Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Органы внутренних дел как специфический инструмент государственного управления

1.2 Правовое положение Министерства внутренних дел

ГЛАВА 2. МИЛИЦИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Организационное построение и правовые основы деятельности милиции в Республике Беларусь

2.2 Основные направления деятельности милиции: правовая характеристика

2.3 Понятие и основные черты административной деятельности милиции, формы и метода ее осуществления

2.4 Организация и деятельность патрульно-постовой службы милиции и подразделений милиции особого назначения

2.5 Организация и деятельность Государственной автомобильной инспекции

2.6 Организация и деятельность органов внутренних дел на транспорте

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3.1 Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

3.2 Производство по делам об административных правонарушениях - составная часть административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

ГЛАВА 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

4.1 Понятие и задачи разрешительной системы

4.2 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, ее правовые основы

4.3 Порядок осуществления разрешительной системы

4.4 Осуществление контроля за объектами разрешительной системы

4.5 Ответственность за нарушение разрешительной системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении административной деятельности органами внутренних дел.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, статьи, монографии, тезисы и публикации специалистов, изучающих особенности административной деятельности органов внутренних дел.

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся предмета исследования.

Указанная цель определяет задачи исследования:

раскрыть правовое положение органов внутренних дел;

проанализировать деятельность органов милиции;

определить особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел;

охарактеризовать осуществление органами внутренних дел разрешительной системы.

В процессе написания курсовой работы автором были использованы общелогические методы анализа (сравнение, обобщение, индукция), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм).

Как показывает анализ юридической литературы, особенности привлечения административной деятельности органов внутренних дел выступали предметом внимания известных белорусских и российских ученых, среди которых следует назвать имена: А.Н. Крамник, А.А. Постникова, В.А. Сорокин, А.И. Сухаркова, Т.В. Телятицкая, А.П. Шергин и другие.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Органы внутренних дел как специфический инструмент государственного управления

милиция государство право

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 г. №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее по тексту - Закон «Об ОВД») органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на законодательными актами Республики Беларусь [10].

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

розыск лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения;

оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей, что установлено статьей 2 анализируемого Закона [10].

В соответствии со статьей 11 Закона «Об ОВД» систему органов внутренних дел образуют:

организационно:

Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

территориальные органы внутренних дел - главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, - органы внутренних дел на транспорте);

учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

функционально:

милиция;

подразделения по гражданству и миграции;

подразделения охраны;

подразделения финансов и тыла;

органы и учреждения уголовно-исполнительной системы [10].

В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

Главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, а также организации, входящие в систему органов внутренних дел, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием [10].

.2 Правовое положение Министерства внутренних дел

В соответствии Главой 1 Положения о Министерстве внутренних дел, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.2007 г. №611 (далее - Положение о МВД) Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления [12].

Численность центрального аппарата МВД устанавливается Президентом Республики Беларусь. В структуру центрального аппарата МВД входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, штаб (на правах главного управления), управления, отделы, отделения (на правах секторов).

МВД в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением о МВД, иными актами законодательства [12].

МВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, а также Знамя, положение о котором утверждается Президентом Республики Беларусь. Имущество МВД является собственностью Республики Беларусь и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Финансирование деятельности МВД осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством.

Основными задачами МВД являются:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

организация и осуществление мероприятий по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению их личной и имущественной безопасности, защите прав и законных интересов организаций;

организация и осуществление мероприятий по:

профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, производству дознания по уголовным делам, ведению административного процесса в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

розыску лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлению лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

проведение в пределах своей компетенции государственной политики в сфере гражданства, миграции и регистра населения, а также в сфере охранной деятельности;

организация работы с кадрами и реализация государственной политики в области идеологии в органах внутренних дел, внутренних войсках;

принятие мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, развитие и укрепление их материально-технической базы;

обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, что закреплено Главой 2 указанного Положения о МВД [12].

В соответствии с пунктом 10 Положения МВД возглавляет Министр внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД [12].

Министр непосредственно подчиняется Президенту Республики Беларусь, а по некоторым вопросам и Премьер-министру Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь. Заместители Министра назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

В настоящее время МВД возглавляет Министр внутренних дел - генерал-майор милиции Игорь Анатольевич Шуневич. Первым заместителем Министра внутренних дел является начальник криминальной милиции генерал-майор милиции Валентин Владимирович Михневич. Кроме того, заместителями министра внутренних дел являются также начальник милиции общественной безопасности полковник милиции Николай Александрович Мельченко, командующий внутренними войсками генерал-майор Валерий Владимирович Гайдукевич и начальник главного управления кадров (статс-секретарь) полковник милиции Анатолий Адамович Курилец [16].

ГЛАВА 2. МИЛИЦИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Организационное построение и правовые основы деятельности милиции в Республике Беларусь

В соответствии со статьей 14 Закона «Об ОВД» милиция - система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [10].

Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции [10].

Криминальная милиция входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управления внутренних дел по охране Минского метрополитена, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения криминальной милиции (кроме специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, создаваемых в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь), что определено статьей 15 вышеназванного закона [10].

В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, уголовно-исполнительные инспекции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управления внутренних дел по охране Минского метрополитена, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности, что определено статьей 16 Закона «Об ОВД» [10].

.2 Основные направления деятельности милиции: правовая характеристика

Криминальная милиция решает задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершивших, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, идентификации неопознанных трупов [3, c. 54].

Милиция общественной безопасности решает следующие задачи:

обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений;

организация исполнения и отбывания наказаний, кроме предусмотренных законом случаев, когда исполнение данного вида наказания осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы, исполнения иных мер уголовной ответственности;

участие в пределах компетенции в осуществлении розыска лиц, совершивших преступления, лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

обеспечение содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел [10].

.3 Понятие и основные черты административной деятельности милиции, формы и метода ее осуществления

Административная деятельность милиции - это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3, c. 55].

Административная деятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия.

Основными методами административной деятельности милиции являются убеждение и принуждение, ибо в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом месте выступает убеждение, а затем - принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения [6, c. 61].

Вместе с тем в административной деятельности милиции убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов этой деятельности. Так, по характеру управляющего воздействия выделяют организационные методы (координация, согласование, инструктирование и др.), психологические методы (психологическое побуждение, мотивация, авторитет и др.), административные и экономические методы. Все методы должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме [3, c. 53].

.4 Организация и деятельность патрульно-постовой службы милиции и подразделений милиции особого назначения

Патрульно-постовая службы милиции (ППСМ) является структурным подразделением милиции общественной безопасности, осуществляющим патрульно-постовую службу по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности. В своей деятельности ППСМ руководствуется Конституцией Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также иными актами законодательства [14].

Основные задачи ППСМ:

. Охрана общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах.

. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также защита всех форм собственности от противоправных посягательств.

. Предупреждение, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

. Участие в раскрытии преступлений, розыске, задержании лиц, их совершивших;

. Участие в проводимых ОВД специальных операциях и профилактических мероприятиях;

. Охрана и конвоирование задержанных и лиц, заключенных под стражу [14].

Что касается подразделений милиции особого назначения, то в Беларуси первый отряд милиции особого назначения появился в 1988 году. В середине 2000-х годов название этого подразделения менялось несколько раз, после последнего переименования оно стало называться подразделением милиции специального назначения (ПМСН).

Основные задачи ПМСН являются:

. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах.

. Обеспечение охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

. Предупреждение и пресечение правонарушений, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел в задержании вооруженных преступников, пресечении деятельности организованных групп и преступных организаций.

5. Участие в проводимых ОВД специальных мероприятиях и операциях [13].

.5 Организация и деятельность Государственной автомобильной инспекции

Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление, а также государственный контроль в области дорожного движения, что определено пунктом 1 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 г. №1851 [12].

Систему ГАИ образуют:

. организационно:

управление ГАИ МВД;

управление, отделы ГАИ главного управления внутренних дел Минского горисполкома;

управления, отделы ГАИ управлений внутренних дел облисполкомов;

отделы (отделения) ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций), отделение ГАИ Минского отдела внутренних дел на воздушном транспорте;

специальное подразделение дорожно-патрульной службы «Стрела» МВД, строевые и специальные (специализированные) подразделения дорожно-патрульной службы;

. функционально подразделения:

дорожно-патрульной службы;

технического надзора;

организации дорожного движения;

дорожной инспекции;

регистрационно-экзаменационные;

пропаганды безопасности дорожного движения;

оперативного реагирования и розыска;

дознания;

организационно-аналитические;

сопровождения (эскортирования);

эксплуатации автоматизированных систем управления;

другие подразделения, предназначенные для выполнения задач и функций, возложенных на ГАИ [12].

Основными задачами ГАИ в соответствии с п. 9 Положения являются:

. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности;

. организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения;

. организация и осуществление мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения;

. выявление причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принятие своевременных мер по координации действий государственных органов и иных организаций по устранению таких причин и условий [12].

.6 Организация и деятельность органов внутренних дел на транспорте

Органы внутренних дел на транспорте (ОВДТ) призваны обеспечивать деятельность по охране общественного порядка и безопасности, сохранению перевозимых грузов, защите жизни, здоровья, прав и свобод и законных интересов граждан и государства от преступных и иных противоправных посягательства на транспорте республики [8].

ОВДТ и подчиненные ему органы обслуживают:

- вокзалы, платформы, остановочные пункты (в пределах посадочных платформ), поезда и другой подвижной состав;

- территории станций (в границах входного и выходного светофоров железнодорожных путей) со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, воздушного, путевого и грузового хозяйства, служебными помещениями и другими объектами, предназначенными для эксплуатации железнодорожного транспорта, грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты), станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары;

- перегоны по верху земляного полотна железнодорожных путей;

железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака границы подъездного пути;

- территории и объекты, расположенные в границах аэродромов, здания аэровокзалов;

- воздушные суда;

- обеспечивают организацию борьбы с преступностью в сфере экономики;

- на всех объектах железнодорожного и воздушного транспорта, строительных транспортных объектах, независимо от места их нахождения;

- в гостиницах, предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенных на станциях в пределах их границ, в вокзалах и аэропортах, независимо от их ведомственной принадлежности [8].

Деятельность ОВДТ строится на принципах законности, гуманности, уважении прав человека, гласности, тесной связи с трудовыми коллективами транспорта и населением.

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

.1 Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

Значительный объем и многообразие общественных отношений, охрана которых возложена на органы внутренних дел, обусловливают широкую подведомственность дел об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел [1, c. 75].

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел - это урегулированная нормами административного права специальная разновидность административной деятельности, состоящая в выявлении противоправных деяний, в сборе и оценке материалов, квалификации административных правонарушений, а также осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях [3, c. 65].

Так, уполномоченные должностные лица органов внутренних дел в соответствии со статьей 3.30 Процесуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 9.1-9.4, 9.7, 9.11, 9.21, 9.23, 9.24, 9.27, 10.5-10.7, 10.9, 11.1, части 1 статьи 11.2, статьям 11.4-11.6, 11.26, 11.33, 12.1-12.3, частям 1 и 5 статьи 12.7, статье 12.16, частям 1, 3, 4, 6-8 статьи 12.17, статьям 12.21-12.24, частям 1 и 2 статьи 12.25, статьям 12.26-12.30, 12.35, 12.43, 12.44, 13.13, 15.9, части 3 статьи 15.22, статьям 15.26, 15.29, 15.30, 15.32, 15.35-15.37, 15.47, 15.50, 15.58, 15.63, 16.1-16.3, 17.1-17.6, 17.8-17.13, 18.1-18.4, 18.7-18.10, 18.12-18.29, 18.35-18.38, 18.43, 21.14, 21.15, 22.6, частям 1-3 статьи 22.9, статьям 22.13, 22.16, 23.14-23.16, 23.23, 23.24, 23.30, 23.33-23.37, части 1 статьи 23.38, статьям 23.39, 23.44-23.55, 23.57, 23.63, 23.65, 23.68, 23.71, 23.84, 23.85, 24.3, 24.5, 24.6, 24.11, 24.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [15].

В соответствии со статьей 3.6 ПИКоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.24, 9.27, частью 1 статьи 11.1, частями 1 и 3 статьи 11.4, статьями 12.1-12.3, 12.28, частями 5 и 6 статьи 12.30, статьями 12.44, 13.13, 15.50, 15.58, 16.1, частью 1 статьи 17.3, статьями 17.6, 17.9, 18.1, 18.3, 18.4, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35-18.38, 18.43, 21.14, 21.15, 22.16, 23.1, 23.15, 23.30, 23.35, частью 1 статьи 23.48, статьями 23.49, 23.50, частью 1 статьи 23.52, статьями 23.53-23.55, 23.68, частями 1, 2 и 4 статьи 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел [15].

.2 Производство по делам об административных правонарушениях - составная часть административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

В нормах законодательных актов определяются задачи производства по делам об административных правонарушениях, решению которых и подчинена административная юрисдикция. Важнейшей из них является своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в точном соответствии с законом [2, c. 34].

Выяснение обстоятельств дела предшествует осуществлению юрисдикции и в то же время является одним из ее этапов. Выяснение фактических обстоятельств совершенного правонарушения осуществляется в начальной стадии производства по делу об административном правонарушении путем сбора и оценки доказательств.

В осуществлении этой деятельности участвует широкий круг сотрудников милиции (других служб органов внутренних дел). Так, участковые инспектора милиции и другие сотрудники устанавливают личность правонарушителя, опрашивают свидетелей правонарушения, получают объяснения от правонарушителя и потерпевших, изымают вещественные доказательства, (предметы, орудия правонарушения), назначают экспертизы и т.д. Их деятельность по сбору и закреплению доказательств осуществляется в порядке, определяемом законодательными и подзаконными нормативными актами, в соответствующих процессуальных формах [2, c. 36].

Оценив совокупность собранных доказательств, сотрудник органов внутренних дел приходит к выводу о фактических обстоятельствах правонарушения, т.е. воспроизводит своеобразную модель фактически совершенного противоправного деяния, после чего им выбирается норма права, в соответствии с которой квалифицируется это деяние. Правовым результатом этой деятельности является протокол об административном правонарушении, составляемый сотрудником [6, c. 57].

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел характеризуется тем, что всегда носит исключительно государственно-властный характер и осуществляется только в официальном порядке. Для ее осуществления органы внутренних дел наделяются широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений.

ГЛАВА 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

.1 Понятие и задачи разрешительной системы

Разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности [18, c. 76].

Также разрешительную систему можно рассматривать как особый вид государственно-управленческих отношений, содержанием которых является санкционирование, официальное признание допуска субъектов в сферы деятельности, где требуется профессиональное выполнение разнообразных квалификационных и административных требований во избежание негативных последствий [19, c. 43].

Существование разрешительной системы обусловлено установлением запретов в соответствующей сфере.

Следует различать абсолютные и относительные запреты. Абсолютные запреты установлены в отношении противоправных деяний и содержатся, как правило, в диспозициях правовых норм, предусматривающих юридическую ответственность за их несоблюдение. Они полностью запрещают определенное поведение и исключают возможность признания такого поведения соответствующим требованиям законодательства [18, c. 77].

В то же время осуществление отдельных видов деятельности связано с потенциальной опасностью для жизни и здоровья граждан, национальной безопасности и т.п. В подобных случаях коллизия между общественной потребностью и риском возникновения негативных последствий порождает необходимость установления относительных запретов, которые допускают существование исключений из запрещенного. Наличие таких запретов обусловило создание механизма, позволяющего получить право на совершение тех действий, в отношении которых действует запрет. Частью этого механизма является разрешительная система [18, c. 77].

.2 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, ее правовые основы

Задачи органов внутренних дел по обеспечению разрешительной системы:

. Предупреждение хищений и утраты предметов и веществ, являющихся объектами разрешительной системы, и недопущение использования их не по назначению или в преступных целях.

. Обеспечение строгого соблюдения правил приобретения, перевозки, хранения и использования предметов и веществ, являющихся объектами разрешительной системы.

. Выявление и устранение причин и условий, которые могут вызвать наступление вредных последствий, нарушение общественного порядка и общественной безопасности [19, c. 44].

Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению разрешительной системы:

а) предварительное обследование объектов разрешительной системы;

б) проверка и допуск лиц к работе, связанной с приобретением, хранением, перевозкой и использованием предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему;

в) выдача лицензий, сертификатов и разрешений на право приобретения, перевозку, использование, хранение и экспонирование объектов разрешительной системы;

г) регистрация и учет объектов разрешительной системы;

д) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений правил разрешительной системы;

е) периодическая проверка работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств [19, c. 44].

.3 Порядок осуществления разрешительной системы

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.11.2001 «Об оружии» право на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста и имеющие государственное удостоверение на право охоты, после получения соответствующего разрешения в ОВД [11].

Не имеют право на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия граждане, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, отбывающие наказание за совершенное преступление, подвергавшиеся административному взысканию за правонарушения, посягающие на общественный порядок, правосудие и установленный порядок управления, не имеющие постоянного места жительства или условий хранения, обеспечивающих сохранность оружия и боеприпасов [11].

Хранение осуществляется:

по месту постоянного проживания в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом, в разобранном, разряженном состоянии, со спущенными курками, отдельно от боевых припасов.

К оружию не должны иметь доступ посторонние лица и дети. Не допускается развешивание огнестрельного оружия и боеприпасов на стенах комнат.

Категорически запрещается хранение оружия вне мест постоянного проживания владельца (на дачах, в садовых домиках, гаражах, сараях, вагончиках, шалашах, чердаках и т.п.), а так же в общежитиях (за исключением семейных, где отдельную комнату (комнаты) занимают члены одной семьи), временных вахтовых помещениях, у родственников и знакомых [11].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» к разрешительной деятельности органов внутренних дел относятся следующие административные процедуры:

21.1. Выдача разрешения на приобретение гражданского оружия гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь

.2. Продление срока действия разрешения на приобретение гражданского оружия гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь

.3. Выдача разрешения на хранение и ношение:

.3.1. гражданского оружия гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь

.3.2. наградного оружия гражданам Республики Беларусь

.4. Продление срока действия разрешения на хранение и ношение гражданского оружия гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь

.5. Выдача разрешения на приобретение гражданского оружия иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь Государственный орган (иная организация), в который гражданин должен обратиться орган внутренних дел по месту регистрации

.6. Продление срока действия разрешения на приобретение гражданского оружия иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь. Порядок их осуществления четко определен вышеназванным Указом [9].

.4 Осуществление контроля за объектами разрешительной системы

Места хранения оружия и боеприпасов (оружейные комнаты) являются объектами разрешительной системы и в соответствии с действующими нормативными актами органы внутренних дел имеют право контроля за порядком приобретения, хранения, учета и использования оружия и боеприпасов.

Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия имеют право производить осмотр оружия в местах его хранения. Изымать и уничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для выполнения контрольных функция.

При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока [9, c. 45].

В случае возникновения обстоятельств, при которых не обеспечивается сохранность оружия, сотрудники милиции изымают оружие и передают его на хранение в органы внутренних дел. По фактам нарушений установленных правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а при совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении [9, c. 45].

.5 Ответственность за нарушение разрешительной системы

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за следующие нарушения разрешительной системы.

Во-первых, за незаконные ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия статьей 23.46 КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере от восьми до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации [4].

Во-вторых, за нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий частью 1 статьи 23.48 КоАП установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до десяти базовых величин [4].

В-третьих, статьей 23.49 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение установленных сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет при изменении места жительства или места пребывания, что влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин [4].

В соответствии с частью 2 статьи 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации [17].

Часть 1 статьи 295-1 предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, передача во владение, хранение, перевозка, пересылка или ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передача во владение, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, в виде штрафа, или исправительных работами на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев [17].

КоАП и УК также предусматривают иные основания ответственности за нарушение разрешительной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании материала, проанализированного в данной курсовой работе, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на законодательными актами Республики Беларусь.

Во-вторых, милиция - система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В-третьих, административная деятельность милиции - это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Основными методами административной деятельности милиции являются убеждение и принуждение.

В-четвертых, в Беларуси первый отряд милиции особого назначения появился в 1988 году. В середине 2000-х годов название этого подразделения менялось несколько раз, после последнего переименования оно стало называться подразделением милиции специального назначения.

В-пятых, органы внутренних дел на транспорте призваны обеспечивать деятельность по охране общественного порядка и безопасности, сохранению перевозимых грузов, защите жизни, здоровья, прав и свобод и законных интересов граждан и государства от преступных и иных противоправных посягательства на транспорте республики.

В-шестых, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел - это урегулированная нормами административного права специальная разновидность административной деятельности, состоящая в выявлении противоправных деяний, в сборе и оценке материалов, квалификации административных правонарушений, а также осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях.

В-седьмых, разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бахрах, Д.Н. Административная ответственность / Д.Н. Бахрах. - М.: Юридическая литература, 1997. - 360 с.

.Бахрах, Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях: учеб. пособие / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. - М. : Юридическая литература, 1989.- 289 с.

.Гавриленко, Д. А. Административное право : учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под общ. ред. Д.А. Гавриленко. - Минск : Амалфея, 2002. - 416 с.

.Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник - Минск: Дикта, 2006. - 348 с.

.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 30 нояб. 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск : [б. и.], 2012.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

.Круглов, В.А. Административно-деликтный процесс / В.А. Круглов, Л.Л. Попов. - М.: Издательство деловой и учеб. лит., 2005. - 336 с.

.Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2002. - 608 с.

.Овсянко, Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 1997. - 304 с.

.О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 дек. 2007 г., № 611 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012.

.Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 200 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012.

.Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., №263-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012.

.Об оружии: Закон Респ. Беларусь, 13 нояюря 2001 г., № 61-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск : [б. и.], 2012.

.Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2002 г., № 1851 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012.

.ПМСН - Полк милиции специального назначения // specnazGRU [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://specnazgru.blog.tut.by/

.2011/03/12/pmsn-polk-militsii-spetsialnogo-naznacheniya/. - Дата доступа: 10.11.2012.

.Полк патрульно-постовой службы милиции // УВД гродненского облисполкома [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://uvd.grodno.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1349&Itemid=57. - Дата доступа: 10.11.2012.

.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 30 дек. 2011 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 178 с.

.Руководство МВД // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=1061. - Дата доступа: 10.11.2012.

.Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 27 дек. 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск : [б. и.], 2012.

.Червякова, Т.А. Лицензирование как элемент разрешительной системы / Т.А. Червякова // Право.by. - 2010. - № 3. - С. 76-82.

.Червякова, Т.А. Понятие и элементы разрешительной системы / Т.А. Червякова // Администр. право и процесс. - 2011. - № 6. - С. 43-45.

Похожие работы на - Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!