Современная психология: место в системе наук

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная психология: место в системе наук















Современная психология: место в системе наук

Термин «психология» состоит из двух древнегреческих слов «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, то есть психология - это наука о душе. Это и было первым определением предмета психологии, данное более 2000 лет назад Платоном.

Этапы развития психологии

В истории психологии можно выделить следующие основные этапы.

ЭТАП Донаучный период - Психология как наука о душе. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII в.);

В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

ЭТАП - Развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII в. - середина XIX в.).

Многие столетия, до 17 века психология оставалась наукой о душе. В XYII веке, когда появилось метафизическое объяснение действительности, начали говорить, что человеческий мозг имеет особое свойство - сознание (способность думать, чувствовать и т.д.)

Предметом психологии становится человеческое сознание и его изучение методом интроспекции (буквально «заглядывание внутрь»).

При интроспекции наблюдаемые явления «видимые» только тому в «душе» которого они протекают. Поэтому мы не можем проверить верно, ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове. В связи с этим ряд ученых в начале XX века пришли к выводу, что психология, для того, чтобы стать наукой, должна наблюдать только то, что можно увидеть. Регистрировать поведение, поступки, т.е. реакции человека.

ЭТАП- Развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время). Середина XIX в. - становление экспериментальной психологии.

-1920 годы - США - появляется направление в психологии - бихевиоризм (в пер. с англ. «поведение»). Основоположником бихевиоризма считается Джон Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Бихевиоризм определял предмет психологии как науку о поведении. Но с таким определением предмета психологии нельзя согласится, т.к. поступки и поведение человека определяются его мыслями, чувствами, желаниями.

- 1920 годы - Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психика как предмет современной психологии

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе - материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.

Основными функциями психики являются:

отражение свойств и связей действительности и

Отражение - это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.

Существует ряд форм отражения:

Физическое отражение (сенсорное), например отражение света и звука.

Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

Физиологическая форма отражения (перцептивная).

Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом.

Психическое отражение (интеллектуальная) - отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях.

Особенности психического отражения заключаются в том, что благодаря ему обеспечиваются широкие многообразные связи организма со средой.

Важнейшей особенностью психического отражения является активность, как источник преобразования или поддержания связей с окружающим миром, выражающаяся в деятельности.

Сознание - высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

) психические процессы

) психические состояния

) психические свойства.

Психические процессы включают познание, чувства и волю.

К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни.

Воля обеспечивает регуляцию поведения.

Психические состояния личности - целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. психология наука психика сознание

К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.

Основными задачами современной психологии являются:

·изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

·анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;

·изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

·содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.

Основные методологические принципы

  1. Принцип детерминизма - зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных). Психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием.
  2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
  3. Принцип целостности. Ни один психологический процесс не является независимым, самостоятельным или автономным. Особенность психических процессов состоит в их целостности, взаимопроникновении; нерасчлененность психических процессов - специфическая характеристика психики. Психика изучается целостно, в единстве всех своих внутренних и внешних проявлений - это является опорной базой всей методологии.
  4. Принцип развития. позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития.

Отрасли современной психологии

Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психические закономерности.

Отрасли фундаментальной психологии:

·общая психология;

·психология личности;

·дифференциальная психология;

·психофизиология;

·нейропсихология;

·социальная психология;

·психология развития;

·психология аномального развития (или специальная психология);

·сравнительная психология и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

Специальная психология изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения.

Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.

К отраслям прикладной психологии относятся:

·педагогическая психология;

·медицинская психология;

·психология искусства;

·психология религии;

·психология семьи и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология изучает психологические проблемы юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.

Психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (НОТ).


Похожие работы на - Современная психология: место в системе наук

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!