Учет формирования и использования чистой прибыли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет формирования и использования чистой прибыли

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета прибыли

.1 Экономическая сущность прибыли

.2. Порядок формирования финансовых результатов предприятия

Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «1С-РАРУС»

.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия

.2. Анализ существующей системы управления операционной прибылью

.3. Анализ рентабельности и влияния факторов на прибыль

Глава 3. Организация учета и Совершенствование управления прибылью в ООО «1C-РАРУС»

.1 Учет чистой прибыли

.2 Методика учета чистой прибыли

.3 Совершенствование механизма использования прибыли

Заключение

Список литературы

Введение

учет прибыль финансовый результат

В настоящее время предприятия самостоятельно планируют (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяют перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. Поэтому в настоящее время необходимо уметь более быстро реагировать на изменения экономической ситуации.

В условиях рыночного хозяйствования формирование, распределение и использование прибыли считается внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения.

Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли, ее распределения и использования предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, принципы ее распределения. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Таким образом, тема учета финансовых результатов и использования прибыли на предприятиях является весьма актуальной и имеет большое значение в условиях глубоких экономических преобразований в финансово-налоговом секторе экономики.

Таким образом, актуальность курсовой работы заключается в эффективном финансовом росте и развитии предприятий в следствии правильного управления прибылью.

Целью курсовой работы является оценка формирования и использования чистой прибыли.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

изучена экономическая сущность прибыли;

описан порядок формирования финансовых результатов предприятия;

даны основные направления использования прибыли на предприятии;

приведена общая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия;

проведен анализ существующей системы управления операционной прибылью;

проанализирована рентабельность и влияние различных факторов на прибыль;

предложены пути увеличения прибыли и направления совершенствования механизма использования прибыли.

Объектом исследования выступает ООО «1C-РАРУС». Предметом исследования является управление прибылью предприятия.

Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач и включает: содержание, три главы заключение, список литературы и приложения.

Первая глава посвящена изучению теоретических основ управления формирования и использования прибылью предприятия.

Во второй главе внимание уделено изучению конкретного объекта ООО «1C-РАРУС».

В третьей главе на основе проведенного анализа сформулированы предложения по оптимизации управления прибылью.

В качестве информационной базы исследования использованы данные годовой бухгалтерской отчетности ООО «1C-РАРУС» за 2009 -2011 гг. (в частности бухгалтерский баланс ф. № 1, отчет о прибылях и убытках ф. № 2), нормативные документы Министерства, а также научные публикации и другие материалы, посвященные проблемам платежеспособности и кредитоспособности предприятий.

В ходе выполнения работы была использована учебная литература, публикации в периодических изданиях, специальная литература, а так же законодательные акты, посвященные вопросам, рассматриваемым в работе. В частности И.А. Бланк «Управление прибылью, В.В. Ковалев «Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью», «Финансы», а также работы других авторов.

В процессе работы использовались общепринятые методы и приемы экономических исследований: аналитический, монографический, расчетно-конструктивный.

Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета прибыли

1.1 Экономическая сущность прибыли

Все факты хозяйственной жизни предприятия, отражаемые в бухгалтерском учете, складываются из двух групп - это доходы и расходы.

Доходы и расходы - это те факты хозяйственной жизни, которые влияют на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

С экономической точки зрения, доход - это поступление средств в распоряжение (хозяйственный оборот) предприятия.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке».

Прибыль предприятия можно рассматривать с нескольких сторон:

как экономическую категорию;

как форму денежных накоплений;

как результат деятельности предприятия;

как источник финансирования развития предприятия;

как критерий оптимизации текущих затрат;

как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория прибыль - это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль - это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.   

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.

«Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.

Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.»

«В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.

Основные показатели финансовых результатов представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».»

«Валовая прибыль - это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг.

В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.»

«Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) - это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения - это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода - это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.»

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов государства основной финансовый показатель - прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара, и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления классической школы. Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.

Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. руб. для фирмы с капиталом в 10 млрд. руб. - это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд. руб. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

Прибыль - это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.

Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М.: Дело, 2004. С.138 Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую.

Различают формы прибыли по составу издержек:

бухгалтерская - часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки;

экономическая (чистая) - то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя).

Помимо этого исследователями выделяются такие понятия, как валовая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

Рассмотренная эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность. Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль выполняет определенные функции, основополагающими из которых являются:

распределительная - создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;

стимулирующая - снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований;

оценочная - дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Направления, приемы и методы проведения анализа формирования, распределения и использования прибыли на предприятии могут быть различны. Рассмотрим особенности управления прибылью по методикам И.А. Бланка и А.Д. Шеремета.

«Механизм управления прибылью, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности, согласно методике А.Д. Шеремета строится с учетом тесной взаимосвязи прибыли с факторами объема, цены реализации продукции и издержек производства. Наибольшее внимание он уделяет формированию прибыли по источникам используемым в ее учете и выделяет прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций. Анализ формирования и использования прибыли он предлагает проводить в несколько этапов:

анализ прибыли по составу в динамике;

выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;

анализ формирования чистой прибыли;

оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;

оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Кроме того, в книге «Методика финансового анализа» автор уделяет внимание такому вопросу, как «анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств». Он пишет, что «результаты анализа финансовых результатов должны быть согласованы с общей оценкой финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит не от размеров прибыли, а от способности предприятия своевременно погашать свои долги, то есть от ликвидности активов. Последняя зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств»». Более подробно и широко вопрос взаимосвязи управления прибылью и управления денежными потоками рассматривает И.Л. Бланк в книге «Управление прибылью».

«И.А. Бланк рассматривает формирование прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия и выделяет прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд кажется, что этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так.

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу).»

«Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как в конечном счете возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли.

Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимают косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные.»

Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа, обеспечения получения депозитного процента по среднему остатку денежных средств на расчетном и валютном счетах.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции показывает, как факторы влияют на показатель прибыли от реализации.

Перечислим влияние различных факторов на величину прибыли вследствие изменения: отпускных цен на реализацию продукцию, которая находится как разность между объемом выручки отчетного года в ценах отчетного периода и в ценах базисного периода; объема продукции, который вычисляется путем умножения базисной прибыли на коэффициент изменения объема реализации продукции и последующего вычитания сумм базисной прибыли; структуры реализованной продукции, которая находится путем перемножения базисной прибыли, с одной стороны, и разности между коэффициентами: изменения объема реализации в оценке по отпускным ценам и изменения объема реализации по базисной себестоимости - с другой; себестоимости продукции - это разница между себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в базисных ценах и фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного периода.

«Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей, то есть провести анализ влияния факторов на величину прибыли.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. На величину дохода, а, следовательно, и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товаров меняется и финансовый результат.

Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и издержек обращения можно определить методом разниц.

Так как изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять на прибыль и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

увеличение выпуска продукции,

улучшение качества продукции,

продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,

снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,

диверсификация производства,

расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.»

В теории финансового менеджмента главная цель деятельности предприятия - максимизация богатства его собственников, что означает максимизацию прироста собственного капитала предприятия. В финансово-экономической литературе и деловой практике этот прирост называют глобальной прибылью. Единственный способ ее достижения (за исключением привлечения новых взносов в уставный капитал) - это увеличение стоимости активов предприятия (при условии, что не использует для финансирования с целью увеличения своих активов заемные средства).

Увеличение стоимости активов, вследствие которого возникает прибыль - достаточно общее понятие. В частности, оно предполагает удорожание имущества за счет действия внешних факторов, например роста курса имеющейся у предприятия иностранной валюты, которое происходит независимо от его усилий. Следовательно, данный актив становится дороже и у предприятия возникает прибыль. Теоретически можно представить такую ситуацию, когда организация получает прибыль, ничего не предпринимая, а только за счет влияния подобных внешних факторов. Однако экономическая теория развеивает эти надежды. В условиях рынка невозможно длительное время получать выгоду, пользуясь лишь своим преимущественным положением в какой-либо области: уникальной структурой активов, монопольным владением технологиями и т.п. Конкуренция очень быстро уравнивает стартовые возможности всех предприятий данной отрасли или географического региона. Данная истина очевидна для предпринимателей и менеджеров, поэтому создаваемые и управляемые ими предприятия не прекращают своих активных операций ни на секунду, стремясь «выжать» из каждой операции максимально возможную прибыль.

Другой аксиомой бизнеса является необходимость предварительного осуществления расходов для получения в будущем отдачи от них. Таким образом, деятельность предприятия разбивается на большое число параллельно проводимых хозяйственных операций (транзакций), сопровождаемых расходами, которые впоследствии должны окупиться из полученных доходов. Суммировав совокупные доходы от этих операций за определенный период (например, год) и сопоставив их с валовыми расходами за это же время, определяют сумму прибыли за период. Она будет в точности равна величине прибыли, рассчитанной как прирост стоимости собственного капитала.

Следовательно, в финансовом менеджменте прибыль акционерного общества трактуется, во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее за счет удорожания активов, во-вторых, как превышение валовых доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами. По своей сути эти трактовки являются идентичными, так как удорожание любого актива происходит вследствие превышения доходов от его продажи над расходами по его приобретению и подготовке к ней. В любом случае, предпосылкой возникновения прибыли является способность предприятия осуществлять продажу своих активов. Момент реализации является точкой, в которой фиксируется реальное увеличение стоимости актива. Отсутствие продаж делает бессмысленными попытки определить реальную стоимость актива, так как в результате всегда будет получаться некая теоретическая величина, справедливость которой может быть подтверждена только одним способом - получением согласия покупателя приобрести актив за определенную цену.

Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «1C-РАРУС»

2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «1C-РАРУС» основано в 1994 году.

Миссия Компании - помогать организациям быстрее и эффективнее достигать их целей, используя передовые информационные технологии, упорядочивая их работу с помощью продуктов и услуг, связанных с программным обеспечением, производимым фирмой «1С».

За 18 лет работы на рынке клиентами компании «1C-РАРУС» <#"653706.files/image001.gif">Кредиторская задолженность, тыс. руб.5200

8700

7500

3545

2785

3457

Дебиторская задолженность и прочие ОА, тыс. руб.

Краткосрочные кредиты и займы и прочие краткосрочные обязательства, тыс. руб.271

266

111

22508

23210

31773

Запасы и затраты, НДС, тыс. руб.

Долгосрочные обязательства, тыс. руб.0

0

0

19378

24543

26548

Внеоборотные активы, тыс. руб.

Капитал и резервы, тыс. руб.48375

52581

74101


По данным таблицы 5 оборотные активы полностью покрывают текущие обязательства, а собственный капитал предприятия полностью покрывает внеоборотные активы.

Следовательно, ООО «1C-РАРУС» способно расплатиться по платежам в ближайшей и отдаленной перспективы с некоторым финансовым запасом при условии своевременных расчетов с дебиторами с учетом возможности использования ликвидных активов для этих целей.

Выполнение последнего неравенства свидетельствует о достаточности собственного каптала организации (П4) для покрытия труднореализуемых активов (А4).

Оценка коэффициентов платежеспособности и ликвидности ООО «1С-РАРУС» отражена в таблице 6.

Таблица 6

Оценка коэффициентов платежеспособности и ликвидности ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)





2010/ 2009

2011/ 2010

Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал), тыс. руб.

67753

28038

47553

-39715

19515

Маневренность собственных оборотных средств

0,05

0,31

0,32

0,26

0,01

Коэффициент текущей ликвидности

6,3

4,13

7,25

-2,17

3,12

Коэффициент быстрой ликвидности

1,27

1,27

2,47

0

1,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,63

0,96

2,02

0,33

1,06

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

3,17

1,27

1,57

-1,9

0,3

Коэффициент покрытия запасов

0,26

0,4

0,25

0,14

-0,15


Таким образом, согласно проведенной оценке финансовых коэффициентов можно сделать вывод, доля денежных средств в составе функционирующего капитала повысилась с 2010 по 2011 гг. с 31% до 32%. За счет оборотных активов все краткосрочные обязательства могут быть погашены на 725%, что на 312% выше, чем в 2010 г.

Доля дебиторской задолженности и денежных средств в составе краткосрочных обязательств так же повысилась с 127 до 247%, что означает повышение на 120% покрываемость обязательств фирмы.

Только за счет денежных средств ООО «1С-Рарус» может погасить только 202% краткосрочных обязательств, что на 106% выше, чем в 2010 г.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов с 2010 по 2011 гг. возросла с 1,27 до 1,57, то есть на 0,3.

Оценка финансовой устойчивости осуществляется с помощью расчета показателей текущей финансовой устойчивости в таблице 7.

Таблица 7

Анализ текущей финансовой устойчивости ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)





2010/ 2009

2011/ 2010

Производственные запасы (ПЗ), тыс. руб.

16595

15220

22427

-1375

7207

Собственные оборотные средства (СОС), тыс. руб.

67753

28038

47553

-39715

19515

Нормальные источники покрытия (ИФЗ), тыс. руб.

70676

4051

3321

-66625

-730


Производственные запасы предприятия с 2010 по 2011 гг. увеличились с 15220 до 22427 тыс. руб. А собственный оборотный капитал возрос на 19515 тыс. руб. и достиг размера в 47553 тыс. руб. Нормальные источники покрытия ООО «1C-РАРУС» снизились с 4051 до 3321 тыс. руб.

Собственного капитала достаточно для покрытия текущих операционных расходов и исполнения краткосрочных обязательств, их доля в составе всего имущества составляет в 2011 г. 91%, что на 5% выше, чем в 2010 г. Зависимость от имущества организации сократилась с 1,17 до 1,1 раз.

С 2010 по 2011 гг. обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности улучшилась. Увеличение собственных оборотных средств обусловлено ростом прибыли предприятия. Зависимость предприятия от заемного капитала сократилась с 17 до 10%, что уже неплохо.

Для осуществления своей деятельности ООО «1C-РАРУС» формирует трудовой коллектив (персонал), который комплектуется в соответствии со штатным расписанием. В штатное расписание входят: генеральный директор, финансовый директор, технический директор, главный бухгалтер, программисты и т.д.

На предприятии действует функциональная структура управления, которая основана на выполнении отдельными подразделениями и их работниками определенных функций, т.е подготовка решений осуществляется специализированными службами. Такая структура управления дает возможность хорошо обосновывать решения при помощи функциональных специалистов в различных областях.

Предприятие ООО «1C-РАРУС» для того чтобы выжить в конкурентной борьбе меняет стратегию и тактику своей работы, непрерывно работает над его совершенствованием, следит за качеством оказываемых услуг, освоением новых видов услуг, использует наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.

В рыночных факторах, непосредственно влияющих на эффективность функционирования организации, выделяют: поставщиков, покупателей, конкурентов.

Конкуренцию ООО «1C-РАРУС» на территории РФ и СНГ оказывают другие аналогичные фирмы, располагающиеся в других городах России. Позиции предприятия стабильны.

Конкуренция на рынке данных услуг велика.

В условиях рыночной экономики жесткая конкуренция, широкий выбор услуг на рынке, быстрое обновление их номенклатуры постоянно ставит перед предприятием вопрос, как покупатель воспримет реализуемые им услуги, каковы причины и неудачи услуг.

Благодаря конкуренции и на ее основе обеспечивается энергичное движение вперед. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества.

.2 Анализ существующей системы управления операционной прибылью

Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и собственности. Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибылей от продаж, плюс результата от прочей продажи, плюс сальдо внереализационных доходов и расходов.

В анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль до налогообложения, прибыль от продажи, прочие доходы и прочие расходы, чистая прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли до налогообложения, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли по методике Г.В. Савицкой учитываются информационные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на оказываемые услуги предприятия в среднем по отрасли, а затраты по оказанию услуг уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Прибыль предприятия отражается в «Отчете о прибылях и убытках».

Оценку динамики прибыли можно осуществить на основании отчета о прибылях и убытках ООО «1С-Рарус» за 2009-2011 гг. (приложение 4).

Прибыль до налогообложения зависит от прочих доходов и расходов.

Рассмотрим динамику этих результатов и динамику прибыли до налогообложения в таблице 8.

Таблица 8

Динамика прибыли до налогообложения ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темпы роста, %





2010 г./ 2009 г.

2011 г./ 2010 г.

Прибыль от продажи услуг, тыс. руб.

9548

11111

32327

116,37

290,95

Проценты к получению, тыс. руб.

0

0

0

-

-

Проценты к уплате, тыс. руб.

111

5

54

4,50

1080,00

Доходы от участия в других организациях, тыс. руб.

0

0

0

-

-

Прочие доходы, тыс. руб.

1023

567

1485

55,43

261,90

Прочие расходы, тыс. руб.

1492

2501

5262

167,63

210,40

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8968

9172

28496

102,27

310,68

Отложенные налоговые активы, тыс. руб.

170

635

122

373,53

19,21

Отложенные налоговые обязательства, тыс. руб.

0

0

0

-

-

Текущий налог на прибыль

2326

2836

6976

121,93

245,98

Прочие налоги, штрафы, пени, тыс. руб.

0

0

0

-

-

Чистая прибыль, тыс. руб.

6812

6971

21642

102,33

310,46


Таким образом, полученные данные показывают, что прочие расходы с 2010 по 2011 гг. увеличились на 2761 тыс. руб. и составили 5262 тыс. руб., а темп роста составил 210,4 %. Прочие доходы также возросли с 567 до 1485 тыс. руб.

В 2009 - 2011 гг. налог на прибыль предприятие уплачивало с 2326 до 6976 тыс. руб.

Чистая прибыль ООО «1C-РАРУС» значительно возросла с 6812 в 2009 г. до 21642 тыс. руб. в 2011 г.

Это произошло за счет увеличения размера прибыли до налогообложения с 2009 по 2011 гг. с 8968 до 28496 тыс. руб., что увеличивает чистую прибыль, отложенные налоговые активы снизились, с 635 до 122 тыс. руб.

В 2010 г. прибыль до налогообложения составляла 9172 тыс. руб., а чистая прибыль 6971 тыс. руб. Наибольший вес занимает в 2011 г. прибыль до налогообложения 28496 тыс. руб., когда чистая прибыль составляла 21642 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что размер налога на прибыль возрастает пропорционально росту прибыли до налогообложения и прибыли от продаж.

Далее в табл. 9 представлены данные о динамике структуры прибыли до налогообложения ООО «1C-РАРУС».

Таблица 9

Структура прибыли до налогообложения ООО «1C-РАРУС», %.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -), %





2010 г./ 2009 г.

2011 г./2010 г.

Прибыль до налогообложения

100,00

100,00

100,00

0,00

Отложенные налоговые активы

1,90

6,92

0,43

5,03

-6,50

Отложенные налоговые обязательства

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Текущий налог на прибыль

25,94

30,92

24,48

4,98

-6,44

Прочие налоги, штрафы, пени

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Чистая прибыль

75,96

76,00

75,95

0,04

-0,06


Проведенные анализ динамики прибыли до налогообложения показывает, что с 2010 по 2011 гг. доля отложенных налоговых активов в объеме прибыли до налогообложения значительно снизилась с 6,92 до 0,43%, то есть на 6,5%.

Также значительно снизилась доля текущих налогов - с 30,92 до 24,48%. За счет этого удельный вес чистой прибыли немного уменьшился с 76 до 75,95%, то есть на 0,06%.

Таким образом, высокая доля чистой прибыли свидетельствует о том, что предприятие получает больше прибыли и доходов, а прочих расходов на предприятии меньше.

Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными таблицы, в которой приводятся отдельные показатели бухгалтерского баланса, отражающие определенные финансовые результаты.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что за счет увеличения выручки от реализации в 2011 году по сравнению с 2010 г. до 135086 тыс. руб. и возрастания себестоимости с 73430 до 101789 тыс. руб., прибыль от продажи услуг в ООО «1C-РАРУС» увеличилась с 11111 до 32327 тыс. руб., то есть прирост составил 290,95%.

Динамика роста выручки опережает рост себестоимости.

Доля прибыли в объеме выручки увеличилась с 15,7% в 2009 г. до 23,93% в 2011 г. Это связано с тем, что выручка увеличивалась быстрее затрат на производство и реализацию.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что доля себестоимости производства в объеме выручки от продажи услуг с 2010 по 2011 г. уменьшилась с 86,29 до 75,35%. Это означает, что выручка растет быстрее затрат на производство и реализацию услуг. Таким образом, доля валовой прибыли в объеме выручки от реализации услуг увеличилась с 13,71 до 24,65%.

За счет того, что управленческих расходов в 2009 и 2011 гг. не было, а удельный вес коммерческих расходов с 2010 по 2011 гг. возрос с 0,66 до 0,72%, за счет чего доля прибыли от продажи увеличилась с 13,06 до 23,93%.

Рост доли коммерческих расходов свидетельствует о повышении расходов на продажу услуг.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией услуг. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от стихийных бедствий и т.д.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.

При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их.

Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушение договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию в таблице 10.

Таблица 11

Данные об использовании чистой прибыли в ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %





2010/2009

2011/2010

Чистая прибыль, тыс. руб.

6812

6971

21642

102,33

310,46

Распределение чистой прибыли:






в фонд накопления, тыс. руб.

1703

1745,25

6492,6

102,48

372,02

в фонд потребления, тыс. руб.

4427,8

4182,6

10821

94,46

258,71

в фонд социальной сферы, тыс. руб.

681,2

697,1

4328,4

102,33

620,92

Доля в чистой прибыли, %






фонда накопления

25

25

30

100,00

120,00

фонда потребления

65

60

50

92,31

83,33

в фонд социальной сферы

10

10

20

100,00

200,00


В фонд накопления в 2011 г. поступило 6492,6 тыс. руб., что на 372,02%. больше, чем в 2010 г.

В фонд потребления было выделено 10821 тыс. руб.

Отчисления в фонд социальной сферы повысились с 697,1 до 4328,4 тыс. руб.

Таким образом, доля отчислений в фонд накопления и фонд социальной сферы возрос на 5% и 10%, то есть до 30 и 20% соответственно. Отчисления в фонд потребления снизились до 50%.

Проведем в п. 2.3 анализ рентабельности, а также проведем оценку влияния факторов на прибыль.

2.3 Анализ рентабельности и влияния факторов на прибыль

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Проанализируем показатели рентабельности ООО «1C-РАРУС» за 2009-2011 годы в таблице 15.

Далее рассмотрим динамику коэффициентов рентабельности.

Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2) с помощью аналитической таблицы 11.

Таблица 11

Динамика коэффициентов рентабельности

ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)





2010 г./ 2009 г.

2011 г./ 2010 г.

Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

60807

85101

135086

24294

49985

Себестоимость проданной услуг, тыс. руб.

50928

73430

101789

22502

28359

Прибыль от продажи услуг, тыс. руб.

9548

11111

32327

1563

21216

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8968

9172

28496

204

19324

Чистая прибыль, тыс. руб.

6812

6971

21642

159

14671

Внеоборотные активов, тыс. руб.

19378

24543

26548

5165

2007

Оборотные активы, тыс. руб.

34468

37004

55164

2536

18160

Собственный капитал, тыс. руб.

48375

52581

74101

4206

21520

Долгосрочные обязательства, тыс. руб.

0

0

0

0

0

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

5471

8966

7611

3495

-1355

Имущество, тыс. руб.

53846

61547

81712

7701

20165

Чистый оборотный капитал, тыс. руб.

28997

28038

47553

-959

19515

Рентабельность услуг, %.

18,75

15,13

31,76

-3,62

16,63

Рентабельность продаж, %.

11,20

8,19

16,02

-3,01

7,83

Рентабельность внеоборотных активов, %

49,27

45,27

121,77

-4

76,50

Рентабельность оборотных активов, %

19,76

18,84

39,23

-0,92

20,39

Рентабельность собственного капитала,%

14,08

13,26

29,21

-0,82

15,95

Рентабельность заемного капитала, %.

124,51

77,75

284,35

-46,76

206,60

Рентабельность имущества, %

12,65

11,33

26,49

-1,32

15,16

Рентабельность чистого оборотного капитала, %

23,49

24,86

45,51

1,37

20,65


Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2011 году прибыли больше, чем в предыдущем периоде. Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 11,33 руб. прибыли, то в 2011 году - 26,49 руб.

Рентабельность собственного капитала возросла за 2011 год на 15,95%. Также увеличилась рентабельность продаж по чистой прибыли до 16,02%. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стало увеличение в 2011 году прибыли, полученной от финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с ростом стоимости имущества и объема продаж. Возрастание рентабельности продаж может означать повышение спроса на услуги, увеличение ее конкурентоспособности.

Одновременно произошло повышение уровня рентабельности услуг в 2011 году до 31,76% против 15,13% в 2010 г.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние факторы, формирующие прибыль предприятия: объем оказания услуг, цена, качество и структура услуг, затраты на оказываемые услуги.

С помощью метода цепных подстановок определяется влияние изменений рентабельности продаж за счет факторов изменения выручки от продажи услуг и себестоимости.

Как видно, рентабельность услуг в 2011 году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 16,63%. На это увеличение оказали влияние два фактора: изменения объема продаж и себестоимости.

Факторный анализ показателей рентабельности продаж ООО «1C-РАРУС» показан в таблице 12.

Таблица 12

Факторный анализ показателей рентабельности продаж ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+, -)





2010 г./ 2009 г.

2011 г./ 2010 г.

Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

60807

85101

135086

24294

49985

Себестоимость проданной услуг, тыс. руб.

50928

73430

101789

22502

28359

Прибыль от продажи услуг, тыс. руб.

9548

11111

32327

1563

21216

Рентабельность услуг, %

18,75

15,13

31,76

-3,62

16,63

Расчет влияния факторов






Изменение объема продаж




48,35

68,83

Изменение себестоимости




-51,97

- 52,2

Суммарное влияние




3,62

16,63


Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке от продажи (Вр1) и базисной себестоимости (Сп0):

RуслQ = (Вр1 - Сп0):Сп0x100 = (135086 - 73430):73430x100% = 83,96%.

1. Влияние фактора изменения объема продаж на уровень рентабельности услуг:

ΔRпр1 = Rусл - Rпр0 = 83,96 - 15,13 = 68,83%.

2. Влияние фактора изменения себестоимости на уровень рентабельности продаж:

ΔRпр2 = Rпр1 - Rусл. = 31,76 - 83,96 = - 52,2%.

3. Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж за период:

ΔRпр = ΔRпр1 + ΔRпр2 = 68,83 - 52,2 = 16,63%.

Результаты факторного анализа показали, что рост объема продаж повышение оказало на уровень рентабельности наибольшее влияние, чем повышение себестоимости услуг, которая уменьшила рентабельность.

Прибыль от оказания услуг в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры услуг; цен на оказанные услуги; цен на оборудование, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные таблицы 13.

Таблица 13

Исходные данные для факторного анализа прибыли от оказания услуг в ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2010 г.

Пересчитанный на объем продаж 2011 г.

2011 г.

Выручка от оказания услуг, тыс. руб.

85101

93611,1

135086

Полная себестоимость оказанных услуг, тыс. руб.

73990

80649,1

102759

Прибыль от оказания услуг, тыс. руб.

11111

12962

32327


За 2010-2011 гг. прибыль от оказания услуг возросла на 21216 тыс. руб. или на 290,95%.

За счет объема и структуры оказанных услуг, прибыль изменилась на:

ПVВП УД = 12962 - 11111 = 1851 тыс. руб.

Расчет влияния только объема продаж:

ПVВП = 11111x(+5,6):100 = 11733,2 тыс. руб.

Затем определяем влияние структурного фактора:

ПУД = 1851 - 11733,2 = -9882,2 тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли:

ПС = 80649,1 - 102759 = - 22109,9 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет цен на услуги:

ПЦ = 135086 - 93611,1 = 41474,9 тыс. руб.

Произведен в таблице 15 расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от оказанных услуг в ООО «1C-РАРУС».

Таблица 15

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации услуг в ООО «1C-РАРУС»

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.


объем реализации

структура услуг

цена

себестоимость



2010

2010

2010

2010

2010

В2010 - З2010

11111

Усл. 1

2010

2010

2010

П2010*Крп

11733,2

Усл. 2

2010

2010

2010

2010

Вусл - Зусл

12962

Усл. 3

2011

2011

2011

2011

В2011 - Зусл

54436,9

2011

2011

2011

2011

2011

В2011 - З2011

32327


Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 5,6% и составить 11733,2 тыс. руб. (11111x105,6:100).

При объеме реализации, структуре 2011 г. и ценах, себестоимости 2010 г. прибыль составит 12962 тыс. руб. (93611,1 - 80649,1).

При объеме реализации, структуре и ценах 2011 г., но себестоимости 2010 г. сумма прибыли составит 54436,9 (135086 - 80649,1).

Результаты расчетов показывают, что на изменение прибыли от оказания услуг снесли свое влияние факторы: увеличение объема реализации привело к повышению прибыли до 32327 тыс. руб.

За счет изменения структуры услуг прибыль дополнительно увеличилась до 12962 тыс. руб.

Изменение отпускных цен привело к дополнительному увеличению прибыли до 54436,9 тыс. руб., увеличение себестоимости привело к снижению прибыли до 32327 тыс. руб.

Таблица 15

Расчет влияние факторов на изменение суммы чистой прибыли в ООО «1C-РАРУС»

Показатели

2010 г.

Подстановки

2011 г.

Размер влияния (+, -)



I

II



Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

9172

28496

28496

28496

+ 19324

Отложенные налоговые активы, тыс. руб.

635

635

122

122

- 513

Текущий налог на прибыль, тыс. руб.

2836

2836

2836

6976

- 4140

Чистая прибыль, тыс. руб.

6971

26295

25782

21642

+ 14671


Суммарное влияние факторов = + 19324 - 513 - 4140 = + 14671 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что чистая прибыль увеличилась с 2010 по 2011 гг. с 6971 до 21642 тыс. руб. за счет влияния факторов. За счет увеличения прибыли до налогообложения с 9172 до 28496 тыс. руб., чистая прибыль повысилась на 19324 тыс. руб. За счет снижения размера отложенных налоговых активов с 635 до 122 тыс. руб. чистая прибыль снизилась на 513 тыс. руб.

Увеличение размера текущего налога на прибыль с 2836 до 6976 тыс. руб. привело к возрастанию уменьшению чистой прибыли дополнительно на 4140 тыс. руб.

В 3 главе предложены пути совершенствования управления формирования и использования прибыли в ООО «1C-РАРУС».

Глава 3. Организация учета и Совершенствование управления прибылью в ООО «1C-РАРУС»

3.1 Учет чистой прибыли

Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации.

На счете 99 "Прибыли и убытки" бухгалтером выводится или кредитовое (прибыль) или дебетовое (убытки) сальдо. Это сальдо, еще до утверждения собственником должно быть перенесено на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Это должна быть последняя за отчетный год проводка в главной книге.

Если была получена прибыль, то бухгалтер делает запись:

Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Если был получен убыток, то бухгалтер пишет:

Дебет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит 99 "Прибыли и убытки"

Только в следующем за отчетным годом, после того как собственник (например, общее собрание акционеров), утвердит распределение прибыли, только тогда бухгалтер проводит по общепринятой практике реформацию баланса. И по счетам главной книги, на основе решения собственника, бухгалтер начинает реформацию баланса, суть которой теперь сводится к списанию целевых сумм со счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" на цели, определенные собственником.

Оставшаяся после этого прибыль предназначена для самофинансирования предприятия. Она представлена в виде кредитового сальдо на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Согласно пункту 51 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций при рассмотрении итогов деятельности отчетного года и решении вопроса об источниках покрытия убытка (как отчетного года, так и прошлых лет) на эти цели могут быть направлены прибыль, оставшаяся в распоряжении организации (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений), в порядке ее распределения; резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством; добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины чистых активов организации.

Поэтому в соответствии с источником покрытия убытков на счетах бухгалтерского учета будут сделаны записи:

а) в части его покрытия за счет ранее начисленных сумм резервного капитала:

Дебет 82 "Резервный капитал" Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

б) за счет нераспределенной прибыли прошлых лет

Дебет 84 "Нераспределенная прибыль прошлых лет" Кредит 84 "Непокрытый убыток отчетного года"

в) в случае уменьшения уставного капитала при доведении его до величины чистых активов*

Дебет 80 "Уставный капитал" Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

г) если собственники приняли решение погасить убыток за свой счет, то делается запись:

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

До перехода на новый план счетов некоторые расходы организации списывались на дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Это касалось тех расходов, которые согласно нормативным документам должны были списываться за счет собственных источников (материальная помощь работникам, приобретение путевок в дома отдыха и санатории, благотворительная деятельность и т.п.). Такой порядок приводил к тому, что прибыль отчетного года завышалась на сумму этих расходов, и собственники не могли рассчитать реальную доходность вложений в организацию. Кроме того, списывая ряд расходов за счет чистой прибыли, администрация организации нарушала законные права ее собственников: только они имеют право распределять чистую прибыль на те или иные цели.

Согласно новому плану счетов, отнесение каких - либо расходов (кроме определенных собственниками) не допускается. Все расходы организации должны или капитализироваться (включаться в стоимость активов) или списываться на счет 80 "Прибыли и убытки".

В связи с этим новый план счетов предусматривает и несколько иной порядок учета чистой прибыли, отражаемой на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Для этого к этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 84.1 "Полученная прибыль",

.2 "Нераспределенная прибыль",

.3 "Использованная прибыль"

.4 "Полученный убыток".

Необходимость их открытия обусловлена тем что: "Аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться".

3.2 Методика учета чистой прибыли

В году, следующем за отчетным, на основании решения общего собрания собственников предприятия организации, осуществляется по обще принятому правилу распределение прибыли, полученной за отчетный год. При этом делаются следующие записи:

.Начисление доходов (дивидендов) участникам:

Дебет 84.1 "Полученная прибыль" Кредит 75.2 "Расчеты по выплате доходов" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Отчисления в резервный капитал:

Дебет 84.1 "Полученная прибыль" Кредит 82 "Резервный капитал"

. Покрытие убытков прошлых лет:

Дебет 84.1 "Полученная прибыль" Кредит 84.4 "Полученный убыток"

Необходимо отметить, что общепринятая практика реформации баланса, начисления дивидендов, отражения решений акционеров по использованию прибыли, покрытию убытков и т.д. отличается от положений нормативных актов, регулирующих порядок отражения в бухгалтерском учете решений акционеров, принятых ими при утверждении бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 51 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций "в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль прошлых лет", "Непокрытый убыток прошлых лет", "Нераспределенная прибыль отчетного года", "Непокрытый убыток отчетного года" показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.".

Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года относится к компетенции общего собрания.

Годовая бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям только после ее утверждения в порядке, установленном учредительными документами организации.

Поэтому решение акционеров о выплате дивидендов должно, согласно законодательным и нормативным актам, отражаться заключительными записями в годовой бухгалтерской отчетности, а не в следующем отчетном периоде. Такой порядок учета начисления дивидендов соответствует нормам статьи 42 Федерального закона РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ: "дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества".

Поэтому в аналитическом учете нераспределенной прибыли необходимо предусмотреть субсчета нераспределенной прибыли отчетного года и нераспределенной прибыли прошлых лет или "Прибыль полученная" и "Нераспределенная прибыль". "Прибыль полученная" как и нераспределенная прибыль отчетного года, отражаемая на счете 88.1 старого плана счетов, - существует или "живет" одну новогоднюю ночь. И в эту ночь должны быть сделаны записи, отражающие решение акционеров об использовании данной прибыли или покрытии убытков отчетного года.

Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества. Общее собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивидендов по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе.

Общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям:

до полной оплаты всего уставного капитала общества;

до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ;

если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения.

При начислении дивидендов акционерам возникает обязанность предприятия начислить и уплатить налог на прибыль согласно подпункту 1 статьи 250 и 275 НК РФ. При определении доходов от участия в других организациях по подпункту 1 статьи 250 НК РФ необходимо понимать, что налогооблагаемая база формируется из трех составляющих:

дивиденды, полученные от иностранной компании,

дивидендов, начисленных иностранной компании,

сумма дивидендов, начисленных предприятиям - резидентам Российской Федерации, уменьшенных на суммы дивидендов, полученных от предприятий - резидендов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 275 НК РФ предприятие начислившее дивиденды акционерам - резидентам Российской Федерации признается налоговым агентом. Налоговая база с суммы начисленных дивидендов определяется с учетом дивидендов, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

Для формирования информации по направлениям распределения прибыли к счету 84.1 "Полученная прибыль" целесообразно использовать более детальную аналитику путем открытия субсчетов: 84.11 "Начисление доходов от участия в организации", 84.12 "отчисления в резервный капитал", 84.13 "Покрытие убытков прошлых лет" и т.п.

После этих записей сальдо счета 84.1 "Полученная прибыль" покажет сумму нераспределенной прибыли, которая переносится на счет 84.2 "Нераспределенная прибыль" проводкой:

Дебет 84.1 "Полученная прибыль"
Кредит 84.2 "Нераспределенная прибыль"

После чего счет 84.1 "Полученная прибыль" закроется, а сальдо счета 84.2 "Нераспределенная прибыль" покажет величину средств, накопленных организацией.

Сумма затрат по приобретению (созданию) нового имущества собирается на дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с последующим списанием этих затрат данного счета на дебет счетов 01 "Основные средства" и/или 04 "Нематериальные активы". Одновременно на сумму вышеуказанных затрат следует составить проводку:

Дебет 84.2 "Нераспределенная прибыль" Кредит 84.3 "Использование прибыли"

В результате этого сальдо счета 84.3 "Использованная прибыль" будет показывать сумму нераспределенной прибыли, использованной на приобретение (создание) нового имущества, а сальдо счета 84.2 "Нераспределенная прибыль" - сумму еще не использованной на эти цели нераспределенной прибыли.

Сальдо счетов 84.2 "Нераспределенная прибыль" и 84.3 "Использованная прибыль" может быть только кредитовым и в совокупности остается неизменным.

Системное отражение использования чистой прибыли на приобретение (создание) нового имущества внутри одного и того же счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" позволяет не только видеть, сколько этой прибыли израсходовано на эти цели, но и облегчает общение с участниками организации при решении вопроса о величине доходов, планируемых к выплате от участия в предприятии.

С помощью аналитического учета к счетам 84.2 "Нераспределенная прибыль" и 84.3 "Использованная прибыль" можно организовать контроль состояния и движения средств нераспределенной прибыли. Они не расходуются безвозвратно, постоянно обращаются в предприятии, меняя свою форму (из денежной в товарную и из товарной в денежную).

При этом общая величина активов не меняется. Совокупное сальдо счетов 84.2 "Нераспределенная прибыль" и 84.3 "Использованная прибыль" постоянно возрастает, свидетельствуя о приросте активов организации по сравнению с суммой первоначальных вложений собственников.

3.3 Совершенствование механизма использования прибыли

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

увеличение объема оказания услуг;

улучшение качества оказанных услуг;

продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

снижение себестоимости услуг за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

диверсификация производства;

расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них - механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Таким образом, предприятие имеет возможность увеличить объем оказываемых услуг, а как следствие- увеличение прибыли, за счет наиболее эффективного использования времени сотрудников, увеличивая рабочее время на 8%.

Важное направление использования резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, напри­мер на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования.

На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

За счет изменения объема и структуры услуг, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

Изменение номенклатуры и ассортимента предлагаемых услуг является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

Заключение

В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся управления доходами и расходами предприятия.

В первой главе курсовой работы было освещено понятие и сущность прибыли.

Как экономическая категория прибыль - это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль - это превышение доходов над расходами.

Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль.

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Направления, приемы и методы проведения анализа формирования, распределения и использования прибыли на предприятии могут быть различны.

Проведенные анализ динамики прибыли до налогообложения показывает, что с 2010 по 2011 гг. доля отложенных налоговых активов в объеме прибыли до налогообложения значительно снизилась с 6,92 до 0,43%, то есть на 6,5%. Также значительно снизилась доля текущих налогов - с 30,92 до 24,48%. За счет этого удельный вес чистой прибыли немного уменьшился с 76 до 75,95%, то есть на 0,06%.

Анализ прочих доходов и расходов, структуры прибыли позволяют затем проанализировать показатели рентабельности и провести факторный анализ.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2011 году прибыли больше, чем в предыдущем периоде. Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 11,33 руб. прибыли, то в 2011 году - 26,49 руб.

Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации, снижения себестоимости производства и повышения качества, производство и реализация на более выгодных рынках сбыта.

Кроме того, предприятие может увеличить прибыль, снижая себестоимость производства и реализации услуг.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).

2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ часть 2. Федеральный закон от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 г. №166-ФЗ). - 2010 г.// Консультант Плюс.

3. Положение по бухгалтерскому учету доходов «Доходы организации» ПБУ 9/99 Утверждено приказом министра РФ от 06.05.99 №32н.//Консультант Плюс.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33н. // Консультант Плюс.//Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №3. - С.15-26.

5. Алексеева, И.М. Анализ финансовых результатов предприятия / И.Алексенева. - М.: ЮНИТИ. - 2008. - 378 с.

6. Бакметов, И.И. Основы финансового менеджмента на предприятии / И.Бакметов. - СПб: Питер. - 2008. - 322 с.

7. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т.Балабанов. - М.: Финансы и статистика. - 2009. - 376 с.

8. Бланк, И.А. Управление прибылью. - М.: Ника-Центр, 2008. - 768 с.

9. Жариков, О.П. Финансы торгового предприятия / О.П.Жариков. - М.: Экзамен. 2008. - 289с.

10. Задорожная, А.Н. Финансы организации (предприятия). - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. - 464 с.

11. Зайцев, О.М. Бухгалтерский учет и анализ на предприятии. - М.: «Дело и сервис». - 2008. - 376 с.

12. Коростылев, И.К. Финансовый анализ/И.К. Коростылев. - М.: Финпресс. - 2008. - 287 с.

13. Родионов, О. Ю. Финансовый менеджмент в предприятии / О.Ю.Родионов. - М.: Экознание. - 2009. - 254 с.

14. Тимофеев, Д.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Д.Тимофеев. - СПб: Питер. - 2008. - 396 с.

15. Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования/В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 345 с.

16. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфуллин. - М.: Инфра-М. - 2008. - 342 с.

17. п. 2 ст. 33 <consultantplus://offline/ref=564A038C2CCE812B04E74DFB9D943C612D1E75C7D8D0B471430D92E3D96997903FD4B20ADE8448AAU0e2G> Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

. п. 3 ст. 28 <consultantplus://offline/ref=564A038C2CCE812B04E74DFB9D943C612D1E75C7D8D0B471430D92E3D96997903FD4B20ADE844FADU0e0G> Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Похожие работы на - Учет формирования и использования чистой прибыли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!