k1
|
0,45
|
k2
|
3,2
|
k3
|
3
|
b1
|
0,6
|
b2
|
2,5
|
b3
|
3,5
|
Получаем уравнения такого вида:
y = 0,45 x + 0,6= 3,2 x + 2,5= 3 x + 3,5
График этих уравнений выглядит так:
При вычислении площади этого треугольника используют интеграл
суммы отдельных его частей, для того что бы вычислить сумму мы наш треугольник
разбиваем на маленькие его части:
После чего вычисляем площадь треугольника через интеграл.
Алгоритм
работы программы
Блок-схема программы
Текст
программы
unit Unit1;, Messages, SysUtils, Variants,
Classes, Graphics, Controls, Forms,, ExtCtrls, TeeProcs, TeEngine, Chart,
Series, StdCtrls, Buttons;= class (TForm): TChart;
BitBtn1: TBitBtn;: TBitBtn;: TLineSeries;:
TLineSeries;: TLineSeries;: TLineSeries;: TBitBtn;: TLabel;: TLabel;: TLabel;:
TLabel;: TLabel;
fu3: TLabel;BitBtn1Click (Sender:
TObject);BitBtn2Click (Sender: TObject);BitBtn4Click (Sender:
TObject);FormCreate (Sender: TObject);;: TForm1;: real= 0.45;: real= 3.2;:
real=-3.0;: real=-0.6;: real= 2.5;: real= 3.5;, xb, xc, ya, yb, yc: real; // Координаты вершин треугольника
{$R *. dfm}
// Треугольник
procedure TForm1. BitBtn1Click (Sender:
TObject);fu: string;
// Проверка допустимости заданных коэффициентов
if (k1=k2) or
(k1=k3) or
(k2=k3) then('Как минимум 2 (две) '+chr (13) +
'из заданных прямых'+chr (13) +
'Надо иные значения');;;
// Определяем точки пересечения прямых: = (b2-b1) / (k1-k2);
xb: = (b3-b2) / (k2-k3);
xc: = (b3-b1) / (k1-k3);: =k1*xa+b1;: =k2*xb+b2;:
=k3*xc+b3;
// Очищаем рисунок. Clear;. Clear;. Clear;. Clear;
// Смещение осей от края области рисунка на 20%
Chart1. LeftAxis. StartPosition: =20;. LeftAxis.
EndPosition: =80;. BottomAxis. StartPosition: =20;. BottomAxis. EndPosition:
=80;
// Изображаем треугольник
Series1. AddXY (xa,ya,'',clBlack);
Series1. AddXY (xc,yc,'',clBlack);
Series2. AddXY (xa,ya,'',clBlack);
Series2. AddXY (xb,yb,'',clBlack);. AddXY
(xb,yb,'',clBlack);. AddXY (xc,yc,'',clBlack);: ='y='+FloatToStrF
(k1,ffFixed,7,2) +' x';b1>=0 then fu: =fu+'+';: =fu+FloatToStrF
(b1,ffFixed,7,2);
fu1. Caption: =fu;: ='y='+FloatToStrF
(k2,ffFixed,7,2) +' x';b2>=0 then fu: =fu+'+';: =fu+FloatToStrF
(b2,ffFixed,7,2);. Caption: =fu;: ='y='+FloatToStrF (k3,ffFixed,7,2) +'
x';b3>=0 then fu: =fu+'+';: =fu+FloatToStrF (b3,ffFixed,7,2);. Caption:
=fu;. Title. Text [0]: ='Нажмите вычислить - площадь треугольника будет вычислена';
BitBtn4. Enabled: =true; // Разрешение кнопки вычислить
end;
// Очистка
procedure TForm1. BitBtn2Click (Sender: TObject);
// Очищаем рисунок. Clear;. Clear;. Clear;. Clear;
Chart1. Title. Text [0]: ='Нажмите кнопку построить для построения
треугольника';
BitBtn4. Enabled: =false; // Запрет кнопки вычислить
fu1. Caption: ='';. Caption: ='';. Caption: ='';;
// Площадь
procedure TForm1. BitBtn4Click (Sender: TObject);n=40;
// Количество штрихов
var k: integer;x1, x2, x3, y1, y2, y3, x, y, hx,
hy, h, yn, s: real;
begin
// Поиск левой, средней и правой точек
x1: =xa; x2: =xb; x3: =xc;: =ya; y2: =yb; y3:
=yc;
if x2<x1 then: =x1; x1: =x2; x2: =y;: =y1; y1:
=y2; y2: =x;;x3<x1 then
y: =x1; x1: =x3; x3: =y;: =y1; y1: =y3; y3: =x;
end;x2>x3 then
y: =x2; x2: =x3; x3: =y;: =y2; y2: =y3; y3: =x;;.
Clear; // Очистка штриховки: = (x3-x1) /n;
// Шаг по оси абсцисс
hy: = (y3-y1) /n; // Шаг по оси ординат
s: =0; // Площадьk: =0 to n do
// Для нечетных точек вычисляем координаты нижней
точки
x: =x1+hx*k;: =y1+hy*k;
// Для четных точек вычисляем координаты верхней
точки
if not odd (k) then Series4. AddXY
(x,yn,'',clBlue) else
begin
// Для левой и правой частей
if x<x2 then y: =y1+ (y2-y1) / (x2-x1) *
(x-x1)y: =y2+ (y3-y2) / (x3-x2) * (x-x2);
h: =abs (y-yn); // Высота от нижней линии до верхней:
=s+h*hx*2; // т.к. через одну точку, то множим на 2
Series4. AddXY (x,y,'',clRed); // Линия штриховки
end;;. Title. Text [0]: =
'Площадь треугольника s =
'+FloatToStrF (s,ffFixed,7,3);;TForm1. FormCreate (Sender: TObject);
begin;.
Результат
Запускаем программу. Для этого запускаем файл "площадь. exe" в папке
"курсовая работа"
Нажимаем кнопку "построить". Эта кнопка дает нам
построить график наших функций.
программа площадь геометрическая фигура
Итак, фигура построена, теперь нужно вычислить её площадь. Для
этого нажимаем кнопку "вычислить"
Заключение
В данной курсовой работе представлен проект по вычислению
площади фигуры, построенной при пересечении трех функций. Программа,
разработанная на языке Object-Pascal в среде Delphi, вычисляет площадь
фигуры интегральным методом.
Список
литературы
1. Индивидуальные
задания по высшей математике часть 2 под редакцией А.П. Рябушко.
2. http://ru.
wikipedia.org/wiki/%CF%EB%EE%F9%E0%E4%FC
. Avtoshema
- программа для создания блок-схемы