Сущность и значение бухгалтерского баланса как основного финансового документа

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и значение бухгалтерского баланса как основного финансового документа

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИ Иркутский Государственный Технический Университет

Институт Экономики, управления и права

Кафедра «Финансы и кредит»









Курсовая работа

по дисциплине: «Бухгалтерский учет»

на тему: «Сущность и значение бухгалтерского баланса как основного финансового документа»


Выполнила: ст.гр. ЭУП-08-1

Орхокова В.

Проверила: Таюрская О.В.



Иркутск, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского баланса

1.1    Понятие и сущность бухгалтерского баланса

.2      Функции бухгалтерского баланса

.3      Классификация бухгалтерских балансов

.4      Требования к составлению бухгалтерского баланса

Глава 2. Бухгалтерский баланс ОАО "Преобразователь"

2.1 Характеристика предприятия

.2 Документальное оформление бухгалтерского баланса

.3 Анализ основных показателей деятельности ОАО "Преобразователь"

.4 Вероятность банкротства по двухфакторной модели Альтмана

Глава 3. Значение учетной политики в формировании бухгалтерского баланса фирмы

3.1 Учетная политика организации

.2 Аудит соблюдения учетной политики

Глава 4. Финансовый результат предприятия

4.1 Сущность финансового результата

.2 Основные пути улучшения финансовых результатов

4.3 Основные проблемы бухгалтерского учета и отчетности и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

бухгалтерский баланс учетный аудит

Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой отчетности организации, так как он наиболее полно характеризует ее финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое числомесяца. Если у предприятия есть филиалы, все они независимо от реализовано регионаих функционирования, применяют избранные головным предприятием способы введения учета и отчетности. В любой форме баланса принципы предоставления информации об использовании средств, предприятия значительно изменены. В настоящее время данные баланса информируют собственника (орган, уполномоченный управлять государственным имуществом; учредителя или участника) или любое заинтересованное юридическое лицо и акционеров о платёжеспособности, ликвидности и прибыльности предприятия, об изменении структуры источников средств, об изменении или приросте оборотного капитала т. д. А это позволяет своевременно принять необходимые меры для улучшения финансового состояния предприятия. В современных условиях хозяйствования с переходом на единый международный бухгалтерский учёт, всем самостоятельным предприятиям и организациям предоставляется право осуществлять собственную бухгалтерскую политику. По международной системе оценки критериев полезной информации к бухгалтерскому учёту предоставляются требования достоверности информации (правдивость, возможность выбора конкретной информации), уместность информации (своевременность, значимость, ценность для прогнозирования), сопоставляемость (возможность сравнения во времени), понятность.

Целью настоящей курсовой работы является отражение места, важности и значения бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

.1 Понятие и сущность бухгалтерского баланса

Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.

Центральной формой бухгалтерского учета является баланс. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения. Бухгалтерский учет и отчетность, действующие в Российской Федерации строятся на тех же принципах, которые положены в основу международных стандартов финансовой отчетности. Если бухгалтерский учет сейчас называют «международным языком бизнеса», то и принципы, правила составления форм отчетности должны отвечать требованиям времени. Надо признать, что методология бухгалтерского учета и отчетности, директивно предписываемая организациям сегодня, только частично отвечает требованиям мировой практики.

Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.

Вся существенная информация должна быть раскрыта таким образом, чтобы финансовые отчеты были ясными, понятными для пользователей. Бухгалтерский баланс - это отчет об активах и обязательствах предприятия, стоимость которых выражена в денежных единицах; он показывает активы (средства предприятия) и обязательства (источники их финансирования); показатели являются оценками, а не фактами в строго научном смысле. Обязательства показывают, какие деньги получены предприятием и откуда. Активы отражают то, как предприятие использовало полученные им деньги. Общая сумма активов должна всегда равняться общей сумме обязательств перед кредиторами и акционерами. В любом бухгалтерском балансе следует указать название предприятия и дату, к которой относятся показатели.

Бухгалтерский баланс - это один из финансовых отчетов компании, который должен дополняться:

а) отчетом о прибылях и убытках;

б) отчетом об источниках и использовании фондов (отчетом о движении денежных средств);

в) примечаниями к финансовой отчетности;

г) заключением внешнего аудитора.

Бухгалтерский баланс может выглядеть довольно сложным, но в сущности это просто отчет о предприятии. Большая часть предприятий готовит отчетность через регулярные промежутки времени, отражая в ней то, чем они владеют и что должны. Бухгалтерский баланс - это отчет о том, что предприятие имеет и что должно на конкретную дату.

Имущество, которым владеет предприятие, называется активами. Различные суммы денег, которые предприятие должно, называются обязательствами. Здания и производственное оборудование - это активы.

Активы включают землю, здания, производственное оборудование, транспортные средства, приспособления и приборы и все остальное чем владеет предприятие и что может быть оценено в денежном выражении.

Запасы сырья (готовой продукции) - это имущество, которое принадлежит предприятию и может быть оценено в денежном выражении и классифицируется как активы. Теперь для приобретения активов предприятию надлежит получить деньги из различных источников, например, оно может взять заем у финансовой компании или в банке. Затем предприятие будет должно эти деньги. Деньги, которые предприятие задолжало, называются обязательствами.

Наряду с банковскими и другими ссудами, многие компании получают крупные суммы денег (для них необходимые) от своих акционеров. Акционеры компании, как правило, подписываются на акции или предоставляют в пользование деньги на срок деятельности компании. Эти деньги - акционерный капитал, их получают по подписке на срок деятельности компании; их вернут акционерам только в случае ликвидации компании. Таким образом, компания должна деньги акционерам. Деньги, полученные по подписке, являются задолженностью акционерам и, следовательно, частью обязательств компании. Бухгалтерские балансы могут составляться различными способами, но, независимо от этого, они всегда отражают активы и обязательства данной компании. Название "бухгалтерский баланс" происходит от того, что общая сумма активов всегда равна общей сумме обязательств . Другими словами они уравновешивают друг друга. Давайте подумаем, почему общая сумма активов и общая сумма обязательств уравновешивают одна другую. Снова взгляните на бухгалтерский баланс "Handicrafts Ltd". Банк, финансовая компания и акционеры предоставили деньги компании. Другими словами обязательства в бухгалтерском балансе показывают, что деньги поступили в компанию из разных источников. Итак, компания получает деньги с целью их использования, например, для закупки сырья. Мы можем узнать, как компания использовала свои деньги, взглянув на активы в бухгалтерском балансе. Обязательства показывают, откуда деньги были предоставлены компании, а активы показывают, как эти деньги использовались. Общая сумма активов будет равна общей сумме обязательств потому, что обязательства показывают деньги, имевшиеся в наличии у компании, а активы показывают то, как они используются. Если Вы рассматриваете бухгалтерский баланс с целью оценки текущего положения конкретного предприятия, то, очевидно, необходимо прежде всего убедиться в наличии у Вас бухгалтерского баланса именно этого предприятия. Вы также захотите знать, изучаете ли Вы самый последний бухгалтерский баланс. Поэтому прежде всего в бухгалтерском балансе следует искать название предприятия и дату баланса. Бухгалтерские балансы могут составляться по-разному. Но, как бы они ни различались в деталях, они всегда должны содержать две основные группы показателей: активы и обязательства. Прежде чем закончить этот раздел, важно отметить, что многие факторы, влияющие на положение предприятия, не могут быть представлены в стоимостном выражении. Если компания располагает отлично обученной и стабильной рабочей силой или происходят какие-то крупные политические перемены, то эти и им подобные факторы не отражаются в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс должен быть связан с другими финансовыми отчетами, такими, как отчет о прибылях и убытках, отчет об источниках и использовании фондов, примечания к финансовой отчетности и заключение аудитора. Если мы не можем найти необходимую нам информацию в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об источниках и использовании фондов или заключении аудитора, то последним местом поиска будут примечания к финансовой отчетности.

В балансе должны быть указаны наименование юридического лица, место нахождения, отчетная дата и отчетный период. Также должны быть приведены: краткое описание вида деятельности предприятия, его юридическая форма и единица измерения, в которой представлены все финансовые отчеты. Также должны быть приведены соответствующие данные за предыдущий год.

Баланс составляется в валюте Российской Федерации; единицы измерения - тысяч рублей.

Бухгалтерский баланс составляется на основании остатков по счетам, показанным в Главной книге.

Баланс состоит из двух частей: актива и пассива, в которых соответственно отражаются активы, собственный капитал и обязательства. Активы и обязательства классифицируются как долгосрочные и текущие.

Определение в балансе текущих активов и обязательств и раскрытие их итоговых сумм представляет информацию, помогающую пользователям финансовой отчетности в анализе финансового положения юридического лица.

По данным баланса осуществляется анализ финансового положения предприятия.

Система показателей отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета. Тем самым обеспечивается возможность разностороннего отражения в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию.

Данные бухгалтерской отчетности используются для различных целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности.

Бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

.2 Функции бухгалтерского баланса

Самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица. Количественная характеристика имущественной массы собственника (сумма собственного и заемного капитала), отраженная в бухгалтерском балансе, служит основным источником информации для обширного круга пользователей.

По балансу определяют конечный финансовый результат работы организации. В нем сопоставляют имущество, права и обязательства. При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства погашаются взаимно. Если оно больше долгов, имеется превышение прав над обязанностями, получившее название чистых активов. Если имущество меньше долгов, то имеется дефицит.

С помощью этой формы отчетности строится финансовое планирование, на ее основе оцениваются коммерческие риски, определяются способности руководителей предприятия сохранять и приумножать имущество этого предприятия, координировать деятельность хозяйств. Функции, выполняемые балансом очень разнообразны, а его свойства обусловили такое отношение к нему пользователей, которым сегодня не может располагать ни одна другая форма отчетности. Все это дает право на фразу, которая очень точно характеризует взаимоотношения баланса и пользователей: «баланс есть зерно предприятия».

Итак, бухгалтерский баланс выполняет следующие основные функции в системе управления хозяйствующего субъекта:

·        экономико-правовую - наличие самостоятельного бухгалтерского баланса является одним из признаков юридического лица;

·        дает информацию руководителям, собственникам и акционерам о его имущественном состоянии (количественных и качественных характеристиках запаса материальных средств в распоряжении хозяйствующего субъекта);

·        показывает степень предпринимательского риска (возможности хозяйствующего субъекта по выполнению своих обязательств перед третьими лицами);

·        определяет конечный финансовый результат как наращение собственного капитала.

.3 Классификация бухгалтерских балансов

Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Для более четкого представления видов балансов необходимо изучить их классификацию.

Признаки классификации бухгалтерских балансов:

·        время составления;

·        источник составления;

·        объем информации;

·        характер деятельности;

·        форма собственности;

·        объект отражения;

·        способ очистки.

1. По времени составления различают: вступительные, текущие, ликвидационные,разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный - на конец отчетного года. Отсюда следует, что заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года, т.е. эти балансы, по сути, заключительные. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса с отражением её результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).

Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или при передаче одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

2. По источникам составления балансы подразделяются на: инвентарные, книжные, генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств. Они представляют собой сокращённый и упрощённый его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы.

Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета), без предварительной проверки их путем инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланса.

3. По объему информации балансы подразделяются на: единичные, сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.

Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчёта общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных организаций, а графа "Всего" отражает общее состояние средств всех организаций в целом.

4. По характеру деятельности балансы могут быть: основной деятельности, неосновной деятельности.

Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организаций - неосновные. Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются на балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся неосновной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.

5. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.

6. По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства и т.д.).

7. По способу "очистки" могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи.

Баланс-нетто - это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его "очисткой".

 

.4 Требования к составлению бухгалтерского баланса


Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы. Каждая строка таблицы (балансовый счёт) представляет собой наименование объекта бухгалтерского учёта и его стоимость на момент составления баланса. Основными составляющими бухгалтерского баланса являются активы (левая сторона таблицы), обязательства и капитал (правая сторона таблицы). В экономической литературе даётся следующие определения этих понятий:

1.      активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем.

2.      обязательства - существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления ее хозяйственной деятельности и расчёты по которой могут привести к оттоку активов.

.        капитал - вложения собственников и прибыль, накопленная за всё время деятельности организации.

Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчётности составляется, как правило, на отчётную дату (конец календарного месяца <#"653308.files/image001.gif">

Анализ данной структуры показывает следующие преимущества:

высокий уровень компетентности специалистов и их квалификацию,

данная форма эффективна для выполнения отработанных планов и действует при стабильной деятельности предприятия,

позволяет легко управлять подчиненными.

К числу слабостей можно отнести:

неэффективность в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и эффективная передача снизу вверх,

решения принимаются на верхнем уровне, вследствие чего теряется оперативность,

слабая координация действий функциональных подразделений,

система продвижения и вознаграждения базируется на способности специалиста выполнять задачи внутри функционального подразделения, а не вкладом в конечный результат.

Таблица 1. Основные экономические показатели за 2008-2010гг деятельности ОАО «Преобразователь».

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

Выручка (тыс. руб.)

10664

11626

36543

Себестоимость (тыс. руб.)

9654

10568

28045

Валовая прибыль (тыс. руб.)

1010

1058

8498

Налог на прибыль (тыс. руб.)

202

211,6

1699,6

Чистая прибыль (тыс. руб.)

808

846,4

6798,4


Динамика выручки 2008-2010гг.



Вывод: исходя из данного графика можно сделать вывод, что у данной мебельной фабрики наблюдается повышение выручки за рассматриваемые года, что говорит об увеличении оборота продукции организации и ее дальнейшем процветании.

Динамика себестоимости 2008-2010гг.


Вывод: данный график показывает увеличение себестоимости. Это означает, что текущие затраты на производство и реализацию продукции с каждым годом увеличивается.

Динамика валовой прибыли 2008-2010гг.


Вывод: очевидна общая тенденция валовой прибыли к росту за три года.

Динамика налога на прибыль 2008-2010гг.


Вывод: налог на прибыль с каждым годом повышается, т.к. он исчисляется в размере 20% от прибыли, а прибыль с каждым годом также растет.

Динамика чистой прибыли 2008-2010гг.


Вывод: на графике видно, что чистая прибыль увеличивается, т.к. повышается валовая прибыль. Это показывает, что данная фабрика находится в благоприятных условиях и прибыльность ее растет.

Исходя из данных экономических показателей и их динамики, а также графиков можно сделать общий вывод того, что данное предприятие является развивающейся компанией. Осуществляемая им деятельность приносит прибыль, которая возрастает на протяжении рассматриваемого периода. Все это говорит о том, что организация имеет твердую позицию на рынке.

.2 Документальное оформление бухгалтерского баланса

Бухгалтерский документ - это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации (перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и др.). Следовательно, документ - это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.

Система показателей отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета. Тем самым обеспечивается возможность разностороннего отражения в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Как известно, формирование отчетности на предприятии необходимо и для внутреннего управления, и для предприятия внешним пользователям с целью принятия обоснованных выводов и решений.

Как показывает практика последних лет, сводиться к тому, что на место чисто процедурных учетно-экономических задач, связанные с обеспечением потребностей пользователей, это - налоговая инспекция, кредиторы организации, его собственники, акционеры, банки и др., которые имеют разные и подчас противоречивые и, как правило, несовпадающие цели. И вследствие того, что разные группы лиц подходят к оценке тех или иных учетных объектов неодинаково, неизбежна множественность методологических приемов определения результатов хозяйственной деятельности. В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль и поэтому в центре внимания специалистов находится выбор (обсуждение) процедуры ее исчисления. В зависимости от выбранных методов ее формирования меняется и величина налогов, и суммы дивидендов, и заработная плата. С изменением условий хозяйствования происходят, и изменения в составе и содержания форм отчетности, которые в большой степени стали соответствовать требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в РФ включает следующие формы:

·        Бухгалтерский баланс - форма №1(баланс представлен в приложении 1)

·        отчет о прибылях и убытках - форма №2(отчет представлен в приложении 2)

·        отчет о движение капитала - форма №3 (приложение 3)

·        отчет о движение денежных средств - форма № 4 (приложение 4)

·        приложение к бухгалтерскому анализу - форма №5(приложение 5).

.3 Анализ основных показателей деятельности

 

Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения. Этот показатель показывает, сколько прибыли приходится на рубль, затраченный на производство и реализацию продукции.

Рпр2009=1058 /10568*100%= 10,01 %

Рпр2010= 8498/28045*100%=30,3%

Исходя из данных расчетов, можно сказать, что предприятие имело 10,01 рубля прибыли с рубля продаж в 2009г. и 30,3 рубля прибыли с рубля продаж в 2010г.

Коэффициент автономии.

Коэффициент автономии показывает долю активов предприятия, которые обеспечиваются собственными средствами. Чем выше значение коэффициента, тем более предприятие финансово устойчиво и тем менее зависимо от сторонних кредитов.

Кав= собственные средства/ совокупные активы.

Кав2009=15768/19797=0,79

Кав2010=17820/17039= 1,04

Это означает, что концентрация СК в общей сумме имущества предприятия составляет 79% в 2009г и 104% в 2010г.С точки зрения инвесторов и кредиторов чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиций вложенных в предприятие и предоставленных ему кредитов. Значение коэффициента уселичилосьза год, предприятие финансово устойчиво.

.4 Вероятность банкротства по двухфакторной модели Альтмана

Двухфакторная модель Альтмана - это одна из самых простых и наглядных методик прогнозирования вероятности банкротства, при использовании которой необходимо рассчитать влияние только двух показателей это: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах. Формула модели Альтмана принимает вид:

= -0,3877 - 1,0736 * Ктл + 0,579 * (ЗК/П)

где Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

ЗК - заемный капитал;

П - пассивы.

Ктл= оборот.активы / краткосрочные пассивы

Ктл2009= 15768/30795= 0,51

Ктл2010= 17820/27692= 0,64

ЗК/П2009= 31166/38341= 0,81286

ЗК/П2010= 27692/34859= 0,7944

Z2009=-0,3877 - 1,0736 * 0,51+ 0,579 * 0,81286=-0,13514854218

Z2010= -0,3877 - 1,0736 * 1,0932 + 0,579 * 0,7286=-0,742074116376

Проведя данные вычисления и получив отрицательные значения Z, можно сделать вывод, что банкротство Мебельной Фабрике ООО «Мега» не грозит, т.к. если Z<1, то банкротство по данной модели для предприятия очень мала.

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ФИРМЫ

.1 Учетная политика организации

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово - хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план.

Эффективная и рациональная организация бухгалтерского учета на предприятии начинается с разработки его учетной политики, которая предусматривает выбор комплекса методических приемов, способов и процедур организации и ведения бухгалтерского учета предприятием из числа общепринятых в государстве.

Учетная политика - один из важных вопросов организации бухгалтерского учета, правильное оформление которого способствует достоверному определению финансового результата и требует правильного оформления, полного раскрытия в финансовой отчетности.

Разрабатывая методы и принципы учетной политики, предприятия должны учитывать ее влияние на суммы признанных расходов или доходов, финансовые результаты. Как правило, учетная политика, сформированная предприятием, уточняет моменты признания расходов и способствует представлению достоверной финансовой информации.

Последствия принятия учетной политики очень важны для внутренней жизни организации и, следовательно, учетная политика является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Учетная политика предоставляет возможность законного способа корректировки финансового результата и налогооблагаемой прибыли.

Поскольку предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику, ее эффективность целиком зависит от руководства компании. Ключевую роль в оптимизации этого процесса играет документ, который в отечественной практике принято называть приказом об учетной политике. Трактовка понятия «учетная политика» в законодательстве предусматривает, что предприятие до начала отчетного периода выбирает в пределах, установленных стандартами или другими нормативными документами, определенные методы, методики, способы оценки, формы организации учета, которые используются им для ведения текущего учета и составления финансовой отчетности. С одной стороны это обеспечивает однозначность толкования показателей финансовой отчетности, а с другой - создает условия для осуществления финансового менеджмента.

Учетная политика может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект - это учетная политика государства в отношении предприятия. При этом законодательно регулируются и устанавливаются нормативными актами такие составляющие, как принципы отчетности, её формы, критерии признания отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов, содержание статей отчетности и др. Второй аспект - это именно «учетная политика предприятия».

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

Основной задачей учетной политики является раскрытие способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика предприятия должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам. По соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования - это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики - максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

.2 Аудит соблюдения учетной политики

Для составления финансовой отчетности в соответствии с действующими нормативными актами и предоставление заинтересованным ее пользователям, руководство предприятия формирует учетную политику: выбирает принципы, методы и процедуры учета таким образом, чтобы достоверно отобразить финансовое состояние и результаты деятельности предприятия и обеспечить сопоставимость показателей финансовых отчетов.

Вопросы формирования и организации учетной политики предприятий нашли отражение в трудах многих украинских и зарубежных ученых, таких как: Н.Т. Белуха, Ф.Ф. Бутинец, А.Г. Загородний, Г.Г. Кирейцев, Г.А. Партин, А.А. Пилипенко, Н.С. Пушкарь, В.Ф. Палий, Л.П. Хабаров.

Однако на сегодняшний день ученые недостаточно внимания уделили такому вопросу как проведение аудита соблюдения учетной политики. Поэтому данная проблема до сих пор остается актуальной и требует дальнейшего исследования.

Содержание учетной политики оформляется специальным приказом или распоряжением об учетной политике, который утверждается руководителем предприятия. Но на практике предприятия могут часто не соблюдать положения, утвержденные в вышеупомянутом приказе с целью фальсификации финансовой отчетности для предоставления неправдивых данных внешним пользователям, поскольку учетная политика, в зависимости от установленных ею методов оценки активов и обязательств, может повлиять на финансовый результат. Наглядным примером такого влияния является применение разных методов амортизации основных средств. Например, при применении метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости расходы предприятия в течение первых лет эксплуатации объектов основных средств будут больше, чем при применении прямолинейного метода начисления амортизации. Поэтому для предотвращения такой ситуации надо проводить аудит соблюдения учетной политики.

Изучение аудитором сопоставимости финансовых данных хозяйствующего субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципу неизменности методологии отражения в учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества. Поэтому ознакомление с деятельностью предприятия аудитор начинает именно с изучения учетной политики. Это позволит быстро определить особенности учета предприятия, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности и финансового состояния предприятия.

Цель аудита соблюдения учетной политики предприятия - установление ее соответствия действующим нормативным и законодательным актам, а также характера и масштаба деятельности предприятия. При этом объектом изучения являются документы предприятия, которые определяют вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Задачами аудита соблюдения учетной политики являются следующие:

.        установить наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики предприятия;

.        определить соответствие принятой учетной политики требованиям законодательства и Положениям (стандартам) бухгалтерского учета;

.        изучить соблюдение при разработке приказа об учетной политике предположений и требований, установленных нормативными документами;

.        исследовать полноту раскрытия выбранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

.        проанализировать и оценить элементы учетной политики.

При исследовании состояния организации учетной политики аудитор должен выяснить следующие вопросы: соблюдается ли порядок оформления приказа об учетной политике, имеются ли на предприятии необходимые внутренние документы, положения, инструкции, которые утверждаются одновременно с учетной политикой; является ли учет действенным, оперативным, используются ли учетные данные для непосредственной и скорой помощи руководству, административно-управленческому и инженерно-техническому персоналу в решении задач, поставленных перед ним; как организована учетная работа на предприятии: установлен ли жесткий график, предусматривающий сроки выполнения всего комплекса учетных работ не только работниками бухгалтерии, но и учетно-обязанными лицами. какие формы документации применяются на предприятии, как используются типовые формы первичного учета, не производит ли предприятие специальных форм при возможности и целесообразности применения типичных. обеспечено ли на предприятии единство и сопоставимость учетных и плановых показателей, а также соблюдение однообразия в методах их расчета, необходимого для контроля выполнения плана.

Итак, умелое проведение аудита учетной политики и предоставление квалифицированных рекомендаций руководству по правильной организации бухгалтерского учета на предприятии позволит предотвратить в будущем недоразумения со стороны руководства и пользователей финансовой отчетности.

ГЛАВА 4.ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПРЯТИЯ

.1 Сущность финансового результата фирмы

Финансовые результаты - это итоги хозяйственной деятельности компании и ее подразделений, выраженные в виде финансовых показателей, таких, как прибыль (убытки) и рентабельность.

Различные стороны производства, бытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. Важнейшими из них, по мнению Шеремета А.Д. являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития организации, характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями.

Савицкая Г.В. пишет, что получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.

.2 Основные пути улучшения финансовых результатов

Учитывая нестабильность макроэкономической ситуации в условиях нарастающего финансово-экономического кризиса и экстренные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по исключению негативных последствий банковского кризиса для реального сектора экономики страны, в ведомственной целевой программе "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" рассмотрены возможные сценарии развития промышленного производства.

Первый вариант базируется на стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, в которой в качестве основного выбран инновационно-активный сценарий, предлагающий высокую интенсивность структурных сдвигов и рост инновационной активности в промышленном секторе Алтайского края. Факторами, обеспечивающими успешную реализацию данного сценария, являются системные меры, направленные на динамичное развитие высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе. Это требует создания в приоритетных отраслях промышленного производства, в частности, в машиностроении, фармацевтической и пищевой промышленности, строительной индустрии новой технологической базы, позволяющей обеспечить устойчивый рост производительности труда и развитие конкурентоспособных интегрированных производств. Указанные действия в числе прочих декларируются Правительством в качестве неотложных мер по стабилизации реальной экономики страны с целью ее возврата к докризисному состоянию.

Второй вариант - инерционный сценарий основывается на том, что мировой финансовый кризис и последующая рецессия российской экономики окажут негативное влияние на состояние и перспективы развития промышленных предприятий Алтайского края. Спрос внутреннего рынка на промышленную продукцию производственного назначения падает, что определяет необходимость снижения объемов производства и, как следствие, ведет к ухудшению финансово-экономических показателей, сокращению рабочих мест. Увеличивается число фактов взаимных неплатежей поставщиков сырья и комплектующих, производителей и потребителей промышленной продукции, обостряя финансовое положение предприятий. Кредитование банками промышленных предприятий либо предлагается под крайне высокие (25 - 30%) процентные ставки, либо под различными предлогами не осуществляется вовсе.

Прогноз динамики промышленного производства основан на выполнении прироста валового внутреннего продукта на уровне 6,4% в условиях финансового кризиса на период до 2012 года.

В 2011 - 2012 годах планируется возврат к инновационно-активному сценарию развития со среднегодовым темпом роста 106,6% и продолжение реализации инновационных проектов предприятий.

Основные проблемы, препятствующие развитию промышленного производства и требующие решения:

низкие темпы модернизации и обновления производственного аппарата большинства промышленных предприятий в условиях обостряющейся конкуренции, что ведет к потере конкурентоспособности уже в среднесрочной перспективе;

недостаточная инвестиционная и инновационная активность предприятий - объем долгосрочных инвестиций не обеспечивает необходимого уровня модернизации, обновления основных производственных фондов и выхода на рынки с конкурентоспособной продукцией;

использование производственных мощностей остается неудовлетворительным - 32% крупных и средних промышленных предприятий преимущественно машиностроения, химической и нефтехимической отраслей имеют коэффициент использования мощностей ниже 50%;

острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, потеря привлекательности и престижности работы на промышленных предприятиях, что объясняется несовершенством применяемых механизмов мотивации, отсутствием адаптированной системы подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях и на самих предприятиях.

Исходя из выше перечисленных проблем и опираясь на мнения таких учёных как В.Р. Банк, В.В. Ковалев, Е.А.Татарников, Е.С. Стоянова, И.М. Карасаева, А.Д. Шеремет, Е.А. Астахова и др. можно выявить основные пути улучшения финансовых результатов деятельности промышленного.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

Астахова Е.А. считает, что увеличение объема производства и продаж обеспечивает увеличение денежных средств, получаемых от реализации продукции, т.е. увеличение абсолютно ликвидных активов, а значит и самой ликвидности. С этой целью необходимо выделить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, провести анализ цены и объема реализуемой продукции для определения наиболее разумного компромисса, который поможет предприятию, несмотря на снижение объемов продаж, увеличить поступление дополнительных денежных средств за счет увеличения цены, торговых наценок или объемов продаж.

Улучшение качества выпускаемой продукции, по мнению Татарникова Е.А., одно из решающих условий повышения ее конкурентоспособности на рынке и роста эффективности производства. Не случайно в промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы управления качеством выпускаемой продукции.

Направление «Оптимизация и уменьшение затрат» включает в себя: снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; снижение непроизводственных расходов.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Как пишет Банк В.Р., значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

По мнению Ковалева В.В., получение дополнительных денежных средств от использования основных фондов должно осуществляться через продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду. Имущество, которое не удалось сдать в аренду или реализовать, необходимо законсервировать, составить акт о консервации и представить его в налоговую инспекцию, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы.

Взыскание задолженностей с целью ускорения оборачиваемости денежных средств подразумевает снижение дебиторской задолженности. Возврат задолженностей клиентами может стимулироваться путем предоставления специальных скидок. Необходимо также создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с ними как с деловыми партнерами. Общая зависимость от клиента будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Можно установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с ним, потребностями фирмы в денежных средствах и оценкой финансового положения конкретного клиента. Наблюдение за клиентами и изменение их статуса целесообразно возложить на менеджеров по продажам, а оплату их труда привязать к реальному поступлению денежных средств от клиентов, с которыми они работают. Наконец, в некоторых случаях можно попытаться продать банку, обслуживающему фирму, ее дебиторскую задолженность.

Оптимизация управления кредиторской задолженностью подразумевает получение различных уступок со стороны кредиторов, к примеру, сокращение суммы задолженности или уменьшение процентной ставки по кредиту в обмен на различные активы. Также необходимо разграничение выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств, которое предполагает ранжирование поставщиков в зависимости от степени их важности. Критически важные поставщики должны быть в центре внимания; целесообразно интенсифицировать контакты с ними, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству.

Астахова Е.А. в своей статье «Основные направления улучшения финансового состояния предприятия» отмечает такое направление как: «Изменение структуры долговых обязательств», которое предполагает подробный анализ данных обязательств и возможные варианты их погашения с целью повышения ликвидности в будущем. В случае невозможности погашения данных обязательств рассматриваются варианты изменения структуры (перевод долгосрочных обязательств в краткосрочные или наоборот).

Внедрение инноваций за счет дополнительного инвестирования, данное мероприятие направлено на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, что влечет за собой увеличение объема продаж, и как следствие - увеличение экономических выгод.

Для преодоления последствий кризиса в процессе реализации финансовой деятельности организации большое внимание должно уделяться направлениям улучшения финансовых результатов организации, а именно, увеличению прибыли и повышению рентабельности.

Реализация вышеперечисленных направлений позволит улучшить финансовые результаты промышленных предприятий.

.3 Основные проблемы бухгалтерского учета и отчетности и пути их решения

Нестабильное переходное состояние бухгалтерского учета в РФ, связанное с постепенным переходом к Международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, вызывает ряд трудностей у всех предприятий. Разделение налогового и бухгалтерского учета, разночтения в трактовке законодательных актов, нормативных документов и инструкций создаёт массу проблем в бухгалтерском учете малых и средних предприятий.

Отсутствие полноценно оптимизированных программных продуктов для бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях и не позволяет полностью автоматизировать учет в подобных организациях.

Анализируя нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета малого и среднего бизнеса, можно сформулировать задачи субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним можно отнести:

совершенствование законодательной и нормативной базы

унификация и упрощение учетных регистров

упрощение рабочего плана счетов

совершенствование документооборота и минимизация количества бухгалтерских документов (форм учета)

сокращение форм отчетности

упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся значительно информативными для государственных органов.

значительно упростить налогообложение, что позволит устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов.

Это есть основные задачи, которые являются наиболее актуальными в настоящее время.

Я считаю целесообразным разработать специфический план счетов и соответствующие формы отчетности для малых организаций. Факт того, что типовые формы отчетности не позволяют полноценно отразить информацию специфического характера, бесспорен. Именно поэтому исследуемая мной организация составляет все формы отчетности, в которых раскрываются все показатели деятельности. Исходя из специфики деятельности изучаемой организации, можно провести реформацию сдаваемых ею форм отчетности, например бухгалтерского баланса. В новом варианте баланса (приложение 8) я считаю целесообразным исключить строки, касающиеся каких-либо финансовых вложений (краткосрочных, т.к. организация не может распоряжаться полученной в конце года прибылью без разрешения учредителя общества. Кроме того, рекомендуется убрать строку 230 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты», поскольку дебиторскую задолженность составляют долги клиентов за груз. Организация не вправе выдать груз без оплаты, поэтому ежедневно клиент оповещается о том, что у него имеется задолженность перед организацией и лежит груз на складе. В том случае, если получатель в течение 2 месяцев не является, груз отправляется обратно отправителю. Транспортные затраты также оплачивает отправитель. Ситуации, что груз лежит на складе более 12 месяцев, не может произойти.

Заключение


Бухгалтерский баланс позволяет, с одной стороны, дать четкое представление о характере поставщиков финансовых ресурсов организации (капитал и обязательства) и условиях их вовлечения в деловой оборот организации (сроки, процентные ставки, обеспечения); с другой стороны, о направлении и характере вложений представляемого капитала в экономические ресурсы общества.

Для принятия управленческого решения необходимо иметь не только бухгалтерские данные о финансово-хозяйственной деятельности организации, но и их сравнительные характеристики в динамике времени. Для планирования стратегии или составления прогноза необходимо иметь четкие представления о том, как, почему и при воздействии каких факторов изменяется тот или иной финансовый и экономический показатель. Для того чтобы располагать такими сведениями, необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности на перспективу в каждой организации. Главным источником информации, прежде всего, для внешних пользователей является баланс организации, который наиболее доступен.

Таким образом, значение бухгалтерского баланса очень велико, дополнением к бухгалтерскому балансу является отчет, то есть совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоим в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс - стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.

Основной тенденцией развития бухгалтерского баланса в России было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс - упрощение структуры бухгалтерского баланса.

Активы предприятия участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На все эти вопросы и дает ответ бухгалтерский баланс.

Список использованной литературы


1.  Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г.№ 129-ФЗ.

2.      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.98 № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).

.        План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

.        «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. № 67н.

.        Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60н.

.        Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

.        Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - М.: Экспертное бюро М,2006.-351с.

8.      Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. -М.: ИНФРА-М:338 ФОРУМ,2007. - 304 с.

9.      Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005.- 256 с.

10.    Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2006.-640 с.

.        Новое в составлении годовой отчетности//Главбух, 2004. - № 1. - с.22.

Приложение №1. Бухгалтерский баланс

АКТИВ

2008

2009

2010

1

2

3

4

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

-

-

-

Основные средства

18923

17964

15210

Незавершенное строительство

1604

1662

1686

Доходные вложения в материальные ценности

-

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

-

-

-

Отложенные налоговые активы

189

171

143

Прочие внеоборотные активы

-

-

-

 Итого по разделу I

20716

19797

17039

II. Оборотные активы

Запасы

8967

7959

5632

 в том числе:  сырье, материалы и другие аналогичные ценности

8978

7883

5552

животные на выращивании и откорме

-

-

-

затраты в незавершенном производстве

-

-

готовая продукция и товары для перепродажи

-

-

-

товары отгруженные

-

-

-

расходы будущих периодов

55

76

80

прочие запасы и затраты

-

-

-

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

226

226

227

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

 в том числе: покупатели и заказчики

-

-

-

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

6578

7464

9015

 в том числе: покупатели и заказчики

1867

1915

2598

Краткосрочные финансовые вложения

1

1

1

Денежные средства

34

62

2889

Прочие оборотные активы

56

56

56

 Итого по разделу II

26762

15768

17820

БАЛАНС

47478

35565

34859


ПАССИВ

2008

2009

2010

1

2

3

4

III. Капитал и резервы  Уставный капитал

34

34

34

Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

(-)

(-)

Добавочный капитал

5603

5603

5603

Резервный капитал

-

-

-

В том числе:  резервы, образованные в соответствии с законодательством

-

-

-

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

-

-

-

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1232

(1238)

1221

Целевое финансирование

-

-

-

 Итого по разделу III

6869

7175

6858

IV. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

300

371

309

Прочие долгосрочные обязательства

-

-

-

 Итого по разделу IV

300

371

309

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


11575

10614

Кредиторская задолженность

17455

19220

17078

 в том числе:   поставщики и подрядчики

11778

11429

1939

 задолженность перед персоналом организации

1256

1563

1081

 задолженность перед государственными внебюджетными фондами

256

569

1075

 задолженность по налогам и сборам

3756

4531

7286

 прочие кредиторы

1134

1128

5697

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

-

-

-

Доходы будущих периодов

-

-

-

Резервы предстоящих расходов

-

-

-

Прочие краткосрочные обязательства

-

-

-

 ИТОГО по разделу V

35635

30795

27692

БАЛАНС

42804

38341

34859



Приложение №2. Отчёт о прибылях и убытках

показатель

2008

2009

2010

наименование




1

2

3

4

 Доходы и расходы по обычным видам деятельности  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10664

11626

36543

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

9654

(10568)

(28045)

Валовая прибыль

1010

1058

8498

Коммерческие расходы

-

(-)

-

Управленческие расходы

2000

(3999)

(7750)

Прибыль (убыток) от продаж

2356

(2941)

748

 Прочие доходы и расходы: Проценты к получению

-

-

-

Проценты к уплате

(-)

(-)

(-)

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

Прочие доходы

5677

13623

7227

Прочие расходы

(3543)

(7529)

(2924)

 Прибыль (убыток) до налогообложения

2756

3153

5051

Отложенные налоговые активы

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

-

-

(31)

Текущий налог на прибыль

(628)

(728)

(1457)

 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

19343

2426

3563

СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы)

78

97

276

Базовая прибыль (убыток) на акцию

-

-

-

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

-

-

-



Приложение 3. Отчет об изменениях капитала

за 20


г.

Коды

Форма № 3 по ОКУД

0710003

Дата (год, месяц, число)




Организация


по ОКПО


Идентификационный номер налогоплательщика ИНН


Вид деятельности


по ОКВЭД


Организационно-правовая форма/форма собственности






по ОКОПФ/ОКФС



Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)  по ОКЕИ

384/385

. Изменения капитала

Показатель

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная при- быль (непок рытый убыток)

итого

наименование

код






1

2

3

4

5

6

7

Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему







200


г.


х

х

х




(предыдущий год)








Изменения в учетной политике







Результат от переоценки объектов основных средств


х


х





х





Остаток на 1 января  предыдущего года







Результат от пересчета иностранных валют


х


х

х


Чистая прибыль


х

х

х



Дивиденды


х

х

х

()


Отчисления в резервный фонд


х

х


()


Увеличение величины капитала за счет: дополнительного выпуска акций



х

х

х


увеличения номинальной стоимости акций



х

х

х


реорганизации юридического лица



х

х










Уменьшение величины капитала за счет: уменьшения номинала акций


()

х

х

х

()

уменьшения количества акций


()

х

х

х

()

реорганизации юридического лица


()

х

х

()

()








Остаток на 31 декабря предыдущего года







200


г.


х

х




(отчетный год)








Изменения в учетной политике







Результат от переоценки объектов основных средств


х


х





х





Остаток на 1 января отчетного года

100






Результат от пересчета иностранных валют


х


х

х


Чистая прибыль


х

х

х



Дивиденды


х

х

х

()



Показатель

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная при- быль (непок рытый убыток)

итого

наименование

код






1

2

3

4

5

6

7

Отчисления в резервный фонд

110

х

х


()


Увеличение величины капитала за счет: дополнительного выпуска акций

121


х

х

х


увеличения номинальной стоимости акций

122


х

х

х


реорганизации юридического лица

123


х

х










Уменьшение величины капитала за счет: уменьшения номинала акций

131

()

х

х

х

()

уменьшения количества акций

132

()

х

х

х

()

реорганизации юридического лица

133

()

х

х

()

()

Остаток на 31 декабря отчетного года

140






. Резервы

Показатель

Остаток

Поступило

Использовано

Остаток

наименование

код





1

2

3

4

5

6

Резервы, образованные в соответствии с законодательством:




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()






()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами:




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


Оценочные резервы:




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


(наименование резерва) данные предыдущего года






данные отчетного года




()


1

2

3

4

5

6

 

Резервы предстоящих расходов:




()


 

(наименование резерва) данные предыдущего года






 

данные отчетного года




()


 

(наименование резерва) данные предыдущего года






 

данные отчетного года




()


 


Справки

Показатель

Остаток на начало отчетного года

Остаток на конец отчетного периода

наименование

код



1

2

3

4

1) Чистые активы

200





Из бюджета

Из внебюджетных фондов



за отчетный год

за предыду- щий год

за отчетный год

за предыду- щий год



3

4

5

6

2) Получено на: расходы по обычным видам деятельности - всего

210





в том числе:












капитальные вложения  во внеоборотные активы

220





в том числе:













Руководитель




Главный





(подпись)


(расшифровка подписи)

бухгалтер

(подпись)


(расшифровка подписи)



Приложение 4.

Отчет о движении денежных средств

за


20


г.

Коды

Форма № 4 по ОКУД

0710004

Дата (год, месяц, число)




Организация


по ОКПО


Идентификационный номер налогоплательщика ИНН


Вид деятельности


по ОКВЭД


Организационно-правовая форма/форма собственности






по ОКОПФ/ОКФС



Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)  по ОКЕИ

384/385


Показатель

За отчетный год

За аналогичный период преды дущего года

наименование

код



1

2

3

4

Остаток денежных средств на начало отчетного года




Движение денежных средств по текущей деятельности Средства, полученные от покупателей, заказчиков




Прочие доходы




Денежные средства, направленные:




на оплату приобретенных товаров, услуг, сырья и иных оборотных активов

150

()

()

на оплату труда

160

()

()

на выплату дивидендов, процентов

170

()

()

на расчеты по налогам и сборам

180

()

()



()

()



()

()

на прочие расходы


()

()

Чистые денежные средства от текущей деятельности




Движение денежных средств по инвестиционной деятельности Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов

210



Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений

220



Полученные дивиденды

230



Полученные проценты

240



Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям

250



Приобретение дочерних организаций

280

()

()

Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов

290

()

()

Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений

300

()

()

Займы, предоставленные другим организациям

310

()

()

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности

340




1

2

3

4

Движение денежных средств по финансовой деятельности Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг




Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями












Погашение займов и кредитов (без процентов)


()

()

Погашение обязательств по финансовой аренде


()

()



()

()



()

()

Чистые денежные средства от финансовой деятельности




Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов




Остаток денежных средств на конец отчетного периода




Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю





Руководитель




Главный





(подпись)


(расшифровка подписи)

бухгалтер

(подпись)


(расшифровка подписи)



Приложение 5. Приложение к бухгалтерскому балансу

за


20


г.

Коды

Форма № 5 по ОКУД

0710005

Дата (год, месяц, число)




Организация


по ОКПО


Идентификационный номер налогоплательщика ИНН


Вид деятельности


по ОКВЭД


Организационно-правовая форма/форма собственности






по ОКОПФ/ОКФС



Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)  по ОКЕИ

384/385


Нематериальные активы

Показатель

Наличие на начало отчетного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчетного периода

наименование

код





1

2

3

4

5

6

Объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности)

010



()


в тои числе: у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель

011



()


у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных

012



()


у правообладателя на топологии интегральных микросхем

013



()


у владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров

014



()


у патентообладателя на селекционные достижения

015



()


Организационные расходы

020



()


Деловая репутация организации

030



()






()


Прочие

040



()



Показатель

На начало отчетного года

На конец  отчетного периода

наименование

код



1

2

3

4

Амортизация нематериальных активов - всего

050



в том числе:

Показатель

Наличие на начало отчетного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчетного периода

наименование

код





1

2

3

4

5

6

Здания




()


Сооружения и передаточные устройства




()


Машины и оборудование




()


Транспортные средства




()


Производственный и хозяйственный инвентарь




()


Рабочий скот




()


Продуктивный скот




()


Многолетние насаждения




()


Другие виды основных средств




()


Земельные участки и объекты природопользования




()


Капитальные вложения на коренное улучшение земель




()


Итого




()



Показатель

На начало отчетного года

На конец  отчетного периода

наименование

код



1

2

3

4

Амортизация основных средств - всего

140



в том числе: зданий и сооружений




машин, оборудования, транспортных средств




других




Передано в аренду объектов основных средств - всего




в том числе: здания




сооружения




Переведено объектов основных средств на консервацию




Получено объектов основных средств в аренду - всего




в том числе:




Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации




СПРАВОЧНО.

код

На начало отчетного года

На начало предыдущего года


2

3

4

Результат от переоценки объектов основных средств:




первоначальной (восстановительной) стоимости

171



амортизации

172




код

На начало отчетного года

На конец отчетного периода


2

3

4

Изменение стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации





Доходные вложения в материальные ценности

Показатель

Наличие на начало отчетного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчетного периода

наименование

код





1

2

3

4

5

6

Имущество для передачи в лизинг




()


Имущество, предоставляемое по договору проката




()






()


Прочие




()


Итого




()



код

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

 

1

2

3

4

 

Амортизация доходных вложений в материальные ценности




 



Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Виды работ

Наличие на начало отчет- ного года

Поступило

Списано

Наличие на конец отчет- ного периода

наименование

код





1

2

3

4

5

6

Всего

310



()


в том числе:




()






()


СПРАВОЧНО.

код

На начало отчетного года

На конец отчетного года

 


2

3

4

 

Сумма расходов по незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам

320



 


код

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

 


2

3

4

 

Сумма не давших положительных результатов расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, отнесенных на прочие расходы




 


Расходы на освоение природных ресурсов

Показатель

Остаток на начало отчет- ного периода

Поступило

Списано

Остаток на конец отчет- ного периода

 

наименование

код





 

1

2

3

4

5

6

 

Расходы на освоение природных ресурсов - всего

410



()


 

в том числе:




()


 





()


 





()


 

СПРАВОЧНО. Сумма расходов по участкам недр, незаконченным поиском и оценкой месторождений, разведкой и (или) гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами

код

На начало отчетного года

На конец отчетного периода


2

3

4





Сумма расходов на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на прочие расходы как безрезультатные





Финансовые вложения

Показатель

Долгосрочные

Краткосрочные

наименование

код

на начало  отчетного года

на конец отчет- ного периода

на начало  отчетного года

на конец отчет- ного периода

1

2

3

4

5

6

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций - всего

510





в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ

511





Государственные и муниципальные ценные бумаги

515





Ценные бумаги других организаций - всего

520





в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя)

521





Предоставляемые займы

525





Депозитные вклады

530





Прочие

535





Итого

540





Из общей суммы финансовые вложения, имеющие текущую рыночную стоимость: Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций - всего

550





в том числе дочерних и зависи- мых хозяйственных обществ

551





Государственные и муниципальные ценные бумаги

555





Ценные бумаги других организаций - всего

560





в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя)

561





Прочие

565





Итого

570





СПРАВОЧНО. По финансовым вложениям, имеющим текущую рыночную стоимость, изменение стоимости в результате корректировки оценки

580





По долговым ценным бумагам разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью отнесена на финансовый результат отчетного периода

590






Дебиторская и кредиторская задолженность

Показатель

Остаток на начало отчетного года

Остаток на конец  отчетного периода

наименование

код



1

2

3

4

Дебиторская задолженность: краткосрочная - всего




в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками




авансы выданные




прочая




долгосрочная - всего




в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками




авансы выданные




прочая




Итого




Кредиторская задолженность: краткосрочная - всего




в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками




авансы полученные




расчеты по налогам и сборам




кредиты




займы




прочая




долгосрочная - всего




в том числе: кредиты




займы












Итого





Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)

Показатель

За отчетный год

За предыдущий год

наименование

код



1

2

3

4

Материальные затраты

710



Затраты на оплату труда

720



Отчисления на социальные нужды

730



Амортизация

740



Прочие затраты

750



Итого по элементам затрат

760



Изменение остатков (прирост [+], уменьшение [-]): незавершенного производства

765



расходов будущих периодов

766



резерв предстоящих расходов

767




Обеспечения

Показатель

Остаток на начало отчетного года

Остаток на конец  отчетного периода

наименование

код



1

2

3

4

Полученные - всего




в том числе: векселя




Имущество, находящееся в залоге




из него: объекты основных средств




ценные бумаги и иные финансовые вложения




прочее












Выданные - всего




в том числе: векселя




Имущество, переданное в залог




из него: объекты основных средств




ценные бумаги и иные финансовые вложения




прочее













Государственная помощь

Показатель

Отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код



1

2

3

4

Получено в отчетном году бюджетных средств - всего

910



в том числе:




Бюджетные кредиты - всего


на начало отчетного года

получено за отчетный период

возвращено за отчетный период

на конец отчетного периода


920





в том числе:



















Руководитель




Главный





(подпись)


(расшифровка подписи)

бухгалтер

(подпись)


(расшифровка подписи)


Похожие работы на - Сущность и значение бухгалтерского баланса как основного финансового документа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!