Оценка состояния ресурсов растительного мира Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    160,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка состояния ресурсов растительного мира Беларуси

Введение


Беларусь всегда славилась своими лесами, являющимися одним из главных ее богатств. И, помимо того, что лесные экосистемы дают древесину и целый ряд ценнейших лесных продуктов, им принадлежит важнейшая роль в утилизации углекислоты и пополнении планетарных запасов кислорода, сохранении и накоплении ресурсов воды, защите почв от ветровой и водной эрозии, предотвращении распространения радиоактивных веществ. Поэтому значение леса как стабилизирующего фактора среды обитания всего живого на Земле начинает все рельефнее отражаться в сознании людей. [1]

Масштабы загрязнения природы в настоящее время достигли такой величины, что требуют глобальных, а для нашей Республики - общенациональных мер. Лес стал первостепенным, самым важным по экологической значимости и эффективным по своей сущности природным комплексом для сохранения среды существования человечества. Это обуславливает исключительную роль лесов в решении экономических, социальных и экологических проблем, определяет необходимость научно-обоснованного ведения лесного хозяйства. [3]

Сегодня лесное хозяйство Беларуси - динамично развивающаяся отрасль реального сектора экономики, решающая важные государственные задачи в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального использования лесных ресурсов, обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности страны.

В настоящее время Беларусь является одним из немногих государств, где леса занимают немалое пространство - около 35% территории. Следует отметить тот факт, что почти треть наших лесов имеет искусственное происхождение [2]. После Великой Отечественной войны леса занимали всего 19,7% территории, и сегодняшняя лесистость - это необычайно высокий показатель увеличения площади лесов за относительно короткий период времени. Лесоводами были приложены огромные усилия и вовлечены значительные средства, чтобы уже к середине 60-х гг. создать молодые посадки на всех пустырях, вырубках и землях, непригодных для сельскохозяйственного использования, поэтому Беларусь вправе гордиться тем, что сегодня располагает миллиардным запасом древесного сырья (1467,3 млн. м3).

В результате целенаправленной политики лесовосстановления и лесоразведения увеличивается площадь покрытых лесом земель, сохранена формационная структура и видовое разнообразие лесов, повышается их устойчивость и продуктивность.

Общую политику по увеличению природно-ресурсного потенциала лесов, устойчивому лесопользованию определяет Президент и Правительство Республики Беларусь. Государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов страны, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, организацию рационального освоения лесных ресурсов осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.

Главные проблемы развития лесного хозяйства страны связаны с необходимостью улучшения использования земель лесного фонда и повышения продуктивности лесов. Предстоит реализовать ряд мер по защите лесов от вредителей, ускорить реабилитацию радиоактивно загрязненных лесов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Леса Беларуси, находясь в центре Европы, имеют огромное экологическое значение, но наибольшую экономическую и экологическую ценность представляют высокопродуктивные и высокополностные леса. Для создания таких лесов в Беларуси имеются реальные возможности, и их надо начинать реализовывать.

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать оценку состояния ресурсов растительного мира Беларуси.

Задачи состоят в том, чтобы рассмотреть растительный мир как объект использования и охраны, изучить лесные ресурсы Беларуси, оценить воздействие антропогенной нагрузки на растительный мир, обосновать мероприятия по охране лесных ресурсов.

1. Растительный мир как объект использования и охраны

.1 Растительный мир Беларуси

Нарастающее ресурсопотребление и антропогенные воздействия и, прежде всего техногенез, создают реальную угрозу нормальному функционированию биосферы, жизнедеятельности человека. Важнейшим стабилизирующим фактором в биосферных процессах является природный растительный покров. Кроме поставки и воспроизводства многообразных растительных ресурсов, растительный покров выполняет важнейшую водо- и климаторегулирующую роль, неоценимые защитные, лечебно-оздоровительные и санитарно-гигиенические функции, обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека.

Растительность, и прежде всего леса, по праву называют легкими планеты. Достаточно сказать, что в условиях Беларуси 1 га сосновых насаждений в среднем в год выделяет 2,7 т кислорода [12], 1 га еловых насаждений - 3,9, черноольховых - 3,0 т. Суммарное поступление в атмосферу кислорода из древесного полога составляет 22,5 млн. т, а если к этому добавить 6,7 млн. т, выделяемых кустарниковым ярусом и 5,6 млн. т - напочвенным покровом, то общее выделение кислорода только лесами составляет 35 млн. т. [16]

В настоящее время большое внимание уделяется изучению лесной растительности, т.к. леса являются уникальными природными комплексами, которые благодаря своеобразию растительного покрова и особенностям его формирования имеют весомое хозяйственное значение. Лес - основа зеленого покрова Земли, главный компонент географического ландшафта.

Территория Беларуси находится в переходной полосе между Евразийской хвойно-лесной (таежной) и Европейской (широколиственной) областями. В настоящее время на долю лесов приходится около 38% площади Беларуси. Всего в лесах и кустарниковых зарослях республики произрастает 28 древесных и более 70 кустарниковых, полукустарниковых и кустарничковых видов. Основным лесообразователем на территории республики является сосна обыкновенная, на долю которой приходится 50,4%. Второе место принадлежит березникам (22,4%). Площадь еловых насаждений составляет 9,8% от общей площади покрытых лесом земель. Участие формации черноольшанников несколько снизилось и составляет 8,4%. Аналогичная динамика затрагивает и дубравы, площадь которых в лесном фонде республики в настоящее время составляет 3,5%. Участие прочих древесных пород в распределении лесопокрытой площади составляет 3,4%. [13]

Зональность растительности выражается в том, что в направлении с севера на юг элементы бореальной флоры сменяются западноевропейскими и иногда лесостепными видами. В соответствии с этим восточно-европейские леса южно-таежного типа, в которых преобладают сосна и ель, сменяются формациями западноевропейского типа, в которых присутствует дуб и его спутники. По территории Беларуси проходит граница ареала ольхи серой, северная граница ареала граба и вяза пробкового, южная граница сплошного распространения ели. Зональное распространение имеют многие виды кустарников и кустарничков.

На территории Беларуси выделяют 3 геоботанические подзоны:

дубово-темнохвойных лесов;

грабово-дубово-темнохвойных лесов;

широколиственно-сосновых лесов.

Первая подзона занимает Белорусское Поозерье и основные высоты Центрального водораздела Беларуси. С юга она ограничена северной границей ареала граба. Леса этой подзоны имеют черты южно-таежных лесов Восточной Европы. Вторая подзона включает северную окраину Приднепровской низменности, южную часть Центрально-Березинской равнины, равнины Предполесья, Неманскую низменность и западную часть Белорусской гряды. Она охватывает центральную территорию между северной границей ареала граба и южной границей сплошного распространения ели. Для нее характерны переходные черты от южно-таежных темнохвойных лесов к западноевропейским широколиственным. Подзона широколиственно-сосновых лесов занимает северную часть Полесской низменности. Характерны грабовые дубравы без ели и примесью широколиственных и мелколиственных пород с богатым подлеском. В подзону грабовых дубрав уже не заходят наиболее характерные таежные виды, но наряду с неморальными видами значительное место в покрове занимают сарматские и понтические виды. [14]

Как экологическая система лес выполняет различные функции, причем значение средозащитной функции леса, т.е. сохранность генофонда флоры и фауны на порядок выше их экономического значения как источника сырья и продуктов. Роль лесов и влияние их на окружающую природную среду многообразно. Значение лесной растительности проявляется в том, что леса:

являются основным поставщиком кислорода на планете;

влияют на водный режим непосредственно лесных и прилегающих территорий;

снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживающих движение подвижных песков;

смягчают климат, и тем самым способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных процессов;

создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение;

являются источником пищевых ресурсов для человека. Лесной покров играет огромную средообразующую роль. [15]

Леса влияют на газовый баланс и состав атмосферы, водный и тепловой режим земной поверхности, формируют и сохраняют почвенный покров, регулируют численность и разнообразие животного мира. Лес дает человеку не только строительный материал и топливо. Он служит источником получения бумаги, скипидара, канифоли, глицерина, моющих веществ, смолы, кормовых дрожжей, хвойно-витаминной муки, дубителей, эфирных масел и многого другого.

Современный естественный растительный покров занимает 67,1% территории Беларуси и представлен лесами (37,0%), лугами (17,2%), болотами (12,4%) и кустарниковыми зарослями (3,0%). Общая площадь земель лесного фонда составляет 8,9 млн га. Благодаря географическому положению и различию природных условий растительный покров характеризуется довольно большой пестротой. Хотя лесами покрыто более 1/3 территории, их распределение очень неравномерно. В настоящее время леса занимают главным образом песчаные равнины и заболоченные низины. Крупных лесных массивов относительно немного, но нет и абсолютно безлесных районов. Самые большие лесные участки сохранились в западной части Гомельской и Могилевской, в восточной части Минской и северо-восточной части Брестской областей.

В некоторых районах Полесья и в бассейне Березины лесистость превышает 50%. [17] Меньше всего лесов в Гродненской области. Почти все леса в той или иной мере вырубались, а затем возобновлялись преимущественно естественным, а также искусственным (с помощью лесных культур) путем. В западной части Беларуси большинство районов сравнительно малолесные. Лесистость здесь в среднем равна 26,4%, причем на Гродненской возвышенности она составляет всего 5,4%. Здесь благодаря своему исключительному значению как охотничьего угодья сохранился единственный крупный лесной массив - Беловежская пуща. Северная часть Беларуси в целом довольно лесистая. Почти сплошные леса покрывают бассейны притоков Западной Двины, Дриссы, Полоты, Сосницы. На Верхнеберезинской низине леса занимают свыше 40, а вместе с болотами около 80% территории. Здесь расположена одна из крупнейших и самых значимых охраняемых природных территорий - Березинский биосферный заповедник. Из всех возвышенностей Беларуси наиболее лесиста Минская, однако ее южная часть малолесна. В восточной части Беларуси леса сохранились отдельными небольшими разобщенными участками и только в южной части - в междуречье Сожа и Беседи - они представлены довольно крупными массивами. На юге Беларуси, в Полесской низменности, лесные массивы соединяются друг с другом почти на всем протяжении с запада на восток, причем западная часть низменности значительно менее лесиста, чем восточная. Наиболее лесиста центральная часть Полесья. Хвойные леса Беларуси представляют формации сосновых и еловых лесов, которые составляют соответственно 57,6 и 9,5% современного лесного покрова. Сосновые леса довольно равномерно распределены по всей В Полесье ельники встречаются изредка небольшими изолированными участками, большинство из которых находятся под охраной как памятники природы. Широколиственные леса в Беларуси представлены дубовыми, ясеневыми, грабовыми лесами и некоторыми другими (кленовыми, липовыми, вязовыми), не имеющими большого влияния в определении общей структуры лесов Беларуси, не представляющими большой научный интерес и нуждающиеся в охране. Важной частью лесных ресурсов являются недревесные ресурсы. К ним относятся пищевые (ягодные, плодовые), лекарственные, технические, кормовые и др. растения и грибы. Из ягодных лесных растений в Беларуси основными являются клюква, черника, брусника, голубика, а из плодовых - рябина, шиповник. Площади грибных угодий составляют 30-35% от площади древостоев.

В настоящее время в структуре лесной растительности Беларуси наблюдается неравномерность распределения лесов: некоторые районы сильно обезлесены. Около 1/5 площади, покрытой лесными насаждениями, находится под лесокультурами, т.е. занято малопродуктивными неполноценными насаждениями. Сокращается площадь насаждений, где преобладают такие хозяйственно важные породы как дуб, граб, ясень и др. В то же время увеличивается площадь под малоценными мелколиственными насаждениями (березняки и осинники). Большая площадь занята молодыми насаждениями.

1.2 Леса как объект использования и охраны. Лесной фонд Беларуси

Лес - охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

По своему народнохозяйственному значению и хозяйственному использованию все леса республики разделены на две группы. К первой группе лесов относятся:

·        леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

·        леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

·        водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);

·        защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

·        санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.). Леса первой группы занимают 4601 тыс. га, или около 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные зоны (26%).

В 2007 г. площадь лесов I и II группы по сравнению с 2006 г. сократилась соответственно на 27,1 и 1,6 тыс. га. Так, в 2007 г. площадь лесов I группы в структуре лесного фонда составляла 4842,9 тыс. га (51,6%), площадь лесов второй группы - 4542,7 тыс. га (48,4% общей площади лесов)

В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса Республики Беларусь от 14 июля 2000 года лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь [4].

Лесной фонд Республики Беларусь состоит из:

- лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

- колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В государственный лесной фонд не входят: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках [5].

Рисунок 1 - Структура лесного фонда Республики Беларусь (в %, по состоянию на 2001 г.)

растительный лес охрана антропогенный

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые несомкнувшимися лесными культурами, и др.).

К нелесным землям относятся земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью и др., а также иные земли в границах лесного фонда (болота, водоемы и водотоки, другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

По состоянию на 01.01.2008 общая площадь земель лесного фонда Беларуси составляет 9385,6 тыс. га, что по сравнению с прошлым годом меньше на 28,7 тыс. га. Это объясняется тем, что в 2007 г. осуществлено изъятие из лесного фонда земельных участков, занятых газопроводами, нефтепроводами, воздушными линиями электропередачи, связи и др., которые переданы специализированным организациям, осуществляющим их обслуживание. Изымались участки лесного фонда во временное пользование под карьеры, реконструкцию и строительство различных объектов не лесохозяйственного назначения.

Одновременно в лесной фонд передавались земли сельскохозяйственных организаций и земли запаса в целях облесения и использования для нужд лесного хозяйства.

В частности, в 2007 г. осуществлялась передача площадей под торфоразработки и карьеры для добычи полезных ископаемых, а также их возврат в лесной фонд по окончании сроков отвода. Возвращенные в состав лесного фонда участки, пригодные для лесовыращивания, были облесены, остальные используются по назначению в соответствии с решениями об их целевом использовании.

Изменения показателей лесного фонда обусловлены деятельностью организаций, ведущих лесное хозяйство и лесозаготовки, естественными процессами роста лесов и катастрофическими явлениями (пожарами, ветровалами и т.п.). В 2007 г. увеличилась площадь лесных, в т.ч. покрытых лесом земель, значительно сократилась площадь нелесных земель. В целом на лесные земли приходится 90,9% всех земель лесного фонда, нелесные составляют - 9,1%.

В Беларуси продолжается тенденция к росту лесистости, которая на 01.01.2008 достигла 38,1%. Данный показатель на 0,1% больше, чем в 2006 г. и на 0,3% больше, чем в 2005 г. С учетом древесно-кустарниковой растительности за пределами земель лесного фонда (517,6 тыс. га), по данным Государственного земельного кадастра Республики Беларусь, общая лесистость территории страны достигла 40,6%. По областям страны лесистость колеблется от 34,0 до 45,5%, а принимая во внимание древесно-кустарниковую растительность за пределами лесного фонда - от 35,5 до 46,4%. Наибольшей лесистостью характеризуются Гомельская и Витебская области [6].

Государственный учет лесов ведется на основе данных лесоустройства, а по лесам, где оно не проведено, - на основе материалов инвентаризации и обследования. Сведения об изменениях в состоянии лесов ежегодно фиксируются предприятиями, учреждениями и организациями, во владении и пользовании которых имеются леса. Данные по всему государственному лесному фонду обновляются, как правило, один раз в пять лет. Наряду с государственным предусмотрено также ведение отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда. Учет осуществляется по единой для всей страны системе, что позволяет получить сводные данные для района, области и страны в целом.

Государственный лесной кадастр - это свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Его ведение осуществляется Министерством лесного хозяйства и его производственно-территориальными органами. Порядок ведения лесного кадастра определяется законодательством.

Предприятия и ведомства, во владении и пользовании которых имеется лесной фонд, носят название лесофондодержателей. Основной лесофондодержатель в Беларуси - Министерство лесного хозяйства. В таблице 1 показано, как распределяется лесной фонд нашей страны между лесофондодержателями [7,8].

Таблица 1 - Ведомственная принадлежность государственного лесного фонда

Министерство, ведомство

Площадь земель лесного фонда


на 01.01.1997

на 01.01.20003

на 01.01.2007

%

тыс. га

%

тыс. га

%

Министерство лесного хозяйства

6649,1

76,6

7979,3

86,3

8131,9

86,4

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

942,7

10,9

-

-

-

-

Министерство обороны

437,4

5,0

286,7

3,1

211,6

2,2

Управление делами Президента

326,3

3,8

663,8

7,2

713,2

7,6

Министерство по чрезвычайным ситуациям

215,4

2,5

216,2

2,3

216,6

2,3

Местные органы исполнительной власти

43,9

0,5

33,1

0,4

71,7

0,8

Министерство образования

24,5

0,3

27,6

0,3

27,8

0,3

Национальная академия наук Беларуси

36,8

0,4

40,8

0,4

41,5

0,4

Всего лесов

9007,0

100

9247,5

100

9414,3

100


Ведущим лесофондодержателем гослесфонда Беларуси является Минлесхоз - 8131,9 тыс. га с общим запасом древесины в 1134,09 млн. м3. В состав Минлесхоза входят шесть областных производственно-лесохозяйственных объединений: Брестское, Витебское, Гомельское, Гродненское, Минское и Могилевское ПЛХО. В свою очередь, областные производственно-лесохозяйственные объединения подразделяются на лесхозы. Всего в системе Минлесхоза имеется 95 лесхозов. Средняя площадь лесхоза составляет 85,3 тыс. га. Лесхозы подразделяются на лесничества.

На названных территориях системы Минлесхоза ведение лесного хозяйства осуществляется на основе ведомственных нормативно-правовых актов, используя принципы постоянства, неистощимости и относительной равномерности лесопользования, что соответствует научным основам лесовосстановления.

Следует особо подчеркнуть, что общая площадь бывших и действующих военных объектов, находящихся под юрисдикцией военного ведомства составляла почти 2% территории республики. Применение же на военных полигонах во время учений тяжелой техники и проведение стрельб приводит к деградации и, как результат, опустыниванию этих земель.

По состоянию на 1 января 2001 года одним из лесофондодержателей являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия - 347,3 тыс. га с общим запасом древесины в 43,16 млн. м3. Это так называемые колхозные леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах.

Вторым по значимости лесофондодержателем республики является Управление делами Президента, государственное регулирование лесохозяйственных мероприятий в котором осуществляет Управление охраняемых природных территорий и лесоохотничьих хозяйств. На его балансе имеется 713,2 тыс. га земель государственного лесного фонда. Это особо охраняемые природные территории.

Согласно Закону Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 23 мая 2000 г.) под этими объектами понимаются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Среди лесохозяйственных предприятий в структуре Управления делами имеются заповедник, национальные парки, а также экспериментальные лесоохотничьи хозяйства.

Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. В Беларуси имеется единственный заповедник - Березинский биосферный заповедник, созданный в 1925 г. для сохранения типичных и уникальных природно-ландшафтных комплексов подзоны широколиственно-еловых подтаежных лесов, изучения в них естественных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы и экологического просвещения.

Законом «Об особо охраняемых природных территориях» определяется, что национальным парком признается территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность для их пользования в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях. В ведении Управления делами имеется четыре национальных парка. Старейшим из них является НП «Беловежская пуща», созданный в 1940 г. для сохранения в естественном состоянии уникальных природных комплексов и объектов беловежского первобытного леса и обеспечения естественных процессов эволюции.

После варварского проведения мелиоративных работ в 1960-е годы на территории Белорусского Полесья и вызванной этим экологической катастрофы в 1969 г. был создан Национальный парк «Припятский» для сохранения в естественном состоянии уникального для Белорусского Полесья ландшафта и изучения на его базе изменений в природе, вызванных осушением деградационных земель Полесской низменности.

В 1995 и 1999 гг. решением Президента Республики Беларусь было объявлено два новых национальных парка Беларуси - «Браславские озера» и «Нарочанский» для эффективного использования рекреационных возможностей природных объектов с аналогичными названиями.

Специфическим лесофондодержателем гослесфонда Беларуси является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которое имеет всего одно лесохозяйственное предприятие - Полесский государственный радиационный заповедник площадью 216,6 тыс. га с запасом древесины в 13,32 млн. м3. Он состоит из 16 лесничеств, 16 мастерских участков, а также 210 обходов. Задачей Полесского заповедника является проведение лесохозяйственных мероприятий по охране и защите леса в зоне эвакуации (отчуждения), т.е. в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, из которой в 1987 г. в соответствии с нормами радиационной безопасности было эвакуировано население.

Правовое положение земель гослесфонда на территории Полесского государственного радиационного заповедника регулируется Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым 12 ноября 1991 г.

Имеются лесохозяйственные предприятия и у местных Советов депутатов. Их общая площадь составляет 71,7 тыс. га земель. Это пригородные и зеленые зоны.

Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле, принятому 4 января 1999 г., земли за пределами городской черты, служащие резервом для расширения территории города, местом размещения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства, а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и являющиеся местом отдыха населения, выделяются, соответственно, в пригородную и зеленую зоны города.

У местных Советов как лесофондодержателя имеется два лесохозяйственных предприятия. Это Минский леспаркхоз Производственного коммунально-унитарного предприятия «Минскзеленстрой», а также Новополоцкий леспаркхоз, проводящий лесохозяйственные мероприятия в зеленой зоне, окружающей Новополоцкий нефтеперерабатывающий комбинат.

Одним из лесофондодержателей гослесфонда республики является Министерство образования - 27,8 тыс. га. Субъектами хозяйствования, осуществляющими лесохозяйственную деятельность в системе Минобразования, являются Негорельский учебно-опытный лесхоз Белорусского государственного университета и Опытный лесхоз Полоцкого лесного техникума.

Последним самостоятельным лесофондодержателем гослесфонда республики является Институт леса НАН Беларуси, на балансе которого имеется 41,5 тыс. га леса. Лесохозяйственными предприятиями, осуществляющими охрану и защиту леса в структуре Института леса, являются Кореневская, Жорновская и Двинская экспериментальные базы, на площадях которых организованы долгосрочные исследования леса в научных целях [9].

2. Лесные ресурсы Беларуси

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Республики Беларусь, лесные ресурсы - запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса [10].

Лесные ресурсы формируются в результате функционирования лесов и включают в себя древесные ресурсы, многообразные недревесные ресурсы леса и рекреационные ресурсы.

Древесные ресурсы. Согласно оценке лесных ресурсов Беларуси, в 2006 г. общие запасы древесины составляли 1467,3 млн. м3, а возможных для эксплуатации - 1197,0 млн. м3.

Таблица 2 - Общие сведения о запасах древесины в Беларуси на 01.01.2007 (по данным Государственного лесного кадастра)

Насаждения

Запас древесины, млн. м3

Возможные для эксплуатации, млн. м3

Основные лесообразующие породы, всего, в т.ч.:

1466,4

1197,0

спелые и перестойные

169,1

135,1

хвойные породы, в т.ч.:

975,7

798,0

спелые и перестойные

77,1

60,4

твердолиственные породы, в т.ч.:

53,8

35,6

спелые и перестойные

10,3

5,5

мягколиственные породы, в т.ч.:

436,9

363,3

спелые и перестойные

81,6

69,3

Прочие древесные породы

0,0

0,0

Кустарники, в т.ч.:

0,9

0,0

спелые и перестойные

0,9

0,0

Всего, в т.ч.:

1467,3

1197,0

спелые и перестойные

169,9

135,1



Запасы древесины в значительной степени определяются возрастным составом, средний возраст белорусских лесов - 51,5 лет. По возрастным категориям и общим запасам насаждений покрытая лесом площадь распределяется следующим образом: молодняки занимают 21,4% площади и составляют 8,7% запаса, средневозрастные - 50,5% площади и 55,1% запаса, приспевающие - 19,0% площади и 24,6% запаса, а на долю спелых и перестойных приходится всего лишь 9,2% площади и 11,6% запаса. В целом удельный вес последних в общем объеме древесных запасов страны в рассматриваемом году увеличился с 11,4 до 11,6% (таблица 2). Количество приспевающих и спелых насаждений определяет возможности дальнейшей эксплуатации лесов [8].

Нормой ежегодного потребления древесины принято считать расчетную лесосеку, которая устанавливается на ревизионный период как по главному, так и по промежуточному пользованиям лесом. Общий ее объем не должен превышать суммарного годового прироста древесины, т.е. в основу положен принцип непрерывности и неистощимости лесопользования.

Недревесные ресурсы леса. Из многообразных недревесных ресурсов леса наибольшее значение имеют следующие.

Ресурсы съедобных грибов. Заготовки съедобных грибов пользуются наибольшим спросом у населения. Они ведутся также и в централизованном порядке, через сеть организации Белкоопсоюза, лесного хозяйства. В последние годы в этот процесс включается все больше фирм. В Беларуси в лесах произрастает свыше 140 видов и форм съедобных грибов. Из них только 30 имеют широкое распространение и лишь десять-двадцать из них представляют интерес для промысловой заготовки. Это прежде всего белый гриб, подосиновик, лисичка, подберезовик, масленок, зеленушка, моховик, грузди.

По экспертным оценкам грибопродуктивная площадь в лесах республики составляет 1424,1 тыс. га с общим средним биологическим запасом около 425 тыс. т [1]. По данным органов статучета, за последние 40 лет в централизованном порядке ежегодно заготавливается в среднем 11,6 тыс. т (в пересчете на свежие). Если учесть, что местным населением и коммерческими структурами соответственно заготавливается в 2 раза больше, то общие заготовки грибов в среднем в год составляют 5860 тыс. т, т.е. около 15% биологических запасов. Лишь в отдельные годы объемы заготовок достигают 20-25%.

Ресурсы дикорастущих ягодников. Это одно из важнейших звеньев пищевых ресурсов леса. Они отличаются повышенной витаминозностью и пользуются широким спросом у населения. Общая ягодоносная площадь в лесах республики составляет 1678,1 тыс. га со среднегодовым биологическим урожаем 401,5 тыс. т в сырорастущей массе [1]. Основные промысловые заготовки дикорастущих ягод приходятся на клюкву, чернику, бруснику, голубику. В незначительных объемах ведутся сборы и заготовки малины, ежевики, смородины. Максимальные ресурсы плодово-ягодных растений расположены на территории Минской (28%) и Гомельской (26%) областей. Наибольшими запасами в целом по республике отмечается черника - 33 тыс. тонн (66%) и клюква - 11,2 тыс. т (22,5%), наименьшими - рябина обыкновенная (1,1 тыс. т, или 2,2%) и голубика (1,3 тыс. т, или 2,6% от биологического запаса всех основных видов).

По объемам заготовок на первом месте находится черника (до 5 тыс. т ежегодно) и клюква (около 1 тыс. т). Брусника в последние годы заготавливается населением в основном для собственных нужд; весьма незначительны заготовки голубики [11].

Ресурсы подсочных промыслов. Этот вид промысла обеспечивает получение ценного пищевого сока и уникального терпенового масла (живицы). Заготовки пищевого сока производятся за счет подсочки березы и частично клена, а живицы - в результате подсочки сосны и ели. Общий сырьевой запас березового сока с учетом состояния и размещения березовых древостоев в среднем составляют 128,9 тыс. т в год. В последние годы объемы добычи этого продукта значительно увеличились и достигли 25-27 тыс. т [1]. Ведутся они в основном силами лесхозов республики.

Рекреационные ресурсы. Леса выступают важнейшим компонентом рекреационных ландшафтов, лесные насаждения обладают исключительно специфическими эстетическими, средообразующими свойствами и в полной мере могут удовлетворять практически все физиологические и санитарно-гигиенические потребности отдыхающих, а в ряде случаев они проявляют высокий фитотерапевтический эффект. Социальная функция лесов является основной при оценке важнейших параметров природного потенциала территорий, пейзажно-эстетических и санитарно-гигиенических свойств, а также их экологической емкости и предельно допустимых нагрузок.

Сейчас происходит очень быстрое увеличение лесных площадей, вовлекаемых в сферу отдыха. По данным [1], в настоящее время для этих целей используется 1314,2 тыс. га лесов, что составляет 17,8% всей лесопокрытой площади республики.

Рекреационные леса представлены 3 основными категориями: леса зеленых зон, выделенных вокруг крупных городов, промышленных и районных центров, а также вокруг крупных железнодорожных узлов; курортные леса выделены вокруг основных курортов республики; леса рекреационных зон национальных парков. Кроме того, отдельную незначительную по площади категорию образуют «городские леса», включающие в себя городские парки и скверы. Их площадь - около 400 га, или 0,03% всех рекреационных лесов Беларуси.

Основные зоны концентрации рекреационных объектов и рекреантов в настоящее время образуют Минская, Гомельская и Брестская городские агломерации; бассейн озера Нарочь; Вилейско-Логойский, Браславский, Несвижско-Налибокский природные лесо-ландшафтные комплексы.

 

 


3. Воздействие антропогенной нагрузки на растительный мир


Начиная с позднего голоцена на развитие и формирование растительного покрова Беларуси стала оказывать существенное влияние деятельность человека. В связи с широким распространением подсечного земледелия начала сокращаться лесистость территории, увеличиваться площадь сельскохозяйственных угодий и открытых пространств. В результате антропогенных воздействий и изменяющихся климатических условий резко изменились состав лесов и соотношение лесообразующих видов: уменьшились площади, занятые широколиственными и еловыми лесами, и соответственно увеличились площади сосновых и мелколиственных лесов.

В современных условиях на естественных ход развития растительного покрова Беларуси помимо природно-экологических, существенное влияние оказывают антропогенные факторы. Согласно В.Н. Сукачеву, Е.М. Лавренко, П.Д. Ярошенко, А.П. Шенникову, В.Д. Александровой, А.А. Ниценко, в развитии растительности в разных вариантах выделяются сингенетические смены (процесс начального возобновления и формирования растительности), эндоэкогенетические (указанный процесс протекает естественным путем) и экзоэкогенетические (он отклоняется под влиянием внешних причин).

Лесопользование означает извлечение из собственно лесов и лесных угодий материальных и нематериальных благ [20]. Различают общее и специальное лесопользование.

Под общим лесопользованием понимается пользование составляющими компонентами леса без оплаты. Это заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, прочих пищевых лесных ресурсов, а также использование леса в оздоровительных, санитарно-гигиенических, спортивных, туристических и других рекреационных целях. Однако данное общее лесопользование может быть ограничено в порядке, предусмотренном законодательством, в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Специальное лесопользование осуществляется на основании разрешения (лицензии, лесорубочного билета, ордера или лесного билета) за оплату. Сюда относится заготовка древесины, живицы, других второстепенных лесных ресурсов, некоторые побочные виды лесопользования. Оно осуществляется с соблюдением принципов обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды, обеспечения условий для воспроизводства лесов, платности, соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки, а также соблюдения целостности землепользования [21].

Лесное законодательство предусматривает следующие виды лесопользования в лесном фонде республики:

·        заготовка древесины;

·        заготовка живицы;

·        заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

·        пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

·        пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских, туристических и учебно-опытных целях;

·        пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

·        побочное лесопользование.

Основное лесное пользование - это пользование древесиной. В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Республики Беларусь [22], лесосечный фонд образуется из запасов древесины спелых и перестойных древостоев, предназначенных к вырубке. Лесосечный фонд планируется к вырубке в соответствии с потребностями в древесине населения, промышленных предприятий и организаций.

Заготовка древесины осуществляется в порядке главного и промежуточного пользования (рисунок 2). При этом главное пользование древесиной происходит за счет разных видов и способов рубок спелого и перестойного леса, регламентированных действующим Постановлением «О возрасте рубок леса (лесных пород по рубкам главного пользования)» [23]. Рубки главного пользования не проводятся в лесах I группы, расчетная лесосека для них не устанавливается. Объемы рубок в лесах II группы лимитируются расчетной лесосекой.

Расчетная лесосека - норма ежегодной заготовки древесины, устанавливаемая для рубок главного пользования. Она определяется в каждом лесхозе дифференцированно и устанавливается лесоустройством.

В 2008 году использование расчетной лесосеки в лесах, находящихся в ведении Минлесхоза, составило 80,8%, в т.ч. по хвойному хозяйству - на 92%, твердолиственному - на 94,6%, мягколиственному - на 72,8%.

Отпуск древесины на корню в 2008 году составил 6011,2 тыс. м3.

В 2008 году предприятиями отрасли реализовано 8 млн. м3 древесины, из них:

поставлено на экспорт - 1,5 млн. м3;

продано на бирже на внутреннем рынке - 1,6 млн. м3;

по гражданско-правовым договорам и заявкам - 4 млн. м3;

направлено для переработки в деревообрабатывающих цехах - 0,9 млн. м3.

Из выделенной Минлесхозом облисполкомам древесины, сельскохозяйственным организациям, физическим лицам и для строительства жилья в сельской местности реализовано 0,5 млн. м3 деловой древесины и 118,4 тыс. м3 пиломатериалов [11].

Промежуточное пользование древесиной происходит до главного в течение всей жизни леса в результате рубок ухода в молодняках и прореживаний, а также санитарных рубок ослабленных и заболевших насаждений. Основной задачей промежуточного пользования лесом является формирование и выращивание высокопродуктивных, устойчивых целевых насаждений с хорошими экологозащитными функциями. Объемы рубок и требования к их проведению зависят от состояния лесного фонда.

Порядок проведения рубок ухода регламентируется «Наставлениями по рубкам ухода в лесах Беларуси», в которых определены их методы, интенсивность и повторяемость, а также сроки их проведения, очередность назначения деревьев в рубку, нормативы выборки в зависимости от состава насаждений и т.п.

Рубки ухода являются основным лесоводческим приемом, направленным на улучшение товарной структуры древостоев и сокращение сроков выращивания, а также служат дополнительным источником получения древесины (40-50% от главного пользования). Периодическими уходами можно поддерживать густоту, близкую к оптимальной, формировать необходимый состав насаждения, способствовать повышению его устойчивости, повысить количество деревьев без дефектов. Относительно редко, но все же встречаются и отрицательные выводы о влиянии рубок леса, что часто объясняется неверными технологическими решениями.

Базой для определения объемов рубок ухода являются материалы лесоустройства по учету лесного фонда, площадь насаждений в каждой группе возраста в разрезе пород, наличный запас, полнота и необходимый справочный материал. Увеличение объемов рубок ухода требует совершенствования системы переработки древесного сырья. Переработка крупной и частично средней древесины в Беларуси организована на хорошем уровне. Мелкотоварная же, из-за недостаточной оснащенности предприятий оборудованием для ее переработки, используется не в полной мере. Основная часть нереализованной древесины приходится на эту категорию.

Промежуточное пользование не ограничивается только рубками ухода. Рубки обновления и переформирования насаждений относятся к уходу за лесом и могут проводиться в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, где запрещены рубки главного пользования.

Рубки обновления - это рубки омоложения насаждений, которые по породному составу отвечают целевому назначению, но с возрастом утрачивают свои основные функции, а рубки переформирования - это рубки, обеспечивающие перевод одновозрастных насаждений в разновозрастные, а также чистых перестойных - в смешанные и сложные.

В практике лесного хозяйства, наряду с указанными рубками, осуществляются и другие виды, которые относятся к категории «прочих рубок» [24]. Они проводятся в древостоях всех возрастных групп. Одни виды этих рубок являются плановыми и проводятся на основании утвержденного плана лесохозяйственных мероприятий, составленного в соответствии с проектом организации ведения лесного хозяйства на ревизионный период: разрубка и расчистка квартальных и граничных просек, противопожарных разрывов, выкладка ловчих деревьев, выборка свежезараженных деревьев, очистка леса от захламленности и пр. Другие виды прочих рубок проводятся в связи с возникшей необходимостью: сплошные санитарные рубки, уборка ветровала и бурелома и т.д. Третьи виды прочих рубок проводятся на основании запросов организаций, оформленных в установленном порядке и связанных с отчуждением участков леса из состава государственного лесного фонда и трансформацией их в другие виды пользований: разрубка трасс для линий электропередачи, линий связи, газонефтепроводов, каналов мелиоративной сети, для строительства мест отдыха и промышленных предприятий.

Организация лесного хозяйства на принципах рационального и неистощительного лесопользования позволит обеспечить потребность страны в древесине и сохранить наши леса для будущих поколений как источник экономического и экологического благополучия [25].

Рисунок 2 - Динамика среднегодовых объемов рубок леса и их прогноз до 2010 г. (по данным Минлесхоза), млн. м3 ликвида

Заготовка живицы и подсочка деревьев осуществляются в соответствии постановления Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. №55 «Об утверждении Инструкции о правилах подсочки и заготовки живицы сосновых древостоев» [26].

Подсочка - это регулярное нанесение на дереве, преимущественно на сосне, реже ели, лиственнице, пихте, в определенном порядке специальных ранений с целью получения натурального смолистого вещества, называемого живицей. При нанесении искусственных ранений на березе, клене и некоторых других лиственных породах получают сахаристые соки.

Из живицы при ее лесохимической переработке получают ценные продукты - канифоль и скипидар, которые применяются во многих отраслях народного хозяйства и служат сырьем для химических производств. Основными потребителями являются бумажная, электротехническая, резиновая, лакокрасочная, пластмассовая, пищевая и другие промышленности. Скипидар используется в народной медицине, химико-фармацевтической, текстильной, парфюмерной и другой промышленности [27].

В подсочку передаются участки спелых и перестойных сосновых древостоев, а при недостатке спелых и значительном количестве приспевающих - приспевающие древостои для обеспечения 10-15-летнего срока подсочки назначения в рубку главного пользования на срок до 15 лет.

Подсочка сосновых древостоев в лесах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляется в соответствии с Правилами ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденными постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 15 января 2001 г. №1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №35, 8/5440).

Сроки подсочки сосновых древостоев устанавливаются: в лесах первой группы не более 10 лет, в лесах второй группы не более 15 лет. Подсочка приспевающих сосновых древостоев допускается за 5 лет до достижения возраста рубки главного пользования для обеспечения 15-летнего срока подсочки при недостатке спелых и значительном наличии приспевающих древостоев, которые предназначаются для рубки главного пользования и включены в ведомость рубки главного пользования.

Подсочка сосновых древостоев в 2005 г. осуществлялась на площади 30,8 тыс. га из 101,5 тыс. га возможных. Заготовлено 7,2 тыс. т живицы и 7395 т березового сока [28].

Побочные лесные пользования предусматривают заготовку второстепенных лесных ресурсов: коры, ветвей, хвои, листьев, почек, цветков, семян, орехов, пней, корней, лесной подстилки, грибов, травы для сенокошения и пастьбы скота, лекарственных, кормовых и технических растений, ягод, мха и др. Не являются побочными лесными пользованиями те, которые хотя и осуществляются в лесах, но относятся не к лесному, а к иным отраслям народного хозяйства. Например, разработка торфяников промышленного значения, добыча полезных ископаемых на территории гослесфонда.

Заготовка второстепенных лесных материалов для промышленной переработки и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу. Побочные лесные пользования осуществляются самими лесхозами, специальными заготовительными организациями, местным населением. Сенокосы и пастбища на землях гослесфонда значительно пополняют фонд сенокосных и пастбищных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Ежегодно на землях лесного фонда Беларуси произрастает до 50 тыс. т ягод и плодов, около 60 тыс. т съедобных грибов и примерно 90 тыс. т лекарственного сырья; биологические ресурсы березового сока составляют 480 тыс. т.

Более 360 видов растений болот и лесов широко используются в научной и народной медицине, и в настоящее время около 30% лекарств производится из растительного сырья. Многие продукты леса, прежде всего ягодные растения семейства Брусничные (клюква, черника, брусника, голубика), и грибы богаты биологически активными веществами, обладающими капиляроукрепляющим, тонизирующим, противовоспалительным, бактерицидным, кроветворным, противоопухолевым и антирадиантным действием. Плоды клюквы, черники, голубики, брусники и многие виды лесных съедобных грибов в достаточном количестве содержат важнейшие компоненты антиокислительной системы (аминокислоты и минеральные вещества), способствующие выведению радионуклидов из организма и позволяющие в определенной степени оказать положительное влияние на укрепление иммунной системы человека.

Из более чем 200 видов съедобных грибов, произрастающих в белорусских лесах, заготавливается немногим более 20 видов: белый гриб, лисичка настоящая, подосиновик, подберезовик, масленок, козляк, сморчок конический, сморчковая шапочка, строчок обыкновенный, рыжик, груздь желтый, груздь черный, волнушка розовая, гладыш, горькуша, валуй, сыроежки, скрипица, серушка, краснушка, опенок осенний, рядовка, зеленушка.

Важным видом побочного пользования лесом, который имеет большое экономическое и природоохранное значение, является пчеловодство. Медопродуктивность лесных угодий лесфонда оценивается в 36 тыс. т, в т.ч. 27,2 тыс. т - экологически чистые ресурсы. По расчетным данным возможное к содержанию количество пчелосемей в лесах лесфонда может составить 180 тыс. шт. Фактическое наличие пчелосемей в системе Минлесхоза составляет порядка 8-10 тыс. шт. Выход товарного меда на одну пчелосемью в среднем составляет 4-5 кг. Рентабельность пчеловодства колеблется по производственным лесохозяйственным объединениям от 20 до 45%.

В последние годы увеличился экспорт пищевых и лекарственных продуктов леса: за рубеж реализуется около 80% грибной продукции (в основном лисичка настоящая и белый гриб) и более 30% дикорастущих плодов и ягод (главным образом черника).

Для обогащения лесов промысловой дичью организуются специализированные лесоохотничьи хозяйства на основании договоров аренды сроком не менее 10 лет. Арендаторы должны получить в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ специальное разрешение (лицензию) на пользование животным миром.

Существует перечень диких животных, являющихся объектами охоты на территории Беларуси, а также диких животных, добыча которых допускается только по разовым разрешениям вышестоящих органов [20].

Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (СИТЕС) - это международное правительственное соглашение, которое было подписано 3 марта 1973 года в Вашингтоне во время встречи представителей 80 стран, а в силу оно вступило 1 июля 1975 года - после того, как его ратифицировало десятое государство. Для Беларуси Конвенция СИТЕС вступила в силу в 1995 году. В настоящее время участниками этого международного соглашения являются более 160 стран. Его главная цель - гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создает угрозы их выживанию. Конвенция гарантирует различные степени защиты для более чем 33 тысяч видов животных и растений. Положения Конвенции применяются к живым и мертвым животным и растениям, а также к их частям и продукции из них. СИТЕС запрещает торговлю почти 900 видами, которым грозит вымирание. Торговля другими видами, включенными в приложения Конвенции, разрешена, но строго контролируется. Сотрудники таможни на границе могут конфисковать любое животное или растение, включенное в СИТЕС, если при нем нет соответствующих сопроводительных документов. Дополнительно к большому штрафу нарушитель должен оплатить стоимость всех сопутствующих изъятию процедур, а в случае, если это живые растения и животные - также расходы на их содержание и возвращение в страну экспорта. В расследованиях таких нарушений принимает участие Интерпол.

Разрешения СИТЕС необходимо иметь при ввозе и вывозе:

- живых животных и растений, обозначенных в списках приложений Конвенции;

шкур и изделий из крупных кошачьих, таких как тигры, гепарды, леопарды, ягуары и т.д.;

традиционных восточных лекарств, содержащих части видов, находящихся под угрозой исчезновения (например, кости тигра, рог носорога, желчь медведя);

шкур тюлений, китов, крокодилов, крупных ящериц, змей и изделий из них;

изделий из слоновой кости, панцирей черепах и кораллов;

раковин королевской и гигантской улиток и изделий из них;

изделий из черного дерева;

кактусов, орхидей и некоторых других декоративных растений, изъятых из живой природы;

мяса и икры осетровых;

других изделий, произведенных из видов, находящихся под угрозой исчезновения [29].

Предоставление участков лесного фонда юридическим лицам для осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях осуществляется в соответствии с частями четвертой и пятой статьи 41 Лесного кодекса Республики Беларусь [22].

На этих участках лесного фонда могут быть ограничены или запрещены виды лесопользования, предусмотренные статьей 36 настоящего Кодекса, если они не совместимы с целями проведения научно-исследовательских работ и учебно-опытного процесса.

Порядок предоставления участков лесного фонда юридическим лицам для осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях и порядок пользования этими участками определяется Правительством Республики Беларусь.

На участках лесного фонда, предоставленных для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков и культурно-бытовому обслуживанию граждан при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

Правила пользования участками лесного фонда для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.

Антропогенные изменения растительности под влиянием осушения земель

Значительный экономический и экологический ущерб болотным лесам принесла осушительная мелиорация. Недревесные растительные ресурсы болотных почв изучены еще недостаточно, но по оценкам ученых наиболее ценными являются ресурсы клюквы, голубики, брусники, черники. Внимательное изучение последствий осушительной мелиорации показало, что многие проекты гидротехнической мелиорации лесных земель были составлены без учета природно-ресурсного потенциала естественных болотных лесов, не была учтена также их важнейшая водоохранно-защитная роль. [3]

Заметные осушительно-мелиоративные работы в Беларуси, главным образом в Полесье, начались со второй половины XVIII в. В результате экстенсивных работ, снизивших общую обводненность территории, произошло некоторое изменение естественной растительности Полесья: несколько снизился общий запас и улучшился качественный состав лесных, болотных и луговых фитоценозов и сократилась площадь трясин; болотные тростниковые, хвощевые, крупноосоковые ассоциации на низинных и переходных болотах сменились луговыми - манниковыми, мелкоосоковыми и осоково-злаковыми ассоциациями, черноольховыми и пушистоберезовыми лесами; значительно увеличились площади черноольшанников и березняков (крапивных, папоротниковых и осоковых), а также других лесных формаций; повысилась продуктивность их древостоев. Эти изменения растительности Полесья под влиянием экстенсивного осушения в целом можно рассматривать всего лишь как частное проявление ускоренного процесса ее естественного развития.

В результате осушения покрытых лесом болот на месте коренных типов леса и ассоциаций образуются производно-мелиоративные типы и ассоциации, относящиеся к той же или другой лесной формации. Полностью изменяются их флористический состав и геоботаническая структура. Наряду с деградацией низших ярусов (травяного и мохового) частично или полностью меняется древесно-кустарниковый ярус, в первую очередь его состав, повышается или понижается продуктивность. Процесс смены лесных фитоценозов зависит от степени осушения и типа лесных болот. На низинных болотах он протекает за более короткий период, чем на верховых и переходных.

На водораздельных участках с минеральными почвами антропогенные изменения выражаются в последовательном смещении в экологическом ряду типов леса и ассоциаций от влажных к более сухим. Как правило, процесс смены лесных фитоценозов протекает очень длительно. В первую очередь эти изменения сказываются на продуктивности эдификаторов древесного яруса. Состав эдификаторов древесного яруса изменяется медленно, особенно в экотопах с высоким уровнем грунтовых вод. Из всех лесных формаций наиболее заметному влиянию при осушении смежных территорий подвержены ельники, находящиеся в Полесье на границе естественного произрастания. В приручейно-травяных, крапивных, черничных и даже кисличных типах леса на третий-пятый годы после осушения объектов, расположенном на значительном удалении, отмечено массовое усыхание ели обыкновенной на водоразделах, вызванное резким снижением уровня грунтовых вод в результате осушения болот и заболоченных земель. [18]

Антропогенные изменения растительности под влиянием сельскохозяйственного освоения земель

Сельскохозяйственное освоение осушенных земель наряду с осушением - мощный антропогенный фактор, вызывающий прямое уничтожение естественных растительных сообществ и отдельных видов растений и полное их замещение агрофитоценозами. Данное освоение осушенных торфяно-болотных почв, с одной стороны, способствует прямому уничтожению многих гигрофильных и более мезофильных видов растений естественной флоры, а с другой - проникновению сюда новых адвентивных видов и общей синантропизации флоры данного региона. Процесс замещения коренных естественных фитоценозов зависит в первую очередь от эдафо-экологических уловий объекта мелиорации, степени и времени действия гидротехнических мелиоративных систем. [14]

Строительство дорог и населенных пунктов

Проблема последствий воздействия автомагистралей на придорожную растительность приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с бурным ростом парка автотранспорта, развитием инфраструктуры дорог, изменением технологий их содержания. Воздействие на лесные сообщества складывается как многофакторное негативное влияние дороги, где смешиваются собственный эффект дороги с последствиями множества сопутствующих факторов, усиливающихся в результате загрязнения, трансформации местообитаний, изоляции массивов дорожной сетью, рекреации и пр. В результате вдоль дорог ускоряются процессы преобразования видового состава лесных сообществ, которые распространяются в глубину массива и могут привести к необратимым изменениям жизнеспособности популяций отдельных видов растений и структуры их сообществ, а в конечном итоге - к утрате стабильности экосистем.

Беларусь располагает разветвленной сетью дорог протяженностью более 75 тыс. км. За последние годы многие автомагистрали реконструированы, вследствие чего расширенными трассами и дорожными инженерными сооружениями нарушены сложившиеся условия функционирования придорожных экосистем, что неизбежно приводит к обострению экологической ситуации в насаждениях. [19]

Антропогенное воздействие на лесные биогеоценозы в придорожных зонах вызывает перестройку фитоценотической организации. Степень трансформированности придорожных лесов находится в прямой зависимости от категории дороги. В лесных сообществах вдоль дорог, интенсивность которых не превышает 10000 авт./сут. (при технологии их обслуживания, соответствующей данному уровню нагрузки), происходящие процессы напоминают ход естественных природных сукцессий, характерных для конкретных условий произрастания. Дигрессивные процессы выражены главным образом у лесных опушек или обусловлены деятельностью, не связанной с собственно функционированием дороги.

Очень важно понимать, что автодорожное воздействие наносит долговременный ущерб видам, популяциям и сообществам, и динамические процессы в экосистемах могут носить характер как направленной трансформации с необратимыми изменениями структуры фитоценозов, так и кратковременного и обратимого отклика биоты на воздействие, критерии отличия которых возможно установить только при проведении длительных регулярных наблюдений.

Строительство дорог и населенных пунктов обеспечивает условия для развития и продвижения видов ксерофитной (псаммофитной) синантропной и рудеральной флоры. Песчаные насыпи и откосы грунтовых, шоссейных и железных дорог, хорошо дренируемые и глубоко прогреваемые, для термофильных ксерофильных видов являются в известной мере аналогами степных и полупустынных местообитаний.

Пожары

К числу важных факторов, влияющих на характер образующихся в экосистеме сообществ, следует отнести пожары. Дело в том, что некоторые территории регулярно и периодически подвергаются пожарам. По мере роста автомобилизации населения лесные пожары, возникающие из-за неосторожного обращения с огнем, вблизи автомагистралей в наиболее посещаемых светлохвойных лесах стали частым явлением. [30] В хвойных лесах, произрастающих на юго-востоке США, и безлесых саванах, а так же в степной зоне пожары - весьма распространённое явление. В лесах, где пожары случаются регулярно, деревья обычно имеют толстую кору, которая делает их более устойчивыми к огню. Шишки некоторых сосен, например сосны Банкса лучше всего высвобождают семена, когда нагреваются до определённой температуры. Таким образом, семена высеваются в то время, когда другие растения кон курирующие с ними за жизненное пространство, гибнут в пожарах. В некоторых случаях почва после пожаров обогащается биогенными элементами, такими, как фосфор, калий, кальций, магний. В результате животные, пасущееся на подвергающихся периодическим пожарам участках, получают более полноценное питание. Человек, предотвращая естественные пожары, тем самым вызывает изменения в экосистемах, для поддержания которых требуется периодические выгорания растительности. В настоящие время пожары стали весьма распространённым средством контроля за развитием лесных массивов, хотя общественное сознание с трудом свыкается с этой мыслью. [31]

Гомельским облкомитетом проводится целенаправленная и системная работа по профилактике возникновения и распространения лесных, торфяных и других пожаров, недопущению выжигания сухой растительности. Под постоянным контролем находятся вопросы соблюдения субъектами хозяйствования и гражданами требований пожарной безопасности в лесах, на торфяниках и на других территориях области. [32]

 

 


4. Мероприятия по охране лесных ресурсов


Охраной объектов растительного мира в Законе «О растительном мире» [34] признается комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия. [33]

Правовая охрана и защита лесного фонда

В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Республики Беларусь все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Осуществление комплекса мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с вредителями и болезнями леса обеспечивают Совет Министров - Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Минлесхоз и его территориальные органы в соответствии с Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Для охраны и защиты лесов, в том числе животного мира, государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в нашей стране создается государственная лесная охрана порядке, определенном Президентом Республики Беларусь. Работники лесной охраны в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах ее компетенции обязаны:

предотвращать и пресекать нарушения лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, обеспечивать правопорядок на территории лесного фонда;

осуществлять меры по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров и их ликвидации, недопущению незаконных порубок, браконьерства, предотвращению загрязнения лесов химическими и радиоактивными веществами, отходами, а также по защите лесов от вредителей и болезней;

осуществлять контроль за организацией и осуществлением лесопользования, соблюдением санитарных правил в лесах;

при исполнении служебных обязанностей иметь при себе и показывать по требованию служебное удостоверение;

выполнять иные обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В тех же целях организуется авиационная охрана, которая осуществляется специализированными подразделениями Минлесхоза. Зона авиационной охраны лесного фонда определяется Минлесхозом по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

В соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбе с ними, а также с вредителями и болезнями леса:

организуют ежегодную разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и лесопользователями мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах;

ежегодно до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные противопожарные мероприятия;

организуют привлечение в установленном порядке граждан, противопожарной техники, транспортных и других средств юридических лиц для тушения лесных пожаров, обеспечение лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

предусматривают на периоды особо высокой опасности возникновения пожаров в лесах создание из привлекаемых сил и средств пожарных подразделений и обеспечивают содержание их в готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

оказывают содействие в строительстве дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов, в завозе горючего и смазочных материалов в районы действия подразделений авиационной охраны лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;

организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

оказывают содействие в проведении работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов.

На сохранение и улучшение состояния лесных ресурсов положительное влияние оказывают восстановительные меры. Так, в соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и лесопользователи обязаны осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качества лесов, направленные на осуществление системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования лесосеменной базы на селекционно-генетической основе.

Кроме того, в целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов [4].

Статья 18. Охрана объектов растительного мира

Охране подлежат объекты растительного мира, расположенные в границах любых земельных участков и (или) водных объектов, за исключением тех, в границах которых разрешено удаление объектов растительного мира. Охране также подлежат все объекты растительного мира, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Охрана объектов растительного мира осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, пользователями объектов растительного мира, пользователями земельных участков или водных объектов, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира.

Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем: установления нормативов на обращение с объектами растительного мира; установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира; предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира; поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира; предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров; резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий; установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; создания ботанических коллекций, в том числе дикорастущих растений, а также специализированных объектов (ботанических и дендрологических садов, питомников, оранжерей и др.) по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания; организации научных исследований, направленных на обеспечение рационального обращения с объектами растительного мира; проведения государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованных повреждения или уничтожения объектов растительного мира; создания системы мониторинга растительного мира, ведения государственного учета и государственного кадастра растительного мира, осуществления государственного контроля в области обращения с объектами растительного мира; информирования юридических лиц и граждан о состоянии объектов растительного мира и об обращении с ними; пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экологической культуры; установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире; принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


Заключение

растительный лес охрана антропогенный

В 2003 году был принят Закон РБ «О растительном мире», а затем нормативные и технические акты, регламентирующие многие частные вопросы правового регулирования в этой области. Начата практическая работа по первичному обследованию территории страны с целью ведения Государственного кадастра растительного мира.

Дальнейшее развитие получила система мониторинга растительного мира, включающая в настоящее время подсистемы мониторинга луговой и водной растительности, а также частично представленная в системе лесного мониторинга. Впервые в Беларуси в 2004 году выделены и описаны 10 ключевых ботанических территорий, ставшие частью общеевропейской сети IPA.

Основными направлениями стратегии и плана действий по охране растительного мира на ближайшие годы должны стать:

продолжение инвентаризации видового богатства растительного мира (в первую очередь - грибов и водорослей);

разработка рекомендаций по охране и планов действий по восстановлению популяций видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;

разработка предложений по оптимизации охраны растений и растительных сообществ на особо охраняемых природных территориях, развитие системы IPA;

продолжение работ по формированию Генетического банка дикорастущей флоры;

оценка масштабов, характера проникновения чужеродных инвазийных видов растений в природные экосистемы Беларуси, степени их вредности и разработка комплекса мер по снижению ущерба от них;

обследование территории республики с целью ведения государственного кадастра растительного мира;

обеспечение функционирования и развитие системы мониторинга растительного мира, включая разработку методик, программ и формирование сетей мониторинга охраняемых видов растений и грибов, защитных древесных насаждений и зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

оценка влияния автомобильных дорог на растительный мир и разработка предложения по природоохранным мероприятиям в зоне их воздействия;

расширение использования ресурсов растительного мира на основе принципов равномерного пользования и расширенного воспроизводства растительных ресурсов. [7]

Список использованных источников


1 Голод, Д.С. Растительные ресурсы Беларуси, их состояние и рациональное использование [Текст] / Д.С. Голод // Природные ресурсы, №1. - Мн.: Наука и техника, 1999. - С. 88-101

Ипатьев, В.А. Лесные ресурсы Беларуси: состояние, перспективы / В.А. Ипатьев / Природные ресурсы №1, 1997.

Петров-Рудаковский, А.П. Эколого-экономические проблемы лесов Беларуси / А.П. Петров-Рудаковский, Л.В. Рудаковская // Экологические проблемы Полесья и сопредельных территорий: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Гомель, октябрь 2004 г. - Гомель, 2004. - 291 с.

Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебник / Д.М. Демичев. - Минск: Высшая школа, 2007. - 494 с.

Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. - Мн.: Ураджай, 2000. - 354 с.

Минприроды за 2007 г.

Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь / сост. Белый О.А., Савастенко А.А. - Мн.: РУП «Бел НИЦ «Экология», 2005. - С. 38-39

Минприроды за 2006 г.

Ермолинский, П.М. Проблемы борьбы с лесрнарушениями: монография / П.М. Ермолинский. - Мн.: Тесей, 2005. - 173 с.

Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №70. 2/195.

www.mlh.by

Астапович, А.В. Сосновые леса Белорусского Полесья / А.В. Астапович // Проблемы лесоведения и лесоводства: Сборник научных трудов ИЛ НАН Беларуси. Выпуск 67. - Гомель: ИЛ НАН Беларуси, 2007. - С. 9-14

Бурак, Ф.Ф. Проблемы лесоведения и лесоводства [Текст]: Сборник научных трудов ИЛ НАН Беларуси /Ф.Ф. Бурак, Е.А. Усс, О.М. Луферов. - Гомель: ИЛ НАН Беларуси, 2007. - 439 с.

Лемеза, Н.А. Геоботаника. Учебная практика [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Лемеза, М.А. Джус. - Минск: Выш. шк., 2008. - 255 с.

Голод, Д.С. Вопросы выполнения Плана действий по сохранинию и использованию ресурсов растительного мира [Текст] / Д.С. Голод, Г.Ф. Рыковский // Природные ресурсы, №3. - Мн.: Наука и техника, 1998. - С. 38-44

(www.bankreferatov.ru)

Парфенов, В.И. Антропогенные изменения флоры и растительности Белоруссии [Текст] / В.И. Парфенов, Г.А. Ким, Г.Ф. Рыковский. - Мн.: Наука и техника, 1985. - 296 с.

Вознячук, И.П. Трансформация лесной растительности вдоль автомобильных дорог различных категорий / И.П. Вознячук, Н.Л. Вознячук, О.Е. Ефимова // Проблемы лесоведения и лесоводства: Сборник научных трудов ИЛ НАН Беларуси. Выпуск 68. - Гомель: ИЛ НАН Беларуси, 2008. - 743 с.

Дашкевич, Е.В. Лесное право и лесная политика / Е.В. Дашкевич. - Мн., 2004. - 315 с.

Ермолинский, П.М. Лесное право Республики Беларусь / П.М. Ермолинский. - Минск: Тесей, 2007. - 248 с.

Лесной кодекс РБ

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. №1765 «О возрасте рубок леса (лесных пород по рубкам главного пользования)» - www.bankzakonov.com

Природная среда Беларуси: Монография / Под ред. В.Ф. Логинова; НАН Беларуси. Институт пробл. использования природных ресурсов и экологии. - Минск: НОООО «БИП-С», 2002. - 424 с.

Багинский, В.Ф. Промежуточное пользование древесиной в лесах Беларуси и перспективы его развития / В.Ф. Багинский, А.М. Кожевников, П.В. Колодий, Л.Д. Есимчик / Природные ресурсы №4, 1998 г.

Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. №55 «Об утверждении Инструкции о правилах подсочки и заготовки живицы сосновых древостоев» - www.bankzakonov.com

Набатов, Н.М. Лесоводство: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: МГУЛ, 2002. - 192 с.

Минприроды за 2005 г.

Куклов, В. Дикие страсти / Народная газета 16 Июль 2009 г., Четверг, №131 (5046)

Королев, Г.М. Новая технология и техническое средство для повышения пожароустойчивости светлохвойных насаждений [Текст] / Г.М. Королев, Ф.М. Овчинников // Проблемы лесоведения и лесоводства (Институту ИЛ НАН Беларуси - 75 лет): Сборник научных трудов ИЛ НАН Беларуси. Выпуск 63. - Гомель: ИЛ НАН Беларуси, 2005. - 535 с.

Новиков, Ю.В. Окружающая среда и человек [Текст] / Ю.В. Новиков, Д.П. Никитин. - Москва: «Высшая школа», 1986. - 415 с.

Акушко, А.Г. Охрана и использование растительного и животного мира на территории Гомельской области [Текст] / А.Г. Акушко // Современное состояние растительного и животного мира стран Еврорегиона «Днепр», их охрана и рациональное использование, 14-16 ноября 2007 года.: [материалы] / редкол.: А.Н. Кусенков (отв. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. - 388 с.

Шахрай, И.С. Обращение с объектами растительного мира: проблемы правового регулирования / И.С. Шахрай // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики. - Минск, 2005. - С. 233-241.

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. №205-3 «О растительном мире» [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http: // www.pravo.by/webnpa/text.asp? RN. - Дата доступа: 27.06.09.

Похожие работы на - Оценка состояния ресурсов растительного мира Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!