Основы правовой информатики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы правовой информатики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Факультет сокращенных образовательных программ









Контрольная работа по предмету

«Правовая информатика»

Выполнила: студентка I курса

Заочного отделения

Группы 113







г. Екатеринбург, 2010 г.

Теоретические вопросы: Роль информатизации в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства. Условия развития информационного общества

Под правовой информатизацией понимается информатизация правовой сферы - правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, правового образования и воспитания на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:

. Информатизация правотворческой деятельности;

. Информатизация правоприменительной деятельности;

. Информатизация правоохранительной деятельности;

. Информатизация правового образования и воспитания;

. Правовое обеспечение процессов информатизации.

Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы - с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации - с другой.

Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. В этом смысле под правовой информатизацией понимается прежде всего внедрение новых информационных технологий во все направления правовой деятельности. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.

Государственная политика Российской Федерации в области формирования и использования правовых информационных ресурсов и обеспечения этими ресурсами потребностей социального и экономического развития страны осуществляется с учетом интересов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества в области правовой информатизации, реальных возможностей индустрии информатизации в областях рыночной экономики.

Основные задачи правовой информатизации:

) разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов;

) развитие индустрии правовой информатизации;

) координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской Федерации;

) обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;

) обеспечение информационной безопасности, права на информатизацию;

) организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;

) обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве и др.

Одна из важнейших обязанностей государства - обеспечить информацией о законодательстве и других нормативных правовых актах всех граждан России. Информатизация как раз призвана обеспечить процесс эффективной организации и использования информационных ресурсов с целью правового информирования граждан, общества и государства в целом.

Бурное наступление реалий информационного общества на страны и континенты требует пересмотра представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе.

К сожалению, в России все ветви власти обращают на подготовку к вхождению в информационное общество мало внимания. Пока не существует отдельного органа исполнительной власти, организующего и проводящего информационную политику. Остался лишь департамент в составе Минсвязи России. Тем не менее, по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи (созыва 1996-2000 гг.) разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ 21 декабря 1998 года.

Концепция призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции - обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе.

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

В соответствии с этой Концепцией основными задачами государственной информационной политики являются:

) модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

) эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

) обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

) подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

) обеспечение информационной безопасности;

) формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно реализовываться в рамках информационного права, формулируется следующим образом:

) реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

) совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;

) признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;

) персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;

) защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;

) предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.

Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:

) разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

) совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;

) систематизация и кодификация актов информационного законодательства;

) согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;

) разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующего и разрабатываемого законодательства;

) разработка и применение методов опенки эффективности действующего законодательства;

) координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;

) активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).

Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:

) анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;

) разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника - информационного законодательства;

) анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;

) повышение информационно-правовой культуры общества.

Практические задания

А5. Найдите Федеральный закон № 6-ФЗ, принятый в 2002 году.

Справочно-правовая система «Гарант».

Это Федеральный закон РФ от 2 января 2000 года № 6-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Б5. Найдите источник последней публикации текста Налогового кодекса РФ.

Справочно-правовая система «Консультант плюс».

Текст Налогового кодекса РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом <#"justify">1.«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23 октября 2002 года):

Статья 337. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

. Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;

) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

. Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

2.«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24 июля 2002 года (принят ГД ФС РФ 14 июня 2002 года):

Статья 275. Порядок подачи кассационной жалобы

. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

. Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

3.«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 года):

Статья 355. Порядок принесения жалобы и представления

. Кассационные жалобы и представления подаются:

) на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанции районного суда - в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

) на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

) на приговор или иное решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Г5. Найдите в законе и составьте перечень обязанностей студента.

Справочно-правовая система «Консультант плюс».

Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ.

Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития (пункт 8, статьи 16).

правовой информированность личность общество

Список использованной литературы

Источники:

1. СПС «Гарант»//Федеральный закон РФ от 2 января 2000 года № 6-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

. СПС «Консультант плюс»//Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года (принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 года);

. СПС «Консультант плюс»//«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23 октября 2002 года);

. СПС «Консультант плюс»//«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24 июля 2002 года (принят ГД ФС РФ 14 июня 2002 года);

. СПС «Консультант плюс»//«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 года);

. СПС «Консультант плюс»//Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ.

Общая и специальная литература:

1. В.А. Копылов, В.Д. Элькин, «Правовая информатика», учебно-методическое пособие, Том II, 2007 год;

. М.М. Рассолов, В.Д. Элькин, «Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики)», учебное пособие, издание второе, 2008 год.

Похожие работы на - Основы правовой информатики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!