Политика развития машиностроения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика развития машиностроения

Содержание

Введение

. История и логика взаимосвязи науки и техники

.Место дисциплины «Технологии машиностроения» в классификации современных наук

. Формирование знаний о технических науках

. История развития НАУКИ О технологии машиностроения

.1 Этапы развития «Технологии машиностроения»

.2 Особенности дисциплины «Технология машиностроения»

. Предметная область «технологии машиностроения»

Заключение. ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Машиностроение - область производства, которая создает машины, оборудование, аппараты, приборы, механизмы, вычислительную технику, транспортные средства; одним словом большую часть предметов производства и потребления, применяемых и используемых в процессе жизнедеятельности человека повсеместно. Продуктом различных отраслей машиностроения являются изделия, как средства производства (станок, пресс, трактор, вертолет и т.д.) или детали изделия (колесо, руль, вал и т.д.), так и предметы потребления - автомобиль, холодильник, компьютер и т.п. Машиностроение включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования.

Машины окружают нас повсюду, с их помощью поддерживаются привычные условия жизни: подается вода, электроэнергия, тепло; производятся продукты питания, предметы одежды и обихода. Жизнь человека трудно представиться без машин, они являются помощниками, а иногда и заменяют человеческий труд. Диапазон изделий весьма широк: от пружины часов или микроэлектронной схемы, которые весят малые доли грамма, до роторов мощных турбин и супертанкеров, масса которых составляет сотни и тысячи тонн.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые имеют влияние на географию его размещения. Важным является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и энергомощностей. Таким образом, научно-технический прогресс материализуется через продукцию машиностроения, следовательно, экономическим назначением продукции машиностроения является облегчение труда и повышение производительности. Конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует квалифицированной и разнообразной по профессиям рабочей силы. В настоящее время машиностроение состоит из ряда самостоятельных отраслей (станкостроение, приборостроение, самолето - вертолетостроение, кузнечно-штамповочное производство, электроника и т.д.). Машиностроительный комплекс СССР насчитывал тысячи крупных и десятки тысяч средних предприятий с численностью работающих более 42 миллионов человек.

С переходом к «рыночной экономике» в стране произошло резкое падение объемов производства и существенно снизился научно-технический уровень и потенциал продукции машиностроения, что продиктовано политической и экономической переориентацией новых собственников предприятий на новые способы извлечения прибыли в соответствии с продиктованными внешнеэкономическими ограничениями.

В соответствии с «новой экономической политикой» и в зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая современными предприятиями, их условно классифицируют на следующие группы (по материалам совещания в Минпромнауки РФ, 28 февраля 2003 г.):

. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса.

. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности 5 сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения.

. Электроника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение.

. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей, а также на нужды предприятий и фирм.

С точки зрения трудоемкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. К чрезвычайно трудоемким можно отнести следующие направления машиностроительной промышленности: авиационную, станкостроение и станкоинструментальную, электронику и область точных приборов, ракето-космическую, автомобилестроительную и судостроение.

По металло-, трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее, среднее машиностроение и приборостроение. Отрасли тяжелого машиностроения отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего комплексов, подъемно-транспортного, атомного и полиграфического машиностроения, а также котлостроение и турбостроение.

Общее машиностроение характеризуется средними нормами потребления металла, энергии и имеет невысокую трудоемкость. Это транспортное (без автостроения) производство, производство технологического оборудования и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Среднее машиностроение - производство машин, тракторов, станков. Наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость и потребность в высококвалифицированных кадрах характерна для приборостроения. Это группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов.

Современная структура машиностроительных предприятий есть результат исторических условий формирования отдельных предприятий и всей машиностроительной промышленности в целом. История развития машиностроения своими корнями уходит в далекое прошлое.

1.      История и логика взаимосвязи науки и техники

По вопросу взаимоотношения науки и техники можно выделить две основные позиции, первая из них определяет роль науки, согласно этой точке зрения, наука - это производная знания, а техника ее применение, овеществление. В соответствии со второй точкой зрения ведущая роль в данном соотношении (дихотомии) закрепляется за техникой, под влиянием которой развивается наука.

На разных этапах развития общества наука и техника взаимодействуют не одинаково. В начальном периоде развития материалообработки преобладали простые орудия труда. В этих условиях конечный результат зависит от опыта и умения мастера. До XУIII века техника и технология производится техника не испытывала на себе существенного влияния науки.

«Первые трудосберегающие машины: ткацкий станок, силовые двигатели, транспортные средства, способы разливки стали и многое другое - писал М. Виноградов - являлись результатом деятельности ремесленников мануфактурных рабочих, знание передается в форме рецептов, причем не обосновывались, эти знания доставались от предков, которые получали их от богов».

Техническая наука возникает, как попытка понять действие технических устройств созданных изобретателем. Известно, что часовщик Джеймс Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Ричард Аркрайт изобрёл прядильную машину «Waterframe», ювелир Роберт Фултон изобретатель, создатель одного из первых пароходов <#"655329.files/image001.gif">

Рис. 1. Создание машины

Зарождение технологии машиностроения как отрасли науки связывают с появлением трудов, содержащих описание опыта производства процесса.

Впервые сформулировал положение о технологии и определил, что «технология - наука о ремеслах и заводах», в 1804 г. академик В.М. Севергин. А в 1817 г. впервые был изложен опыт производства профессором Московского университета И.А. Двигубским в книге «Начальные основания технологии, или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимых».

Дальнейшее описание выполнено И.А. Тиме (1838-1920) в первом капитальном труде «Основы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работ», вышедшим в 1885 г. Позже А.П. Гавриленко (1861-1914) создал курс «Технология металлов».

Машиной называют устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека. Под материалами понимают обрабатываемые предметы, перемещаемые грузы и т.п. В соответствии со сказанным машины разделяют на энергетические (электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания, турбины и т.д.), рабочие (транспортные и технологические машины: автомобили, самолеты, тракторы, транспортеры, прокатные станы и т.д.) и информационные (измерительные, контрольно-управляющие и т.д.).

Каждая машина предназначена для выполнения определенных функций в определенном (заданном) диапазоне изменения условий ее эксплуатации.

Поэтому машина - система, созданная трудом человека, для качественного преобразования исходного продукта в полезную для человека продукцию (рис. 2).

Исходный продукт процесса - предметы природы, сырье или полуфабрикат.

Сырье - предмет труда, на добычу или производство которого был затрачен труд.

Полуфабрикат - сырье, которое подвергалось обработке, но не может быть потреблено как готовый продукт.


Продукция - это результат производства в виде сырья, полуфабриката, созданных материальных и культурных благ или выполненных работ производственного характера (табл. 1).

Каждая машина создается для выполнения определенного процесса, т.е. имеет свое, строго определенное предназначение, иными словами - свое служебное назначение.

Под служебным назначением машины понимают четко сформулированную задачу, для решения которой предназначена машина.

Формулировка служебного назначения машины должна содержать подробные сведения, конкретизирующие общую задачу и уточняющие условия, при которых эта задача может быть решена. Например, автомобиль или обувь (табл. 2).

Таблица 1

Сведения для формулировки служебного назначения изделий

Автомобиль

Обувь

Сведений только о перевозке грузов недостаточно, чтобы представить нужный автомобиль. Необходимо знать: характер грузов, их массу и объем, условия, расстояние и скорость перевозки, состояние дорог, климат, внешний вид и т.д.

Сведений о защите ног недостаточно, чтобы удовлетворить потребность в обуви. Необходимо знать: размер, климат, время года, состояние дорог, внешний вид и т.д.

Служебное назначение машины описывают не только словесно, но и системой количественных показателей, определяющих ее конкретные функции, условия работы и т.д. Формулировка служебного назначения машины является важнейшим документом в задании на ее проектирование.

Совокупность свойств, обусловливающих пригодность машины выполнять указанные функции в заданном диапазоне изменения условий эксплуатации, называют качеством машины. Качество машины принято характеризовать системой показателей, устанавливаемых действующими стандартами.

К наиболее важным относят эксплуатационные показатели: технический уровень машины, ее надежность, эргономическую и эстетическую характеристики. Технический уровень (мощность, КПД, производительность, точность работы, степень автоматизации, экономичность и др.) определяет степень совершенства машины. Надежность является комплексным свойством, которое включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Под надежностью понимают свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение определенного промежутка времени.

Качество машины, проявляющееся при ее эксплуатации, формируется практически на всех этапах ее «жизненного» цикла.

Конструкция любой машины - сложная система двух видов сопряженных множеств связей:

1. Свойств материалов.

2. Размерных.

Для реализации такой системы связей должен быть создан и осуществлен производственный процесс, который представляет собой другую систему сопряженных множеств связей:

1)   свойств материалов (нужны для создания аналогичных связей в машине во время производственного процесса);

2)   размерных;

3)   информационных (для управления производственным процессом);

4)   временных и экономических (производственный процесс не может осуществляться вне времени и без затрат живого и овеществленного труда).

Таким образом, создание машины сведены к построению двух систем связей: конструкции машины и производственного процесса изготовления.

На стадии конструкторской разработки качество будущей машины определяется, во-первых, выбором рациональных схем, эффективных рабочих процессов, использованием современных методов расчетов динамики и прочности машин, выбором материалов (этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и, во-вторых, применением подтвержденных испытаниями оригинальных конструкторских, а также стандартных и унифицированных решений, расчетом размерных цепей (этапы проектирования и конструирования).

Конструкторская разработка заканчивается выпуском конструкторской документации, включающей чертежи элементов и машины в целом, а также технические условия на изготовление этих элементов и машины в целом. В конструкторской документации сформулированы требования к отдельным показателям качества, которые в совокупности призваны обеспечить требуемое качество машины.

Совокупность показателей, отражаемых в конструкторской документации, подразделяют на показатели геометрического характера, устанавливающие требования к точности размеров, форм и взаимного расположения для элементов машины, и показатели физико-механических свойств материалов элементов машины.

Требования к качеству машины, сформированные при конструкторской разработке, должны быть обеспечены при ее производстве.

Заключение. ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Стратегия развития машиностроения предусматривает внедрение новейших технологий с возможностью замены оборудования, постепенное накопление опыта его производства, а затем развитие приоритетных технологий.

При благоприятных рыночных условиях российское машиностроение будет развиваться в следующих направлениях:

• выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшим, но еще функционирующим оборудованием;

• производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением иностранного капитала;

• участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

• точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить весовым источником инвестиций в отрасль.

В ближайшей перспективе конкурентная среда рынка будет управлять такими тенденциями, как продажи самолетов и вертолетов прежних поколений и их модификаций странам третьего мира, разработка новых проектов в результате совместных усилий нескольких фирм из нескольких стран для снижения риска; авиационная промышленность обеспечит большую часть экспорта оборонных отраслей промышленности, как по линии гражданской продукции, так и по линии авиационных вооружений и военной техники. Авиационная промышленность России способна и должна стать точкой роста возрождения нашей экономики.

Важным является переход машиностроения на более высокую ступень автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от традиционных методов конструирования и организации производства. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и сращивание процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку.

Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня.

Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники. Потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями. Обновление производственного аппарата с последующим омоложением парка оборудования позволит сократить численность ремонтников и оборудования для производства запасных частей.

Таким образом, путь развития машиностроения включает:

• ускорение научно-технического прогресса;

• широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, а также технологических процессов;

• использование прогрессивных конструкционных материалов;

• совершенствование организационной структуры;

• углубление специализации и развитие кооперации.

Достижения машиностроителей вызывают восхищение, но машины устаревают в короткие сроки, требуется замена более новыми: производительнее, мощнее, надежнее. Процесс совершенствования науки и техники бесконечен, поскольку неотделим от процесса развития и совершенствования всей цивилизации.

Список литературы

1.      Философия техники: история и современность / Монография. РАН. Ин-т философии; Подгот. В.Г. Горохов и др.; Отв. ред. В.М. Розин. - М., 1997. - 283 с.: схем. - Библиогр.: с. 178-183, 280-281

2.      Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004

.        Ильин В. В. Философия науки. М., 2004.

4.         Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2003

5.   Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.

6.      С.А. Лебедев «Философия науки: Словарь основных терминов» (М., 2004);

.        В.А. Соломатин «История науки» - М., 2003;

.        Л.А. Микешина «Философия науки» (М., 2005);

.        С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков «Введение в историю и философию науки» (М., 2005).

10.    Технология машиностроения: введение в специальность: учеб. пособие для студентов высшего учебного заведения/ В.М. Виноградов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 176 с.

.        История машиностроения: текст лекций/ В.М.Никитенко, Ю.А. Курганова. - Ульяновск: УлГТУ, 2006.- 68 с.

.        Курганова, Ю.А. ОМД: краткий исторический экскурс, основы и тенденции развития машиностроения: для студентов специальности 1204 « Машины и технология обработки металлов давлением». Ульяновск: УлТГУ,2005. - 41с.

Похожие работы на - Политика развития машиностроения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!