Среди ученых Арабского Востока следует выделить, прежде всего, среднеазиатского ученого Ибн-Сину (ХI век) (в латинской транскрипции Авиценну). С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синой «Канон медицинской науки» обеспечил ему «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков».
Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом особенное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты.
Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность - при аффектах, психических травмах, деятельности воображения - глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.
Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погиб. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Особый интерес арабские натуралисты проявляли к органам зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия ученого ХI века Ибн-аль-Хайсама (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой - присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов. Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зрительных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.
Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.
Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача ХII века Ибн-Рошда (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.
Психофизиологические представления Западной Европы
История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в. Ее принято разделять на два периода - «Темные века» - с V в. по ХIII в. и «Эпоху Возрождения» с XIV в. до Английской буржуазной революции середины XVII в.
В период Средневековья в научной жизни Западной Европы доминировала схоластика (от греч. «схоластикос» - школьный). В схоластике имелись различные течения, но основной установкой была установка на комментирование религиозных текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями.
Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. Фома же отстаивал одну истину - религиозную, «нисходящую свыше». Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция двойственной истины восторжествовала, став идеологической предпосылкой успехов философии и естественных наук.
Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде своеобразной лестницы - от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них - способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, «немей» - имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления. Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине» (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.
Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием «бритвы Оккама»), согласно которому «не следует умножать сущности без надобности». Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. Эта «бритва» стала основой своего рода «закона экономии» в психологии, проиллюстрировать который можно таким, примером: изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ объяснения.
Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую эпоху - эпоху Возрождения.
Развитие психофизиологии и дифференциальной психологии в Эпоху Возрождения
В XIV веке в Италии начинается новая эпоха - Эпоха Возрождения, благодаря которой происходит великий расцвет цивилизации во всей Европе. Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и западноевропейская культура. Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола церковной схоластики превращается в символ свободомыслия.
Наряду с Италией, которая в то время являлась очагом европейской науки и культуры, возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знаменитой книге «О душе и жизни» доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно воспитывать ребенка.
Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод «исследования способностей к наукам». Это было первое исследование по дифференциальной психологии. Основными способностями признавались воображение, память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга. Он оценивал, какая способность требуется для той или иной науки. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.
В разных странах развиваются знания о медицине и физиологии человека. А. Парацельс выступил с теорией о природе человеческого организма и методах лечения болезней. Большое значение имели работы врача и мыслителя М. Сервета, его идея о малом круге кровообращения. Исследования по анатомии, физиологии и эмбриологии указывают на возросший интерес психологическим вопросам.
Вершиной в развитии психофизиологических представлений в Эпоху Возрождения можно считать появление в науке, так называемой психофизиологической проблемы. Психофизиологическая проблема появилась в XVII веке, благодаря Рене Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли.
Рене Декарт делает важное открытие в психофизиологии - открытие рефлекса. Взаимодействие организма со средой опосредствовано нервной машиной, состоящей из мозга, как центра, и нервных трубок, по которым, согласно законам механики движутся «животные духи». Они поднимаются вверх и достигают головного мозга, где приводят в движение шишковидную железу (эпифиз). В шишковидной железе и располагается душа. Движения шишковидной железы заставляют двигаться «животных духов» обратно к мышцам, а тех, в свою очередь, производить движения.
Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.
Таким образом, можно заключить, что именно психофизиологические представления, в той или иной форме, в течение длительного исторического времени являлись источником развития как медицины и физиологии с одной стороны, так и философии и психологии с другой, постепенно приводя к углублению и дифференциации научного знания. В течение описанного исторического периода они трансформировались от мистико-теологических представлений начала средневековья до знаний, полученных эмпирическим путем, что дало возможность становления психофизиологии как современной науки.
Использованная литература
психический физиология поведение
1.Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989
2.Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. - М., 1990. - 367 с.
.Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
.Марцинковская Т.Д. История психологии: Изд. Центр «Академия», 2004. - 544 с.
.Роменець, В.А. Історія психології: Стародавній світ. Середні віки. Відродження: навч. посібник / В.А. Роменець. - К.: Либідь, 2005. - 916 с.
.Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
.Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до наших дней. Учебное пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд. - М., Изд. Центр «Академия», 1996 - 416 с.