Проектирование сборочно-сварочного участка
Содержание
Введение
. Общие теоретические положения
. Исходными данными для проектирования оснастки
. Проектирование приспособлений
. Выбор приспособления в зависимости от программы выпуска и
коэффициента загрузки
. Описание приспособления и принципа его работы
. Заклепочное соединение
.1 Общие сведенья
.2 Виды повреждений и критерии работоспособности
.3 Расчет заклепочного соединения
. Расчет экономической эффективности применения приспособления
Список литературы
Введение
Сварочное производство является
одной из ведущих областей техники и технологии. Во всех отраслях машиностроения
широко применяют высокопроизводительные и экономически эффективные
технологические процессы сварки, наплавки, пайки, термической резки. В
настоящее время уровень сварки позволяет соединять конструктивные материалы от
десятков микрометров до нескольких метров.
Сварка является мощным средством
ускоренного развития машиностроения, строительства, транспорта, так как вносит
важные изменения в конструкцию и технологию производства изделий, оказывает
большое влияние на организацию и экономику производства. Благодаря применению
сварки стало возможным создание многих конструкций, которые практически нельзя
было изготовить другими способами обработки.
Сварка широко применяется в основных
отраслях производства, использующих металлопрокат, так как сокращаются сроки
выполнения работ, расход металла и трудоёмкость производственных процессов.
Достигнутый высокий уровень развития
сварочной техники служит прочной базой для дальнейшего увеличения
производительности труда, экономии материалов и энергетических ресурсов, а
также позволяет получить снижение себестоимости продукции.
Безусловно, чтобы происходило
нормальное функционирование сварочного производства, необходимо наличие
определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие
из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
предприятия. Без их наличия вряд ли могло что-либо осуществиться. Естественно,
для нормального функционирования предприятия необходимы не только основные
средства, но и оборотные средства, представляющие собой, прежде всего денежные
средства, которые используются предприятием для приобретения оборотных фондов и
фондов обращения.
Основной задачей моей работы
является проектирование сборочно-сварочного участка. В ходе проектирования
одновременно решаются технологические, экономические и организационные задачи.
Планировка сборочно-сварочного участка должна обеспечивать рациональное
размещение оборудования, минимальный путь движения деталей, устранить
перемещение деталей и узлов через участки, на которых не производится
сборка-сварка.
Качество проекта определяется
производительностью труда, себестоимостью продукции, размерами капитальных
вложений и сроками их окупаемости, рентабельностью участка при эксплуатации.
Разнообразные приспособления,
применяемые для сборки и сварки, можно разделить на универсальные (общие) и
специальные. Универсальные (общие) приспособления могут быть применены для
сборки различных изделий или узлов. Применяются они главным образом при
индивидуальном производстве.
Специальные приспособления или
специальные кондукторы применяются для сборки и сварки однотипных по виду и
размерам или совершенно одинаковых изделий и отдельных узлов. Специальные
приспособления имеют большое применение в массовом и серийном производстве.
В зависимости от вида
сборочно-сварочных операций приспособления можно разбить на: 1) опорные
поверхности для сборки и сварки, 2) фиксирующие, зажимные, стягивающие,
распорные и поворотные устройства и 3) специальные кондукторы и манипуляторы.
Опорные поверхности представляют собой стеллажи, сборочно-сварочные плиты, на
которых производится свободная сборка и сварка конструкций и узлов. Стеллажи
изготовляют из двутавров или швеллеров, уложенных на жестком горизонтальном
основании.
Фиксирующие устройства представляют
собой упоры, остановы, ограничители для установки в определенное положение
деталей при сборке конструкций на стеллажах, сборочно-сварочных плитах или
стендах. Зажимы и прижимы служат для прочного закрепления деталей в требуемом
положении при сборке и для уменьшения коробления при сварке. Зажимные
приспособления довольно разнообразны. В настоящее время нашли широкое
применение быстродействующие пневматические зажимы.
Стягивающие приспособления служат
для получения правильного взаимного расположения деталей, обеспечивающего
требуемые зазоры, перекрытия и совпадения поверхностей собираемых деталей и
узлов. Распорные приспособления служат для создания необходимого зазора или
перекрытия в стыках. Для распора применяются клинья, домкраты, винты, распорные
кольца и пр.
Основными приспособлениями для
поворота и вращения изделий при сборке и сварке являются роликовые опоры,
кантователи и поворотные кондукторы. Кондукторы облегчают установку деталей в
требуемое положение при сборке, а манипуляторы облегчают установку собранного
изделия в любое положение, удобное для сварки. Кондукторы и манипуляторы широко
применяются при серийном и массовом производстве.
1. Общие теоретические положения
Сборочно-сварочные приспособления
являются весьма важной оснасткой сварочного производства. Наряду с обеспечением
требуемого взаимного расположения свариваемых деталей сборочно-сварочные
приспособления обеспечивают: 1) уменьшение трудоемкости работ; 2) повышение
производительности труда; 3) сокращение длительности производственного цикла
работ; 4) облегчение условий труда; 5) повышение точности работ; 6) улучшение
качества продукции; 7) сохранение заданной формы свариваемых изделий путем
соответствующего закрепления их в целях уменьшения деформаций при сварке.
Сборочно-сварочные приспособления
должны удовлетворять следующим требованиям. 1. Обеспечивать доступность к
местам установки деталей, к рукояткам фиксирующих и зажимных устройств, к
местам прихваток и местам сварки. 2. Обеспечивать наивыгоднейший порядок сборки
и наиболее правильный порядок наложения сварных швов. 3. Быть достаточно
прочными и жесткими, чтобы обеспечить точное закрепление деталей в требуемом
положении и препятствовать их деформированию при сварке. 4. Обеспечивать такие
положения изделия, при которых требуется наименьшее число поворотов как при
наложении прихваток, так и при сварке. 5. Обеспечивать свободный доступ для
проверки размеров изделий. 6. Обеспечивать легкий съем собранного или
сваренного изделия. 7. Обеспечивать безопасность выполнения сборочно-сварочных
работ.
Разнообразные приспособления,
применяемые для сборки и сварки, можно разделить на универсальные (общие) и
специальные. Универсальные (общие) приспособления могут быть применены для
сборки различных изделий или узлов. Применяются они главным образом при
индивидуальном производстве.
Специальные приспособления или
специальные кондукторы применяются для сборки и сварки однотипных по виду и
размерам или совершенно одинаковых изделий и отдельных узлов. Специальные
приспособления имеют большое применение в массовом и серийном производстве.
В зависимости от вида
сборочно-сварочных операций приспособления можно разбить на: 1) опорные
поверхности для сборки и сварки, 2) фиксирующие, зажимные, стягивающие,
распорные и поворотные устройства и 3) специальные кондукторы и манипуляторы.
Опорные поверхности представляют собой стеллажи, сборочно-сварочные плиты, на
которых производится свободная сборка и сварка конструкций и узлов. Стеллажи
изготовляют из двутавров или швеллеров, уложенных на жестком горизонтальном
основании.
Фиксирующие устройства представляют
собой упоры, остановы, ограничители для установки в определенное положение
деталей при сборке конструкций на стеллажах, сборочно-сварочных плитах или
стендах. Зажимы и прижимы служат для прочного закрепления деталей в требуемом
положении при сборке и для уменьшения коробления при сварке. Зажимные
приспособления довольно разнообразны. В настоящее время нашли широкое
применение быстродействующие пневматические зажимы.
Стягивающие приспособления служат
для получения правильного взаимного расположения деталей, обеспечивающего
требуемые зазоры, перекрытия и совпадения поверхностей собираемых деталей и
узлов. Распорные приспособления служат для создания необходимого зазора или
перекрытия в стыках. Для распора применяются клинья, домкраты, винты, распорные
кольца и пр.
Основными приспособлениями для
поворота и вращения изделий при сборке и сварке являются роликовые опоры,
кантователи и поворотные кондукторы.
2. Исходные данные для
проектирования оснастки
Исходными данными для проектирования
оснастки служат:
Чертежи изделия; детали, заготовки и
технические требования к ним.
Операционные эскизы с указанием
промежуточных и окончательных размеров, припусков и допусков; требований к
качеству обработанных и обрабатываемых поверхностей; всех поверхностей,
принятых в качестве технологических баз.
Рисунок 1. Задание к курсовому
проекту
заклепочный сварной соединение
сборка
3. Проектирование приспособлений
Основная задача базирования при
сборке - это нахождение и применение наиболее простых и надежных схем
базирования, при которых обеспечивается собираемость компонентов изделия. Схемы
базирования в значительной степени определяет конструкцию приспособления,
точности собираемых изделий и вид применяемого оборудования.
Выбор способа базирования основан на
учете особенности технологии конструкции, массы и габаритов изделия, точности
изготовления собираемых компонентов, вида и точности соединения и от
необходимых сил зажима.
При выборе технологических баз при
сборке стремятся использовать принципы совмещения и постоянства баз. Для этого
на всех операциях сборки все размеры должны быть проставлены от одной
измерительной базы.
Основную группу технологической
оснастки производства составляют приспособления. Приспособлениями в
машиностроении называют вспомогательные устройства к технологическому
оборудованию, используемые при выполнении операций обработки, сборки и
контроля.
Применение приспособлений позволяет:
увеличить производительность труда
на операции;
снизить себестоимость продукции;
облегчить условия работы и
обеспечить ее безопасность;
расширить технологические
возможности оборудования;
организовать многостаночное
обслуживание;
применить технически обоснованные
нормы времени и сократить число рабочих, необходимых для выпуска продукции.
4. Выбор приспособления в
зависимости от программы выпуска и коэффициента загрузки
В соответствии с заданием
принимается схема одноместного приспособления. Конструкция зажимного устройства
выбирается из соотношения такта выпуска tд и штучного времени на обработку tш.
Такт выпуска при годовом объеме выпуска N=100 000 шт. и действительном годовом
фонде времени работы приспособления в одну смену Fд=2014 час.
мин.
Коэффициент загрузки
оборудования в серийном производствах рекомендуется принимать в пределах
Кз=0,4…0,6 [1]. Штучное время на данной операции одного станка можно определить
из формулы коэффициента загрузки
Отсюда
В свою очередь штучное
время можно определить по формуле
где tо - основное время,
tо=0,4 мин.
α - коэффициент,
учитывающий потери времени на техническое и организационное обслуживание и
регламентированные перерывы.
Принимаем α=10%.
Из формулы определяем
Таким образом,
фактическое значение не должно превышать 4,4 мин.
Принимается решение на
приспособление для обеспечения зажима заготовки применить струбцины с винтовым
зажимом. С его помощью можно закрепить заготовку массой до 1кг. Зажим (отжим)
осуществляется вручную поворотом болта с помощью гаечного ключа. Время
закрепления одной струбцины равно 0,4 мин., что при времени на установку и
снятие 0,3 мин. 4х струбцин обеспечит вспомогательное время tв=2,8 мин.
Полученное значение меньше допустимого (tв=4,4 мин.). Это значит, что выбранный
зажим обеспечивает нужную производительность оборудования и быстродействие
приспособления.
Таким образом. для
обеспечения требуемой производительности сварки выбрано комбинированное
зажимное устройство, состоящее из четырех струбцин и каркаса из профильного
проката.
Приспособление
представляет собой металлоконструкцию из профильного металлопроката. Состоит из
двух стоек и стяжки. Заготовки крепятся с помощью струбцин к стойкам и затем
происходит процесс сварки (пайки) Собираемые детали устанавливаются под углом
90 градусов. На детали устанавливаются стойки в сборе со стяжками и крепятся с
помощью струбцин. Струбцины затягиваются с помощью гаячного ключа. Затем
происходит процесс сварки (пайки).
По эскизу задания можно
сделать следующие выводы:
. Деталь сваривается из
двух частей под прямым углом
. Приспособление
позволяет выполнять процесс пайки
. Приспособление
позволяет снизить время на установку деталей
. Приспособление
исключает деформации в процессе сварки
. Простота и
экономическая эффективность конструкции
. Конструкция состоит из
стандартных деталей.
6. Заклепочное
соединение
.1 Общие сведенья
При анализе конструкции
приспособления можно сделать вывод, что самым слабым элементом является
заклепочное соединение. Рассмотрим подробнее этот вид соединения и рассчитаем
нагрузки которое оно выдержит.
Заклепочным соединением
является соединение деталей с помощью заклепки. Заклепка это сплошной или полый
цилиндрический стержень с головкой. Заклепочные соединения применяют для
соединения тонкостенных деталей. Заклепку устанавливают в подготовленное
отверстие диаметром d на оправку 4 (рис.).
Рисунок 2
Осадкой пуансона 1 в
направляющих 2 формируют замыкающую головку 3 заклепки, образуя заклепочное
соединение. При этом пакет листов стягивается и засчет поперечной
упругопластичекой деформации стержня происходит заполнение начального зазора
между стержнем и стенками отверстия. Детали соединяют в нахлестку или встык с
одной или двумя накладками.
Соединения обладают
сравнительно невысокой технологичностью и высокой трудоемкостью изготовления и
контроля качества.
Заклепки изготавливаются
из алюминиевых и титановых сплавов, латуни.
.2 Виды повреждений и
критерии работоспособности
Отказы заклепочных
соединений обуславливают обрывы головок и разрушением стержней, смятие стенок и
стержней заклепок, а также разрушением соединяемых деталей, ослабленных
отверстиями под заклепки. Следовательно, критериями работоспособности
заклепочных соединений будут прочность заклепки, смятие стержня заклепки и
детали, прочность детали.
Рисунок 3. Виды
заклепочных соединений
Рисунок 4
6.3 Расчет заклепочного
соединения
Разрушение стержня
заклепки при действии силы F происходит в результате среза в плоскости стыка
соединяемых деталей (рис.). Условие прочности имеет вид
.
где Z, i - количество
заклепок и стыков деталей.
Примем действие силы =100
мПа
Количество заклепок Z=2
шт.
Количество стыков i=1шт.
Диаметр заклепки d=6 мм.
Определим максимальное
усилие которое выдержит заклепочное соединение
7. Расчет экономической
эффективности применения приспособления
Для определения
экономической эффективности рассмотрим два варианта сварки:
Без приспособления
В приспособлении
Сборка без
приспособления будет включать в себя дополнительные операции такие как:
Прихватка
Приварка дополнительных
распорок
Контрольная разметка
Правка после сварки
Все эти операции влекут
за собой дополнительные расходы на заработанную плату и материалы. Из-за
дополнительных операций 1
варианта будет выше 2
варианта
Экономическую
эффективность определяют расчетом технологической себестоимости сварки без
приспособления и в приспособлениях и .
Основная заплата на выполнение операции в приспособлениях
,
где -
штучное время сварки, мин;
- часовая ставка
рабочего,
- разрядный коэффициент,
для третьего разряда
Стоимость изготовления
приспособления
,
где
- количество деталей в приспособлении;
- стоимость одной детали.
,
где -
процент цеховых накладных расходов
- коэффициент
проектирования
- коэффициент
эксплуатации
- срок службы
приспособления
Годовой экономический
эффект от применения нового приспособления в расчете на программу выпуска
составит
Срок окупаемости
дополнительных затрат определяется, в годах
Список литературы
1. Блюменштейн В.Ю., Клепцов А.А. «Проектированние технологической
оснастки» - СПб., 2011-224 с.
. Черпаков Б.И. «Технологическая оснастка», - М., 2003.-288 с.
. Базров Б.М., Сорокин А.И. и др. «Альбом по проектированию
приспособлений», М.: Машиностроение, 1991- 121 с.
. Гжиров Р.И. «Краткий справочник конструктора», Л.:
Машиностроение, 1983 г.