Понятие и признаки права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и признаки права

Содержание

Введение

Глава 1. Определение понятия права

.1 Причины возникновения и теоретические концепции правопонимания

.2 Право в системе социальных и технических норм

Глава 2. Признаки права

.1 Специфические признаки права

.2 Характеристика признаков права

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений, право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

Изучение процесса происхождения, понятия и признаков права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей возникновения права позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах существования права.

История возникновения права как неотъемлемой формы человеческой культуры при всем многообразии походов и теорий демонстрирует основное его назначение - выступать социально-нормативным регулятором, определителем вариантов поведения индивидов и организаций. Тем не менее, известное замечание Канта о том, что юристы все еще ищут определение понятия права, до сих пор не потеряло своей актуальности. И поэтому очевидна и бесспорна актуальность проблемы определения права, его содержания и в наше время.

Существуют разные понятия права, разные представления о том, что такое право, и, следовательно, обозначение термином «право» разных предметов. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова «право», выражающим сущность именно тех явлений, которые должны называться правом, а не тех, которые ошибочно иногда называются правом. Другие понятия права не являются юридическими, то есть отражаю явления, которые имеют другие названия и не должны называться правом. Следовательно, происходит подмена понятия, например, отождествление права и закона.

Отсутствие единого подхода юристов к кардинальной проблеме теории права обуславливается тремя факторами:

сложностью права, многообразием его проявлений в обществе;

влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы;

различными исходными философскими и методологическими основами.

Цель настоящей курсовой работы - определить понятие права и его основных признаков с юридической точки зрения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические концепции правопонимания;

проанализировать основные признаки, характеризующие право, как социально-нормативный регулятор общественных отношений.

Предметом исследования являются общественные отношения.

Объект исследования - право как социально-нормативный регулятор общественных отношений.

право нормативный социальный

Глава 1. Определение понятие права

.1 Причины возникновения и теоретические концепции правопонимания

Там, где есть общество, имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру урегулированности общественных отношений данного общества.

В общем виде основными причинами последующей обособленности общественных отношений, по мнению А.М. Васильева, явились «численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; усложнение общественных связей; прогресс общественного развития».

Возникновение права было обусловлено общественными потребностями, а именно:

-    необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию;

-       необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

-       необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей менялось отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как» система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка».

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства и, прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

В науке теории государства и права выделяют следующие школы правопонимания:

естественно-правовую, историческую, психологическую, нормативистскую, социологическую, материалистическую.

Естественно-правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима. В этой школе различали естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти, оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти и позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представителями естественно-правовой школы правопонимания являлись: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

Историческая школа права возникла в начале XIX века на территории Германии. Согласно этой школе нет единого для всех народов права, каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику, право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представителями исторической школы права являются: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта.

Психологическая школа права, сложилась в конце XIX - начале XX веков. Основоположником данной школы является Л.И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право - право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права, такие как: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер - различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.

Нормативистская теория права, которая была создана в начале XX века. Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине - «основная норма». Представителями нормативисткой теории права являются Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев.

Социологическая теория права сформировалась в начале XX века в европейских странах такми учеными, как: Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С.А. Муромцев. Согласно данной теории право - это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.

Материалистическая теория права была представлена в работах В.И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. Согласно этой теории право - это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.

В целом, анализ всех представленных теорий понимания права сводится к общему определению, что право - это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых, по мнению С.К. Магомедова, определяющее значение могут иметь «особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права».

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании. Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что «право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола».

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что «право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения».

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом «психические переживания людей по поводу взаимной деятельности». Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования.

Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как «систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола».

В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом - благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Понятие право может быть рассмотрено с нескольких позиций:

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле в рамках которого идет речь о нравственных политических культурных и иных возможностей поведения субъекта (моральное право руководить коллективом, потупить по совести).

Во-вторых, с помощью данного термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта, такое право называется субъективным и принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на труд, на судебную защиту).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий и целого числа норм институтов и отраслей - объективное право.

В рамках такого правопонимания право - это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

В целом, до настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право». Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать:

естественно-исторический характер его происхождения;

его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов;

обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей;

наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества.

Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику признаков права.

1.2 Право в системе социальных и технических норм

Для более глубокого понимания права его необходимо рассмотреть в общей системе социальной регуляции.

Характеристика видов социальных норм представлена в приложении 1.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие правовых норм с техническими правилами наиболее целесообразного обращения людей с природой, техническими средствами, которые вырабатываются на основе законов развития природы и техники. В содержание многих правовых норм включаются технические нормы (правила безопасности строительных работ, нормы расхода сырья и т.д.). В результате технические нормы приобретают форму и силу юридических норм, что делает их общеобязательными, и соблюдение которых гарантируется государством.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. В.В. Путин со ссылкой на конкретные исторические события, связанные с «заигрыванием» европейских политиков в конце 30-х годов XX столетия с фашистской Германией и последовавшей за этим Второй мировой войной, считает, что «не может быть разумной, ответственной политики вне нравственных и правовых рамок».

Важная роль в этом взаимоотношении принадлежит религии. В Средние века первые серьезные научные работы были сделаны исследователями, занимающимися богословием. Однако сделанные ими выводы носили светский характер и входили в противоречие с богословскими канонами. Например, свое открытие о движении небесных светил вокруг солнца Н. Коперник сделал, занимаясь богословием.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относятся мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: «Вовлечение в занятие проституцией» (ст. 240 УК РФ), «Организацию или содержание притонов для занятий проституцией» (ст. 241 УК РФ), «Жестокое обращение с животными» (ст.245 УК РФ) и другие.

Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, то есть совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК РФ не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлений, как «Клевета» (ст. 129 УК РФ), «Оскорбление» (ст. 130 УК РФ), «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157 УК РФ) и другие, также предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности.

Признаваемую в обществе мораль защищает административное и гражданское законодательство России.

Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса. Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно действующему законодательству Российской Федерации тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены:

судьи, присяжные заседатели - об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения;

защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу;

священнослужители - об обстоятельствах, известных ему из исповеди;

лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания;

близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.

В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в переходном (смутном) состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, по мнению В.С. Копаева, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах.

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Соотношение права и закона представлены далее на рисунке 1.

Рисунок 1 - Соотношение права и закона

«Право» и «закон» - это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

закон - не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;

помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

Техническими нормами считаются правила эксплуатации технических средств и механизмов. Виновное нарушение правил эксплуатации (его принято называть человеческим фактором) может повлечь за собой возможность применения мер юридической ответственности определенного вида.

Обычно порядок эксплуатации определяется в имеющих надведомственный характер инструкциях, правилах, ГОСТах. Содержащиеся в них нормы права, предусматривающие возможность наступления юридической ответственности за их несоблюдение, являются бланкетными.

Таким образом, исследование различных теоретических концепций правопонимания позволяет отметить следующее.

При развернутом определении права необходимо учитывать:

естественно-исторический характер его происхождения;

его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов;

обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей;

наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества.

Понимание права необходимо определять с учетом системы социально-правовых норм.

Глава 2. Признаки права

.1 Специфические признаки права

Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением - это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение.

Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему, разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют. Исходя из специфических признаков права, последнее является системой обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Таким образом, для понимания сущности и ценностной характеристики права важное значение имеет вопрос о его признаках, которые проявляются в следующем:

право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах;

право есть мера, масштаб свободы и поведения человека;

право обеспечивается государственной властью;

нормативность есть исходное и основополагающее свойство права;

право есть реально действующая система нормативной регуляции.

2.2 Характеристика признаков права

Одним из важных отличительных признаков права является его нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Другим важным признаком является волевой характер права. История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право - это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) - индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность - в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели - благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т.д.). Таким образом, формальная определенность представляет собой третью важную характеристику права.

Следующим важным признаком является общеобязательность. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Отличительным признаком права является системность и иерархичность строения. Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Регулирующее воздействие права осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Право устанавливается и обеспечивается государством. Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Право, в конечном счете, есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Заключение

Обзор современной юридической литературы дает основания утверждать, что термин «право» в современной правовой науке используется в нескольких значениях:

правом называют социально-правовые притязания людей, такие, как право человека на жизнь, свободу или право народа на самоопределение и т.д. (эти притязания называют естественными правами);

под правом понимается система юридических норм (право в объективном смысле);

выделяют право в субъективном смысле, то есть право как официально признанные возможности, которыми располагает физическое лицо или организация;

достаточно часто термин «право» используют в наиболее широком смысле, обозначая им все правовые явления, в том числе и естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Но такое употребление представляется весьма неудачным, так как наиболее точно в этих случаях использовать категорию «правовая система».

Сравнение различных теорий, рассматривающих сущность права, приводит к формулировке двух основных подходов к его понятию. Суть первого - в определении права как системы правил поведения, издаваемых государством, иными организациями, гарантированных к исполнению (монистическое, узкое понимание права).

Согласно второму право понимается как мера свободы личности, соотносится со справедливостью и равенством, свободой выбора, интересами разных индивидов (плюралистическое понимание права).

На основе признания социальной сущности права можно сформулировать следующее определение: право - это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость система регулирования общественных отношений, которой присущи: нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Данное определение раскрывается и конкретизируется через системы признаков права, которые характеризуют его как систему регулирования общественных отношений.

К ним относятся: нормативность, системность, формальная определенность, интеллектуально-волевой характер права, возможность государственного принуждения, социальность, неперсонифицированность, процедурность, институциональность и другие.

Характеристики основных признаков права заключаются в следующем.

Государственно - волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

Нормативность права осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

Взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

Общеобязательность - выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

Формальная определенность права, как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права;

Системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

Регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

Установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. Учебная и монографическая литература:

1.      Лившиц, Р.З. Теория права: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 448 с.

2.      Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Академия, 2013. - 558 с.

.        Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - СПб: Питер, 2012. - 655 с.

.        Основы государства и права: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрайт, 2011. - 552 с.

.        Общая теория права: учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: ИНФРА, 2012. - 558 с.

.        Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2012. - 442 с.

.        Теория государства и права: учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Васильева. - М.: Юрид. литература, 2011. - 652 с.

.        Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия,, 2013. - 448 с.. Периодические издания:

9.      Ивашевский, С.Л. Проблема сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли // Государство и право. - 2010. - № 12. - С.21.

10.    Ивашевский, С.Л. Идеальная сущность права: постановка проблемы // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С.9

.        Козлихин, И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. - 2010. - № 3. - С. 5 - 11.

.        Копаев, В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. - 2011. - С. 15 - 20.

.        Магомедов, С.К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал российского права. - 2013. - № 3. - С.7-11.

.        Мартышин, О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. - 2011. - № 6. - С. 13 - 21.

.        Муравский, В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. - 2012. - № 2. - С. 13 - 18.

.        Нерсесянц, В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2011. - № 5. - С. 38 - 37.

.        Сидибе, Пьер. Накануне (Владимир Путин предварил свой визит в Польшу статьей в газете) // Российская газета. - 2009. - 1 сентября.

.        Чернобель, Г.Т. Право как мера социального блага // Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С.13-17.

Приложение

Характеристика видов социальных норм

Виды социальных норм

Характеристика

- нормы общественных организаций

устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия.

- нормы морали

складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми

- нормы религии

 исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития

- нормы обычаев, традиций ритуалов

складываются в процессе исторического развития. В определенной общественной сфере в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаемые общественным мнением

- нормы права

устанавливаются и охраняются от нарушений государством.


Похожие работы на - Понятие и признаки права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!