Понятие информации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие информации

Оглавление

Введение

.Понятие информации. Её виды

.1.Данные

.Системы знаний

.Рост и развитие

.Стремление к мудрости

Литература

Введение

Мудрость находится на вершине иерархии типов содержания человеческого разума. Ниже следуют: понимание, знание, информация и в самом низу - данные. Каждый из них включает сведения из всех нижних уровней - например, не может быть мудрости без понимания и понимания без знания.

И при всём этом у меня сложилось впечатление, что в среднем сорок процентов ума людей занято данными, тридцать процентов - информацией, двадцать процентов - знаниями, десять процентов - пониманием, а для мудрости практически нет места.

Такое распределение ментального пространства особенно наглядно проявляется в умах наших политических лидеров и тех, кто им помогает.

Что должны содержать такие системы? Именно на этот вопрос я попытаюсь ответить.

1. Понятие информации, виды информации

Информация - это некоторая последовательность (налицо упорядоченность) сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы или регистрируемы) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного типа). Это приращение, развитие, актуализация знаний, возникающее в процессе целеполагающей интеллектуальной деятельности человека. Никакая информация, никакое знание не появляется сразу - этому предшествует этап накопления, осмысления, систематизации опытных данных, взглядов. Знание - продукт такого процесса. Мышление - необходимый атрибут такого процесса.

Информация может существовать в пассивной (не актуализированной) и активной (актуализированной) форме.

Информация по отношению к окружающей среде (или к использующей ее среде) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.

Информация по отношению к конечному результату проблемы бывает: исходная (на начало актуализации этой информации); промежуточная (от начала до завершения актуализации информации); результирующая (после завершения её актуализации).

Информация по изменчивости при её актуализации бывает: постоянная (не изменяемая никогда при её актуализации); переменная (изменяемая при актуализации); смешанная - условно - постоянная (или условно-переменная).

Возможна также классификация информации и по другим признакам: по стадии использования (первичная, вторичная); по полноте (избыточная, достаточная, недостаточная); по отношению к цели системы (синтаксическая, семантическая, прагматическая); по отношению к элементам системы (статическая, динамическая); по отношению к структуре системы (структурная, относительная); по отношению к управлению системой (управляющая, советующая, преобразующая, смешанная); по отношению к территории, территориально (федеральная, региональная, местная, относящая к юридическому лицу, относящаяся к физическому лицу, смешанная); по доступу (открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная, смешанная); по предметной области, по характеру использования (статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая и т.д., смешанная) и другие.

Информация может оказаться и вредной, влияющей негативно на сознание, например, воспитывающей восприятие мира от безразличного или же некритического - до негативного, "обозлённого", неадекватного.

Информационный поток - достаточно сильный раздражитель.

Информация не существует без других типов ресурсов - энергии, вещества, организации, как и они не могут существовать без информации. Любые взаимодействия систем (подсистем) - взаимодействия всегда материально-энерго-информационные. Выявление (структурирование, упорядочивание, установление отношений), формализация (описание формальными средствами, языками), изучение (разработка моделей, методов, алгоритмов), применение (разработка и актуализация технологий) этих взаимодействий и составляет основную задачу информатики - как науки, как человеческой деятельности.

. Данные

Данные - это символы, представляющие свойства объектов, событий и их окружения. Это результаты наблюдений. Наблюдать означает ощущать. Технология ощущений, её инструментализация, конечно, высоко развита у человека от природы.

Информация извлекается из данных с помощью их анализа, во многих аспектах которого компьютеры превосходны.

Данные, подобно железной руде, не имеют ценности, пока они не преобразуются в соответствующую полезную форму. Поэтому разница между данными и информацией не структуральная, а функциональная, данные обычно редуцируются при их преобразовании в информацию.

Информация состоит из описаний, ответов на вопросы, начинающиеся с таких слов, как кто, что, где, когда, сколько. Информационные системы генерируют, запоминают, извлекают и обрабатывают данные. Во многих случаях обработка носит статистический или арифметический характер. В любом случае информация выводится из данных.

Основной операцией превращения данных в информацию является классификация, в результате которой многомерное разнообразие данных упрощенно отображается разнообразием конечного числа классов близких, подобных данных, т.е. моделью состава данных.

. Системы знаний

Знание есть «ноу-хау», например о том, как система работает. Знание позволяет преобразовать информацию в инструкции. Оно делает возможным контроль над системой. Управлять системой означает заставить её действовать более эффективно. Увеличить эффективность означает либо увеличить вероятность производства желательного результата при заданных ресурсах, либо уменьшить количество ресурсов для производства результата с заданной вероятностью. Все системы управления имеют в своём составе системы знаний.

Знание может быть обретено двумя путями: либо передачей его от тех, кто им обладает, либо извлечением его из собственного практического опыта. В любом случае приобретение знания есть обучение.

Когда программируются компьютеры, они «обучаются», как сделать что-то. Более того, когда Клод Шеннон создал свою электронную мышь, отыскивающую выход из лабиринта, компьютеры стали программироваться на обучение из опыта, но это был простейший тип обучения.

Компьютерные экспертные системы - это системы знаний, которые содержат знания эксперта, запрограммированные в них. Редко это обучающиеся системы, т.е. способные самостоятельно обучаться.

Способность самостоятельно накапливать знания называется интеллектом. К сожалению, многие системы, называемые «интеллектуальными», не обладают такой способностью и, следовательно, именуются неверно.

Обучение субъекта имеет место, когда эффективность его деятельности возрастает со временем или с числом опытов при постоянных условиях. Если же внешние условия меняются - например, когда на стрельбище начинает дуть сильный ветер - необходимо учиться заново, чтобы сохранить или повысить точность стрельбы. Такое обучение называется адаптацией.

Обучение и адаптация происходят методом проб и ошибок, т.е. путём систематического обнаружения ошибки и её исправления. Диагноз заключается в установлении причины появления ошибки, а предписание есть инструкция по её исправлению. Систематическое обучение и адаптация требуют понимания ошибки, узнавания, почему она произошла, и как её исправить.

Знание - это сведения о связях между компонентами информации, обнаруженные закономерности, т.е. модель структуры (группированных) данных.

Системы, которые генерируют понимание в целеустремлённых системах и тем самым поддерживают и ускоряют их обучение и адаптацию, действительно существуют, но обычно это человеко-машинные системы. На сегодня они не могут быть полностью автоматическими. Хотя есть автоматы, используемые для диагностики работы механизмов, они не годятся для применения к биологическим и социальным системам. Поэтому системы поддержки, генерирующие понимание, требуют участия человека. Такие системы должны быть способны обнаруживать ошибки, определять их причины и способы их исправления.

Обучение и адаптация, так же как знание и понимание, фокусируются на efficiency. Эффективность связаны с конечной целью (или целями). Однако ценность этой цели существенна при определении эффективности по цели, а при определении эффективности по средствам важна лишь ценность средств.

Разница между эффективностями по средствам и по целям, которая отличает мудрость от понимания, знания и информации, находит отражение в различии между ростом и развитием. Рост не обязательно связан с увеличением ценности, значимости, а развитие - связано. Развитие является процессом, увеличивающим мудрость. И обратно: система, порождающая мудрость, способствует развитию.

А теперь, чтобы определить характеристики системы мудрости, нужно определить «развитие» и сформулировать условия, необходимые для его осуществления.

. Рост и развитие

Рост и развитие - не одно и то же. Рост может происходить и вместе с развитием, и без него.

В английском языке разными словами обозначены «эффективность по достижению промежуточных целей, т.е. в использовании средств достижения конечной цели» - efficiency и «эффективность в достижении самой конечной цели» - effectiveness. В дальнейшем будем переводить эти термины как «эффективность по средствам» и «эффективность по цели».

Развитие не определяется тем, что субъект имеет. Это - процесс, в котором субъект увеличивает свои способность и желание удовлетворять собственные нужды и законные желания и нужды и законные желания других. Законное желание - это такое, исполнение которого не уменьшает свои шансы и шансы других на удовлетворение любых их нужд или (законных) желаний. Таким образом, это желание, исполнение которого не препятствует исполнению законных желаний других.

Скажем иначе: развитие является увеличением способностей, потенциала, а не приобретением имущества. Это больше относится к тому, как много может быть сделано с тем, что уже имеется, чем к тому, как много этого имеется. Это вопрос обучения, приобретения знаний, а не приобретения материальных благ, и больше отражается на качестве жизни, нежели на уровне жизни. Робинзон Крузо лучший пример развития, чем миллиардер Дж. Пирпоунт Морган.

Это не означает, что то, сколькими благами обладает субъект, не имеет отношения к его развитию; очень даже имеет. Насколько люди могут на деле улучшить качество их жизни, зависит не только от их желаний и способностей, но и от имеющихся у них ресурсов.

Поскольку развитие состоит в расширении желаний и способностей субъекта, оно не может быть сделано кем-то извне для субъекта вместо него и не может быть насильственно навязано ему. Нельзя развить другого для и за него, но можно поощрять, помогать, способствовать развитию другого.

Способность неограниченно удовлетворять свои и других нужды и желания можно назвать омникомпетенцией (всемогуществом). Это необходимый идеал каждого, кто в чём-то нуждается или чего-то хочет, потому что нужда и желание должны сопровождаться желанием удовлетворить их. Таким образом, обладание омникомпетенцией означает способность удовлетворить все другие желания, даже осуществление любых идеалов. По этой причине можно назвать её метаидеалом. Тогда развиваться означает осуществлять прогресс в направлении метаидеала.

Обратите внимание, что в омникомпетенции исчезает различие между целями и средствами: конечные цели состоят из совершенных средств удовлетворения любых законных желаний.

Социальные системы - общества, институты, корпорации, другие типы организаций - создаются людьми, чтобы посредством этих систем достигать свои цели. При этом целевые функции социальных систем, как определили еще древнегреческие философы, бывают четырёх типов: производить истину, блага, добро и красоту.

. Стремление к истине является научной и технологической функцией обществ. Оно состоит в поощрении и обеспечении производства информации, знания и понимания, необходимых индивидам, чтобы избрать наиболее эффективные средства и создать средства, которые ещё более эффективны.

2.Стремление к благам является экономической и образовательной функцией обществ. Оно состоит в поощрении и обеспечении наличия ресурсов, необходимых для достижения целей. Это включает производство и распределение таких ресурсов - обеспечение их наличия, обеспечение осведомлённости об их доступности, предоставление доступа к ним, защита от нецелевого их присвоения.

3.Стремление к добру является морально-этической функцией обществ. Оно направлено на устранение внутренних конфликтов индивидов (духовное умиротворение, мир в умах), конфликтов между индивидами (мир на Земле) и на осуществление сотрудничества между людьми. Пока не будут устранены личные и межличностные конфликты и не будет установлено межличностное сотрудничество, прогресс в достижении многих целей невозможен.

Деятели в сфере этики и морали традиционно придерживаются двух подходов в своём стремлении к добру: один - абсолютный, другой - относительный.

. Стремление к мудрости

информация компьютерный данные

Информационные системы включают ментальные процессы сравнительно низкого уровня и потому могут быть в значительной степени автоматизированы. Такие системы преобразуют данные в информацию.

Компьютеризованные системы знаний требуют более высоких умственных операций для накопления знаний, но ещё недостаточно высоких для их генерации и использования. В общем, они не создают знание, а накапливают знания, созданные другими людьми. Однако некоторые из них наделены способностью к обучению и адаптации, приобретению знаний.

Информация, подобно новостям, довольно быстро стареет. Знание живёт дольше, хотя и оно неизбежно устаревает. Понимание представляется долговечным. Мудрость имеет вечную значимость для человечества (если она не утрачивается).

Как уже отмечалось выше, информация, знание и понимание сосредоточены на эффективности по средствам (efficiency). Мудрость придаёт дополнительную, большую ценность благодаря ментальной функции, которую мы называем суждением. Все оценки эффективности основаны на логике, которая, в принципе, может быть определена, а значит - запрограммирована и автоматизирована. Эти принципы общи и объективны. Мы можем говорить об эффективности действия безотносительно к тому, кто действует. А по отношению к суждению это не так. Ценность действия всегда зависит от того, кто действует, редко когда она одинакова для двух исполнителей, даже если они делают одно и то же. Эффективность по средствам не связана с мотивами деятельности; а эффективность по целям определяется именно этическими и эстетическими ценностями. Они являются уникальными и персональными.

По крайней мере, всё это так представляется мне. Из этого я делаю вывод, что человек никогда не сможет создать автоматические системы, генерирующие мудрость. Мудрость, которая столь существенна для стремления к идеалам, является характеристикой, отличающей человека от машин.

Литература

.Латыпов И. А. Собственность на информацию как социально-философская проблема: монография / Федеральное агентство по образованию. - Ижевск Удмуртский ун-т, 2007.

2.В. П. Седякин, В.Я. Цветков. Философия информационного подхода: Монография: МАКС Пресс, 2007.

3.И.И. Юзвишин. Основы информациологии. М. 2000.

4.В.П. Седякин. Информационный миф и паранаука. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции "Математика, информатика, естествознание в экономике и обществе". М. Изд. МФЮА. 2008.

5.В.З. Коган. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1991.

6.А. Н. Кочергин, 3. Ф. Цайер. Информациогенез и вопросы его оптимизации. Новосибирск: Наука, 1977.

7.В.В. Ильин. Философия и история науки. М.: Изд-во МГУ. 2005.

8.Урсул А.Д. Информация. М.: Наука, 1971.

9.Н.А. Кузнецов, Н.Л. Мусхешвили, Ю.А. Шрейдер. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. Вопросы философии. N X 1998.

10.Бибихин В.В. Внутренняя форма слова / Санкт-Петербург: Наука, 2008.

11.В.П. Седякин. Информационные понятия и научный язык. Сетевой электронный научный журнал "ГЛОБЭКСИ". www.globecsi.ru <http://www.globecsi.ru>

Похожие работы на - Понятие информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!