Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы














Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы


Антипов Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения Управления делами


В 2012 году по инициативе Мэра Москвы С.С. Собянина принят закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы». Для практической реализации данного закона приняты постановления Правительства Москвы: от 13.09.2012г № 484-ПП «О дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию районов города Москвы»; от 24.09.2012г. № 507-ПП «О порядке формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов».

С принятием данных законодательных нормативных актов запущен новый механизм обоснования, контроля и оценки качества реализации социально значимых программ, принципиальной особенностью которого является непосредственное участие депутатов муниципальных округов и жителей на всех стадиях реализации данных программ. Таким образом, содержательно и организационно меняется концептуальная модель управления, и представительный орган местного самоуправления становится одним из эффективных элементов системы управления.

Главным элементом методологии управления районом города Москвы как сложной социально-экономической системой является программно-целевой метод, состоящий в обосновании приоритетных целей социального развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ на основе системного подхода с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Система управления г. Москвы имеет иерархическую структуру. Нижний уровень - район. Именно с местных органов власти население спрашивает за все аспекты условий проживания и социально-культурного развития, поэтому деятельность их многопланова и ответственна.

Основываясь на системных принципах целостности объекта и субъекта управления, иерархической организации субъекта и объекта управления, развития системы, многомодельности представления разработана концептуальная модель системы управления районного уровня, представленная на рисунке .

Внешние воздействияОбъект управления (район г. Москвы) Управляющие воздействия123……………n-1nИнформация обратной связиФункциональные элементы района Блок принятия решенийПрогнозный блокИнформационная системаЦели Информация о системе управленияИнформация об объекте управленияРесурсы Законы Округ, МэрияСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯНаучные исследования и нормативно-методическое обеспечение Рис. Концептуальная модель системы управления районного уровня

Реализовывая принцип целостности, выделяются два основных неразрывно связанных элемента - объект управления и субъект управления.

Объект управления - район города Москвы, рассматривается как система, которая состоит из нескольких функциональных элементов (территория, население, жилой фонд, коммунальное хозяйство, объекты торговли и услуг, учреждения здравоохранения, учреждения образования, учреждения культуры и спорта, система безопасности населения, предприятия связи, инженерные коммуникации, транспортные коммуникации, энерго- и ресурсоснабжающие коммуникации, промышленные предприятия, природные и природоохранные зоны. Данные элементы выделены по функциональному принципу и объединены комплексом процессов жизнедеятельности - транспортными, энергоснабжения, информационными и др.

Состояние объекта управления, т.е. состояние всех его функциональных элементов, определяется системой качественных и количественных показателей, которые, по сути, характеризуют качество жизни населения.

Субъект управления состоит из блока принятия решений, прогнозного блока и информационной системы. Организационно субъект управления представлен органами исполнительной власти районного уровня (управами районов) и органами местного самоуправления, которые реализуют основные функции управления: планирования, организации, исполнения, контроля.

До принятия закона города Москвы от 11.07.2012 г. № 39 решения (разработка программ по социальному развитию районов, выбор объектов, подрядчиков, выделение средств, контроль) по благоустройству территории, капитальному ремонту жилого фонда и другим вопросам жизнеобеспечения принимались исключительно органами исполнительной власти. Совет депутатов, как представительный орган, выполнял лишь формальные функции по утверждению планов и программ развития района. При этом депутаты не имели полномочий и возможностей вносить принципиальные коррективы в эти планы и программы. Таким образом, в компетенцию представительного органа власти не входило выполнение главных функций управления - планирования, организации, руководства, исполнения и контроля.

С принятием упомянутых законодательных актов депутаты включены в процесс управления. Органы исполнительной власти обязаны направлять в советы депутатов муниципальных округов адресные перечни многоквартирных домов, выборочный капитальный ремонт которых проводится полностью за счет средств бюджета, адресные перечни дворовых территорий, работы по благоустройству и устройству наружного освещения которых запланированы на текущий год, для принятия советами депутатов муниципальных округов решений о направлении уполномоченных депутатов для участия в контроле за ходом выполнения указанных работ и их приемке . Устанавливаются также процедуры и сроки формирования, согласования и утверждения данных перечней. Это значит, что выбранные представители граждан, которые и должны быть выразителями и проводниками потребностей населения для улучшения качества жизни, получили легитимное право участвовать в процессах принятия решений на всех стадиях. региональное управление организационный мониторинг

Таким образом, изменены не только процедуры взаимодействия исполнительной и представительной ветвей власти, но принципиально изменена концепция управления на местном уровне, т.к. депутаты наделены беспрецедентно широкими полномочиями по участию в управлении и оптимизации вложения финансовых средств для повышения качества жизни.

Для эффективного исполнения депутатами возложенных на них дополнительных функций необходима информация. Предлагается использовать два основных понятия, связанных с информационным обеспечением управления - «критерии оценки достижении поставленных целей» и «показатели состояния объекта управления» (района) или «показатели обратной связи». Численные критерии служат для оценки качества жизни населения, а их достижение - индикатором качества управления. Эта система критериев должна развиваться и отражать современные требования к уровню жизни.

Показатели состояния объекта управления, т.е. информация о фактическом состоянии всех элементов объектов жизнеобеспечения района является главным условием выявления потребностей населения. В настоящее время для выполнения программ по ремонту домов, благоустройству дворовых территорий информация о состоянии этих объектов собирается органами исполнительной власти и различных источников, в том числе из нормативов и баз данных служб ЖКХ, заявок населения. При новых условиях депутаты получили возможность собирать, анализировать и обобщать информацию о потребностях населения, что способствует повышению качества подготовки адресных программ в жилищно-коммунальной сфере, т.е. качественно реализовывать функции планирования и контроля. Однако, для полноценной реализации функции планирования сбор и анализ только ретроспективной информации недостаточен. Необходима прогнозная информация.

Информация обратной связи, т.е. информация о состоянии объекта управления после проведенных работ по благоустройству территории, капитальному ремонту и др., необходима для оценки качества исполнения конкретных программ, т.е. реализации функции контроля.

Для получения качественной, т.е. своевременной, достоверной и полной информации для эффективной реализации всех функций управления необходим постоянно действующий мониторинг состояния всех функциональных элементов района - жилищно-коммунального хозяйства, дорог, дворовых территорий и др.

Анализ изменений в практике управления с принятием закона города Москвы от 12.07.2012г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» подтверждает тенденции на модернизацию государственного управления. Но это только часть, хотя и важная, корректировки функций и процессов управления. Основой управления является научно обоснованная система целей и система критериев оценки их достижения. Одним из элементов системы целей управления для повышения качества жизни на районном уровне являются программы и перечни работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов. Для обоснования и практической реализации данных программ и перечней депутаты муниципальных округов (районов) должны иметь доступ к информации о состоянии объекта управления по данным постоянно действующего мониторинга состояния жилого фонда, придомовых территорий, парков и скверов. Параллельно со специалистами в сфере ЖКХ они становятся дополнительным источником информации о состоянии объектов районной инфраструктуры и потребностях населения, т.к. в их обязанности как депутатов входит представление и защита интересов жителей. Для того, чтобы квалифицировано и аргументировано обсуждать с жителями выбор объектов, перечни работ, а также контроль качества выполнения работ по капитальному ремонту домов и благоустройству, депутатам необходимо знать нормативы эксплуатации и содержания домов и дворовых территорий, знать все механизмы контроля и оценки их состояния, владеть информацией о современных технологиях и материалах для проведения конкретных работ, знать законодательные основы.



Похожие работы на - Организационные аспекты регионального управления на примере города Москвы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!