Цели, задачи и объекты аудита
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
«Аудит» происходит от латинского «audit», означающее «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.
Аудит заключается в сборе и оценке факторов, касающихся функционирования и положения организации и осуществляется компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Задачами аудитора в процессе проверки являются:
оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля и квалификации учетного персонала;
оценка качества обработки бухгалтерской документации;
правильность и законность совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и ее конечные результаты;
оказание помощи администрации организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;
изучение прошлых фактов и современного положения дел в организации, ориентирование ее администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа);
предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и пр.
Важнейшей функцией аудитора является засвидетельствование относительно удовлетворительного функционирования экономических субъектов. Выполнение этой функции основано на результатах проверки и способности аудитора к профессиональным суждениям.
Аудитор определяет, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период и важнейшие финансовые результаты которых отражены в бухгалтерской отчетности. А завершается выполнение этой функции выражением его мнения в аудиторском заключении о соответствии деятельности проверяемых субъектов определенным критериям.
В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу аудита: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств), точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы объектов имущества и обязательств), оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации), наличие (все ли объекты реально находятся у экономического субъекта), временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли), принадлежность экономическому субъекту активов и пассива (определения прав и обязанностей экономического субъекта, о которых можно судить по состоянию данных статей баланса), пояснения к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию (не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, представлены ли объяснения по спорным моментам).
Целью аудита расчетов организации по ЕСН является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления взносов в соответствующие внебюджетные фонды.
К числу основных пунктов, которые необходимо проверить при аудите расчетов по ЕСН, относятся следующие:
правильность определения налогооблагаемой базы;
правильность применения налоговых ставок;
правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
правомерность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.
На начальном этапе проверки расчетов по ЕСН целесообразно ознакомится с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок. Это позволит выяснить характер ошибок и наметить объекты для углубленного контроля.
В процессе подтверждения правильности исчисления платежей аудиторы, используя результаты предыдущих разделов проверки, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают с данными организации.
Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления соответствующих платежей по ЕСН, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Вывод: Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Объектами аудита расчетов по ЕСН является первичная информации в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации. Во время проверки аудитору необходимо проверить: соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям; учет и контроль выработки и начисления заработной платы; учет и начисление повременных и прочих видов оплат; расчеты удержаний из заработной платы физических лиц; аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний); сводные расчеты по заработной плате; расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда; расчеты по депонированной заработной плате.
социальный налог аудит расчет
Глава 2. Аудиторская проверка расчетов по ЕСН
.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.
Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, аудитор сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая регламентируется главой 24 НК РФ, а именно ст. 237 НК РФ. При этом аудитору необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Далее аудитором проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов соответственно. Таким образом, аудитору при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового тарифа.
В связи с введением в действие ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 1 января 2002г. работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То есть часть налога, которую они уплачивали в ПФР в 2001г., теперь, согласно вышеуказанному закону, уплачивается в федеральный бюджет, а страховой тариф разделен на две части. За счет первой части будет финансироваться страховая, а за счет второй - накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. Для лиц 1966 года рождения и старше уплачивается только страховая часть трудовой пенсии размер которой равняется 14%, для лиц 1967 года рождения и моложе данные взносы уплачиваются работодателями следующим образом: страховая часть трудовой пенсии - 8%, накопительная часть трудовой пенсии - 6%.
Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. На основании гл. 24 НК РФ и закона № 167-ФЗ за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным, организация должна уплатить двумя платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет).
В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/2 - «Расчеты по пенсионному обеспечению», с соответствующими аналитическими субсчетами: -69/2-1 ЕСН в части, зачисляемый в федеральный бюджет, 69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии», 69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии». По кредиту счета 69/2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.
К-т 69.2); счетом 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/2); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/2). По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/2 К-т 51).
Вывод: Приступая к проверке расчетов с пенсионным фондом, аудитору сначала необходимо устанавливать правильность определения налоговой базы, далее проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки. Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок.
2.2 Аудит расчетов с Фондом социального страхования
Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Далее, аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса).
Аудитору так же необходимо обратить внимание на правильность начисления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до полутора лет и аналогичных начислений.
Для проверки правильности исчисления больничного листа аудитору необходимо:
) Определить средне дневной заработок по данным за последние 12 календарных месяцев предшествующих месяцу наступления нетрудо -способности;
) Определить средний заработок работника в период нетрудоспособности за каждый месяц. Для этого рассчитанный средне дневной заработок умножается на количество дней болезни в каждом расчетном месяце;
) Полученные суммы умножаются на процент, который зависит от страхового стажа работника и вида нетрудоспособности. Здесь аудитору следует обратить внимание на правильность применения данного процента. Пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдается:
а) в размере 100 % заработка: рабочим и служащим, имеющим непрерывный стаж 8 лет и более;
б) в размере 80 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж от 5 до 8 лет;
в) в размере 60 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж до 5 лет;
Работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравниваемым в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается в размере 100 % заработка.
) Результат сравнивается с максимальным размером пособия рассчитанным за каждый из месяцев болезни, в дальнейшем расчете участвует меньшая из сравниваемых сумм;
) Определяется сумма к выплате путем суммирования сумм к выплате за каждый месяц (сумма пособия, за минусом НДФЛ и прочих удержаний).
Для правильности расчета оплаты отпуска по беременности и родам аудитор должен:
) Определить правильность исчисления страхового стажа сотрудницы.
) Если женщина имеет общий страховой стаж менее 180 календарных дней, то пособие выплачивается в размере 1 МРОТ за полный календарный месяц (с учетом районных коэффициентов). С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 руб.
Пример:
Сотрудница проработала 4 месяца, устроилась в организацию сразу после окончания университета. До этого нигде не работала. С 16 марта уходит в декрет. Заработная плата в месяц - 8000 руб.
Расчет:
Февраль - 8000 руб. - 28 дней
Январь - 8000 руб. - 31 день
Декабрь - 8000 руб. - 31 день
Ноябрь - 8000 руб. - 30 дней
Общая сумма заработка - 32000 руб.
/120=266,67 - среднедневной заработок
Расчет пособия:
Очевидно, что 266,67 руб. больше среднедневного пособия, рассчитанного исходя из 1 МРОТ (266,67 руб.>4330 руб./30 дней), поэтому общая сумма пособия будет рассчитываться таким образом:
Март - 16 дней * 4330 руб./30 дней = 2309,33 руб.
Апрель - 4330 руб.
Май - 4330 руб.
Июнь - 4330 руб.
Июль - 4330 руб.
Август - 2 дня * 4330 руб./30 дней = 288,67 руб.
Таким образом, общая сумма выплачиваемого пособия составит:
,33 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 288,67 = 19 918 руб.
Если сотрудница отработала в общей сложности шесть месяцев и больше, пособие рассчитывается исходя из среднего заработка следующим образом:
) Рассчитывается средний заработок. Для этого сумму фактического заработка за весь расчетный период, учитываемого при расчете декретных, делим на количество календарных дней в этом периоде, приходящихся на отработанное время. При этом, если женщина проработала в организации меньше года, расчетным периодом будет считаться количество отработанного времени (в календарных днях) до месяца, в котором работница ушла в декрет.
Если, в течении расчетного периода сотрудница была в отпуске или болела, то из расчетного периода исключаются как начисленные суммы, так и само время отпуска или болезни.
) Сумма дневного пособия сравнивается с максимально суммой дневного пособия, последний показатель определяется, делением 25 390 руб. На количество календарных дней в каждом месяце, на которые приходится отпуск по беременности и родам.
) Если максимальная сумма дневного пособия больше величины среднедневного пособия, то сумму декретных определяют, умножив сумму среднедневного пособия на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.
Если максимальная сумма дневного пособия меньше величины среднедневного пособия, то сумму декретных определяют, умножив сумму максимального дневного пособия на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.
Пример:
Сотрудница проработала в компании 7 месяцев. Ее заработная плата в месяц составляла 7000 руб. Она уходит в декретных отпуск с 3 декабря. В ноябре была на больничном с 01.11.2008 по 14.11.2008.
Расчет:
Ноябрь - 3500 руб. - (10 рабочих дней *(7000/20рабочих дней), т.к. в ноябре 20 рабочих дней, с 1 по 14 больничный, остается 10 рабочих дней, за которые работнице была выплачена заработная плата - 3500 руб., остальные были оплачены в больничном) - 16 календарных дней.
Октябрь - 7000 руб. - 31 день.
Сентябрь - 7000 руб. - 30 день.
Август - 7000 руб. - 31 день.
Июнь - 7000 руб. - 30 день.
Май - 7000 руб. - 31 день.
Общее количество дней - 200, общие начисления - 45500 руб.
руб./200 дней = 227,5 руб.
Выплаты декретного пособия:
Декабрь - 227,5 руб.*29 календарных дней (т.к сотрудница уходила в декрет с 03.12.2008 года) = 6597,5 руб.
Январь - 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.
Февраль - 227,5 руб.*28 = 6370 руб.
Март - 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.
Апрель - 227,5 руб.*21 = 4777,5 руб.
В связи с тем, что размер пособия помесячно меньше, чем установленная законом максимальная сумма выплат на 2009 г. (меньше 25390 руб.), то размер пособия рассчитывается, исходя из фактического заработка без ограничений.
,5 + 7052,5 + 6370 + 4777,5 = 31 850 руб.
В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 - «Расчеты по социальному страхованию».
Счет 69,1 «Расчеты по социальному страхованию» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.
По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.К-т 69.1); счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).
По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Д-т 69.1 К-т 70).
Вывод: При проверке расчетов с ФСС, аудитору аналогично расчетам с пенсионным фондом необходимо сначала необходимо установить правильность определения налоговой базы, далее аудитор определяет правильность применения размера взносов. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. В заключение аналогично предыдущему разделу, аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей.
.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования
При создании фирмы о Фонде обязательного медицинского страхования вспоминают в последнюю очередь.
При регистрации фирмы проблем обычно не бывает. Но, получив на руки свидетельство, в течение 10 дней новая фирма должна встать на учет в налоговой инспекции и посетить Фонд социального страхования. Затем следует нанести визит в Пенсионный фонд. На это дается чуть больше времени - 30 дней. Если организация нарушит эти сроки, ее скорее всего оштрафуют.
Внебюджетные фонды обладают правами и обязанностями налоговиков.
Контроль за взносами во внебюджетные фонды осуществляют налоговики.
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям, т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ. Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст. 241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в бюджеты ФФОМС и ТФОМС.
Аудитор при аудите отчислений в ФОМС должен рассмотреть правильность применения ставок по единому социальному налогу. Аудитор должен обратить внимание на то, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счет ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
И, наконец, в заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов на обязательное медицинское страхование ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/3
- «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Кроме этого, на предприятии используются следующие субсчета 69/3-1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69/3-2 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».
По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др.Кт 69/3); счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 91 Кт 69/3); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69/3).
По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69/3 Кт 51).
Вывод: Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.
При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счета ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.
В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей.
Бухгалтерский учет расчетов на обязательное медицинское страхование ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/3 - «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Кроме этого, на предприятии используются следующие субсчета 69/3-1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69/3-2 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».
Заключение
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита. В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска.
Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. При проверке расчетов по ЕСН аудиторам, прежде всего, необходимо удостовериться в правомерности принятия первичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы, к бухгалтерскому учету. Они должны отвечать требованиям ст. 9 ФЗ от 21.11.96г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Далее аудиторы проверяют правильность начисления как основной, так и дополнительной заработной платы. К основной заработной плате относят оплату по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, и т.п. К дополнительной заработной плате - выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, и др. Помимо этого, аудиторам необходимо осуществить проверку удержаний из заработной платы. Причем главное внимание здесь следует уделить налогу на доходы физических лиц. При проверке расчетов по ЕСН аудиторам надлежит проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии. Кроме того, осуществляется проверка записей по учету расчетов по заработной плате и ЕСН на счетах бухгалтерского учета. Здесь аудиторам следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания хозяйственных операций и соответствующих сумм. В заключение аудиторами выполняется проверка сводных расчетов по заработной плате и ЕСН, которая состоит в идентификации данных по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и корреспондирующих с ними счетов. Таким образом, выполнив намеченные процедуры по проверке расчетов по ЕСН, аудиторы собирают необходимую им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого ими составляется аудиторское заключение, где они выражают свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате и ЕСН.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.03.2003)
. Налоговый кодекс Российской федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
. Федеральный Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
. Федеральный Закон от 08.02.2003 №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2003год» (принят ГД ФС РФ 24.01.2003)
. Федеральный Закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФСФ 30.11.2001)
. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009 - 476с.
. Васильева Т.В. Оздоровление за счет средств ФСС России в 2009году// Российский налоговый курьер, 2009, №10.
. Воробьева Е.В. Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.2008-2009. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009.
. Воробьева Е.В. Заработная плата в 2009 году с учетом требований налоговых органов. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009.
. Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. - М.: НОУ ЛИК, 2009.
. Дубова М.Д. Роль ЕСН в реализации социальной политики государства // Финансы, 2009, №12.
. Евмененко Т.О., Земляченко С.В. Единый социальный налог и страховые взносы // Бухгалтерский учет, 2009, №7.
. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2009.
. Курбангалеева О. Исчисление и уплата единого социального налога в 2009году// Главбух, 2009, №4.
. Никитов Н.Н. Единый социальный налог - проблемы и перспективы// Российский налоговый курьер, 2009, №6.
. Николаева О.Н. ЕСН: возможности оптимизации// Экономика и жизнь, 2009 №4.
. Онуфриева М.Л. ЕСН в 2009году// Консультант, 2009, №4.
. Ракитина М.Ю. Работник уходит в отпуск: как рассчитать ЕСН//
Российский налоговый курьер, 2009, №09.
. Разгулин С.В. Порядок уплаты ЕСН организациями // Финансы, 2009, №11.
. Черник Д.Г. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 2009.
. Шаталов С.Д. Единый социальный налог (взнос). - М.: МЦФЭР, 2009.
. Щукина А.С. Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов// Бухгалтерский учет, 2009, №24.