Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет
Министерство
образования и науки РФ
Дипломная
работа
По
дисциплине: Психология
На тему:
«Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 - 45 лет»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей
кризиса среднего возраста
.1 Психологические особенности кризиса среднего возраста,
фазы
.2 Специфика кризиса среднего возраста у мужчин и женщин
.3 Перемены в жизнедеятельности человека во время кризиса
.4 Способы преодоления кризиса
.4.1 Самостоятельное прохождение кризиса среднего возраста
.4.2 Советы специалистов: Как преодолеть кризис среднего
возраста?
Глава 2. Изучение понятия ресурс.
.1 Что такое ресурсы, виды ресурсов
.2 Технология поиска ресурсов, сферы хранения ресурсов
.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов
Глава 3. Практическая часть.
.1 Выявление людей с кризисом среднего возраста при помощи
анкеты
.2 Программа тренинга «Поиск ресурсов в кризисном возрасте»
Заключение
Список литературы
Введение
Психология кризисов разного возраста на данный момент мало изучена. В
основном она направлена на изучение кризисов раннего возраста. Но, тем не
менее, данный кризис является очень распространенным явлением, т.к. у
большинства людей данного возраста есть психологические проблемы, и говорить о
единственно верном и правильном выходе из данной ситуации - невозможно. Каждый
человек индивидуален и только он сам сможет выйти из состояния кризиса,
конечно, можно стимулировать процесс переживания кризиса, различными
средствами, например, обеспечивать его положительными эмоциями, направлением на
бурную общественную деятельность и на личную жизнь, помочь ему не «встать на
кривую дорожку», которая может привести к алкоголизму, наркомании, приему
психотропных средств и даже к суициду. Поэтому и интересно глубоко изучить данный
кризис и искать способы и ресурсы выхода из него. Все это и послужило
актуальностью изучения данной темы.
Целью данной работы является - разобраться и изучить способы поиска
ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста у людей в 35-45 лет.
Отсюда вытекают задачи:
. Изучить психологические особенности кризиса среднего возраста у
мужчин и женщин.
. Раскрыть понятие ресурс, его виды, сферы хранения ресурсов.
. Создать анкету для выявления людей в кризисном возрасте.
. Разработать тренинг на тему «Поиск ресурсов в кризисном
возрасте».
Объект исследования - мужчины и женщины в возрасте 35-45 лет.
Предмет исследования - поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35
- 45 лет.
Методы, которые использовались при написании данной работы -
теоретический анализ литературы, дедуктивный метод исследования, анкетирование,
цитирование и создание эксперимента.
Структура дипломной работы: введение, теоретическая часть, практическая
часть, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей кризиса
среднего возраста
.1 Психологические особенности кризиса среднего возраста, фазы
Кризис, происходит от греческого слова «krineo» и дословно значит «разделение дорог». В китайском
языке слово кризис состоит из двух иероглифов, один из которых обозначает
«опасность», а второй «возможность». Следовательно, слово «кризис» таит в себе
элемент чрезвычайности, опасности и потребности в действиях. Вообще,
определение слова «кризис» на самом деле обозначает крайнее состояние для
осуществления какого-либо решения, необходим критический, очень важный момент.
Кризис устанавливается психологически как условия невозможности,
невозможности дальнейшего бытия в старом статусе, т. е. такая ситуация, в
которой субъект встречается с невозможностью воплощения в жизнь внутренних
потребностей своей жизни (мотивов, желаний, ценностей). При упоминании о
кризисе имеется в виду сильное чувствительное обстоятельство, возникающее в
ситуации столкновения личности с трудностью на пути утоления ее важнейших
жизненных нужд, препятствием, которое не может быть устранено способами решения
проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический
кризис - это внутреннее расстройство эмоционального равновесия, наступающее под
действием опасности, создаваемой внешними условиями.
В психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы
Возраст - качественно специфическая ступень онтогенетического развития
человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при
помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются
психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти
нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к
следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или
возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды
онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма,
длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от
индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и
микросоциальных условий.
В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» было установлено
Л.С. Выготским и определен как единая перемена личности ребенка, регулярно
возникающее при смене постоянных ступеней. По Выготскому, возрастной кризис
определен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного
периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и
возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка.
Конструкция смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание
возрастного кризиса.
Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом,
необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития
и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э.
Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах
девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л.
Рубинштейн, А.В. Запорожец).
Все кризисы делят на восемь возрастных кризисов. Пять, из них случаются в
ребяческом возрасте, у детей. Шестой характерен молодым взрослым людям. Седьмой
кризис приходиться на сорокалетний возраст (+- пара лет). Последний восьмой
кризис в жизни человека испытывается людьми в старческом возрасте
При разговоре о развитии взрослых нужно также рассматривать
внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. противоречие у одного
человека темпов развития разных процессов (биологических, социальных,
познавательных) и противоречие этих темпов у различных людей.
Помимо того, необходимо знать, что развитие взрослых, во время которого
происходит расставление главнейшие личных приоритетов (профессиональные,
отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни),
является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.
Кроме выделенных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, нужно
включить еще один фактор, который в принципе может являться достаточно важным.
Чтобы с точностью описать процесс развития человек, не всегда достаточно
выделить его биологическое и психическое развитие. Нужно обязательно выделить
духовный момент жизни, поскольку именно он влияет на процесс развития и также
на изменения в мышлении человека
При каждом переходе человека из одной возрастной стадии к другой,
меняются его взгляды на жизнь и отношение к миру в целом и к отдельным моментам
в частности, вырабатывается резкий психологический протест, это и является
кризисами в жизни человека, что в итоге обычно приводит к большим проблемам. И
лишь тогда когда сам человек поймет что в его жизни твориться что-то не
правильное, что зависит не от других людей, а лично от него, только тогда он
сможет сам справиться с проблемой.
По теории Выготского «кризис, или критический период, - время
качественных позитивных изменений, результатом которых является переход
личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса - это
распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой».
Главными признаками кризиса по теории Выготского, являются:
* огромные изменения за небольшой период
* непонятные сроки кризиса, никто не может понять, когда он начался и
когда закончиться;
* ссоры и постоянные споры с окружающими, полное отстранение от
воспитания ребенка,
* расстройства развития: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и
свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей
стадии» (Выготский, 1984).
Делая вывод, можно сказать, что в современной психологии существует два
взгляда на понимание кризисных возрастов.
Наличие кризисных возрастов у человека является необходимым этапом
развития человека, т.к. происходит два противоборствующих между собой пути,
когда человек борется со своей личностью и с ситуацией в целом. Это взгляды на
кризисы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
. Необходимы качественные изменения в деятельности человека и в
социальных отношениях, но никак не в личностных переживаниях и в
психологических моментах. Это взгляд на кризис представлен А.Н. Леонтьевым,
Л.И. Божович и др.
.2 Особенности кризиса среднего возраста мужчин и женщин
кризис средний возраст преодоление
Каждый человек в середине своего жизненного пути, может быть, подвергнут
кризису среднего возраста. Чаще всего некоторые люди впадают в панику, а другие
уже начинают подводить итоги своей жизни.
У женщин и мужчин кризис среднего возраста обычно протекает довольно по -
разному.
Основные моменты кризиса среднего возраста у мужчин:
· Недостаток новых ощущений, чувство остановки жизни, потеря
смысла жизни
· Попытки полностью пересмотреть свою жизнь и поменять многое в
жизни, например, развестись, романы с юными девушками, необычные увлечения
· Огромное употребление алкоголя
· Возрастающая депрессия
· Одинокость
· Бессонница, физиологические расстройства
· Постоянные размышления о суициде
В попытке внушить всем вокруг, а главное самому себе, что он еще «в самом
соку», мужчина старается вести себя очень ненормально и несоответствующе
статусу и возрасту: заводить огромное количество бессмысленных романов, особо с
наиболее молодыми девушками, принимать алкогольные напитки в особо крупных
размерах, носить вещи молодежного стиля и не соответствующих по возрасту, может
стать заядлым любителем всех видов спорта, постоянно «воспитывать» домочадцев и
осуществлять другие необычные поступки.
Такие поступки очень приемлемы кризису, но ни к чему хорошему они, как
правило, не приводят, и через кое - какое время это обязательно закончиться.
При этом возникает два пути исхода ситуации: либо мужчина принимает свою жизнь
такой какая она есть и учиться жить в реальности, либо он впадает в серьезную
депрессию или того хуже он спивается.
Основные моменты кризиса среднего возраста у женщин:
· Ощущение пустоты
· Недостаток нежности, тепла и любви
· Закрепление внимания только на детях
· Боязнь будущего
· Бессонница, физиологические заболевания
Многие представительницы прекрасного пола стараются в момент кризиса
омолодиться, часто посещают салоны красоты, сидят на диетах. Также стараются
привнести в свою сексуальную жизнь с партнёром новые ощущения, некоторые из них
даже хотят завести ребенка. Они пытаются доказать себе что они еще молоды и
возраст не помеха ни для чего.
Со временем они понимают, что много из того что они делают ни к чему не
приводит, и как правило без помощи специалиста проблема не уходит. Либо
встречаются такие женщины, которые вдруг понимают, что жизнь прекрасна и
проблема вовсе не возрасте, а их голова, они переосмысливают многое и жизнь
налаживается.
.3 Перемены в жизнедеятельности человека во время кризиса
Когда наступает десятилетие кризиса среднего возраста, у людей начинают
появляться первые проблемы со здоровьем, пропадает красота, молодость и
привлекательность, появляется напряженное отношение в семье и отдаленность от
семьи и взрослых детей, большинство людей мысленно начинают себя угнетать в
том, что ничего хорошего, светлого и счастливого больше в их жизни не
произойдет. В итоге появляется чувство ненужности, пустоты, подавленности, депрессия
захватывает с головой и человек либо постоянно думает о красивой и счастливой
жизни, представляя себя молодым и нужным всем, либо он ухитряется доказать всем
свою «красоту и молодость» окунаясь в любовные интрижки и делая ставку на
карьеру.
Кризис среднего возраста, получил самую большую известность, и самые
большие противоречия. Начальный признак кризиса - у человека начинается
противоречия внутри себя, в своем внутреннем мире, он либо начинает отвергать
все то что раньше ему казалось хорошим и то что он любил, либо наоборот, то от
чего он приходи в ярость сейчас он начинает любить. Первые признаки кризиса,
разлада внутреннего мира - изменение отношения к тому, что раньше казалось
важным, значимым, интересным, или напротив, отталкивающим. Один из главных
нюансов кризиса, это уходящая молодость и красота. И человек не хочет это
принимать и осознавать.
Данное психологическое явление у людей, переживающих кризис среднего
возраста в основном приводит к тому, что жизнь прожита зря и не так как
хотелось бы, и особых никаких целей не достигнуто.
Еще одна из наиболее важных причин кризиса - это сексуальность. У
человека в среднем возрасте довольно часто меняется представление об интимной
жизни, они не могут понять, как секс мог быть одной из главный если не целей,
то удовлетворений в жизни.
Следующий тоже не менее важный фактор кризиса - это духовное состояние
человека. Человек начинает больше думать о семье, детях, близких и все больше и
больше забывать про себя. Он думает, что уже ничего интересного он не сможет ни
придумать, ни сделать, и полностью отрекается от идеи что человек -
индивидуальность.
.4 Способы преодоления кризиса
Многие люди, находясь в состоянии кризиса среднего возраста, считают, что
выхода нет и уже не будет, но это по большому счету не так. Ведь как говорят в
медицине: «любую болезнь легче предупредить, чем потом ее вылечить», так и
здесь, лучше создать условия для преодоления кризиса или хотя бы для его не
сильного развития. Далее мы подробно разберем несколько вариантов выхода из
кризиса:
· Самостоятельное прохождение кризиса
· При помощи специалистов: психологи, психотерапевты,
психиатры, их советы
.4.1 Самостоятельное прохождение кризиса среднего возраста
способ:
Нужно уделить огромное внимание омоложению организма и начать уделять
особое внимание своему внешнему виду и конечно же здоровью. Начать заниматься
спортом, вести активный образ жизни, отказать от пагубных вредных привычек,
приводить внешность в порядок и тогда самооценка начнет повышаться и никакие
дурные мысли не полезут в голову. Ведь каждый раз при занятиях спортом человек
будет увеличивать нагрузку, количество сделанных упражнений и будет думать, что
он еще молод не только духом, но и телом.
способ:
Необходимо начать осуществлять давние мечты и планы, например вы хотели
объехать мир, дерзайте, если не хватает денег, то можно заняться тем, что не
требует огромных затрат: научиться ездить на велосипеде, кататься на коньках,
вязать крючком, посетить курсы лепки из глины… у каждого человека за всю жизнь
накопилось очень много нереализованных желаний, сейчас самое время их
осуществить
способ:
Человек должен осознать, что жизнь дается один раз, и как он проживет ее,
зависит только от него самого, никакую другую жизнь ему не предоставят, поэтому
нужно делать себя и своих близких счастливыми, а так же создавать качественные
условия для существования.
способ:
Этот способ касается личных отношений между супругами. Уделяйте больше
внимания друг другу, говорите нежные, ласковые слова. Внесите новизну в
сексуальную жизнь. Начните отдыхать там, где вы еще не были, делайте все то,
чего вы боялись или стеснялись делать со своей второй половинкой.
На самом деле, кризис не так страшен, как кажется на первый взгляд, если
сам человек понимает, что он личность, причем красивая, счастливая и полная сил
и эмоций, то он может даже не вступить в стадию кризиса, а наслаждаться жизнью,
дарить счастье и радость себе и окружающим людям.
. 4 . 2 Советы специалистов: Как преодолеть кризис среднего возраста?
Все специалисты, работающие с людьми в кризисном возрасте, предлагают
различные выходы из ситуации. Далее будем приводить примеры таких выходов,
которые используются разными специалистами
· Очень эффективным в данной ситуации, является «матричный
анализ». Специалист вместе с клиентом подробно проговаривает, прописывает и
даже прорисовывает самые важные проблемные зоны (можно выделить красным цветом,
например): где в социальной сфере потенциал человека может быть наиболее
востребован и реализован; в какой момент в личных и семейных отношениях человек
наткнулся на «закрытые двери»; почему он застопорился на пути и что мешает ему
двигаться вперед. Глядя на свои зарисовки и выделенным красным цветом проблемы,
клиент с помощью специалиста акцентирует свое внимание именно на них.
· Метод «дерево». Жизненный путь человека происходит
практически так же, как и растет дерево. То есть всходит дерево - рождается
человек, по мере роста дерева меняется и возраст человека, и в основном жизнь
каждого идет по одинаковому пути, до тех пор, пока не начинают отрастать ветви,
т.е. появляться различные дела, желания события. Вот в этот период и начинаются
проблемы, и чем больше ветвей на дереве, тем больше и запутаннее жизнь
человека. И когда рост ветвей на дереве прекращается, ему необходима
«подкормка», так же и у человека происходит кризис и его развитие прекращается.
Для этого специалист ставит перед собой цель: помочь ему найти новые цели и
желания, которые помогут ему совершенствовать и дальше развиваться, так же и у
дерева набухают новые почки и оно продолжает цвести и расти.
· Конструктивный метод. На первой стадии помощи человеку, нужно
его выслушать, полностью поглотиться в технику слушания. Специалист слушает не
перебивая, не останавливая, не критикуя, и ни в коем случае не жалеть, а просто
показывать свою заинтересованность в данном вопросе. Ведь в тот момент, когда
человек выговориться расскажет о проблемах, которые его волную, он «вздохнет с
облегчением» и эмоционально разрядиться. Дальше необходимо определиться со
стратегией выхода из кризисной ситуации так, чтобы человек сам ее выбрал.
Следующее, что нужно сделать, это обговорить и испробовать методы решения
проблемной ситуации. Так как человек в кризисе нелюдим, с ним обязательно
должен находиться хотя бы один близкий человек, который либо уже прошел данную
ситуацию кризиса, либо он эмоционально сильный человек и не сломался во время
кризиса, он сможет правильно подсказать и скорректировать в нужный момент
действия клиента.
Глава 2. Изучение понятия ресурс
.1 Что такое ресурсы, виды ресурсов
В литературе по психологии представлено очень много
различных классификаций ресурсов. Например, К. Муздыбаев считает, что ресурсы
это возможности людей, общества, их средства к существованию; жизненные
ценности, кoтoрыe помогают
справиться с неблагоприятными жизненными ситуациями; и все то, что человек
применяет, чтобы удовлетворить требования среды.
Е. С. Старенкова и Н. Е. Водопьянова выделяют в
понятии ресурсы личности знания и опыт, умения и навыки, модели разумного
поведения, актуализованные способности, которые помогают человеку быть более
спокойным в стрессовых ситуациях, успешным и довольным качеством своей жизни.
То
есть другими словами ресурсы - это требующиеся для жизни человека запасы,
источники, условия и средства. В повседневной жизни, это деньги
<#"654188.files/image001.jpg">
После прохождения занятия, все участники, получают целый комплекс
ресурсов, направленных на выход из кризиса среднего возраста:
. Мотивация к жизни.
. Положительные эмоции.
. Общение с людьми находящимися в такой же ситуации, и понимание
того что они не одиноки.
. Постановка глобальных целей жизни.
. Осознание перспективы в социальной, личной и профессиональной
стороне жизни.
. Консультация специалиста.
Заключение
В данной дипломной работе, автор основывается на главную мысль: в чем
смысл жизнь на данном промежутке жизни? В постоянном бичевании себя? Что важнее
для человека: свое собственное счастье или все же близких людей? От чего они
получат большее удовлетворение, помогая людям или зацикливаясь на себе любимом.
Ведь главное донести до человека то, что они будут чувствовать большее
удовлетворение от жизни, если будут участвовать в жизни семьи, близких и
родных, будут ощущать себя нужными, появиться смысл жизни.
Мы достигли цель работы, которую ставили перед собой в начале
исследования: изучили способы поиска ресурсов для преодоления кризиса среднего
возраста у людей 35-45 лет.
Подробно изучили психологические особенности кризиса среднего возраста,
узнали, как протекает кризис у мужчин и женщин, какие происходят изменения в
жизнедеятельности человека. Узнали все о ресурсах: виды, сферы хранения,
технологии поиска ресурсов и конечно же самое главное доказали, что тренинг
является методом раскрытия ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста.
В практической части нашей работы, мы создали анкету для выявления людей
в кризисном возрасте, а также тренинг, который необходимо проводить с людьми в
кризисе, и с помощью которого можно:
Во - первых, выявить ресурсы выхода из кризисной ситуации
Во - вторых, помочь людям избавиться от психологических проблем.
Делая вывод можно сказать, что из кризиса среднего возраста можно вывести
любого человека, у которого есть желание и практическую часть данной работы
нужно реализовать в жизнь и опробовать на реальных людях, и исходя из этого
можно будет говорить о том, что является приоритетным в жизни человека в
кризисном возрасте.
Литература
1. Рейнуотер
Дж. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом», Прогресс: М,
1992
2. Выготский
Л.С., Психология: ЭКСМО-Пресс: М, 2000.
. Бьюдженталь
Дж. «Наука быть живым», Класс: М, 1998.
. Крайг
Д. «Психология развития», Санкт - Петербург: Питер, 2002.
. Герриг
Р., «Психология и жизнь», Санкт - Петербург6 Питер, 2004
. Франкл
В. «Человек в поисках смысла», М, 1990.
. Асмолов
А.Г. «Психология личности». Москва: МГУ, 1990.
. Василюк
Ф.Е. «Психология переживания» Москва: МГУ, 1984.
. Маслоу
А. «Мотивация и личность» Санкт - Петербург: Евразия, 2002.
. Парыгина
Б.Д. «Практикум по социально-психологическому тренингу» , Санкт - Петербург:
Питер, 1997.
. Вачков
И.В. «Основы технологии группового тренинга», Москва: Ось - 89, 2000.
. Бурлачук
Л.Ф. «Основы психотерапии», Киев: Ника - Центр, 2001.
. Бурнард
Ф. «Тренинг межличностного взаимодействия», Санкт - Петербург: Питер, 2001.
. Каган
В.Е. «Психотерапия для всех и для каждого», Москва: ЭКСМО-Пресс, 1998.
. Келли
Г. « Тренинг принятия решения», Санкт - Петербург: Питер, 2001.
. Кочюнас
Р. «Психотерапевтические группы: Теория и практика», Москва: Академический
проект, 2000.
. Ли
Дэвид «Практика группового тренинга». Санкт - Петербург: Питер, 2001.
. Марасанов
Г.И. «Социально-психологический тренинг», Москва: Совершенство, 1998.
. Торн
К., Маккей Д. «Тренинг. Настольная книга тренера», Санкт - Петербург: Питер,
2001.
. Корсини
Р. « Психологическая энциклопедия», Санкт - Петербург: Питер, 2002.
Защитное слово
Уважаемые председатели и члены экзаменационной комиссии и все
присутствующие. Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Поиск
ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35-45 лет» студентки: ВУЗ, ФИО
Целью данной работы является - разобраться и изучить способы поиска
ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста у людей в 35-45 лет.
Мы ставили перед собой задачи:
Изучить психологические особенности кризиса среднего возраста у мужчин и
женщин.
Раскрыть понятие ресурс, его виды, сферы хранения ресурсов.
Создать анкету для выявления людей в кризисном возрасте.
Разработать тренинг на тему «Поиск ресурсов в кризисном возрасте».
Практической задачей диплома было, составить анкету, для выявления людей
в кризисном возрасте и разработать тренинг на поиск ресурсов для выхода из
кризисной ситуации.
Для того чтобы проверить эффективность , необходимо провести два вида
исследования - анкету и эксперимент в виде тренинга. И уже на основании
результатов можно будет выявить главные решения данной проблемы.