Социальные сети – безопасность, конкурентность и развитие на российских просторах Интернета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные сети – безопасность, конкурентность и развитие на российских просторах Интернета

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный технический университет радиотехники,

электроники и автоматики"

МГТУ МИРЭА






ЗАДАНИЕ

на выполнение курсового проекта (работы)

Тема Социальные сети - безопасность, конкурентность и развитие на российских просторах Интернета

Студент Иванов Д.С

Исходные данные

История развития Социальных сетей в Мире. История развития социальных сетей в Ru-net. Технические соглашения VK.com и Facebook.ru.

Перечень вопросов, подлежащих разработке, и обязательного графического материала:

Развитие социальных сетей;

Конкуренция среди социальных сетей на примере Ru-net;

Безопасность социальных сетей;

Практические возможности социальных сетей на примере создания группы в VK.com

Срок представления к защите курсового проекта (работы): до «30» декабря 2012 г.

Введение. Понятие «Социальная сеть»

Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются:

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.);

создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники.

Поэтому ошибочно считать социальными сетям такие сервисы как livejournal (площадка блогов), foursquare, Twitter (площадки микроблогов), т.к. они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:

Создание публичного или полупубличного профиля (англ. profile) пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое)

Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.) Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей).

Дополнительно может присутствовать возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

Глава 1. Социальные сети в наши дни

История развития

Не все знают, что понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году и ничего общего с Интернетом, конечно, не имело, а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Если говорить более простым языком - это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Например, это может быть группа однокурсников, в которой некий Джек является центром, а Билл и Катрин его знакомыми (ветками).

Постепенно научная концепция приобретала популярность, сначала в развитых капиталистических странах, затем и в восточной Европе. По мере развития общества мы пришли к информационному веку, в котором создали массу видов коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей, и сейчас эта научная концепция используется повсеместно. Я рассмотрю исключительно развитие социальных сетей в Интернете.

Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net.

Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени.

Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com - первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей.

В 2004 появляется Facebook, который за несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. В нем используется все тот же механизм общения, немного в другой плоскости, что приводит к революции в этой области. Количество активных пользователей на середину 2011 года - более 700 млн.

В сентябре 2005 года Тим ОРейли делает идеологический переворот, вводя понятие «Веб 2.0» в своей статье «Tim OReilly - What Is Web 2.0», которое описывает современный Интернет. Одну из центральных частей новой концепции занимают именно социальные сети.

В 2008 году появляется проект Groupon - сервис коллективных скидок, который с одной стороны основывается именно на принципе социальных сетей (зови своих знакомых и получи общую скидку), а с другой стороны использует социальные связи очень поверхностно (только для покупок). Сервис соединяет общение и бизнес, что с уверенностью можно назвать новым уровнем развития социальных сетей в Интернете, который совмещает онлаин и оффлаин миры.

Типы социальных сетей

В современном Интернете много разных социальных сетей. Для упорядочивания можно вывести определенную классификацию, в которой с 2008 года появились несколько новых типов сетей.

По типу:

Личное общение (Classmates.com)

Деловое общение (LinkedIn)

Развлечения (MySpace)

Видео (YouTube)

Аудио (Last.fm)

Фото (Flickr)

Геолокация (Foursquare)

Покупки (Groupon)

Блоггинг (Tumblr)

Новости (Reddit)

Вопрос-ответ (Answers.com/Sprashivai.ru/Mail Вопросы)

Закладки (Delicious)

Виртуальные миры (Second Life)

Тематические (Slashdot)

По доступности:

Открытые (Facebook/ Вконтакте)

Закрытые (PlayboyU)

Смешанные (VK)

По региону:

Мир (hi5)

Страна (Qzone)

Территориальная единица

Без региона (InterNations)

Самая интересная классификация социальных сетей - это по типу, тут есть много разных проектов с разным типом контента и для разных целей, каждый из которых занял свою нишу. Если проанализировать данную классификацию, не сложно прийти к выводу, что сейчас социализированы уже все основные тематики в сети, независимо от типа контента, бурное развитие продолжается только в отдельных нишах, в которых активно появляются тематические социальные сети. Последняя группа в классификации «тематических» сетей скрывает в себе огромное количество сообществ, каждое из которых основывается на тематическом контенте и общении.

Второй тип классификации показывает, на сколько сети доступны. Сейчас подавляющее большинство сетей полностью открыты для внешнего мира, за что их активно критикуют пользователи, но с другой стороны им это очень выгодно. Некоторые проекты не нацелены на публичность из-за своей бизнес-модели, поэтому они изначально создавались закрытыми. Смешанные сети обычно развиваются плохо: их задача часто набрать максимум популярности, как и у открытых, однако, пользователи не привыкли к барьерам и поэтому неохотно становятся участниками сетей данного типа.

Последняя градация - по географическому региону - самая простая и очевидная: сначала появились мировые гиганты, которые стирали физические границы, чуть позже начали развиваться сети в отдельных регионах, часто копируя полностью или частично мировых гигантов, но с уклоном на свой регион. С развитием Интернета постепенно стали появляться сети даже по отдельным городам. Также стоит вспомнить сети, которые привязываются не к региону, а к организации, например, социальные сети корпораций или политических партий.

Влияние социальных сетей на современного человека. Человек в сетях социальных

Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети - это уже самое популярное занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Через них даже устраиваются целые революции. Социальные сети стали самым центром современного Интернета.

Информация о человеке

Современные социальные сети предлагают пользователям указать практически все о себе: фото; видео; связи (в том числе и по типам); интересы; образование; информацию о работе; места, в которых бывает человек; предпочитаемые продукты; личные мысли и т.д. Большинство информации доступно без регистрации, достаточно найти страницу пользователя в популярных социальных сетях, остальное можно увидеть после добавления пользователя в друзья, а вся информация, включая личную переписку (как минимум), доступна администрации этой сети, и никакие настройки приватности не скроют её.

Проведу небольшой эксперимент на предмет наличия информации о самом себе: я средний пользователь социальных сетей, зарегистрирован в нескольких проектах, периодически общаюсь в 3х, из них активно в одном, сознательно не показываю в сетях всю информацию о себе и в разных проектах делаю акцент на разные аспекты своей жизни. По фамилии и имени можно легко найти меня в Facebook, Вконтакте, Мой Круг, Profeo, Хабрахабре и некоторых других сетях. Первой находим профиль в деловой сети Мой Круг, в котором можно найти: деловые фото, профессиональные навыки, интересы, информацию о карьере, оказываемые мною услуги, ссылки на другие сайты. Далее находим профиль в деловой сети Profeo, в котором без регистрации доступно мало информации, а именно можно узнать о нынешней работе, посмотреть связи, группы, отрасль и регион. Дальше находим профиль Вконтакте, в котором видно огромное количество моих мыслей в микроблоге, несколько посторонних фото и видео, пару моих неофициальных фото, день моего рождения, пару желаний и подписки, а по «лайкам» на странице можно выявить френдов. Далее находим профиль в Facebook, из которого видно несколько френдов и интересы. Последним находим ИТ сообщество Хабрахабр, в котором можно узнать мои интересы, контакты, моих френдов, интересные мне компании, увидеть опубликованные мною материалы и комментарии. Все эти данные может посмотреть любой пользователь, даже без регистрации в конкретной социальной сети. По ним можно сделать мой полный профессиональный портрет и много личной информации собрать, а если добавиться в друзья, портрет будет полон примерно на 50-60%. И это учитывая тот факт, что я сознательно не показываю в социальных сетях полную информацию о себе, да и вообще времени в них общаться у меня немного.

Важно понимать одну особенность: в Интернете, как и в реальном мире, люди объединяются в определенные социальные группы (социальные маски), которые между собой не сильно пересекаются. Основное глобальное деление происходит по проектам, внутри которых целевая аудитория разбивается на неформальные группы по интересам, возрасту и другим признакам. Причем таких социальных масок может быть несколько: днем человеку нужно деловое общение, вечером общение с друзьями и семьей, по выходным общение, например, связанное с хобби и т.д. У каждого набор масок будет свой, однако у каждой из них будут свои особенности, которые будут влиять на все поведение. Именно поэтому современный человек часто зарегистрирован в нескольких социальных сетях, в которых он удовлетворяет разные потребности и дает о себе разную информацию, а в последнее время многие заводят даже по несколько аккаунтов в каждой социальной сети, чтобы иметь возможность «надевать» разные социальные маски.

Кроме того, человек постепенно меняется: он стареет, у него меняются интересы, жизненные приоритеты и т.д. А это означает, что вчерашние школьники, которые общались ВКонтакте, завтра могут уже общаться в LinkedIn совсем с другими жизненными приоритетами и захотят показывать совсем другую информацию о себе. Именно поэтому так важно фильтровать информацию о себе в разных социальных сетях.

Работа в сетях

Сегодня сети собрали огромную аудиторию, что привлекает все больше специалистов из самых разных областей. Некоторые сети дают возможность только общаться, некоторые предоставляют рабочие инструменты, но одно можно сказать точно - любая популярная социальная сеть стала рабочим пространством для многих миллионов людей.

Первыми в сетях стали работать люди, чья деятельность основывается на общении. Это менеджеры по продажам, сетевые маркетологи, исследователи и многие другие. За ними пришли предприниматели и HR специалисты. Сейчас в сетях в той или иной степени работают люди любых специальностей.

Вполне очевидно, что данная особенность больше присуща сетям для делового общения, которые, можно сказать, созданы для работы, а также тематическим сетям, где собираются определенные группы людей. Сети дают возможность искать работу (например, специальный раздел «Работа» в популярной сети среди ИТ специалистов стран СНГ «Хабрахабр» - #"justify">Люди активно используют сети для работы и с каждым годом делают это все успешнее. Многие меняют работу через социальные сети, компании находят себе сотрудников, некоторые группы специалистов целиком перевели туда свою профессиональную деятельность. В ближайшем будущем можно ожидать развития специализированного функционала, который позволит создавать виртуальные рабочие места, в частности это касается профессиональных сетей.

Информационная безопасность

В последние 3-4 года тема информационной безопасности и приватности в социальных сетях привлекает много внимания. Это вполне объяснимо: сети все больше открываются внешнему миру, были случаи утечки личных данных, аккаунты пользователей легко взламываются, а у администрации сетей есть доступ к любой информации. Но все это только внешняя часть, которая лежит на поверхности и о которой пишет пресса, однако далеко не полная картина потенциальных угроз для личных данных.

Самым безобидным, на первый взгляд, вариантом использования личных данных без разрешения пользователя можно считать внутренние механизмы социальных сетей для показа таргетированной рекламы, подбора потенциальных знакомых или отбора потенциально интересного контента. Эти механизмы стали стандартом почти во всех социальных сетях, и никто не скрывает данный факт: все они собирают и анализируют личные данные, которых в любой сети очень много, а потом используют их в коммерческих целях. Более того, социальные сети передают личные данные во внешний мир, и уже официально успели признать этот факт.

Больше проблем пользователям создает утечка личных данных по вине сети, что неоднократно случалось в разных проектах. Одной из самых больших по размерам можно считать утечку личных данных 77 млн. пользователей игровой сети PlayStation Network в апреле 2011 года, и еще до конца не ясны последствия этого инцидента, возможно, имеет место утечка платежных данных пользователей. Проблем с безопасностью всегда много и вполне вероятно, что большинство подобных утечек просто скрывается от общественности.

Еще более серьезные проблемы может вызвать взлом отдельных аккаунтов и получение доступа ко всей личной информации отдельного пользователя, если цель злоумышленников - определенный человек. Сделать сегодня это не сложно даже для обыденного пользователя, который просто знает человека и может использовать социальную инженерию, а кроме того есть специальные услуги по взлому, стоимость этого всего 20$. Мотивация злоумышленников может быть самая разная, от взлома аккаунтов должностных лиц определенной компании в целях промышленного шпионажа до личных целей. Так, например, брачные юристы США уже сейчас фиксируют каждый пятый развод из-за социальных сетей: супруги получают доступ к профилю партнера, находят там переписку с любовником / любовницей, и в результате это приводит к разводу.

Отдельно стоит вспомнить о вирусах и фишинге, которые могут незаметно для пользователя воровать логины и пароли и после использовать их для незаконных действий (например, автоматическая рассылка спама от лица пользователя).

Однако самая большая угроза заключается в том, что доступ ко всей личной информации есть у довольно большой группы людей, и они могут в любой момент её просматривать, даже, если человек удалил что-то из сети. Во-первых, это сотрудники самой социальной сети: у них есть доступ к базам данных, в которых содержится вся информация, а также специальные инструменты входа в аккаунты пользователей, как, например, специальный мастер-пароль в Facebook, который позволяет войти в любой аккаунт. Во-вторых, доступ к информации также имеют правоохранительные органы, такие как ЦРУ в США или ФСБ в России. Не так давно известный разоблачитель Джулиан Ассандж, основатель Wikileaks, заявил, что Facebook имеет специальный интерфейс, который использует разведка США, а в России ранее популярная сеть ВКонтакте уже успела публично признать факты сотрудничества с правоохранительными органами и передачи личных данных. Все это вполне логично: сотрудники социальных сетей не могут не иметь доступ, в этом заключается их работа, а сотрудники правоохранительных органов ловят в сетях преступников, однако это не избавляет от опасности передачи данных третьим лицам, причем часто такими данными могут быть целые психологические портреты или конфиденциальная информация.

В последнее время пользователи все меньше доверяют социальным сетям и все чаще начинают фильтровать информацию, которую готовы доверить сети, давать ложную информацию или вообще удаляются из сети, однако даже удаление не дает уверенности: часто информация сохраняется на серверах компании и может использоваться в дальнейшем, в частности так делает Facebook, ВКонтакте и другие сети.

Зависимость

Интернет-зависимость - это уже давно признанное психологическое заболевание, а зависимость от социальных сетей - её новая форма. Причины этого явления вполне объяснимы: у каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремится удовлетворить, это может быть потребность в общении, самореализации, экономии времени или еще чего-то, а социальная сеть дает ощущение удовлетворения этих потребностей. И все это кажется очень доступным, стоит написать красивую цитату и тебе отвечают 10 человек; стоит загрузить новое фото и тебе скажут 10 человек, какой ты красивый; стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый интересный знакомый… Однако по сути это уход от реальности, подмена реального на виртуальное, которое только дает ощущение удовлетворения потребностей, а на самом деле Интернет не может заменить реальной жизни, и поэтому человеку хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются неудовлетворенными, по крайней мере, большинство из них.

Подобная зависимость постепенно развивается у многих людей, которые единожды попали в социальную сеть. Человек «подсаживается на сеть», и чем больше времени он ею пользуется, тем сложнее ему жить реальной жизнью. Почувствовать это сложно, нужно на несколько дней оторваться от компьютера, и только тогда возникнет целый букет чувств, начиная от сильного желания зайти в Интернет и заканчивая серьезной депрессией, это и есть симптомы зависимости. Зависимость приводит к множеству проблем: появляются комплексы, депрессия, страхи, перепады настроения и даже сексуальные расстройства.

Это психологическое заболевание и, как любая болезнь, требует лечения. Лечить любые психологические проблемы сложно, а тем более зависимости. Прежде всего, нужно осознать наличие проблемы и признать её для самого себя. Вторым шагом лечения должно стать замена виртуального общения на реальное, и постепенно с помощью друзей и родственником можно будет вылечиться.

Проблемы социальных сетей

У многих социальных сетей на фоне быстрого роста популярности и прибыльности есть и серьезные проблемы, лежащие в основе их работы. Решение этих проблем приведет к сильнейшему росту социальных сетей, что сейчас они и пытаются делать.

Маленькая полезность

Проблема многих социальных сетей, особенно не тематических - это небольшая полезность. Люди проводят там огромное количество времени, а взамен получают только электронное общение, чаще всего текстовое, которое передает только 7% информации, что делает такое общение очень непродуктивным, а также большое количество данных, 90% из которых не представляет ценности вообще. Понимая эту проблему, многие социальные сети стараются создавать новые инструменты, которые позволяют пользователям внутри них покупать-продавать, работать, развлекаться и т.д. Решение этой проблемы станет основой развития сетей в ближайшие 3-5 лет.

Проблемы с монетизацией

Социальные сети сегодня - не очень доходный бизнес. Для их создания и поддержания требуются значительные ресурсы, а инструментов прямой монетизации мало, и большинство из них основываются на посещаемости, что не позволяет преодолеть точку безубыточности в первые несколько лет существования проекта. В связи с этим постоянно ведутся эксперименты в области монетизации. Решение этой проблемы также сильно повлияет на развитие социальных сетей в ближайшие годы: будут внедряться инструменты электронной коммерции, появятся новые платные сервисы, много внимания будет уделяться посредничеству между пользователями, но о монетизации я расскажу в 4 части доклада.

Пересечение аудитории

Социальные сети уже охватили весь Интернет. Сегодня есть огромное количество разнообразных проектов во многих странах. В них зарегистрированы сотни миллионов людей со всего мира. При этом каждый проект уникален и решает немного разные потребности: в одних сетях люди общаются о личной жизни, в других о работе, в третьих потребляют контент. Это привело к значительному пересечению аудитории, когда один и тот же человек регистрируется в нескольких социальных сетях или даже имеет по несколько регистраций в каждом из проектов для удовлетворения разных потребностей. Прежде всего, это связанно с тем, что многие сети до сих пор не сделали инструменты эффективного удовлетворения разных потребностей, которые часто мешают друг другу, а с другой стороны, компании не хотят интегрироваться между собой, опасаясь конкуренции. Именно поэтому люди разбились на разные социальные группы в разных сетях, а отдельно взятый человек может присутствовать сразу в нескольких группах. В будущем выиграют те проекты, которые смогут научиться совмещать удовлетворение разных потребностей, и тем самым создадут себе огромное конкурентное преимущество или хотя бы начнут интеграцию с проектами из непрямой конкурентной группы.

Искаженная информация пользователей

В последние годы все чаще наблюдается сознательное искажение данных о себе самими пользователями. Многие люди полностью или частично меняют имя и фамилию, указывают ложные данные в профиле, много информации вообще не раскрывают. Количество таких людей точно не оценивалось, но уже сейчас их число может достигать 10-15% от общего числа активных пользователей, и эта цифра постоянно растет. В целом проблема связана с приватностью данных: социальным сетям выгодно открывать максимум данных о пользователях, что они успешно и делают, а людям, наоборот, хочется скрыть часть информации. Тенденция сохранится до тех пор, пока социальные сети не начнут предоставлять инструменты для сохранения гарантированной анонимности от всех, включая и сами сети.

Спам

Еще одной большой проблемой в социальных сетях является спам. Это рай для спамеров, которые могут делать персонализированную рассылку нежелательной рекламы. Социальные сети стараются активно с этим бороться, внедряя все новые механизмы определения спама и его блокирования, но и спамеры тоже не останавливаются в развитии. Эта проблема приносит серьезные убытки сетям и доставляет неудобства пользователям.

Аккаунты мертвых

Люди рождаются, живут и умирают. Это естественный процесс, и он нам не подконтролен. Однако этот процесс создает проблему для социальных сетей: как определить, что человек умер, и что делать с его аккаунтом?

Все это общие проблемы, присущие почти всем социальным сетям. При этом не стоит забывать, что в каждом регионе будут еще и свои локальные проблемы, которых тоже не мало.

Глава 2. Тенденции и перспективы развития

Социализация сторонних сайтов и программ

Важный тренд последних 3х лет. Социальная сеть - это огромное объединение людей, а значит, и огромная власть. Но как все знают, власти много не бывает, а значит, и социальные сети будут стремиться увеличивать свое влияние. Одним из важнейших стратегических инструментов увеличения влияния является именно интеграция со всеми возможными внешними сайтами, программами и вообще внешним миром. Чем более глубокой будет эта интеграция, тем больше власти получат социальные сети. Поэтому данную тенденцию можно выделять в топ 5 трендов на ближайшие несколько лет. Этот процесс можно разделить на две глобальные группы:

) Интеграция с социальными сетями.

) Создание социального функционала.

Интеграция с внешними социальными сетями уже довольно активно вошла в нашу жизнь. Многие миллионы сайтов тесно интегрировались с самыми популярными сетями, и почти все новые проекты сегодня создаются с интеграцией по умолчанию. Это может быть в виде ссылок на официальные сообщества поклонников сайта в социальных сетях, могут быть кнопки отправки информации в социальные сети, кнопки «мне нравится», интеграция интернет-магазинов для продажи товаров, специальные приложения для работы с сетями, инструменты комментирования через социальные сети и многое другое. Следующим шагом будет создание специализированных платформ для интеграции, которые позволят создавать «социальную» экосистему внутри сайтов, и пользователи, будучи залогинеными в Facebook или VK,смогут получать все то же, что и в самой социальной сети, только при этом будучи на стороннем сайте. Тот же процесс можно будет сделать и в обратном направлении: пользователи смогут, не выходя из социальной сети, получать нужную им информацию со сторонних сайтов. В свою очередь, внешние сайты с удовольствием принимают инструменты интеграции, потому что это дополнительный приток посетителей из сетей, а значит, и дополнительная прибыль. Так социальные сети концентрируют в руках власть, можно сказать «подсаживают сайты на интеграцию».

В тоже время компании понимают важность организации коммуникации между пользователями внутри экосистем сайтов, не выпуская их наружу и не доверяя этот важный процесс потенциальному конкуренту. Ведь социальные сети быстро развиваются, а пользователи требуют новый контент, поэтому не исключается риск создания сетью контента, близкого группе сайтов, которые ранее интегрировались с определенной сетью, и тем самым превращение огромной социальной сети в прямого конкурента для более мелкого сайта или целого сегмента. Компании стараются создавать полезный социальный функционал, который будет единым целым с сайтом и сможет привлечь новых пользователей. Часто компании переделывают свои сайты в тематические социальные сети и увеличивают свою популярность в разы.

Кроме сайтов сегодня активно социализируются и десктоп приложения. Тенденция началась с программ для общения, в частности, месседжеров, но постепенно перейдет и на другое программное обеспечение (например, корпорация Microsoft активно интегрирует свою программу Outlook социальными сетями).

В ближайшие несколько лет тенденция социализации будет только усиливаться, а популярные социальные сети будут сосредотачивать все больше власти и контроля над всей ИТ сферой. Старые продукты, которые правильно не социализируются, постепенно будут терять популярность. Контент будет создавать и распространяться с большей скоростью, благодаря пользователям социальных сетей.

Развитие тематических сетей

Всего 5-7 лет назад начали активно развиваться социальные сети общего типа: для личного или делового общения, сети, построенные на определенном типе контента, клоны общих сетей для локальных рынков. За общими сетями начали развиваться тематические проекты, которые использовали все тот же механизм социальных сетей, но в конкретной ограниченной нише. Этот процесс начался 3-5 лет назад и сейчас перешел в очень активную стадию. Сегодня можно найти социальные сети для ИТишников, туристов, меломанов, фотографов, спортсменов, книголюбов, политиков, ученых и т.д. При этом в мире до сих пор не заполнены многие популярные ниши, например, нет популярных сетей для автолюбителей, риелторов, мало сетей для образовательных целей и некоторых других тематик. Почти все тематические проекты имеют глобальный уровень, не ориентируясь на какую-то отдельную страну. Сейчас заканчивается стадия создания глобальных проектов и начинается стадия создания тематических сетей на локальных рынках, чаще всего это в той или иной степени клоны популярных существующих проектов. В ближайшие 3-5 лет закончится количественное насыщение рынка тематическими проектами и начнется развитие качественной составляющей. Собственно данные проекты повторяют историю развития общетематических сетей, которых уже много, и которые сейчас начинают конкурировать в основном на качественном уровне.

Сегодня пользователи больше не хотят получать редакционный контент, который кто-то создает и отбирает без учета их мнения, они хотят контролировать этот процесс и непосредственно в нем участвовать. Именно по этой причине мы станем свидетелями создания одной или нескольких тематических социальных сетей почти в каждой более-менее значимой тематике, которые оттянут на себя значительную часть пользователей из числа целевой аудитории. Причем эти сообщества будут основываться на смеси тематического контента и коммуникации пользователей, а также будет отводиться значительное место вспомогательным сервисам в области электронной коммерции, геолокации, интеграции с компаниями из смежных отраслей и т.д. Проще всего попасть в струю тем сайтам, которые уже имеют значительную популярность, и им остается только правильно преобразоваться и добавить социальный функционал. Эта тенденция может создать косвенную конкуренцию между общими сетями и тематическими сообществами, что в свою очередь с большой вероятностью может привести к интеграции подобных проектов.

Отдельной веткой развития станут закрытые социальные сети крупных организаций, которые также можно отнести к тематическим сетям, таких как коммерческие корпорации, государственные организации, политические партии и т.д. В таких организациях очень важно выстроить эффективную коммуникацию между её членами во многих странах и городах, донеси нужную информацию, повышать эффективность работы. Эта тенденция только начинает развиваться и пока её уловили в основном крупнейшие компании, лидеры, которые начинают внедрять эти технологии у себя, получая тем самым хорошие конкурентные преимущества.

Технологическое развитие

Социальные сети сегодня на волне огромной популярности, которая с каждым днем только нарастает. Популярность в свою очередь неизбежно приводит к быстрому росту. После своего появления социальные сети развивались в основном количественным путем, охватывая все больше пользователей, сегодня же социальные сети переходят в стадию качественного развития, придумывая все новые инструменты взаимодействия с пользователями. Поэтому технологическое развитие в ближайшие 3-5 лет станет необходимым условием для выживания в конкурентной среде. Развитие технологий будет многогранным, однако уже можно выделить ряд ключевых тенденций.

Коммуникационные инструменты

Коммуникация - это основа любой социальной сети, поэтому инструменты коммуникации будут развиваться в первую очередь. Этот процесс непрерывно идет с момента создания первых сетей. Сегодня многие ведущие сети начинают собирать все коммуникации человека из реальной жизни в своих проектах (например, не так давно компания Facebook объявила о внедрении технологии email у себя в проекте, она же претендовала на покупку компании Skype в середине 2011 года). В самом ближайшем будущем стоит ожидать ввода всех известных видов коммуникаций в проектах этого типа, что позволит в одном месте удобно общаться с любым человеком на планете.

Работа с контентом

Сейчас социальные сети работают по принципу «User-Generated Content», т.е. социальная сеть дает нужные инструменты, а люди используя их, генерируют новый контент. Модель довольно хорошо работает, однако инструментов создания профессионального контента пока мало, а пользователи в современном информационном мире хотят получать все больше разнообразного, качественного контента. Раньше социальные сети старались в основном структурировать контент пользователей, чуть позже стали создавать инструменты фильтрации качественного контента, а в ближайшем будущем стоит ожидать создание функционала нового уровня по созданию-отбору контента, а также интеграцию с контентпровайдерами. Модель сайтов, в которых смешан социальный функционал и качественный тематический контент, является очень перспективной.

Возможность интеграции для контентпровайдеров есть уже сейчас, хотя далеко не все её используют. Кроме стандартных виджетов, которые можно вставить на сайте контентпровайдера, очень выгодно делать специальные приложения через API сетей. Пока механизм интеграции через приложения не очень удобный, пользователям требуется зайти в приложение, чтобы получить нужную информацию, в будущем стоит ожидать преобразование социальных сетей в платформы, на которых будут развиваться разные приложения, в том числе приложения от контентпровайдеров.

В тоже время социальным сетям выгодно создавать контент в рамках сети, будь то сама социальная сеть, пользователи или и то, и другое, что позволит им всецело контролировать и управлять этим процессом, поэтому одновременно с интеграцией будут появляться новые механизмы создания контента. В свете этого вспоминается концепция веб 3.0, которая основывается именно на создание качественного контента: современные социальные сети уже сейчас могут создать качественно новую платформу для генерации контента, самостоятельно генерировать основной контент и дать пользователям возможность фильтровать этот контент, а также участвовать в его создании или редактировании.

Особое место можно выделить развлекательному контенту (игры, видео, музыка), который сейчас пользуется большой популярностью у пользователей. Интеграция с подобными сервисами уже активно идет (например, Facebook объявил об интеграции с музыкальным сервисом Spotify, Warner Bros. объявил о старте проката своих фильмов в Facebook, а ранее в сетях стали появляться игровые приложения от разных компаний, в частности от известного издателя игр Zynga).

Инструменты электронной коммерции

В последние несколько лет социальные сети стараются интегрироваться с интернет-магазинами и создавать инструменты для торговли между пользователями. Это очень интересный сегмент для социальных сетей: сейчас рынок электронной коммерции имеет обороты в сотни миллиардов долларов, а у социальных сетей есть сотни миллионов потенциальных покупателей. Осталось только найти эффективный инструмент продавать этим покупателям товары и услуги. Как и с контентом, есть два пути развития: интеграция с существующими интернет-магазинами и создание собственных платформ.

Инструменты интеграции сейчас развиты не очень хорошо. Есть возможность создавать специальные приложения-магазины к социальным сетям, что сейчас и начинают делать многие интернет-магазины (например, магазин «Экспедиция» в виде приложения), а также можно подключать магазины к сетям, и выгружать свои данные в специальные разделы (например, раздел «товары» в социальной сети ВКонтакте). Такая интеграция работает не очень успешно, нужно более глубоко интегрироваться в социальную сеть, учитывать поведение пользователей, персонализировать торговлю и т.д. Создание новых инструментов интеграции стоит ожидать в ближайшие годы.

С другой стороны сами социальные сети постепенно идут к созданию собственных платформ для электронной коммерции. Уже сейчас есть Facebook Marketplace, Second Life Marketplace и другие разработки. Социальная сетям выгодно создавать именно платформы, специальный функционал, который позволит продавать и покупать, а сеть при этом будет выступать посредником, зарабатывая на рекламе, дополнительном функционале, комиссии и других услугах. Этот инструмент будет очень востребован как для обычных пользователей, так и для компаний, а социальные сети смогут зарабатывать на этом миллиарды долларов чистой прибыли в год, что делает эту ветку развития одной из приоритетных и дает уверенность в её серьезном развитии в обозримом будущем.

Инструменты для работы

Еще одной значимой тенденцией в ближайшие годы, на мой взгляд, станет развитие инструментов для работы. Они будут развиваться во всех сетях в той или иной степени, но самые серьезные шаги в этом направлении будут делать сети для делового общения, такие как LinkedIn. Сейчас люди все больше переводят свою работу в Интернет и, в частности, в социальные сети, следовательно, с каждым днем возрастает потребность в специальных инструментах для работы. Можно ожидать появления сервисов для хранения контактов, поиска клиентов, документооборота, управления сотрудниками, совместной работы и даже целые ERP-системы. Эти инструменты, скорее всего, будут бесплатными в базовом функционале, а дополнительный функционал будет распространяться по модели SaaS.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны, социальные сети стали давать доступ сторонним разработчикам, которые могут создавать специальные приложения, в том числе и для работы. Также сети начинают создавать функционал для поиска работы, торговли, рекомендации людей и т.д. Все это только первые шаги, дальше на базе профессиональных сетей будут создаваться специальные разделы для решения тех или иных рабочих вопросов, а возможно и целые платформы, а на базе сетей для личного общения будут создаваться отдельные функции, в основном, специально для компаний, чтобы дать им возможность вести активность в сети.

В обозримом будущем можно готовиться к появлению новых сетей или трансформации старых, которые будут представлять собой рабочие платформы и ориентироваться на экономически активных людей. В таких сетях будут сильно развиты инструменты коммуникации, бизнес приложения, распространяемые по модели SaaS, инструменты совместной удаленной работы.

Персонализация

Любая социальная сеть имеет огромные возможности для персонализации своей работы под конкретного пользователя. Она может отслеживать его поведение, интересы, местоположение и на основе всей этой информации выдавать персонализированный контент любого характера. Сам принцип персонализации очень востребован, сегодня в Интернете огромное количество информации, большинство из которой бесполезно, а данный инструмент позволяет подобрать необходимую информацию именно для определенного человека, в определенный момент времени и в определенном месте. Тенденция развивается уже более 5 лет, но до сих пор даже на половину не исчерпала потенциальных возможностей, поэтому в ближайшие годы можно ожидать её дальнейшее развитие.

Социальные сети уже научились давать персонализированную рекламу, выделять нужный ему контент (например, интересный сервис Discover Facebook Pages, который позволяет искать интересные страницы под определенного человека, на основе данных, которые он дал сети), узнавать важных для человека людей и т.д. В ближайшем будущем стоит ожидать еще более качественную персонализацию контента, когда сети научатся связывать контент в единую семантическую паутину, создавая многоуровневые связи информации внутри проектов, и за одним звеном паутины будет тянуться целая цепочка интересующего пользователя контента, а, возможно, сети начнут даже функционал персонализировать. Во многом это будет тесно связано с технологическим развитием, новый функционал будет появляться по умолчанию персонализированным.

Рекламные технологии

Еще один важный тренд развития последних лет - это развитие рекламных технологий. Именно они до сих пор остаются основным источником прибыли социальных сетей, а значит, данные инструменты будут серьезно развиваться в последующие 3-5 лет. Сейчас активно вводятся поведенческие технологии, которые показывают рекламу пользователю не только на основе информации из его профиля, но и на основе его поведения. В целом сети имеют огромное количество информации о пользователях, они, можно сказать, отслеживают его жизнь. Это позволяет им показывать рекламу максимально таргетировано и иметь высокий уровень конверсии посетителей в покупателей. К этим возможностям еще добавляется огромная база пользователей, которая к тому же очень быстро растет, что делает социальные сети очень привлекательными рекламными площадками. Все крупнейшие бренды уже выстроились в очередь и массово скупают рекламные места.

В ближайшем будущем инструменты таргетинга будут развиваться и дальше, прежде всего это поведенческие технологии, которые со временем смогут предугадывать потребности пользователей с большой долей вероятности. Кроме того, в ближайшем будущем в социальных сетях появится много нового функционала, в частности в области электронной коммерции, это в свою очередь тоже станет огромной базой новой информации, которая позволит еще лучше таргетировать рекламу. Также сети активно экспериментируют над повышением эффективности рекламы (например, новый формат рекламы на Facebook, при котором пользователям платят за просмотр рекламы). В этом десятилетии реклама в социальных сетях вполне может стать самым эффективным каналом продвижения товаров и услуг.

Геолокация

Относительно новый тренд, который во многом начал развиваться благодаря современным мобильным технологиям. Социальные сети постепенно учатся отслеживать физическое местоположение пользователей, и на основе этого предлагают им таргетированный контент для определенной местности (все, что физически близко к пользователю: друзья, развлекательные заведения, информацию о месте и т.д.) или целые геолокационные сервисы (в частности, быстро набирает популярность геолокационный сервис Foursquare). Определение местоположения человека происходит либо автоматически с помощью мобильных технологий, либо посредством информации, которую дает сам пользователь. Информация такого рода позволяет социальным сетям внедриться в повседневную жизнь человека, что еще больше затягивает людей.

В ближайшие несколько лет будут активно развиваться мобильные ПК, смартфоны и подобные технологии, что повлечет за собой бурное развитие геолокационного функционала в социальных сетях. Даже при выключенном телефоне компании могут отслеживать местоположение с помощью других технологий, например, распознавание лиц. Многие существующие сервисы постепенно станут учитывать местоположение пользователей.

Анонимность

Одна из больших проблем социальных сетей сегодня, которую так или иначе им предстоит решать. Многие люди сознательно искажают информацию о себе, либо раскрывают малую часть данных, даже несмотря на инструменты анонимности. Поэтому в ближайшие несколько лет стоит ожидать появления новых инструментов анонимности, которые, возможно, позволят полностью скрывать данные или даже шифровать их, другими словами пользователи смогут находиться в сети и отслеживать активность своих друзей, при этом, не выдавая своей активности. Сегодня уже есть первые проекты, которые основаны именно на анонимности, такие, как Diaspora или NektoMe.

Интеграция и объединение

Сегодня социальные сети в основном развиваются обособленно и к объединению не стремятся. Это связанно с тем, что сетями пока не охвачены огромные массы пользователей Интернета, идет быстрый количественный рост, поэтому острой потребности в его ускорении через объединение пока нет, а кроме этого, многие социальные сети являются в той или иной степени конкурентами. Однако эта тенденция постепенно сменится обратной: у людей есть потребность в объединении и укрупнении разрозненной информации, а первые примеры интеграции уже есть (например, в прошлом году появился сервис Yahoo! Pulse, который тесно интегрирован с Facebook) или совсем свежи пример Google+, который интегрирует свои проекты в новую социальную сеть за счет чего во многом добился феноменального роста и сейчас Google+ самая быстрорастущая социальная сеть в мире. Вскоре сетям станет выгодно интегрироваться между собой, конечно, если они не являются прямыми конкурентами (например, тематическая сеть с контентом для менеджеров MeetTheBoss TV уже начала интегрироваться с LinkedIn, Twitter и Facebook). Независимо от социальных сетей в последние годы развиваются сторонние технологии и сервисы по объединению социальных сетей, которые находятся не в зоне их власти.

Процесс объединения понемногу двигается уже несколько лет. Первыми заметными технологиями стали: FOAF, XFN, OpenSocial, Google Social Graph и др. Некоторые социальные сети начинают поддерживать эти инициативы, в частности такие известные проекты, как MySpace, LinkedIn, Hi5, Bebo уже поддержали OpenSocial. А гигант Facebook в тоже время идет своим путем, создав протокол Open Graph для интеграции со сторонними сайтами, который, впрочем, приносит пользу по большей части самой компании.

Интересным представляется смысл технологии Social Graph. В Интернете есть огромное количество людей с определенными связями, прямыми и косвенными. Каждый человек имеет друзей, посещает любимые сайты, в том числе и социальные сети, потребляет какую-либо информацию. Часто связи пересекаются между собой и со связями других людей, например, два человека могут читать один и тот же сайт, это и есть точка пересечения. Все это можно представить как большую паутину, сам Интернет, по сути, является огромной социальной сетью. Активность и связи отдельного человека в сети можно отслеживать разными способами, самый простой - это собирать и анализировать информацию с нескольких самых популярных сайтов, таких как Google, Facebook, Yahoo и некоторые друге. Автоматический анализ этой информации может показать карту связей человека и сделать прогноз его интересов, например, человек А дружит в Facebook с людьми В и С, при этом этот А и С пользуются еще и Twitter, но не знают друг о друге на Twitter, система может сделать прогноз, что А и С могут подружится на Twitter и предложить им это. В целом это очень похоже на принцип семантической паутины, которому пророчат большое будущее, только именно в области социальных сетей.

Не менее интересным является и проект OpenSocial, который использует API многих социальных сетей и позволяет создавать кроссплатформенные приложения. Сети добровольно открывают доступ к информации и позволяют её использовать сторонним разработчикам. Хотя тут есть и существенный минус: если на основе этой технологии начнет расти потенциальный конкурент, сеть может просто закрыть ему доступ.

Кроме этого, уже давно существует технология OpenID, которая используется повсеместно, в том числе и социальные сети становятся провайдерами на базе этой технологии.

Также постепенно появляются и специальные сервисы, например, русскоязычный сервис Best Persons, который позволяет делать кросспостинг в разные блоги и социальные сети, собирать ссылки на разные профили в одном месте, подписываться на обновления друзей и т.д. Или англоязычный сервис Plaxo для объединения контактов. Развитию подобных сервисов часто препятствуют сами социальные сети, им невыгодно, чтобы пользователи проводили время на других сайтах или программах, при этом используя их возможности.

Технологии, которые позволяют объединять пользователей в разных социальных сетях, постепенно будут развиваться. Сети этому начнут активно способствовать, когда исчерпают ресурсы для количественного роста и станут развиваться качественно, в ближайшие несколько лет объединение будет на уровне интеграции сетей с контентпровайдерами, интернет-магазинами, разнообразными сервисами и подобными проектами, это им выгодно уже сейчас. Позже интеграция перейдет на новый уровень и станет скорее симбиозом. Отдельной дорогой будут развиваться сервисы, которые паразитируют на социальных сетях: кроме интеграции через официальные инструменты всегда можно сделать парсер и считывать информацию под логином пользователя с помощью ботов.

Мобильные технологии

Мы живем в эру мобильных технологий, с каждым годом мобильные устройства становятся все миниатюрнее, обрастают новыми функциями, становятся для людей незаменимым инструментом. Выходить в Интернет можно почти с любого нового мобильного телефона, независимо от местоположения, т.к. беспроводные сети покрывают значительную часть суши. Не удивительно проникновение этих технологий в существующие и новые социальные сети.

Большие проекты, которые раньше делали ставку исключительно на Интернет, сегодня обрастают новыми функциями с применением мобильных технологий (например, сеть ВКонтакте ввела обязательную привязку профилей к мобильным номерам и делает ставку на мобильные микроплатежи). Кроме этого есть специальные сервисы, во многом ориентированные на мобильные технологии (например, геолокационные сервисы Foursquare и AlterGeo). Для таких сервисов даже есть специальное понятие «MoSoSo» - mobile social software.

За последние годы все популярные социальные сети уже успели обзавестись полноценными мобильными версиями своих сайтов и в значительной степени интегрировать мобильные технологии, что дало возможность прогрессивной части пользователей оставаться на связи повсеместно, что мы и можем наблюдать (например, мобильная версия социальной сети Одноклассники). Часто коммерческие компании запрещают доступ к социальным сетям в рабочее время, на уровне локальны сетей компании, но это уже не работает: сотрудники при желании общаются в сетях через мобильные устройства. В ближайшем будущем мобильные версии сетей ни чем не будут уступать по функционалу обычной версии сайтов.

Сейчас специализированные мобильные сервисы используют такие популярные технологии, как GPS, Wi-Fi, Bluetooth, Geo-IP и другие. В ближайшем будущем стоит ожидать внедрение новых технологий, в частности дополненную реальность. Развитие подобных социальных сетей и отдельных функций зависит от технологического развития всего человечества: чем скорее у большинства появятся многофункциональные мобильные устройства с полноценным доступов в Интернет и поддержкой всех необходимых технологий, тем быстрее будут развиваться функции этого класса.

Внедрение в повседневную жизнь

Социальным сетям жизненно необходимо проникнуть во все сферы жизни человека, тогда они получат максимальный контроль над ней и смогут максимально монетизироваться. Сейчас социальная сеть - это интересный сайт в Интернете. В обозримом будущем социальная сеть - это стандарт жизни. Только представьте, открываете Вы холодильник, а он Вам сообщает, что Ваш друг Джек с Facebook, который к тому же живет на соседней улице, только что заказал ящик виски! Вы, конечно, сразу прикажете холодильнику срочно заказать содовой и начнете собираться в гости к Джеку… Безусловно, это шутка, но она уже не так далека от реальности, как может показаться на первый взгляд. Человек - социальное существо: для него важно, что думают о нем окружающие, ему важно показать себя, ему важно быть с кем-то на связи.

Возьмем, например, технику, которая нас окружает. Она с каждым днем становится все сложнее и все более похожа на полноценные компьютеры. В ближайшем будущем техника вполне может обрасти социальным функционалом, технически это уже возможно. Самые обычные холодильники будут знать, что предпочитают его хозяева, что покупают его друзья, будет возможность сделать коллективную покупку с ребятами из соседних домов; кухонные печи будут знать, что приготовить хозяевам вкусного сегодня, что готовили их друзья вчера, насколько зажаривать мясо; телевизор будет сам выбирать интересные программы каждому члену семьи, будет устраивать совместный просмотр любимых спортивных шоу с соседями и друзьями, подбирать интересную рекламу; телефоны будут подсказывать ближайший ресторан с хорошими отзывами, звонить друзьям с поздравлениями, в нужный момент напоминать хозяевам о важных делах и т.д. Подобный функционал востребован определенной группой людей, выгоден социальным сетям и может стать выгодным для производителей бытовой техники, поэтому стоит ожидать развитие в этом направлении в обозримом будущем, хотя, скорее всего, не самом ближайшем будущем.

Другой пример - геолокационные сервисы, которые уже активно развиваются. В ближайшем будущем, находясь в какой-либо точке города можно будет посмотреть на карте ближайшие развлекательные заведения, офисы компаний, общественные организации; почитать отзывы о любом месте; получить подробную информацию об историческом памятнике; найти интересных людей вокруг или компанию для развлечения на вечер; что-то спросить у местных жителей; найти земляков в чужом городе и т.д. Все это можно будет сделать с помощью небольшого мобильного устройства, будь то смартфон, нетбук или еще что-то. Некоторые социальные сети целиком направлены на организацию взаимодействия в реальном мире и служат только организационной интернет-площадкой (например, сервис Meetup). Геолокационные сервисы очень востребованы и будут развиваться в ближайшем будущем.

Неочевидные пути развития

Предсказывать будущее на 100% пока никто не научился, можно только прогнозировать, а любой прогноз не может охватить все возможные пути развития объекта прогнозирования, он охватывает только самые вероятные. Поэтому завтра может появиться социальная сеть нового типа, о которой сегодня мало кто задумывался. В этом разделе я буду скорее фантазировать, опираясь на косвенные факты и собственные логические умозаключения, всем читателям предлагаю поделиться мыслями об этом в комментариях.

Операционная система жизни

В прошлом десятилетии много разговоров было об операционных системах в браузере и их светлом будущем. Я думаю, есть шанс, что современные социальные сети могут в той или иной степени пойти по этому пути развития. Сети уже охватывают многие сферы жизни, и их проникновение в наш мир идет очень быстро, с каждым годом появляются новые технологические возможности. Многие пользователи уже не знают всех возможностей крупных социальных сетей, таких как Facebook, хотя проводят там десятки часов каждый месяц, а с другой стороны, сети находятся только в самом начале технологического развития. Поэтому я делаю вывод, что вскоре могут появиться некие Web OS на базе социальных сетей, которые смогут не только запускать приложения и позволять управлять ими, как это делают современные операционные системы, но и во многом управлять жизнью человека. Это будет центр всех его коммуникаций, центр покупок, центр обучения, центр многих развлечений, центр для работы и т.д. Великолепная система управления жизнью человека. И одну подобную разработку я не просто знаю, я участвую в её создании.

Дополненная реальность

Чуть менее глобальный возможный путь развития, но тоже очень интересный - внедрение технологий дополненной реальности в социальных сетях. Эту технологию можно отнести к сервисам геолокации, которые уже используются. Смысл технологии: на реальное изображение накладывается дополнительная виртуальная информация. Сегодня отдельно есть геолокационные сервисы, которые работают с существующими картами и новыми разработками по дополненной реальности, завтра можно ожидать объединения этих идей и возникновения новых социальных сетей.

Голосовое управление

Еще один возможный путь развития социальных сетей с большим потенциалом. Технологии голосового управления уже существуют, осталось их только внедрить в социальные сети, что позволит создать новый их тип, который, на мой взгляд, будет с очень простым интерфейсом и широким функционалом, а все управление будет происходить с помощью голоса. Эту технологию в будущем стоит ожидать и в уже существующих сетях.

D сети и виртуальная реальность

Много лет все говорят про 3D в разных его проявлениях, в частности, что Интернет скоро перейдет на 3D интерфейсы. Однако пока это больше разговоры, пробные разработки и отдельные проекты, в основном для браузерных игр. Я считаю, что данная тенденция будет развиваться в будущем, прежде всего потому, что человек лучше воспринимает объекты от природы, как например, цветы: есть искусственные с насыщенными красками, и к тому же они никогда не вянут, но большинству все равно нравятся живые. Точно также и с интерфейсами: одно дело смотреть на плоский экран с фотографией собеседника и совсем другое находится пусть и в виртуальной, но все же комнате все с тем же собеседником. Подобные разработки ведутся уже несколько лет, причем именно для социальных сетей, однако время виртуальной реальности еще не наступило, но её стоит ожидать в ближайшем будущем.

Искусственный интеллект

Как я уже писал, социальные сети обладают огромными базами данных о пользователях, их связях, предпочтениях, убеждениях и другой важной информацией. Поэтому внедрение технологий искусственного интеллекта видится очень перспективным. Если сеть научится на машинальном уровне обрабатывать все имеющиеся данные и делать логические выводы - это принесет ей сотни миллиардов долларов. Вся огромная пользовательская база, которая сейчас приносит доход сети в основном с рекламы и платных сервисов, станет потреблять многие продукты не через сторонние сервисы, а через социальную сеть, потому что она будет знать, что нужно пользователю, когда и как ему это продать.

Голограммы

Наверное, немного сумасшедшая идея, но мне кажется интересной: использовать голограммы для общения с разными собеседниками на расстоянии. Представьте, у Вас есть несколько друзей, которые находятся далеко от Вас и не могут физически быть рядом при разговоре, но при этом у Вас есть устройство, которое может создать виртуальную копию собеседника. Человек, находясь на островах в Тихом океане, звонит своему знакомому, который находится в Лондоне, сигнал принимает устройство, возле человека в Лондоне появляется 3D голограмма и она начинает вести разговор, как настоящий человек. Так создается ощущение присутствия собеседника рядом.

Глава 3. Практическая часть. Анализ социальной сети на примере VK.com

«ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть, первый по популярности сайт на территории Белоруссии, второй - в России, третий - на Украине, пятый - в Казахстане, 27-й - в мире. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на ноябрь 2012 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» - около 38 миллионов человек.

социальная сеть интернет

Интерфейс

Популярность социальной сети «Вконтакте» во многом обязана интерфейсу этой сети. Главные преимущества интерфейса- простота в управлении. Любые пункты легко настраивать и всё легко редактировать.

Рассмотрим же интерфейс более детально по рисунку предоставленному ниже:

) Аватарка - фотография или рисунок характеризующая данного человека.

) Лента фотографий - на ней распаложены уменьшеные копии последних фотографий.

) Стена или микроблог в котором происходит размещение информации, сообщение последних новостей, перепост(отправка сообщений со стены других пользователей) сообщений и т.д.

) Информация о пользователе - информация, которую заполнил пользователь при регистрации и которую со временем редактировал. При нажатии «Показать подробную информацию» появится полный список, включая интересы, любимые фильмы и книги.

) Краткое меню - содержащее информацию о данном пользователе, а также элементы управления над страничкой, такие как смена аватарки (блока 1).

) Полное меню, которое можно редактировать, также есть блок сверху, который является укороченной копией данного.

) Реклама - 2 рекламных блока.

Работа в сети

В сети Vk распространены способы заработка, чаще всего они носят «Чёрный» характер.

Самым популярным чёрным способом является создание поддельной страницы или группы, в которых размещена информация о покупке того или иного товара: алкоголь, одежда и игрушки.

Есть аналогичные серые способы, принципиальное отличие которых в продаже информационных услуг. Чаще всего это программы, видео курсы и мануалы. Если рассматривать белые методы заработка, то их очень много. К примеру платное редактирование фотографий, создание группы рекламирующий вашу деятельность - создание сайтов, групп, разработка дизайнов, написание книг, текстов и т.д.

Безопасность и решение проблем

Любой сервис, который имеет большую популярность, в первую очередь сталкивается с проблемами взломов аккаунтов, спама и запрещенного контента. На примере Рунета и сети VK главные программы в течении последних 5 лет были - Vkbot и Xrumer. Если Xrumer стоил порядка 500$ и его было тяжело купить злоумышленнику, то VKbot является полу-платной программой, то есть его может скачать каждый и использовать бесплатную - урезанную версию, для использования полной версии нужно заплатить 10$.

Обе программы имею большой функционал. Главная задача программ - это рассылка спама.

Спам

В 2007 году для борьбы со спамерами «вконтакте» добавили «умную капчу» - графическое изображение цифр, которое необходимо ввести. И уже к 2009 году количество спам атак было уменьшено на 70%. Так же был добавлен в интрефейс пункт «приватность», к тором любой пользователь мог ограничить доступ к своей страницы для любой группы лиц.

Борьба с фейками

Фейк - это поддельный аккаунт, с которого может сидеть кто угодно, считая злоумышленников. Для борьбы с этим явлением было решено использовать сотовые телефоны для регистрации. За последний десяток лет мобильные телефоны стали незаменимым атрибутом современного человека, почти у всех пользователей интернета имеется свой контактный номер. Он привязывается к сервису VK, делается это при регистрации или пре редактировании настроек. При этом обязательно надо подтверждать то, что вы владелец данного номера, путём введения кода, полученного на СМС.

Безопасность

Это позволило не только сократить количество фейковых страниц, но и обеспечить безопасность: В случае если у пользователя крадётся злоумышленниками страница, то он может её восстановить, путём запроса восстановления пароля через СМС сообщение.

Так же было решено блокировать любой аккаунт, на котором осуществляется рассылка спама. Разблокировать страницу можно только с помощью телефона.

В 2011 году ввели специальную графу жалоб на страницу. Каждый пользователь, который посчитал, что страница или аккаунт принадлежит злоумышленникам, может пожаловаться на страницу с помощью кнопки «пожаловаться», при нажатии на которую всплывёт окно заполнения информации, в которой можно будет указать причину жалобы.

Заключение

Сети уже очень глубоко проникли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, влияние их на людей до сих пор недооценивается. Сейчас развиты в основном сети общего типа, однако в ближайшем будущем будут развиваться и новые проекты, как по тематике, так и по функционалу. Как и в любом быстрорастущем сегменте, есть ряд ощутимых проблем, но все они вполне решаемы. В скором времени социальные сети в Интернете довольно сильно изменят мир, они уже стали влиятельным инструментом власти. Однозначно можно сказать, что у социальных сетей все только начинается, в ближайшие годы нас ждет бурное развитие этого интересного феномена современности. Сети будут превращаться в полноценные платформы для тех или иных сфер жизни. Прежде всего, нас ожидает тотальная и повсеместная социализация всего Интернета и даже повседневной жизни, будут появляться тематические проекты, бизнес все глубже будет проникать в социальные сети, ожидается внедрение новых технологий, в том числе мобильных, а разрозненные проекты будут объединяться и укрупняться.

Список используемых источников

1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Социальные сети. Руководство по эксплуатации. (ISBN 978-5-98124-407-0; 2010 г.)

.Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса (ISBN 978-5-91657-187-5; 2010 г.)


Похожие работы на - Социальные сети – безопасность, конкурентность и развитие на российских просторах Интернета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!