НТР и лесной сектор

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

НТР и лесной сектор

Введение


В перечень критических технологий, утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. №Пр-576, входит одна из важнейших тем для развития и повышения эффективности лесного сектора - переработка и воспроизводство лесных ресурсов. Это масштабная экономическая, научно-техническая и производственная задача, которая должна решаться при поддержке государства. Государственный научный центр лесопромышленного комплекса (ФГУП «ГНЦ ЛПК») предлагает основные направления работ для реализации поставленной задачи по увеличению объемов выпуска лесопродукции, получаемой путем глубокой переработки древесины и древесных отходов.

1. Программа развития производства в лесной отрасли

Основные направления по переработке и воспроизводству лесных ресурсов включают в себя несколько взаимосвязанных блоков, экономических, законодательных, научно-технических и производственных:

• экономика, мониторинг, маркетинг, стратегия, цели, программные направления развития лесопромышленного комплекса;

• воспроизводство леса, рациональное и непрерывное неистощительное лесопользование;

• экологически безопасные ресурсосберегающие технологии лесозаготовок в соответствии с требованиями лесовосстановления;

• высокоэффективные технологии и оборудование глубокой переработки древесины механическими и химико-термическими методами;

• переработка древесины и ее отходов для получения тепла, электроэнергии и топлива; информационные технологии управления ЛПК, обеспечение качества и конкурентоспособности продукции на всех этапах ее жизненного цикла;

• система сертификации и стандартизации, национальные стандарты и технические регламенты по качеству и природопользованию, экологии и безопасности продукции;

• машины и оборудование лесопромышленного комплекса.

Государственный научный центр (ГНЦ ЛПК) предлагает для реализации комплекс научно-обоснованных экономических и социальных мер по развитию и организации глубокой переработки древесины, по использованию и размещению производственных мощностей лесопромышленного комплекса для освоения лесного фонда с учетом динамики его изменения.

В программе развития глубокой переработки древесины предусматривается решение следующих экономических составляющих: мониторинг и анализ состояния производств по глубокой переработке, факторы, влияющие на производства; маркетинг и анализ состояния отечественных и зарубежных рынков и перспективы потребности рынков в продукции по глубокой переработке; структура рынков, логистика и транспортные потоки; экспорт, импорт, государственное (тарифное, не тарифное) регулирование бизнеса, саморегулирование и антидемпинговое регулирование; инвестиции, инновации и механизмы привлечения; обеспеченность, доступность и цена ресурсов; инвестиционные меморандумы и бизнес-планы по созданию производств лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажное, мебельное и плитное, химическое производство, лесное машиностроение. В настоящее время разработано более 30 таких бизнес-планов.

В области технологий лесозаготовок ГНЦ ЛПК предлагает технологии, обеспечивающие всесезонный характер лесозаготовительных работ, переработку низкосортного сырья групповым методом (в т.ч. корней, пней, сучьев, кроны, вершинок и т.д.), исключающие убыточность лесозаготовок, комплексные технологии и обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий методом обработки специально выделенных участков (плантаций) с последующим воспроизводством леса, технологии по заготовке круглого леса целевого назначения на основе непрерывно постоянных выборочных рубок с воспроизводством лесных ресурсов многоцелевого назначения.

Развитие производств по глубокой переработке древесины предполагает масштабную реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, мебельных, плитных и фанерных предприятий, а также строительство новых.

Целлюлозно-бумажное производство - одно из главных составляющих в области глубокой переработки древесины химическим методом.

Поэтому по-прежнему стоит задача в целлюлозно-бумажной промышленности разработки низкозатратной технологии производства целлюлозы, картона, бумаги, новых способов сухой окорки древесины и очистки стоков. Научным центром разработан ряд меморандумов по строительству целюлозно-бумажных комбинатов.

ГНЦ ЛПК предлагает для реализации следующие высокоэффективные технологии: безотходная технология комплексной переработки хвои и коры с получением экологически чистых продуктов регулятора роста и индикатора иммунитета растений; технология (модификация) получения древесных изделий с повышенными потребительскими свойствами (малая истираемость, высокая плотность, влагоустойчивость, высокая твердость с заданными показателями качества); технология и оборудование для переработки низкокачественной древесины (осины), для получения дорогостоящего (медицинского) продукта ксилита; технология и комплекс средств для производства из низкосортной древесины и древесных отходов брикетированного древесного угля на основе управляемого процесса пиролиза и древесно-угольных брикетов для металлургии.

Оценивая низкое состояние лесопользования и учитывая актуальность этой проблемы для развития лесопромышленного потенциала России, Государственный научный центр» предлагает совместно с другими соисполнителями разработать меры, направленные на совершенствование системы управления лесным хозяйством.

Деревообрабатывающее производство. По совершенствованию и модернизации деревообрабатывающего производства предлагаются следующие мероприятия: создание комплексной линии для автоматизированной сортировки на базе распознавания и анализа образов; разработка и внедрение комплексных ресурсосберегающих технологий и комплекта оборудования для производства из низкокачественной древесины профилированных пиломатериалов и погонажных изделий; технология и комплексное оборудование для безотходного производства экологически чистых профилированных и калиброванных формостойчивых изделий из цельного древесного материала естественной влажности.

Плитное и фанерное производство. По совершенствованию плитного производства предлагаются следующие направления: разработка и освоение технологии и оборудования для изготовления высокоэффективных экологически безопасных древесноволокнистых утеплителей (ДВПУ) для промышленного и гражданского строительства; создание комплексного технологического оборудования для технического перевооружения действующих и строящихся новых заводов древесностружечных плит на основе интенсифицированной технологии прессования с гидротермической обработкой ковра насыщенным паром; разработка ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства фанеры с повышенными техническими показателями на основе нетоксичных компонентов, обеспечивающих изготовление фанеры с повышенными техническими показателями (прочность, влагостойкость и экологичность).

Мебельное производство. Перед мебельной промышленностью стоит сложная задача - конкурировать на отечественном рынке с импортной мебелью, доля которой значительно увеличилась в последнее время.

Совершенствование и обновление мебельных производств должно осуществляться по одним из следующих направлений: создание и внедрение принципиально нового гибкого производства (технологии) фасадов корпусной мебели с автоматизацией всего технологического цикла; разработка новой технологии подготовки к отделке порошковыми лакокрасочными материалами профильных поверхностей деталей мебели из плит МДФ.

В настоящее время в связи с ростом цен на энергию и традиционные энергоносители стала очевидной необходимость масштабного использования в энергетике всех видов отходов предприятий по глубокой переработке и заготовляемой малоликвидной древесины, в том числе перестойной, горелой и пораженной биовредителями и радионуклидами. Сейчас это особенно актуально в связи с ратификацией Россией Киотского соглашения.

Государственным научным центром разрабатывается технология и модульное оборудование для производства электрической энергии и тепла; разработка новой технологии и комплекса технических средств (минизавод) для производства моторных; разработка технологии и создание комплексного энергетического оборудования на древесном топливе для производства тепла и электроэнергии по схеме «паровой котел - паровая турбина».

В настоящее время требуется принятие на государственном уровне Концепции развития лесного машиностроения для обеспечения выпуска конкурентоспособных отечественных машин и оборудования. Основой этой Концепции должны быть материалы, разработанные Государственным научным центром (ГНЦ ЛПК), ОАО ЦНИИМЭ и рядом отраслевых институтов.

Задачей информационного обеспечения лесопромышленного комплекса является формирование единого информационного пространства.

ГНЦ ЛПК, работая в области информатики, предлагает для обеспечения построения единого информационного пространства и управления лесопромышленными предприятиями и всего лесопромышленного комплекса и упорядочения системы отраслевой статистической отчетности провести следующие мероприятия.

На предприятиях лесопромышленного комплекса рекомендуются системы управления информацией (PDM/PLM), включающие в себя системы управления производством (ERP), системы конструкторско-технологической подготовки производства (CAD, CAM, CAE, EMS) системы управления бизнес-процессами (ERP), системы менеджмента качества, безопасности и экологии.

Предстоящее вступление России в ВТО ставит перед производителями лесобумажной продукции новые задачи проведения технической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности страны, когда придется конкурировать с эффективно работающими зарубежными поставщиками не только на внешнем, но и внутреннем рынке.

ГНЦ ЛПК, осуществляя в отрасли координацию работ стандартизации, метрологии и сертификации, внедряет на предприятиях систему контроля и учета объемов лесоматериалов от дерева на корню до потребителя на базе метода радиоволнового зондирования, автоматизированных систем учета продукции на базе методов кодирования и декодирования двухмерных штриховых меток.

Система мер, разработанная ГНЦ ЛПК, направлена на устойчивое управление лесными ресурсами, ускорение глубокой переработки лесных ресурсов на базе инвестиционных и инновационных технологий.

Осуществление комплекса указанных мероприятий, которые, по нашему мнению, должны быть составляющими для Основных направлений развития лесопромышленного комплекса до 2015 года, предложенными Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России и одобренными Правительством России, позволит обеспечить выход отрасли на новые рубежи, стабилизацию и последующее развитие производства лесобумажной продукции, коренное изменение сырьевой направленности лесного сектора России.

2. Научно-техническое развитие в лесопромышленном комплексе


Деятельность лесопромышленного комплекса (ЛПК) базируется на единственном возобновляемом природном ресурсе - Россия обладает четвертью мировых запасов древесины, а ее доля в мировой лесной торговле составляет всего лишь 2,8%. Из одного кубометра древесины в России производится в 3-4 раза меньше продукции, чем в развитых странах. Производство бумаги и картона в расчете на 1000 м3 заготовленной древесины составляет: в США - 155 т, Швеции - 170 т, Финляндии - 237 т, Германии - 420 т. В России этот показатель около 50 т.

В последние годы все страны - производители продукции глубокой переработки древесины существенно увеличили объемы выпуска, в 2000 году в США произведено бумаги и картона 86,6 млн. тонн, Финляндии - 9,2, а в России - 5,3 млн. тонн. Мы значительно отстаем от развитых лесопромышленных стран по душевому потреблению лесобумажной продукции, по объемам, структуре и эффективности экспорта.

Транснациональным корпорациям невыгодно эффективное развитие ЛПК в России, т.к. в случае успешного развития страна станет существенным конкурентом на уже сложившемся сегодня мировом рынке. Именно поэтому отечественный ЛПК должен финансироваться и управляться с позиций государственного регулирования. Представители же мирового лесопромышленного комплекса высказали полярную точку зрения, основываясь на том, что государственное регулирование не является преимуществом рыночной экономики. Если отвлечься и реально оценить ситуацию, то можно увидеть, что без государственной помощи или без помощи мирового сообщества, которое, конечно же, имеет свой финансовый и политический интерес, у ЛПК страны нет самостоятельных средств на развитие.

Основными проблемами, сдерживающими развитие лесопромышленного комплекса, наряду с низким техническим уровнем производства, высокой степенью износа основных промышленно-производственных фондов являются:

низкая рентабельность производства. В 2001 году лесозаготовительная подотрасль стала убыточной (ее рентабельность - 2,7%; деревообрабатывающей - 9%; лесохимической - 5,5%; целлюлозно-бумажной - 22,5%);

отсутствие во многих крупных регионах России мощностей по глубокой переработке древесного сырья, создание которых может обеспечить увеличение доходности лесного бизнеса в 4-5 раз;

низкая инвестиционная активность, связанная с ухудшением финансового состояния предприятий, недостаточной защитой инвесторов на законодательном уровне, в 2001 году объем инвестиций составил 17,3 млрд. рублей (560 млн. долл.), что на 17% ниже уровня 2000 года. Эти инвестиции достаточны только для строительства небольшого целлюлозно-бумажного предприятия, а не для модернизации большой отрасли;

сдерживающим фактором развития лесопромышленного комплекса является и опережающий рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки. В 2001 году индекс цен в электроэнергетике составил 130%, на грузовые железнодорожные перевозки 134%, а на лесопродукцию - 108%.

Одной из главных причин, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса, является снижение доходности лесного экспорта, что обусловлено низким уровнем конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции (высокая степень износа машин и оборудования и отсутствие согласованной торговой политики у многочисленных российских экспортеров). Такое положение дел является выгодным только для импортеров древесины и не способствует привлечению иностранных инвестиций в развитие целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности России. Именно поэтому за три последних года иностранные инвестиции в лесопромышленный комплекс России не превысили 65 млн. долларов США.

Минпромнауки России, учитывая тенденции развития лесного сектора экономики в мире, современную ситуацию на рынках лесобумажной продукции с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, представителей крупнейших лесопромышленных компаний, общественных организаций и отраслевой науки, разработало проект основных направлений развития лесной промышленности на период до 2015 года.

Материалы рассмотрены на совещании с представителями бизнеса, коллегии министерства и одобрены в целом на заседании Правительства Российской Федерации.

Этот документ определяет цели, задачи, направления развития отрасли и действия государства по созданию условий для развития лесной промышленности.

Основные направления предусматривают:

       более полное использование лесосырьевых ресурсов;

         удовлетворение внутреннего спроса за счет высококачественной продукции российского производства;

       укрепление позиций России на традиционных экспортных рынках и развитие экспорта продукции глубокой переработки древесины в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Для достижения этих целей разработан комплекс мер, который должен обеспечить условия для развития отечественного лесопромышленного комплекса. Проблема конкурентоспособности требует решения ряда научно-технических, производственно-экономических, социальных и экологических задач.

Прежде всего, необходимо обеспечить инновационный путь развития лесопромышленного производства; повысить технический уровень и качество тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом на российском и мировом рынках. Затраты на технологические инновации в целом по лесопромышленному комплексу в 2005 году по сравнению с 2000 годом должны увеличиться в 2 раза, к 2010 году - в 3,2 раза, к 2015 году - в 4 раза.

Обеспечение высокого качества и потребительских свойств товаров предполагается достичь за счет внедрения новейших образцов машин и оборудования и современных прогрессивных ресурсосберегающих технологий. Уровень применения машинных технологий в лесозаготовительной промышленности возрастет в 2002-2005 гг. с 25% до 40%, в 2006-2010 гг. - до 60%, к 2015 г. - до 75% и достигнет существующего в развитых лесопромышленных странах.

Повышение конкурентоспособности производства предполагается также достичь за счет изменения структуры производства - доля целлюлозно-бумажной продукции составит в 2015 году 50% против 42% в 2000 году, а доля лесозаготовительной отрасли уменьшится с 18,6% до 11,5%. Удельный вес большеформатной фанеры увеличится на 10%, облицованных ДВП - на 15%, высокосортной бумаги - на 40%.

Повышение конкурентоспособности лесобумажной продукции проведения институциональных преобразований в направлении реформирования предприятий, поддержки малого предпринимательства, развитие интегрированных структур.

Активизацию инновационной деятельности предполагается осуществить за счет разработки и реализации программ развития подотраслей. Так, например, уже сегодня разрабатываются и находятся в стадии внедрения программы технологического развития по разработке конкурентоспособного оборудования для изготовления фанеры, проекты по освоению новых технологий, оборудования и материалов для мебельного производства и экологически чистых древесных плит, а также программы развития производства конкурентоспособных машин и оборудования для всех отраслей лесопромышленного комплекса.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по выполнению первоочередных мероприятий, по реализации основных направлений развития лесной промышленности в этом году намечено разработать государственные стандарты России на некоторые виды лесопромышленной продукции, гармонизировав их с соответствующими международными стандартами. Так, разрабатывается государственный стандарт на лесоматериалы круглые, вносятся изменения в действующие стандарты России: «Фанера общего назначения из лиственных и хвойных пород древесины» с учетом требований стандарта стран Европейского Союза. Это позволит устранить несовершенство методов измерений лесоматериалов и, как следствие, повысить качество российской лесопромышленной продукции.

Внедрение программных мероприятий невозможно без привлечения инвестиций в основной капитал лесопромышленного комплекса. Доступным инвестиционным механизмом является передача участков лесного фонда в концессию и залог права аренды, которые создадут условия для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Концессия участков лесного фонда является одним из видов долгосрочного пользования лесным фондом. Заключение договоров концессии сегодня затруднено из-за отсутствия базового закона о договорах концессии. Поэтому сегодня необходимо в рамках Лесного кодекса с участием регионов и МПР России ввести в практику концессионные отношения на базе пилотных проектов.

Эффективным методом для модернизации и технического перевооружения лесопромышленных производств является внедрение лизинга, прежде всего, отечественной техники. Для этого Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации внесло предложение по развитию лизинга в лесопромышленном комплексе, в том числе с участием государства.

Важным механизмом привлечения инвестиций может стать использование долгосрочного ипотечного жилищного кредитования для стимулирования строительства индивидуальных жилых домов. Переход на ускоренное строительство деревянного малоэтажного жилья исторически обусловлен национальными традициями.

Реализация механизма ипотечного кредитования позволит увеличить спрос на деревянные дома заводского изготовления и, как следствие, увеличит производство пиломатериалов, древесных плит, включая создание мощностей по выпуску получивших широкое применение за рубежом древесных плит OSB из низкокачественной лиственной древесины.

Основной задачей российского лесопромышленного комплекса является увеличение экспорта лесопродукции с глубокой переработкой древесного сырья.

Основными импортерами древесного сырья из России являются сопредельные государства, имеющие хорошо развитую или активно развивающуюся деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, в том числе и в приграничных с Российской Федерацией регионах. Прежде всего, это Финляндия, на ее долю приходится около 30% экспорта древесного сырья из северо-западных регионов России. Крупными импортерами древесины хвойных пород на Дальнем Востоке являются Китай и Япония, их общая доля в российском экспорте - 48%.

Так, например, Финляндия в 2001 году импортировала из России рекордное количество сырья - более 10 млн. м3. Объем импорта древесины из России в Финляндию за последние десять лет практически удвоился. Потребность в древесном сырье из России в ближайшие годы по оценке экспертов может возрасти еще на 4-5 млн. м3.

Основу российского экспорта в Финляндию составляет дешевое древесное сырье, его доля в стоимости проданных лесных товаров 79,2%. Основу финляндского экспорта в Россию составляет бумага, картон и изделия из них, их доля в доходах от экспорта - 82,4%.

Следует отметить, что средняя стоимость одной тонны российского экспорта в Финляндию - 39 долларов США, а средняя стоимость одной тонны финляндского экспорта в Россию - 485 долларов США.

Приходится констатировать, что отдельные страны, импортирующие из России древесину, устраивает сложившееся положение, при котором российским регионам, в первую очередь приграничным, отведена роль гарантированных источников сырья для национальной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также рынка сбыта готовой продукции, в том числе произведенной из российской древесины. При этом Россия имеет низкую доходность лесного экспорта, так как экспортируется нерентабельная продукция лесозаготовок. Сложилась ситуация, при которой чем больше из России вывозится древесины в необработанном виде, тем меньше рентабельность лесного бизнеса.

Диспропорции, сложившиеся к настоящему моменту в лесной торговле между Россией и импортерами древесного сырья, с одной стороны, и отсутствие значимых совместных инвестиционных проектов, ориентированных на углубленную переработку древесины на территории России, с другой стороны, не способствуют развитию равноправного сотрудничества России и стран - импортеров древесного сырья.

Представляется целесообразным ориентировать наших основных торговых партнеров, в первую очередь Финляндию и Китай на то, что долгосрочное сотрудничество в сфере освоения российской лесосырьевой базы не может рассматриваться без увязки с совместными инвестиционными проектами по переработке древесины в местах ее заготовки. Дальнейшее наращивание объемов торговли необработанной древесиной без комплексного ее использования снижает конкурентоспособность и доходность лесного российского экспорта и тем самым наносит ущерб национальным интересам России.

Предлагается применить меры тарифного регулирования, облегчающие доступ на внешний рынок российской лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью. Провести поэтапное снижение ставок вывозных таможенных пошлин, вплоть до нулевых значений, на продукцию целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Целесообразно проведение аттестации, позволяющей исключить из числа экспортеров структуры, ориентированные на разовые сделки.

Вместе с тем необходимо отметить, что ряд отечественных деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий имеют достаточно высокую рентабельность и могут быть предметом внимания для инвесторов, ориентирующихся на работу на перспективных рынках России и стран СНГ.

Представляется целесообразным ориентировать наших основных торговых партнеров, что долгосрочное сотрудничество в сфере совместного освоения российской лесосырьевой базы не может рассматриваться без увязки с совместными инвестиционными проектами по переработке древесины в местах ее заготовки.

В связи с этим очевидно, что основным критерием при выборе зарубежных партнеров в вопросах стратегического сотрудничества в лесном секторе становится их участие в модернизации производств по глубокой переработке древесины на территории России.

В результате реализации намеченных мер будут созданы условия для повышения инновационной и инвестиционной активности, реконструкции и ввода новых мощностей и увеличения выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Предусматривается за период до 2015 года обеспечить ввод новых мощностей.

По производству целлюлозы товарной 4,4 млн. тонн. Это 5 крупных ЦБК мощностью более 500 тыс. тонн (на что потребуется около 5,0 млрд. долларов США), а также строительство 8 целлюлозно-бумажных заводов мощностью более 250 тыс. тонн (с объемом инвестиций около 3,0 млрд. долларов США).

Новые мощности по производству целлюлозы, бумаги и картона будут размещены в республике Коми, Красноярском, Хабаровском краях, Костромской, Тверской, Кировской, Вологодской областях и в ряде других регионов Российской Федерации.

По производству бумаги новые мощности составят более 7 млн. тонн в год. Для этого необходимо построить порядка 20 бумажных фабрик мощностью от 200 до 550 тыс. тонн каждая (что потребует около 5,0 млрд. долларов США).

Прирост новых мощностей по производству картона составит 4,6 млн. тонн, что потребует строительства более 20 целлюлозно-картонных предприятий (с объемом инвестиций около 5,0 млрд. долларов США).

На развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности до 2015 года потребность в инвестициях составит до 7,0 млрд. долларов США при росте объемов производства по лесозаготовкам в 2,4 раза, по деревообработке мощности возрастут в 3,5 раза.

Реализация основных направлений развития отрасли, повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда позволит увеличить общий объем производства лесобумажной продукции к 2015 году в 4 раза по сравнению с 2000 годом, существенно улучшить структуру экспорта. Доля бумаги и картона возрастет на 7%, а доля экспорта круглого леса снизится с 33% до 8%.

Предлагаемые структурные преобразования в лесопромышленном комплексе позволят создать высокопроизводительное производство на возобновляемых лесных ресурсах, занять достойное место в мировом лесном секторе экономики.

В России сосредоточены крупнейшие лесные ресурсы и имеется громадный потенциал для развития ЛПК - для обеспечения растущего спроса на древесные продукты как внутри России, так и за рубежом. В стране есть грамотные специалисты и традиционные связи с крупными рынками мира.

Все сейчас становится глобальным, и международное сотрудничество нуждается в активном участии России на всех уровнях. Россия также может получить выгоду от участия в международной деятельности.

Ниже приводятся некоторые общие выводы относительно рынка и тенденций развития лесного сектора.

Глобальные перспективы.

       Долгосрочный рост Валовой Национальной Продукции: медленнее, чем раньше;

       Более быстрое развитие в странах с переходной экономикой и развивающихся странах, чем в странах Европы и Северной Америки;

       Глобализация рынков и компаний.

Вопросы обеспечения древесиной.

       В лесах северного полушария объем рубок значительно ниже прироста;

       Увеличение площадей плантаций;

       Вторичная переработка;

         Дальнейшее увеличение значения композиционных материалов (на основе маломерной древесины).

Лесные рынки.

       Более специализированные, ориентированные на клиента;

       Сильная конкуренция (между продукцией из древесины и ее заменителей);

       Некоторые успехи (половые покрытия, клееные ламинаты - glulam) и некоторые неудачи (потеря части рынка окон);

       Более сложные торговые потоки, торговля улучшенной продукцией (более глубокой переработки);

         Потребители, заботящиеся об окружающей среде.

Россия - один из основных игроков в мировом лесном секторе.

       Крупнейшие лесные ресурсы;

       Величайший потенциал роста производства и экспорта на устойчивой основе;

       Большой потенциал увеличения внутреннего рынка;

       Наличие навыков и подготовленных кадров;

       Хорошее географическое положение, традиционные связи;

       Международному сотрудничеству необходимо активное участие России;

         Россия сможет получить выгоду от активного участия.

При обновлении прогнозных вариантов развития лесопромышленного комплекса России мы исходили из основных стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и основных макроэкономических показателей (темпы роста ВВП, продукции промышленности, инвестиций, доходов населения и т.д.). Одновременно были учтены как положительные, так и негативные факторы, связанные с деятельностью лесопромышленного комплекса.

Отличительной особенностью лесного комплекса России является наличие реальных положительных факторов, которые выступают основой для достижения стратегических задач устойчивого развития всех его отраслей:

       огромные запасы возобновляемых лесных ресурсов, позволяющих значительно увеличить лесопользование с учетом всех законодательно закрепленных лесоводственных требований без ущерба для окружающей природной среды;

       наличие достаточных мощностей по переработке древесины и производству основных видов лесоматериалов, позволяющих увеличить их выпуск уже на первом этапе реализации программы развития ЛПК;

       наличие достаточного количества квалифицированных кадров;

       наличие растущего платежеспособного спроса на лесных товарных рынках внутри России и в странах Европы, Азии, Африки и Америки.

К числу негативных факторов относятся:

       низкий технический уровень производства, особенно в лесозаготовительной промышленности;

       диспропорции в территориальном размещении лесопромышленных предприятий и связанные с этим большие затраты на транспортировку лесоматериалов от производителей до потребителей, особенно расположенных за рубежом;

       ярко выраженный сезонный характер работы заготовительных предприятий из-за отсутствия дорог круглогодового действия;

       напряженная социальная ситуация во многих лесных районах;

       определяющее влияние на себестоимость лесобумажной продукции цен на топливно-энергетические ресурсы и древесину на корню, которые в перспективе будут продолжать расти.

Национальная лесная политика по своему назначению должна определить цели, задачи, приоритеты и основные пути развития всего лесного сектора, включая лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность. Она должна включать в себя следующие задачи:

       поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инновационных проектов;

       участию государства в программах технологического развития, ориентированных на поддержку ведущих отраслей, в частности, лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности, определяющих устойчивость и эффективность деятельности всего лесного сектора;

 


Заключение

лесопромышленный научный переработка ресурс

Стратегическим направлением перспективного развития лесопромышленного комплекса с целью совершенствования структуры производства является приоритетное развитие целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности листовых древесных материалов.

Реализация предложений по структурной перестройке лесопромышленного производства зависит от ряда экономических, организационных, научно-технических и социальных факторов и условий. В первую очередь, важно довести до логического завершения разработку и принятие на государственном уровне национальной лесной политики России.


Литература


1. Журнал «Мебельное производство». 2002 год. Статья «Лес и человек»

. Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России».2001 год. №10 статья «О национальной лесной политике в России».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!