Геодезические инструменты, используемые в дорожном строительстве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    687,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геодезические инструменты, используемые в дорожном строительстве

Министерство образования и науки РФ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы»






Реферат

Геодезические инструменты, используемые в дорожном строительстве

Выполнил: Каплан П.В.

группа ФЗОуск 2к

форма обучения заочная








Тюмень 2012 г

Введение

Геодезические работы являются составной частью процесса строительного проектирования, соответственно геодезическое сопровождение строительства представляют комплекс измерений, вычислений и построений в чертежах и натуре, обеспечивающих правильное и точное размещение зданий и сооружений, а также возведение их конструктивных и планировочных элементов в соответствии с геометрическими параметрами строительного проекта и требованиями СНИПов. Геодезический контроль в современном строительстве играет огромную роль. Служба геодезического контроля обеспечивает работу предприятия в соответствии с требованиями Строительных норм и правил на всех этапах строительства и ремонта автодорог: до начала строительства объектов, сопровождение всего цикла строительства и участвует в сдаче готовых объектов. Специалисты геодезической службы ведут работы с использованием самого передового современного, надлежащим образом проверенного, оборудования. В строительном управлении имеется комплект электронной цифровой тахеометрических станций, портативные переносные компьютеры со специализированным программным обеспечением, не считая прочих измерительных приборов ведущих мировых производителей. Кроме обеспечения собственной потребности, предприятие на договорных условиях так же оказывает услуги сторонним организациям по лабораторному и геодезическому контролю за ходом выполнения дорожно-строительных работ.

Цель работы - описать геодезические инструменты, используемые в дорожном строительстве.

Основная часть

Геодезия - в переводе с греческого языка означает, землю делить на части. Проще говоря - это наука о Земле. Геодезия изучает размеры Земли в целом и отдельные ее части. Возникла она еще в древние времена. Применяли ее при строительстве и делении земель, а также при черчении карт. Для этого геодезисты использовали примитивные инструменты, которые со временем совершенствовались. Сейчас у геодезистов есть современное электронное и лазерное оборудование и мощный компьютер, в котором установлен дорогостоящий ПО.

Геодезия - это одна из самых высокотехнологичных отраслей современного производства. Ни одно строительство не может обойтись на сегодняшний день без профессионального геодезиста.

С помощью геодезии в дорожном строительстве можно решить разные задачи: сопровождение строительства дорог, наблюдение за осадками и деформацией дорог. Также могут выполняться типографические съемки для создания планов, карт и расчетов.

Наиболее распространенными инструментами для выполнения геодезических работ в строительстве являются теодолит и нивелир (рис. 1).

Рис. 1. Геодезические инструменты

В качестве вспомогательных средств применяют мерные ленты и рулетки, а для работы с нивелиром - специальную нивелирную рейку, представляющую собой складывающуюся вдвое 3-метровую деревянную рейку с нанесенными по обеим ее сторонам черной и красной краской делениями через 1 см (рис. 2).

геодезический инструмент дорожное строительство

Рис. 2. Геодезические мерные инструменты

а - штриховая лента; б - шкаловая лента; в - рулетка на крестовине; г, д - рулетка в футляре; е - нивелирная рейка

Теодолит служит для измерения горизонтальных и вертикальных углов на местности между имеющимися неподвижными объектами, для переноса в натуру отдельных частей и точек зданий и сооружений с привязкой их к существующим знакам геодезической разбивочной сети. Привязка заключается в расположении будущего здания на местности с соблюдением требуемых расстояний от него до других, характерных, точек местности или зданий и в ориентации его относительно стран света в точном соответствии с проектом.

Для привязки здания на местности обычно прибегают к прокладке теодолитного хода (рис. 3, а), т.е. переносят с чертежа линии и углы между ними на местность. Для этого устанавливают теодолит на начальную точку, от которой будут выполнять теодолитный ход, и взглядом назад, на имеющуюся характерную точку местности, обозначенную на чертеже, снимают начальный отсчет по неподвижному горизонтальному кругу -лимбу -теодолита. Этот отсчет является условно нулевым. Затем вращением подвижного кольца - алидады - устанавливают заданный угол между начальной точкой отсчета и требуемым направлением теодолитного хода. По расстоянию, отмеряемому от точки стояния теодолита в направлении визирования, провешивают прямую линию и отмечают ее конец забитым в землю колышком. После этого переносят теодолит на полученную таким образом точку на местности и устанавливают его, центрируя по колышку, что проверяют с помощью отвеса.

Рис. 3. Схемы теодолитного и нивелирного ходов

а - теодолитная привязка строящегося здания; б - нивелирный ход; 1, 3, 4 - существующие здания; 2 - строящиеся здания; а1 а2 - заданные углы; I, II, III - стоянки инструментов; а, в - размеры здания; h1 … h4 - отсчеты по нивелирной рейке; R - исходный репер

Далее взглядом назад, на первую точку стояния, берут отсчет по лимбу и затем по значению угла из схемы разбивки определяют отсчет по алидаде, который нужен, чтобы провесить следующую прямую. Это значение устанавливают на лимбе вращением алидады и, отмерив требуемое по чертежу расстояние от теодолита, забивают второй колышек в створе линии визирования. Затем теодолит переносят на вторую точку и операции повторяют до тех пор, пока не будет пройден весь теодолитный ход до последней требуемой точки. Затем обратным ходом проверяют правильность разбивки и составляют акт на привязку осей здания. Последнюю точку, полученную в результате теодолитного хода и являющуюся, как правило, одной из характерных точек здания, необходимо надежно закрепить на местности и принять меры к исключению возможности ее повреждения.

Нивелирный ход (рис. 3, б) прокладывают для посадки здания или сооружения на местность в соответствии с заданными высотными отметками. Нивелирный ход начинают от закрепленного на местности знака-репера - с точно заданной и выверенной высотной отметкой. Репер может быть выполнен в виде надежно вкопанного на местности столба или знака, закрепленного на стене имеющегося здания, а также другого капитального сооружения. Отметка репера, от которого начинают нивелирный ход, задана в чертежах и указана в пояснительной записке. Для прокладки нивелирного хода вначале намечают число точек стояния нивелира, обеспечивающее минимально возможное число его перестановок. Затем нивелир устанавливают на первой стоянке и берут два отсчета по черной шкале рейки взглядом назад, на репер и на промежуточную точку установки рейки. Для контроля правильности одновременно снимают отсчет по красной шкале.

Далее нивелир переносят на следующую стоянку и опять берут два отсчета по черной шкале рейки - взглядом назад, на первую точку, и взглядом вперед, на вторую точку местности. В процессе нивелирования число перестановок нивелира и рейки определяется протяженностью трассы нивелирования. Для контроля правильности нивелирования выполняют обратный нивелирный ход.

В процессе проведения геодезических работ ведут журналы нивелирной и теодолитной съемки специальной формы, в котором четкость записи и расположение граф позволяет значительно облегчить промежуточные вычисления и ускорить выполнение геодезических работ.

Следует помнить, что для качественного выполнения геодезических работ нужно бережно обращаться с инструментами, не допускать их загрязнения или ударов, избегать попадания на них прямых солнечных лучей или дождя. Прежде чем начать работу с геодезическими инструментами, необходимо тщательно изучить их устройство по прилагаемым инструкциям и провести поверку. Непроверенными инструментами работать запрещено.

Для правильного выполнения измерений инструмент перед началом работы должен быть установлен по уровню, а каждый раз прежде, чем снять отсчет, необходимо убедиться, что пузырек уровня находится на середине. Только в этом случае может быть обеспечена точность измерений и достигнуто высокое качество работ.

Список использованной литературы

1.      Геодезическое обеспечение при строительстве мостов. Под редакцией Коугия В.А., Грузинова В.В., Малковского О.Н., Петрова В.Д.

2.      Заключение о результатах испытаний аппаратуры ГЕО-161. Центр спутниковых технологий. -М.: УФГП «Госземкадастрсъемка», 2007.

.        Технический отчет о результатах испытаний геодезической спутниковой аппаратуры ГЕО-161. - М.: МИИГАиК, 2009.

Похожие работы на - Геодезические инструменты, используемые в дорожном строительстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!