Правовая защита женщины

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая защита женщины

Введение

Равенство мужчин и женщин признается одной из ключевых проблем современности. На международном уровне ей уделяется приоритетное внимание. Организации системы ООН, такие как ПРООН, ЮНИФЕМ, ЮНФПА, МОТ, ВОЗ, а так же Всемирный банк, признают эту проблему как основополагающую, лежащую в основе устойчивого социально-экономического развития государств.

Общество состоит из женщин и мужчин, занимающих в нем разное место. Это место зависит от уровня цивилизации общества. Без изучения проблем пола невозможно комплексное исследование человека, демографических изменений и их причин.

В России в последние годы наметились определенные сдвиги в осмыслении проблем гендерного равенства. Об этом свидетельствует, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции гендерного подхода в науку и политическую практику, с другой - развитие женского, в том числе правозащитного движения, разнообразных инициатив, направленных на достижение равенства между полами. Вместе с тем, в силу самых разных причин, пока рано говорить о значительном прогрессе в преодолении дискриминации женщин и достижении гендерной симметрии в различных сферах общественной жизни. Гендерная проблема не исчезла и в 21-м столетии, а наоборот - приобрела новый виток из-за сложившихся условий информационного развития человечества. Остается неоспоримым тот факт, что, несмотря на то, что женщины достигли успехов в политике, науке, медицине, образовании, управлении и других сферах общественной жизни, они так и не смогли достичь равенства с мужчинами.

Целью данной работы является изучение правовой защиты женщин.

Для этого необходимо: охарактеризовать такие понятия, как гендер и гендерное равенство, а также основные принципы равенства женщин и мужчин; рассмотреть правовое обеспечение равенства социально-трудовых прав женщин.

Работа состоит из введения, двух глав основной части и списка используемых источников.

1. Понятие «гендер и гендерное равенство»

Термин «гендер» отражает социально определенные различия и связи между мужчинами и женщинами. В разных обществах и культурах они различны и меняются во времени. Однако, термин «гендер» не взаимозаменяем с термином «пол», отражающим исключительно биологические различия между мужчинами и женщинами, которые универсальны и неизменны.

Статистические данные дезагрегированы по полу, а гендер характеризует различающиеся роли, ответственность, ограничения, возможности и потребности женщин и мужчин во всех областях и в любом данном социальном контексте.

Роли полов - это навыки поведения в данном обществе, общине или иной социальной группе. Они обусловливают, какие виды деятельности, задачи и обязанности считаются присущими мужчинам и какие женщинам.

На роли полов влияет возраст, социально-экономический класс, расовая или этническая принадлежность, религиозные убеждения, а также географическая, экономическая, политическая и культурная среда. Отношения между полами - это также отношения власти, которая влияет на то, кто имеет доступ и может контролировать материальные и нематериальные ресурсы.

Изменения в ролях полов часто происходят в ответ на изменения в экономических, природных и политических условиях, в том числе в развитии или структурной перестройке и других национальных или международных силах. Роли полов в данном социальном контексте могут быть гибкими или жесткими, сходными или различными, взаимодополняющими или конфликтующими. И женщины, и мужчины в различной степени и по-разному участвуют в репродуктивной и производственной деятельности, в управлении общинами и играют разные роли в социальных и политических группах. Их участие в той или иной деятельности отражает разделение труда между полами. Так, отношения между полами влияют на аспекты найма, условий работы, социальной защиты, представительства и голоса на рабочем месте; поэтому неравенство между женщинами и мужчинами во всех областях: степени их участия, доступе к ресурсам, правах, власти и влиянии, вознаграждении и льготах - часто называют гендерным разрывом. С гендерным неравенством на работе тесно связан гендерный разрыв в оплате труда, то есть неравенство между средними заработками мужчин и женщин; социальные различия между мужчинами и женщинами очевидны также в получении работы, образования, профессионального обучения и в реальном участии в представительных институтах социального диалога.

Гендерное равенство означает использование равных прав и возможностей мужчин и женщин, мальчиков и девочек, а также равного обращения во всех сферах жизни. Оно утверждает, что права, обязанности, социальный статус человека и его доступ к ресурсам не зависят от того, был ли он рожден мужчиной или женщиной. Однако это не означает, что мужчины и женщины одинаковы или должны стать одинаковыми или что все меры на рынке труда должны давать одинаковые результаты.

Гендерное равенство предполагает, что все мужчины и женщины свободны в выборе личных способностей, которые они хотят развивать, и в принятии жизненных решений без ограничений, созданных стереотипами и предрассудками относительно гендерных ролей или характеристики мужчин и женщин. В контексте достойного труда гендерное равенство включает равные возможности и обращение, равную оплату труда, доступ к безопасной и здоровой рабочей среде, равенство в ассоциациях и коллективных договорах, равенство в достижении ощутимого карьерного роста, охрану материнства, баланс между работой и семьей, справедливый и для мужчин, и для женщин.

Равенство прав и равные возможности женщины и мужчины и равные возможности для их реализации - это охраняемые и обеспечиваемые государством права и возможности действовать определенным образом или не осуществлять любое из принадлежащих ему полномочий.

2. Правовая защита женщин

.1 Принципы равенства женщин и мужчин

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин основана на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Гендерный подход позволяет оценить эффективность законодательства - насколько полно оно отражает социальные потребности мужчин и женщин; отслеживать институциональные механизмы - экономические, управленческие, организационные меры, обеспечивающие исполнение законов; и, наконец, отслеживать реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.

Принципы равенства женщины и мужчины закреплены в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966). Специфические права и свободы женщин изложены и закреплены ООН в Конвенции о политических правах женщин (1952), Конвенции о гражданстве замужней женщины (1957), Конвенции МОТ № 100 (1951) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенции МОТ № 103 об охране материнства (1952), Конвенции МОТ №111 о дискриминации в сфере труда и занятий (1958), Конвенции ЮНЕСКО в сфере образования (1960). Правовое регулирование гендерных прав содержится в Конвенции и Рекомендации ООН о согласии вступления на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака (1962 и 1965 годы).

Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признаётся и гарантируется Конституцией РФ, законодательством РФ, а также нормами международного права. Статьёй 19 Конституции РФ провозглашено, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Равенство прав и равные возможности женщины и мужчины и равные возможности для их реализации - это охраняемые и обеспечиваемые государством права и возможности действовать определенным образом или не осуществлять любое из принадлежащих ему полномочий. Нарушение данного принципа, то есть проведение политики, либо совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.

Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участники обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (ст. 7).

Международной организацией труда принят пакет конвенций, устанавливающих нормативы и условия применения труда женщин, трудящихся с семейными обязанностями. Вопросы трудовых прав женщин затрагиваются также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в итоговых документах Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995). В числе нормативных актов, регулирующих социально-трудовые права женщин, трудящихся с семейными обязанностями в России - Трудовой кодекс РФ и другие.

Экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, снижение спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда обострили для трудящихся с семейными обязанностями, многих женщин проблему участия в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали более уязвимы в сфере занятости и трудовых отношений из-за необходимости совмещения материнской и профессиональной функций, сложившегося в связи с этим отставания по квалификации, преимущественной монозанятости в некоторых особенно пострадавших в ходе реформирования отраслях и секторах экономики. Так, наличие норм, не допускающих отказа в приёме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не ограждает женщин от дискриминации. Около трети руководителей организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности указывают, что при приёме на работу отдают предпочтение мужчинам.

Право на равное вознаграждение за труд равной ценности является идеологией Международной организации труда и, следовательно, обязательно для исполнения нашей страной, являющейся членом этой организации. В законодательстве Российской Федерации зафиксирована зависимость размера заработной платы только от величины и качества трудового вклада работника. Однако в среднем заработная плата женщин ниже, чем заработная плата мужчин, что обусловливается гендерной сегрегацией в сфере труда, отражающей различные подходы к оценке труда женщин и мужчин. Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, лёгкая, пищевая промышленность и другие), характерны низкий статус работников, ограниченные возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, низкие заработки. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата на одну треть ниже, чем средняя заработная плата работников народного хозяйства.

Реализация равных прав на образование и повышение квалификации мужчин и женщин должна находить своё конкретное воплощение в программах профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки. Права в области получения образования ограничиваются списком производств, профессий и работ с вредными и тяжёлыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин.

Роль, место и положение женщин как трудящихся с семейными обязанностями на рынке труда и реализация ими своих прав во многом определяются возможностями совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей, степенью развития социально-бытовой инфраструктуры, стереотипами в распределении семейных обязанностей. Подобные стереотипы в определённой мере закрепляла патерналистская политика в отношении женщин, проводимая на протяжении многих лет и строящаяся на предоставлении льгот, введении комплекса запретов и специального регулирования, которые обеспечивают и подчёркивают особый статус женщины. На практике это порождает дискриминацию в скрытой форме.

Предпринимательская деятельность женщин - активно развивающееся явление в социально-экономическом развитии страны. Предпринимательская деятельность в целом поддерживается государством и регулируется органами законодательной и исполнительной власти. Однако за время проведения экономических реформ не разработан ни один нормативный или законодательный акт, или целевая программа поддержки предпринимательских инициатив женщин.

Соблюдение принципа неприкосновенности личности связано, прежде всего, с соблюдением конституционных принципов функционирования демократического общества: права на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства человека и гражданина. Одной из важнейших особенностей указанной проблемы является тот факт, что женщины всё чаще становятся объектом насильственных действий во всех сферах жизнедеятельности. Проблема насилия в отношении женщин не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяет вся мировая общественность.

Таким образом, и международные, и российские правовые нормы устанавливают, что дискриминация по мотивам пола абсолютно недопустима и противозаконна. Соблюдение же установленных законами правовых и экономических гарантий обязательно. Однако, проводимая в стране социально-экономическая реформа, переход к рыночным отношениям сформировали следующие негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин при принятии государственных решений; усиление дискриминации прав женщин в социально-трудовой сфере; снижение уровня охраны их здоровья, личной безопасности. Эти обстоятельства, а также кардинально и быстро меняющиеся общественные отношения, активными участниками которых выступают женщины, требуют существенных изменений.

2.2 Обеспечение равенства социально-трудовых прав женщин

В настоящее время роль женщин в экономике занимает значительное место. Почти во всех регионах мира доля женщин в общей численности рабочей силы возрастает. Добровольно или в силу экономической необходимости все большее число женщин становятся полностью занятыми. В период кардинальных перемен с начала 90-х годов (и до настоящего времени) российские женщины оказались в более сложном положении, чем мужчины. Возник перекос в социальных позициях мужчин и женщин. Особенно хорошо это заметно на примере занятости женщин.

Проблемы дискриминации женщин при найме на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными. В то же время, несмотря на масштабные демократические изменения в России в конце XX - начале ХХI вв. и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная проблема женщин - сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Гендерное равноправие должно проявляться и в соблюдении принципа равного вознаграждения за равноценный труд, согласно которому работа оценивается исключительно по объективным критериям, независимо от того, кто ее выполнил - мужчина или женщина. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

Однако необходимо отметить что не считается дискриминацией: установление различий, исключений, предпочтений, ограничений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Такие исключения из общих правил квалифицируются как особенности и рассматриваются в отдельных главах ТК РФ например, гл. 41 «Труд женщин, лиц с семейными обязанностями». Эти гарантии призваны защитить и поддержать женщину в ответственный период материнства, обеспечить ей возможность сочетать профессиональные и семейные функции, что имеет огромное социальное значение.

Российское законодательство о труде не допускает дискриминации женщин, но фактически эта проблема существует. В частности, практика подбора персонала демонстрирует повсеместное распространение дискриминационного подхода к замещению определенных вакансий именно по таким основаниям, как пол, возраст, наличие детей, семейное положение, внешность и т.д. В большинстве публикуемых объявлений о замещении вакансий указаны и пол, и возраст предполагаемого кандидата, что чаще всего не соответствует законодательству, и, следовательно, является противозаконным ограничением реализации права на труд. Необоснованные требования и отказ в найме должен основываться на объективных, прежде всего профессиональных и квалификационных мотивах.

Ограничения применения женского труда. Как уже упоминалось, установление различий, исключений, предпочтений, ограничений, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, дискриминацией не является. Так, с учетом физиологических особенностей женского организма законодательством установлены определенные ограничения по применению женского труда в тяжелых и вредных условиях, в особых климатических и региональных условиях. Запрещается труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей сверх установленных законом. Ограничивается применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

При найме стороны договариваются об условиях трудового договора, одним из которых может быть (но совсем необязательно) испытательный срок. Срок испытания, по общему правилу, не может превышать трех месяцев, а для руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей - шести. Согласно закону нельзя испытывать беременных женщин и молодых матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет. Даже если такое условие будет добровольно принято работницей, юридической силы оно не имеет. Это означает, что воспользоваться им для увольнения работодатель не сможет (если ему было известно о беременности или наличии детей). Более того, если незаконное условие об испытании обнаружится в ходе проверки, работодателю грозит административное наказание.

Политика государства, провозгласившего себя социальным (ст. 1 Конституции РФ), нацелена на поддержку работников с семейными обязанностями, прежде всего женщин, т.к. в нашей стране основное бремя семейных обязанностей, включающих заботу о детях и других членах семьи, нуждающихся в уходе, традиционно несут именно женщины. Это касается и создания для них благоприятного режима работы и отдыха, позволяющего наиболее разумно сочетать выполнение трудовых и семейно-родительских функций.

Закон гарантирует беременным создание более благоприятных, щадящих условий труда, а именно снижение норм выработки, перевод на более легкую и безвредную работу с сохранением среднего заработка, причем без ограничения временем (то есть до тех пор, пока имеются противопоказания). До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Гарантии перевода на другую работу без потерь в заработке предоставляются также молодым работающим матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет. Разумеется, такой перевод возможен только по желанию женщины и на основании ее личного заявления. При этом сохранение среднего заработка гарантируется ей только до достижения ребенком указанного возраста, то есть полутора лет. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Существенной гарантией для беременных женщин является льготный порядок предоставления ежегодного очередного оплачиваемого отпуска. Льгота для женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя. К «отпускным» гарантиям беременных женщин относятся также запрещение отзывать их из очередного отпуска. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам <…> (за исключением выплаты денежной компенсации при увольнении).

Наиболее известной и широко используемой на практике гарантией для женщин является отпуск по беременности и родам, который работодатель обязан ей предоставить по ее заявлению и на основании больничного листа. На период отпуска выплачивается «декретное» пособие, размер которого исчисляется из среднего заработка женщины и составляет 100 % независимо от продолжительности работы (страхового стажа), но не более установленного государством максимального размера. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Еще одной «женской» гарантией является предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком не влечет ограничений работника в трудовых правах. В частности, сохраняется рабочее место, этот период входит в общий трудовой и страховой стаж, кроме специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, когда учитывается только фактически отработанное время. Женщина имеет право прервать отпуск по уходу за ребенком и выйти на рабочее место для выполнения своих трудовых функций в полном объеме, однако законодательством предусмотрен альтернативный вариант: не прерывая отпуска, женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом право на пособие у нее сохраняется: в этом случае выплачивается и заработная плата, и пособие.

Женщины все чаще отказываются от права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выходят на работу значительно раньше поэтому актуальность имеет еще одна правовая гарантия, предусмотренная для матерей, - дополнительные перерывы для кормления ребенка в возрасте до полутора лет, которые включаются в рабочее время и оплачиваются.

Право на дополнительные выходные дни оплачиваемые из средств Фонда социального страхования предоставлено матерям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Наиболее востребованными и действенными являются правовые гарантии, установленные для женщин при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, то есть когда стоит вопрос о потере рабочего места. А вот при увольнении по собственному желанию гарантия для беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей, состоит совсем в другом: работодатель не вправе задерживать их и требовать отработки. В заявлении об увольнении по собственному желанию женщина может указать удобную для нее дату, а отрабатывать положенные в этом случае две недели она не обязана.

С целью социальной защиты беременных женщин законодатель установил прямой запрет на их увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, что означает: ни одно из оснований, упомянутых ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя», включая и нарушения трудовой дисциплины, к ним неприменимо. Исключение составляет лишь полная ликвидация организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ), когда трудовые отношения прекращаются абсолютно со всеми работниками. За нарушение этой гарантии работодатель несет уголовную ответственность по ст. 145 УК РФ.

Увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте д трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), а также других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, законом не допускается.

Еще одна правовая гарантия женщин - это преимущественное право в оставлении на работе. При сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Кроме того, для беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет российским законодательством предусмотрен целый ряд положений, которые призваны защищать таких женщин: запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни и т.п. (ТК РФ Ст. 96. «Работа в ночное время», Ст. 99. «Сверхурочная работа», Ст. 113. «Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни», Ст. 259. «Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни»).

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в России на законодательном уровне заложены все конституционные права между мужчинами и женщинами. Однако, несмотря на достаточно сильные правовые гарантии для женщин, заложенные в российском законодательстве, на практике происходит их дискриминация в сфере труда, проявляющаяся в самых различных формах, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин, что вызывает все большее беспокойство общественности в условиях тех новаторских передовых реформ, которые происходят в последнее время в нашей стране. Закон содержит правовые меры борьбы с ее проявлениями: так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 ТК РФ дискриминация в сфере труда является основанием для обращения за защитой в органы федеральной инспекции труда и в суд.

Заключение

гендер равенство право женщина

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране привело к усилению дискриминации женщин. Особенно это заметно на примере труда и занятости женщин. Согласно Конвенции МОТ 1958 года № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» запрещение дискриминации является обязательной нормой права. Необоснованный отказ в заключении трудового договора или необоснованное увольнение запрещены законом. Ст. 19, п. 3 Конституции РФ устанавливает, что «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». ТК РФ запрещает работодателям отказывать в заключении трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Под необоснованным отказом женщинам в приеме на работу понимается отказ по любым обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Отказывая в заключении трудового договора, работодатель обязан причину отказа сообщить в письменной форме.

Законодательством установлены гарантии беременным женщинам и женщинам с детьми до трех лет при расторжении трудового договора. Женщинам данной категории должны снижаться нормы выработки, их нужно переводить на работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Кроме того, законодательством предусмотрен целый ряд положений, которые призваны защищать таких женщин (запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни и т.п.). Расторгнуть трудовой договор с беременной женщиной можно только в случае полной ликвидации организации. Ст. 145 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины ввиду ее беременности, а также женщин, имеющих малолетних детей.

Таким образом, в России на законодательном уровне заложены все основы равного конституционного права между мужчинами и женщинами. Однако, на практике происходит дискриминация в труде, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин, что вызывает беспокойство общественности.

Список используемых источников

1.Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 1993. 25 декабря.

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1. - Ст. 3.

.Азбука прав трудящихся женщин и гендерного равенства / Коллектив авторов. М.: Международное бюро труда, 2008. - 226 с.

.Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / Отв. ред. и сост. О.А. Воронина. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 768 с.

.Гульбин Г.К. Гендерология и феминология: учебное пособие / Г.К. Гульбин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 166 с.

.Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. Учеб. пособие / Р.Г. Петрова. - М.: Дашков и К, 2010. - 272 с.

.Социально-трудовые права женщин в России / Под ред. И.М. Козиной. - М.: ИСИТО, 2012. - 268 с.

Похожие работы на - Правовая защита женщины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!