Нормы международного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормы международного права















Нормы международного права

ВВЕДЕНИЕ

норма международный право

Вооруженные конфликты XX века имели различные масштабы и по существу продолжались непрерывно. Фактически все передовые достижения науки и техники использовались военных целях. Военный потенциал многих развитых стран достиг огромных размеров и стал представлять опасность для человечества. Хранимые в настоящее время государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля, поэтому крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. Необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось на первый план, в результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право.

Особое значение приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств. Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым. Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка "является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней". Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический.

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Ее специфика определяется тем, что она является элементом особой правовой системы.

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами. Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. Есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре и нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые - те же правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение.

Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Создатели международно-правовых норм и те, кто их применяет, как правило, одни и те же лица, причем в основе создания норм международного права, как и в основе определения конкретных мер ответственности в случае их нарушения (а это один из вариантов их применения), лежит соглашение между их создателями. Поэтому несущественно, предусмотрены ли заранее те или иные меры ответственности в случае нарушения международно-правовых норм (в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением после совершения нарушения (если санкции носят неопределенный характер).

Международное право имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в международном общении, так и во внутри государственной сфере.

Сегодня общее состояние международно-правового регулирования, его место в правовой системе Российской Федерации, нормативное содружество международных договоров и российского законодательства предопределяют весомую ценность международного права.

В современный период на содержание международно-правового регулирования существенное влияние оказывают такие факторы, как расширение круга субъектов международного права, масштабный характер научно-технической революции, усиление влияние международного общественного мнения, устойчивая тенденция к демократизации международной и внутригосударственной жизни, развитие механизмов защиты прав человека. Все больше проявляет себя тенденция юридического обеспечения интересов международного сообщества в целом. Существенные изменения происходят в механизме норм международного права. Возникла такая функция международного права, как содействие становлению и развитию демократического правового государства. Ощутима потребность в усилении роли Организации Объединенных Наций (ООН) в решении глобальных проблем. Возрастает значение международных судов.

Эти процессы способствуют все более активному применению норм международного права в правовой системе России, благодаря чему открываются широкие возможности для использования потенциала, заложенного в высокой социальной ценности международного права, в практической деятельности органов, организаций и учреждений в сфере внутригосударственных отношений.

Нормы международного права призваны участвовать в правоприменительном процессе, т. е. в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, судов - конституционных (уставных), общей юрисдикции, арбитражных, прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, адвокатуры, юридических служб хозяйственных, банковских и иных структур. Знание международных норм, умение их толковать и применять в совокупности с российским законодательством - непременное условие правомерной и эффективной работы указанных субъектов. В свете вышеизложенного данная тема несомненно актуальна на сегодняшний день.

Цель настоящей работы состоит в раскрытии понятия и сущности международно-правовой нормы, ее структурированных особенностей, способов создания и действия, а также в проведении классификации таких норм.

Для достижении указанной цели предполагается решение следующих задач:

) исследование понятия нормы международного права и особенностей ее структуры;

) выявление специфики их создания, установление содержания норм;

) дифференциация международно-правовых норм по различным основаниям;

) сделать вывод по теме исследования.

1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.1 Понятие норм международного права

Нормы международного права - это обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это:

) предмет регулирования - межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

) порядок создания - согласование позиций государств и (или) иных субъектов;

) форма закрепления (существования) - соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);

) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами-создателями индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм.

1.2 Специфика создания норм международного права

В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами.

Создание норм международного права представляет собой процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии:

) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить (удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними.

Термин «позиция» может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

В процессе создания норм международного права согласовываются позиции - требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели.

Позиции государств могут совпадать полностью или в главном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе.

Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании - уступках, компромиссах - нет необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.

Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государствами - залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные позиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.

Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако, если оно будет настаивать на своей, и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других государств (компромисс) означает лишь отказ.

В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств - участников соглашения, баланс - в виде сочетания их прав и обязанностей. В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) - другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.

Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмотренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.

Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора - предотвращение распространения ядерного оружия.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание - это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государства выразили намерение считать их юридически обязательными).

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие) и вступления в силу международного договора (например, сдача на хранение депозитарию определенного количества ратификационных грамот), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет.

Факт рождения договорной нормы (или иной документально закрепленной нормы) четко фиксируется. Переговорно-договорная процедура создания норм и сами правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений, поскольку обеспечивают, во-первых, оптимальную оперативность международно-правового регулирования, а во-вторых, максимально возможную четкость формулировок правовых норм.

Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinion juris).

Обычай обязан своим происхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обращен в будущее, в котором может быть реализовано его регулирующее предназначение. Преимущество обычно-правового нормотворчества заключается в том, что правило поведения в процессе формирования проходит проверку практикой. В результате обычно-правовые нормы - это правила поведения, наиболее оптимальные и приемлемые для государств. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств, порой охватывающей весьма продолжительный срок, что неизбежно сопряжено с определенными трудностями.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

.1 Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем государство. Права и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной конференции или организации и закрепленные в них нрава и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

В зависимости от предмета регулирования различаются: нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров - право международных договоров; нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д. По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспоримое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens - это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности действия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и в зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязанность прибрежного государства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.).

К регулятивным нормам относятся модельные международно-правовые нормы, которыми должны руководствоваться участники нормотворческого процесса - международного или внутригосударственного. Модельными нормами предопределяется содержание будущих международных или внутригосударственных правовых норм (например, в ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 22 февраля 1995 г. говорится, что Стороны будут при заключении межправительственных соглашений об отдельных видах транспорта предусматривать, на условиях взаимности максимально возможное освобождение перевозчиков, выполняющих эти перевозки, от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог или иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и прибыль, получаемые от перевозок).

Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие -предписывающие воздерживаться от совершения определенных действий (например, не производить бактериологическое оружие); управомочивающие - предусматривающие возможность совершения указанных действий (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens обязательства государств уничтожить химическое оружие, уничтожить объекты по его производству), и диапозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Немаловажную роль в международно-правовом регулировании играют нормы-дефиниции. Это нетипичные правовые нормы, поскольку не содержат правила поведения и непосредственно не регулируют общественные отношения. В них определяются термины и понятия, что необходимо для обеспечения эффективной реализации других (регулятивных и охранительных) норм международного права. Так, в ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров разъясняются такие термины, как «договор», «ратификация», «оговорка», «третье государство» и др.; в ст. I Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, - термины «ущерб», «космический объект» и др.; в ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву - термины «Район», «Орган», «загрязнение морской среды»; в ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности - термины «организованная преступная группа», «серьезное преступление», «доходы от преступления», «конфискация» и др.

Обычно статья, содержащая разъяснения терминов, начинается словами: «Для целей настоящего договора» («...настоящей Конвенции»), чем подчеркивается их привязка к определенному акту.

.2 Принципы международного права

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков. Это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм. Специфика принципов международного права:

. Принципы международного права являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закрепленные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

. В Декларации о принципах международного права подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффективного применения в рамках международного сообщества Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами.

. Принципы - это императивные нормы ]из со§епз, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.

. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств, как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах между народного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. Принципы международного права составляют основу тех общепризнанных принципов и норм международного права, которые наряду с международными договорами Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если в этих принципах и нормах воплощены правила иные, чем предусмотренные законом, то должны применяться общепризнанные принципы и нормы международного права. Формулировка ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не включает положение об их приоритете в процессе применения в сфере российских внутригосударственных отношений.

В отличие от принципов международного права в целом отраслевые принципы являются основополагающими нормами, правовой основой деятельности субъектов в определенной области регулирования. Это принципы дипломатического и консульского права (в том числе предписания о привилегиях и иммунитетах), международного гуманитарного права, космического права, морского права и др.

.3 Иерархия норм международного права

Нормы международного права не всегда находятся на одном уровне с точки зрения их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций и актах международных конференций, - все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех или подавляющего большинства государств либо когда это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация недолжна затрагивать права и интересы других государств - участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров.

Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.

Другой пример. Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульское должностное лицо может быть подвергнуто задержанию или аресту в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда (п. 1 ст. 43). В двусторонних консульских соглашениях закрепляется либо это положение в неизменном виде, либо иное, например полное освобождение консульских должностных лиц от уголовной юрисдикции государства пребывания. Иное, чем в Венской конвенции о консульских сношениях, регулирование касается двусторонних отношений и не затрагивает интересы других государств-участников.

Среди локальных норм можно выделить нормы, обладающие преимущественной силой по отношению к другим локальным нормам. Это нормы, которые регулируют наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления их взаимоотношений, а потому последующие нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать. Так, в ст. 15 Соглашения об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой от 25 июня 1998 г. предусматривается, что «Стороны будут заключать по мере необходимости соглашения и другие договоренности, необходимые для реализации настоящего Соглашения». Согласно ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. «государства-участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором».

Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие - нет. Подчиненность - это не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным нормам международного права отражает необходимость согласования интересов нескольких государств с интересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.

.4 Кодификация международного права

Кодификация - это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования в целях создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений;

б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами;

г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права. При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация - один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов.

Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин:

) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали);

) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы; некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены;

) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом), действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами (с 1982 г. - «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено МИДом России, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО».

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат ООН публикует «Тreaty Series»; Исполнительный секретариат СНГ - «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «Сouncil of Eurepe Treaty Series».

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических или в информационных целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

норма международный право

В заключении необходимо отметить, что эффективность правовых норм определяется как правовыми, так и неправовыми факторами.

Правовыми факторами являются качество формулировки нормы в соответствующем акте (точность и т.п.), согласованность с другими нормами (в том числе учет вышестоящих норм, отсутствие противоречий с нормами своего уровня), а также уровень функционирования других частей правовой надстройки. Неправовыми факторами, влияющими на эффективность осуществления правовых норм, являются объективные закономерности общественного развития, обусловленные этими закономерностями тенденции в экономике, политике и других сферах общественной жизни.

Если под эффективностью правовой нормы понимать социальную результативность ее осуществления, т.е. достижение максимально близкого к намеченному в норме социально полезного регулятивного воздействия на определенные общественные отношения при минимально возможных в данных социальных условиях побочных отрицательных последствиях, то лишь сочетание указанных правовых и неправовых факторов может обеспечить указанную эффективность. Показатели эффективности нормы - точность и последовательность ее реализации и социально полезный результат такой реализации.

Важнейшим неправовым фактором, влияющим на эффективность международно-правовых норм, является соотношение сил на международной арене. Можно констатировать, что в современных условиях это соотношение порождает четкую тенденцию к возрастанию эффективности международно-правовых норм. Мерилом эффективности международного права в целом является международная законность. Международная законность - соответствие поведения подавляющего большинства субъектов международного права международно-правовым предписаниям, дозволениям и запретам.

Классификация международно-правовых норм.

По форме объективирования нормы международного права делятся на договорные и обычно-правовые. По количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов международного права (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (многосторонних договорах). По субъектно-территориальной сфере действия - на универсальные и локальные. По юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы. Императивная норма общего международного права (]'из со§еп5) является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу. По видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права. В зависимости от функционального назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные). Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст.ст. 41, 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН). По характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1) Устав ООН. Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 12. - М., 1956. С. 14 - 47

) Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

) Римский статут Международного Уголовного Суда. Принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. // Правовая система "Консультант плюс"

) Венская конвенция о праве международных договоров. Заключена в г. Вене 23 мая 1969 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1 -М., 1996. С. 67-87.

) Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. Заключена в г. Вене 21 марта 1986 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М., 1996. С. 87 -113.

) Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята 14 декабря 1960 г. Резолюцией 1514 (15) Генеральной Ассамблеей ООН // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на пятнадцатой сессии. - Нью-Йорк, 1961. С. 74-75.

) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 1 августа 1975 т. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 31. - М., 1977. С. 544 - 589

) Положение о комиссии международного права. Принято 21 ноября 1947 г., с изм. и дон. от 18 ноября 1981 г. // международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М., 1996. С. 14 - 18.

) Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (25) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. Т. 1. - М., 1996. С. 65-73.

) Конституция Российской Федерации. Принята на всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с технич. правками от 30 декабря 2006 г. // Российская газета. -1993.-25 декабря; Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051; 2004. - № п.. Ст. 1110; 2005. - № 46. - Ст. 4212; 2006. - № 29. - Ст. 3119; 2007.' -№1.(ч. 1).-Ст. 1.

И) О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 - ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации -1995.-№29.-Ст. 2757.

Основная литература

1) Международное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009.

) Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. - М., 2008.

) Шумилов В.М. Международное право: Учебник. - М., 2007.

) Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. - М., 2006.

) Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 2005.

) Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М, 2005.

) Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М., 2009.

) Бернар Жакье. Международные отношения. - Н. Новгород, 2008.

) Игнатенко Г.В. Международное право: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2007.

Дополнительная литература

1) Ганюшкина Е.Б. Ограничение деятельности государств нормами международного права // Журнал российского права. 2006. №10. С. 134-139.

) Зимненко Б.Л. Комплексная норма как элемент правовой системы России // Международное публичное и частное право. 2005. №6. С. 31-33.

) Лукашук И.И. Международное "мягкое" право // Государство и право. 2004. № 8, 9. С. 159 - 167.

) Марочкин С.Ю. Еще раз к вопросу о том, подлежат ли применению неопубликованные международные договоры // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 1. С. 23 -27.

) Марочкин С.Ю. Законодательное, доктринальное и практическое освоение конституционного принципа о нормах международного права в правовой системе России // Применение международных договоров в области прав человека в правовой системе России. - Екатеринбург, 2003. С. 60 -63.

) Мяснянкин В.Н. Место международного права в правовой системе Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 9. С. 75 - 83.

Похожие работы на - Нормы международного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!