Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая - те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа - профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является «слабым звеном», определяющим прочность (или непрочность) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти. Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти «слабое место» в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции.

По мнению Т.В. Орловой, «акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией». Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности. Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи такие как Дергач А.А. и Зазыкина В.Г. считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности.

Само понятие «акцентуация» и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог К. Леонгард. . Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Голланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности. Проблемы формирования у старшеклассников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии, психологические особенности старшеклассников а так же влияние акцентуаций характера на выбор профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, В.Д.Витиныиа, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных ,Б.А.Федоришина и ряда других. Мы опирались в ходе изучения этих трудов на вопросы взаимосвязи психофизиологических особенностей и желаний человека в решении проблемы профпригодности.

Многие старшеклассникив 14-17 лет уже делают свой первый профессиональный выбор, от которого может зависеть последующее их отношение к труду.

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т. д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».

Целью настоящей работы является исследование влияние акцентуаций характера на выбор профессии старшеклассниками.

Задачи:

изучить психологические особенности старшеклассников;

изучить специфику профессионального самоопределения в юношеском возрасте;

исследовать характерологические особенности личности старшеклассников;

рассмотреть акцентуации характера и ее виды;

исследовать влияние акцентуации характера на выбор профессии старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение.

Предмет исследования: взаимосвязь профориентационных предпочтений с акцентуациями характера.

Гипотеза исследования: акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками.

В ходы подтверждения выдвинутой нами гипотезы мы использовали следующие методики: методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова <#"654286.files/image001.gif">

Рис. 1 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с меланхолической акцентуацией по ДДО

Рис. 2 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с меланхолической акцентуацией по Голланду

Результаты у старшеклассников с гипертимной акцентуацией. Эти старшеклассники выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью. При этом у них существенно преобладала тяга к предпринимательской деятельности, определенным образом это сочеталось с направленностью на интеллектуальную работу, возможно, как составляющую предпринимательской деятельности.

Рис. 3 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с гипертимной акцентуацией по ДДО

Рис. 4 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с гипертимной акцентуацией по Голланду

Старшеклассники с циклоидной акцентуацией выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом, при этом у них отмечался реалистический подход. Т.е. циклоиды в возрасте 14-17 лет как правило выбирают творческие профессии, но, судя по данным тестов профессионального самоопределения, не отличаются устойчивым выбором.

Рис. 5 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с циклоидной акцентуацией по ДДО

Рис. 6 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с циклоидной акцентуацией по Голланду

Испытуемые с эмоционально-лабильной акцентуацией в возрасте 14-17 лет. Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.

Рис. 7 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с эмоционально-лабильной акцентуацией по ДДО

Рис. 8 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с эмоционально-лабильной акцентуацией по Голланду

В отличие от них старшеклассники ссензитивной акцентуацией показывали желание работать творчески, хотя этот выбор с учетом теста Голланда был неустойчивым, при этом психологически большинство из них относилось к реалистичному типу восприятия окружающего мира .

Рис. 9 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с сензитивной акцентуацией по ДДО

Рис. 10 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с сензитивной акцентуацией по Голланду

Старшеклассники с шизоидной акцентуацией.

Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда.

Рис. 11 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с шизоидной акцентуацией по ДДО

Рис. 12 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с шизоидной акцентуацией по Голланду

Эпилептоиды, как видно выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности (преобладает конвенциональный тип по Голланду). Склонны к занятию предпринимательством.

Рис. 13 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с эпилептоидной акцентуацией по ДДО

Рис. 14 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с эпилептоидной акцентуацией по Голланду

Старшеклассники с истерической акцентуацией склонны к выбору творческих и управленческих профессий, к социальной работе.

Рис. 15 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с истерический акцентуацией по ДДО

Рис. 16 - Диагностика профессионального выбора у старшеклассников с истерической акцентуацией по Голланду

На завершающем этапе мы провели корреляционный анализ между параметрами по шкалам профориентационных тестов в общей группе старшеклассников. Результаты см. ниже в таблице.

Таблица 2 - Корреляционная матрица по параметрам профориентационных тестов в общей группе

Корреляционная матрица (ДДО-ГОЛЛАНД)

Природа

Техника

Человек

Знак

Художественный образ(ДДО)

Реалистичный

0,22

0,86**

0,68*

0,92**

Интеллектуальный

0,47

0,69*

0,48

0,84**

0,61*

Социальный

0,38

0,42

0,65*

0,53

0,57

Артистичный

0,64*

0,35

0,53

0,27

0,92**

Предприимчивый

0,61*

0,52

0,79*

0,62*

0,92**

Конвенциональный

0,23

0,34

0,41

0,51

0,58

* умеренная корреляция

** высокая корреляция

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Учащиеся 11 классов имеют достаточно полное представление о мире профессий (сферы деятельности, содержание деятельности и особенности деятельности).

По итогам исследования можно определить тех учащихся, с кем необходима дополнительная профориентационная работа (многие не могут определиться с выбором сферы деятельности или в малой степени знакомы с миром профессий).

Благодаря проведенному исследованию, направленному на определение влияния эмоций на общение в коллективе можно определить тех, кому необходима коррекционная работа (часто встречается проблема влияния эмоций на повседневное общение).

По подведенным итогам можно дать следующие рекомендации:

укреплять имеющиеся знания о профессиональном выборе у тех, кто определился со своей будущей карьерой;

проводить дополнительную профориентационную работу с теми кто не выбрал свою карьеру или мало знаком с миром предлагаемых профессий;

благодаря определению популярности профессий определять дальнейшее направление профориентационной работы;

проводить различные классные часы и школьные мероприятия, посвященные выбору профессии, различным сферам деятельности, устраивать экскурсии на различные предприятия и организации с целью ознакомления с деятельностью;

проводить профориентационные игры

проводить тренинговуюработу посвященную профориентированию и профессиональному самоопределению;

проводить определение черт личности по профессиональной пригодности;

проводить коррекционные занятия по устранению эмоциональных проблем в повседневном общении, которые в дальнейшем могут влиять на профессиональную деятельность.

проводить просветительские занятия посвященные более полному знакомству с профессиями для тех кто не определился с профессией.

Так же мы предлагаем проводить в качестве тренинговой работы посвященной профориентированию и профессиональному самоопределению разработанную нами программу профессиональной ориентации старшеклассников "Путь к профессии".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в общеобразовательном учреждении с выпускниками школ является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности. Поэтому необходимым условием общеобразовательного учреждения по социальной адаптации, по подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Старшеклассники с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14-17 лет имеют четко сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту. При этом гипотеза о том, что акцентуация личности подростка предполагает выбор определенной профессиональной деятельности, полностью подтвердилась.

Старшеклассники с истерическими чертами характера отдают предпочтение управлению и творческим профессиям, причем эта направленность, возможно, носит компенсаторный характер.

Эпилептоиды выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности.

Старшеклассники с шизоидной акцентуацией выбирают работу в технической сфере, любой интеллектуальный труд.

Старшеклассники с сензитивной акцентуацией не отличаются определенным выбором в сфере профессиональной деятельности.

Лица с меланхолической акцентуацией преимущественно выбирают работу, связанную с природой, художественными образами.

Данные результаты исследования можно применять при профориентационных консультациях в школьной и консультативной психологии, при предварительном консультировании абитуриентов, а также в практике клинического психолога (при подростковых депрессиях, социальных фобиях и т.п.).

ЛИТЕРАТУРА

1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 2007.

.        Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1999. - С. 137 - 145.

.        Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 2000, №1, с. 52-58.

.        Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 2001.

.        Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. /Под редакцией И. Т. Фролова, - М.: Наука, 2006.

.        Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 203 с

.        Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прамед, 2002.

.        Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 2009.

.        Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 2007, N5, с. 44-55.

.        Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А.

.        Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506 с.

.        Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2006.

.        Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 2001.

.        Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 2002-2004.

.        Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения личности. - В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 2002.

.        Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.

.        Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 43 - 52.

.        Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2008. - 144 с.

.        Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2008.

.        Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 121-132.

.        Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М., 2004. С. 100-119.

.        Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 314 с.

.        Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 69 - 78.

.        Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интерпракс, 2005.

.        Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 2001.

.        Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 2003. Т.4. + 2. С. 59-63.

.        Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420 с.

.        Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 2004., с. 63.

.        Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - Владивосток, 2003.

.        Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2003.

.        Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 2009.

.        Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 400 с.

.        Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 2001.

.        Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 225 с.

.        Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 2007.

.        Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2003. - № 2.

.        Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 2004.

.        Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 2005.

.        Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 28 - 38., с. 38.

.        Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М., 2000.

.        Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688 с.

.        Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само-определение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 256 с., с. 17.

.        Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008. - 85 с., с. 29 - 30.

.        Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 2003. , с. 98.

.        Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. - 318 с.

.        Орлова Т.В.Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений .- М.: Академия, 2006.- 368 с.; 60х90/16 .- (Высшее профессиональное образование)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера

КАРТОЧКА «А»

Я - прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случиться что-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие ко мне плохо относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет уныние. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя - нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.

КАРТОЧКА «Б»

У меня всегда хорошее настроение. Обо мне можно смело сказать, что характер у меня приветливый и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я - не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать вовремя. Замечал, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я - галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя считали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги.

КАРТОЧКА «В»

Пожалуй, главное в моем характере - беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время - на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот период времени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.

КАРТОЧКА «Г»

По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако, малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня, приводит в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Даже самому себе не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер - немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят, считают их слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.

КАРТОЧКА «Д»

Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень трудно сосредоточиться, выполнять работу, связанную с длительным усилием и напряжением, в таких случаях появляется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит собственное здоровье. У меня часто появляются опасения, что болен какой-то болезнью. Иногда меня беспокоят колющие боли в сердце, иногда головная боль. Аппетит у меня плохой. Сплю плохо, долго не могу заснуть, иногда даже хочется принять снотворное, часто вижу кошмарные сны. Сон зачастую не приносит освежения. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается - расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу раздражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня не назовешь, часто меня упрекают за то, что вещи мои лежат в беспорядке.

КАРТОЧКА «Е»

Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я - человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо-, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, предпочитаю одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови, меня тошнит при виде нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений.

КАРТОЧКА «Ж»

Основные черты моего характера - крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня - принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Постоянные тревоги, опасения, беспокойство - таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я - педант, формалист. Всякое отступление отраз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мне сделали что-то хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматься физическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать «общие проблемы», которые не имеют ко мне прямого отношения.

КАРТОЧКА «З»

По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда, неизвестно почему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться даже случайно понравившемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свое мнение, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны окружающим. Я часто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются.

КАРТОЧКА «И»

Я - человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы. Наблюдение за людьми, с которыми мне приходилось сталкиваться, позволяет мне считать себя выше их. Круг моих знакомых состоит из людей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. Живу по принципу: «Кто не со мной, тот против меня». У меня нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее, если замечаю недостатки, то использую все свои силы, чтобы исправить их в соответствии со своими принципами. Пользуюсь любым способом, чтобы добиться своего: пишу в газеты, выступаю на собраниях. Мои знакомые говорят, что я подчас приношу им страдания, но это неправда: на самом деле во всех своих неудачах виноваты они сами.

Считаю, что людям особенно нельзя доверять, у меня много завистников, недоброжелателей. Из-за их козней мне трудно осуществлять свои идеи, но, несмотря на это, ничто не может меня остановить - ни просьбы, ни угрозы. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав, и ради этого стоит вести борьбу.

КАРТОЧКА «К»

Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я строго спрашиваю с других. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного плохого проступка. Поскольку мне присуши аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться: терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают договорить, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности.

КАРТОЧКА «Л»

Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление и восхищение у других. Уж лучше пусть. Ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты? я достигаю такого положения, что мне все завидуют' и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее, удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие.

КАРТОЧКА «М»

Я - человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения, выпивку в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвев, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когда мне весело и хорошо.

КАРТОЧКА «Н»

Я считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда - не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома - хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: если выпить, то в меру и не часто, посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства - всегда правильно и противопоставлять себя большинству плохо и вредно.

Интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять с данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и другими методами научного психологического исследования. Инструкция: «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберите несколько карточек сразу, то разложите их в порядке важности». Для проведения исследования используются 13 карточек с описанием характерологических типов.

Ключ - словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:

А - меланхолический

Б - гипертимный

В - циклоидный

Г - эмоционально-лабильный

Д - неврастенический

Ж - психастенический

- шизоидный

И - паранойяльный

К - эпилептоидный

Л - истерический

М - неустойчивый

Н - конформный

ОПРОСНИК ДДО

Инструкция для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.

Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++ ++  +  -  - -  - - -

- если вид занятия очень нравится  - если определенно нравится  - если скорее нравится, чем не нравится  - если скорее не нравится  - если определенно не нравится  - если очень не нравится

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами


Я предпочту

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художест-венных открыток, конвертов грам-пластинок

3б. Следить за состоянием и развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ др.)


ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ:

. “человек-природа” - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.

. “человек-техника" - все технические профессии; 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.

. “человек-человек” - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.

. “человек-знак” - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; 2б, 5а, 9б, 10б, 12а, 15а, 19б, 20б.

. “человек-художественный образ” - все творческие специальности. 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

МЕТОДИКА "ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ" (МОДИФИКАЦИЯ ТЕСТА ГОЛЛАНДА)

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2.

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.


12

2.


12

3.

4.


12

5.


13

6.


9


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ному из шести профессиональных типов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа профессиональной ориентации старшеклассников "Путь к профессии"

Пояснительная записка к курсу

Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования. Роль образования определяется задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России на период до 2010 года становится переход к старшей профильной школе. Принятая в 2002 году “Концепция профильного обучения на старшей ступени образования” так определяет основную цель профильного обучения: это “обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, с учетом индивидуальных склонностей и потребностей”.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном образовательном пространстве отсутствует однозначное толкование понятия “профильное обучение”, но вместе с тем, позволил определить его основные сущностные черты:

условие эффективного развития профессионального самоопределения личности старшеклассника;

особый вид дифференцированного обучения;

особое содержательное приращение.

Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты.

В самом общем виде самоопределение - становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям, к миру. Характерными особенностями самоопределения являются:

принадлежность субъекту;

определение, поиск собственной позиции;

процессуальность.

Первая особенность определяется частью слова “само”, которое указывает на особенности процесса поиска: самоопределяется человек - субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, специфике институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, личностной активности и опыту жизнедеятельности. Принадлежность к субъекту обуславливает такие свойства самоопределения, как сознательность, самостоятельность и эмоциональность. Сознательность определяется тем, что человек как субъект самоопределения ставит цель, находит средства, реализует, корректирует, оценивает. Самостоятельность заключается в том, что человек в процессе самоопределения опирается на личностные достижения, сформированные к данному моменту. Субъективно процесс поиска человек переживает, а критерием результата является положительное самоощущение и удовлетворенность.

Вторая особенность определяется частью слова - “определение”, что означает установить, найти существенные признаки какого-либо объекта или явления. Речь идет о результате, итоге конкретного процесса поиска - определения. Предметом подобного поиска выступает собственная позиция.

Процессуальность самоопределения проявляется тем, что это не одномоментный акт. Самоопределение является процессом, а это означает, что его состояние возможно оценить “на входе"; промежуточные состояния и происходящие изменения; состояние “на выходе”, т.е., существенные отличия в сравнении с первоначальным положением системы.

По соотнесению своего образа “Я” с жизненными, личностными и профессиональными планами различают следующие формы самоопределения:

Жизненное самоопределение - выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определенностью образа и стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды, от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Личностное самоопределение - нахождение человеком самобытного образа “Я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

Профессиональное самоопределение - готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Важной особенностью профессионального самоопределения современных школьников является то, что данный процесс проходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. В результате, к возрастным трудностям самоопределения, в той или иной мере, присущим всем подросткам, добавляются трудности объективные, вызываемые сложностью ориентировки старшеклассников в постоянно меняющимся, нестабильном мире.

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в “рабочий капитал”.

Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

Цели курса:

Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование своего профессионального пути; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.

Задачи:

) Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

) Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.

) Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор.

) Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

) Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

Форма проведения:

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы; семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия педагога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

Занятия рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме факультатива, или элективного курса. Программа рассчитана на 36 часов.

Программа способствует реализации задач формирования успешности подростков, подготовке их к взрослой жизни, умению решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Учебно-тематический план программы “Путь к профессии”

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Стратегия выбора профессии.

 

Жизненное и профессиональное самоопределение - один из важнейших шагов в жизни человека. Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”.

2 часа

 

Мир профессий. Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность. Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.

2 часа

 

Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума). Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.

2 часа

 

Профессия типа “Человек - техника”.

1 час

 

Профессия типа “Человек - природа”.

1 час

 

Профессия типа “Человек - знаковая система”.

1 час

 

Профессия типа “Человек - человек”.

1 час

 

Профессия типа “Человек - художественный образ”.

1 час

 

Пути получения профессии. Формы обучения.

1час

Способности и профессиональный выбор.

 

Кто я, или что я думаю о себе. Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.

1 час

 

Свойства нервной системы и темперамент. История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг тест - определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г. Айзенка.

2 часа (1 практич)

 

Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти и ведущего способа запоминания.

2 часа (1 практич)

 

Внимание. Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.

2 часа (1 практич)

 

Мышление. Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Приемы развития.

2 часа (1 практич)

 

2 часа (1 практич)

 

Саморегуляция. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.

1 час

 

Коммуникабельность - составляющая успеха будущей карьеры. Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”.

1 час

Планирование профессионального пути.

 

Первый шаг на пути к профессии. Способности, профессиональная пригодность, состояние физического здоровья, как основные составляющие правильного выбора. Формула успеха. Ошибки в выборе профессии.

1 час

 

Современный рынок труда и его требования. Социально-профессиональная мобильность - качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.

1 час

 

Мотивы и основные условия выбора профессии. “Хочу - могу - надо” - необходимые условия правильного выбора. “Мышеловки” легких денег, или возможность попадания в финансовую зависимость.

1 час

 

Что требует профессия от меня? Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по газете, рубрика “работа для вас”), “Центр занятости населения”.

1 час

 

Перспективы профессионального старта. Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

2 часа

 

Составление плана профессионального самоопределения. Алгоритм принятия решения

1 час

 

Построение образа профессионального будущего. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.

1 час

 

Подготовка к будущей карьере. Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.

1 час

 

Детско-родительская профориентационная игра-проект “Выбор профиля”

1 час

 

Итоговое занятие “Перелистывая страницы”. Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.

1час

Всего 36 часов.


Похожие работы на - Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!