Виртуальная лабораторная работа 'Исследование магнитомягких материалов'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    496,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виртуальная лабораторная работа 'Исследование магнитомягких материалов'

МОСКОВСКИЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Институт ИЭТ

Кафедра ФЭМАЭК





ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по направлению 140600 подготовки бакалавров технических наук:

Материаловедение

Тема:

Виртуальная лабораторная работа «Исследование магнитомягких материалов»

Студент ЭЛ-14-08 Большаков Н.О.

Научный руководитель Сутченков А.А.







Москва 2012

Введение

магнитомягкий материал виртуальный

Виртуальные лабораторные лабораторные работы (ВЛР) предназначены для выполнения лабораторных работ через Интернет. ВЛР представляют собой веб-приложения, реализованные с помощью Adobe Flash CS3 и опубликованные на сервере МЭИ. ВЛР является компьютерной имитацией реальных лабораторных работ. Взаимодействие студента с виртуальным стендом осуществляется с помощью клавиатуры и мыши. Для обеспечения инвидуализации обучения ВЛР выполняются по индивидуальным заданиям, выдаваемым случайным образом из пула заданий. По каждой лабораторной работе подготовлено не менее 20-30 вариантов. Доступ к лабораторным практикумам осуществляется с помощью любого браузера с установленным встроенным модулем Flash.

ВЛР управляются данными, находящимися в заданиях на выполнение лабораторных работ, что позволяет дополнять и изменять пул заданий по каждой лабораторной работе. Задания представляют собой текстовые файлы в формате JSON, что упрощает их редактирование, и хранятся в базе данных. Опыт эксплуатации ВЛР показывает, что задания на выполнение лабораторных работ нуждаются в обновлении ежегодно.

Данная работа посвящена созданию виртуальной лабораторной работы «Исследование магнитомягких материалов», рассмотрены процессы и явления в магнитомягких материалах, проанализированы методы измерения характеристик магнитных материалов. Предложена структура виртуальной лабораторной работы, ее состав.

Аннотация


В наше время развитие информационных технологий набирает и набирает обороты, в связи с тем, в образовательном процессе, появилась возможность дистанционного, виртуального обучения. Это весьма удобный и практичный метод, имеющий массу преимуществ. Студенты, находящиеся на другом конце страны от вуза, к примеру, могут пройти образовательные курсы по разным дисциплинам, общаясь с преподавателями через всемирную сеть, пользуясь электронным материалом, без непосредственного контакта.

Помимо этого, в сфере обучения естественным наукам, есть возможность создания виртуальных лабораторных работ. При должном умении, можно создать, максимально приближенную к реальным условиям, среду лабораторного опыта, программным путём, что естественно является очень удобной возможностью, при дистанционном обучении.

Abstract

, information technology is gaining more and more orders in connection with the educational process, there was a possibility of remote, virtual learning. This is very convenient and practical method has many advantages. Students who are at the other end of the country from the university, for example, can take educational courses in various disciplines, communicating with teachers through a worldwide network, taking advantage of electronic material, without direct contact.addition, in the field of science education, it is possible to create virtual labs. With due skill, you can create as close as possible to real conditions, the environment of laboratory experience, programmatically, which naturally is a very good opportunity for distance learning.

1. Магнитные материалы


Материалы, способные под действием внешнего магнитного поля намагничиваться, т е. приобретать особые магнитные свойства, называются магнитными. Основными из них являются железо, никель, кобальт и сплавы на основе технически чистого железа.

1.1 Классификация магнитных материалов


Диамагнетики

Диамагнетиками называются вещества, магнитные моменты атомов которых в отсутствии внешнего поля равны нулю, т.к. магнитные моменты всех электронов атома взаимно скомпенсированы.

При внесении диамагнитного вещества в магнитное поле его атомы приобретают наведенные магнитные моменты. В пределах малого объема ΔV изотропного диамагнетика наведенные магнитные моменты ΔPm всех атомов одинаковы и направлены противоположно вектору B.

Вектор намагниченности диамагнетика равен:


где n0 - концентрация атомов,  - магнитная постоянная,  -магнитная восприимчивость среды.

Для всех диамагнетиков  Таким образом, вектор  магнитной индукции собственного магнитного поля, создаваемого диамагнетиком при его намагничивании во внешнем поле  направлен в сторону, противоположную . (В отличие от диэлектрика в электрическом поле).

У диамагнетиков

Примерами чисто диамагнитных твердых тел (диамагнетиков) в классе кристаллических металлов и диэлектриков могут служить, соответственно, Cu и NaCl, а в классе аморфных твердых тел - SiO2.

Парамагнетики

Если магнитные моменты частиц, составляющих атом или молекулу, не скомпенсированы, то результирующий магнитный момент атома или молекулы в магнитном поле будет вести себя как магнитная стрелка, стремясь установиться по полю.

В отсутствие магнитного поля магнитные моменты отдельных атомов или молекул ориентированы равновероятно по всем направлениям. Конечно, направление магнитного момента какого-либо атома с течением времени не остается неизменным. Вследствие теплового движения, представляющего собой движение беспорядочное (хаотичное), направление магнитного момента непрерывно меняется, но результирующий средний магнитный момент парамагнитного тела в отсутствие поля будет равен нулю.

При наложении магнитного поля возникнут силы, ориентирующие магнитный момент каждого атома по полю. Этой ориентации будет противодействовать дезориентирующее действие теплового движения. В результате этих двух конкурирующих процессов установится некоторое распределение. Магнитные моменты атомов хотя и ориентированы по самым различным направлениям, однако распределение уже не остается равновероятным, а имеется некоторое преимущественное направление, совпадающее с направлением наложенного магнитного поля. Результирующий момент при таком распределении не равен нулю, и тело оказывается намагниченным по полю.

С увеличением напряженности поля большее число магнитных моментов атомов ориентируется вдоль поля, и намагниченность тела растет. Если поле очень велико, то все магнитные моменты атомов будут ориентированы строго по полю. Дальнейший рост поля картины не изменит, так как будет достигнуто так называемое магнитное насыщение. С повышением температуры, при неизменной напряженности поля, возрастает дезориентирующая роль теплового движения молекул и намагниченность убывает.

Французский физик Пьер Кюри установил закон температурной зависимости магнитной восприимчивости парамагнетиков, согласно которому уд = С/Т, где С - константа Кюри, Т - абсолютная температура, т. е. температура, отсчитываемая от абсолютного нуля, равного -273° по Цельсию.

Однако этой простейшей зависимости подчиняется сравнительно небольшое количество парамагнитных веществ; это так называемые нормальные парамагнетики. Вообще же зависимость от температуры магнитной восприимчивости парамагнетиков часто более сложна, а для щелочных металлов восприимчивость вообще не связана с температурой. Поскольку парамагнетики - слабомагнитные вещества, то и восприимчивость их весьма мала - намного меньше единицы. В отличие от диамагнетиков, восприимчивость парамагнетиков имеет всегда положительные значения. Число парамагнитных веществ весьма велико. Парамагнитными являются газы О2 и О, платина, палладий, соли редких земель, соли железа, кобальта, никеля, щелочные металлы, а также металлы: магний, кальций, алюминий, хром, молибден, марганец и др.

Ферромагнетики

Ферромагнетизм - магнитоупорядоченное состояние вещества, в котором большинство атомных магнитных моментов параллельны друг другу, так что вещество обладает самопроизвольной (спонтанной) намагниченностью.

В более широком смысле ферромагнетизмом называется совокупность физических свойств вещества в указанном выше состоянии.

Вещества, в которых возникает ферромагнитное упорядочение магнитных моментов, называются ферромагнетиками. К их числу относятся кристаллы переходных металлов (железо, кобальт, никель), некоторых редкоземельных элементов и ряда сплавов, ферриты, а также некоторые металлические стекла.

Для ферромагнитных кристаллов характерно наличие внутренних незаполненных электронных слоев. Например, для железа, никеля и кобальта незаполненными являются 3d-подслой, для гадолиния подслой - 4f.

Появление в ферромагнетиках атомного магнитного порядка обусловлено обменным взаимодействием, стремящимся установить спины соседних атомов или ионов параллельно друг другу.

Обменное взаимодействие характеризуется так называемым интегралом обмена, который сильно зависит от расстояния между атомами в кристаллической решетке.

При положительном значении интеграла обмена взаимодействие приводит к параллельной ориентации спинов, которая устанавливается при температурах ниже температуры Кюри Тс в отсутствие внешнего магнитного поля. Выше температуры Кюри ферромагнитные свойства ферромагнетика исчезают, вещество становится парамагнетиком.

В отсутствие внешнего магнитного поля ферромагнитный образец разбит в магнитном отношении на домены - области однородной спонтанной намагниченности. В пределах каждого домена ферромагнетик намагничен до насыщения и обладает определенным магнитным моментом. Направления этих моментов для разных доменов различны, так что в отсутствие внешнего поля суммарный момент всего тела равен нулю (см. рис.1.1.1).

Рис. 1.1.1 Схематическое изображение доменной структуры

Для ферромагнетиков во внешнем магнитном поле характерны: нелинейность кривой намагничивания и магнитный гистерезис при перемагничивании; сильная зависимость магнитной восприимчивости от направления магнитного поля.

При намагничивании ферромагнетиков изменяются их размеры и форма (магнитострикция). В ферромагнитных кристаллах наблюдается магнитная анизотропия различие магнитных свойств по разным кристаллографическим направлениям.

Магнитные и другие физические свойства ферромагнетиков обладают ярко выраженной зависимостью от температуры, особенно вблизи температуры Кюри (см. рис. 1.1.2).

 

Рис. 1.1.2 График зависимости спонтанной намагниченности от температуры- значение спонтанной намагниченности при температуре 0 К

Для наблюдения ферромагнитного состояния вещества достаточно поместить кусок стали, нагретый примерно до 8000C, в поле постоянного магнита и медленно его охладить. После устранения внешнего магнитного поля сталь сама окажется постоянным магнитом в результате ферромагнитного упорядочения доменов.

Антиферромагнетики

Вещества с кристаллической решеткой, в которых магнитные моменты атомов (или ионов) образуют две или несколько пространственных подсистем (магн. подрешеток) с антипараллельной (в случае двух подрешеток) или более сложной ориентацией магнитных моментов, обусловливающей отсутствие спонтанной намагниченности у в-ва в целом. Во внеш. магн. поле антиферромагнетики приобретают небольшую намагниченность I=χH, где Н-напряженность поля, магн. восприимчивость, принимающая для разных антиферромагнетиков значения от 10-3 до 10-5 (У ферромагнетиков 103-106). Характерная для антиферромагнетиков магн. структура возникает при определенной температуре TN(точка Нееля) и сохраняется ниже этой т-ры. Выше TN антиферромагнетики становятся парамагнетиками.

К антиферромагнетикам относятся: твердый кислород (α-модификация) при Т < 24 К,Mn(TN = 100 К), Cr(TN = 310 К), а также ряд РЗЭ с TN от 10 К (у Се) до 230 К (у Тb); многие фториды (FeF2, NiF2 и др.), сульфаты (FeSO4, MnSO4 и др.), сульфиды, карбонаты. В состав всех антиферромагнетиков входят ионы, по крайней мере одного переходного металла (Fe, Ni, Co, РЗЭ или актинидов). Для определения атомной магн. структуры антиферромагнетиков используют явление дифракции нейтронов на атомах (ионах) магн. подрешеток.

Ферримагнетики

Магнитоупорядоченное состояние вещества (ферримагнетика), в котором магнитные моменты существующих в кристалле подрешеток магнитных взаимно не скомпенсированы и создают спонтанный магнитный момент Ms = 0 (нескомпенсированный антиферромагнетизм). Во внешнем магнитном поле ферримагнетик намагничивается подобно ферромагнетику. У некоторых ферримагнетиков существует температурная точка компенсации, когда Ms = 0. При температуре выше Кюри точки ферримагнетизм исчезает.


Схематическое изображение ферримагнитного упорядочения линейной цепочки магнитных ионов разных сортов с элементарными магнитными моментами μ1 и μ2. М1 =Nμ1 и М2 = Nμ2 - намагниченности 1-й и 2-й подрешёток (N - число ионов данного сорта в единице объёма). Суммарная намагниченность J = М1 - М2.

 

.2 Кривая намагничивания, петля гистерезиса


Связь намагниченности с полем графически изображается так называемой кривой намагничивания. В случае диа- и парамагнетиков эти кривые имеют вид прямых (рис. 1.2.2), а для ферромагнетиков, впервые наиболее подробно изученных А. Г. Столетовым кривая имеет гораздо более сложный вид (рис. 1.2.1).

         

Рис. 1.2.1 Кривая намагничивания (ОКБ) и петля гистерезиса (EGBCSDE) ферромагнитного вещества  Рис. 1.2.2. Кривые намагничивания слабомагнитных веществ.

Из рис. 1.2.1 видно, что намагниченность ферромагнетика сначала резко возрастает, а затем достигает насыщения. Величина этого насыщения уменьшается с повышением температуры, и выше некоторой определенной для данного вещества температуры θf (точка Кюри)

Рис. 1.2.3 Кривая Столетова для магнитной восприимчивости χдиф ферромагнитного вещества

Ферромагнитные свойства вообще исчезают, и ферромагнетик превращается в парамагнетик с линейной кривой намагничивания. В случае ферромагнетиков можно сохранить понятие магнитной восприимчивости как отношения l/H (полная восприимчивость) или как производной dl/dH (дифференциальная восприимчивость). Однако у ферромагнетиков эти величины не являются уже постоянными, а сложным образом зависят от величины магнитного поля. Из рис. 1.2.3 видно, что кривая χдиф (Н) (так называемая кривая Столетова) начинается при Н = 0 с некоторого конечного значения ха (начальная восприимчивость) и достигает наибольшего значения χмакс (максимальная восприимчивость), соответствующего наиболее крутому подъему кривой I(Н), и затем стремится к нулю, когда намагниченность приближается к насыщению Is.          Неоднозначность связи между I и Н в ферромагнетике проявляется при попытке размагнитить намагниченный до насыщения (или меньше) образец. Если начать уменьшать поле, которое довело образец до насыщения +Is то намагниченность, начиная с некоторого значения поля, будет «отставать» в своем уменьшении от уменьшения поля и при Н = О окажется отличной от нуля. В образце появляется остаточная намагниченность Iн, не равная нулю, но несколько меньшая значения, соответствующего насыщению. Для того чтобы сделать намагниченность ферромагнетика равной нулю, надо приложить обратное магнитное поле величины - Нс (так называемая коэрцитивная сила). Дальнейшее увеличение отрицательного поля доведет, в конце концов, образец до насыщения в обратном направлении. Возвращаясь назад (уменьшая отрицательное поле), мы при Н = О получим I = -IR, при Н = + Нс вновь I = О и затем снова получим насыщение +Is. Таким образом, при полном цикле мы опишем замкнутую, кривую, которую называют максимальной петлей магнитного гистерезиса (см. рис. 1.2.1). Если максимальные значения намагниченности меньше Is, но одинаковы, то мы имеем симметричный частный цикл (кривая KLHI на рис. 1.2.1). Если максимальные значения намагниченности не равны между собой по величине, то соответствующая петля будет иметь вид так называемого несимметричного частного цикла (см. рис. 1.2.1, кривая CSDN).

Наряду с зависимостью вектора I от Н можно определить также зависимость магнитной индукции В от Н.

Величина μ= 1 + 4πχ носит название магнитной проницаемости.

1.3 Характеристики магнитных материалов


Магнитные материалы с ярко выраженными магнитными свойствами называют ферромагнитными, или ферромагнетиками. Поведение ферромагнитного материала в магнитном поле характеризуется начальной кривой намагничивания (рис. 1.3.1), показывающей зависимость магнитной индукции В в материале от напряженности магнитного поля Н. Свойства магнитных материалов оценивают магнитными характеристиками. Рассмотрим основные из них.

Абсолютная магнитная проницаемость μа материала представляет собой отношение магнитной индукции В к напряженности магнитного поля Н в заданной точке кривой намагничивания для данного материала и выражается в генри на метр (Гн/м): μа - Гн/м, где В - индукция, Тл, Н - напряженность поля, А/м.

Относительная магнитная проницаемость μ материала есть отношение абсолютной магнитной проницаемости к магнитной постоянной μ = μа / μ0, где μ0 - магнитная постоянная - величина, характеризующая магнитное поле в вакууме (μ0 = 1,256637 10-6 Гн/м), μ - безразмерная величина.

Абсолютная магнитная проницаемость μа применяется только для расчетов. Для оценки же свойств магнитных материалов используют относительную магнитную проницаемость μ не зависящую от выбранной системы единиц. Ее называют магнитной проницаемостью.

Магнитная проницаемость зависит от напряженности магнитного поля (рис. 1.3.2). Различают начальную магнитную проницаемости μн, и максимальную μм. Начальную магнитную проницаемость измеряют при напряженностях магнитного поля, близких к нулю. Большие значения μн и μм.

Рис. 1.3.2. Графики зависимости магнитной проницаемости от напряжённости магнитного поля: 1 - для пермаллоя, 2 - для чистого железа

   

Рис. 1.3.3 Зависимость магнитной проницаемости материала от температуры

Рис. 1.3.4. Начальная кривая намагничивания (1) и петля гистерезиса (2)

Показывают, что данный магнитный материал легко намагничивается в слабых и сильных магнитных полях.

Температурный коэффициент магнитной проницаемости ТКμ позволяет оценить характер изменения магнитной проницаемости от температуры ферромагнетика. При линейном изменении магнитной проницаемости в узком интервале температур Т2 - Т1 ТКμ (1/С) вычисляют по формуле TKμ = (μ2 - μ1)/ μ12 - Т1), где μ1 и μ2 - магнитная проницаемость материала, соответственно при температурах Т1 и Т2.

Типичная зависимость магнитной проницаемости от температуры показана на рис. 1.3.3. Температура, при которой магнитная проницаемость резко снижается почти до нуля, называется температурой Кюри (Тк). При температурах выше Тк процесс намагничивания ферромагнетика расстраивается из-за интенсивного теплового движения атомов и молекул материала, в результате чего он перестаёт быть ферромагнитным материалом. Так, Тк для чистого железа 768 С, тля никеля 358 С, для кобальта 1131 С.

Индукция Bs характерная для всех магнитных материалов материалом, называется индукцией насыщения. Чем больше В при заданной напряжённости, тем лучше данный магнитный материал. На графике представляющем собой кривую начального намагничивания (см. рис. 1.3.1), видно, что с увеличением напряженности магнитного поля индукция растёт вначале быстро, затем медленно, а начиная с Bs почти не изменяется.

Если образец магнитного материала намагничивать непрерывно повышая напряжённость магнитного поля Н, магнитная индукция В тоже будет непрерывно возрастать по кривой начального намагничивания. Эта кривая заканчивается в точке, соответствующей индукции насыщения В. При уменьшении напряженности Н, магнитная индукция будет также уменьшаться, но начиная с величины В, значение индукции не будут совпадать со значениями этой характеристики на начальной кривой намагничивания 1 (рис. 1.3.3).

Остаточная магнитная индукция Bм наблюдается в ферромагнитном материале при его размагничивании, когда напряжённость магнитного поля равна нулю. Для размагничивания образца материала надо, чтобы напряжённость магнитного поля изменила свое направление на обратное - Н Напряженность поля Нс, при которой индукция становится равной нулю, называется коэрцитивной силой. Чем больше коэрцитивная сила, тем материал в меньшей степени способен размагничиваться. Если после размагничивания образца материала намагничивать его в противоположном направлении, в материале снова будет наблюдаться индукция насыщения - Вs. При дальнейшем уменьшении напряженности магнитного поля до Н = 0 и последующем намагничивании в первоначальном направлении индукция будет непрерывно увеличиваться до В. В результате образуется замкнутая петля, которую называют предельной (или статической) петлей гистерезиса. Предельной петлей гистерезиса называют петлю, снятую при медленном изменении постоянного магнитного поля от +Н до -Н, когда магнитная индукция становится равной индукции насыщения В.

1.4 Коэрцитивная сила


Коэрцитивная сила - такое размагничивающее внешнее магнитное поле напряженностью H, которое необходимо приложить к ферромагнетику, предварительно намагниченному до насыщения, чтобы довести до нуля его намагниченность I или индукцию магнитного поля B внутри.

Соответственно рассматривают коэрцитивную силу HC, полученную по циклу I(H), или по циклу B(H). Обозначают соответственно HIC и HBC.

Коэрцитивная сила HIC всегда больше HBC. Этот факт объясняется тем, что в правой полуплоскости графика гистерезиса значение B больше, чем H, на величину 4πI:


В левой полуплоскости, наоборот, B меньше, чем H, на величину 4πI. Соответственно, в первом случае кривые B(H) будут располагаться выше кривых 4πI(H), а во втором - ниже. Это делает цикл гистерезиса B(H) уже цикла 4πI(H).

 

.5 Точка Кюри


Точкой (температурой) Кюри называется точка (температура) на кривой фазовых переходов 2-го рода, связанных с возникновением (разрушением) упорядоченного состояния в твердых телах при изменении температуры, но при заданных значениях других термодинамических параметрах (давлении, магнитного поля, электрического поля и т. д.). Переход характеризуется изменением состояния вещества приближением к точке фазового перехода и приобретением веществом качественно нового свойства в этой точке. Название этой точки дано в честь П. Кюри, впервые (1895) и подробно изучившего этот переход у ферромагнетиков. Так, при температуре Т ниже точки Кюри (Тс) ферромагнетики обладают самопроизвольной (спонтанной) намагниченностью (Js) и определенной магнитно-кристаллической симметрией. При нагреве ферромагнетика и приближении к точке Кюри усиливающееся тепловое движение атомов “расшатывает” существующий магнитный порядок - одинаковую ориентацию магнитных моментов атомов и ферромагнетик теряет самопроизвольную намагниченность.

Для количественной характеристики изменения магнитной упорядоченности вводят так называемый параметр порядка , при Т, Тс параметр порядка  = 0, а в точке Кюри (Т = Тс) самопроизвольная намагниченность ферромагнетиков исчезает ( = 0) и ферромагнетики превращаются в парамагнетики, причем некоторые ферромагнетики (отдельные редкоземельные металлы) становятся антиферромагнетиками. Температура Кюри, например, для железа равна 1043 К, кобальта 1339 К, никеля 631 К.

По величине точку Кюри можно определить энергию обменного взаимодействия магнитных материалов. При их нагревании вследствие увеличения хаотического теплового движения атомов параллельная ориентация спиновых магнитных моментов электронов нарушается, самопроизвольная намагниченность уменьшается. При достижении точки Кюри самопроизвольная намагниченность ферромагнетиков исчезает, т.е. энергия хаотического теплового движения атомов достигает величины обменной энергии:

обм = kTQ,

где k - постоянная Больцмана.

Таким образом, точка Кюри является одним из важнейших параметров оценки рабочего интервала температур, в котором может быть использован данный магнитный материал. В таблице 1 приведены значения намагниченности Js насыщения, магнитной индукции Bs насыщения и точки Кюри некоторых магнитных материалов.

Материал

J105, А/м

Bs, Тл (Гс)

TQ, К

Железо

1,270

2,1 (21580)

1043

Никель

0,387

0,6 (6080)

631

Кобальт

1,140

1.7 (17900)

1394

 

.6 Потери энергии в магнитных материалах


Удельные потери энергии па гистерезис Р, - это потери, затрачиваемые на перемагничивание единицы массы материала за один цикл. Удельные потери на гистерезис часто измеряют в ваттах на килограмм (Вт/кг) магнитного материала. Их величина зависит от частоты перемагничивания и значения максимальной индукции BМ. Удельные потери на гистерезис за один цикл определяются площадью петли гистерезиса, т. е. чем больше петля гистерезиса, тем больше потери в материале.

Динамическая петля гистерезиса образуется при перемагничивании материала переменным магнитным полем и имеет большую площадь. чем статическая, так как при действии переменного магнитного поля в материале возникают кроме потерь на гистерезис потери на вихревые токи и магнитное последействие, которое определяется магнитной вязкостью материала.

Потери Энергии на вихревые токи Рв, зависят от удельного электрического сопротивления ρ магнитного материала. Чем больше ρ тем меньше потери на вихревые токи. Потери энергии на вихревые токи зависят также от плотности магнитного материала и его толщины. Они также пропорциональны квадрату амплитуды магнитной индукции BМ и частоты f переменною магнитного ноля.

Для листового образца магнитного материала потери в переменном поле Рв (Вт/кг) подсчитывают по формуле


где h - толщина листа, м; Вм - максимальное значение (амплитуда) магнитной индукции, Тл; f- частота, Гц; d - плотность материала, кг/м3; ρ - удельное электрическое сопротивление материала, Ом*м.

При действии на материал переменного магнитного поля снимают динамическую кривую намагничивания и соответственно динамическую петлю гистерезиса. Отношение амплитуды индукции к амплитуде напряженности магнитного поля на динамической кривой намагничивания представляет собой динамическую магнитную проницаемость μ~ = Вмм.

Для оценки формы гистерезисной петли пользуются коэффициентом прямоугольности гистерезисной петли КП - характеристикой, вычисляемой по предельной петле гистерезиса: КП = Вн Вм.

Чем больше величина КП, тем прямоугольнее гистерезисная петля. Для магнитных материалов, применяемых в автоматике и запоминающих устройствах ЭВМ, КП = 0,7-0,9.

Удельная объёмная энергия WM (Дж/м3) - характеристика, применяемая для оценки свойств магнитно-твёрдых материалов, - выражается формулой WM = (BdHd/2)M, где Bd - индукция соответствующая максимальному значению удельной объёмной энергии, Тл; Нd - напряжённость магнитного поля, соответствующая максимальному значению удельной объёмной энергии, А/м.       

Рис. 1.6.1 Кривая размагничивания (10 и кривая удельной магнитной энергии (2) разомкнутого магнита

Кривые 1 размагничивания и 2 удельной магнитной энергии разомкнутого магнита изображены на рис. 1.6.1 Кривая 1 показывает, что при некотором значении индукции Bd и соответствующей напряжённости магнитного поля Нd удельная объёмная энергия постоянного магнита достигает максимального значения Wd. Это наибольшая энергия, создаваемая постоянным магнитом в воздушном зазоре между его полюсами, отнесённая к единице объёма магнита. Чем больше числовое значение WM, тем лучше магнитно-твёрдый материал и, следовательно, тем лучше изготовленный из него постоянный магнит.

2. Классификация магнитомягких материалов

 

К магнитомягким относят магнитные материалы с малой коэрцитивной силой и высокой магнитной проницаемостью. Они обладают способностью намагничиваться до насыщения в слабых магнитных полях, характеризуются узкой петлёй гистерезиса и малыми потерями на перемагничивание. Магнитомягкие материалы используются в основном в качестве различных магнитопроводов: сердечников дросселей, трансформаторов, электромагнитов, магнитных систем электроизмерительных приборов и т.п.

2.1 Магнитомягкие материалы для постоянных и низкочастотных магнитных полей


Основные требования к материалам. Помимо высокой магнитной проницаемости и малой коэрцитивной силы магнитомягкие материалы должны обладать большой индукцией насыщения, т. е. пропускать максимальный магнитный поток через заданную площадь поперечного сечения магнитопровода. Выполнение этого требования позволяет уменьшить габаритные размеры и массу магнитной системы.

Магнитный материал, используемый в переменных полях, должен иметь возможно меньшие потери на перемагничивание, которые складываются в основном из потерь на гистерезис и вихревые токи.

Для уменьшения потерь на вихревые токи в трансформаторах выбирают магнитомягкие материалы с повышенным удельным сопротивлением. Обычно магнитопроводы собирают из отдельных изолированных друг от друга тонких листов. Широкое применение получили ленточные сердечники, навиваемые из тонкой ленты с межвитковой изоляцией из диэлектрического лака. К листовым и ленточным материалам предъявляется требование высокой пластичности, благодаря которой облегчается процесс изготовления изделий из них

Важным требованием к магнитомягким материалам является обеспечение стабильности их свойств как во времени, так и по отношению к внешним воздействиям, таким, как температура и механические напряжения. Из всех магнитных характеристик наибольшим изменениям в процессе эксплуатации материала подвержены магнитная проницаемость (особенно в слабых полях) и коэрцитивная сила.

Железо и низкоуглеродистые стали. Основным компонентом большинства магнитных материалов является железо. Само по себе железо в элементарном виде представляет собой типичный магнитомягкий материал, магнитные свойства которого существенно зависят от содержания примесей. Среди элементарных ферромагнетиков железо обладает наибольшей индукцией насыщения (около 2,2 Тл).

Особо чистое железо (электролитическое, карбонильное), содержащее малое количество примесей (менее 0,05%), получают двумя сложными способами.

Электролитическое железо изготавливают путем электролиза раствора сернокислого или хлористого железа, причем анодом служит чистое железо, а катодом - пластина мягкой стали. Осажденное на катоде железо (толщина слоя 4-6 мм) после тщательной промывки снимают и измельчают в порошок в шаровых мельницах; подвергают вакуумному отжигу или переплавляют в вакууме.

Карбонильное железо получают посредством термического разложения пентакарбонида железа согласно уравнению

(CO)3 = Fe + 5CO

Пентакарбонид железа представляет собой продукт воздействия окиси углерода на железо при температуре около 200°С и давлении примерно 15 МПа. Карбонильное железо имеет вид тонкого порошка, что делает его удобным для изготовления прессованных магнитных сердечников.

2.2 Магнитомягкие высокочастотные материалы


Под высокочастотными магнитомягкими материалами понимают вещества, которые должны выполнять функции магнетиков при частотах свыше нескольких сотен или тысяч герц. По частотному диапазону применения их в свою очередь можно подразделить на материалы для звуковых, ультразвуковых и низких радиочастот, для высоких радиочастот и для СВЧ.

По физической природе и строению высокочастотные магнитомягкие материалы подразделяют на магнитоэлектрики и ферриты. Кроме того, при звуковых, ультразвуковых и низких радиочастотах можно использовать тонколистовые рулонные холоднокатаные электротехнические стали и пермаллои. Толщина сталей достигает 30-25 мкм, а пермаллой, как механически более мягкий сплав, может быть получен толщиной до 3-2 мкм. Основные магнитные свойства таких тонких материалов близки к свойствам материалов больших толщин, однако они имеют несколько повышенную коэрцитивную силу и высокую стоимость, а технология сборки магнитных цепей из них весьма сложна.

Ферриты представляют собой оксидные магнитные материалы, у которых спонтанная намагниченность доменов обусловлена нескомпенсированным антиферромагнетизмом.

Большое удельное сопротивление ρ, превышающее ρ железа в 103-1013 раз, а следовательно, и относительно незначительные потери энергии в области повышенных и высоких частот наряду с достаточно высокими магнитными свойствами обеспечивают ферритам широкое применение в радиоэлектронике.

Получение ферритов. Ферриты получают в виде керамики и монокристаллов. Благодаря невысокой стоимости и относительной простоте технологического цикла керамические материалы занимают ведущее место среди высокочастотных магнетиков.

При изготовлении ферритовой керамики в качестве исходного сырья наиболее часто используют окислы соответствующих металлов. Общая технологическая схема производства ферритов во многом аналогична схеме производства радиокерамики. Однако при получении материалов с заданными магнитными свойствами предъявляются более жесткие требования к исходному сырью в отношении его химической чистоты, степени дисперсности и химической активности. В отличие от электрорадиокерамики ферритовая керамика совершенно не содержит стекловидной фазы; все процессы массопереноса при синтезе соединения и спекания изделий происходят лишь за счет диффузии в твердой фазе.

Исходные окислы подвергают тщательному измельчению и перемешиванию в шаровых или вибрационных мельницах тонкого помола, а затем после брикетирования или гранулирования массы осуществляют предварительный обжиг с целью ферритизации продукта, т. е. образования феррита из окислов. Ферритизованный продукт вновь измельчают и полученный таким образом ферритовый порошок идет на формовку изделий. Предварительно его пластифицируют, причем в качестве пластификатора обычно используют водный раствор поливинилового спирта.

Формование изделий наиболее часто осуществляют методом прессования в стальных пресс-формах. Высокой производительностью формовки отличается также метод горячего литья под давлением. В этом случае в качестве пластифицирующего и связующего веществ применяют парафин.

Отформованные изделия подвергают спеканию при температуре 1100-1400°С в контролируемой газовой среде. Контроль за составом газовой среды особенно необходим на стадии охлаждения, чтобы предотвратить выделение побочных фаз. Наибольшей чувствительностью к изменению давления кислорода характеризуются ферриты марганца и твердые растворы на их основе. В процессе спекания завершаются химические реакции в твердой фазе, устраняется пористость, фиксируется форма изделий. За счет процесса рекристаллизации материал приобретает определенную зеренную структуру, которая существенно влияет на магнитные свойства керамики.


2.3 Свойства магнитомягких ферритов


Механические свойства, как и у керамики - твердость, хрупкость, недопустимость обработки резанием. При спекании - усадка от 10 до 20%. Хорошо шлифуются и полируются абразивными материалами, режутся алмазным инструментом.

Наиболее широко в качестве магнитомягких ферритов применяют никель-цинковые и марганец-цинковые ферриты, представляющие собой твердые растворы замещения, образованные простыми ферритами NiFe2O4 и MnFe2O4, являющиеся ферромагнетиками, с немагнитным ZnFe2O4.

В переменных полях для оценки допустимого частотного диапазона ферриты кроме m характеризуются tgdм - тангенсом угла магнитных потерь. Для ферритов потерями на вихревые токи и гистерезис в области слабых полей можно пренебречь.

При повышении частоты, начиная с некоторой, характерной для данной марки феррита значения, tgdм возрастает более резко, при этом уменьшается m. Эту частоту называют критической fкр. Частоту, при которой mнач уменьшается до 0.7 от ее значения f=0 называют граничной - fгр.

Причина уменьшения и роста tgdм связывается со сложными резонансными и релаксационными процессами. Цифра в обозначении марки феррита означает величину начальной магнитной проницаемости mN. Для ферритов одного состава критическая частота увеличивается при уменьшении начальной магнитной проницаемости.

Магнитные и электрические свойства трех марок никель-цинковых ферритов приведены в таблице.

Марка феррита

mмакс

Н, А/м (при mмакс)

fкр, МГц

r,Ом.м

Тк,оС

2000 НН

7000

12

0.2

10

70

200 НН

300

160

3.0

103

120

10 ВЧ

40

3700

250

108

500


Основной недостаток ферритов по сравнению с металлическими магнитными материалами - малое значение их магнитной проницаемости.

2.4 Общие требования, предъявляемые к материалам


Общие требования, предъявляемые к магнитомягким материалам - это высокие значения магнитной проницаемости и индукции по возможности, малые потери на гистерезис, токи Фуко и низкая коэрцитивная сила.

Для получения таких свойств ферромагнитный материал должен иметь гомогенную структуру (чистый металл или твердый раствор) с возможно низким содержанием включений и примесей.

3. Методы измерения характеристик магнитных материалов


Магнитные измерения характеристик магнитного поля или магнитных свойств веществ (материалов). К измеряемым характеристикам магнитного поля относятся: вектор магнитной индукции В, напряжённость поля Н, поток вектора индукции (магнитный поток),градиент магнитного поля и другие. Магнитное состояние вещества определяется: намагниченностью J - величиной результирующего магнитного момента, отнесённого к единице объёма (или массы) вещества; магнитной восприимчивостью χ, магнитной проницаемостью μ, магнитной структурой. К важнейшим характеристикам наиболее распространённых магнитных материалов - ферромагнетиков относятся: кривые индукции В (Н) и намагничивания J (Н), то есть зависимости В и J от напряжённости поля Н, Коэрцитивная сила, потери энергии на перемагничивание, максимальная магнитная энергия единицы объёма (или массы), Размагничивающий фактор (коэффициент размагничивания) ферромагнитного образца.

Иногда для определения характеристик магнитного поля, в частности в промышленных условиях, применяют электродинамический метод, при котором измеряют угол поворота катушки с током под действием магнитного поля намагниченного образца. К преимуществам метода относится возможность градуирования шкалы прибора непосредственно в единицах измеряемой величины (В или Н).

Для исследования ферромагнитных веществ в широком интервале значений Н используются индукционный и пондеромоторный методы. Индукционный метод позволяет определять кривые В (Н), J (H), петлю гистерезиса и различные виды проницаемости. Он основан на измерении ЭДС индукции, которая возбуждается во вторичной обмотке при пропускании намагничивающего переменного тока через первичную обмотку образца. Метод может быть также использован для измерения намагниченности в сильных импульсных магнитных полях и магнитной восприимчивости диа- и парамагнитных веществ в радиочастотном диапазоне.

Пондеромоторный метод состоит в измерении механической силы, действующей на исследуемый образец в неоднородном магнитном поле. Особенно широко метод применяется при исследовании магнитных свойств слабомагнитных веществ. На основе этого метода созданы разнообразные установки и приборы для М. и.: маятниковые, крутильные и рычажные Магнитные весы, весы с использованием упругого кольца и другие. Метод применяется также при измерении магнитной восприимчивости жидкостей и газов, намагниченности ферромагнетиков и магнитной анизотропии (анизометр магнитный).

Мостовой и потенциометрический методы определения магнитных характеристик в большинстве случаев применяются для измерений в переменных магнитных полях в широком диапазоне частот. Они основаны на измерении параметров (индуктивности L и активного сопротивления r)электрической цепи с испытуемыми ферромагнитными образцами. Эти методы позволяют определять зависимости В (Н), J(H), составляющие комплексной магнитной проницаемости и комплексного магнитного сопротивления в переменных полях, потери на перемагничивание.

Наиболее распространённым методом измерения потерь на перемагничивание является ваттметровый метод, им пользуются при синусоидальном характере изменения во времени магнитной индукции. При этом методе с помощью Ваттметра определяется полная мощность в цепи катушки, используемой для перемагничивания образца. Ваттметровый метод стандартизован для испытания электротехнических сталей.

Абсолютным методом измерения потерь в ферромагнитных материалах является калориметрический метод, который используется в широком частотном диапазоне. Он позволяет измерять потери при любых законах изменения напряжённости магнитного поля и магнитной индукции и в сложных условиях намагничивания. Сущность этого метода состоит в том, что мерой потерь энергии в образце при его намагничивании переменным магнитным полем является повышение температуры образца и окружающей его среды. Калориметрические М. и. осуществляются методами смешения, ввода тепла и протока (Калориметр).

Магнитную структуру ферромагнитных и антиферромагнитных веществ исследуют с помощью нейтронографического метода, основанного на явлении магнитного рассеяния нейтронов, возникающего в результате взаимодействия магнитного момента нейтрона с магнитными моментами частиц вещества (Нейтронография).

Резонансные методы исследования включают все виды магнитного резонанса - резонансного поглощения энергии переменного электромагнитного поля электронной или ядерной подсистемой вещества. Эти подсистемы, кроме электромагнитной энергии, могут резонансно поглощать энергию звуковых колебаний - так называемый магнетоакустический парамагнитный резонанс, который также применяют в М. и.

Важную область М. и. составляют измерения характеристик магнитных материалов (ферритов), магнитодиэлектриков и др.) в переменных магнитных полях повышенной и высокой частоты (от 10 кгц до 200 Мгц). Для этой цели применяют в основном ваттметровый, мостовой и резонансный методы. Измеряют обычно потери на перемагничивание, коэффициент потерь на гистерезис и вихревые токи, компоненты комплексной магнитной проницаемости. Измерения осуществляют при помощи Пермеаметра, аппарата Эпштейна, Феррометра и других устройств, позволяющих определять частотные характеристики материалов.

Существуют и другие методы определения магнитных характеристик (магнитооптический, в импульсном режиме перемагничивания, осциллографический, метод вольтметра и амперметра и другие), позволяющие исследовать ряд важных свойств магнитных материалов.

Приборы для М. и. классифицируют по их назначению, условиям применения, по принципу действия чувствительного элемента (датчика, или преобразователя). Приборы для измерения напряжённости поля, индукции и магнитного момента обычно называют Магнитометрами, для измерения магнитного потока - флюксметрами или веберметрами; потенциала поля - магнитными потенциалометрами градиента - градиентометрами; коэрцитивной силы - Коэрцитиметрами и так далее. В соответствии с классификацией методов М. и. различают приборы, основанные на явлении электромагнитной индукции, гальваномагнитных явлениях, на силовом (пондеромоторном) действии поля, на изменении оптических, механических, магнитных и других свойств материалов под действием магнитного поля, на специфических квантовых явлениях.

4. Надежность электрической изоляции


4.1 Основные понятия


Понятие случайных событий и случайных величин

Случайное событие - событие, которое может появиться или не появиться в результате данного опыта.

Вероятность случайного события (количественная характеристика случайного события) - теоретическая частота событий, около которой имеет тенденцию стабилизироваться действительная частота события при повторении опыта в данных условиях.

Частота случайного события (статистическая вероятность события) - отношение числа появления данного события к числу всех произведенных опытов.

Случайная величина - величина, которая в результате опыта может принимать то или другое значение (заранее не известно, какое именно). Она может быть либо дискретной, либо непрерывной.

Исчерпывающее представление о случайной величине дает закон распределения случайной величины - соотношение между значениями случайной величины и их вероятностями.

Существуют законы распределения:

) Интегральный (функция распределения) - вероятность того, что случайная величина X может принимать значения меньше x.

) Дифференциальный (плотность распределения вероятности случайной величины).

Невосстанавливаемые элементы и системы

Технические системы, их подсистемы и элементы систем могут работать в режиме, когда восстановление со стороны ремонтного персонала возможно, и в режиме, когда это невозможно либо нецелесообразно. Поэтому для восстанавливаемых и для невосстанавливаемых элементов и систем применяются различные показатели надежности и различные методы расчета надежности.

Показатели надежности невосстанавливаемых объектов:

) Вероятность безотказной работы объекта P(t) выражает вероятность того, что невосстанавливаемый объект не откажет к моменту времени t.

Если F(t) - функция наработки на отказ, то P(t)=1-F(t).(t) обладает следующими свойствами:

а) P(0)=1 (предполагается, что до начала работы изделие является безусловно работоспособным);

б)  (предполагается, что объект не может сохранить свою работоспособность неограниченно долго);

в) Если t2 > t1, то P(t2) ≤ P(t1) (вероятность безотказной работы - функция невозрастающая).

) Вероятность безотказной работы объекта в интервале времени от t1 до t2

) Вероятность отказа Q(t) выражает вероятность того, что невосстанавливаемый объект откажет к моменту времени t

) Вероятность отказа в интервале времени от t1 до t2

) Плотность распределения отказов f(t) определяет вероятность возникновения отказа в момент времени t

) Интенсивность отказов λ(t) определяет вероятность возникновения отказа в момент времени t с учетом числа объектов, работоспособных к моменту времени t

) Среднее время наработки на отказ T определяется как математическое ожидание времени до отказа

) Дисперсия наработки до отказа Dt. Средняя наработка до отказа является точечной оценкой и не говорит ничего о характере распределения времени до отказа. Две совершенно различные функции P1(t) и P2(t) (рис. 1) могут характеризоваться одинаковыми значениями средней наработки на отказ

4.2 «Кривая жизни» электрической изоляции


Уравнение "кривой жизни" - это зависимость времени до разрушения твердой электрической изоляции от воздействующих на нее электрического поля, механического напряжения, температуры, агрессивных сред и т.д. Теоретическое уравнение "кривой жизни" электрической изоляции получим на основе термофлуктуационной теории разрушения твердых тел. Согласно этой теории разрыв связей в материале происходит за счет тепловой энергии атомов, образующих связь. Разрыв связи наступит при условии, что тепловая энергия будет равна или превысит энергию взаимодействия атомов. В последующие моменты времени может произойти рекомбинация, т.е. восстановление разорванной связи. Если на связи материала действует только тепловая энергия, то концентрация разорванных связей не меняется, т.е. сохраняется динамическое равновесие: число разрываемых связей в единицу времени равно числу рекомбинируемых. Таким образом, только тепловое действие в пределах рабочих температур не может вызвать разрушение материала.

Действие механической силы приводит к увеличению расстояния между атомами, что вызывает уменьшение энергии взаимодействия между ними, т.е. энергия, необходимая для разрыва связи, снижается. Таким образом, механическая сила понижает потенциальный барьер и облегчает разрыв связи под действием тепловой энергии. Одновременно затрудняется рекомбинация разорванной связи, так как под действием механической силы расстояние между атомами увеличивается.

Согласно термофлуктуационной теории механическая сила облегчает разрыв, но не разрывает связь. Разрыв связи осуществляется за счет тепловой энергии колебаний атомов, образующих связь.

Напряжение на газовой полости в соответствии со схемой замещения


где U1 - напряжение на газовой полости; U - приложенное напряжение; С1 и С2 - емкости газовой полости и последовательно включенного с ней диэлектрика соответственно.

Рис. 2.3.1 Разрез и схема замещения изоляции с газовым включением

5. Лабораторный практикум

 

5.1 Объективная необходимость лабораторного практикума


Лабораторный практикум - это потенциально наиболее значимый и результативный компонент естественно-научной, общей профессиональной и специальной подготовки в области техники и технологий, предназначенный для приобретения навыков работы на реальном оборудовании, с аналогами которого будущему специалисту, возможно, придется иметь дело в своей практической деятельности.

Лабораторный практикум проводится в специализированных учебных лабораториях. Эффективность данного вида занятий во многом определяется возможностями учебного заведения:

·   в оснащении учебных лабораторий современным оборудованием;

·   в выборе номенклатуры объектов экспериментального изучения и содержания лабораторных работ;

·   в реализации эффективных технологий выполнения работ и т.д.

В последнее время, в связи с широким внедрением компьютерных моделирующих систем активно дискутируется вопрос о необходимости сохранения традиционной формы выполнения лабораторных работ на физических лабораторных стендах. Особенно часто это обсуждается для простых объектов типа: механический маятник, транзистор, электрическая цепь и т.д., для которых имеющиеся математические модели адекватно описывают изучаемые процессы. В этой связи предлагается практически полностью отказаться от создания и поддержания дорогостоящих, громоздких, подчас, энергоемких и сложных в обслуживании физических лабораторных стендов.

Однако, не сложность объекта изучения и не наличие или отсутствие его математической модели диктует необходимость постановки учебного экспериментального исследования, а лишь стратегия подготовки техника, инженера, научного работника. Точно так же, как умению читать техническую литературу, разбираться в электрических и монтажных схемах, конструкторской документации, умению проводить поверочные и проектные расчеты, использовать аппарат моделирования, будущий технический специалист в обязательном порядке должен быть обучен технике постановки и проведения инженерного эксперимента. Без этого специалист в области техники и технологий просто не состоится. Ведь ему предстоит создавать исследовательское оборудование для изучения новых физических процессов, лабораторные стенды для оценки качества вновь созданных технических изделий, технологические стенды для заводских приемо-сдаточных испытаний серийной продукции и т.д.

Именно на простых и разнообразных учебных объектах учащийся должен овладеть умением постановки инженерного эксперимента и грамотно применять это умение в своей практической деятельности при создании новых и более сложных объектов, для которых модельное описание, если и существует, то весьма неточное. В этом случае главным в постановке эксперимента является определение или уточнение структуры и параметров математической модели по экспериментальным данным, т.е. решается задача идентификации структуры или параметров математической модели.

5.2 Виды лабораторных практикумов


Проанализируем, как перечисленные выше образовательные функции реализуются в различных видах существующих лабораторных практикумов, и какова в этой связи степень их эффективности. В качестве базы для сопоставления представим некоторый гипотетический «идеальный» лабораторный практикум на конкретном примере из дисциплины «Электротехника».

«Идеальный» лабораторный практикум должен был бы выглядеть следующим образом:

·   оборудование, применяемое в учебной лаборатории:

·   электрические машины постоянного и переменного тока различных типов;

·   источники электропитания постоянного и переменного тока на различную выходную мощность, частоту, напряжение;

·   измерительные приборы различных видов и типов (амперметры, вольтметры, ваттметры, фазометры и пр.);

·   исполнительные механизмы, регуляторы и нагрузочные устройства различных видов и типов и другие необходимые атрибуты проведения экспериментальных исследований.

·   в соответствии с полученным индивидуальным заданием и предварительно освоенными теоретическими знаниями об объекте учащийся выбирает из множества предоставленного в его распоряжение лабораторного оборудования только то, которое необходимо для выполнения его индивидуального задания;

·   на лабораторном стенде учащийся самостоятельно собирает лабораторную установку и проводит эксперимент, в результате чего он получает возможность активных самостоятельных действий с реальным оборудованием и приборами.

Однако на практике такой идеальный подход никогда не применяется, поскольку требует много свободного оборудования и времени для своей реализации, высок риск порчи оборудования из-за неумелых действий плохо подготовленных студентов.

Традиционный лабораторный практикум - это, как правило, набор практически готовых, полностью смонтированных лабораторных стендов, предназначенных для экспериментального изучения базовой совокупности объектов по данной учебной дисциплине.

Учащийся, в лучшем случае, выполняет рутинные операции изменения напряжений, переключения отдельных приборов, цепей и т.д. При этом учащийся лишается главного - самостоятельной постановки эксперимента, выбора приборов и оборудования (за него уже все выбрано и поставлено).

Кроме того, в реальных условиях постановка лабораторного практикума сталкивается с организационными, техническими и экономическими трудностями. Так, с позиции эффективности усвоения материала было бы наиболее целесообразно после изложения теоретической части по каждому разделу дисциплины сразу же закрепить именно этот материал лабораторным практикумом. Однако лекция, как правило, читается для 100-150 слушателей, а возможности учебной лаборатории в лучшем случае рассчитаны на 6-12 рабочих мест, что не обеспечивает потребности даже одной учебной группы.

Вынужденно приходится на одном лабораторном стенде реализовывать бригадное выполнение лабораторной работы (по 2-4 человека в бригаде). Эффективность такого метода чрезвычайно низка, поскольку в каждой такой бригаде работу выполняет один студент, который является лидером конкретного мини-коллектива. Остальным студентам достаются рутинные, вспомогательные операции (фиксация в протоколе результатов измерений, построение графиков и т.д.), которые не способствуют ни приобретению практических навыков работы с реальным оборудованием, ни усвоению существа изучаемых процессов. Тем самым нарушается одна из главных образовательных функций лабораторного практикума - самостоятельность практического освоения реальной техники.

Другие учебные группы общего потока обучаемых, в лучшем случае, с задержкой в 2-4 недели смогут приступить к выполнению лабораторных работ, т.е. происходит разрыв во времени между теоретическим, практическим и экспериментальным изучением материала, что также не способствует эффективности его усвоения.

Демонстрационный лабораторный практикум является одной из вынужденных форм проведения лабораторных занятий на уникальном лабораторном оборудовании, существующем в единичных экземплярах.

Обычно такое случается, когда объект изучения слишком громоздок, дорог или энергоемок, чтобы его можно было многократно тиражировать для одновременного (фронтального) выполнения работ. В то же время, создание уменьшенных физических моделей по каким-то причинам признано нецелесообразным. Например, считается, что масштабное «искажение» изучаемого объекта уводит учащихся из реального мира в его виртуальное отражение и наносит тем самым вред образовательному процессу. Это заблуждение! Если в процессе масштабирования были соблюдены критерии подобия, то можно быть уверенным, что изучаемые физические процессы не искажены. Именно это главное в образовательном процессе. А работу реального станка, домны, прокатного стана, электростанции можно изучить в процессе учебной практики или учебного видеофильма. Будущему специалисту важнее не их внешний облик (он со временем может стать совершенно другим), а понимание принципа действия и рабочих процессов, которые меняются значительно реже.

Демонстрационный лабораторный практикум обычно проводится опытным преподавателем. Учащимся в основном отводится роль пассивных наблюдателей. При этом не реализуются главные образовательные функции лабораторного практикума (выбор приборов и оборудования, активные действия с объектом изучения), кроме одной - знакомство с работой реального оборудования. Но ценность этого весьма сомнительна - смена лабораторного оборудования в учебных заведениях происходит так редко, что реально приходится знакомиться с работой уже устаревшего оборудования, которое, как правило, давно снято с производства и эксплуатации.

Таким образом, проведение демонстрационных лабораторных работ следует расценивать, как вынужденную и временную меру, отражающую трудности создания современного эффективного учебного лабораторного оборудования.

Виртуальный лабораторный практикум -представляет собой один из прогрессивно развивающихся видов проведения лабораторных занятий, суть которого заключается в замене реального лабораторного исследования на математическое моделирование изучаемых физических процессов, но с элементамивиртуального взаимодействия учащегося с лабораторным оборудованием. В зависимости от используемой программной инструментальной среды можно создать хорошую иллюзию работы с реальными объектами.

Различают две принципиальные разновидности виртуальных лабораторных практикумов:

·   полностью модельный лабораторный практикум, который от постановки до получения результатов реализуется средствами универсальных или специально разработанных компьютерных моделей;

·   полунатурный лабораторный практикум, который в своей постановке опирается на модельные средства, а результаты берутся из базы данных реально проведенных экспериментов.

Возможности современных имитационных компьютерных моделей создают полную иллюзию работы с реальным оборудованием. В таком подходе есть положительный момент, позволяющий реализовать каждому обучаемому свои индивидуальные творческие способности. Находясь в виртуальной лаборатории, можно выбрать виртуальные приборы и оборудование, собрать на виртуальном стенде схему эксперимента по своему индивидуальному заданию, провестипоисковое моделирование исследуемого физического процесса при различных заданных параметрах и ограничениях, обработать результаты исследования, не затрачивая усилий на рутинные расчеты и графические построения.

Получение из базы данных результатов реальных экспериментов не несет нового в образовательный процесс, так как обучаемому необходимо наблюдать реакцию лабораторного оборудования именно на свои, пусть даже ошибочные, действия, которые впоследствии можно осмыслить, сделать поправку и провести повторный эксперимент. А когда на все его действия компьютерная система «подставляет» единственно правильный результат, полученный опытным преподавателем, учащийся начинает понимать, что его не учат, а «красиво обманывают» и теряет интерес к творческому поиску решений.

Таким образом, компьютерное моделирование изучаемых физических процессов является обязательной компонентой современного образовательного процесса, но оно не может полностью заменить реальный лабораторный практикум.

Удаленный лабораторный практикум - это один из перспективных видов организации лабораторных занятий, рекомендуемый для самостоятельного обучения в системе открытого технического образования. Его суть заключается в обеспечении коллективного доступа удаленных пользователей по компьютерным сетям к автоматизированным учебным стендам (комплексам), размещенным в базовых ресурсных центрах подготовки специалистов.

Лабораторное оборудование и программно-методические средства этого типа позволяют по индивидуальному заданию обучаемого выбирать объект изучения из предлагаемого множества альтернатив, настраивать его параметры, конфигурировать заданную схему и режимы проведения эксперимента,обрабатывать результаты эксперимента и проводить их строгую математическую оценку. Здесь в полном объеме реализуется комплекс образовательных функций, возложенных на лабораторный практикум.

Оппоненты удаленного лабораторного практикума усматривают в нем тот недостаток, что реальный объект изучения и все лабораторное оборудование недоступно учащемуся в прямом физическом контакте. Следовательно, нарушается одна из основных образовательных функций лабораторного практикума - приобретение навыков самостоятельной практической работы с реальным оборудованием. Есть несколько возражений по этому вопросу:

·   прямой физический контакт с объектом изучения важен преимущественно в тренажерах, где он объективно необходим для выработки координации движений при сложном ручномуправлении (например, автомобиля). В большинстве других случаев прямой контакт практически ничего не дает в познании объекта. Изучаемые физические процессы (электрические, магнитные, тепловые гидродинамические и пр.), как правило, скрыты за внешней оболочкой объекта и недоступны для прямого восприятия через органы чувств человека, поэтому прямой контакт бесполезен;

·   с момента появления первых средств автоматизации оператор управления был постепенно выведен (удален) из контура прямого управления объектом и со временем заменен управляющей вычислительной машиной, поскольку органы чувств и реакция оператора перестали удовлетворять требованиям чувствительности, точности, быстродействия и многоканальности управления. Поэтому процесс удаления оператора (экспериментатора) от объекта управления (изучения) с переходом на дистанционные формы управления является объективной тенденцией времени;

·   современное промышленное производство строится на основе автоматизированных систем управления. Инженер-технолог контролирует технологические процессы не непосредственно в цеху, а из диспетчерской. Дистанционный мониторинг реального производства является его основой и подготовка специалистов, владеющих технологиями дистанционного доступа к техническому оборудованию, становится актуальной задачей.

Проведенный анализ существующих лабораторных практикумов показывает, что практически в каждом учебном заведении используется не объективно необходимая, а случайным образом сформированная лабораторная база, которая не позволяет осуществлять единую государственную систему подготовки технических специалистов. Объективно напрашивается пересмотр сложившейся практики проведения лабораторных исследований и создания нормативных документов, регламентирующих введение концепции и лабораторного оборудования нового поколения.

 


6. Лабораторная работа «Магнитные материалы»


Исследование свойств магнитомягких материалов

Цель работы

Изучение стандартного метода измерения начальной магнитной проницаемости и тангенса угла магнитных потерь магнитомягких материалов резонансным методом и определение зависимостей образцов магнитных материалов от частоты и температуры.

Общие положения

Магнитомягкие материалы обладают высокой магнитной проницаемостью и способностью легко перемагниваться при работе в переменных магнитных полях. Малые потери перемагничивания связаны с малой коэрцитивной силой - узкой петлей гистерезиса. При работе на повышенных частотах применяются металлические магнитномягкие материалы в виде очень тонкой ленты, а также ферриты и магнитодиэлектрики. Как правило, на таких частотах, эти материалы обычно работают в слабых магнитных полях, когда их магнитная проницаемость близка практически к начальной магнитной проницаемости.

С увеличением частоты переменного магнитного магнитная проницаемость вследствие инерционности магнитных процессов уменьшается.

При работе в переменных магнитных полях в магнитных материалах возникают потери энергии, обусловленные, главным образом, потерями на гистерезис и на вихревые токи. Потери на гистерезис за один цикл перемагничивания определяются площадью статической петли гистерезиса, полученной при медленном изменении магнитного поля, Потери на вихревые токи определяются величиной электрического сопротивления магнитного материала и зависят от частоты перемагничивания, возрастая пропорционально квадрату увеличения частоты изменения магнитного поля. Поэтому для работы на высоких частотах выбирают материалы с большим удельным сопротивлением. Рассеяние мощности, т. е. потери в магнитном материале, работающем в переменном поле, можно оценивать посредством тангенса угла магнитных потерь tgм. Катушку индуктивности с тороидальным магнитным сердечником, сопротивлением обмотки которой и собственной емкостью можно пренебречь, можно представить в виде схемы замещения, состоящей из последовательно соединенных индуктивности L и сопротивления Rп, потери энергии в котором эквивалентны всем видам потерь в магнитном материале (рис. 4.1).

Рис. 4.1 Схема замещения катушки индуктивности с магнитным сердечником и соответствующая ей векторная диаграмма: L - индуктивность катушки; Rп„ активное сопротивление, потери в котором эквивалентны потерям в сердечнике

Из векторной диаграммы для этой схемы, представленной на том же рисунке, получаем, что

    (1)

где Rп - сопротивление магнитных потерь, Ом;- индуктивность катушки, Гн;

Ферромагнетики обладают ярко выраженными магнитными свойствами только в определенном температурном диапазоне. При температуре, называемой точкой Кюри, области самопроизвольного намагничивания (домены) разрушаются, и материал утрачивает ферромагнитные свойства. Магнитная проницаемость ферромагнетиков изменяется с температурой, проходя через максимум вблизи точки Кюри.

Описание лабораторной установки

Измерение магнитных характеристик образцов в настоящей работе производятся резонансным методом при помощи прибора, называемого измерителем добротности или куметром (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Принципиальная схема измерителя добротности: Г - задающий генератор; Т - согласующий трансформатор; R - безреактивное сопротивление малой величины; V0 -индикатор входного напряжения; L - индуктивность катушки; Rэ -эквивалентное активное сопротивление катушки; С - измерительный конденсатор; VC -Q - вольтметр

Принцип работы этого прибора основан на свойстве последовательного контура, состоящего из активного сопротивления Rэ, индуктивности L и емкости С, настроенного в резонанс, увеличивать напряжение на емкости Uc в Q раз по сравнению с входным напряжением контура U0.

На выходе задающего генератора Г включен согласующий трансформатор Т, вторичная обмотка которого нагружена на безреактивное сопротивление R малой величины. Падение напряжения на этом сопротивлении U0 является входным напряжением измерительного контура. Оно измеряется вольтметром Vо (индикатором входного напряжения). Измерительный контур состоит из испытуемого образца - катушки с индуктивностью L и эквивалентным активным сопротивлением Rа и конденсатора переменной емкости С для настройки контура в резонанс. Напряжение на емкости Uc измеряется вольтметром Vc с большим входным сопротивлением.

Изменением емкости С контур настраивается в резонанс. При резонансе, когда С=Cр, имеет место равенство индуктивного и емкостного сопротивления

    (2)

При резонансе полное сопротивление Z контура минимально и равно Rэ

(3)

При этом ток, протекающий в контуре будет максимален и ограничен величиной Rэ, соответственно падение напряжения на индуктивности и емкости будет достигать максимальной величины. Таким образом, резонанс можно зафиксировать по максимальному показанию вольтметра, измеряющего величину Uc. При резонансе ток в контуре равен

        (4)

Для напряжения на емкости при резонансе в свою очередь имеем

     (5)

Принимая во внимание (2), последнее выражение можно переписать в виде


или

        (14)

Если при проведении измерений величину входного напряжения измерительного контура U0 поддерживать неизменной, то в момент резонанса напряжение на емкости Uc будет пропорционально величине добротности измеряемого образца. В этом случае показания вольтметра можно отградуировать в единицах добротности.

При резонансе, когда прибор, измеряющий добротность, показывает максимальное показание, необходимо снять значение Q испытуемой катушки и зафиксировать величину резонансной емкости контура Ср.

Зная величину резонансной емкости, определяем индуктивность измеряемой катушки по формуле (9)

   (15)

Кроме того, можно измеренная добротность катушки Q на частоте связана с индуктивностью и эквивалентным активным сопротивлением для последовательной схемы замещения соотношением

  (2)

где L - индуктивность катушки, Гн; - частота, Гц; э - эквивалентное активное сопротивление катушки, Ом.

Это эквивалентное сопротивление состоит из активного (омического) сопротивления обмотки катушки Rобм и сопротивления магнитных потерь Rп, то есть

        (3)

Исследуемые образцы представляют собой однослойные катушки индуктивности с тороидальным сердечником, изготовленным из исследуемого материала. Измерив индуктивность такой катушки, зная ее геометрические размеры и обмоточные данные можно определить величину магнитной проницаемости материала сердечника. Поскольку при измерении индуктивности на куметре в сердечнике создается слабое магнитное поле, полученное значение магнитной проницаемости можно считать практически равным начальной магнитной проницаемости - µнач. Расчет - µнач для рассматриваемого случая производится по формуле:

     (4)

где L - индуктивность катушки, Гн;г - гармонический диаметр, рассчитываемый по формуле

(5)

где Dвнешн, Dвнутр - внешний и внутренний диаметры сердечника, м;

в приближенных расчетах гармонический диаметр можно заменить на средний Dср

         (6)

- число витков катушки;- площадь сечения сердечника, м2

         (7)

где h - высота сердечника, м.

Определив одновременно с индуктивностью катушки L величину ее добротности Q, при помощи соотношения (2) можно рассчитать эквивалентное активное сопротивление катушки Rэ:

        (8)

Принимая во внимание соотношение (3) по известным значениям Rэ и Rобм определяем сопротивление магнитных потерь Rп = Rэ- Rобм, что дает возможность по формуле (1) вычислить значение тангенса угла магнитных потерь.

Описание лабораторной установки

Для измерения добротности и индуктивности образцов в работе применяется низкочастотный измеритель добротности. Принцип работы этого прибора основан на свойстве последовательного контура, состоящего из активного сопротивления Rэ, индуктивности L и емкости С, настроенного в резонанс, увеличивать напряжение на емкости Uc в Q раз по сравнению с входным напряжением контура U0 (рис. 4.3).

Рис. 4.3 Принципиальная схема измерителя добротности: Г - задающий генератор; Т - согласующий трансформатор; R - безреактивное сопротивление малой величины; V0 -индикатор входного напряжения; L - индуктивность катушки; Rэ -эквивалентное активное сопротивление катушки; С - измерительный конденсатор; VC -Q - вольтметр

На выходе задающего генератора Г включен согласующий трансформатор Т, вторичная обмотка которого нагружена на без реактивное сопротивление R малой величины. Падение напряжения на этом сопротивлении U0 является входным напряжением измерительного контура. Оно измеряется вольтметром Vо (индикатором входного напряжения). Измерительный контур состоит из испытуемого образца - катушки с индуктивностью L и эквивалентным сопротивлением Rа и конденсатора переменной емкости С для настройки контура в резонанс. Напряжение на емкости Uc измеряется вольтметром Vc с большим входным сопротивлением.

Изменением емкости С контур настраивается в резонанс. При резонансе, когда С=Cр, имеет место равенство индуктивного и емкостного сопротивления

    (9)

При резонансе полное сопротивление Z контура минимально и равно Rэ

(10)

При этом ток, протекающий в контуре будет максимален и ограничен величиной Rэ, соответственно падение напряжения на индуктивности и емкости будет достигать максимальной величины. Таким образом, резонанс можно зафиксировать по максимальному показанию вольтметра, измеряющего величину Uc. При резонансе ток в контуре равен

        (11)

Для напряжения на емкости при резонансе в свою очередь имеем

     (12)

Принимая во внимание (2), последнее выражение можно переписать в виде

   (13)

или

        (14)

Если при проведении измерений величину входного напряжения измерительного контура U0 поддерживать неизменной, то в момент резонанса напряжение на емкости Uc будет пропорционально величине добротности измеряемого образца. В этом случае показания вольтметра можно отградуировать в единицах добротности.

При резонансе, когда прибор, измеряющий добротность, показывает максимальное показание, необходимо снять значение Q испытуемой катушки и зафиксировать величину резонансной емкости контура Ср.

Зная величину резонансной емкости, определяем индуктивность измеряемой катушки по формуле (9)

   (15)

Данная схема установки используется также для измерения реверсивной (обратимой) магнитной проницаемости р, которая измеряется при одновременном действии слабого переменного и сильного подмагничивающего поля. Для измерения р на тороидальном сердечнике имеется дополнительная обмотка подмагничивания Wподм, которая включается в цепь источника постоянного тока. Напряженность магнитного поля Hнамагн, обусловленная током подмагничивания Iподм, рассчитывается по формуле

         (16)

7. Виртуальная лабораторная работа «Магнитные материалы»


Стенд

ВЛР (виртуальная лабораторная работа) была создана по прототипу реальной лабораторной работы ” Исследование свойств магнитомягких материалов”. При помощи программы Adobe Flash был создан виртуальный стенд, работающий как реальный куметр.

Вид виртуального стенда

Ролик управляется данными которые заготовлены в файле формата JSON. Это удобно, т. к. в любой момент можно их исправить или дополнить с помощью любого текстового редактора.

Далее был составлен план загрузки, в данном случае для образца Феррит 1000НН, на основе данных снятых с реального стенда.

Порядок проведения работы

Лабораторная работа проводится по следующей схеме:

. Получить от преподавателя и ознакомиться с заданием на выполнение лабораторной работы. Данный пункт подразумевает, что обучаемый должен перейти к вкладке «Задание» на виртуальном лабораторном стенде и ознакомиться с выданным для выполнения заданием.

Вид части ВЛР, где представляется вариант предоставленного задания

. Собрать схему, перетаскивая соответствующие клеммы на виртуальном стенде. Помнить, что до тех пор, пока Вы правильно не соберете схему кнопка включения стенда будет заблокирована, и вы не сможете приступить к измерениям. После сборки схемы необходимо включить стенд и приборы, задействованные для проведения конкретного измерения. В этом пункте обучаемый должен правильно собрать схему, нажать кнопку Включить включения стенда (единственную доступную в начале работы), после этого нажатием кнопок Включить включить приборы, задействованные для текущего измерения.

. Снять зависимости начальной магнитной проницаемости mнач и тангенса угла магнитных потерь tgdм от температуры для материала в интервале температур с шагом изменения, указанных в задании. Построить график зависимости mнач и tgdм от температуры. Определить по полученной зависимости температуру Кюри исследуемого материала.

. Снять зависимость реверсивной магнитной проницаемости mр величины намагничивающего поля Hподм для заданного материала в интервале токов намагничивания с шагом изменения, указанных в задании. Построить график зависимости mр(Hподм). Определить по полученной зависимости температуру Кюри исследуемого материала.

. Снять кривые перемагничивания для феррита для различных напряженностей магнитного поля, указанных в задании. Определить по петле гистерезиса остаточную намагниченность, коэрцитивную силу, максимальную индукцию.

Заключение


В данной работе мы рассмотрели виды магнитных материалов процессы и силы, протекающие в них, методы изучения и измерения этих процессов. Привели примеры параметров надёжности материалов. Предложена виртуальная лабораторная работа по исследованию магнитомягких материалов, в качестве прототипа использовалась реальная лабораторная работа.

Список использованной литературы


1.     Хиппель А.Р., «Диэлектрики и их применение», перевод с английского под редакцией Д.М. Казарновского, Госэнергоиздат, Москва 1959, - 304 с.

2.      Электротехнический справочник. Под общ. ред. профессоров МЭИ В.Г. Герасимова и др.,, Энергоатомиздат, 1985, - 486 с.

.        Н.В. Никулин, А.С. Назаров, «Радиоматериалы и радиокомпоненты», издание 3-е, переработанное и дополненное, Москва «Высшая школа», 1986, - 205 с.

.        Пасынков В.В., Сорокин В.С., «Материалы электронной техники», 3-е издание, изд. «Лань», 2001, - 401 с.

.        Вонсовский С.В., «Магнетизм», изд. «Наука», 1971, - 1032 с.

.        Преображенский А.А., Бишард Е.Г., «Магнитные материалы и элементы», 3-е изд., Москва «Высшая школа», 1985, - 350 с.

Похожие работы на - Виртуальная лабораторная работа 'Исследование магнитомягких материалов'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!