Психологические особенности правовой социализации молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности правовой социализации молодежи

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева»

Исторический факультет

Кафедра теоретической и практической психологии





Курсовая работа

Психологические особенности правовой социализации молодежи


Выполнила: студентка 22 группы

направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Правовое и экономическое образование»

М.В. Бикинева

Проверила: ст.преподаватель

кафедры психологии

Н.С.Шевелева



Тобольск - 2013

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы правовой социализации молодежи

.1 Изучение проблемы социализации в трудах зарубежных и отечественных исследователей

.2 Становление понятия правовой социализации в историческом развитии общества

.3 Психологические особенности правовой социализации молодежи

Выводы по главе I

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей правовой социализации молодежи

.1 Методы исследования

.2 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что прошедшие десятилетия в российском обществе характеризуются сложными процессами, свидетельствующими о переосмыслении культурных ценностей предыдущих поколений и нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Важнейшими факторами трансформации общественного сознания стали нестабильность экономической, политической и правовой системы, резкое социальное расслоение, обусловившие кризис в правосознании общества и его составных частей. На этом фоне проблемы правовой социализации молодежи приобретают актуальный характер.

Правовая социализация представляет собой не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение [1,С. 378-379]. Началом этого процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом. В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства [2,С. 108-109]. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, и деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения. Данные искажения, как правило, возникают в юношеский период. Такая модель правовой социализации отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования типа личности, поведение которой соответствовало бы целям и интересам общества. В результате вырастает поколение людей, которые в своем поведении не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона.

Закрепление отклоняющейся правовой социализации составляет угрозу самосохранению общества и национальной безопасности страны. Формирование физически здорового, подготовленного своими убеждениями к требованиям общественной жизни и в целом жизнеспособного подрастающего молодого поколения выступает одной из главных стратегических задач развития любого общества. В виду этого молодежь выступает наиболее важным объектом национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества на перспективу. Важнейшая целевая установка современного развития российского общества состоит в том, чтобы показать, что это общество может дать молодежи и что общество может ожидать от нее. От этого в немалой степени будет зависеть судьба и перспективы социальных преобразований в современной России. И речь тут идет о внутренних установках, так как стоит отметить, что принятие законов, регулирующих различные сферы жизни общества, еще не гарантирует их реального исполнения в социальной практике. Решающее значение здесь приобретает наличие в индивидуальном и массовом сознании установки на соблюдение закона, готовность руководствоваться в повседневной жизни правовыми нормами [3,С. 24-25]. В этой ситуации главной проблемой стоящей перед обществом является проблема трансляции в социальную среду правовых знаний и установок, соответствующих потребностям и интересам общества.

В современном российском обществе, провозгласившем своей целью формирование гражданского общества и правового государства, правовая социализация должна играть определяющую роль. Процессы демократизации могут развиваться только параллельно с формированием правосознания граждан. Следовательно, одна из первостепенных и наиболее важных задач в сложившихся условиях заключается в тщательном анализе психологических проблем правовой социализации молодежи [4,С. 64].

Содержательно понятие социализации опирается на представление об «автономной личности», данное еще И.Кантом, С.Кьеркегором, А.Бергсоном, которые рассматривали автономию как абсолютную ценность человека. Не все ученые, занимавшиеся социализацией, эту идею поддерживали. Например, М.Вебер считал необходимым акцентировать в человеческом сознании умение дать себе отчет о смысле собственной деятельности; Н. Бердяев предложил автономию человека не рассматривать отдельно от необходимости ее оправдания в богочеловечестве; Ж.-П.Сартр и А.Камю акцентировали в автономии представление «Я» как творца вещей[5,C. 39].

Для западных исследований характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б.Скиннер, Э.Торндайк, А.Бандура, В.Уолтерс и др.) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма, у истоков которой стоял Дж.Мид и которая получила свое развитие в работах Д.Хорке, Д.Джексома, Л.Колберга, Т.Кемпера, Т.Ньюкома и других, социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Представители гуманистической психологии <#"654416.files/image001.gif"> 

Подростковый возраст


В 90% все опрашиваемые первой группы (юношеский возраст), считают себя осведомленными о своих правах и обязанностях, и только 10% из них считают иначе. Это свидетельствует об уверенности (самоуверенности) в своих гражданских позициях. Опрашиваемые 2 группы, менее уверены в своей идентификации обществу, причем у мальчиков это выражение чем у девочек.

. При ответе на вопрос:- Вернете ли вы найденный на улице кошелек (неважно с деньгами или без)?

Юношеский возраст


Подростковый возраст


Поведенческий аспект данного вопроса показал, что респонденты юношеского возраста менее склонны к гражданской ответственности и общественным нормам поведения, нежели подростки. Так же можно говорить о том, что мальчики в совокупности более открыты для помощи окружающим. У девочек этот показатель ослаблен, но не опустился ниже 50%. Можно предположить, что это влияние социального воспитания.

. При ответе на вопрос:- Какой способностью наделен гражданин с момента рождения и до смерти?

Юношеский возраст

 

Подростковый возраст


Первая группа показала высокий уровень знания правоспособности личности, но не без ошибок. По 20% девочек и мальчиков показали не знание вопроса. Вторая группа показала, что их правовая грамотность находится на очень низком уровне, но не в 100%. Это связано с тем, что в возрасте 13 - 14 лет у испытуемых практически нет доступа к информации правового характера и специального обучения правовой грамотности, но в 25% ответов, самообучение имеет место быть.

. При ответе на вопрос:- Поможете ли вы проголосовать человеку, если он не может сам определиться?

Юношеский


Подростковый


Девочки первой группы показали хороший уровень правовой сознательности и ответственности. У подростков же проявился эмоциональный компонент и подсознательное желание быть востребованными. Во втором случае мы можем говорить о плохой правовой осведомленности, но в силу возраста это допустимо.

. При ответе на вопрос:- Как вы считаете, молодой человек (девушка) имеет право высказывать свою гражданскую позицию представителю старшего поколения (педагогу, родителю и т.п.)?

Юношеский


Подростковый


При выражении своего мнения в поставленном вопросе практически все опрашиваемые заявили о правах на выражение своей гражданской позиции и лишь некоторые сомневались. И все же девочки показали наивышлие результаты, в сравнении с мальчиками(100% и 80%).На основании этого можно сделать вывод, что все опрашиваемые выявляют желание пользоваться «дарами демократии», скорее всего не учитывая такое понятие как субординации.

,11. При сопоставлении ответов на вопросы:- Вы знаете, что такое правовая культура общества? и - Знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества, это…(правовая социализация, правовая культура, общественный стандарт)

Юношеский

 

Подростковый

 

Первая группа. 70-90% опрашиваемых заявили, что знакомы с данным понятием, но лишь 50-60 % выбрали верно, ниже предложенную выборку понятий. Причем девочки оказались более самоуверенные, нежели мальчики, не совсем оправдав заявленные знания.

. При ответе на вопрос:- Может ли осуществлять несовершеннолетний (малолетний) гражданин мелкие бытовые сделки?

Юношеский


Подростковый


Данный вопрос немаловажен, т.к. все испытуемые- несовершеннолетние, а часть 2 группы являются малолетними и они должны знать свои права бытового характера.

Первая группа, в количестве 90%, ответила верно на поставленный вопрос, и лишь 10% ошиблись. Это говорит о знании ребятами своих прав гражданской направленности.

Девочки второй группы ответили не верно, показав тем самым свою не осведомленность. Мальчики немного лучше справились с поставленной задачей.

Тут можно предположить, что Уровень развития правого сознания в юношеском возрасте наблюдается более высокий, чем в младшем.

. При ответе на вопрос:- Всегда ли вы переходите дорогу только по зеленому свету светофора?

Юношеский


Подростковый


По результатам ответов этого вопроса видно, что при всем осознании правовой ответственности своих прав и обязанностей, на практику это переходит редко. Мальчики первой группы на 100% нарушают правила дорожного движения, девочки на 70%. Испытуемые второй группы действуют по принятым нормам поведения и следят за своей безопасностью в 80%. Не смотря на юный возраст, подростки более социализированы на практике, нежели юноши и девушки.

. При ответе на вопрос:- Вы читали новый законопроект об образовании Р.Ф.от 21 декабря 2012 года?

Юношеский


Подростковый


Ознакомились или хотя бы представляют себе что такое новый Ф.З. Об образовании: в 1 группе 50% девочек и 10 % мальчиков( что говорит об незаинтересованности студентов в том, с чем им предстоит работать) и во 2 группе 0% девочек и 50% мальчиков. Такой резонанс в осведомленности возможно является причиной плохой подготовки со стороны пед-го состава, так как они остаются зоной ближайшего развития социального плана и в подростковом возрасте.

. При ответе на вопрос:- Если полицейский оштрафовал вас (ваших родителей) за стоянку в неположенном месте, проверите ли вы правдивость обвинения в правовой литературе, интернете?

Юношеский


Подростковый

В преобладающем большинстве все опрашиваемые ответили, что проверят правдивость предъявленного штрафа. В юношеском возрасте более заинтересованными в правомерности штрафа оказались девочки(80%), а в подростковом мальчики (так же 80%). Девочки подростки в большинстве своем вообще не смогли смоделировать подобную ситуацию(40%).

Данный вопрос был направлен на знание и умение правильно пользоваться своими правами в современном обществе.

, 16. При сопоставлении вопросов:- Пользуетесь ли вы своими правами как потребитель в плане их защиты? и - Вы потребуете жалобную книгу в магазине, если продавец вам нагрубил?

Юношеский


Подростковый


При анализе мнение испытуемых не сошлось с их поведением.

Первая группа. Из 90% «пользующихся своими правами в плане их потребительской защиты», правовым образом повели себя только 30% девочек и 30% мальчиков. Это готовит о не готовности или не умении опрашиваемых, переводить знания в навыки, что свидетельствует о средней право- социальной активности.

Вторая группа. Из 70% девочек и 90% мальчиков на практике применили свои права 20% девочек и 60% мальчиков. Но и об этом мы можем судить только по сопоставлению ответов.

. При ответе на вопрос:- По-вашему мнению прогрессирующая алкоголизация общества влияет на ее гражданскую активность?

Юношеский


Подростковый


Практически в 100% респонденты (и девочки и мальчики обоих групп) согласились, что чрезмерное употребление алкоголя влияет на гражданскую позицию граждан. Обнадеживающая позиция.

. При ответе на вопрос:- Поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм, это…( эмансипированное, аппозиционное, девиантное)

Юношеский


Подростковый

Первая группа в основном ответила верно (70% и 90%), а вторая показала интересный результат. 80% девочек и мальчиков ответили, что поведение отклоняющееся от нормы, является аппозиционным. Можно предположить, что данный ответ был дан ребятами в связи с близостью к понятию девиантного поведения и популярностью данного термина. Ошибка состоит в том, что данный термин- политический, а не психологический, хотя на этот счет и ведутся дискуссии.

. При ответе на вопрос:- Вы смотрите политические передачи?

Юношеский                                          Подростковый

 

Ребята в обеих группах в преобладающем большинстве интересуются политическими волнениями в мире, но мальчики в обеих группах преобладают. Это свидетельствует о социальной и эмоциональной сопричастности мальчиков в большей степени нежели девочек.

Вывод по 2 главе

Правовая социализация молодежи в современном мире, различна, по своему качественному и количественному уровню. В подростковом возрасте преобладают свойственные этому периоду знания и навыки. В принципе можно говорить о неплохой правовой социализации испытуемой подростковой группы. Им свойственно интуитивное и подсознательное желание помочь окружающему миру, но, к сожалению правовая грамотность находится на очень низком уровне и вопросы правового характера зачастую вызывают у них серьезные затруднения. Это связано с тем, что в этом возрасте у испытуемых практически нет доступа к информации правового характера и специального обучения правовой грамотности. В них еще не заложена правовая база, общепринятая норма поведения и ответственность за свои действия. Права на мнения и права на право стоит у них на одном из первых мест, а вот осознанности еще недостаточно.

Вторая группа так же показала не плохие результаты, как понятийной, так и поведенческой сферы. Молодежь показала высокую заинтересованность в делах общества и страны, но тут, же невысокую осознанность правомерного поведения. Демократизация, «культ личности» и индивидуализм на высоком уровне.

Выводом из вышесказанного является то, что большинство молодежи не только допускают нарушение права другими гражданами, но и сами являются правонарушителями. Молодежь с недоверием относится к правоохранительным органам и их работникам и не доверяет им защиту своих прав, но и себя переоценивает в правовой самозащите.

Заключение

В данной работе нами было проведено исследование психологических особенностей правовой социализации молодежи. Были получены результаты, на основе теоретического и экспериментального анализа, подтверждающие выдвинутые нами ранее гипотезы: нами была отмечена некоторая разница в уровнях социализации мальчиков и девочек, а так же разница в степени правовой социализации юношей и девушек(18-19 лет) и подростков(13-14 лет), что было подтверждено экспериментальным путем.

Хотелось бы отметить, что задачи социализации молодежи призваны оберегают индивида, общество и государство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. Необходимо понять, что обыденное, официальное и теоретическое правосознание взаимосвязаны. Для молодежи на первый план выступает обыденное правосознание - представления о принципах обычного права, о властных функциях государства и юридических законах. Нормы права в их долженствовательной форме пребывают не только в общественном, но и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно- практическими усилиями.

Правосознание молодого человека сформировано тогда, когда есть

) понимание объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;

) уверенность в способности права и закона обеспечить должный порядок; 3) сознание и чувство ответственности при соблюдении норм права;

) наличие достаточно сильной воли, позволяющей молодому человеку противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям. Стабильный правопорядок не может держаться только на внешнем принуждении: его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан.

Молодой человек, зачастую, является сосредоточением витальной, социальной и духовной жизни и ценностей. Такие ценности, как материальные, общественное самоутверждение, а также идеи, принципы

этического, религиозного и т.п. характера, позволяют ему отыскивать высшие жизненные ориентиры[30,С. 24].

Законопослушное поведение является результатом успешного использования молодым человеком уроков общества. Данное поведение связано с успешной правовой социализацией, логика которой предполагает восходящее продвижение индивидуального сознания от непосредственно-эмпирических созерцаний к обобщениям различных уровней.

Гражданско-правовое воспитание и формирование правового самосознания, а в целом правовая социализация молодежи является фактором развития здорового гражданского общества.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Электронный ресурс]. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 38-39 Режим доступа: <http://www.twirpx.com/file/948324/> (дата обращения: 20.05. 2013).

. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999. - С. 64-67

. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - С. 186-189

. Гидденс, Э. Социология. [Электронный ресурс] М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 41 Режим доступа: <http://do.gendocs.ru/docs/index-100351.html> (дата обращения: 28.05. 2013)

. Гречин, А.С. Социология правового сознания. - М., 2001. - С. 122.

. Дементьева, И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004. - С. 55-56

. Еникеев, М.И. Общая и юридическая психология в 2-х томах. Т1. М., Юридическая литература, 2006. - С. 550

. Иваненков, С.П., Кусжанова, А.Ж. Молодежь и государство: инновационные подходы. - Оренбург, 2005. - С. 102-103

. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи - М., Знание, 1988 - С. 64

. Кузнецов, Ю.В., Салмина, И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010. - С. 431-438

. Курганов, С.И., Кравченко, А.И. Социология для юристов М: Закон и право, ЮНИТИ, 2000. - С. 108-109

. Маклаков, А. Г. Общая психология [Электронный ресурс] - СПб: Питер, 2001 - С. 476 Режим доступа: <http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/makl/maklakov_a_obschaya_psihologiya_knigi_gumanitarnyh_nauk_dlya_studentov_i_prepodavatelei_7_voprosy.php> (дата обращения: 21.05. 2013)

. Муртазалиев, А.М. Доклад на республиканской научно практической конференции «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» [Электронный ресурс] г. Махачкала, 11 декабря 2008 г. Режим доступа: <http://do.gendocs.ru/docs/index-97154.html> (дата обращения: 21.05. 2013)

. Нургалиева, Ф.В., Владимиров,И.А. Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 24-25

. Падерин, В. К. Ценности в трансформирующемся обществе. Научные труды ИСЭПН АНТ, 2003, том 15. - С. 7

. Покровский, И.Ф. Формирование правосознания личности: Вопросы теории и практики -Л.; Изд-во ЛГУ, 1972. - С. 101

. Попандопуло, О.А. Проблема правовой социализации человека: опыт социально-философского анализа[Электронный ресурс] / Попандопуло О.А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. социология и социальные технологии. № 2. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. - С. 109-112 Режим доступа: <http://e-notabene.ru/lr/article_635.html>(дата обращения: 20.05. 2013)

. Попов, М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе / Диссертация на соиск. уч. степ. док. социол. наук. Ростов на/Д,2006. - С. 32

. Певцова, Е. А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи //Государство и право. 2006. № 12. -С. 111-112

. Русинов, Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., Юрид. акад. 1997. - С. 228

. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - С. 27

. Томазова, О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе [Электронный ресурс] :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.-Ростов-на-Дону,2003. - С. 6-7

Режим доступа: <http://www.disserr.com/contents/102266.html>(дата обращения: 21.05. 2013)

. Чичерин Б.Н. Психологическая теория права// Вопросы философии и психологии. - М., 1900, № 55 - С. 378-379

Приложение 1

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, отмечая подходящие утверждения галочкой.

Ваш пол:

М

Ж

Ваш возраст:

-13

-16

-20

Где вы учитесь:

Школа

ВУЗ

Проф. направление вашего обучения:

_____________________________________________________________

. Вы считаете, что осведомлены о большинстве своих прав и обязанностей?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Вы вернете найденный на улице кошелек (неважно с деньгами или без)?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Какой способностью наделен гражданин с момента рождения и до смерти?

А. Дееспособностью

Б. Правоспособностью

В. Дееспособностью и правоспособностью

. Вы поможете человеку проголосовать, если он не может сам определиться?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Как вы считаете, молодой человек (девушка) имеет право высказывать свою гражданскую позицию представителю старшего поколения (педагогу, родителю и т.п.)?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Вы знаете, что такое правовая культура общества?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Может ли осуществлять несовершеннолетний (малолетний) гражданин мелкие бытовые сделки?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Всегда ли вы переходите дорогу только по зеленому свету светофора?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

.Вы читали новый законопроект об образовании Р.Ф.от 21 декабря 2012 года?

А. Да

В. Не знаю

. Знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества, это…

А. Правовая социализация

Б. Правовая культура

В. Общественный стандарт

. Если полицейский оштрафовал вас за стоянку в неположенном месте, проверите ли вы правдивость обвинения в правовой литературе, интернете?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Пользуетесь ли вы своими правами как потребитель в плане их защиты?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. По-вашему мнению прогрессирующая алкоголизация общества влияет на ее гражданскую активность?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

. Поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм, это…?

А. Эмансипированное

Б. Аппозиционное

В. Девиантное

. Вы смотрите политические передачи?

А. Да

Б. Нет

В.Не знаю

16. Вы потребуете жалобную книгу в магазине, если продавец вам нахамил?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

Похожие работы на - Психологические особенности правовой социализации молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!