Учет амортизации основных средств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет амортизации основных средств

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты начисления амортизации основных средств на предприятии

1.1 Сущность и способы начисления амортизации основных средств

1.2 Учет амортизации основных средств

Глава 2. Организация учета амортизационного фонда в СПК колхоз "Зауральный"

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Порядок начисления и списания амортизационных отчислений

2.3 Документальное оформление операций по учету амортизации основных средств

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Темой данной курсовой работы является "Учет амортизации основных средств".

В настоящее время производство растет быстрыми темпами и для того чтобы сохранить основные производственные фонды и обеспечить процесс обновления оборудования нужна амортизация.

Основные средства принимают участие в производстве неоднократно, функционируют продолжительно и переносят свою стоимость на производимый товар (услугу) частями. Кроме физического износа, основные средства подвержены моральному износу; машины, оборудование устаревают из-за непрерывности технического прогресса.

На протяжении своего жизненного цикла машины, оборудование не только изнашивается, но также модернизируется, оснащается вспомогательными устройствами, которые, с одной стороны, повышают стоимость объекта, а с другой - увеличивают эффективность основных средств.

Правильное ведение учетной политики в области амортизации позволяет предприятию обеспечить экономический рост.

Актуальность данной темы состоит в том, что основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

учет амортизация основное средство

Амортизация - это процесс перенесения стоимости постепенно изнашивающихся основных средств на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Амортизация основных средств формирует остаточную стоимость основных средств и финансовый результат деятельности предприятия. Оба эти показателя характеризуют имущественное и финансовое положение предприятия и раскрываются в отчетности. В балансе по строке 120 основные средства отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации). В составе основных средств учитывают земельные участки и объекты природопользования, поскольку потребительские свойства этих объектов с течением времени не изменяются, то амортизацию по ним не начисляют.

Бухгалтерский учет основных средств и амортизации регламентируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Целью данной работы является - исследование теоретических и практических основ учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.

Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:

организация учета амортизации основных средств;

исследование методов начисления амортизации;

обоснованное начисление амортизации и определение сроков полезного использования;

правильное документальное оформление начисления амортизации;

своевременное отражение в учете операций, связанных с начислением амортизации;

определение финансовых результатов от реализации и прочего выбытия основных средств, с учетом списания ранее начисленной суммы амортизации;

Объектом исследования данной работы является СПК колхоз "Зауральный", расположенный по адресу: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уртазым, ул. Центральная, д.1. Данное предприятие занимается следующими видами деятельности:

производство зерна;

производство мяса.

СПК колхоз "Зауральный" имеет частно-долевую форму собственности.

Предмет исследования - деятельность СПК колхоз "Зауральный" в области ведения бухгалтерского учета и документального оформления операций по начислению амортизации основных средств.

Информационная база представлена различными нормативными документами, газетными публикациями и учебно-методической литературой. Также использовались Федеральные законы и положения.

Материалами для выполнения практической части работы служили данные первичного бухгалтерского учета и отчетности за 2010 г. СПК колхоз "Зауральный".

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Введение является вступительной частью работы, в которой излагается актуальность выбранной темы, основные направления для изучения работы, а также сформулированы цель и задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе приводятся теоретические аспекты начисления амортизации основных средств, сущность и способы ее начисления.

Вторая глава раскрывает метод учета амортизации основных средств в СПК колхоз "Зауральный".

В заключении сформулированы основные выводы, обоснованные на результатах проведенного исследования в СПК колхоз "Зауральный".

Список использованной литературы представлен в количестве 19 наименований.

Глава 1. Теоретические аспекты начисления амортизации основных средств на предприятии

1.1 Сущность и способы начисления амортизации основных средств

Амортизация (от лат. amortisatio - погашение, англ. amortization - средство, способ) - процесс перенесения стоимости изношенных основных средств на произведенный с их помощью продукт.

Износ основных средств - снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их снашивания в процессе производства или вследствие морального изнашивания машин. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основных средств, плюс износ жилых зданий в части полного восстановления.

Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой потерю основными средствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования. Моральный износ - снижение стоимости основных средств в результате:

) снижения себестоимости производства такого же товара;

) появление более совершенных и производительных машин.

Моральный износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств, необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.

Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно изнашиваются.

Амортизация начисляется по всем объектам основных средств за исключением следующих объектов:

) объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

) объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.);

) продуктивный скот, буйволы, волы и олени;

) многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

) земельные участки и объекты природопользования, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени;

) объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания.

По указанным объектам основных средств (кроме п.6) производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете (счет 010 "Износ основных средств").

Приобретенные с 1 января 2002 года объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается непосредственно списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль над их движением.

Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.

В России для начисления амортизации применяются единые нормы амортизационных отчислений. Норма амортизации определена для каждого вида основных средств. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, представлены в приложениях к курсовой работе.

Норма амортизации - установленный законодательно или в ином порядке процент от балансовой стоимости основных фондов списываемый ежегодно на себестоимость продукции.

Организации при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования.

Так, для зданий они колеблются от 0,4 до 11 %, для силовых и рабочих машин и оборудования примерно от 3 до 50 %, для теплообменных аппаратов в производстве пластмасс с неагрессивной средой - 6,7 %, для тех же аппаратов, используемых в производстве пластмасс с агрессивной средой - 10 %.

Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" амортизация объектов основных средств начисляется одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего его срока полезного использования:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - Сумма чисел лет срока его службы.

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основного средства и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Срок полезного использования - это средний срок службы объектов данного вида.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии его к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования при его отсутствии в технических условиях и т.п. производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово - предупредительных всех видов ремонта;

нормативно - правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

В заключении отметим, что выбранные для бухгалтерского учета способы начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств организация должна отразить в учетной политике организации.

1.2 Учет амортизации основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев. Также следует иметь в виду, что по двум объектам одного вида, приобретенным в одно и то же время, не могут применяться два разных способа начисления амортизации.

Организация должна использовать для каждого объекта основных средств только один из способов начисления амортизации, который определяется в момент принятия его на учет и не меняется в течение всего срока полезного использования или до его выбытия.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Порядок определения годовой суммы амортизационных отчислений при использовании того или иного способа начисления амортизации объектов основных средств установлен нормами ПБУ 6/01.

Пример 1. Допустим, что первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 120 000 руб. Срок полезного использования объекта равен 5 годам. Годовая норма амортизационных отчислений будет равна 20% (100%: 5лет).

Годовая сумма амортизационных отчислений будет равна произведению первоначальной стоимости объекта на исчисленную годовую норму амортизации: (120 000 руб. х 20%): 100% = 24 000 руб. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в течение всего срока использования объекта основных средств составит 2 000 руб.: (24 000 руб.: 12 мес.).

Таблица 1 - Расчет сумм амортизационных отчислений по линейному методу

Год эксплуатации основного средстваГодовая сумма амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. 1234Первый120000x20% = 4 00024 00096 0001234Второй120000x20% = 24 00048 00072 000Третий120000x20% = 24 00072 00048 000Четвертый120000 х 20% = 24 00096 00024 000Пятый120000x20% = 24 000120 000-

Примечание - Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 2-е изд. - М.: Нитар Альянс, 2003. - 895 с.

При использовании линейного способа годовая и ежемесячная суммы амортизационных отчислений в течение срока полезного использования объекта основных средств остаются неизменными.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного согласно с законодательством РФ. (Рисунок 2)

Пример 2. Допустим, что первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 100 000 руб. Срок полезного использования равен 5 годам. Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляет 20% (100%: 5 лет).

При способе начисления амортизации методом уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания (коэффициент ускорения примем равен 2) годовая норма амортизации составит 40% (20% х 2). Эта фиксированная норма в 40% должна относиться к остаточной стоимости объекта основных средств в конце каждого года, кроме последнего года эксплуатации.

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при принятии объекта к учету.

Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40% от остаточной стоимости, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год и т.д. В последний год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений исчисляется вычитанием из остаточной стоимости объекта на начало последнего года его ликвидационной стоимости.

Таблица 2 - Расчет сумм амортизационных отчислений по методу уменьшаемого остатка

ПериодГодовая сумма амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. Конец первого года100000x40% = 40 00040 00060 000Конец второго года60000 х 40% = 24 00064 00036 000Конец третьего года36 000 х 40% = 14 40078 40021 600Конец четвертого года21 600 х 40% = 8 64087 04012 960Конец пятого года7 96095 0005 000

Примечание - Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 640 с.

При использовании данного способа годовые суммы амортизационных отчислений с каждым годом будут уменьшаться и поэтому ежемесячные суммы амортизации должны рассчитываться для каждого года отдельно.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Пример 3. Допустим, что первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 150 000 руб. Срок полезного использования объекта основных средств равен 5 годам. Сумма чисел лет срока полезного использования равна 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере 5/15, во второй год - 4/15, в третий год - 3/15, в четвертый год - 2/15, в пятый год - 1/15 от его первоначальной стоимости.

Таблица 3 - Расчет сумм амортизационных отчислений по методу суммы чисел лет срока полезного использования

ПериодГодовая сумма амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. 1234Конец первого года150000x5/15=5000050 000100 000Конец второго года150000x4/15=40 00090 00060 000Конец третьего года150 000x3/15=30 000120 00030 000Конец четвертого года150 000x2/15=20 000140 00010 000Конец пятого года150 000x1/15=10 000150 000-

Примечание - Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 640 с.

При использовании данного способа годовые сумма амортизационных отчислений с каждым годом также будут уменьшаться и поэтому ежемесячные суммы амортизации должны рассчитываться для каждого года отдельно.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример 4. Допустим, что первоначальная стоимость объекта основных средств составляет в сумме 48 000 руб. Срок полезного использования объекта основных средств равен 5 годам, Исходя из производственных характеристик предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок полезного использования объекта установлен в 400 000 руб. Годовая норма амортизационных отчислений составит:

(48 000 руб.: 400 000 руб.) х 100% = 12%.

Примем, что фактический выпуск продукции в течение срока полезного использования объекта составил в первый год - 100 000 руб., во второй год - 80 000 руб., в третий год - 60 000 руб., в четвертый год - 90 000 руб., в пятый год - 70 000 руб.

Таблица 4 - Расчет сумм амортизационных отчислений по способу списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)

Год эксплуатации основного средстваГодовая сумма амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной амортизации, руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. 12341234Первый100 000x12% = 12 00012 00036 000Второй80 000x12%= 9 60021 60026 4001234Третий60 000x12%= 7 20028 80019 200Четвертый90 000x12% = 10 80039 6008 400Пятый70 000x12%= 8 40048 000-

Примечание - Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 2-е изд. - М.: Нитар Альянс, 2003. - 895 с.

При использовании данного способа годовые суммы амортизационных отчислений в течение срока полезного использования объекта будут различными и поэтому ежемесячные суммы амортизации должны рассчитываться для каждого года отдельно.

В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.

В тех случаях, когда организация приобретает бывший в эксплуатации объект основных средств, необходимо определить предполагаемый срок полезного использования этого объекта у нового собственника. Этот срок определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

На практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце. Организация вправе выбирать способ начисления амортизации.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Счет 02 является регулирующим. Кредитовое сальдо показывает остаток амортизационного фонда. Обороты по кредиту предусматривают учет начисления амортизации. Обороты по дебету - списание амортизации.

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.) и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 02, а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и кредиту счета 02.

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" с кредита счета 01 "Основные средства".

Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете отдельные операции по начисления сумм амортизационных отчислений по объектам основных средств можно отразить следующими проводками:

Таблица 5 - учет отдельных операций по начислению сумм амортизационных отчислений по объектам основных средств

№Содержание хозяйственной операцииКорреспондирующие счетаДтКт12341Начислена амортизация по объекту ОС, используемому при строительстве объекта хоз. способом08/3022Начислена амортизация по объекту ОС, используемому в основном производстве (при выполнении работ, оказании услуг) 20023Начислена амортизация по объекту ОС, используемому во вспомогательных производствах23024Начислена амортизация по объекту ОС общепроизводственного назначения25025Начислена амортизация по объекту ОС общехозяйственного назначения26026Начислена амортизация по объекту ОС, используемому в обслуживающих производствах и хозяйствах29027Начислена амортизация по объекту ОС, используемому в организациях торговли4402

Примечание - Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 2-е изд. - М.: Нитар Альянс, 2003. - 206 с.

Подведем итог, для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:

линейный способ;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организация должна использовать для каждого объекта основных средств только один из способов начисления амортизации, который определяется в момент принятия его на учет и не меняется в течение всего срока полезного использования или до его выбытия. Также организация обязана отразить в своей учетной политике, какой из способов начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств она выбрала.

Глава 2. Организация учета амортизационного фонда в СПК колхоз "Зауральный"

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

СПК является сельскохозяйственным производственным, юридическим лицом, созданным гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству и переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущества, паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан их в имущественный фонд кооператива. Для членов СПК обязательно трудовое участие в деятельности кооператива, при этом члены кооператива, при этом члены кооператива являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций.

СПК колхоз "Зауральный" является юридическим лицом и имеют следующие полномочия:

создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории РФ и за ее пределами;

осуществлять виды деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, законом РФ "О сельскохозяйственной кооперации" и иные не запрещенные Законом виды деятельности;

иметь в собственности, покупать или иным образом, приобретать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд СПК, в порядке и на условиях установленных законодательством РФ и субъектов.

создавать резервные и другие неделимые фонды СПК и вкладывать средства резервного фонда в банки и в другие кредитные учреждения, а также выдавать кредиты членам кооператива;

привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;

заключать договора, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном действующим законодательством;

иметь самостоятельный баланс, счета в банках, круглую печать, угловой штамп, бланки и иные реквизиты.

СПК организация, на основе добровольного членства для совместной производственной деятельности, основанной на объединениях их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Основными видами деятельности кооператива является:

) Производство, сбыт, переработка сельскохозяйственной продукции;

) Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Место нахождение: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Уртазым, ул. Центральная, д.1.

Как самостоятельный хозяйствующий субъект, СПК колхоз "Зауральный", для осуществления своей деятельности, приобретает различные виды ресурсов. К таким относятся: горюче-смазочные материалы, запасные части, медикаменты и ветеринарные инструменты, ядохимикаты и удобрения, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, спецодежда и оснастка, семена растениеводческих культур, семя животноводческих пород, товары (продукты питания), основные производственные и непроизводственные фонды (сельхозтехника, автотранспорт, силовые установки), электроэнергию и прочее.

Колхоз является юридическим лицом, имеет права самостоятельного хозяйствующего субъекта, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, круглую печать и угловой штамп со своим полным наименованием, бланки и иные реквизиты юридического лица.

Одной из основной отрасли сельскохозяйственного производства является животноводство, которое специализировано на развитии мясного скотоводства.

Перспектива дальнейшего развития животноводства, наряду с улучшением кормовой базы зависит от уровня капитальных и инвестиционных вложений в отрасль.

Основные направления хозяйства растениеводство и животноводство. В хозяйстве наблюдается тенденция увеличения поголовья крупного рогатого скота.

Благоприятные экономические и природные условия колхоза содействуют успешному развитию хозяйства.

По своим агроклиматическим условиям территория СПК колхоз "Зауральный" характеризуется умеренно-теплым климатом. Характерной чертой данного климата является значительная влажность. Наибольшее количество осадков выпадает в августе в августе - сентябре, что усложняет проведение уборочных работ.

Агрохимическая характеристика свидетельствует об их низком естественном плодородии.

В основном все почвы учетом проведения комплекса мелиоративных мероприятий, правильной и своевременной обработки внесения минеральных удобрений пригодны для выращивания всех сельскохозяйственных культур.

Чрезвычайно жаркие и засушливые погодные условия весенне-летнего периода текущего года нанесли значительный урон сельскохозяйственному производству в "Зауральном". Недобор сельскохозяйственной продукции растениеводства испытывают все без исключения сельхозпредприятия.

Надеяться на доход от реализации зерновой продукции, обеспечивающий дальнейшее относительно стабильное развитие производства уже не приходится, урожайность зерновых крайне низкая. А эффективность отрасли животноводства, напрямую связана с состоянием кормовой базы в хозяйствах.

Природные условия удовлетворяют требованиям развития животноводства и растениеводства, несмотря на неустойчивые погодные условия и отдельные периоды года СПК колхоз "Зауральный" успешно справляется с решением своих производственных задач и обеспечивает высокие показатели в результате хозяйственной деятельности.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия во многом зависят от уровня специализации и концентрации производства.

Таким образом, основные направления хозяйства СПК "Зауральный" растениеводство и животноводство. Животноводство специализировано на развитии мясного скотоводства. Перспектива дальнейшего его развития, наряду с улучшением кормовой базы зависит от уровня капитальных и инвестиционных вложений в отрасль.

2.2 Порядок начисления и списания амортизационных отчислений

Объекты основных средств переносят свою стоимость на затраты по производству продукции (работ, услуг), а также издержки обращения в торговой и иной деятельности в течение срока их полезного использования.

Начисленная амортизация позволяет организации отразить основные средства в бухгалтерской отчетности по их остаточной стоимости, а также получить в полном объеме денежные средства, необходимые для их воспроизводства.

Начисление амортизации по объекту основных средств производится с учетом следующих факторов: амортизируемой стоимости объекта, срока его полезного использования и применяемого способа начисления амортизации.

Амортизируемой стоимостью, как правило, является первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств.

Амортизация начисляется по всем объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Амортизация по объекту основных средств начисляется ежемесячно начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету. Амортизацию прекращают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем:

полного погашения стоимости объекта;

списания объекта с бухгалтерского учета.

Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:

объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры <#"justify">способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение организацией определенного способа начисления амортизации производится по группам объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования.

В Положении об учетной и налоговой политики по СПК колхоз "Зауральный" утверждено, что данная организация установила линейный метод начисления амортизации на основные средства.

Линейный способ начисления амортизации состоит в определении годовой суммы амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.

Пример. Необходимо провести расчет амортизации на основании следующих данных: первоначальная стоимость объекта - 673 100 руб.; полезный срок службы объекта - 10 лет. [Приложение 1]

Расчет амортизации:

100%: 10 = 10% - годовая норма амортизации;

100 руб. х 10% = 67 310 руб. - годовая сумма амортизации;

310 руб.: 12 мес. = 5 609,2 руб. - месячная сумма амортизации.

Этот способ позволяют организации рассчитать годовую сумму амортизационных отчислений, которую необходимо при всех способах разделить на 12 месяцев (или число месяцев использования амортизируемого объекта основных средств в отчетном году) для определения ежемесячного их размера. Выявленная сумма будет отражаться по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".

Начисление амортизации по объектам основных средств производится в том отчетном месяце, к которому она относится, вне зависимости от результатов финансовой деятельности организации в данном месяце и отчетном году.

В случае принятия к учету объекта основных средств в течение отчетного года годовой суммой амортизации будет считаться сумма, определенная начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет.

Пример. Объект основных средств принят на учет в августе с первоначальной стоимостью 673 100 руб. с установленным сроком полезного использования 10 лет [Приложение 2]. Годовая амортизация при применении линейного способа составит 67 310 руб. (673 100: 10).

В первом году использования объекта месячная сумма амортизации составит 22 436 руб. (67 310 х 4: 12).

Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация основных средств" методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в бухгалтерском учете следующими записями:

Дт 08 Кт 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в капитальном строительстве (кроме строительных организаций);

Дт 20, 23, 25, 26, 30, 44 Кт 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в производстве;

Дт 29 Кт 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах;

Дт 91 Кт 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, сданным в операционную аренду.

Уменьшение накопленной амортизации происходит в результате выбытия основных средств по различным причинам, при этом делается запись по дебету счета 02 в корреспонденции с кредитом счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств".

Итак, СПК колхоз "Зауральный" утвердил в Положении по учетной и налоговой политике, что установил линейный способ начисления амортизации по отдельным группам объектов основных. Линейный способ начисления амортизации состоит в определении годовой суммы амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация основных средств" методом накопления.

2.3 Документальное оформление операций по учету амортизации основных средств

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 "О первичных учетных документах", должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением от 21 января 2003 года №7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1);

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ОС-1а);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1б);

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ОС-2);

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ОС-3);

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ОС-4);

Акт о списании автотранспортных средств (ОС-4а);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ОС-4б);

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ОС-6);

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ОС-6а);

Инвентарная книга учета объектов основных средств (ОС-6б);

Акт о приеме (поступлении) оборудования (ОС-14);

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ОС-15);

Акт о выявленных дефектах оборудования (ОС-16).

Следует обратить внимание, что на практике может возникнуть ситуация, когда ни одна из вышеперечисленных унифицированных форм не подходит. В качестве примера можно привести ситуацию, когда к организации-лизингополучателю по договору лизинга поступает основное средство, учет которого ведется на балансе лизингодателя. Поступление такого основного средства нельзя оформить ни одной из унифицированных форм по учету основных средств. Не подходит для этих целей и Акт приемки-передачи по форме №ОС-1, поскольку, выписав такой акт, организация должна принять к учету основное средство по счету 01 "Основные средства" и поставить его на баланс, но, по условиям примера, учет основного средства осуществляется лизингодателем. В данном случае, приемку основного средства, полученного по договору лизинга, следует осуществить на основании документа, составленного в произвольной форме с указанием в нем всех необходимых реквизитов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В бухгалтерском учете выделяют несколько случаев применения формпо учету основных средств:

)Поступление и выбытие объектов основных средств.

Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1);

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.

Акт о приеме-передаче основных средств состоит из трех разделов.

Первый раздел заполняется на основании данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. В том случае, если объект основных средств приобретается через розничную сеть, этот раздел не заполняется.

Второй раздел заполняет организация - получатель основного средства только в своем экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта, срок полезного использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений.

Третий раздел содержит краткую характеристику объекта основных средств.

В акте предусмотрен раздел для отражения данных об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций. Такие данные записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности, при этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте, в этом разделе указываются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

)Внутреннее перемещение объектов основных средств.

Очень часто объекты основных средств перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения в другое. Для оформления и учета таких перемещений применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы №ОС-2.

Накладная выписывается передающим подразделением в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально-ответственного лица подразделения, передающего основное средство, а третий экземпляр передается в подразделение, получающее основное средство.

Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

)Ремонт основных средств.

Оформление и учет приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется Актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы №ОС-3.

Акт состоит из двух разделов. В первом указываются сведения о состоянии объекта основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию, во втором разделе указываются сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств. Если ремонт выполнялся сторонней организацией, то акт должен быть подписан представителем этой организации, если же ремонт был произведен структурным подразделением организации, то свою подпись должен поставить в акте представитель структурного подразделения, проводившего ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утвержденный руководителем организации или уполномоченным им лицом акт сдается в бухгалтерию.

Следует отметить, что если ремонт, реконструкция и модернизация проводится силами сторонней организации, акт составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6).

В соответствии с пунктом 68 Методических указаний №91н, в целях организации контроля за своевременным получением основных средств из ремонта, инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

)Списание объектов основных средств.

Списание пришедших в негодность объектов основных средств также оформляется документально. Для этих целей применяются следующие документы:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4);

Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию, вместе с актом, также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

)Учет оборудования.

Учет оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта основных средств, оформляется Актом о приеме (поступлении) оборудования (форма №ОС-14). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, уполномоченной на прием основных средств, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

В том случае, если при поступлении на склад невозможно провести качественную приемку оборудования, акт составляется по наружному осмотру и является предварительным.

Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если монтажные работы проводятся подрядным способом, в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма №ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.

На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16).

Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется по формам №ОС-1 или №ОС-1б.

)Учет наличия и движения основных средств.

Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием следующих документов:

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма №ОС-6);

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма №ОС-6а);

Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма №ОС-6б).

Данные документы ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый инвентарный объект, записи в них при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и других документов). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены:

основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования;

способ начисления амортизации;

отметка о неначислении амортизации, если она имеет место;

ведения об индивидуальных особенностях объекта.

Для учета арендованных основных средств рекомендуется также открывать инвентарную карточку, причем учет таких объектов может вестись арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Если в организации насчитывается большое количество объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях, их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе. В инвентарном списке должны содержаться сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии либо перемещении объекта.

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Учет объектов основных средств в инвентарных карточках ведется в рублях. Допускается ведение учета объектов основных средств в инвентарных карточках в тысячах рублей.

По объектам основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, в инвентарных карточках указывается также контрактная стоимость в иностранной валюте.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк, добавления строк и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Для ведения учета объектов основных средств бухгалтер должен знать обязательные реквизиты документов:

Если форма документа для отражения каких-либо фактов хозяйственной деятельности не предусмотрена альбомом унифицированных форм, первичный учетный документ может быть разработан организацией самостоятельно. При разработке документа необходимо учитывать требования пункта 13 Положения №34н, а также статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", которые устанавливают определенные требования к составлению документа. В частности первичный учетный документ будет принят к учету только в том случае, если он содержит следующие обязательные реквизиты:

Наименование документа. В наименовании заключается содержание хозяйственной операции, которая подлежит отражению в учете и бухгалтер организации не должен принимать к учету документы с нечетким наименованием либо вовсе без наименования, а также сам составлять подобные документы. Унифицированные формы первичных учетных документов содержат "Код формы", представляющий собой семизначный номер документа по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности, который печатается в правом верхнем углу документа. В самостоятельно разработанном документе может не содержаться реквизита "Код формы", однако, в случае обработки документа с помощью средств вычислительной техники, наличие данного реквизита необходимо и система кодировки разрабатывается организацией самостоятельно.

Дату составления документа. Этот реквизит позволяет определить конкретную дату совершения хозяйственной операции, указанной в наименовании документа или в самом документе. Дата оформляется арабскими цифрами следующим образом: в начале указываются день и месяц, представленные двумя парами цифр, разделенными точкой, затем четырьмя цифрами указывается год, например дата 4 июня 2005 года будет записана следующим образом: 04.06.2005.

Наименование организации, от имени которой составлен документ, что позволяет определить принадлежность документа конкретной организации.

Содержание хозяйственной операции, вытекающее из названия документа, например, накладной на внутреннее перемещение материалов оформляется только передача товарно-материальных ценностей из одного структурного подразделения организации в другое и данным документом нельзя оформить никакую другую хозяйственную операцию.

Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Вообще в учете применяется натуральные, трудовые и денежные измерители. С помощью натуральных измерителей получают сведения об объектах учета в натуральных показателях, таких как меры длины, веса, площади, объема и других. С помощью трудовых измерителей:

устанавливается количество труда, затраченного на производство продукции, работ и услуг;

определяются такие показатели, как производительность труда, выполнение норм выработки;

начисляется заработная плата.

Денежный измеритель является обобщающим, в нем выражаются все показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления. Как правило, конкретный работник организации совершает тот или иной вид хозяйственных операций на основании установленной должностной инструкции и указания должности лица, совершившего операцию, служит для контроля над правомерностью совершения операции.

Личные подписи указанных лиц и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). Обратите внимание, в расшифровке подписи вначале следует ставить инициалы, и лишь затем фамилию, например: И.С. Петров. Если отсутствует лицо, подпись которого должна стоять в документе, вместо него документ может подписать его заместитель либо лицо, исполняющее обязанности отсутствующего лица, при этом нельзя подписывать документы с проставлением косой черты перед наименованием должности.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Следует также обратить внимание, что в первичных учетных документах не допускается факсимильное воспроизведение подписи лиц, ответственных за правильность оформление документов и совершение хозяйственных операций.

Помимо обязательных реквизитов в документ могут быть введены дополнительные реквизиты, не являющиеся обязательными, такие как номер документа, адрес организации, основание совершения хозяйственной операции и другие.

Самостоятельно созданные документы должны достоверно описывать хозяйственные операции, обеспечивать пользователей необходимой и достоверной информацией, должны быть удобны для обработки и хранения и не должны дублировать другие первичные документы.

Руководителем организации, по согласованию с главным бухгалтером, должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, при этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Также не менее важной информацией для ведения учета основных средств служит срок и порядок составления документов:

Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции. Если же составить документ сразу невозможно, его следует составить непосредственно после завершения хозяйственной операции.

Правила заполнения первичных документов содержатся в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29 июля 1983 года №105. В пункте 2.8 указанного Положения содержатся требования о том, что записи в первичных учетных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, которые бы обеспечивали сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записи простой карандаш.

Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.

Первичный учетный документ считается окончательно оформленным только в том случае, если он составлен по установленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строки прочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.

Таким образом, начисление амортизации должно сопровождаться составлением регистров бухгалтерского учета. В первую очередь рекомендуется применять регистры, формы которых содержатся в инструкции о порядке начисления амортизации основных средств. Это карточка расчета амортизационных отчислений от стоимости объектов основных. Также организация может разрабатывать собственные формы, которые должны содержать обязательные реквизиты, быть утверждены руководителем организации, а также описаны в организационно-техническом аспекте учетной политики и приложены к ней.

Таким образом, движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся учета и начисления амортизации. В ходе курсовой работы, в первом разделе, было дано определение амортизации, раскрыта ее экономическая сущность, описаны ее разнообразные разновидности и методы начисления. В частности, было дано определение амортизации, как экономического механизма постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изношенных экземпляров.

Износ основных средств погашается амортизационными отчислениями. Для этого любое предприятие должно ежемесячно отчислять часть денежных средств, полученных от реализации готовой продукции в амортизационный фонд. Начисленные суммы по амортизации основных средств, предприятие включает в издержки производства.

Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" амортизация объектов основных средств начисляется одним из следующих способов:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранные для бухгалтерского учета способы начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств организация должна отразить в учетной политике организации.

Во втором разделе были рассмотрены методы начисления амортизационных отчислений на примере СПК колхоз "Зауральный".

Основные направления хозяйства СПК "Зауральный" растениеводство и животноводство. Животноводство специализировано на развитии мясного скотоводства. Перспектива дальнейшего его развития, наряду с улучшением кормовой базы зависит от уровня капитальных и инвестиционных вложений в отрасль.

Проанализировав учет амортизации можно сделать выводы - бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с требованием ПБУ - 6/01 "Учет основных средств".

Учет поступления и выбытия основных средств осуществляется на унифицированных формах по учету основных средств, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7. На все объекты основных средств заведены инвентарные карточки по форме ОС-6. Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки для целей бухгалтерского учета. Согласно ст.258 НК РФ Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования. С 1 января 2002 года, утверждена Классификация основных средств, которую можно использовать для определения срока полезного использования для целей бухгалтерского учета.

В СПК колхоз "Зауральный" все основные средства для бухгалтерского учета имеют одинаковые сроки полезного использования, амортизация начисляется только линейным способом.

Основанием для составления любой проводки в бухгалтерском учете должен служить первичный документ. Для начисления амортизации Дт 44 - Кт 02, можно использовать расчетную ведомость по начислению амортизации основных средств, составленную в произвольной форме. Потому что данный расчет не содержится ни в одной из известных альбомов унифицированных форм первичной учетной документации. Следовательно, его приходиться разрабатывать самостоятельно.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

В целом состояние бухгалтерского учета основных средств на СПК колхоз "Зауральный" соответствует требованиям законодательства.

Список используемой литературы

а) основная:

. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: Уч. пособие, 2-е изд. - М.: Нитар Альянс, 2003. - 895 с;

2. Т.И. Юркова, С.В. Юрков, Экономика предприятия <http://www.aup.ru/books/m88/> (Электронные учебник);

. Славинская О.А. Расчет амортизации по новым правилам // Главбух. - 2009. - № 2. С.12-36;

. Лермонтов Ю. Определение стоимости амортизируемого имущества // Финансовая газета. - 2008. - № 27. С.12-16;

. Жирнова И.Ю. Изменения в учете основных средств // Главбух. - 2009. - № 8. С.41-44;

. Асеева Л. Амортизация основных средств // Финансовая газета. - 2007. - № 19. С.22-26;

) Современный экономический словарь, Р12 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.479 с;

) Документооборот: основные средства / Под ред.Г.Ю. Касьяновой. - М.: Информцентр ХХI века, 2005. - 320 с;

) Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072).

б) дополнительная:

) Справочник бухгалтера. / Под ред. профессора И.Н. Богатой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с;

) Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаева Н.Н. Новый план счетов и основы ведения бухучета. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 640 с;

) Середа Т.П., Середа К.Н. Все основные бухгалтерские проводки. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 432 с;

) Асеева Л. Амортизация основных средств // Финансовая газета. - 2009. - № 19. С.22-26;

) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н) - М.: ГроссМедиа, 2009. - 240 с;

) Приказ Минфина России от 06.10.2008г. "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008г. // Комментарии к нормативным актам. - 2007. - № 24. - С.3-8.

в) нормативные законодательные акты:

) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ;

) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н.

Похожие работы на - Учет амортизации основных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!