Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,25 Мб
  • Опубликовано:
    2013-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[2].

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций[1]. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально - этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.

В соответствии с нормативно-правовыми актами, органы местного самоуправления наделяются рядом полномочий в различных сферах жизнедеятельности населения.

В наше сложное время остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития города. Должен ли измениться характер его развития, какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью? В какой мере может быть использован накопленный городом промышленный, финансовый и интеллектуальный потенциал в условиях изменившейся экономической политики[19]? На многие из этих вопросов ответ должен дать генеральный план развития города, который мы рассмотрим в третьей главе представленной работы.

В компетенцию генерального плана входят, прежде всего, вопросы территориального развития города, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.

Развитие городов в последние 10-15 лет вошло в кризисную фазу, которая прямо связана с переживаемыми изменениями в стране. Кризисная ситуация выразилась в качественном изменении прогнозов развития города, в иной оценке перспектив пространственной структуры его роста, развития транспортной и инженерной инфраструктуры.

Градостроительные службы г.Уфы выбрали путь постоянного мониторинга стремительно меняющейся ситуации и по мере выявления «узких» мест старались оперативно реагировать на происходящие изменения разработкой соответствующей документации градостроительного и нормативного характера[19].

Объект исследования - полномочия органов МСУ в сфере строительства.

Предмет исследования - практическое применение полномочий органов МСУ в сфере строительства на примере Генерального плана застройки г. Уфы.

Цель исследования - изучить полномочия органов МСУ в сфере строительства и на примере Генерального плана застройки г. Уфы рассмотреть их практическое применение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МСУ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

.1 Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации

В соответствии с Основным Законом, государство признаёт за органами местного самоуправления определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления[5].

Толковый словарь русского языка определяет полномочие - как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. Юридическая наука использует данный термин для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований

Полномочия местного самоуправления, во-первых, реализуются непосредственно населением муниципальных образований. Населению муниципального образования принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, право выражать свою волю на местном референдуме, решая вопросы местного значения, право определять структуру органов местного самоуправления, а также ряд других прав. Во-вторых, реализуются полномочия местного самоуправления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления[33].

Полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также иными нормативно-правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуется органами и должностными лицами.

Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Конституция РФ (ст. 130) устанавливает, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления[2].

Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131 - ФЗ определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Сфера строительства лежит в пределах границ вопросов местного значения (ст. 14) и является одним из вопросов органов местного самоуправления, в частности, условно, данные полномочия в области строительства, возможно отнести к собственным полномочиям органов местного самоуправления[5].

1.2 Полномочия органов местного самоуправления в области строительства

Деятельность органов местного самоуправления в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования системы расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городских, сельских поселений и других муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктур[31].

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере осуществляется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г., Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1993 г., а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Объектами деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства является территория муниципального образования (района, города, посёлка, станицы и т. д.), часть территории муниципального образования (жилые районы, зоны, кварталы, участки застройки), а также системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций, парки, архитектурные комплексы, памятники истории и культуры и др. Органы местного самоуправления в процессе осуществления своих полномочий в области строительства вступают во взаимоотношения с гражданами, организациями, предприятиями, юридическими лицами и иными субъектами, выступающими в качестве заказчиков, инвесторов, застройщиков, разработчиков градостроительной документации, исполнителей работ, а также взаимодействуют в этой сфере с государственными органами[28].

Органы местного самоуправления в области строительства осуществляют следующие основные функции:

- разработку, утверждение и реализацию проектов на строительство с учётом планов и программ развития территории муниципального образования, прогнозов ресурсного потенциала территории и согласование их с государственными органами, осуществляющими функции контроля и надзора в этой области;

осуществление в пределах своей компетенции контроля в сфере строительства;

выдачу в установленных законом случаях разрешения на строительство на своей территории;

решение (или участие в решении) вопросов приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов;

осуществление прав заказчика в градостроительной деятельности[35];

Специфика муниципальных образований (района, города, посёлка и др.) отражается на полномочиях органов местного самоуправления в этой сфере, их структуре.

За исключением небольших поселковых и сельских муниципальных образований органы местного самоуправления имеют в своей структуре органы, ведающие вопросами архитектуры и строительства, которые возглавляют главные архитекторы[27].

Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» кандидатуры главного архитектора должна отбираться в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов, имеющих лицензии, и утверждаться соответствующим органом местного самоуправления. В городах и иных поселениях с населением менее 50 тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях при отсутствии архитекторов, имеющих лицензии, должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование (ст. 22).

Органы местного самоуправления районных (уездных) муниципальных образований разрабатывают схемы и проекты районной планировки. В этой работе помимо районного архитектора принимают участие по вопросам своей компетенции комитет по земельным ресурсам и землеустройству, главный санитарный врач района, другие заинтересованные государственные службы и инспекции, а также территориальная проектная организация[26].

В районной планировке рассматриваются и разрешаются основные вопросы размещения и развития объектов района. Она выступает в качестве связующего звена между социально-экономическим планированием развития территории и строительным планированием. Районная планировка определяет основы территориальной организации района, разрешает вопросы размещения и развития объектов социальной и производственной инфраструктуры района. При этом учитываются и предусматриваются перспективы развития линий энергопередач, сети газопроводов, организация транспортных и иных коммуникаций[34].

На основе схемы и проекта районной планировки разрабатываются генеральные планы, проекты планировки и застройки отдельных населённых пунктов, входящих в состав районного муниципального образования.

К ведению городских муниципальных образований относятся вопросы разработки и утверждения следующих градостроительных документов:

- генерального плана города;

проекта планировки пригородной зоны;

проектов детальной планировки и застройки районов в городе, микрорайонов;

проектов инженерных сооружений и благоустройства;

правил застройки города[27].

Каждый вид градостроительной документации имеет свой порядок утверждения и согласования, проведения соответствующей экспертизы. Например, государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации осуществляется специальным уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Объектами государственной экологической экспертизы являются все виды градостроительной документации, в том числе:

схемы и проекты районной планировки;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений[32].

Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение в неё изменений осуществляется только с разрешения утвердившего её органа.

Генеральный план города, другого поселения - это основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Генеральные планы городов разрабатываются обычно на расчётный срок в 25 - 30 лет. Весь комплекс мероприятий по разработке и согласованию с соответствующими государственными органами проекта генерального плана и других проектов планировки и застройки осуществляет исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) и прежде всего отдел (управление) главного архитектора, который осуществляет руководство планировкой и застройкой[37].

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления: - организуют за счёт собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения;

утверждают проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счёт средств местного бюджета;

выступают заказчиком на строительство муниципальных объектов;

выдают разрешение на строительство на территории муниципального образования всех объектов производственного назначения[37].

В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной детальности в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение.

Однако строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

По закону, разрешение на строительство выдаётся соответствующим органом архитектуры и градостроительства. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в орган местного самоуправления и/ или в суд.

Лицо, виновное в строительстве без соответствующего разрешения, обязано за свой счёт осуществить снос (полную разборку) самовольной застройки или привести земельный участок в первоначальное состояние.

К административной ответственности может быть и привлечено и должностное лицо органа местного самоуправления за нарушение порядка выдачи разрешения на строительство.

Граждане, юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство объекта, для которого требуется разрешение на строительство, обязаны иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства. Основанием для выдачи задания является решение органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится в муниципальной собственности[37]. Контроль в области строительства осуществляется, прежде всего, инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора. Органы местного самоуправления обладают следующими контрольными полномочиями в этой сфере:

- приостановление строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов и правил застройки;

участие в приёмке в эксплуатацию других законченных строительством объектов;

утверждение актов о приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения[37].

. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГО Г.УФА

Уфа - город с богатой историей и непростой судьбой. Заложенный в 1574 году, он уже в 1586 году получил статус города, в 1802 году стал центром обширной губернии, административной и экономической столицей степного Предуралья. На протяжении XIX и XX веков город бурно развивался, превратился в город - «миллионник», важнейший экономический центр России, столицу крупного субъекта Российской Федерации[19].

2.1    Физико-географическая характеристика


Географическое положение

Город расположен на берегу реки Белой <#"654554.files/image001.gif">


Местное самоуправление

Органами местного самоуправления Уфы являются:

§   Совет - представительный орган. Формируется из 36 депутатов на 5 лет.

§   председатель Совета - глава городского округа. Срок полномочий 5 лет.

§   администрация городского округа. Структура администрации утверждается Советом по представлению главы администрации.

§   глава администрации руководит администрацией на принципах единоначалия. Он назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса. Срок полномочий главы администрации ограничивается периодом осуществления полномочий Совета соответствующего созыва[41].

Республиканские и федеральные

§   избирательная комиссия городского округа

§   правительство РБ

§   республиканские министерства

2.3 Административно-территориальное деление

Уфа состоит из семи административных районов:


В результате присоединений сельских поселений из окрестностей города, Кировский и Октябрьский районы имеют некомпактные, состоящие из двух отдельных частей, территории. При этом две части Октябрьского района разделены территориями других городских районов, а две части Кировского района разделены территориями, не включенными в состав уфимского городского округа.

На территории уфимского городского округа в административном подчинении города находятся не включённые в городскую черту 24 сельских населённых пункта общей численностью населения 7 195 человек: Князево <#"654554.files/image003.gif">

В соответствие с краткими итогами переписи населения 2002 года, численность населения города Уфы (включая подчинённые населённые пункты) составила 1049,5тыс. человек[19].

3.4 Прогноз численности населения и структура занятости

 

Для того чтобы обеспечить населению г.Уфы должное качество жизни и комфортность проживания, город должен идти по интенсивному, а не по экстенсивному пути развития. Основной принцип такого развития - реконструкция всей городской структуры.

При решении транспортных проблем, по опыту Европейских городов, приоритет следует отдать общественному транспорту, а не легковому. Это улучшит доступ населения к местам приложения труда, учреждениям социальной инфраструктуры, сделает город более чистым и безопасным.

Проектные показатели корректуры генерального плана рассчитывались на два срока: I очередь - 2015г., расчетный срок - 2025г.

По оптимистическому прогнозу корректуры генплана численность населения г.Уфы возрастет с 1089,1тыс.чел. до 1100тыс.чел. к 2015г., и 1130тыс.чел. - к 2025г., при условии улучшения показателей рождаемости и привлечения лиц трудоспособного возраста из других районов республики, так как внешняя миграция будет сокращаться.

На рассматриваемый период значительных изменений в численности трудовых ресурсов и занятых в экономике не произойдет. Численность занятых в экономике не превысит 380 - 400тыс.чел[19].

Очевидно, что все группы жителей города, которые будут составлять занятое трудоспособное население в 2015г., уже представлены в современной демографической структуре.

Видимо не следует ожидать каких-либо резких структурных сдвигов и в составе отраслей экономики, составляющих основу производительного потенциала города. В то же время, прогнозируется постепенный и медленный переток занятых из сферы производства во вторичный и третичный сектора экономики. Такие отрасли, как и нефтехимия в обозримую перспективу при условии их модернизации останутся самыми доходными и прибыльными, хотя удельный вес данного сектора г.Уфы в объеме валовой продукции России не превысит 10%.

При этом малый производственно-экономический бизнес займет свою нишу обслуживания основных системообразующих отраслей города и республики.

Более активный переток работающих из сферы производства в отрасли переработки, в сферу услуг и мелкий бизнес будет возможен только в том случае, если будет экономически выгодно и более прибыльно вкладывать деньги в перерабатывающие и особенно в наукоемкие отрасли г.Уфы. Такие условия может обеспечить только государство за счет различных льгот. Получит ускоренное развитие вся финансовая инфраструктура, формирующая рынок капитала (страховые и паевые фонды, банковские активы, инвестиционные фонды и т.д.), а, следовательно, возрастет занятость в данной сфере деятельности (см. таблицу 2). <#"654554.files/image004.gif">

3.5 Расчетные объемы жилищного строительства


Для перехода к структурной организации города Уфы необходимо повысить эффективность использования территории в существующих границах, добиться оптимального соотношения функциональных зон (промышленных, общественных и т.д.). К настоящему времени из общей площади территории столицы республики (76,5тыс.га) на застроенную часть приходится лишь 26% (около 20тыс.га). Основная застройка города на Уфимском полуострове (без п.п.Тимашово, Максимовка и др.) занимает 18тыс.га, из них порядка 40% приходится на территории селитебных зон и 50% - на территории производственных зон[19].

В проекте была рассчитана потребность в общественно-жилищном строительстве и проанализированы территориальные резервы города.

В 2002г. в городе на одного жителя приходилось 16,7м2 общей площади жилья. Для того, чтобы город вышел на расчетные показатели I очереди 21м2, расчетный срок 25м2 за весь период (2025г.) должно быть введено жилья около 11млн.м2 общей площади, для чего потребуется территория в 2,0-2,1тыс.га. (см. таблицу 3).

Ежегодный объем ввода жилья на период 2003 - 2015гг. необходимо довести до 410тыс.м2 общей площади (в 2002г. был достигнут показатель в 359тыс.м2), на расчетный период 2016-2025гг. - до 550-560тыс.м2. При этом общий жилой фонд возрастет с 18,5млн.м2 в 2004г. до 28млн.м2 к расчетному сроку. Причем строительство жилья за счет средств населения должно увеличиться с 25% до 50-60%. Жилищный фонд и расселение по основным планировочным районам города Уфы по проекту, в сравнении с генпланом 1995г. приведен в таблице 3 <#"654554.files/image005.gif">

Предполагается вести реконструкцию существующих территорий и освоение новых.

Учитывая дефицит территорий для жилищного строительства на Уфимском полуострове, ставились задачи повышения выхода жилищного фонда с гектара территории основной застройки города. Кроме того, выявлялись территориальные резервы в периферийной части города, в районах с наименьшими затратами на инженерную подготовку и инженерные сети[19].

3.6 Сравнительная оценка вариантов жилищного строительства. Потенциальные возможности районов нового освоения

Корректировкой генплана проведена сравнительная оценка вариантов размещения жилищного строительства в Шакше, Затоне, Деме.

При этом учитывались - природные, эстетические, гигиенические, архитектурно-исторические качества районов предполагаемого строительства, расстояния и затраты времени на использование средств массового транспорта до центра города; возможные расходы и потери на отчуждение под застройки сельскохозяйственных земель; общая стоимость освоения и инженерного обустройства территории

В результате оценки выявилось минимальное расхождение в стоимости инженерной подготовки территории в районах Шакши, Затона, Демы.

Для освоения любого из этих районов потребуется строительство электрической подстанции 220кВ.

По условиям электроснабжения район «Затон-Дема» является более благоприятным, так как на территории лучше развита как питающая сеть напряжением 220кт, так и распределительная сеть 110-35кВ.

В связи с тем, что через его территорию проходит участок кольцевой ВЛ-220кВт п/ст Бекетово - Уфа - п/ст Бекетово условия для строительства и присоединения новой подстанции 220кВ в районе Затон более благоприятны.

В районе «Шакша» для присоединения новой подстанции до ввода новой ТЭЦ-5 в г.Уфе потребуется строительство более протяженного захода ВЛ-220кВ п/ст. Уфимская 500кВ - Уфа, Южная, а на перспективу захода ВЛ- 220кВ ТЭЦ- 5 -п/ст Уфимская 500кВт.

По условиям теплоснабжения район Затона предпочтительнее, по крайней мере, на первую очередь строительства - отопительные котельные в Деме и Затоне большей производительности и имеющие значительный резерв мощности, котельная в Шакше более загружена. Резерва мощности котельной НГДУ в Деме может быть достаточно для обеспечения теплом нового жилого образования, расположенного севернее Демы[19].

По условиям газоснабжения районы равноценны - имеются газораспределительные станции и отводы на них от проходящих вблизи магистральных газопроводов.

По условиям водоснабжения район Шакша является более предпочтительным. Производительность рядом расположенного Шакшинского подземного водозабора, являющегося и в настоящее время источником водоснабжения, может быть значительно увеличена после окончания берегоукрепительных работ в излучине реки, проводимых для предотвращения размыва берега и разрушения скважинного водозабора.

Подача воды питьевого качества в Затон и Дему осуществляется из открытого Ковшового водозабора на р.Уфе. Вода подвергается очистке, обеззараживанию и цепочкой насосных станций (по условиям рельефа) подается потребителю. Увеличение расходов воды по этой схеме автоматически приводит к удорожанию себестоимости воды за счет дополнительного расхода электроэнергии на подъем воды[1].

Условия водоотведения в Шакше наименее благоприятны. Отвод сточных вод от района будет производиться проектируемой насосной станцией по дюкерному переходу через р.Уфа с подъемом стоков на высоту более 30м с дальнейшим направлением их на городские очистные сооружения.

Совпадение генерального направления трассировки магистральных коллекторов Дема-Затон - очистные сооружения канализации с общим уклоном местности значительно сокращают высоту суммарного подъема сточной жидкости канализационными станциями Дема и Затон, что потребует меньших энергозатрат по сравнению с вариантом расширения жилищного строительства в Шакше[19].

Территория Нижегородки, требующая особо крупных затрат для освоения массовым жилищным строительством, рекомендуется к застройке (преимущественно многоэтажной) за пределами первоочередного периода. Распределение расчетных объемов жилищного строительства (реконструкции) по районам города Уфы приведено в таблице 4. <#"654554.files/image006.gif">

Структурная реорганизация сложившейся застройки Уфимского полуострова включает в себя:

·              снос ветхого и аварийного жилья (в первую очередь, в исторической части города);

·              комплексную реконструкцию районов массового жилищного строительства первого периода индустриального домостроения, включающую снос амортизированного фонда, перепланировку надстройку реконструированного фонда;

·              высвобождение для жилой и общественной застройки до 25% территорий производственно-коммунальных зон;

·              завершение жилищного строительства в районах Глумилино, Кузнецовский Затон;

·              вывод с высвобождаемых под жилищного строительства территорий ряда объектов с большими санитарно-защитными зонами[19].

Проектное соотношение ввода жилья на реконструируемых и вновь осваиваемых территорий составит 40 - 60%.

Типы застройки и параметры городской среды в районах перспективного строительства (реконструкции) жилья в г. Уфе будут меняться в зависимости от потребностей разных социальных групп населения.

В то же время нельзя однозначно определить, что наиболее состоятельные граждане выберут для проживания центральные районы Уфы, а менее состоятельные - периферию.

Определяющими станут стиль жизни разных социальных групп населения и ценностные характеристики территории.

Богатые граждане предпочтут территории наиболее высокой градостроительной ценности, интенсивность их использования (плотностные характеристики) будут ограничиваться только градостроительными регламентами[19]. Категории людей среднего класса будут выбирать жилье, соответствующее их финансовым возможностям и предпочтениям к тому или иному району города, т.е. не только в зонах высокой градостроительной ценности. Категории малоимущих, будучи не в состоянии построить собственное жилье, могут рассчитывать на социальное жилье в районах относительно низкой градостроительной ценности, с обязательным предоставлением минимального стандарта повседневных услуг (включая обеспечение школами и детским дошкольными учреждениями).

Для данной социальной группы норма жилищной обеспеченности будет минимальной (не ниже 18м2 на человека).

При корректировке генплана ставилась задача выравнивания различий в условиях жизни жителей всего города - в границах основной застройки и ближайших окраин - Дема, Затон, Шакша и других, что будет способствовать снижению ежедневных миграционных потоков.

Основные резервы организации второго жилья жителей Уфы, объектов коммунально-бытовой инфраструктуры, мест массового отдыха будет концентрироваться в пригородных районах, тяготеющих к столице республики, и, в первую очередь, в Уфимском районе[19].

 

 

.7 Уфа и Уфимский район, как единое социально-экономическое пространство


Корректировкой генплана ориентировочно определены контуры границы территории городского округа «Уфа».

К югу, востоку и северу от г. Уфы они совпадают с современными границами Уфимского района. К западу от Уфы территорию городского округа предлагается ограничить участком проектируемой федеральной дороги Оренбург - Пермь

Общая площадь территории городского округа «Уфа» составит порядка 180тыс.га[19].

Краткая характеристика Уфимского района приводится ниже.

Уфимский район занимает узловое положение в транспортной сети республики. Хотя по площади территории (151,3тыс.га) он уступает всем другим районам пригородной зоны Уфы, по численности, плотности и занятости населения в экономике существенно опережает эти районы (численность населения в 2002г. составила 56,4тыс.чел., численность занятых в экономике 17,4тыс.чел.).

Сельское хозяйство ориентировано на обеспечение жителей столицы продуктами питания. В районе имеются карьеры по добыче песчано-гравийной смеси, кирпичной и керамзитовой глины, залежи уникальной лечебной глины. Близость к столице республики сказывается на высоком социальном уровне жизни сельчан. Уфимский район занимает ведущие позиции в республике по многим экономическим показателям в расчете на одного жителя: по наличию основных производственных фондов, валовой продукции сельского хозяйства, капитальным вложениям, строительству жилых домов, розничному товарообороту. Однако одной из слаборазвитых сфер в районе является социально-культурная, что объясняется недостаточным финансированием[19]. Важная проблема района - снижение сельскохозяйственного производства, в котором занято 41,3% трудоспособного населения, по причинам: некоторого сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, снижения плодородия почв из-за недостаточности внесения удобрений и нарушения в ряде случаев агрокультурных мероприятий, отмечается также сокращение поголовья скота, дефицит трудовых ресурсов, особенно специалистов.

В общем объеме промышленной продукции района наибольший удельный вес (71%) занимает ООО НГДХ «Уфанефть».

Успешно функционирует ряд промышленных предприятий пищевой промышленности. Развивается капитальное строительство.

Естественная убыль населения компенсировалась миграционным приростом. В связи с близостью Уфы велика маятниковая миграция.

В Уфимском районе, кроме жилищного строительства (преимущественно малоэтажном), предполагается формирование вдоль железнодорожных и автомобильных магистралей формирование торговых, промышленных и других зон, требующих больших земельных отводов[19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность органов местного самоуправления в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования системы расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городских, сельских поселений и других муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктур[28].

По вопросам градостроительной деятельности принимаются также нормативные правовые акты органами местного самоуправления.

Объектами деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства являются территория муниципального образования, района, города, поселка, станицы, часть территории муниципального образования (жилые районы, зоны, кварталы, участки застройки), системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций, парки, архитектурные комплексы, памятники истории и культуры.

Органы местного самоуправления в процессе осуществления своих полномочий в области строительства вступают во взаимоотношения с гражданами, организациями, предприятиями, юридическими лицами и иными субъектами, выступающими в качестве заказчиков, инвесторов, застройщиков, разработчиков градостроительной документации, исполнителей работ, а также взаимодействуют в этой сфере с государственными органами.

Согласно Градостроительному кодексу РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти обеспечивают согласование государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности[12].

Общественные интересы в области градостроительной деятельности - это интересы населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшении экологической обстановки, развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранении территорий объектов историко-культурного и природного наследия.

В соответствии с изученным и представленным в данной курсовой работе Генеральным планом застройки г. Уфы можно сделать следующие выводы:

. Дальнейшие градостроительные преобразования территории Уфимского полуострова предусматривают перераспределение земель в пользу селитебных зон, за счет увеличения территории для жилой и общественной застройки, зеленых насаждений общего пользования, сокращения промышленных и коммунально-складских территорий, находящихся в жилых зонах, вывода или ликвидации опасных и вредных производств, уплотнения существующих промышленных зон.

. Вместо создания гигантского спальника, по сути «второй» Уфы в Шакше и Юрмаше, рассчитанного на 300тыс. жителей, корректурой генплана предлагается более компактное расселение на Уфимском полуострове, с использованием всех имеющихся резервов реконструкции существующего жилого и нежилого фонда. Новое жилищное строительство будет концентрироваться в экологически чистых, и наиболее привлекательных в природном отношении районах Затона и Демы, что позволит городу выполнить социальную программу по расселению ветхого аварийного жилья.

. Корректурой генплана предлагается комплексное решение всех поставленных задач устойчивого функционирования городского округа «Уфа». В результате создаются объективные предпосылки формирования более тесных технологических, технических, хозяйственных и иных межотраслевых связей (связей между предприятиями), например, по совместному использованию инфраструктур производства в рамках городского округа. Это, в свою очередь, послужит основой для более эффективного перераспределения финансовых, материальных, трудовых, сырьевых и иных ресурсов и потоков между Уфой и прилегающей территорией Уфимского района[19].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Европейская хартия местного самоуправления : совершено в Страсбурге 15.10.1985 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс.

.        Конституция Российской Федерации : от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ ) // СПС «Консультант Плюс.

.        Конституция Республики Башкортостан : от 24 дек. 1993 г. № ВС-22/15 [Электронный ресурс] : (ред. от от 19.05.2011 № 395-з) // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.

.        Земельный кодекс Российской Федерации : от 25.10.2001 г. №136-ФЗ [Электронный ресурс] : (ред. от 28.07.2012) / Принят ГД ФС РФ 28.09.2001 // СПС «Консультант Плюс».

.        Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3: принят ГД РФ 16.09.2003 (ред. от 10.07.2012) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ : Принят ГД РФ 11.10.2002 ( ред. от 30.11.2011 N 362-ФЗ ) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О приватизации государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21.12.2002 г. № 178 -ФЗ : Принят ГД РФ 30 ноября 2001 года ( ред. от 18.07.2011 N 220-ФЗ ) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ : Принят ГД РФ 20.06.2003 ( ред. от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ ) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ : Принят ГД РФ 05.08.2004 ( ред. от 27.09.2005 N 123-ФЗ ) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в основном, уточнение вопросов территориальной организации и сроков реализации отдельных положений закона) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.12.2004 г. № 186-ФЗ : Принят ГД РФ 15.12.2004 / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2004г.№188-ФЗ : Принят ГД ФС РФ 22.12.2004 (ред. от 29.06.2012) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ : Принят ГД ФС РФ 22.12.2004 (ред. от 28.07.2012) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

13.    О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (вопросы безопасности, лечебно-оздоровительных местностей и курортов) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ : Принят ГД РФ 24.12.2004 (ред. от 08.11.2010 N 293-ФЗ <http://www.referent.ru/1/166818?l0>) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] : ЗАКОН Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з : Принят ГС - Курултаем - РБ 23.12.2003 (ред. от 24.11.2008) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] : ЗАКОН Республики Башкортостан от 11.07.2006 № 341-з (ред. от 06.02.2008) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 27 11.2003 г. №1395 (от 16.07.2004 N 910) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 865 ( ред. от 08.08.2007 N ГКПИ07-435 ) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 26.10.2011 N ГКПИ11-1394) / СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        Генеральный план застройки г. Уфы [Электронный ресурс] : источник <http://www.gorodufa.ru/>

.        Семенченко, Е. Организация деятельности властных органов, уполномоченных в области градостроительства <http://emsu.ru/um/read.asp?c=3858&q=1> [Текст] / Е. Семенченко, А. Сазонова, А. Дударев // Городское управление.- 2011.- №1.- С.51-59.

.        Минрегион России. Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов <http://emsu.ru/um/read.asp?c=3932&q=1> [Текст] / Минрегион России // Городское управление.- 2011.- №3.- С.19-52.

.        Большаков, А. Противоречия развития города и градостроительное образование <http://emsu.ru/um/read.asp?c=3969&q=1> [Текст] / А. Большаков // Городское управление.- 2011.- №5.- С.50-56.

.        Горева, М. Маркетинговая стратегия гостеприимного города <http://emsu.ru/um/read.asp?c=4139&q=1> [Текст] / М. Горева // Городское управление.- 2011.- №11.- С.41-55.

.        Московский международный урбанистический форум. Глобальные решения для российских городов <http://emsu.ru/um/read.asp?c=4197&q=1> [Текст] / Московский международный урбанистический форум // Городское управление.- 2012.- №1.- С.52-63.

.        Верховный Суд РФ. О соответствии действующему законодательству формы градостроительного плана земельного участка <http://emsu.ru/um/read.asp?c=4384&q=1> [Текст] / Верховный Суд РФ // Городское управление.- 2012.- №8.- С.54-58.

.        Атаманчук, В.Т. Государственное и муниципальное управление [Текст] : курс лекций / В.Т. Атаманчук. - М.: Омега - Л, 2007.

.        Пикулькин, А.В., Экономика муниципального сектора [Текст] : учебник / А.В. Пикулькин. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007

.        Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт [Текст] : учебное пособие / В.Г. Игнатов. - М, 2007.

.        Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ, 2007.

.        Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление [Текст] : учебник / Н.И. Глазунова.- М.: Проспект, 2007.

.        Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебник / О.М. Рой. - СПБ: Питер, 2007.

.        Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебник для вузов / О.М. Рой. - СПБ: Питер, 2008.

.        Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / В.Е. Чиркин. - М., 2006.

.        Зотов, В.Б. Система муниципального управления [Текст] : учебник для вузов / В.Б. Зотов. - СПб.:Питер, 2008

.        Парахина, В.Н. Муниципальное управление [Текст] : учебное пособие / В.Н. Парахин, Е.В.Галеев, Л.Н.Ганишина. - М.: КНОРУС, 2007.

.        Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию [Электронный ресурс] : источник <http://www.rg.ru/>.

37.    www.iula.org/ - Международный союз местных властей.

38.    www.iiasiisa.be - Международный институт административных наук.

39.    www.refdesk.com - Общая информация о событиях в мире.

40.    www.oecd.org - Организация экономического сотрудничества и развития.

.        <http://ru.wikipedia.org/> - Википедия. Свободная энциклопедия.

Похожие работы на - Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!