Критика концепции 'онтологической неуверенности' Рональда Д. Лэйнга

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Критика концепции 'онтологической неуверенности' Рональда Д. Лэйнга

Оглавление

Введение

Глава 1. Рональд Дэвид Лэйнг: факты жизни

Глава 2. Лэйнг как научный деятель: концепция "онтологической неуверенности"

Глава 3. Концепция Лэйнга глазами исследователей

Залючение

Список литературы

Введение

Движение антипсихиатрии, которое развернулось на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Более всего оно известно своим отказом от содержания психически больных в больницах и от медикаментозной терапии. Центральная фигура этого движения, английский психиатр Рональд Лэйнг (1927-1989), является также интересным психологом и писателем.

Тема нашей работы: "Критика концепции "онтологической неуверенности" Рональда Д. Лэйнга".

Проблема: вся критика, которая есть на данный момент в основном философская (Руткевич А.М., Власова О.А., Косилова Е.В., Пашинский А. И.). Из психологов можно отметить Тихонравова Ю.В. и Фенько А.Б. Интерпретация концепции Лэйнга есть также у Коптевой Н.В., но она относится скорее к общепсихологической части.

Из этой проблемы вытекает цель нашего исследования: более близкое знакомство с фигурой Лэйнга и его концепцией "онтологической неуверенности". Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

познакомиться с творчеством Рональда Д. Лэйнга

познакомиться с концепцией "онтологической неуверенности" Лэйнга по первоисточнику

познакомиться с некоторыми подходами к интерпретации данной концепции (Коптева Н.В., Власова О.А., Фенько А. Б.)

Перспектива данной работы: участие в дальнейшей разработке и операционализации понятия "онтологическая уверенность".

Рональд Дэвид Лэйнг, если смотреть на него с позиции биографа и критика, - великолепный материал. В его образе, жизни, работах и проектах было все, необходимое для яркой работы: "сумасшедшая мамаша", очарованные женщины и брошенные семьи, пьянство и провокационное поведение, наркотики и проблемы с законом. О нем можно сказать много общих фраз и придумать много общих определений, которые действительно подойдут под его образ. Он был мятежником и революционером, лидером контр культуры и гуру безумцев, философом и антипсихиатром, он повел за собой тысячи людей по всему миру, он был одним из самых известных интеллектуалов 1960-х гг. и уж точно самым известным психиатром своего времени, его книги выходили миллионными тиражами и были переведены более чем на двадцать языков, его образ не сходил с телевизионных экранов Великобритании, а на его лекции, словно на рок-концерты, собирались толпы людей. И что самое главное - он был одиночкой: одним из самых публичных и одним из самых одиноких людей своей эпохи. Все очень красиво, очень ярко и очень трагично. Все ровно так, как нужно.

Нет сомнения, и это прозвучит даже как-то хрестоматийно, что значение Лэйнга для психиатрии, для гуманитарной мысли, для культуры 1960-1970-х гг. неоспоримо. Ему действительно повезло. Своими работами он вскрыл кризис психиатрии, он попытался вывести проблему психического заболевания в широкое поле гуманитарного осмысления, он сделал так, что о ней заговорила общественность. Благодаря обращению к философии Ж. - П. Сартра, своими революционными идеями он показал, что проблема безумия, проблема инаковости и психической ненормальности является не только медицинской, но и политической, социальной, общественной. Он попытался преодолеть не только психическое, но и социальное отчуждение психически больных. В своей деятельности он выразил настроения бунтарской эпохи 1960-х, и организованные им психотерапевтические коммуны стали блестящим примером утопических проектов. В самом своем образе он нес независимость и свободу, верность идеалам и искреннее желание помочь. Он стал фигурой эпохи, которая воплотила все противоречия современной ему психиатрии и современного ему общества. [3]

Глава 1. Рональд Дэвид Лэйнг: факты жизни

Рональд Дэвид Лэйнг родился в Глазго в 1927 году. Он был единственным ребенком в семье, которую один из его биографов назвал "тихой пресвитерианской парой", но которая на деле была далека от этого идеала. Отец и дед Лэйнга отличались буйным нравом, а матушка была явно со странностями. По всей видимости, она не хотела иметь ребенка, потому что скрывала свою беременность от родных до самого последнего дня, а потом регулярно ломала игрушки своего сына. Даже на старости лет она любила втыкать иголки в изображение сына, приговаривая "Ронни, куколка моя". Таким образом она пыталась вызвать у него сердечный приступ. Травматический семейный опыт Лэйнга впоследствии не только скажется на личной жизни, но и найдет отражение в его теоретических работах, где постоянно подчеркивается связь между душевными расстройствами и тем "интерперсональным миром", который окружает человека с момента рождения.

В школе Лэйнг проявлял интерес лишь к классическим языкам, но зато читал запоем. В четырнадцать лет он решил прочесть все книги в местной библиотеке от А до Z, и так впервые наткнулся на сочинения Кьеркегора, Маркса, Ницше и Фрейда. Эти авторы оставались его любимым чтением и в университетские годы, наряду с Гуссерлем, Витгенштейном, Хайдеггером, Ясперсом, Сартром, Камю и Мерло-Понти. К тому времени, как Лэйнг получил степень по медицине в университете Глазго, он хорошо изучил современную европейскую философию.

Уже тогда Лэйнг начал разрабатывать свой "интерперсональный" подход, концептуально опиравшийся на работы Гарри Стэка Салливана. Оригинальные идеи этого американского психиатра, мало известные широкой публике (при жизни была опубликована всего одна его книга), повлияли на мировоззрение практически всех крупных современных психотерапевтов - от Карла Роджерса до Милтона Эриксона. Салливан много занимался шизофренией и сформулировал принцип, согласно которому эта болезнь является не столько проявлением "патологической" личностной структуры, сколько коммуникационной моделью, сформировавшейся в раннем возрасте. Идеи Салливана о детском опыте "хорошей" и "плохой" матери, вероятно, меньше всего должны были казаться Лэйнгу пустыми абстракциями.

Свой метод Лэйнг опробировал еще в начале 50-х, во время службы в армии. Он служил полковым психиатром, в обязанности которого входила "сортировка" солдат, проявляющих симптомы душевных расстройств, на действительно больных и симулянтов. Первых следовало отправлять в тыл, вторых - под суд. В то время врачам рекомендовалось "без крайней необходимости" не вступать в контакт с психически больными пациентами, которых держали в специальных, обитых мягким материалом камерах. Однако Лэйнг постоянно нарушал эту инструкцию и пытался установить человеческий контакт с психотиками. Он заходил в камеры и тихо сидел рядом с пациентами, не пытаясь завести разговор. Лэйнг был поражен, насколько эти люди испуганы и смущены, и с какой готовностью они открываются, если им предоставить возможность свободного и искреннего общения.

Демобилизовавшись и поступив на службу в Королевский госпиталь в Глазго, он оборудовал там комнату для дневных занятий пациентов-шизофреников, в которой они могли заниматься обычными делами (рисовать, готовить пищу). Больные и персонал были одеты в обычную одежду и общались "на равных", называя друг друга по именам. Эксперимент получился удачным, состояние большинства больных улучшилось.

Деятельность Лэйнга не осталась незамеченной, и в 1956 году он получает приглашение из Лондона, от психоаналитиков Джона Боулби и Чарльза Райкрофта. В Лондоне он работает в Тэвистокском госпитале и обучается в Институте психоанализа под руководством знаменитого детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта, который дал очень теплый отзыв х/ на первую книгу Лэйнга - "Разделенное Я" (1959).

Дрейф от психоанализа в сторону экзистенциализма и феноменологии не вызвал большого восторга у наставников Лэйнга по психоаналитическому цеху, увлеченных битвой между V школами Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Психоаналитический Комитет даже колебался, выдавать ли молодому психоаналитику лицензию или заставить еще годик походить в учениках. Но руководители Лэйнга - Райкрофт, Милнер и Винникотт - заступились за талантливого психиатра, и он получил диплом вовремя.

Еще в годы обучения Лэйнг познакомился с теорией шизофрении американского антрополога Грегори Бейтсона. Бейтсон и его коллеги предположили, что корни этой загадочной болезни лежат в социальных условиях жизни индивида, а точнее, в семье. Патогенными эти условия становятся в том случае, когда ребенок получает от своих родителей (главным образом, от матери) двойственные сообщения, уровни которых несовместимы по своему значению. Например, мать может сказать своему ребенку: "Мне хотелось бы, чтобы ты по своей воле делал так, как я скажу". На такой странный набор посланий и реакция будет необычной. Содержательная парадоксальность подобных сообщений получила название "двойная связанность" (double bind), а симптомы шизофрении стали рассматриваться как реакция на противоречивые родительские послания. Таким образом, Бейтсон увидел в безумии не явление индивидуального порядка, а одну из форм коммуникации.

Теория "двойной связанности", делающая акцент на особенностях взаимоотношений в семьях пациентов, была созвучна идеям Лэйнга и вызвала у него большой энтузиазм. Он даже предпринял в 1962 году поездку в Америку, чтобы лично познакомиться с работой группы Бейтсона. Вместе со своим коллегой Аароном Эстерсоном Лэйнг провел в Лондоне исследование ста семей шизофреников. Результаты этого исследования были опубликованы в 1964 году в их совместной книге "Здоровье, безумие и семья". Как и Бейтсон, Лэйнг приходит к выводу, что так называемая шизофрения представляет собой стратегию выживания человека в условиях, невозможных для жизни. Это такая ситуация, при которой любое его действие или отсутствие действия неизбежно сопровождается ощущением, что он разрывается на части от давления и извне, и изнутри. Это ситуация, в которой человек не может победить, что бы он ни делал. "Представьте себе внутреннее состояние ребенка, который совершенно неспособен предугадать: нужен ли он сейчас матери или он ей мешает, собирается ли она его обнять или ударить. Если такие ситуации часто повторяются, то структура "двойной связанности" принимает характер жизненной установки и порождает шизофренические симптомы. "

В том же 1964 году выходит другая книга Лэйнга, "Разум и насилие", написанная в соавторстве с психиатром из ЮАР Дэвидом Купером. Именно Куперу принадлежит термин "антипсихиатрия", прочно ассоциирующийся с именем Лэйнга, несмотря на то, что последний неоднократно отрекался от своей принадлежности к этому течению. "Антипсихиатрия" в том виде, в каком ее исповедовали Дэвид Купер и американский психиатр Томас Шаш, представляет собой последовательное разоблачение любых диагностических конструкций психиатрии как мифов, направленных не столько на понимание психической реальности больного, сколько на защиту общества от индивидов, чье поведение отличается от привычного. Антипсихиатрия критикует психиатрию за ее репрессивный характер (принудительное лечение, использование лекарств и электрошока), за отношение к больным как к беспомощным жертвам физиологических процессов. В своем страстном манифесте "Миф о душевной болезни" (1972) Томас Шаш утверждал, что вся современная психиатрическая практика пронизана мошенничеством и насилием, обманом и принуждением. "Я утверждаю, что приличной и достойной, то есть душевно здоровой жизни, нельзя гарантировать психиатрическим лечением, потому что жизненные проблемы - это не болезни и их нельзя вылечить лекарствами, электрошоком или психотерапией. Я утверждаю, что психиатрическое вмешательство против воли пациента - это не лечение, а принуждение, и настаиваю, чтобы психиатры отказались от "терапевтического" насилия над своими пациентами. "

Стремление воплотить в жизнь свои радикальные психиатрические идеи привело Лэйнга и его единомышленников в 1964 году к осуществлению утопического проекта, известного как "Кингсли Холл". "Кингсли Холл" представлял собой терапевтическую коммуну в лондонском Ист Энде, своеобразное убежище от внешнего мира для душевнобольных, свободное от диагностических ярлыков и принудительного лечения. Пациенты этой "клиники" под руководством терапевтов принимали галлюциногены (ЛСД), причем различия между терапевтами и пациентами стирались настолько последовательно, что порой они менялись ролями. Харизматическая слава Лэйнга привлекала в "Кингсли Холл" не только шизофреников, но и разного рода бродяг и опустившихся хиппи. Эта "терапевтическая утопия" просуществовала до 1970. На короткий период, когда распался его первый брак, Лэйнг и сам нашел в ней убежище. Это было в 1966 году, когда его жена, оскорбленная тем, что он открыто жил с любовницей, ушла от него вместе с детьми. Старший сын Лэйнга, которому в то время было девять лет, в своих воспоминаниях об отце пишет, что, хотя тот был бесконечно чуток и внимателен к своим пациентам, по отношению к своей собственной семье часто проявлял жестокость и равнодушие.

В 1967 году Лэйнг публикует свою самую знаменитую книгу "Политика переживания"*, ставшую настоящим бестселлером - только в США было продано шесть миллионов экземпляров. Лэйнг заявлял в ней, что душевнобольные воспринимают свой опыт более непосредственно, вне социальных эталонов, навязывающих нам различение внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, плохого и хорошего, реального и воображаемого. К сожалению, то, что обычно считается нормой, чаще всего представляет собой псевдосуществование в гораздо большей степени, чем безумие, отрезанное от подлинного внутреннего опыта и таинственных глубин нашего бытия.

После 1969 года его позиция стала более взвешенной. Можно сказать, что период острой романтизации шизофрении продлился у Лэйнга с 1965 по 1969 год. Одной из причин этой романтизации, возможно, было употребление ЛСД. В 60-е годы галлюциногены были в большой моде как средство "расширения сознания" и поиска мистических переживаний. Как и другие психиатры, например, Станислав Гроф, Лэйнг верил, что ЛСД позволяет пережить временный психотический опыт, сходный с мистическим. ЛСД использовался в терапевтических целях и иногда даже приносил неплохие результаты. Возможно, Лэйнг оказался в плену этой несколько искусственной аналогии между изменением сознания под влиянием болезни и под воздействием наркотика. К тому же, переживания шизофреников поразительно напоминали описания опыта мистиков. "Мистики и шизофреники попадают в один и тот же океан, - говорил Лэйнг. - Но мистикам удается доплыть до берега, а шизофреники тонут. "

Разочарование наступило, как всегда, при столкновении романтических идей с действительностью. "Кингсли Холл", задуманный как место, где душевнобольные могли бы в благоприятной и безопасной терапевтической обстановке совершать свое "внутреннее путешествие", превратился из убежища страждущих в настоящий притон, где процветали наркомания и разврат. Случаи спонтанного исцеления остались единичными необъяснимыми чудесами, но большинству пациентов так и не удалось достичь искупительного внутреннего преображения. Лэйнгу пришлось признать, что "метанойя" встречается значительно реже, чем хотелось бы.

В 70-е началась новая фаза в карьере Лэйнга: он сделал несколько попыток заработать на своей славе гуру (с деньгами у Лэйнга всю жизнь были проблемы). Лэйнг со своей новой подругой и двумя маленькими детьми предпринимает путешествие в Индию и на Цейлон, где изучает буддийскую медитацию, посещая буддийские монастыри и молчаливых йогов-отшельников. Затем он едет в Америку, где его привлекают разного рода регрессивные практики - от "первичного крика" Янова до "ребефинга" американской акушерки Элизабет Фер. Увлечение Лэйнга терапевтическими техниками, ориентированными на возвращение в младенчество, не вызвало энтузиазма у его бывших соратников, обвинивших его в отступничестве от своих прошлых идей в погоне за модой и легкими деньгами. Именно в это время, в 1976 году, написаны "Факты жизни"*, встретившие и в США, и в Великобритании довольно холодный прием, но завоевавшие популярность на континенте.

Восьмидесятые годы биографы Лэйнга обычно определяют как закат его славы, которая в это время действительно идет на убыль, по мере того как стареет поколение "молодых бунтарей". В 1981 году он разводится со своей второй женой, немецкой художницей Юттой Вернер, брак с которой был зарегистрирован в 1974 году, уже после рождения двоих детей. В 1983 году, рассорившись со своими прежними друзьями и единомышленниками, он покидает Филадельфийскую Ассоциацию, которую основал в 1965 году. Наконец, в 1987 году его лишили лицензии на медицинскую практику (он дважды являлся на сеанс "не в форме"). Он остался бывшей знаменитостью без профессии, без постоянного адреса и без средств. По словам его сына Адриана, последние годы жизни Лэйнг провел словно в тумане - в вечных переездах, пьянках и саморазрушительных выходках.

Ролло Мэй, близкий друг Лэйнга, считал, что его фантастическая способность проникать в глубины сознания другого человека была обусловлена тем, что Лэйнг жил на грани психоза. "Я не хочу сказать, что он был сумасшедшим, но его ум был постоянно открыт настолько, что в любой момент он мог провести сеанс психотерапии, произнеся всего лишь несколько слов. "

На всех, с кем он встречался, Лэйнг производил впечатление необыкновенно яркой личности, с исключительно живой и экспрессивной манерой общения, часто шокирующей своей агрессивностью и полным пренебрежением к условностям. Его речь, как и его книги, была афористична, экстравагантна и наполнена саркастическим юмором. Когда он появлялся в общественных местах, вокруг него сразу же собиралась свита поклонников и поклонниц, благоговейно внимавшая его речам и вдохновлявшая его красноречие, остроумие и актерское мастерство. Однако при более близком контакте он отнюдь не был легким собеседником: он яростно нападал на любую позицию, не совпадающую с его собственной, дразнил и провоцировал собеседника, ставил его в неловкое, а подчас - в совершенно дурацкое положение. Одного любознательного физика, увлекавшегося буддизмом и явившегося к нему с вопросами о том, что такое психотерапия, Лэйнг заставил выпить натощак две бутылки вина и окончательно запутал фантастическими историями о целительных "психотических путешествиях", во время одного из которых его пациентка превратилась в собаку, а потом обратно в женщину. "Все вокруг, - пишет этот несчастный, - как-то странно перемешалось. Я чувствовал себя Алисой в Стране Чудес, путешествуя по странному фантастическому миру Лэйнга, в котором он сам был моим проводником." Но надо отдать должное собеседнику Лэйнга: он в конце концов догадался, что Лэйнг просто вызвал у него измененное состояние сознание, чтобы проиллюстрировать свой ответ на вопрос, в чем же суть психотерапии. Этот ответ сформулирован в "Политике переживания": "Действительно решающие моменты в психотерапии непредсказуемы, уникальны, незабываемы, всегда неповторимы и часто не поддаются описанию".

Лэйнг был непростым человеком. Его пронзительная искренность причудливо сочеталась с театральностью и способностью дурачить простаков, а внутренняя бескомпромиссность часто давала повод для обвинений в отступничестве. К нему в полной мере относятся иронические слова Достоевского: "Широк человек, слишком широк, я бы сузил".

Одно из многочисленных противоречий сложной натуры Лэйнга проявлялось в том, что психотикам было с ним уютно и легко, а "нормальным" людям - весьма не по себе. Возможно, в этом виновата его ненависть к искусственной и убогой социальной "норме", прикрывающей подлинное безумие человеческого общества. Лэйнг не считал нужным скрывать своего пренебрежения к нормам общества и "нормальным" людям. Они ему этого не простили. [25]

Глава 2. Лэйнг как научный деятель: концепция "онтологической неуверенности"

В своей знаменитой книге "Расколотое Я", английский экзистенциальный психолог Р. Лэйнг через описание клинических случаев шизоидов и шизофреников раскрыл феноменологию онтологической неуверенности. Последняя, в соответствии с эпитетом, вместе с которым используется слово, не сводится к простой неуверенности в себе: онтологически неуверенная личность воспринимает обычные жизненные условия, контакты, не вызывающие затруднений у большинства людей, как угрожающие самому её существованию. Одновременно Р. Лэйнг наметил контуры противоположного по своему психологическому смыслу феномена онтологической уверенности, который также представляет собой нечто большее, чем уверенность в себе. В частности, с онтологической уверенностью Р. Лэйнг связывал экзистенциальное рождение ребёнка: "Иными словами, за физическим рождением и биологическим приобретением жизни следует экзистенциальное рождение ребёнка как реального и живого. Обычно такое развитие - само собой разумеется, оно фундамент той уверенности, от которой зависит любая уверенность. В связи с этим одним из первых вопросов, которые "напрашиваются" на эмпирическую проверку при прояснении того, что представляет собой онтологическая уверенность, является вопрос о её соотношении с уверенностью в себе.

онтологическая уверенность лэйнг психиатр

Как ни странно, категорию онтологической уверенности, проблематика которой связана с экзистенциальной философской и соответствующей психологической традицией, и уверенность в себе, едва ли не самое ходовое понятие житейской психологии, объединяет недостаточная разработанность. Р. Лэйнг, являясь феноменологом, свёл к минимуму обсуждение теоретических вопросов даже в отношении предмета собственного исследования - онтологической неуверенности. Немногочисленные отечественные исследователи творчества Р. Лэйнга, преимущественно философы, которые в основном обсуждают его деятельность как одного из представителей антипсихиатрии, не обходят вниманием также "Расколотое Я"; однако, следуя избранному автором клиническому ракурсу исследования, как правило, не затрагивают понятие онтологической уверенности. Нам не известны также. Предпочтение было отдано используемому в статье переводу названий феноменов, обнаруженных Р. Лэйнгом, хотя в перечисленных русскоязычных исследованиях они именуются онтологическая небезопасность, незащищенность, безопасность, защищённость в соответствии с преимущественно используемыми в оригинале обозначениями ontological insecurity, security. Однако у автора можно в качестве синонимов (как и в приведённой выше цитате1 из книги) встретить слова certainty, uncertainty, которым соответствует перевод уверенность, неуверенность в русской версии книги. Одна из англоязычных рецензий на книги о Р. Лэйнге называется "The charisma ofuncertainty".

"Онтологическая неуверенность - уверенность", согласно Р. Лэйнгу, составляет континуум экзистенциальных положений, позиций (existential position), соответствующих мере надежности структурирования элементов бытия-в-мире. К ней имеет отношение другая оппозиция экзистенциальных положений В составе бытия Р. Лэйнг различает центральный анклав - Я, к которому в норме вместе с ментальным Я относится тело как ядро истинного Я. Стороны бытия личности за пределами анклава Я обозначаются Р. Лэйнгом как Не-Я. В норме аспекты бытия за пределами Я входят в его состав, не являясь, однако его необходимой частью. В узком смысле воплощённость подразумевает воплощённость ментального Я в теле. "Обычный" человек, идентифицирует себя с телом, связывает с ним своё существование в пространстве и времени. В клинике невоплощённость проявляется в экзотических формах переживания отделенности ментального Я от физического тела: например, больная воспринимает своё лицо как лицо ненавистной матери и безжалостно уродует косметикой; другой больной, избитый хулиганами на улице, недоумевает, зачем они это сделали, ведь его истинное Я при этом не понесло никакого урона. Отказ от собственного тела связан с его уязвимостью, доступностью влиянию других. Однако больной "отдает" не только тело. В экзистенциально-феноменологической традиции, которой следует Р. Лэйнг, тело как физический объект не совпадает с телом как экзистенциалом человеческого существования. Согласно М. Боссу,

"In short, physical birth and biological aliveness are followed by the baby becoming existentially born as real and alive. Usually this development is taken for granted and affords the certainty upon which all other certainties depend". на исследования которого ссылается Р. Лэйнг, "у человеческой телесности нет внешних границ, её существование в пространстве и времени радикально иное, чем у всех остальных сущих. Телесность распространяется на всё воспринимаемое человеком, все феномены его бытия-в-мире связаны с его телесностью, границы его тела совпадают с границами его мира". Невоплощённость шизоида проявляется ещё и в том, что он представляет собой исключительно "несчастное сознание" (выражение Г. Гегеля), его тело является ядром "системы ложного Я", личины, маски. Раздвоенное бытие невоплощённой личности неподлинно не только "снаружи", но и "изнутри", потому что "истинное" Я никогда не подвергается проверке реальностью.

Проблема невоплощённости в этом смысле, как проблема отчуждения, не ограничивается клиническим аспектом, она является одной из наиболее актуальных для современного человека, который "ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстранённым от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий. Отчуждённый человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром".Д.И. Дубровский констатирует "типичную для нашей жизни всепоглощающую игровую имитацию. Везде - сплошные маски и роли. Самая интересная, притягательная, самая популярная персона - артист. И чем искуснее имитируют нечто, тем выше волны восторга. Безукоризненное лицедейство, безошибочное исполнение роли - как актерами, так и зрителями - есть то, что принимается за настоящую реальность". Таким образом, и обычных людей можно считать "частично воплощёнными". Онтологическая уверенность в описании Р. Лэйнга не является чем-то однородным и позволяет также выделить её в качестве "идеального предела", "воплощённости", укоренённости в бытии здорового человека, для определения которой в противоположность "несчастному сознанию" подходит выражение "бытийствующее сознание", существующее в современной отечественной философии и психологии.

Экзистенциальные положения онтологической уверенности, воплощённости представляют собой общий корень целой системы переживаний: "Человек может обладать чувством своего присутствия в мире в качестве реальной, живой, цельной и во временном смысле непрерывной личности. Как таковой, он может жить в мире и встречаться с другими: мир и другие переживаются как в равной мере реальные, живые, цельные и непрерывные. Подобная, в своей основе онтологически уверенная, личность будет встречать все жизненные опасности - социальные, этические, духовные и биологические - с твёрдым ощущением реальности и индивидуальности самоё себя и других людей. Зачастую для такой личности с подобным чувством своей неотъемлемой самости и личностной тождественности, неизменности вещей, надёжности природных процессов, субстанциональности природных процессов, субстанциональности других очень трудно перенестись в мир индивидуума, чьим переживаниям чрезвычайно недостает неоспоримой самообосновывающей определённости". Переживания человеком собственного Я в единстве с телом распространяются на бытие-в-мире в целом, определяют "физиогномию" мира. Приведённые определения можно рассматривать в качестве соответствующих "дискретным" переживаниям онтологической уверенности базового уровня. Эти переживания, имеющие ценностный характер, будучи "разнесены" по разным элементам бытия-в-мире (Я, мир, вещи, природные процессы, другие люди), не являются специфичными для них, а выражают смысл, который им придает человек. [14]

Глава 3. Концепция Лэйнга глазами исследователей

Теория Лэйнга наиболее проработанная, в ней четко видны все особен-ности антипсихиатрии, поэтому в большинстве работ, включая и настоящую, анализ его идей занимает центральное место.

Сам Лэйнг всегда отрицал свою причастность к антипсихиатрии. Он никогда не был согласен с революционностью и политизированностью позиции Купера, провозглашавшего, что "всякий бред - это политическая декларация", а "сумасшествие - перманентная революция в жизни каждого из нас". И ярлык "антипсихиатра" стал одной из причин их разрыва. В своих многочисленных интервью Лэйнг постоянно говорит о своей непричастности к антипсихиатрии. Но, как справедливо замечает Адриан Лэйнг в биографии отца, "удар, однако, был нанесен. Дэвиду удалось объявить Ронни антипсихиатром". Лэйнг стал восприниматься как духовный и интеллектуальный лидер антипсихиатрии. Но он очерчивал этим термином лишь взгляды "левых", нападающих на психиатрию как институт власти. В одной из своих книг он пишет: "Я никогда не называл себя антипсихиатром, и когда мой друг и коллега Дэвид Купер ввел этот термин, я отказался от него. Однако, я согласен с тем утверждением антипсихиатрии, что, в общем, функции психиатрии состоят в том, чтобы исключать и репрессировать те элементы, которые желает исключить и репрессировать общество". Лэйнг всегда был склонен подчеркивать философские основания своей теории, поэтому он, пожалуй, был ближе к экзистенциализму и феноменологии, чем к "левачеству" Купера.

Тем не менее, попытки Лэйнга доказать, что он не имеет никакого отношения к антипсихиатрии, оказались тщетными. Все мыслители, которых в настоящее время причисляют к антипсихиатрии, склонны понимать антипсихиатрию именно как школу во главе со своим лидером - Лэйнгом - и отрицать свою принадлежность к ней.

В 1960 г. в Англии выходит работа Рональда Дэвида Лэйн-га "Разделенное Я: Экзистенциальный анализ безумия". В этой работе он предпринимает попытку анализа бытия-в-мире шизоидной личности. Подчеркивая, что шизофрения должна пониматься целостно, в контексте бытия человека, Лэйнг предлагает "метод"3 экзистенциальной феноменологии.

Развивая взгляды Сартра и Хайдеггера, Лэйнг указывает, что экзистенциальная феноменология, по его мнению, дает возможность понимания переживания психического больного человека в контексте его бытия-в-мире. Этот подход противопоставляется Лэйнгом естественнонаучному, главной характеристикой которого является деперсонализация и овеществление личности, превращение ее в автомат. По его же мнению, даже совершенно разложившийся, хронический больной является личностью. Лэйнг задается вопросом о том, почему мы считаем человека, который переживает себя как автомат, сумасшедшим, но "не считаем теорию, стремящуюся превратить личности в автоматы или в животных, равным образом безумной?".

Деперсонализация естественнонаучного подхода обеспечивает его "объективность". Но эта "объективность", по мнению Лэйнга, сродни объективности и деперсонализации шизоидного расщепления. Этот естественнонаучный, овеществляющий человека подход, - лишь одна из крайностей. Другой крайностью является злоупотребление словами "персональный" и "субъективный", которые далеко не всегда описывают внутренний мир личности и ее переживание внешнего и внутреннего мира. Мир шизофрении, патологии, как считает Лэйнг, - это бездна, ужас. Психопатология подменяет эту истину своими механическими понятиями. Она в принципе даже близко не подходит к этой истине.

Следующая книга Лэйнга "Я и Другие"2 выходит через год. Начиная с этой работы, Лэйнг преобразует экзистенциальную феноменогию в социальную феноменологию, одновременно перерабатывая и теорию возникновения психического заболевания. Следует заметить, что Лэйнг не был первым, кто представил феноменологический анализ шизофрении, но он попытался применить феноменологический метод для исследования взаи-модействия двух и более людей, разработав "метод" социальной феноменологии. И действительно, если в "Разделенном Я" Лэйнг объясняет безумие "внутриличностно", то в "Я и Другие", "Политике переживания" и других работах того периода оно представляется как своеобразный кризис семейной системы. [3]

Вот как Власова в своей книге описывает деятельность и основы концепции Лэйнга в своей книге.

Теперь переходим к мнению Анны Фенько.

В своей книге "Разделенное Я" Лэйнг впервые обращается к понятию "переживание", ставшему лейтмотивом его творчества. Корни всех страданий и эмоциональных проблем, доказывает он в этой книге, лежат в межличностном опыте переживания, полученном в семье. Болезнь - это первый шаг к самоисцелению, процессу, который Лэйнг впоследствии назовет "метанойя" (искупление). Метанойя, особенно в форме шизофрении, с точки зрения Лэйнга, есть экзистенциальное путешествие "во внутреннее пространство", которое при благоприятных обстоятельствах может привести к излечению. Для этого больному необходима атмосфера поддержки, в которой могли бы раскрыться его мистические переживания, нужна помощь сочувствующих людей, имеющих опыт таких путешествий. Безумие, считал Лэйнг, - это не только срыв, оно может быть и прорывом. Как и Сартр, Лэйнг придерживался мнения, что душевнобольной несет ответственность за свои страдания, он всегда может сделать выбор и выйти из своей шизоидной изоляции к подлинному здоровью и искренним отношениям с другими.

Лэйнг хотя и соглашался с тем, что понятие "душевная болезнь" - не более чем метафора, все же считал, что эта метафора так или иначе отражает реальность. За это ему впоследствии сильно доставалось от его более радикальных коллег. Но он полностью разделял негодование своих друзей в отношении репрессивной психиатрической машины: "Взятая на поруки" личность, окрещенная пациентом, а конкретно - "шизофреником", лишается своего полноценного экзистенциального и юридического статуса как субъекта действия и человека, ответственного за свои поступки, она теряет право на самоопределение, не в состоянии распоряжаться своей собственностью, лишена права свободно решать, с кем ей встречаться и что делать. Она уже не распоряжается собственным временем и не вправе решать, какое место занимать в пространстве. После насильственной церемонии низвержения, известной как психиатрическое освидетельствование, ее лишают гражданских свобод, делая узником такого тотального института, как лечебница для "душевнобольных". Здесь более основательно, более радикально, чем где бы то ни было в нашем обществе, личность лишается статуса человеческого существа".

Лэйнга часто обвиняют в том, что он романтизировал шизофрению. Так ли это? Лэйнг никогда не преуменьшал страданий больных. Он с большим проникновением описал состояние вечного страха, смятения, изоляции и отчаяния шизофреников, прерываемое иногда короткими вспышками экстаза. Однако он считал, что если создать соответствующее окружение и относиться к больным с уважением, то от четверти до трети шизофреников можно вылечить без применения медикаментов, электрошока или лоботомии. Он сам наблюдал несколько случаев спонтанного излечения пациентов, которые не просто возвращались к своему прежнему состоянию, но начинали жить более полноценной жизнью, чем до болезни. Эти люди всегда переживали свои симптомы как внешние знаки происходящей в них мучительной трансформации - внутреннего преображения, которое можно было заметить лишь после благополучного исхода кризиса.

Лэйнг считал, что психотический опыт в определенных обстоятельствах может быть обогащающим и спасительным - если переживается в безопасном и дружественном окружении, если рядом с больным оказывается помощник, уже проделавший подобный путь и способный служить проводником и защитником. Вера Лэйнга в эти идеи была настолько сильной, что в середине 60-х он категорически отрицал применение лекарств, электрошока и хирургического вмешательства, которые могли бы "сбить с пути" больного, совершающего свое внутреннее искупительное путешествие. "Какое мы имеем право вторгаться в мир другого человека, даже если там воцарилась путаница?" - восклицал он. [25]

Залючение

Антипсихиатрия - одно из направлений экзистенциального психоанализа, основоположником которого является Лэйнг.

В основе концепции Лэйнга лежит понятие онтологически защищенной личности, обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т.е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности других людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или основной, базисной) онтологичной защищенности нарушается, и у человека возникает тревога или беспокойство, которое испытывается как наличие угрозы собственному существованию в качестве личности. Лэйнг описывает три основные формы такой тревоги, которые нуждаются в терапии.

. Поглощение, т.е. страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе.

Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет человека бояться потерять при взаимоотношении с другими людьми свою автономную идентичность.

При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой ненависти. Основным маневром, используемым для сохранения своей идентичности, является изоляция.

. Взрыв, т.е. переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страшной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна.

Реальность, угрожающая поглощением или взрывом, является преследователем.

Люди, рассматриваемые в этом аспекте, склонны чувствовать себя более или менее деперсонализированными и одновременно предрасположенными к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личности не обладает чувством целостности и ощущает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с духом.

Такие личности чувствуют себя невоплощенными и переживают свое Я в большей или меньшей степени отделенным от тела, которое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собств. бытия.

Невоплощенное Я становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собственные образы, свой отдельный внутренний мир.

Такие ощущения характерны для шизоидных личностей и шизофреников, при этом создается система воплощенных ложных Я, заменяющих при взаимодействии с другими людьми внутренний и невоплощенное Я человека.

Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личности.

В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личность, а общество, превращающее человека в психотипа посредством так называемой двойной связи (когда к человек одновременно предъявляются исключающие друг друга требования).

При этом шизофреник, с точки зрения Лэйнга, не только не является по-настоящему больным, но даже нормальнее многих "нормальных" обитателей этого мира. Такая позиция характерна для концепции антипсихиатрии.

Список литературы

1.Валенурова Н.Г., Матвейчев О.А. Современный человек: в поисках смысла. [текст]: - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 260 с.

2.Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и "я" в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: [#"justify">.Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие [текст]: Монография. Москва: Изд-во РГСУ "Союз", 2006. - 221 с

.Гаррабе Ж. Разделенное "Я" и ложное "Я" [текст]: сборник /История шизофрении - Научный Центр психического здоровья РАМН, 2001 - 2010

.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: понятие и операционализация (на основании подхода Р. Лэйнга). Дис. д-ра психолог. наук.П., 2012

.Коптева Н.В. Концепция онтологической неуверенности-уверенности Р. Лэйнга // Сибирский психологический журнал, №37, 2010, с 66-70

7.Коптева Н.В. Концепция онтологической неуверенности-уверенности Р. Лэйнга // Развитие личности 2011,№1, с.48-60

8.Коптева Н.В. "Невоплощенность" и ее проявления // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе": материалы II Междунар. науч. - практ. конф., Кострома.23 - 25 сент. 2010 г. В 2. т.Т. I/ отв. ред. : Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. с.90-92

9.Коптева Н.В. Методика изучения онтологической уверенности (неуверенности) // "Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: интеграция научного знания. Исследования, практика, образование"; Материалы II Международной научно-практической конференции, 23-25 сентября, Ульяновск 2010. с.156-160.

.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность-неуверенность: общепсихологический аспект // Известия Уральского Государственного университета, Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры.1 (71) 2010, с 118-126

11.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и суверенность психологического пространства личности // Вестник Московского областного университета университета, Серия "Психологические науки", № 3, 2010. с.15-22.

12.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: теоретическая модель и диагностика (монография). [текст]: - Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009, 158с.

13.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и самоактуализация // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание, 2011 № 1 с.116-126

.Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и уверенность в себе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия "Педагогика и психология". - 2011. - № 5 (40). С.174-181.

.Косилова Е.В. Культурологический анализ научной парадигмы в психиатрии на примере антипсихиатрии и философии Р. Лэйнга. Дис… канд. психолог. наук. М., 2002.

.Лэйнг Р. РАСКОЛОТОЕ "Я": пер. с англ. [текст]: - СПБ.: Белый Кролик. 1995. - 352 с.

.Лэйнг Р. "Я" и Другие. Пер.Е. Загородной. [текст]: - М., 2002

.Лэйнг Р.Д. Использование экзистенциальной феноменоло-гии в психотерапии / Эволюция психотерапии. Т.3. [текст]: - М. 1998. С.69-71

.Лэйнг Р.Д. О важном. Пер. С.В. Попова / Лэйнг Р.Д. Фено-менология переживания. Райская птичка. О важном. [текст]: - Львов, 2005. С.181 - 343

.Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. Пер.Е.Н. Махнычевой / Лэйнг Р.Д. Феноменология пережи-вания. Райская птичка. О важном. [текст]: - Львов, 2005. С.21-179

.Пашинский А.И. Проблема нравственно-психологического конфликта в экзистенциальном психоанализе Р. Лэнга // Проблемы нравственной культуры общения - Вильнюс, 1986. - С.29-32

.Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критич. очерк экзистенциального психоанализа. [текст]: - М.: Политиздат, 1985. - 175 с. - (Социальный прогресс и буржуазная философия)

.Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. 2000. № 10. С.11-15

.Тихонравов Ю.В. "Экзистенциальная психология" [Электронный ресурс] Режим доступа: [#"justify">.Фенько А.Б. Власть нормы [Электронный ресурс] Режим доступа: [#"justify">.Философия и психиатрия - пути сближения (Международ-ная конференция в Малаге) // Независимый психиатриче-ский журнал. 1996. № 2. С.66-67

Похожие работы на - Критика концепции 'онтологической неуверенности' Рональда Д. Лэйнга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!