аудитором, результатом которого является формирование заключения о положении дел на предприятии и соответствии документального и фактического состояния хозяйственной части.

Основой для выполнения любой серьезной деятельности является четкое формирование целей и задач. Именно определение целей, задач, условий проведения аудита, которые подробно описываются в письме-обязательстве аудиторской организации о согласии на проведение аудита, является начальной стадией планирования предстоящей аудиторской проверки.

Планирование аудиторской проверки осуществляется в 3 этапа:

-       предварительное планирование

-       разработка общего плана проверки

-       разработка программы аудита

На этапе предварительного планирования выясняют, какой целью клиент намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита.

Целью планирования предстоящей проверки является выработка правильного мнения об отражении задолженности, подготовка и оформление аудиторского отчета и аудиторского заключения для предоставления руководству колхоза «Заря» действенной консультативной помощи, направленной на улучшение экономики предприятия.

Для достижения поставленной цели следует выполнить ряд задач, таких как:

1.      Изучение деятельности колхоза «Заря».

2.      Разработка общего плана аудиторской проверки.

.        Разработка программы аудиторской проверки.

Оптимально спланировав проведение аудита, аудитор наиболее рационально использует трудовые ресурсы аудитора, минимизирует затраты и время проведения аудита, а также риск не обнаружения ошибок в бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность бухгалтерского учета аудируемого лица и аудиторский риск - вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки.

Особое внимание аудитор обращает на проверку соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям, сверке данных синтетического и аналитического учета, правильности записи корреспонденций по счетам, сверке расчетов с поставщиками.

Таблица 6 - План аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в колхозе «Заря»

Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняемого проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Аудиторские процедуры включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Программа аудита по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудита в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур, что должно документально фиксируется.

Программа аудита учета расчетов с поставщиками колхоза «Заря» представлена в таблице 7.

Таблица 7- Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечание 

1.

Правильность оформления договоров поставки материалов, работ, услуг, соблюдение условий договора сторонами

2011 г.

Иванова А.И.

Счета-фактуры, договор аренды, договора купли-продажи


1.1.

Выборочная проверка наличия договоров поставки



Договора купли -продажи


1.2.

Выборочная проверка правильности оформления договоров поставки



Договора купли - продажи


2.

Правильность оформления первичных документов расчетов с поставщиками

2011 г.

Иванова А.И.

Расчетно-платежные документы, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты о приемке товара, товарные отчеты


2.1.

Документальное оформление движения денежных средств поставщикам



Расчетно-платежные документы, счета-фактуры, товарные отчеты


2.2.

Выборочная проверка оформления отгрузочных документов поставщиков и их отражения в учете



Счета-фактуры, накладные, платежные документы


3.

Правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками

2011 г.

Иванова А.И.

Журнал-ордер № 6


3.1.

Проверка правильности организации синтетического учета расчетов с поставщиками



Учетная политика, первичные документы, главная книга


3.2.

Проверка правильности аналитического учета расчетов



Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции


4.

Правильность заполнения финансовой отчетности

2011 г.

Иванова А.И.

Отчетность за год


4.1.

Проверка полноты и реальности сумм дебиторской и кредиторской задолженности



Акты сверки


4.2.

Проверка учета и налогообложения расчетов с поставщиками и разными дебиторами и кредиторами



Договоры, акты сверки расчетов


4.3.

Проверка правильности формирования показателей отчета о прибылях и убытках



Главная книга, отчет о прибылях и убытках



Рабочие документы и материалы подготавливаются аудитором в ходе проведения аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, в электронном виде или в другой форме.

Для проверки правильности документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками составляются рабочие документы.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском учете движения сумм по счетам - фактуры и в регистрах синтетического учета составляется рабочий документ:

При арифметической проверке первичных учетных документов по расчетам с поставщиками и заказчиками было выявлено, что расхождений нет.

При проверке данных формирования расходов аудитором было выявлено, что отклонений нет.

Рабочие документы используются при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы и для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. При разработке данных документов, исходя из полученной информации аудитор может увидеть недостатки, связанные с ведением бухгалтерского учета.

По итогам аудиторской проверки аудитором было составлено аудиторское заключение, в котором выражается мнение о том, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Колхоза «Заря», по состоянию на 31 декабря 2011 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2011 год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.

2.4 Анализ задолженности, возникающей в расчетных операциях

При анализе следует установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.

Задолженность бывает срочной, просроченной и по которой истек срок исковой давности.

Особое внимание следует уделить выявлению неоправданной, а также просроченной дебиторской задолженности.

К неоправданной задолженности относятся:

·              задолженность дебиторов по недостачам, растратам и хищениям;

·              задолженность отдела капитального строительства данного предприятия, образовавшаяся в результате нарушений финансово-сметной дисциплины;

·              товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, составляющий три года, списывается на финансовые результаты организации как убыток.

По данным аналитического учета следует подробно рассмотреть прочую дебиторскую задолженность. Она состоит из различных статей расчетов товарного и нетоварного характера.

В частности, она включает:

·              расчеты с покупателями и заказчиками по плановым платежам и прочим расчетам;

·              задолженность за подотчетными лицами по выданным им денежным средствам на служебные командировки, административно-хозяйственные расходы и проч.;

·              задолженность квартиросъемщиков по квартирной плате и коммунальным услугам и др.

Для оптимизации величины дебиторской задолженности большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров.

Анализ дебиторской задолженности можно осуществлять либо сплошным, либо выборочным методом. Это зависит от размеров задолженности, от количества расчетных документов и от количества самих дебиторов.

Существует ряд показателей, как абсолютных, так и относительных, характеризующих дебиторскую задолженность.

Таблица 8 - Наличие и движение дебиторской задолженности за 2011 2012 год

Наименование показателя

Период

На начало года, учтенная по условиям договора

Изменения за период

На конец периода, учтенная по условиям договора




Поступление в результате хоз.операции

Выбыло, погашение


Долгосрочная дебиторская задолженность - всего

за 2012

-

-

-

-


за 2011

-

-

-

-

Краткосрочная дебиторская задолженность - всего

за 2012

119

39557

39273

403


за 2011

509

45601

45991

119


За анализируемый период в колхозе «Заря» существует только краткосрочная дебиторская задолженность, а долгосрочной нет. Краткосрочная задолженность на начало года в 2012 году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 390 тыс. рублей, а на конец 2012 года дебиторская задолженность увеличилась, это связано с несвоевременностью погашения задолженности и образования долга других организаций перед колхозом в 403 тыс. рублей.

Прежде всего, здесь используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу. Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.

Важным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая по следующей формуле:

Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей оплате (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) делить на среднюю величину дебиторской задолженности.

Для расчета оборачиваемости за 2012 год по колхозу «Заря» необходимо знать такие показатели, как выручка от реализации продукции и средняя величина дебиторской задолженности. Чтобы найти среднюю величину необходимо сложить суммы дебиторской задолженности за три года и разделить на 3, что равняется: за 2010 год - 509 тысяч, за 2011 год - 119 тысяч, за 2012 год - 403 тысячи, отсюда средняя величина задолженности равна 344 тысячи. Выручка составляет 25366 тысяч за 2012 год. Оборачиваемость рассчитывается так: 25366 разделить на 344 и равна 74, эта цифра говорит о том, что оборачиваемость составляет 74 тысячи оборотов за год.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).

Следующим показателем является период ее погашения. Период погашения дебиторской задолженности = число дней в период (в году - 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).

По колхозу «Заря» периодом погашения дебиторской задолженности считается: 360 разделить на 74 и равно 4,9.

Необходимо принять во внимание, что чем больше период просрочки дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения. Тенденция к увеличению этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности.

Перейдем к рассмотрению кредиторской задолженности.

Таблица 9 - Состав и динамика кредиторской задолженности по колхозу «Заря» за 2012 год

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение за год

1. Задолженность по платежам в бюджет

47

45

-2

2. Задолженность по платежам во внебюджетные фонды

1827

1490

-337

3.Задолженность поставщикам по акцептованным расчетным документам, сроки оплаты которых не наступили

-

-

-

4. Задолженность поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам

-

-

-

5. Задолженность поставщикам по неотфактуровенным поставкам

22

30

+8

6. Задолженность персоналу по заработной плате

151

409

+258

7. Задолженность прочим кредиторам


800

+800

Всего кредиторской задолженности

2047

2774

+727


Величина кредиторской задолженности возросла в течение отчетного года на 727 тыс. руб., или на 35,5% (727/2047*100), за счет задолженности по поставщикам, персоналу и прочим кредиторам, т. к. увеличилось количество поставщиков, ставки покупателей возросли.

Рассмотрим прочую кредиторскую задолженность. Так же, как и прочая дебиторская задолженность, она состоит из различных статей расчетов как товарного, так и нетоварного характера. Прочая кредиторская задолженность включает невостребованные депонентские суммы, задолженность по претензиям и др.

При анализе прочей кредиторской задолженности следует рассмотреть ее состав, сроки ее образования, причины возникновения задолженности.

Для того чтобы иметь более точные сведения о платежеспособности анализируемого предприятия, необходимо составление платежных календарей, в которых сопоставляются в разрезе их сроков предстоящие платежи и поступления денежных средств.

Показателями, характеризующими кредиторскую задолженность, являются следующие. Это абсолютный показатель просроченной кредиторской задолженности, который отражается в приложении к балансу. Он показывает величину задолженности, по которой истек трехмесячный срок после даты ее погашения.

Относительным показателем является коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, который отражает количество оборотов этой задолженности в течение определенного периода.

Оборачиваемость по колхозу «Заря» считается: выручку 25366 разделить на среднюю кредиторскую задолженность 930 и получится 27 оборотов за год.

Другим относительным показателем является период погашения кредиторской задолженности, иначе - продолжительность ее оборота в днях. Он определяется по следующей формуле:

Число дней в данном периоде (в году - 360) делить на оборачиваемость кредиторской задолженности (количество оборотов за данный период).

Это 360 разделить на 27 получится 13,3 дней по колхозу.

Если предыдущий показатель выражается отвлеченным числом (количеством оборотов) то последний показатель измеряется в днях. Оба они характеризуют оборачиваемость кредиторской задолженности.

Таким образом, анализ дебиторской и кредиторской задолженности имеет важное значение для характеристики устойчивости финансового состояния предприятия.

Таблица 10 - Характеристика финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2010 г., %

Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг), тыс. р.

18653

22013

25366

136,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

16327

20320

20353

124,7

Валовая прибыль, тыс. р.

2326

1693

5013

215,5

Прибыль от продаж, тыс. р.

2326

1693

5013

215,2

Прочие доходы, тыс. р.

7191

4690

4200

58,4

Прочие расходы, тыс. р.

5058

4394

5554

109,8

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

3274

798

2304

70,4

Единый сельскохозяйственный налог, тыс. р.

-

-

-

-

Чистая прибыль, тыс. р.

3274

798

2304

70,4

Рентабельность производства, %

14,2

8,3

24,6

-


За анализируемый период сумма выручки увеличилась на 36,0 % в результате роста объема валовой продукции колхоза «Заря», что в свою очередь, связано с увеличением урожайности, а также посевных площадей организации. Значительно увеличилась сумма валовой прибыли (на 115,5 %) вследствие возрастания цен на проданную продукцию. Сумма прочих доходов организации к 2012 г. уменьшилась на 41,6 %. Что касается прочих расходов, то их сумма увеличилась за анализируемый период на 9,8 % и составила в 2012 г. 5554 тыс. р. Это связано с уменьшением суммы процентов, уплачиваемых организацией за пользование заемными средствами. Колхоз «Заря» находится на специальном режиме налогообложения и уплачивает единый сельскохозяйственный налог. В результате превышения расходов над доходами за три года организация не уплачивает данный налог. Чистая прибыль колхоза «Заря» уменьшилась на 29,6 % в результате возрастания себестоимости продукции, а также прочих расходов организации. Рентабельность производственной деятельности увеличилась в два раза в связи с возрастанием себестоимости и значительным сокращением суммы прибыли.




3. Пути совершенствования расчетных операций колхоза «Заря»

3.1 Формы расчетов колхоза

Основанием возникновения расчетных отношений являются действия плательщика, направленные на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания платежа различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств (например, в благотворительных целях); любые иные основания. Расчетные отношения регламентируются Гражданским Кодексом РФ.

Расчеты могут осуществляться наличными деньгами и в безналичном порядке. Расчеты наличными деньгами производятся между плательщиком и получателем без участия банка.

Для безналичных расчетов используются семь следующих основных способов, определенных Гражданским Кодексом РФ и Положением Центрального банка РФ:

расчеты платежными поручениями;

расчеты платежными требованиями;

расчеты инкассовыми поручениями;

расчеты аккредитивами;

расчеты чеками;

расчеты при помощи векселей;

расчеты с использованием банковских карт.

Колхоз «Заря» самостоятельно выбирает формы безналичных расчетов, необходимых для расчетов с дебиторами и кредиторами.

Для этого колхоз использует только платежные поручения, платежные требования, чеки и очень редко векселя.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Они используются: при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; для платежей в бюджет и внебюджетные фонды; при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним; для платежей в других целях.

Платежные требования предоставляются организациям, которые не оплачивают счета за услуги по электроэнергию, аренду помещения.

В колхозе «Заря» используют чеки на получение заработной платы, на приобретение продуктов и за различные услуги. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Векселями колхоз пользуется редко, последнее использование было произведено в 2009 году на покупку зерноуборочного комбайна.

Вексель - это безусловное денежное обязательство одной стороны перед другой. Существует два вида векселей: простой и переводной, в нашем случае был использован простой вексель. Простой вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение от векселедателя определенной суммы в установленный срок. Переводной вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение в установленный срок от плательщика (который может не быть векселедателем) определенной денежной суммы.

3.2 Организация синтетического и аналитического учета расчетов колхоза «Заря»

Для учета расчетных операций с дебиторами и кредиторами предусмотрены следующие счета: 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и пр.

К поставщикам колхоза «Заря» относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, услуг связи и др.) и выполняющие различные виды работ (капитальный и текущий ремонт, монтаж и др.).

В колхозе «Заря» учет расчетов с поставщиками и покупателями осуществляется после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению на основании заключенных договоров. Поставщики предъявляют к оплате счета-фактуры, которые оплачиваются в сроки, предусмотренные в договоре.

Для синтетического учета расчетов с поставщиками и покупателями в колхозе предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками». При этом, все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками» независимо от времени оплаты.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками» кредитуется согласно расчетным документам поставщика на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств или кредитов банка. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и покупателю.

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

Заметный объем расчетных операций предприятий и коммерческих фирм приходится на их взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.

Отчисления предприятий в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей оформляются в бухгалтерском учете как расчеты с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Аналитический учет ведется по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.

По отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» сальдо бывает и дебетовым, и кредитовым, в связи с этим счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» может иметь развернутое сальдо на конец месяца.

Внебюджетные фонды - это фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивающие финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет.

К внебюджетным фондам причисляются: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Расчеты с фондом социального страхования проводятся с применением субсчета 69-1 «Расчеты по социальному страхованию». Расчеты с пенсионным фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию производится с использованием субсчета 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Начисление платежей в социальные фонды оформляется, например, следующими проводками:

Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 44, 86, 91, 97, 99 Кредит 69-1, 69-2, 69-3 - начислены страховые взносы и платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Перечисление платежей фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 69 Кредит 51 - перечислены страховые взносы и платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

После начисления заработной платы проводятся удержания из нее. Согласно Трудовому кодексу удержания из заработной платы могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством.

К обязательным удержаниям относятся: налог на доходы физических лиц; выплаты по исполнительным листам.

К удержаниям по заявлению самого работника относятся: алименты на содержание детей и родителей; платежи за товары, приобретенные в кредит; профсоюзные взносы; взносы по личному страхованию; оплата кредитов и займов; квартирная плата и расходы по коммунальным услугам; оплата содержания детей в дошкольных учреждениях; прочие платежи.

Расчеты с сотрудниками, как состоящими в штате предприятия, так и не состоящими в нем, по всем операциям, связанным с заработной платой, пенсиями, пособиями, компенсирующими выплатами и удержаниями из заработной платы, проводятся с применением счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счётами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год,

в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.

Под подотчетными лицами в бухгалтерском учете понимают работников организации, которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании. Список подотчетных лиц, а также порядок выдачи в организации наличных денег под отчет устанавливает руководитель. Работник, получивший подотчетную сумму, должен за нее отчитаться, представив в бухгалтерию авансовый отчет (с приложением документов, подтверждающих расходы). Соответственно, подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, на оплату представительских расходов, а также на расходы по командировкам.

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетом 50 «Касса».

На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7. В то же время журнал-ордер № 7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по кредиту счета 71. На оборотной стороне этого журнала-ордера проводятся сгруппированные сведения о суммах затрат предприятия на служебные командировки за отчетный месяц с начала года, что необходимо для составления отчетности и контроля за целевым использованием средств.

На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» учитывают расчеты с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и др.), по депонированной заработной плате, суммам удержаний из заработной платы в пользу организаций и отдельных лиц по исполнительным документам и др. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыты субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 76-2 «Расчеты по претензиям», 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, учитываемых на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»). Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту субсчета 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей. Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списывают с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет счета 76-1.

Аналитический учет по субсчету 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

Взаимные претензии у предприятий возникают, в основном, из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. В дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита соответствующих возникшей ситуации счетов. Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76 - 2 «Расчеты по претензиям» в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.). Аналитический учет по субсчету 76-2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.

На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счета 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей. Учет расчетов по депонированным суммам был рассмотрен в главе «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3.3 Организация контроля расчетов колхоза и принятие решений

Ответственным лицом колхоза «Заря» за финансово- экономическую деятельность является главный бухгалтер, за производство - председатель колхоза. Все расчеты производятся в соответствии с Законодательством РФ.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышению ответственности организаций за соблюдением платежной дисциплины колхоза, сокращению дебиторско-кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния колхоза.

Контроль необходим в оценке правильности учета расчетов колхоза с другими организациями, в подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Проверка состояния расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по претензиям, с разными дебиторами и кредиторами, с бюджетом, с банком, с подотчетными лицами и др.

Проверка состояния расчетов на предприятии начинается с анализа материалов инвентаризации расчетов. Проверяющий может также провести контрольную инвентаризацию расчетов, встречную проверку документов и регистров учета на проверяемом предприятии и у контрагентов.

Источниками информации при проверке расчетов с поставщиками, покупателями, покупателями и заказчиками, а также с разными дебиторами и кредиторами являются: положение об учетной политике, бухгалтерская отчетность, главная книга, учетные регистры по счетам 60, 62, 76, 91, и другим, книга покупок, книга продаж, платежные документы, векселя, акты инвентаризации расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты сверки расчетов, накладные, счета-фактуры, договоры с контрагентами.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах, устанавливаются сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом, в котором указываются проинвентаризированные счета, наличие несогласованной задолженности, а также сумм безнадежных долгов (долги, не обеспеченные гарантиями). Анализ материалов инвентаризации расчетов даст возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения или неясности.

При проверке расчетов применяются приемы фактического и документального контроля: аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе была проведена оценка дебиторской и кредиторской задолженности колхоза «Заря». По итогам исследования финансово-хозяйственной деятельности колхоза «Заря» была выполнена поставленная цель и задачи, такие как:

изучить организацию и методики учета расчетных операций.

провести анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности, а также внести предложения по совершенствованию учета расчетных операций. Поэтому можно сделать следующие выводы:

1.      Была изучена организация и методика учета расчетных операций.

2.      Дана организационно-экономическая характеристика колхоза «Заря».

.        Основным направлением деятельности данной сельскохозяйственной организации является производство и реализация продукции растениеводства.

.        За анализируемый период времени эффективность использования основных производственных фондов организации улучшилась за счет приобретения новой сельскохозяйственной техники.

.        Выручка от продажи продукции увеличилась на 36% за 2012 год по сравнению с 2010 годом, т.е. на 6713 тыс. р., что связано с ростом объемов производства продукции растениеводства.

.        Проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности, а также рассчитаны такие показатели как, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности и период погашения этих задолженностей.

.        Проведена аудиторская проверка в части расчетов с поставщиками, это мероприятие необходимо для формирования мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности колхоза.

В соответствие с проведенным анализом деятельности колхоза и в частности расчетной дисциплины можно предложить:

1.      Усилить контроль за поступлениями платежей за проданную продукцию, что поможет колхозу своевременно применять меры к погашению дебиторской задолженности.

2.      Находить дополнительные источники дохода, чтобы своевременно производить расчеты с кредиторами, т.к. основной вид деятельности - производство и продажа продукции растениеводства, а это товар сезонной продажи и следовательно у колхоза не всегда есть средства погасить кредиторскую задолженность.

.        Для того, чтобы не было в колхозе просроченной задолженности необходимо периодически приглашать для проверки деятельности специалистов-аудиторов, которые помогут избежать существенных ошибок в учете расчетных операций.

Список литературы

1. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: постановление Госкомстата России от 05.01.2004 г. №1 // Финансовая газета. - 2004.

. Российская федерация. Законы. Об акционерных обществах: федер.закон №208-ФЗ с изм. на 5 февраля 2007 года: принят Гос. Думой Федерального собрания РФ 26 декабря 1995 г. - электрон.дан.- М.: Информ.-правов. сист. «Кодекс», 2007.

. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: с изм. на 18 сентября 2006 г.: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н. - электрон.дан.- М.: Информ.-правов. сист. «Кодекс», 2007.

. Богатая, И.Н. Аудит: учеб.пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. - 4-е изд., перераб. И доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 506с.

5. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ». Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 284 с.

6. Джалаев Т. К. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2010.

7. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет : учеб. - М.: Проспект, 2009. - 448 с.

8. Крейнина М.Н Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.// Финансовый менеджмент. 2009.

9. Макарова, Н.С. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками / Макарова Н.С. // Аудиторские ведомости. - 2008.

. Покаместов, И.Е. Факторинг - комплексное решение для роста Вашего бизнеса / И.Е. Покаместов // Финансовый менеджмент. - 2010.

. Ширкина, Е.И. Аудиторская проверка внутренних расчетных операций / Е.И. Ширкина // Бухгалтерский учет. - 2011.

Похожие работы на - Анализ организации и методики учета расчетных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей (на примере колхоза 'Заря' Притобольного района Курганской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!