Картина в технике 'Канзаши'
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа п.Звездный
Усть-Кутского
муниципального образования
Творческий
проект
Тема:
«Картина в технике «Канзаши»
Выполнила: Барчукова Мария
Руководитель: Филипова А.В.
год
Содержание
Цели
и задачи
Обоснование
выбора темы
Схема
обдумывания
Историческая
справка
Банк
идей и предложений
Дизайн-анализ
Инструменты
и материалы
Техника
безопасности
Технологическая
последовательность
Экономическая
часть
Экологическое
обоснование
Самоанализ
Литература
1. Цель и задачи
Цели:
} Расширить знания о канзаши как о
способе художественной обработки материалов
} Совершенствование своих возможностей
в области канзаши и проектной деятельности
} Выполнить проектное изделие
Задачи:
} Подобрать и изучить литературу по
этому виду искусства
} Выяснить возникновение техники
«Канзаши»
. Обоснование выбора темы
«Канзаши» - это увлекательный процесс, хотя и
кропотливый. Сделанные своими руками подарки всегда приятно дарить. Любое
творчество развивает у человека способности к восприятию искусства и чувства
самовыражения. Достоинство «канзаши» в том, что с ее помощью можно довольно
легко придумать и создать множество Красивых и необычных картинок. В этой
технике можно изготовить украшения для волос, Кто откажется украсить свой дом
картиной, которая сразу сделает помещение более нарядным, уютным и
нестандартным. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по
магазинам, надеясь отыскать подходящие к интерьеру. Гораздо приятнее провести
эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов,
облагораживающих быт. Эту картину я выбрала для защиты творческого проекта
потому, что работа достаточно трудоемкая и нестандартная (выполнена по
фотографии). А так как я подарю ее школе, я вложила в нее все свое тепло,
Надеюсь, мой подарок придется по душе.
. Схема обдумывания
4. Историческая справка
канзаши художественный технологический картина
Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам
из Страны Восходящего Солнца. В основе цумами канзаши лежит оригами -
традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в
данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые
превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции.
Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам,
которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным
веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани.
Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование
ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных
способов самовыражения. Изначально цветы из шелка предназначались для украшения
шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более
широкое признание в японском обществе. Вплоть до середины 20-го века канзаши
были не просто модным аксессуаром, а показателем социального статуса японки, по
которому можно было судить о ее принадлежности к определенному слою общества, о
замужестве и даже количестве детей.
История и символика цумами канзаши
Искусство цумами канзаши своими корнями восходит
к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать
сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. В
переводе с японского «канзаши» - шпилька. Именно шпилька для волос дала
название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое
живо и здравствует, по сей день, приобретая все больше поклонников по всему
миру. Цумами-канзаши или хана-канзаши - шпильки, украшенные шелковыми цветами:
сидарэ (цумами канзаши со свисающими цветами), кусудама (шпилька с шариком из
шелковых лепестков).
Гейши носят различные hana kanzashi в
зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное
цветение растений в разное время года. Это относится, прежде всего к гейшам -
именно они носят канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на
смену сезонов. Так как майко носят гораздо больше канзаши, чем старшие гейши, сезонные
изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях.
Январь Вид январских канзаши меняется из года в
год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор -
комбинация сосны (matsu), бамбука (take) и цветов сливы (ume). Цвета январских
канзаши - зеленый, красный и белый - ассоциируются с праздниками.
Февраль В канзаши обычно присутствуют различные
оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля - слива, символизирующая
юную любовь и приход весны.
Март Желтые и белые цветы рапса (nanohana)
персика (momo), нарцисса (suisen), и пионов (botan). И, конечно, бабочки.
Апрель Светло-розовые цветы вишни (sakura),
бабочки и фонарики bonbori сигнализируют скорый приход, предвкушение лета.
«Любование цветущей сакурой» - «Cherry Blossom Viewing» в это время года -
главное культурное событие в Японии. Также, в апреле возможны канзаши состоящие
только из серебряной или (иногда) золотой бабочки.
Май Фиолетовые глицинии (fuji) и синие ирисы
(ayame). Ирисы символизируют обозначают окончание весны. Маленькие серебряные
бабочки могут быть дополнительным оформлением майских канзаши.
Июнь Зеленая ива (yanagi), гвоздика или, реже,
цветы гортензии (ajisai). Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь -
открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и
светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше.
Июль В июле канзаши поражают своим разнообразием
- это круглые (uchiwa) и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который
проходит в квартале Gion в Киото, квартале гейш. Веер - это основная деталь
традиционного японского танца. Июльские веера на канзаши майко меняются каждый
год.
Однако в июле можно носить и более нейтральные
канзаши - со стрекозами и каплями росы на траве.
Август Фиолетовая ипомея (asagao) или пампасная
трава, для старших майко - серебряная или белая, а для младших - розовая или
красная.
Сентябрь Японский колокольчик (kikyo).
Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими
осенними цветами: леспедецей, патринией, хризантемой, японским посконником,
кудзу и гвоздикой.
Октябрь Тут правит бал любимица японцев -
хризантема (kiku). Она не даром символизирует Императорскую Семью. Обычно
хризантемы в канзаши красные и белые, это сочетание символизирует окончание
осени.
Ноябрь Ноябрьская канзаши - это осенние листья.
Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист
клена. Любование кленом - осенний эквивалент весеннего любования сакурой.
Гинкго и листья амбрового дерева также часто используются в ноябре.
Декабрь Японцы готовят в это время года mochi, и
частенько украшают ими деревья, создавая искусственные белые цветы. Удачу
должны приносить канзаши изображающие mochibana (собственно маленькие шарики
mochi сложенные в виде цветов) Декабрьские канзаши также включают в себя два
maneki - тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Minamiza и просят,
чтобы их любимые актеры Кабуки собственноручно подписали манеки своими
псевдонимами. Некоторые декабрьские канзаши включат в себя бамбуковые листья.
5. Банк идей и предложений
. Дизайн-анализ
Итак, просмотрев много моделей эскизов
выполненных в технике канзаши, я выбрала для своего проекта мотив этой картины.
Такую картину можно, пожалуй, подарить к любому
празднику или любой дате, как близким родственникам, так и друзьям. Я думаю -
это может стать приятным подарком-сюрпризом.
7. Инструменты и материалы
q Атласные ленточки разных размеров,
q Зажигалка или свечка;
q Пинцет;
q Клей "Момент-кристалл" или
«Супер-момент» или клеевой (горячий) пистолет, ещё один вариант-паяльник, для
тех, у кого он есть и кто хотя бы немного умеет им пользоваться;
q Длинная и нетолстая игла;
q Прочная нитка;
q Различная фурнитура (стразы, бусины, пайетки и
т.д.)
8. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с тканью:
• По окончании работы иглу следует
вколоть в подушечку или положить в игольницу.
• Работая с булавками, вкалывай их в
ткань от себя.
• Рабочую нить отрезай ножницами. Острые
концы ножниц не подноси близко к лицу.
• Передавать ножницы необходимо кольцами
вперед и с сомкнутыми лезвиями.
• Сломанные иголки и булавки, обрезки
ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в
специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
• Необходимо соблюдать осторожность и
пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее
окончания.
• Ножницы во время работы нужно класть со
стороны рабочей руки, кольцами к себе.
Техника безопасности при работе со свечкой или
зажигалкой:
• Следите за исправностью зажигалки.
• Не касайтесь огня .
• Перед тем как покинуть рабочее место,
потушите свечу..
• Все детали своей работы держите под
рукой, чтобы не обжечься огнем .
• Будьте внимательны, не размахивайте
горячей свечой.
• После работы трафареты, лекала,
наброски уберите на свои места..
• Для того чтобы рука не уставала,
делайте гимнастику для рук.
Техника безопасности при работе с клеевым
пистолетом:
• заряженный стержнем термоклеевой
пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и
т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимости от
пистолета).
• когда клей разогрелся и стал жидким,
подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу.
• самое неприятное, что может быть в
термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей.
Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны!
Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому
работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.
9. Технологическая
последовательность
Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами
канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути,
используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и
круглый. Для изготовления картины я выбрала острые лепестки.
Делаем заготовки:
Нарезаем заготовки из лент 5 на5 и 4 на
Технология изготовления острого лепестка
Складываем квадратик пополам:
..и еще раз пополам:
Если у вас мягкая ткань, а
лепесток хочется совсем острый, с узким краем - сложенную заготовку можно
прогладить утюгом.
А потом нужно еще раз сложить
пополам:
Если теперь посмотреть на
сложенный квадратик со стороны диагонали - у нас получился острый лепесток:
Кончик лепестка «б» подрезаем и
опаляем.
То, какой вы хотите получить
цветок - высокий, низкий, с наклоном или без - определяет положение линии «а»,
по которой нужно подрезать лепесток.
Цветок с целыми и подрезанными
по линии «а» лепестками:
Готовые лепестки откладываем в
сторону.
Сделав необходимое количество
лепестков, собираем их на нитку и стягиваем в кольцо:
Из картона вырезаем кружок - основу для цветка и
обтягиваем его атласной лентой.
Заготовленные лепестки крепим на термоклей к
основе и украшаем серединку.
С помощью термоклея цветок
прикрепляем к картине
10. Экономическая часть
Наименование
|
Цена
|
Расход
материала
|
Стоимость
|
Лента
розовая (шир.5 см)
|
8
руб.
|
2м
|
16
руб.
|
Лента
зеленая (шир.5 см)
|
8
руб.
|
50
см.
|
4
руб.
|
Лента
зеленая (шир.3.8 см)
|
6
руб.
|
1
м
|
6
руб.
|
Лента
голубая (шир.5 см)
|
8
руб.
|
50
см
|
4
руб.
|
Лента
голубая (шир.3.8 см)
|
6
руб.
|
50см
|
3
руб.
|
Лента
синяя (шир.5 см)
|
8
руб.
|
4
руб.
|
Лента
сиреневая (шир.3.8 см)
|
6
руб.
|
10
см
|
60
коп.
|
Рамка
|
140
руб.
|
1
шт.
|
140
руб.
|
Бусины
|
0.50
руб.
|
10
шт.
|
5
руб.
|
Свеча
|
12
руб.
|
1
шт.
|
12
руб.
|
Супер
- клей
|
20
руб.
|
1
шт.
|
20
руб.
|
|
|
Итого:
|
214,6
руб
|
11. Экологическое обоснование
Изготовление цветов несложно и увлекательно.
Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и
больших затрат. Но в тоже время требует много терпения. Технология цумами не
оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Для изготовления украшений я использовала материалы, изготовленные из
экологически чистого сырья.
12. Самоанализ
Выполнив данный проект, я убедилась, что нет
ничего невозможного. Работая в данной технике, я смогла создать не плохую,
оригинальную картину. Я не только освоила и закрепила приемы изготовления
лепестков, но и узнала много нового и интересного.
Любой творческий проект дает возможность для
раскрытия способностей. Мой проект таким и оказался. Я смогла создать картину
своими руками, проявить фантазию, найти новые идеи на будущее, получить навыки,
которые смогут стать основой для получения дохода.
Я довольна результатами своего труда. Считаю,
что поставленная цель достигнута.
Литература
1. В.Д.Симоненко.
Технология. Обслуживающий труд. 5-9 класс - М: Вентана - Граф, 2010
. Интернет
ресурсы:
<http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/2061>
<http://mastera-rukodeliya.ru/kanzashi/1673-tsumami.html>
<http://www.zlatoshveika.com/t1564-topic>