Право собственности юридических лиц

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,85 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право собственности юридических лиц

1. Субъекты и объекты права собственности юридических лиц

субъект право юридический собственность

Субъектами права собственности юридических лиц согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ признаются коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником). Круг их необычайно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие предусмотренные законом организации.

Право собственности юридических лиц характеризуется следующими наиболее существенными признаками.

Прежде всего именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеют обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах (п. 2 ст. 48 ГК РФ), либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

В собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями (участниками, членами), а также произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК РФ).

Юридические лица, подобно иным собственникам, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК РФ, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

И при общей, и при специальной правоспособности право собственности юридического лица может быть ограничено законом. ГК РФ, например, предусмотрена возможность ограничения права юридического лица иметь в собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности (п. 3 ст. 212). К таковому относится имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте (ст. 129 ГК РФ), например природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.).

Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество - как движимое, так и недвижимое (за исключением имущества, которое в соответствии с законом отнесено к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности). Это могут быть: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудование, денежные средства и проч. При этом круг объектов такого имущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций: круг объектов права собственности некоммерческих организаций уже нежели коммерческих. В него входит лишь имущество, необходимое для осуществления целей деятельности этой организации. Профсоюзы, например, вправе иметь в собственности имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов их членов.

В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, п. 2 ст. 213 ГК РФ устанавливает правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения объектов права собственности юридических лиц. К примеру, в собственности акционерного общества, не относящегося к автотранспортным предприятиям, могут находиться автомобили любой стоимости и в любом количестве. Исключения, касающиеся стоимостных или количественных ограничений, могут быть установлены федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, предусмотренные в гл. 14 ГК: гражданско-правовые сделки, объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 212 ГК РФ законом могут устанавливаться 1 Статьи 2, 24 Федерального закона от 12 января 1996 г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»//СЗ РФ 1996 №3 Ст 148 особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут быть благотворительные пожертвования, поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся к общим основаниям приобретения права собственности.

2. Особенности содержания, пределов и способов осуществления права собственности юридических лиц

Право собственности, как и любые другие права, при всей дискуссионности вопроса об их содержании, одним непременным качеством обладают во всяком случае: они определяют меру поведения, дозволенного управомоченному. Следовательно, уже из самой сущности субъективного права как меры поведения вытекает, что оно должно иметь свои пределы. Пределы эти определяются прежде всего законом, а в соответствии с ним--и правомерными волевыми действиями.

При превышении границ дозволенного типа поведения управомоченный действует не как носитель права, а как лицо, которому соответствующее право вовсе не принадлежит. Иное положение складывается в условиях, когда общий тип дозволенного поведения соблюдается, однако его конкретные формы, избранные управомоченным, недопустимы.

Несмотря на свой абсолютный характер, право собственности в ряде случаев может быть ограничено.

Так права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивением исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия без согласия контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты (ст. 604, 606 ГК). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п.2 ст. 346 ГК).

Конституция Российской Федерации (ст.36) запрещает собственнику земли наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц Ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах Российской Федерации, - указах Президента, постановлениях Правительства, актах министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решениях органов местного самоуправления, незаконны и исполнению не подлежат.

Так, согласно ст.129 ГК, отдельные объекты гражданских прав (земля, недра, оружие и др.) могут быть полностью или частично изъяты из гражданского оборота, чем и объясняется существование ограничений прав на такое имущество (ст.212 - 213 ГК):

в) ограничение самого права собственности следует отличать от ограничения круга действий, которые может совершать собственник (п.2 ст.209 ГК). В частности, ряд запретов на действия собственника вытекают из противопожарных, санитарных, ветеринарных, эпидемиологических и прочих правил. При оценке законности введенною ограничения на действия, а также действий самого собственника, если они были совершены, следует руководствоваться вторым обязательным критерием, предусмотренным п.2 ст.209 ГК, - были ли (могут ли быть) нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц. Мнимые права и интересы этих лиц не являются основанием для наложения запрета на действия собственника. В ряде случаев характер налагаемых на собственника запретов явно не соответствует тяжести совершаемых им действий (например, изъятие автомобиля с места его неправомерной остановки и возврат автомобиля только при оплате собственником его транспортировки и хранения, как предусмотрено распоряжением премьера правительства г. Москвы от 30 июля 1993 г. № 1412-РП).

Что же касается самих собственников - граждан и юридических лиц, то в случаях, предусмотренных законом, они вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным нормативного акта, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего их права и охраняемые законом интересы.

3. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ

Хозяйственные общества и товарищества, являясь коммерческими организациями, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия по владению, пользованию и распоряжению, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. К примеру, согласно ст. 575 ГК в отношениях между коммерческими организациями не допускается распоряжение имуществом в форме дарения, за исключением обычных подарков.

Полномочия собственника хозяйственные общества осуществляют через свои органы путем сочетания коллегиальности и единоначалия. Иначе полномочия собственника осуществляются хозяйственными товариществами, которые приобретают и принимают на себя обязанности через своих участников. При этом действовать от имени полного товарищества вправе: а) каждый его участник, если учредительным договором не установлено иное; б) все участники совместно согласно учредительному договору; в) один или несколько участников, которым поручено ведение дел в соответствии с учредительным договором. Делами товарищества на вере управляют только полные товарищи по правилам, установленным Гражданским кодексом для управления полным товариществом.

Порядок осуществления правомочия распоряжения не одинаков для всех видов объектов, входящих в состав имущества хозяйственных обществ и товариществ. Он определяется в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Так, решение о совершении акционерным обществом крупных сделок, либо сделок, в совершении которых имеется заинтересованность указанных в законе лиц, принимается советом директоров (наблюдательным советом), либо общим собранием акционеров'. Только общим собранием, например, решаются вопросы о распределении прибыли и убытков хозяйственного общества (п. 3 ст. 91, п. 1 ст. 103 ГК).

Важнейшими основаниями приобретения права собственности хозяйственных обществ и товариществ являются: обобществление имущества, создание его в процессе предпринимательской деятельности, гражданско-правовые сделки.

Обобществление имущества осуществляется путем внесения учредителями (участниками) вкладов в складочный или уставный капитал. Вкладом может быть как имущество в натуре (здания, сооружения, оборудование и т.п.), так и денежные средства, ценные бумаги или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. С момента передачи имущества хозяйственное общество или товарищество приобретает право собственности на переданное ему имущество (п. 3 ст. 213 ГК). В акционерном обществе важным основанием возникновения права собственности являются сделки по продаже акций неограниченному (в открытом акционерном обществе) либо заранее определенному (в закрытом акционерном обществе) кругу лиц. В связи с этим следует отметить, что таким вкладом не может быть объект' интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.н.) или «ноу-хау». Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором. См.: Часть 2 и. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (ВВС РФ. 1996. № 9). Объектами права собственности хозяйственных обществ и товариществ являются как имущество, переданное в качестве вкладов или взносов (если только оно не передается в пользование на основании договора), так и имущество, произведенное или приобретенное по иным основаниям, например от размещения акций и иных ценных бумаг.

В составе имущества хозяйственных обществ и товариществ выделяют уставный или складочный капитал. Наименование его зависит от того, на основании каких учредительных документов юридическое лицо действует. В полных товариществах и товариществах на вере, поскольку у них нет устава и они действуют на основании учредительного договора, капитал именуется складочным. В хозяйственных обществах, имеющих устав, он называется уставным. Размер уставного или складочного капитала фиксируется в учредительных документах. В период деятельности юридического лица допустимо как увеличение, так и уменьшение размера уставного или складочного капитала. Однако этот размер не должен быть менее минимального, определенного законом для конкретной организационно-правовой формы юридического лица*. Уставный капитал хозяйственного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (п. 1 ст. 90, п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 99 ГК). В качестве критерия оценки платежеспособности хозяйственного общества, его ликвидности используется показатель стоимости чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК). Аналогичное положение в отношении складочного капитала хозяйственных товариществ в законе отсутствует, поскольку интересы их кредиторов гарантируются имуществом участников полного товарищества и полных товарищей в товариществе на вере, солидарно несущих субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Имущество хозяйственных обществ и товариществ подразделяется на фонды, представляющие собой обособленные части имущества определенного целевого назначения: фонд накопления, фонд социальной поддержки.

В случае ликвидации товарищества или общества его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его участниками (п. 7 ст. 63 ГК). При этом при ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, из его имущества прежде всего выдаются вклады вкладчикам. И лишь после этого оставшееся имущество распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале общества (п. 2 ст. 86 ГК). В иной очередности распределяется имущество ликвидируемого акционерного общества. Согласно ст. 23 Закона РФ «Об акционерных обществах» в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены акционерным обществом по требованию акционеров'. Во вторую очередь выплачиваются начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенная уставом общества ликвидационная стоимость по привилегированным акциям. В третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

В случае выбытия участника из состава товарищества или общества из его имущества также должны быть осуществлены выплаты (см. ст. 78, 85, 94, 95 ГК). Так, согласно п. 1 ст. 78 ГК участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором.

4. Субъекты, объекты, содержание права государственной и муниципальной собственности

Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, - специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), - специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты - любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация - отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

. предприятия и другие имущественные комплексы;

. здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

. земельные участки;

. жилые помещения;

. акции открытых акционерных обществ.

В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей в состав Российской Федерации, если речь идет о собственности субъектов федерации либо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит,- в состав российского народа, народа республики - субъекта Российской Федерации, населения края, области, муниципального образования и т.д. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектного состава правоотношений государственной и муниципальной собственности.

Давая общую характеристику права собственности, можно отметить, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Если бы дело обстояло иначе, то говорить о праве собственности как мере поведения было бы нельзя. Распространяется ли эта характеристика на право государственной собственности, принадлежащее Российской Федерации, которая как суверен соединяет в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника и сама определяет правовой режим принадлежащих ей имуществ? Да, распространяется. Государство (в данном случае - Российская Федерация) - суверен, однако оно действует (во всяком случае должно действовать!) в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы, о неограниченности этих правомочий говорить не приходится.

5. Особенности осуществления права государственной и муниципальной собственности

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных сил страны достаточно высок (это, например, транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и многое другое). В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется двумя факторами. Во-первых, каждое государство должно думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий круг социальных функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку существующей власти со стороны избирателей, среди которых немало обездоленных.

В советский период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя и являлось единым собственником всего государственного имущества. Поэтому вся государственная собственность принадлежала на праве собственности единому собственнику - государству. В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а также с нарастанием центробежных тенденций была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Вначале в общесоюзном законе о собственности, а затем в республиканском законе о собственности и Основах гражданского законодательства 1991 г. было закреплено данное правовое положение. При этом в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности подпадала также и коммунальная собственность. В настоящее время муниципальная собственность выделена из государственной и круг ее субъектов и объектов значительно шире, чем был указан в законе.

Многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов и объектов определены в ст. 71, 72 Конституции РФ и в гражданском законодательстве (ст. 212, 214 ГК РФ). Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит. Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые стали обороноспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах", Водный кодекс РФ, Закон "О федеральных природных ресурсах" и ряд других. Законодателями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам. В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество, примерный перечень которого дан в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с исключением, связанным с правовым режимом предприятия. Правовой режим предприятия как объекта гражданских прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ, где особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет значение при определении содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Общее определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности, а его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. В соответствии с общей характеристикой права собственности собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Таким образом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

Важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ, где закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации, компетенция ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности, и в первую очередь государственной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в правовых актах, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов самой различной отраслевой принадлежности, что дает основание утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование. Современный переходный период экономических преобразований характеризуется резким и далеко не всегда оправданным сокращением той части общественного богатства, которая составляет государственную и муниципальную собственность, однако в собственности Российской Федерация, субъектов Федерации и муниципальных образований по-прежнему сосредоточены значительные материальные ресурсы. Субъекты права государственной и муниципальной собственности, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов - административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных и др. Согласно Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - уставами муниципальных образований и непосредственно населением.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями - имущество казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями. В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права. Во втором случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

В современных условиях непосредственное участие субъектов права государственной и муниципальной собственности в реализации своего права имеет место при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием, закрепленным за ним недвижимым имуществом, а в случае распоряжения унитарным казенным предприятием - движимым имуществом. В осуществлении права собственности от имени собственников в указанных случаях участвуют Министерство государственного имущества Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества и другие органы.

Задача 1

августа в результате удара молнии во время грозы дача сгорела. Пархоменко обратился к Иванову с требованием вернуть две пачки кирпича, однако Иванов ответил на это отказом, так как он не давал согласия на заем кирпича и советовал Пархоменко обратиться с этим требованием к строителям. Кроме того, Иванов потребовал от бригады возмещения стоимости материалов, предоставленных им для строительства, против чего они возражали и в свою очередь потребовали от Иванова возмещения стоимости трех кубометров обрезной доски.

Как разрешить спор?

Изменится ли решение, если выяснилось, что нехватка стройматериалов произошла вследствие их кражи неизвестными лицами?

Изменится ли решение, если пожар произошел 2 сентября, а Иванов вернулся из командировки 3 сентября?

Решение:

В соответствии с Гражданским кодексом РФ Иванов заключил договор сделки на оказание услуг по постройки дачи с бригадой рабочих, где условием сдачи объекта было установлено 1 сентября. Согласно статьи 309 ГК РФ договорные обязательства должны были быть исполнены, однако в связи с неотвратимыми последствиями природного характера, а именно грозы приведшей к пожару строительного объекта являющегося объектом договорных отношений, строители не будут привлечены к ответственности, если договором не было предусмотрено, что риск случайной гибели имущества лежит на лицах осуществляющих услуги по строительству дачи. Иными словами, в соответствии с статьей 459 ГК РФ строители не являются виновными вследствие возникших обстоятельств, а вся ответственность за сгоревшее имущество лежит на Иванове в соответствии со статьей 211 ГК РФ.

Согласно условию задачи неизвестно имело ли место включения в данный договор приобретение материалов рабочими в случаи недостачи их. Следовательно, договором было не предусмотрено приобретения материалов, т.е. соответственно материалы были приобретены по инициативе рабочих без согласия Иванова. В данном случае рабочие несут ответственность (материальную) перед соседом Иванова - Пархоменко, и именно они должны возмещать сумму стоимости данных материалов, если только заказчик - Иванов не будет согласен выплатить за рабочих. В случае выяснения обстоятельства кражи материалов неизвестными лицами, то рабочие так же несут ответственность за одолженные материалы у соседа Иванова -Пархоменко. Однако это будет свидетельствовать о невозможности выполнения договора оказания услуг рабочими перед Ивановым по независящим от них обстоятельствам, что в свою очередь является основанием для возможного продления срока постройки дачи и её сдачи заказчику в иной срок, если бы не возникла бы гибель имущества из-за пожара, возникшего по причинам природного, стихийного характера. Отвечая на вопрос, изменится ли решение, то нет в части предоставление суммы стоимости одолженных материалов у Пархоменко. И да - изменится, в части выполнения договора между заказчиком и исполнителями.

В случае возвращения Иванова (заказчика) 3 сентября, а пожар произошел 2 сентября, то решение не изменится, поскольку договор между заказчиком и исполнителями будет исполнен и вся ответственность за возникший пожар будет лежать на Иванове в соответствии со статьей 211 ГК РФ - Риск случайной гибели имущества, однако рабочие должны возместить стоимость материалов по устной сделки с соседом - Пархоменко, возможно Ивановым, в случае имеющегося согласия между рабочими и заказчиком.

Задача 2

Дегтярев в течение многих лет владел скрипкой. Уезжая в длительную командировку, он передал скрипку на хранение своему другу Астафьеву, у которого она была похищена. Впоследствии Дегтярев случайно обнаружил скрипку у знакомого музыканта, который приобрел ее у неизвестного гражданина. Приобретатель скрипки отказался вернуть ее Дегтяреву. Тогда Дегтярев предъявил к нему иск о возврате скрипки. Ответчик иска не признал, заявив, что Дегтярев, в свою очередь, не был собственником скрипки. До революции скрипка принадлежала богатому меценату, который эмигрировал за границу. Все его имущество было разграблено. До тех пор пока Дегтярев не докажет законность приобретения скрипки, она не может быть ему возвращена. Учитывая, что скрипка представляет музейную ценность, ответчик согласен передать ее в государственный скрипичный фонд при условии, что ему будет возмещена стоимость скрипки.

Решите дело.

Решение:

Скрипка похищена у Дегтярева, новый владелец скрипки купил краденую вещь и, независимо, что он думает о правах на нее Дегтярева, сам он в любом случае ее законным владельцем не является, его сделку с неизвестным продавцом скрипки следует признать недействительной и вернуть похищенную скрипку законному владельцу (согласно п.1 ст. 302 РФ), а законным владельцем по данному делу является именно Дегтярев, который владел скрипкой до того как она была у него похищена и к которому никаких претензий со стороны сбежавшего за границу предыдущего владельца скрипки до сих пор не было.

Согласно статьи 238 ГК. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать.

. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Но приобретатель не является собственником, поэтому положения ст. 238 не должны применяться к отношениям по передаче им скрипки по решению суда собственнику или государству, тем более госорган не вступал в дело.

Согласно статьи 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено лицом - гражданином - не являющимся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющим как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет. Поэтому Дегтярева можно признать законным собственником скрипки.

Список использованной литературы

. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

. Гражданское право Российской Федерации. Т.2. Под ред. О. Н. Садикова. Серия: Высшее образование. М.: ИНФРА-М, 2010 - 608 с.

. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части 1, 2, 3, 4. Под ред. С. А. Степанова. М.: ПРОСПЕКТ, 2010 - 1504 с.

. Балашов А.И. Основы гражданского права: Учеб. пособие. - СПб.: СПбИМаш, 2002

. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005

. Гражданское право: учебник - Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого: В 2т.- М.: Проспект, 1997.-Т.1

. Гражданское право: учебник - Отв. Ред. Е.А, Суханов. 2-е изд.- М.: БЕК,1998

. Макаров А.Д. Правоведение: Учеб. пособие. 2-е изд. - СПб.: СПбГИСЭ, 2001

. Суханов Е.А Лекции о праве собственности.- М.: Юридическая литература, 1991

Похожие работы на - Право собственности юридических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!