Основные проблемы социальной сферы муниципалитетов и методы их решения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные проблемы социальной сферы муниципалитетов и методы их решения















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление муниципальным хозяйством»

на тему: Основные проблемы социальной сферы муниципалитетов и методы их решения

ОГЛАВЛЕНИЕ

социальный политика муниципальный

Введение

. Теоретические аспекты политики государства в социальной сфере

.1 Сущность социальной политики

.2 Принципы, функции и основные направления социальной политики

.3 Социальная политика в Российской Федерации

. Социально-экономическая характеристика муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области

. Социальная сфера муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области

.1 Деятельность отдела по социальной защите населения при администрации г.Котельнича

.2 Основные направления социальной политики в настоящее время

.3 Политика муниципального образования в сфере занятости, социально-культурной сфере

. Совершенствование социальной сферы на уровне муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема курсовой работы на сегодняшний день является актуальной, т.к. экономические и социальные реформы, предпринятые для модернизации российского общества, привели к его глубоким изменениям. Вследствие ускорения поляризации доходов резко обозначилось социальное расслоение в обществе. В этих условиях возникает острая необходимость усиления социальной направленности политики государства.

Важной задачей государственной социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабозащищеных слоев населения.

В границы государственной социальной политики включался достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабых членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является само общество, то есть увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Целью исследования данной работы является изучение основных проблем социальной сферы муниципалитетов и методов их решения.

Задачами исследования являются:

  1. Охарактеризовать и показать сущность политики государства в социальной сфере.
  2. Дать характеристику принципов, функций и основных направлений социальной политики.
  3. Проанализировать деятельность отдела по социальной защите населения муниципалитета.
  4. Обосновать необходимость поддержки и регулирования социальной сферы муниципалитета.
  5. Проанализировать и внести предложения по совершенствованию социальной сферы муниципалитета.

Объектом исследования в курсовой работе является муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области.

Предметом исследования курсовой работы является социальная сфера муниципалитета.

При написании курсовой работы были использованы следующие приемы и методы исследования: монографический, экономико-статистический, индукции, дедукции, структурно-функционального анализа и расчетно-конструктивный.

Методологической и теоретической основой при написании работы послужили законодательные акты Российской Федерации и Кировской области, распоряжения органов местного самоуправления, научно-историческая литература, учебная литература, работы отечественных авторов о социальной сфере, публикуемые в периодической печати статьи о социальной политике, а так же проанализированы итоги социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области в разрезе социальной политики за период 2007-2011 гг.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

.1 Сущность социальной политики

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социально - демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами. Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная.

Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социально-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

. Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу степени вмешательства государства в социальную сферу и претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

В этом плане заметим, что Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

.2 Принципы, функции и основные направления социальной политики

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

-гуманизм, социальная справедливость;

-системность, непрерывность, преемственность;

-сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

-открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие "обратной связи" органов управления с массами);

-демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

-действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

-адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

-выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

-оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление "диалога" между гражданами и государством;

-интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

-прогностическая;

-социальная защита населения;

-управление социальными процессами и др.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

-социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

-собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Выделяют следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.

Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые стартовые условия для всех граждан страны.

.3 Социальная политика в Российской Федерации

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2013 года). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой "новых бедных", т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Таких проектов выдвигается очень много.

Доктор экономических наук, профессор В.В.Куликов и доктор экономических наук, профессор В.Д.Роик выделили 5 концептуальных предпосылок эффективной социальной политики, каждая из которых вытекает из предыдущей:

-повышение благосостояния населения;

-повышение оплаты труда;

-совершенствование страховой системы;

-отказ от представлений о государстве как собственнике страховых взносов граждан и признание этих средств в качестве резервируемой части стоимости воспроизводства работника;

-улучшенная система льготирования.

И еще одним важным обстоятельством, препятствующем проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2013 года - 0,75 трл. руб.).

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КОТЕЛЬНИЧ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Котельнич первоначально был типичным уездным городком царской России. В осеннюю распутицу утопал в грязи. Мощеных улиц, кроме Московской, не было, да и та была выложена булыжником только на два квартала, вдоль торговых рядов магазинов, а также особняков «хозяев» города. Город освещался 27 керосиновыми фонарями, водопровод появился только накануне первой мировой войны. В единственном в дореволюционном городе кинотеатре «Художественный» играл струнный оркестр.

Котельнич - город зеленый. Проводить время отдыха на природе - давняя традиция горожан. Когда-то шумно и весело бывало в заречном парке, в той самой дубовой роще, которая является сейчас ботаническим памятником природы, поскольку это самая северная дубовая роща Европейской части России.

Городская промышленность начала появляться во второй половине XIX века. Возникли кожевенное, салотопленное, клееварное, свечное и даже табачное производства. Чаще всего производства эти ограничивались полукустарными мастерскими, в каждой из которых работало не больше десятка мастеровых. Крупнее других был только кожевенный завод купца Кардакова, вырабатывающий крашеную юфть.

Всю историю своего существования Котельнич старался расстраиваться и обновляться, но наряду со многими малыми городами России он остался сугубо провинциальным населенным пунктом, правда, достаточно развитым.

Через станцию Котельнич ежедневно проходит по двум направлениям около двухсот грузовых и пассажирских составов. Со всеми районами город связан автомобильными дорогами. В летний период, кроме того, действует водная магистраль.

В Котельниче есть старейший ремонтный завод, мясокомбинат, маслосырзавод, льнозавод, предприятия деревообрабатывающей и мебельной промышленности, завод электронной промышленности «Микрометр», кирпичный, мачтопропиточный заводы, трикотажная, швейная, кондитерская фабрики и другие предприятия.

Промышленность города Котельнича. Промышленники города взяли курс на качественно новые подходы к решению производственных вопросов. Впервые за 8 лет падение производства приостановлено.

За последние 5 лет в арсенале промышленной продукции появились и хорошо зарекомендовали себя новые виды изделий: пилорама «Молома-1200» ремонтно-механического завода; поролон, полиэтиленовая пленка, мебель по индивидуальным заказам; макаронные изделия хлебокомбината. Предприятия принимают участие в отраслевых выставках, ярмарках, конкурсах. На областной ярмарке «Малые города земли вятской» промышленные и торговые предприятия заняли все призовые места.

Наметившаяся тенденция положительно сказывается как на экономике самих предприятий, так и города. Но, не смотря на это предприятия не имеют достаточных оборотных средств для обеспечения себя сырьем под полную производственную программу. Удельный вес пищевых продуктов в общем объеме потребительских товаров составляет 27%. Рост объемов производства в пищевой промышленности происходит не за счет роста цен, а за счет прироста продукции в натуральном выражении. За каждым процентом прироста объемов производства стоит кропотливый повседневный труд. Не оскудевает идеями, новыми инженерными решениями производство.

Выпуск промышленной продукции предприятий города Котельнича в сопоставимых ценах за последние 5 лет представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Выпуск промышленной продукции по отраслям экономики за 2007-2011 гг. млн.руб.

Отрасли экономики20072008200920102011Электроэнергетика10.716.319.433.143.3Топливная1.11.733.32.7Химическая и нефтехимическая4.55.55.89.517.6Машиностроение и металлообработка2845.773.782.864.8Лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная23.330.442.144.434Промышленность строительных материалов12.33.22.93.1Легкая3.15.78.77.35.8Пищевая3.19.221.313.23Полиграфическая0.50.91.11.51.9

Исходя из данных таблицы, очевиден рост выпуска продукции электроэнергетическим комплексом, химической и нефтехимической отраслью, а также промышленностью строительных материалов за последние 5 лет. Топливная, легкая и полиграфическая отрасли промышленности возросли, но не значительно. С 2007 по 2009 годы увеличился выпуск продукции отраслями «Машиностроение и металлообработка», «Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная», «Пищевая». Но с 2009 по 2011 годы по этим же отраслям промышленности наблюдается снижение выпуска продукции. В целом за последние 5 лет по выпуску продукции промышленного производства наблюдается улучшение показателей.

Строительство. В строительстве за последние 5 лет уровень количественных показателей не переходит в качественные. Нет организации, способной обеспечить возрастающие требования застройщиков к качеству строительных работ, что является сдерживающим фактором развития строительной индустрии и индустрии стройматериалов. Нет концентрации взимания и денежных средств на пусковых объектах.

Делаются шаги и в перспективных направлениях. Это реконструкция отопления центра города, проведенная силами и на средства «Кировлеспром». За счет средства областного бюджета проведена реконструкция отопления поселка Затон. Закончено проектирование очистных сооружений. С помощью правительства области планируется финансирование строительства очистных сооружений из федеральных источников и экологического фонда области.

За последние пять лет выполнение работ по договорам подряда по городу Котельничу представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Строительство объектов городского хозяйства в период с 2007-2011 гг. млн.руб.

Предприятия20072008200920102011МУП «Подряд»1,52,96,48,313,9ГП Котельничагропроммехмонтаж0,20,180,770,450,39ДУ-220,224,924,739,325,2ФЛ Котельничская мех колонна3,22,30,6--

По данным таблицы 2 видно, что строительство объектов городского хозяйства в основном ведет муниципальное предприятие «Подряд». На протяжении пяти лет заметен рост выполнения работ по договорам подряда. По остальным организациям, занимающимся строительством, наблюдается уменьшение выполнения работ по договорам подряда. Предприятие ФЛ Котельничская мех колонна обанкротилось из-за больших долгов.

Транспорт и связь. За последние пять лет на транспортных предприятиях города Котельнича улучшилась материальная база автобусного парка. Финансирование же автотранспорта по сравнению с другими отраслями городского хозяйства ухудшилось. Администрация города стремится обеспечить 100-процентное финансирование ПАТО бюджетных назначений и приобрести на городские маршруты не менее двух автобусов. Узел электросвязи произвел замену оборудования центральной АТС на цифровую станцию нового поколения.

Оживление в промышленности и в лесопромышленном комплексе положительно сказалось и на результатах работы ст. Котельнич, объемах железнодорожных перевозок.

Показатели деятельности предприятий транспорта и связи г. Котельнич представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели деятельности предприятий транспорта и связи г. Котельнич за 2007-2011 гг. млн.руб.

Предприятия20072008200920102011ГП Котельничское автотранспортное объединение11,213,517,020,223,6АООТ Котельничское АТП1,01,82,82,73,1ФЛ Порт «Котельнич»1,83,03,76,35,8Узел связи2,42,93,75,36,1ФЛ Котельничский узел электросвязи8,89,412,616,217,8

По предприятиям ГП Котельничское автотранспортное объединение и АООТ Котельничское АТП наблюдается рост объема оказания услуг транспортного характера. ФЛ Порт «Котельнич» немного снизил свои показатели хозяйственной деятельности.

По предприятиям электросвязи наблюдается рост объема оказанных услуг населению и организациям города Котельнича.

В целом видно, что показатели по оказанию услуг предприятиями транспорта и связи возрастают на протяжении пяти лет.

Торговля. В настоящее время торговля города Котельнича является основной бюджетообразующей отраслью экономики. На торговых предприятиях трудится 698 человек.

За последние пять лет муниципальные магазины работают рентабельно и имеют минимальную наценку на продукцию. Торговля - надежный и выгодный налогоплательщик. Платежи в бюджет идут деньгами. Проводилась работа по реорганизации уличной торговли. На торговой площадке гостиничного комплекса установлены изготовленные строительной организацией «Подряд» 19 павильонов для предпринимателей на 75 рабочих мест.

По производительности труда в сфере розничной торговли г. Котельнич занимает первое место в рейтинге муниципальных образований области. По платным услугам населению, в которые входят и бытовые, Котельнич занимает шестое место.

В условиях нового налогового законодательства роль торговли как налогоплательщика, для города возрастает.

Наметившаяся тенденция развития не капиталоемких отраслей, таких как торговля, бытовое обслуживание населения проявляет себя и на территории города Котельнича. Усиление города Котельнича, как торгового города подтверждается увеличением оптовой торговли.

Оптовую торговлю продовольственными товарами ведут семь предприятий и шесть предпринимателей. Увеличение роли опта положительно сказывается на развитии розничной торговли, что в совокупности с фирменной торговлей ведет к снижению уровня цен на продовольственные товары. Возрастает спрос котельничан на продукцию мясопереработки колхоза «Искра». В городе открыты пять фирменных магазинов колхоза. На сравнительно небольших площадях представляется весь спектр сельскохозяйственной продукции по приемлемым ценам.

Культура торговли магазинов города Котельнича, оборудование, установленное в них, соответствуют современным требованиям. За последние пять лет укрепляется материальная база торговли.

Материальная база предприятий торговли, рост объемов товарооборота вселяют уверенность в том, что они пройдут сертификацию, сохранят свой статус.

Показатели деятельности предприятий торговли г. Котельнич представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели деятельности торговых предприятий г. Котельнич за 2007-2011 гг. млн.руб.

Предприятия20072008200920102011Бытовые услуги1,62,33,13,74,5Услуги пассажирского транспорта3,85,37,29,712,5Услуги связи4,66,38,610,813,9Жилищные услуги1,01,42,03,64,8Коммунальные услуги2,63,65,06,79,2Культура0,20,30,40,50,9Образование3,34,66,29,411,1Общественное питание9,513,117,828,333,5Продажа алкогольной продукции18,725,831,137,845,9

Большой удельный вес в товарообороте занимает продажа алкогольной продукции и предприятий общественного питания. По всем отраслям торговли услугами и товарами наблюдается рост показателей в течение последних пяти лет. Увеличение связано с ростом цен на услуги и товары.

Труд и заработная плата. Наибольший удельный вес по численности работающего населения занимает промышленность города Котельнича. Следом за промышленностью идет система образования, транспорт и здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение. Меньше всего работающих на предприятиях заготовки.

Среднесписочная численность по предприятиям г. Котельнича представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Среднесписочная численность работающих на предприятиях г. Котельнич за 2007-2011 гг. чел.

Предприятия20072008200920102011Промышленность29052862270027262620Транспорт261254245873897Связь403399396386417Строительство342338314304335Торговля и общепит298281279288306Материально-техническое снабжение237231229230232Заготовки1416171820Жилищно-коммунальное хозяйство508618618644622Здравоохранение, физкультура, соц. обеспечение102910411019878871Образование15341559152410061038Культура и искусство161150149122127Финансы, кредит, пенсионное обеспечение141153138156165Органы управления254268271242257

За последние пять лет происходит рост средней заработной платы по предприятиям города Котельнича. Наибольшая заработная плата у предприятий транспорта, строительства, финансового и кредитного отделений, а также пенсионного обеспечения и органов управления. Наименьшая заработная плата у предприятий по заготовкам. Средняя заработная плата по предприятиям г. Котельнича представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Средняя заработная плата на предприятиях г. Котельнич за 2007-2011 гг. тыс.руб.

Предприятия20072008200920102011Промышленность0,91,01,52,02,8Транспорт0,91,11,33,14,4Связь0,70,91,21,72,5Строительство0,91,21,62,63,4Торговля и общепит0,70,81,12,02,6Материально-техническое снабжение1,11,21,92,01,7Заготовки0,50,60,91,00,9Жилищно-коммунальное хозяйство0,91,01,31,92,4Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение0,40,50,70,81,9Образование0,50,70,91,42,3Культура и искусство0,40,50,71,22,0Финансы, кредит, пенсионное обеспечение1,01,21,93,03,9Органы управления1,31,62,33,03,1

Финансы. За последние пять лет наметилась положительная тенденция роста собственных доходных источников бюджета города Котельнича. Стабилизация работы предприятий и организаций положительно сказывается на росте валюты городского бюджета.

По причине роста в последние пять лет цен на энергоносители, расходы на теплофикацию и ЖКХ и социальной сферы возросли на 45%. Даже стабильно растущие собственные доходные источники не закрывают возрастающие потребности отраслей ЖКХ и социальной сферы.

Обреченность местных бюджетов обеспечить продекларированные государством программы на фоне выбивания из под ног налогооблагаемой базы привело к вымыванию начисто оборотных средств из жилищно-коммунального хозяйства города. Запас прочности ЖКХ практически исчерпан.

Наибольший удельный вес по весомости в городской бюджет занимают налоги на прибыль - 65%. Не в полном объеме поступали платежи по налогам и сборам на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество, за пользование природными ресурсами.

Основными направлениями расходов бюджета за последние пять лет составляют расходы на содержание учреждений образования, здравоохранения, содержание жилищно-коммунального хозяйства, социальную политику.

Прибыль по предприятиям г. Котельнича представлена в таблице 7.

Наибольшая прибыль поступает от предприятий - Дорожное управление, УПП ВОС, Котельничский ремонтно-механический завод, Котельничское автотранспортное предприятие. Предприятия уплачивают налог на прибыль, но только 2% поступает в местный бюджет города. Этой суммы не хватает на улучшение жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания и пособий на детей и др.

млн. руб.

Предприятия20072008200920102011ПОО «Котельничское УПП ВОС»3,33,94,04,14,9Дорожное управление1,92,32,56,25,1ОАО «Котельничский ремонтно-механический завод»1,92,34,95,44,5ГП «Котельничское автотранспортное объединение»1,21,51,83,84,6ОАО «Котельничский мачтопропиточный завод»0,60,70,81,61,9Кировский кооперативный техникум0,30,40,20,80,6

Демографическая обстановка, положение на рынке труда. Важным показателем социально-демографических процессов за последние пять лет в городе Котельнич является изменение возрастной структуры населения. Причиной демографического старения служит низкая рождаемость детей и увеличение лиц пожилого и старого возраста.

В отдел занятости населения ежегодно в течение пяти лет обращается около семи тысяч жителей города, из них по трудоустройству - 2172 человека. Присвоен статус безработного 1367 гражданам.

Из числа признанных безработными:

-58,2% - женщины;

-39,3% - молодежь в возрасте 16-29 лет;

-3,7% - инвалиды.

После проведенного анализа социально-экономического развития города Котельнич можно предложить следующие мероприятия по повышению экономического уровня жизни города:

üтак как больший процент безработных это молодежь 16-29 лет, то необходимо искать методы для трудоустройства этой категории населения, потому что от них зависит будущее экономики города;

üизыскивать средства для реконструкции зданий города, так как жилой фонд устарел;

üпроизвести снос развалившихся зданий и на этой площади строить новые жилые дома и др.

3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КОТЕЛЬНИЧ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Деятельность отдела по социальной защите населения при администрации г.Котельнича

При администрации города Котельнича существует отдел социальной защиты населения, в котором решаются вопросы, которые касаются социальной сферы нашего города.

Главой данного отдела является заместитель главы администрации города Котельнича по социальным вопросам. Он ведает вопросами касающимися: социальной политики - здравоохранения; образования; культуры; физической культуры.

Заместитель главы города по социальным вопросам координирует деятельность: отделения Пенсионного фонда; отдел по делам молодежи и спорта; общества инвалидов; Совет ветеранов и других общественных организаций.









Рис. 1 Организационная структура отдела социальной защиты населения при администрации г. Котельнича

Кроме заместителя главы администрации по социальным вопросам, в отделе работает ведущий специалист по социальным вопросам, который проводит прием граждан по различным социальным вопросам.

В своей деятельности ведущий специалист руководствуется нормативными документами администрации и Думы Кировской области, в том числе Законом Кировской области «О муниципальной службе Кировской области», нормативными документами Думы города Котельнича; нормативными актами Российской Федерации.

Ведущий специалист выполняет следующую работу:

-координирует деятельность учреждений здравоохранения, образования, отдела соцобеспечения, территориального Центра социального обслуживания населения, Пенсионного фонда по вопросам социальной защиты населения;

-осуществляет связь с инспектором по охране прав детства городского управления образования по вопросам оказания различной помощи опекаемым детям и детям-сиротам;

-ведет учет, регистрацию слабозащищенных, малообеспеченных слоев населения;

-оказывает содействие в работе правлений ВОС, Совета ветеранов, женсовета, союза «Чернобыль»;

-готовит проект распоряжений по курируемым вопросам и др.

Ежегодно через средства массовой информации освещается отчет о деятельности отдела социального обслуживания населения и разъяснение законодательства по социальным вопросам.

Данный отдел занимается разработкой Программы социальной защиты населения г. Котельнича.

Для реализации данной Программы отдел социальной защиты также задействовал: существующий в нашем городе Центр социального обеспечения населения, Центр занятости населения, Управление образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи и спорту и др.

Целями и задачами Программы является:

-создание адресной и дифференцированной помощи населению с учетом среднедушевого дохода семьи не превышающего бюджета прожиточного минимума;

-психологическая поддержка и социальная помощь инвалидам, детям-инвалидам, детям-сиротам, вынужденным переселенцам;

-координация деятельности муниципальных, общественных организаций, благотворительного фонда, занимающихся вопросами социальной поддержки населения;

Программа включает в себя 3 раздела:

I.Социальная защита семьи, материнства, детства

II.Социальная защита нетрудоспособного населения.Социальная защита населения попавшего в сложные жизненные ситуации (беженцы, переселенцы, лица без определенного места жительства, освободившиеся из мест лишения свободы).

Отдел социальной защиты населения по истечении года предоставляет информацию о реализации Программы социальной помощи населению г. Котельнича. С указанной информацией знакомят депутатов городской Думы.

Также отдел социальной защиты населения при администрации г. Котельнича занимается подготовкой и проведением мероприятий посвященных Дню матери, Международному Дню семьи, Международному Дню защиты детей, Дню знаний, а также Рождественским праздникам.

В рамках летней оздоровительной программы организована занятость и оздоровление детей и подростков до 18 лет, в том числе:

-детей ликвидаторов и пострадавших от Чернобыльской аварии;

-детей и подростков из социально-незащищенных семей (многодетные, опекунские, неполные, беженцы, с детьми сиротами).

Социальная помощь основывается на следующих принципах:

-соблюдение прав человека и гражданина;

-соблюдение социальной справедливости;

-соблюдение адресности, ориентации предоставления социальных услуг на индивидуальные нужды человека;

-добровольности и гуманности;

-конфиденциальности и др.

Кроме отдела социальной защиты населения при администрации города существует Центр социального обслуживания населения, который действует под руководством данного отдела.

Центр социального обслуживания населения является муниципальным учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории нашего города организационную, практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальной помощи населения.

Учредителем Центра, как уже отмечалось, является администрация города Котельнича.

Центр социального обслуживания населения в своей деятельности руководствуется действующими Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства труда и социального развития, законами Кировской области, постановлениями и распоряжениями губернатора Кировской области и Департамента социальной защиты населения, областной Думы, а также Положением о городском Центре социального обеспечения города Котельнича.

Контроль за деятельностью Центра и оказание организационно-методической и практической помощи осуществляет администрация города Котельнича и департамент социальной защиты населения Кировской области.

Центр социального обеспечения имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания, отделение социальной реабилитации детей, социальной помощи на дому, службы срочной помощи. Все структурные подразделения Центра в совей деятельности подчиняются директору Центра социального обеспечения населения.

Основными задачами Центра являются:

-разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории г. Котельнича;

-выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с органами здравоохранения, образования и т.д., общественными и религиозными организациями и объединениями;

-дифференциальный учет граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

-определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

-внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке.

В целом Центр социального обслуживания населения играет важную роль в организации социального обслуживания населения в нашем городе. Он необходим для людей престарелого возраста, которым так трудно живется в новое для них время.

.2 Основные направления социальной политики в настоящее время

Ориентиры развития социальной политики определены в пяти программах, утвержденных городской Думой на период до 2015 года:

üПрограмма развития образования г. Котельнича на 2009-2015гг.;

üПрограмма содействия занятости населению;

üПрограмма сохранения культурного наследия и развития города Котельнича на 2010-2015 гг;

üПрограмма профилактики правонарушений и преступлений, безнадзорности несовершеннолетний;

üПрограмма социальной помощи населению.

Программный метод позволил выделить приоритеты и сконцентрировать финансовые ресурсы.

В 2010 году в соответствии с планами проведены капитальные ремонты в детских садах № 1, 2, средних школах № 2, 3, краеведческом музее, Доме ребенка, детской больнице, закончена реконструкция теплового узла в здании детского центра культуры. Расходы составили по образованию - 1,7% от общих ассигнований на отрасль, по культуре - 6,5%, а за два последних года в целом более 2 миллионов рублей.

Весомую помощь в вопросах ремонта оказывают предприятия города. Примером сотрудничества стало открытие библиотеки в новом помещении на втором Котельниче, которое не состоялось бы без материальной поддержки ремонтно-технического предприятия, межхозяйственного лесхоза и других организаций.

В образовании расходы на содержание одного обучающегося с учетом дополнительного образования за год составили 8830 рублей и возросли на 68%. Структура учреждений образования города оптимальна и удовлетворяет потребности населения. Стабильно высокой остается успеваемость учащихся, растет число победителей олимпиад, выпускников-медалистов. Вместе с тем среднее и профессиональное образование медленно преодолевает отрыв от потребностей общества. Выпускник родителями и отчасти школой ориентирован на продолжение учебы в вузах. В результате мы имеем разбалансированный рынок труда, нехватку квалифицированных кадров рабочих. Спрос предприятий превышает предложение в 2-3 раза по профессиям электрогазосварщик, токарь, слесарь-сантехник, станочник. И в тоже время предложение превышает спрос на бухгалтеров в 13 раз, продавцов в 9 раз, медсестер в 6 раз. Как правило, это выпускники котельничских училищ и техникумов. Здесь есть над чем задуматься Центру занятости, администрациям учебных заведений. Активность в подготовке кадров должны проявлять и работодатели, в том числе через заключение контрактов с выпускниками школ, договоры с учебными заведениями.

Важным направлением деятельности администрации в отрасли образования будет осуществление оптимизации. Необходимость ее обуславливается, прежде всего, демографической, а не финансовой ситуацией. За последние 5 лет число учащихся школ снизилось на 1190 человек, и снижение численности будет продолжаться.

В здравоохранении расходы на оказание медицинской помощи одному больному составили 5870 рублей и возросли на 40%. Всего пролечено 5642 человека, из них одна треть из других районов Кировской области. При сложившейся системе межбюджетных отношений и отсутствии разделения полномочий по содержанию 5 областных учреждений здравоохранения городской бюджет не в состоянии обеспечить качество медицинских услуг по питанию и медикаментам, другим важным статьям.

Сложилась парадоксальная ситуация, расходы на здравоохранения растут, а средства выделяемые городу на выравнивание межбюджетных отношений, за счет которых должны содержаться межрайонные учреждения здравоохранения, уменьшаются.

Расходы по отрасли культуры на одного жителя составили за год 81 рубль и остались без изменения.

Культурная жизнь насыщена мероприятиями, но их качество порой оставляет желать лучшего. Недостаточно ярких творческих коллективов, гастрольных выступлений артистов из других городов. Затухает выставочная деятельность.

Некоторое оживление происходит в работе с молодежью по другим направлениям. Создан и действует городской Совет молодежи, с получением бюджетного финансирования возобновляется работа по месту жительства.

На реализацию социальной программы администрацией города в 2011 году израсходовано 2 млн. 200 тыс. рублей. Различные виды социальной помощи получили 11930 человек, в том числе:

üобеспечены топливом по льготной цене - 599 человек,

üбесплатными молочными продуктами - 107 детей первого-второго года жизни.

üбесплатным питанием в школах - 370 учащихся,

üорганизован летний отдых для 3100 школьников,

üобщественные работы для 220 чел.,

üвременная занятость 400 подростков,

Бюджет 2013 года не создает условий для развития социальной сферы города. Муниципальной власти вновь придется решать невыполнимую задачу - жить по средствам и при этом обеспечивать высокое качество социальных услуг населению.

.3 Политика муниципального образования в сфере занятости, социально-культурной сфере

В течение I квартала 2012 года в службу занятости обратилось 2 737 чел., что на 8,4% больше уровня прошлого года, в т.ч. по поводу трудоустройства 704 чел. (25,7%) или 88% к уровню I квартала 2011 года.

За этот период присвоен статус безработного 380 гражданам. Из числа получивших статус безработного основная доля:

-женщин - 61,1%

-молодежь в возрасте до 29 лет - 41,1%

Остается высокой доля обратившихся граждан, уволенных по собственному желанию (38%), не работающих более года (17%), выпускников учебных заведений 4,8%, ранее работающих по рабочим профессиям 59,1%.

По сравнению с прошлым годом увеличилось число обратившихся по сокращению штатов в 1,3 раза в счет высвобождения в ОАО ЛХК «Кировлеспром», АО «Кировоблгаз».

К основным мотивам обращения населения в службу занятости можно отнести:

-сохранение трудового стажа;

-получение профессии или повышение квалификации;

-получение информации о свободных рабочих местах, вахтовым методом;

-получение пособия.

Служба занятости сотрудничает с предприятиями промышленности, сельского хозяйства, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, школами, детскими садами, предприятиями здравоохранения и частными предпринимателями.

На 25 февраля текущего года поступили сведения о 840 свободных рабочих местах от 104 предприятий, рост составил 119,8% к соответствующему уровню прошлого года. Из числа поступивших вакансий 94% по рабочим профессиям, из них каждая вторая неквалифицированная, 6% по профессиям служащих и ИТР, 34% на временную работу.

Постоянно информируют службу занятости о наличии вакантных мест предприятия жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, сельхозпредприятия.

Возрастает число вакансий, поступающих от частных предпринимателей, но из-за социальной незащищенности безработные отказываются заключать с ними трудовые соглашения.

Для организации временной занятости несовершеннолетних граждан в оплачиваемых работах привлекались средства федерального, местного бюджетов и работодателей.

В 2012 году из городского бюджета выделено для государственного управления образования на организацию временной занятости подростков 49,9 тыс. руб.

Службой занятости было заключено 6 договоров по организации временной занятости подростков, из них 5 из Федерального бюджета и 1 из областного бюджета.

Всего приняли участие в таких работах 83 подростка в возрасте от 14 до 18 лет.

Подростки работали в школе № 15 г. Котельнича, Спицинском детском доме, колхозе «Заря».

Расходы на организацию временной занятости подростков составили 17,3 тыс. руб. в т.ч. из Федерального бюджета - 10,7 тыс. руб. (62%), городского бюджета - 3,6 тыс. руб. (20,8%), работодателей - 3 тыс. руб. (17,3%).

В среднем подростки отработали в период зимних каникул по 0,3 месяца, получили от службы занятости материальную поддержку в размере 99 руб. за отработанное время и зарплату от работодателей.

Администрация города Котельнича приняла постановление «Об организации общественных работ на 2009-2015 гг.» от 31.01.2009 № 73.

С учетом принятого постановления в городе считают общественными работами трудовую деятельность, имеющую социальную, полезную направленность и организуемую в качестве дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. В отчетном периоде эти работы организованы по:

-благоустройству территории города;

-подсобные работы в строительстве;

-оформление документов.

Администрация города, предприятия жилищно-коммунального хозяйства заинтересованы в проведении общественных работ. В смете учреждений ЖКХ города средства на эти работы заложены в сумме 70 тыс. руб. на год.

В 2012 году проводилась разъяснительная работа с руководителями предприятий о возможности трудоустроить слабозащищенных граждан, и проводился анализ состава безработных. Граждане такой категории приглашались на групповые и индивидуальные собеседования к инспектору по активной политике занятости.

За последние 3 года основным поставщиком безработных граждан является образовательное учреждение ГОУ ПУ № 27. За эти годы в службу занятости Котельничского района обратилось в поисках работы 111 выпускников ПУ № 27 или 57,2% выпускников начального профобразования. Из них 39 чел трудоустроены и только 10 чел по полученной профессии или 9% от обратившихся.

чел получили статус безработного, 36 чел направлены на профобучение. В основном службе занятости пришлось направлять безработных на повышение квалификации или переучивать по другим профессиям (продавец, повар, водитель, стропальщик) востребованным на рынке труда. На 01.01.2013 г в службе занятости состояло на учете 7 чел, выпускников ПУ № 27 - 2012 года выпуска.

Таблица 8 - Сведения по обеспечению занятости выпускников ПУ № 27 за период с 2007 по 2011 годы

Профессии, которые имеют обратившиеся за содействием в трудоустройствеКол-во обратившихсяИз них удалось трудоустроитьПолучили статус безработногоНаправлены на переподготовкуСостоит на выплате на 01.01.10ВсегоВ т.ч. по специальностиВсегоВ т.ч. по рабочим профессиямЗакройщик9109540Каменщик125110210Монтажник1001001Портной602225424217Слесарь-сантехник6101100Хозяйка дома1101000Швея13549221Электрогазосварщик8434110Электромонтажник1001100Итого:11139109036299

Вакансий от предприятий по данным профессиям поступило за 3 года на 50 рабочих мест, в т.ч. «портной» - 29, «швея» - 21.

В связи с плохой востребованностью данных профессий, администрации ПУ №27 можно порекомендовать снизить прием в группу «портных» с 30 до 15 человек.

Так как на территории г. Котельнича находится НОУ СПО «Кировский кооперативный техникум Кировского облпотребсоюза» и КОГОБУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум», то выпускники после окончания также обращаются в службу занятости, а наибольшее их число по профессии «бухгалтер».

Так за период с 2007 по 2011 гг в службу занятости обратилось всего выпускников по профессии «бухгалтер» - 113 чел (по 38 ежегодно), из них 35 выпускников ККТ (31% обратившихся) и 64 чел из КСХТ (56,6%). 89 чел получило статус безработного, 9 человек направлены на профобучение.

На 01.01.2013 г в службе занятости на учете состоит 37 бухгалтеров, из них 14 выпускники техникумов.

Таблица 9 - Сведения по обеспечению занятости выпускников ККТ и КСХТ за период с 2007 по 2011 гг.

Профессии, которые имеют обратившиеся за содействием в трудоустройствеКол-во обратившихсяИз них удалось трудоустроитьПолучили статус безработногоНаправлены на переподготовкуСостоит на выплате на 01.01.10ВсегоВ т.ч. по специальностиВсегоВ т.ч. по рабочим профессиямИз ККТ:Бухгалтер3518633424Менеджер1710016201Экономист2111000Товаровед2202000Юрист277022208ГМУ2002002Повар4004220Итого:893878010415Из КСХТ:Бухгалтер642813565310Техник-механик12704000Техник-электрик171019210Итого:934514697410

Исходя из вышеизложенного следует, что на рынке труда предложение специалистов по профессии «бухгалтер» избыточно и превышает спрос в 28 раз.

Для того чтобы снизить предложение по профессии «бухгалтер», можно порекомендовать учебным заведениям города Котельнича ограничить прием студентов по профессии «бухгалтер», а так же «юрист».

Что касается образования, то в этой области принята и действует Программа развития образования г. Котельнича на 2007-2015 гг.. Она принята в соответствии с Законом Кировской области «Об образовании» и является организационной основой государственной политики Российской Федерации, Кировской области и г. Котельнича в сфере образования.

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы учитывают социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности г. Котельнича.

Реализация Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджета, необходимого для устойчивого функционирования системы образования, так и внебюджетного финансирования.

Главная цель Программы - развитие муниципальной системы образования как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования в интересах формировании гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

Некоторые основные мероприятия Программы заключаются в следующем:

-обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

-создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

-создание оптимальных условий для социализации учащихся и формирования у них духовно-нравственных, патриотических чувств на основе человеческих ценностей;

-разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения;

-обеспечение контроля качества образования;

-пополнение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств.

Ожидаемыми результатами реализации Программы является сохранение и развитие системы образования в городе в интересах личности, общества и государства.

Развитие образования в г. Котельниче происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

-социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

-неполнота нормативно-правовой базы в области образования;

Недостаточное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования города.

Минимальная потребность в финансировании в 2011 году была удовлетворена, кроме заработной платы, на 30,8%.

Не восполнена задолженность управления образования за книгоиздательскую продукцию на 1 сентября 2012 года в сумме 1 419 347 руб., предприятиям и организациям на сумму 2 440 211 руб.

В нарушение законодательства не обеспечивается защита управления образования от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджета.

Отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. В школах города около 36% больных детей.

Администрация города Котельнича, на сколько возможно, помогает школам нашего города. В этом году средней общеобразовательной школе № 1 был подарен компьютерный класс, произведен капитальный ремонт школ № 1, 2, 5. Все означает то, что, не смотря на сложнейшую ситуацию в городе с финансовыми средствами, на образовательную среду выделяются средства.

Социально-экономические преобразования в 90-е годы оказали существенное влияние на состояние всей отечественной культуры, в т.ч. и на ситуацию в области культуры города. Усилились процессы демократизации культурной деятельности, что дало предпосылки для свободы творчества. Вторжение в сферу рыночной экономики привело к заметной коммерциализации культуры и понижению качества культурной жизни. Недостаточное финансирование отрасли привело к сокращению численности штатов учреждений культуры города, ухудшилась материально-техническая база, комплектование библиотек, ухудшилось состояние сохранности памятников истории и культуры, из-за низкой заработной платы произошел отток специалистов в другие отрасли экономики. Все это влечет угрозу невосполнимых потерь культурного наследия, замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни, сокращение кадрового потенциала культуры.

И видя все эти сложности, отделом культуры администрации нашего города разработана и реализуется Программа сохранения культурного наследия и развития культуры города Котельнича.

Данная программа направлена на сохранение культурного наследия города, развитие культурных традиций, обеспечение единства культурного пространства, воспитание у жителей города, особенно молодого поколения патриотических чувств к родному краю, его культуре и истории, обеспечение равных возможностей представителям различных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям.

Основными задачами Программы являются:

-сохранение и развитие культурных традиций, совершенствование культурно-досуговой деятельности, внедрение новых форм клубных учреждений;

-изучение музейного фонда города, создание современных экспозиций, обеспечение реальной безопасности музейных и библиотечных фондов, создание качественной новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения города, пополнение библиотечных фондов;

-обеспечение социальной доступности дополнительного образования в сфере культуры, развитие системы переподготовки кадров культуры;

-улучшение материально-технической базы учреждений культуры;

-выявление и поддержка талантов.

На реализацию данной программы из бюджета города выделено 1 755,0 тыс. руб.

Таким образом, политика муниципального образования в сфере занятости, образования и культурной сфере проводится в полном объеме.

Принимаются и реализуются программы, в которых ставятся проблемы, и описываются различные способы по улучшению ситуации в данных сферах социальной политики города.

Мы видим, что в городе Котельниче разработка и реализация многих программ и положений в социальной сфере позволяет контролировать ситуацию, видеть перспективы, использовать резервы для решения социальных вопросов в различных направлениях социальной политики.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КОТЕЛЬНИЧ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях совершенствования социальной политики на уровне муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области предлагаем:

1.Для стабилизации демографической ситуации на территории города, разработать и принять программу поддержки молодых семей, где предусмотреть меры оказания помощи при рождении детей, в т.ч. оформление муниципальных субсидий на покупку и строительство жилья молодым семьям.

Сегодня ежегодно рождается в городе от 220-235 детей. Количество умерших превышает эти цифры в 2,5 раза.

Отсутствие жилья и перспективной работы способствует оттоку молодых людей из города. Принятие данной программы может стимулировать рождаемость и стабилизировать демографическую ситуацию в городе.

.Количество безработных за последние 3 года снизилось до 255 человек, и составляет сейчас 1,5% от экономически активного населения города.

Город имеет два крупных предприятия: ОАО «Янтарь» и ОАО «Текском», которые могли бы при наращивании объемов производства снизить женскую безработицу.

Представляется, что администрации города можно пойти на предоставление налоговых льгот данным предприятиям, для того чтобы высвободившиеся средства они направляли на расширение производства.

.В городе действует программа поддержки малого предпринимательства, но она малоэффективна, т.к. не имеет под собой финансирования, а ограничивается консультационной помощью начинающим предпринимателям.

Учитывая важность проблемы развития малого бизнеса, администрации города необходимо определить приоритетные сферы, где бы создание малых предприятий отвечало интересам развития города, и предусмотреть финансовую поддержку (беспроцентные кредиты) и необходимые средства для их предоставления в бюджете города.

Учитывая объем бюджета, 110 млн. руб., эта сумма могла составить 500 тыс. рублей для пробного кредитовая 5 предприятий города.

.Необходимо полностью обеспечить финансирование принятых программ, и особое внимание уделить:

üукреплению материально-технической базы муниципальных учреждений образования, из 9 школ компьютерные классы имеют только 2, если эту работу проводить поэтапно, то при стоимости компьютерного класса 300 тыс. руб., за 3 года при установке двух классов эту проблему можно решить, и город ликвидирует свое отставание по информатизации образовательного процесса;

üпровести капитальные ремонты учреждений социальной сферы в соответствии с принятыми программами;

üв области здравоохранения обеспечить в соответствии с нормативами перечисление взносов в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. При ежегодном объеме взносов 2 млн. руб. учреждения здравоохранения могут дополнительно получать от фонда за пролеченных больных и виде субвенции до 6 млн. руб.

В последние годы определенную социальную напряженность создает неясность решения вопросов по компенсациям жителям города и района в связи с деятельностью в п. Марадыковском Оричевского района завода по уничтожению химического оружия, администрации города необходимо усилить информирование населения о проводимой работе с региональными и федеральными властями по включению города Котельнича в зону защитных мероприятий.

Воплощение в жизнь данных мероприятий позволит укрепить проводимую социальную политику в муниципальном образовании городской округ город Котельнич Кировской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К результатам государственной социальной политики является выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Социальная жизнь общества в муниципальном образовании городской округ город Котельнич Кировской области за последние годы пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей города. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости. Особенно остро встает вопрос безработицы. Когда молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят с предприятий и уезжают из города из-за недостаточного уровня зарплаты. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Назначение социальной политики состоит в том, чтобы с помощью различных средств и рычагов: нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических осуществлять поддержку наиболее уязвимых слоев населения, проводить деятельную результативную социальную работу.

Нехватка финансовых средств ощущается во всех направления социальной политики. Но все же, в муниципальном образовании городской округ город Котельнич Кировской области местные власти находят способы, если не окончательно остановить развал социальной сферы, то приостановить эту тенденцию, а в ряде случаев переломить ситуацию в положительную сторону.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «КонсультантПлюс»

2.Гражданский кодекс РФ (с изм. и доп. по состоянию на 01.03.2013) // СПС «КонсультантПлюс»

.Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в редакции от 17.07.2001 № 178-ФЗ (с изм. и доп. по состоянию на 01.03.2013) // СПС «КонсультантПлюс»

.Закон «О социальной помощи населению Кировской области» принятый областной Думой 25.02.1997 года (с изм. и доп. по состоянию на 01.03.2013) // СПС «КонсультантПлюс»

.Закон Кировской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» (с изм. и доп. по состоянию на 01.03.2013) // СПС «КонсультантПлюс»

.Атамнчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М., 2010

.Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению// Экономист. - 2011.-№1.

.Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс// Вопросы экономики.- 2010.- №2.

.Мирошникова В.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2012. - 176 с.

Похожие работы на - Основные проблемы социальной сферы муниципалитетов и методы их решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!