Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П.ОГАРЕВА»

Институт дополнительного образования

Отделение психологии и социальной работы

Кафедра управления системой образования

УТВЕРЖДАЮ

декан ФПКП

к. фил. н. Н. В. Жадунова

« » 2012 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Автор дипломной работы    Э. Н. Якутина

Обозначение дипломной работы ДР-02069964-030301-62-12

Специальность 030301 психология

Руководитель работы

канд. психол. наук, доц.                                             О. О. Полякова

Нормоконтролер                                               Е. В. Кирдяшова

Рецензент

канд. филос. наук, доц.                  О. В. Мизонова


Саранск

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П.ОГАРЕВА»

Институт дополнительного образования

Отделение психологии и социальной работы

Кафедра управления системой образования

УТВЕРЖДАЮ

декан ФПКП

к. фил. н. Н. В. Жадунова

« » 2012 г.

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студент Э. Н. Якутина

1 Тема Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Утверждена по МордГу № 3873-с от 26.04.2012 г.

Срок представления работы к защите ________________

Исходные данные для дипломной работы: психолого-педагогическая и психологическая литература, монографии по психологии, сборники научных статей, научные журналы, результаты эмпирического исследования

Содержание дипломной работы

.1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

.2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

Приложение А

Руководитель работы ______________________ О. О. Полякова

Задание принял к исполнению _______________

Реферат

Дипломная работа содержит 58 страниц, 5 таблиц, 4 рисунка, 54 использованных источника, 1 приложение.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

андрогинность, гендер, гендерный тип, женщина, женственный, личностные качества, маскулинность, методика С.Бем, мужчина, мужественный, образ, представление, феминность.

Объект дипломной работы - психологические особенности взрослых мужчин и женщин.

Цель работы - изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.

Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных.

Степень внедрения: частичная.

Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.

Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин

.1 Сущность понятия «гендер»

.2 Гендерные теории

.3 Изучение гендерных различий в психологии

1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях

. Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин

.1 Процедура и методики эмпирического исследования

.2 Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых

2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью

Заключение

Список использованных источников

Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем

Введение

Половая принадлежность - это первая категория, в которой человек осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мужчины и женщины имеют разные стратегии гендерного поведения. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки [17, 28].

Современное гуманитарное знание различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие казалось бы "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других [11].

Рисунок 1 - Распределение выборки по гендерным типам

Некоторые авторы (В.А. Геодакян, А. Д. Швецова и др.) отмечают, что андрогинность с тенденцией к маскулинизации - это норма современного женского поведения. [19] Эту тенденцию можно даже наблюдать в современной культуре, когда нормой становится освоение женщинами мужских профессий и мужских стереотипов поведения. В такой ситуации изучение представлений об идеальном мужчине является актуальным.

С целью уточнения гендерных особенностей респондентов мы изучили соотношение маскулинности и феминности в представлениях о себе («Я»). В таблице 2 представлены результаты, полученные путем подсчета среднего арифметического значения по каждой шкале дополненного опросника С. Бем, в каждой выделенной группе в мужской и женской выборках.

Анализ средних арифметических показателей, полученных в результате применения методики С. Бем и представленных в таблице 2 и на рисунке 2, позволяют утверждать, что мужчины в большей степени продолжают ориентироваться на традиционную гендерную маскулинную установку. Среди женщин наблюдается значительное увеличение числа лиц с маскулинной и андрогинной установкой, что позволяет предполагать стремление женщин занять мужскую нишу в социуме.

Из представленной диаграммы (рисунок 2) видно, что в каждом из трех гендерных типов женская группа имеет показатели маскулинности немного выше, чем в соответствующих мужских группах. Средний показатель мужественности у маскулинных женщин (112,22 балла), что выше, чем у маскулинной мужской группы (108,78 балла). В то же время, группы одного гендерного типа имеют очень близкие значения, что подтверждает тенденцию гендерного сближения.

Таблица 2 - Соотношение маскулинности и феминности в представлениях о себе мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью (баллы)


Мужчины

Женщины


маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

Я

мужественность

108,78

95,83

84,60

112,22

96,52

85,86


женственность

84,14

92,37

104,87

92,48

97,40

108,67


Рисунок 2 - Уровень мужественности у респондентов с разной гендерной идентичностью

Самый низкий показатель мужественности наблюдается в мужской феминной группе (84,60 балла), немного уступает даже феминной женской группе (85,86 балла).

2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью

Методика С. Бем позволила выделить 6 групп испытуемых, описанных выше. Рассмотрим, каким представляют себе образ идеального мужчины респонденты этих шести групп разных гендерных типов (таблица 4, рисунок 3).

Поскольку различия результатов в мужской и женской выборках статистически доказаны, был проведен статистический анализ отдельно внутри мужской и женской выборок. При статистической обработке результатов использован непараметрический критерий Н Краскала-Уоллеса. Принцип критерия: чем больше полученное значение Нэмпир табличных значений для Нтеорет при р≤0,05 и уж тем более Нтеорет при р≤0,01 тем достовернее существование различий в выборке, т.е. каждая выборка данных независимая и имеет право на содержательный анализ и сравнение. Для данных выборок Нтеорет=5,992 для р≤0,05. Полученные эмпирические значения Нэмпир по маскулинности и феминности в мужских и женских группах больше, чем Нтеорет для р≤0,05 (таблица 3), что удовлетворяет требованиям критерия. Это означает, что различия данных по мужским и женским гендерным группам достоверны и могут быть подвергнуты содержательному анализу.

Для содержательного анализа представлений взрослых мужчин и женщин об идеальном мужчине были подсчитаны среднеарифметические показатели по маскулинности и феминности в каждой из шести гендерных групп. Результаты представлены ниже в таблице 4 и на рисунке 3.

Таблица 3 - Статистический анализ данных по мужественности и женственности в образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах


Нэмпир

Нтеорет для р≤0,05

Нтеорет для р≤0,01


мужские группы

женские группы



мужественность

6,007

6,066

5,992

9,211

женственность

8,532

7,555

5,992

9,211


Таблица 4 - Представления об образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах


Мужчины

Женщины


маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

Идеал мужчины

мужественность

114,56

110,53

108,00

119,17

120,31

119,38


женственность

94,80

101,60

90,57

95,08

91,38


Рисунок 3 - Представления об образе идеального мужчины в мужских и женских гендерных группах

Как видно по представленным таблице 4 и на рисунке 3 результатам, в образе идеального мужчины во всех группах, безусловно, преобладает мужественность. В среднем по выборке, мужественность в образе идеального мужчины преобладает над женственностью на 18,7 балла: показатель мужественности составляет 113,7 балла, женственности - 95 баллов. Это означает, что идеальный мужчина скорее всего должен обладать следующими мужскими качествами: независимый, атлетический, напористый, сильная личность, надежный, аналитичный, прямой, способный к лидерству, самодостаточный, быстрый в принятии решений, тщеславный, властный, мужественный торжественный, важный, имеющий собственную позицию, агрессивный, индивидуалист, удачливый и др. Идеальный мужчина скорее всего не должен обладать или должен обладать в незначительной степени следующими женскими качествами: застенчивый, нежный, театральный, падкий на лесть, непредсказуемый, женственный, умеющий сочувствовать, понимающий других, сострадающий, привлекательный, теплый, сердечный, мягкий и др.

Все женские группы хотят видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины - 120 баллов.

Готовы ориентироваться на такие ожидания только представители мужской маскулинной группы (119,17, 120,31 и 119,38 баллов). Во всех других мужских группах показатели мужественности в образе идеального мужчины ниже: 107 баллов в андрогинной группе и 103 балла - в феминной. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.

Кроме того, разрыв значений маскулинности и феминности заметно снижается со снижением уровня маскулинности в гендерной идентичности респондентов-мужчин. Так, если в мужской маскулинной группе разрыв между мужетсвенностью и женственностью составляет 22 балла, то в андрогинной группе этот разрыв составляет 9 баллов в андрогинной группе и всего 3 балла - в феминной.

Кластерный анализ полученных данных позволил уточнить психологические особенности респондентов. В результате кластерного распределения представлений респондентов об идеальном мужчине, выделилось две пары. Первую составляют обе маскулинные группы - мужская и женская. Вторую - андрогинная и феминная женские группы, то есть имеют сходный взгляд на то, каким должен быть «настоящий мужчина». Эти две пары составляют единый кластер. Отсюда можно заключить, что маскулинные мужчины - единственная мужская группа, готовая оправдывать социальные ожидания современных женщин. Другими словами, как бы активно не меняли женщины в современном мире свои социальные позиции и роли, их взгляд на мужчин остается консервативным.

2.5 Образ идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью

Для дополнения гендерных представлений взрослых мужчин и женщин об образе идеального мужчины, мы изучили их представления об идеальном муже, поскольку муж - это одна из основных гендерных ролей мужчины. В ходе исследования испытуемые заполняли опросник С. Бем относительно того, какими качествами должен обладать идеальный муж. Средние арифметические показатели маскулинности и феминности для образа идеального мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью представлены ниже в таблице 5 и на рисунке 4.

Представленные выше в таблице 5 и на рисунке 4 результаты позволяют говорить о том, что в образе идеального мужа у мужчин и женщин вне зависимости от гендерного типа значительно преобладает маскулинность. Наибольший показатель маскулинности в образе мужа выявлен в женской андрогинной группе (118,04 балла), наименьший - в мужской андрогинной (109,6 балла). Это может говорить о том, что расхождения в представлениях о мужественности мужа будут максимальными именно у андрогинных личностей, что может приводить даже к конфликтам в семьях, где оба супруга имеют андрогинный гендерный тип.

Таблица 5 - Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)


Мужчины

Женщины


маскул

андрог

фемин

маскул

андрог

фемин

идеал Муж

мужественность

114,08

109,60

112,13

114,26

118,04

110,10


женственность

97,56

98,93

105,87

98,30

96,33

92,48


Рисунок 4 - Представления об образе идеального мужа в мужских и женских гендерных группах (баллы)

Наибольший разрыв между маскулинностью и феминностью наблюдается в женских гендерных группах

В представленной диаграмме видно, что во всех группах респондентов мужественность значительно преобладает над женственностью: в среднем по выборке он составляет 113,04 балла, тогда как уровень женственности по выборке - 98,25 балла. При сравнении женской и мужской частей выборки видим, что разница в средних показателях мужественности у женщин и мужчин не сильно различается: у женщин показатель мужественности в образе мужа составляет 111,94 балла, а у мужчин - 114,13 балла. Это касается и показателей уровня женственности: в женской выборке он составляет 100,79 балла, а в мужской - 95,7 балла. Это означает, что мужчины и женщины не расходятся в мнениях о том, что муж в большей степени обладает мужскими качествами.

Это говорит о том, что андрогиния, возможно, является фактором, приводящим к различию во мнениях андрогинных мужчин и андрогинных женщин. У маскулинных женщин и маскулинных мужчин, напротив, показатель мужественности в образе мужа идентичен - 114,08 балл и 114,26 балл. Сходная ситуация и в группе феминных мужчин и женщин: показатели мужественности у них достаточно близки - 112,13балл и 110,1 балл. Это позволяет сделать вывод о том, что ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа.

Однако, что касается представлений о наличии женских качеств в образе мужа, то можно наблюдать несколько иную картинную: различия в показателях наблюдаются только в группах феминных женщин и феминных мужчин (105,87 балла и 92,48 балла соответственно). Это позволяет сделать вывод о том, что феминность приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно женских качеств в образе мужа.

Данные таблицы 5 позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью в образе мужа.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно подвести следующие итоги.

Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.

Проведенный статистический анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что различия в образе идеального мужчины у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.

Проведенный анализ выявил среди испытуемых 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип - 53,8%, среди женщин - андрогинный 34,3%.

Анализ мужественности испытуемых показал, что мужчины в большей степени продолжают ориентироваться на традиционную гендерную маскулинную установку. Среди женщин наблюдается значительное увеличение числа лиц с маскулинной и андрогинной установкой, что позволяет предполагать стремление женщин занять мужскую нишу в социуме.

В каждом из трех типов идентичности женская группа имеет показатели маскулинности немного выше, чем в соответствующих мужских группах.

Исследование представлений об образе идеального мужчины позволяет говорить о том, что у всех респондентов в этом образе преобладает мужественность, описанная мужскими качествами, такими, например, как независимый, атлетический, напористый, сильная личность, способный к лидерству, властный, агрессивный, индивидуалист и др.

Все женские группы хотят видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины.

Готовы ориентироваться на такие ожидания только представители мужской маскулинной группы. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты-мужчины, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.

Достоверность полученных различий подтверждена с помощью методов математической статистики (критерий Краскала-Уоллиса).

Исследование образа мужа как одной из основных гендерных ролей позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью.

Ни маскулинность, ни феминность не приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно мужских качеств в образе мужа. Однако, феминность приводит к различию во мнениях мужчин и женщин относительно женских качеств в образе мужа.

Заключение

Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

Гендерная идентичность, наряду с другими (профессиональной, этнической и др.) является одной из сторон эго-идентичности и стремится к интеграции и целостности с ними.

Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий: Традиционный психоанализ, неофрейдизм, Теория социального научения "Теория половой типизации", теория когнитивного развития Л. Колберга, теория Э. Эриксона , зарубежная гендерная психология (Джин Милле, Кэрролл Гилиган, Нэнси Ходороу, Дж. Стоккард, М. Джонсон, С. Бем и др.)

"Новая психология пола" дала толчок более фундаментальным исследованиям, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Концепция андрогинии С. Бэм позволяет нам исследовать личность с точки зрения соотношения характеристик маскулинности и фемининности, абстрагируясь от половой дифференциации.

Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности взаимосвязаны между собой. Гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.

В психологии наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности являются следующие: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). Теория гендерной системы подчеркивает влияние общества, системы сложившихся гендерных стереотипов и установок на формирование личностной социализации

Современная наука рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию индивидуальной гендерной идентичности. Такое направление рассматривается как наиболее перспективное в плане изучения многообразия гендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира.

Гендер проявляет себя на уровне внутреннего мира человека через потребности, переживания и определенное информационное наполнение (модели поведения). Речь идет об определенной оперативности смысла. Образ мира динамичен в зависимости от того, как изменяется система оперативных образов. Для гендерной идентичности должна быть характерна своя система оперативных образов мира - это роль женщины и роль мужчины.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Представления об образе идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин различается незначительно. Представления о мужских качествах различаются больше, нежели представления о женских. Женщины представляет себе идеального мужчину более мужественным, чем мужчины.

Проведенный статистический анализ эмпирических данных позволил выдвинуть гипотезу о том, что различия в образе идеального мужчины у мужчин и женщин связаны не полом, а с гендерными особенностями.

С помощью методоки С. Бем выявлены 6 групп в зависимости от типа гендерной идентичности. Преобладающим среди мужчин является маскулиный тип - 53,8%, среди женщин - андрогинный 34,3%.

Анализ мужественности испытуемых показал, что в каждом из трех типов идентичности женская группа имеет показатели маскулинности немного выше, чем в соответствующих мужских группах. Средний показатель мужественности у маскулинных женщин (112,22), что выше, чем у маскулинной мужской группы (108,78). В то же время, группы одного гендерного типа имеют очень близкие значения.

Исследование представлений об образе идеального мужчины позволяет говорить о том, что у всех респондентов в этом образе преобладает мужественность, описанная мужскими качествами, такими, например, как независимый, атлетический, напористый, сильная личность, способный к лидерству, властный, агрессивный, индивидуалист и др.

Все женские группы хотят видеть мужчин маскулинного типа: во всех женских группах вне зависимости от типа гендерной идентичности выявлены самые высокие показатели мужественности в образе идеального мужчины.

Готовы ориентироваться на такие ожидания только представители мужской маскулинной группы. Эти данные позволяют говорить о следующей взаимосвязи: чем более феминны респонденты-мужчины, тем значимее в образе идеального мужчины традиционно женские качества.

Исследование образа мужа позволяет сделать вывод о том, что образ идеального мужа во всех группах является значительно более феминным по сравнению с образом идеального мужчины, но с преобладанием мужественности. Сохраняется тенденция того, что женщины ожидают большего проявления мужественности, чем мужчины готовы проявлять в супружеской роли. С повышением феминности в мужской выборке сокращается разрыв значений между маскулинностью и феминностью.

Достоверность полученных различий подтверждена с помощью методов математической статистики (критерии Манна-Уитни и Краскала-Уоллиса).

Список использованных источников

1    Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа / Н. Ажгихина // Гендерные исследования, 2000. - № 5. - С. 261-273.

2       Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии, 1991. - № 4. - С. 14-20.

         Антология гендерной теории. - Минск : Пропилеи, 2000. - 384 с.

         Араканцева Т. А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Араканцева, Е. М. Дубовская // Мир психологии: Научно-методический журнал, 1999. - № 3. - С. 22-31.

         Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков / М. Ю. Арутюнян // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). - М. : Академ-проект, 2010. - С. 34-56.

         Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2005. - 431с.

         Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства / Бендас Т. В. // Вопросы психологии, 2000. - №1. - С. 87-94.

8    Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 318 с.

9    Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 606 с.

10     Виноградова Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии, 1993. - № 2. - С. 34-46.

11     Воронина О. А. Гендер / О. А. Воронина // Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: // www.owl.ru/gender/ <http://http: // www.owl.ru/gender/>

         Заковоротная М. В. Идентичность человека / М. В. Заковоротная. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 235 с.

         Иванова Н. Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Иванова Н. Л., Конева Е.В. - Ярославль : ЯГПУ, 2003. - 231 с.

         Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии, 1987. - № 2. - С. 23-33.

         Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии, 1989. - № 3. - С. 41-50.

         Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 34-42.

         Клецина И. C. Гендерная социализация: Учебное пособие / И. C. Клецина. - СПб. : Питер, 2007. - 214 с.

         Клецина И. С. Гендерная психология / И. C. Клецина // Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]: Режим доступа: // <http://www.owl.ru/gender/>

19  Клецина И. С. Психология гендерных отношений [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра психол наук. - СПб., 2004. - 463 с. - Режим доступа: htpp://diss.rsl.ru/diss.aspx?orig=/05/0692/050692018.pdf.

20     Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии / И. С. Клецина // Общественные науки и современность, 2002. - № 3. - С. 181-191.

21 Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 612 с.

     Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии, 1981. - № 2. - С. 47-57.

23 Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М. : ФАИР - ПРЕСС, 2000. - С. 152.

24     Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека / В. М. Лейбин. - М. : Наука, 1982. - 255 с.

25 Лорбер Дж. Принципы гендерного конструирования / Дж. Лорбер, С. Фаррелл // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. - СПб. : Речь, 2000. - С. 187-192.

26     Лунин И. И. Культурно-исторические аспекты психологии пола / И. И. Лунин // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. - Л.: Издательство ЛГУ, 1986. - 342 с.

27  Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С. К. Нартова-Бочевер. - М. : Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - 320 с.

28 Ожигова Л. Н. Гендерный подход в социально-психологических исследованиях / Ожигова Л.Н. // Проблемы самореализации мужчины и женщины в современном российском обществе. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Краснодар : КубГУ, 2001. - С. 31-32.

29   Ожигова Л. Н. Методологические проблемы изучения кризиса тендерной идентичности / Л. Н. Ожигова // Теоретические и методологические проблемы тендерных исследований. - М. : МЦГИ-МФФ, 2007. - С. 134 - 141.

30     Онтология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск : Пропилеи, 2000. - 244 с.

         Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Пайнс Э., Маслач К. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 528с. - С. 199.

32  Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2003. - С. 460.

33  Психология: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М. : Мысль, 1990. - 494 с.

34     Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. - М. : Наука, 1997. - 127 с.

         Радина Н. К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии, 1999. - № 2. - С. 22-27.

         Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии,1984. - № 4. - С. 62-70.

37  Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой         социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии, 1987. - №2. - С. 158-165.

38  Сайко Э. В. Смысл как отношение к действительности и его определение как социокультурной реальности / Э. В. Сайко // Мир психологии, 2001. - № 2. - С. 21-30.

39     Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с.

40  Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко. - СПб. : ООО «Речь», 2004. - 350 с.

41   Словарь гендерных терминов / под ред. А. Л. Денисовой; Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». - М. : Информация -XXI век, 2002. - 238 с.

42  Стрелков Ю. К. Образ мира профессионала / Ю. К. Стрелков // Практикум по инженерной психологии и эргономике. - М. : Академия, 2003. - С.254-268.

43 Столин В. В. Самосознание личности / Столин В. В. - М. : Наука, 1983. - 286 с.

44     Темкина А. А. Женское движение как общественное движение: история и теория / Темкина А. А. // Гендерные тетради. Вып. первый / под ред. А. А. Клециной. - СПб. : Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, 1997. - С. 45-93.

         Теория и методология гендерных исследований. - М. : МЦГИ, 2001. - 246 с.

46 Узнадзе Д. Н. Теория установки / Узнадзе Д. Н. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с. - С.285-286.

47     Уэст К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия феминистских текстов. - СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 193-219.

48  Фейдимен Дж. Телесноориентированные и женские теории личности / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер - М. : Прайм-Еврознак, 2009. - 224 с.

49     Фейдимен Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: В 2-х т. Т. 2 / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер - М. : Прайм-Еврознак, 2006. - 208 с.

50 Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М. : МЦГИ, 2000. - 386 с.

51     Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. - 480 с.

         Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.

         Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

         Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. - М. : МОДЭК, МПСИ. - 928 с.

Приложение А

(обязательное)

Методика определения феминности-маскулинности С. БЕМ.

Инструкция: Ответе на 60 предложенных утверждений «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

Текст опросника

.Верящий в себя

.Умеющий уступать

.Способный помочь

.Склонный защищать свои взгляды

.Угрюмый

.Независимый

.Застенчивый

.Совестливый

.Атлетический

.Нежный

.Театральный

Напористый

.Падкий на лесть

.Удачливый

.Сильная личность

.Преданный

.Непредсказуемый

.Сильный

.Женственный

.Надежный

.Аналитичный

.Умеющий сочувствовать

.Ревнивый

.Способный к лидерству

.Заботящийся о людях

.Прямой, правдивый

.Склонный к риску

.Понимающий других

.Скрытный

.Быстрый в принятии решений

.Сострадающий

.Искренний

.Полагающийся только на себя (самодостаточный)

.Способный утешить

.Тщеславный

.Властный

.Имеющий тихий голос

.Привлекательный

.Мужественный

.Теплый, сердечный

.Торжественный, важный

.Имеющий собственную позицию

.Мягкий

.Умеющий дружить

.Агрессивный

.Доверчивый

.Малорезультативный

.Склонный вести за собой

.Инфантильный

.Адаптивный, приспособляющийся

.Индивидуалист

.Не любящий ругательств

.Не систематичный

.Имеющий дух соревнования

.Любящий детей

.Тактичный

.Амбициозный, честолюбивый

.Спокойный

.Традиционный, подверженный условностям

Похожие работы на - Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!