Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы
Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы
Антипов Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения Управления делами
В 2012 году по инициативе Мэра Москвы С.С. Собянина принят закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы». Для практической реализации данного закона приняты постановления Правительства Москвы: от 13.09.2012г № 484-ПП «О дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию районов города Москвы»; от 24.09.2012г. № 507-ПП «О порядке формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов».
С принятием данных законодательных нормативных актов запущен новый механизм обоснования, контроля и оценки качества реализации социально значимых программ, принципиальной особенностью которого является непосредственное участие депутатов муниципальных округов и жителей на всех стадиях реализации данных программ. Таким образом, содержательно и организационно меняется концептуальная модель управления, и представительный орган местного самоуправления становится одним из эффективных элементов системы управления.
Главным элементом методологии управления районом города Москвы как сложной социально-экономической системой является программно-целевой метод, состоящий в обосновании приоритетных целей социального развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ на основе системного подхода с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Система управления г. Москвы имеет иерархическую структуру. Нижний уровень - район. Именно с местных органов власти население спрашивает за все аспекты условий проживания и социально-культурного развития, поэтому деятельность их многопланова и ответственна.
Основываясь на системных принципах целостности объекта и субъекта управления, иерархической организации субъекта и объекта управления, развития системы, многомодельности представления разработана концептуальная модель системы управления районного уровня, представленная на рисунке .
Внешние воздействияОбъект управления (район г. Москвы) Управляющие воздействия123……………n-1nИнформация обратной связиФункциональные элементы района Блок принятия решенийПрогнозный блокИнформационная системаЦели Информация о системе управленияИнформация об объекте управленияРесурсы Законы Округ, МэрияСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯНаучные исследования и нормативно-методическое обеспечение Рис. Концептуальная модель системы управления районного уровня
Реализовывая принцип целостности, выделяются два основных неразрывно связанных элемента - объект управления и субъект управления.
Объект управления - район города Москвы, рассматривается как система, которая состоит из нескольких функциональных элементов (территория, население, жилой фонд, коммунальное хозяйство, объекты торговли и услуг, учреждения здравоохранения, учреждения образования, учреждения культуры и спорта, система безопасности населения, предприятия связи, инженерные коммуникации, транспортные коммуникации, энерго- и ресурсоснабжающие коммуникации, промышленные предприятия, природные и природоохранные зоны. Данные элементы выделены по функциональному принципу и объединены комплексом процессов жизнедеятельности - транспортными, энергоснабжения, информационными и др.
Состояние объекта управления, т.е. состояние всех его функциональных элементов, определяется системой качественных и количественных показателей, которые, по сути, характеризуют качество жизни населения.
Субъект управления состоит из блока принятия решений, прогнозного блока и информационной системы. Организационно субъект управления представлен органами исполнительной власти районного уровня (управами районов) и органами местного самоуправления, которые реализуют основные функции управления: планирования, организации, исполнения, контроля.
До принятия закона города Москвы от 11.07.2012 г. № 39 решения (разработка программ по социальному развитию районов, выбор объектов, подрядчиков, выделение средств, контроль) по благоустройству территории, капитальному ремонту жилого фонда и другим вопросам жизнеобеспечения принимались исключительно органами исполнительной власти. Совет депутатов, как представительный орган, выполнял лишь формальные функции по утверждению планов и программ развития района. При этом депутаты не имели полномочий и возможностей вносить принципиальные коррективы в эти планы и программы. Таким образом, в компетенцию представительного органа власти не входило выполнение главных функций управления - планирования, организации, руководства, исполнения и контроля.
С принятием упомянутых законодательных актов депутаты включены в процесс управления. Органы исполнительной власти обязаны направлять в советы депутатов муниципальных округов адресные перечни многоквартирных домов, выборочный капитальный ремонт которых проводится полностью за счет средств бюджета, адресные перечни дворовых территорий, работы по благоустройству и устройству наружного освещения которых запланированы на текущий год, для принятия советами депутатов муниципальных округов решений о направлении уполномоченных депутатов для участия в контроле за ходом выполнения указанных работ и их приемке . Устанавливаются также процедуры и сроки формирования, согласования и утверждения данных перечней. Это значит, что выбранные представители граждан, которые и должны быть выразителями и проводниками потребностей населения для улучшения качества жизни, получили легитимное право участвовать в процессах принятия решений на всех стадиях. региональное управление организационный мониторинг
Таким образом, изменены не только процедуры взаимодействия исполнительной и представительной ветвей власти, но принципиально изменена концепция управления на местном уровне, т.к. депутаты наделены беспрецедентно широкими полномочиями по участию в управлении и оптимизации вложения финансовых средств для повышения качества жизни.
Для эффективного исполнения депутатами возложенных на них дополнительных функций необходима информация. Предлагается использовать два основных понятия, связанных с информационным обеспечением управления - «критерии оценки достижении поставленных целей» и «показатели состояния объекта управления» (района) или «показатели обратной связи». Численные критерии служат для оценки качества жизни населения, а их достижение - индикатором качества управления. Эта система критериев должна развиваться и отражать современные требования к уровню жизни.
Показатели состояния объекта управления, т.е. информация о фактическом состоянии всех элементов объектов жизнеобеспечения района является главным условием выявления потребностей населения. В настоящее время для выполнения программ по ремонту домов, благоустройству дворовых территорий информация о состоянии этих объектов собирается органами исполнительной власти и различных источников, в том числе из нормативов и баз данных служб ЖКХ, заявок населения. При новых условиях депутаты получили возможность собирать, анализировать и обобщать информацию о потребностях населения, что способствует повышению качества подготовки адресных программ в жилищно-коммунальной сфере, т.е. качественно реализовывать функции планирования и контроля. Однако, для полноценной реализации функции планирования сбор и анализ только ретроспективной информации недостаточен. Необходима прогнозная информация.
Информация обратной связи, т.е. информация о состоянии объекта управления после проведенных работ по благоустройству территории, капитальному ремонту и др., необходима для оценки качества исполнения конкретных программ, т.е. реализации функции контроля.
Для получения качественной, т.е. своевременной, достоверной и полной информации для эффективной реализации всех функций управления необходим постоянно действующий мониторинг состояния всех функциональных элементов района - жилищно-коммунального хозяйства, дорог, дворовых территорий и др.
Анализ изменений в практике управления с принятием закона города Москвы от 12.07.2012г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» подтверждает тенденции на модернизацию государственного управления. Но это только часть, хотя и важная, корректировки функций и процессов управления. Основой управления является научно обоснованная система целей и система критериев оценки их достижения. Одним из элементов системы целей управления для повышения качества жизни на районном уровне являются программы и перечни работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов. Для обоснования и практической реализации данных программ и перечней депутаты муниципальных округов (районов) должны иметь доступ к информации о состоянии объекта управления по данным постоянно действующего мониторинга состояния жилого фонда, придомовых территорий, парков и скверов. Параллельно со специалистами в сфере ЖКХ они становятся дополнительным источником информации о состоянии объектов районной инфраструктуры и потребностях населения, т.к. в их обязанности как депутатов входит представление и защита интересов жителей. Для того, чтобы квалифицировано и аргументировано обсуждать с жителями выбор объектов, перечни работ, а также контроль качества выполнения работ по капитальному ремонту домов и благоустройству, депутатам необходимо знать нормативы эксплуатации и содержания домов и дворовых территорий, знать все механизмы контроля и оценки их состояния, владеть информацией о современных технологиях и материалах для проведения конкретных работ, знать законодательные основы.