Анализ опыта исследований темперамента и характера в зарубежной психологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    399,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ опыта исследований темперамента и характера в зарубежной психологии

Введение


Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связанна как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с особенностями социального развития, с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Люди еще в те далекие времена наблюдали различия между собой - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и других динамических, индивидуально-устойчивых особенностей психической жизни, поведения и деятельности. Для определения такой человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным, существуют понятия «темперамент» и «характер». Вместе с тем мы заранее предполагаем, что в этой уникальности наблюдаются черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл [1], [2].

Исследованиями темперамента и характера занимались и занимаются зарубежные психологические школы. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и характера. В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации темпераментов и характера, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему психики человека, до сих пор данная проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует множество подходов к исследованию темперамента и характера и в настоящее время они продолжаются и не теряют своей актуальности [4].

В последнее время люди всё больше проявляют интерес к различным методикам исследования особенностей и способностей личности, а также поведения индивида в различных ситуациях. Такой повышенный интерес к данным исследованиям связан с необходимостью познания окружающих людей и самого себя, ведь знание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки людей. И речь идет вовсе не о каких-либо глобальных исследованиях с большим количеством лабораторных приборов, а о современных и доступных методах, которые не требуют особо больших затрат времени и специализированных инструментов для исследования - это всевозможные тестовые опросники, состоящие из простых, доступных для понимания обычным человеком, вопросов.

Цель данной курсовой работы - анализ опыта исследований темперамента и характера в зарубежной психологии в сопоставлении с данными проведенного исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. провести теоретический обзор зарубежных литературных источников по различным подходам исследования темперамента и характера;

.   протестировать студентов для диагностики личностных черт и типов темперамента;

3.      выявить преобладающий тип темперамента, поведенческие особенности, стили поведения каждого, отдельно взятого студента;

4. выявить характеристику индивидуально-психологического склада человека, соответствующую ориентацию личности на мир.

Исходя из этого, объектом исследования является темперамент и характер индивида, а предметом - характеристики и особенности темперамента и характера у отдельных студентов.

Гипотеза: гипотеза исследования заключается в предположении о том, что студенты, обучающиеся на факультете информатизации социальных систем, имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости, уравновешенность нервной системы.

Методы исследования: для исследования применялась методика Г. Айзенка Epi (1963).

Характеристика основной выборки исследуемых: выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу студентов Сибирского Федерального Университета, факультета информатизации социальных систем; количество человек - 20, из них: 16 - девушек и 4 - юноши, возраст -18-19 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы темперамента и характера в зарубежной психологии


.1 Общее понятие о темпераменте и характере

.1.1 Темперамент как индивидуальное свойство личности

Темперамент (лат. tempero - смешиваю) - индивидуально-своеобразные особенности человека, определяющие динамику его психических процессов и деятельности. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций [1].

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного и речедвигательного аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речи человека, его внешняя подвижность или сдержанность, говорливость. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим [3],[4].

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей [5].

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:

) Сензитивность - об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

) Реактивность - об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

) Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.

) Соотношение активности и реактивности - об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

) Пластичность и ригидность - об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

) Экстраверсия и интроверсия - об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от собственных образов, представлений и мыслей (интровертированность).

) Эмоциональная возбудимость - об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает [3].

Считается, что свойства темперамента определяются, в основном, свойствами нервной системы человека. Свойства темперамента биологически обусловлены и являются врожденными, включаясь в развитие характера, они претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей [3].

.1.2 Характер как совокупность устойчивых черт личности

В психологии понятие характер (от греч. charakter - «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [1]. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Таким образом, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического [6].

В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных свойств или черт. Любая черта есть некоторая устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Различные свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы, образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна. Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Второстепенные же могут и гармонировать и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера. Черты характера человека также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера [1],[4],[7].

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

. В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.)

. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).

Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека [8].

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Его образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков [1].

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей [9].

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств соответственно неповторимости каждой индивидуальности [10].

.2 Классификация темпераментов

Темперамент стал предметом внимания медиков и психологов раньше других психологических характеристик. В разное время в качестве основ темперамента выдвигались разные биологические подсистемы и сомато-физиологические свойства человеческого организма. Существует множество различных теорий объяснения природы темперамента. Вот некоторые из них: а) гуморальная - Гиппократ и Гален связывали темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма; б) конституционная - Э. Кречмер связывал темперамент с особенностями телосложения человека; в) регулятивная - Я. Стреляу рассматривал свойства темперамента с точки зрения адаптации индивида к окружающей среде.

.2.1 Гуморальная теория о темпераменте

Идея и учение о темпераментах в своих истоках восходит к работам древнегреческого врача Гиппократа (V в до н.э.). Он исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови - теплота, ее назначение - согревать организм. Свойство флегмы - холод, она должна охлаждать организм. Свойство желтой желчи - сухость, назначение - поддержание сухости в организме, «подсушивание его». Свойство черной желчи - сырость, ее назначение - поддерживать сырость, влагу в организме. На основе этого гуморального принципа он дал описание различных эмоциональных проявлений. В частности, по его представлениям, при душевном возбуждении одни люди склонны вести себя по маниакальному типу поведения, другие - по депрессивному.

Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (130- 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате « De temperamentum ». Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от герч. phlegma - слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь).

Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям и сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность и непостоянство.

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность.

Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.

Меланхолика можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он медлителен, ему трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность

Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными [12].

.2.2 Конституциональная теория о темпераменте

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Так, наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа (см. рис.1):

. Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [13].

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида [14].

1.2.3 Регулятивная теория о темпераменте

Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу была разработана на основе идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде. Согласно такой теории в структуре темперамента выделяются реактивность (величина ответных реакций человеческого организма на воздействие, чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции и включает в себя интенсивность и длительность поведенческих актов.

Рис. 1. Конституциональные типы по Э. Кречмеру

Стреляу выделяет несколько исходных постулатов регулятивной теории темперамента:

) существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);

) сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;

) темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и потому должны иметь генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Придерживаясь своей теории, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен.

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою собственную классификацию темпераментов, где темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл регулятивной теории темперамента [15].

.3 Классификация характера

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характера, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно, делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности) [4].

.3.1. Теория черт характера Г. Олпорта и Р. Кеттела

Разработанная Г. Олпортом и Р. Кеттелом теория черт, основана на положении о том, что люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных относительно независимых характерологических особенностей, т.е. черт характера.

Поиск таких осознаваемых особенностей поведения Гордон Олпорт начал с составления каталога всех слов, которые, так или иначе, характеризуют человека. Словарь терминов, имеющих отношение к личности и созданный к середине 30-х годов, составил 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Олпорта, 4504 черты). Пытаясь структурировать это огромное количество черт, он предложил уровневую классификацию черт. Согласно его представлениям, существует три уровня.

Первый уровень представляют кардинальные черты, которые определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека. Кардинальные черты определяют многие особенности личностной сферы, но встречаются они крайне редко и далеко не у всех людей.

Второй уровень - это центральные черты. Они определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у всех людей. Когда современная психология говорит о чертах, она имеет в виду черты именно этого уровня.

Третий уровень образуют вторичные черты, которые свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты свидетельствуют об уникальности каждого человека.

Для использования в практических целях такая классификация черт была явно непригодна: она оставляла неизменным список из четырех с половиной тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Но список черт, составленный Олпортом, можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств.

В начале 40-х годов Раймонд Кэттел отобрал из списка Олпорта те слова, которые характеризовали устойчивые черты и состояния. В итоге он получил 171 группу биполярных черт. Путем кластерного анализа (математического метода группировки показателей) он выделил 35 групп, включающих от 6 до 12 черт. Таким образом, четыре с половиной тысячи черт, отобранных Олпортом, были сведены к 35 группам. Эти группы черт и стали объектом последовательной экспериментальной проверки. В результате было выделено 12 факторов, т.е. все личностные особенности были сведены к 12 более общим показателям. Но, как считает Кэттел, не все особенности личности могут быть видны экспертам и оценены ими, поэтому он добавил такие общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек.

В целом получилось 16 общих черт личности (см. табл. 1).

Таблица 1 - 16 общих черт личности Кеттела

Фактор

Положительный полюс

Отрицательный полюс


Название

Основные черты

Название

Основные черты

А

Аффектотомия (Циклотемия)

Сердечность, доброта

Шизотимия

Обособленность, отчужденность

В

Высокий интеллект

Умный

Низкий интеллект

Глупый

С

Сила “Я”

Эмоциональная устойчивость

Слабость “Я”

Эмоциональная неустойчивость

Е

Доминантность

Настойчивость, напористость

Конформность

Покорность, зависимость

F

Энергичность

Беспечность

Отсутствие энергии

Озабоченность

G

Сила супер-эго

Совестливость

Слабость супер-эго

Низкое принятие групповых норм

H

Parmia

Тяга к приключениям, смелость

Threctia

Робость

I

Premsia

Мягкость, нежность

Harria

Суровость

L

Protension

Подозрительность

Alaxia

Доверчивость

M

Аутичность

Мечтательность

Практичность

Приземленность интересов

N

Проницательность

Хитрость, коварство

Наивность

Прямота

O

Выраженность чувства вины

Тревожность, депрессивность

Адекватность

Уверенность в себе

Q 1

Радикализм

Склонность к экспериментам

Консерватизм

Склонность отдавать предпочтение устоявшимся взглядам

Q 2

Самодостаточность

Склонность полагаться на себя

Зависимость от группы

Склонность полагаться на других

Q 3

Высокая интеграция

Высокий самоконтроль

Низкая интеграция

Низкий самоконтроль

Q 4

Высокое энергетическое напряжение

Фрустрированность, напряженность

Низкое энергетическое напряжение

Расслабленность


По мнению Кэттела, выделенные им 16 черт личности представляют устойчивые особенности, обнаруживаемые у всех людей, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и обусловливающие до двух третей индивидуальных различий в личностной сфере.

Анализируя структуру личностных особенностей, полученную в теории черт, следует отметить, что свойства личности, которые свидетельствуют о мотивах и направленности соседствуют с динамическими особенностями психической деятельности (т.е. свойствами темперамента). С одной стороны, такое совпадение можно рассматривать, как естественное и являющееся результатом того, что свойства личности и темперамента взаимно обусловливают друг друга. Но, в то же время, оно указывает на то, что структура свойств черт личности представляет собой максимальный уровень обобщения всех поведенческих особенностей, очень высокий уровень абстракции - настолько высокий, что на нем теряется специфика не только отдельных поведенческих особенностей, но и качественные различия между разными сферами личности - с одной стороны, теми, которые относятся к мотивам, целям и содержанию деятельности, а, с другой - теми, которые описывают динамические особенности поведения [16].

темперамент характер личность индивидуальный

1.3.2 Трехфакторная теория личности Айзенка

Айзенк выделил три личностных измерения:

экстраверсию (E),

психотизм (P),

нейротизм (N).

Экстраверсия (лат. ехtеr - «наружный», versare - «обращать») - личностная переменная, которая характеризуется ориентацией личности на мир внешних объектов. Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, активность, инициативность, восприимчивость, возбудимость и высокая приспособляемость. Экстраверт беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Он ориентирован на ощущения и эмоции [17].

Интроверсия (происходит лат. intrо - «внутри» , versare - «обращать») - личностная переменная, которая характеризуется ориентацией личности на внутренний субъективный мир. Интровертам присущи настойчивость, ригидность, замкнутость, скромность, раздражительность и затруднения социальной адаптации. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться. Он холоден, ориентирован на представления. Является противоположной экстроверсии. Одним из компонентов интроверсии выступает шизотимия (греч. schizo - «раскалываю») - личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них - высокий личностный темп, сильная персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, аналитическое восприятие, абстрактные способности, независимость и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность аффекта.

Психотизм (греч. psyche - «душа») - вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим.

Сила суперэго - вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию. Является противоположной психотизму.

Нейротизм описывает некоторое свойство - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Этот фактор биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип [18].

Пересечение этих трех личностных характеристик позволило Айзенку получить неожиданный и довольно любопытный результат - достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента (см. рис.2).

Айзенк придает большое значение концептуальной ясности и точным измерениям своих теоретических концепций. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников, а также лабораторных процедур [19].

.3.3 Социальная типология характера Э. Фромма

Широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям, автором которой является - Эрих Фромм. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером.

Рис. 2. Схематическое сопоставление типов темперамента в трехфакторной модели Г. Айзенка.

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров:

. Рецептивный (восприимчивый) характер. Этот тип соответствует пассивно-зависимому характеру. Одной из основных черт человека, которому присущ данный тип, является убежденность в том, что источником всех благ является внешняя среда, в которой находится удовлетворение любой материальной или духовной потребности.

Рецептивный тип настроен на пассивное восприятие практически во всех сферах своей жизнедеятельности. Идентичность в аспекте подчинения - вот цель существования обладателя данного типа характера. Он становится отличным слушателем, воспринимателем идей, но не их производителем. Вследствие своей восприимчивости этот тип человека склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач. В этом, в частности, проявляется его механизм разрешения проблемы человеческого существования - мазохизм. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Необходимость принятия решения - для него всегда стресс, проблема, требующая привлечения внешних помощников. Люди с рецептивным характером, как правило, оптимистичны, дружелюбны, искренни, стремятся помочь другим.

. Эксплуататорский (авторитарный) характер. Эксплуататорский тип характера имеет несколько точек соприкосновения с рецептивным. Во-первых, человек, которому он присущ, также убежден, что источник всех благ находится во внешнем мире, и ничто нельзя создать самостоятельно. Во-вторых, для него также важна идентичность. Однако это уже идентичность в аспекте господства. Садизм является детерминантой поведения эксплуататорского типа практически во всех сферах жизнедеятельности. Обычно, такие люди представляют (в большинстве случаев подсознательно) себе процесс взаимодействия с окружающими как постоянную борьбу за выживание. Авторитарный тип стремится к использованию и эксплуатации окружающих. Отношение к людям также характеризуется еще и враждебностью. Это объясняется тем, что авторитарный человек склонен к объективации собственных переживании, т.е. он демонстративно оправдывает свое поведение утверждением, что “все так поступают”. В результате всего сказанного, можно отметить, что место доверчивости и оптимизма, которые свойственны впечатлительному типу, в случае с эксплуататорской ориентацией занимают подозрительность и цинизм, зависть и ревность.

. Накопительский (стяжательский) характер. Принципиальным отличием этого типа характера от первых двух является его стремление к обособленности. Человек с накопительским характером слабо верит в способность внешнего мира удовлетворить его потребности. Поэтому все свои силы он направляет на экономию и активную защиту накопленного. Окружающая среда, в его представлении,- это враждебное по определению образование, которое пытается нарушить его внутреннюю целостность. В результате, люди этого типа характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. Соблюдение “стерильности” является одним из наиболее действенных символических механизмов защиты от окружающей среды. Человек с накопительским характером педантичен, чрезвычайно чистоплотен, болезненно пунктуален.

. Рыночный характер. Рыночный тип характера является центральным в типологии Э.Фромма. Главное в рыночном типе - это его глобальная восприимчивость, некритичность. Рыночный человек - такой, каким его создает общество. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения [14],[20].

С одной стороны социальный характер является, по Фромму, продуктом данного общества лишь постольку, поскольку оно проявляет неизменную человеческую природу, которая заключается в поисках путей удовлетворения универсальных психических потребностей, состоящих в преодолении экзистенциальных противоречий. С другой стороны социальный характер является результатом динамической адаптации человеческой природы к структуре общества. Под влиянием требований общества одни из характерологических черт подавляются, другие - активно развиваются или даже гипертрофируются. Чем ближе характер индивида к социальному характеру, тем полнее его адаптация. Но тем меньше остается подлинных черт индивида. Его личность вытесняется «псевдо - личностью», вместо подлинного «Я» формируется «псевдо-Я» [21].

Выводы по главе

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. Выделяют следующие основные компоненты, определяющие темперамент: общая активность психической деятельности и поведения человека, двигательная, или моторная, активность, эмоциональная активность [4]. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов. Считается, что свойства темперамента определяются, в основном, свойствами нервной системы человека. Свойства темперамента биологически обусловлены и являются врожденными, включаясь в развитие характера, они претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей [1],[3].

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Различные черты характера взаимосвязаны, взаимозависимы, образуют целостное структурное образование. В самом общем виде их можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Характер человека проявляется в системе отношений: к другим людям, к делу, к себе, к собственности. Характер развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для индивида в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Обладание целями жизни - главное условие образования характера [1],[4],[7].

Исследованиями темперамента и характера занимались и занимаются зарубежные психологические школы. Выдвинуто множество теории относительно природы темперамента и характера. В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации темпераментов и характера, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Не малый вклад в изучение темперамента внесли работы Гиппократа, Э. Кречмера, Я. Стреляу, были разработаны типологии характеров по Г. Олпорту, Р. Кеттелу, Э. Фромму, Г. Айзенка [4].

Глава 2. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi


.1 Организация, процедура и методика исследования

В диагностическом исследовании приняли участие 20 студентов: 16 - девушек и 4 - юноши, возраст -17-19 лет.

Психодиагностическое обследование было проведено с использованием опросника Г. Айзенка Epi (1963) [22].

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии.

Опросник содержит 57 вопросов, на который испытуемый должен ответить «да», либо «нет». Время ответа не ограничивается.

Цель. Определение черт и типа личности.

Инструкция: «Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего обычного образа жизни. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет - знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

Экспериментальный материал: текст опросника ручка.

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»:

Численный показатель

Интерпретация

0-3 4 -6 7 - 9

Откровенный Ситуативный Лживый*

*В данном случае речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.

Интерпретация показателей по шкале «Экстраверсия и интроверсия»:

Значение

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпретация для шкалы «Экстраверсия»

Сверх интроверт

Интроверт

Потенциальный интроверт

Амбиверт

Потенциальный экстраверт

Экстраверт

Сверх экстраверт


Интерпретация по шкале «Нейротизм»:

Значение

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпретация для шкалы «Нейротизм»

Сверх конкордант

Конкордант

Потенциальный конкордант

Нормостеник

Потенциальный дискордант

Дискордант

Сверх дискордант


Обработка результатов: Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста.

Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме (см. рис. 2) полученные результаты по шкале «интроверсия - экстраверсия» и по шкале «нейротизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

На первом этапе диагностического исследования все полученные результаты были обработаны по шкале «Искренность», результаты которых представлены в таблице 1 Приложения 2.

Основываясь на полученные результаты, можно сказать следующее. Полученным данным в 60% случаев можно с уверенностью доверять, так как испытуемые не склонялись давать социально желаемые ответы, а отвечали на вопросы теста откровенно. Для 30% опрошенных характерна ситуативная искренность, то есть в различных жизненных ситуациях они ведут себя искренно или лживо по обстоятельствам, когда как 10% принявших участие в диагностике не склонны открыто отвечать на предложенные вопросы. В дальнейшем испытуемые, получившие высокие баллы по шкале «лживость», были исключены из исследования, их ответы не учитывались.

На втором этапе диагностики было подсчитано количество баллов, набранные каждым испытуемым по шкалам «Экстраверсия - интроверсия», «Нейротизм», а также какая интерпретация соответствует данному количеству баллов. Полученные результаты показаны в таблице 2 Приложения 2.

Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам можно отнести 25%, к потенциальным экстравертам - 35%. Такие люди изначально ориентированы на внешний мир. Они строят свой внутренний мир в соответствии с внешним. Экстраверты и потенциальные экстраверты подвижны, разговорчивы, быстро устанавливают отношения и привязанности, внешние факторы являются для них движущей силой. Внешне они обычно производят впечатление холодных и догматических людей, живущих в соответствии с установленными правилами. С экстраверсией связаны определенные черты характера, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.

Среди опрошенных не нашлось потенциальных интровертов и интровертов в общем. Эти люди изначально погружены в себя. Для них самое главное - мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. В случае интроверта мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя, и он становится центром собственных интересов. Интроверсия коррелирует с совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

% являются амбивертами. Люди склонные к амбиверности вобрали в себя черты интровертов и экстравертов. В различных жизненных ситуациях они склонны проявлять себя по - разному, другими словами, они непредсказуемы.

На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, было проведено соответствие каждого испытуемого с типам темперамента. Полученные данные отображены в таблице 3.

Из таблицы видно, что в данной группе испытуемых холерическому типу личности соответствуют 35% опрошенных. Холерик характеризуется высокой психической активностью, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. У холерического темперамента деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки.

К сангвиникам можно отнести 35% испытуемых. У сангвиников также как и у холериков, сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи. Они характеризуются высокой психической активностью, быстротой и живостью движений, энергичностью, работоспособностью, разнообразием и богатством мимики.

Флегматичному типу соответствуют 15% опрошенных. У флегматиков сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У них преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством. Флегматичный тип личности характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, склонностью к бездеятельности и способностью приходить в движение, хотя и не легко и не быстро, но зато надолго.

К меланхоличному типу относятся 5% испытуемых. Таким людям свойственен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает их универсально уживчивыми с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют.

По полученным данным, можно сказать о том, что половина опрошенных студентов (50%) относятся к типам темперамента: сангвиник и флегматик, которым характерны уравновешенный тип нервной системы и эмоциональная устойчивость, 60% опрошенных ориентированы на внешний мир, т.е. являются экстравертами.

Соотнеся полученные данные с теоретической основой, можно заключить о том, что, по мнению Г. Айзенка, люди, относящиеся к типу темперамента сангвиник, характеризуются сильной нервной системой, высокой психической активностью, быстротой и энергичностью действий. Они деятельны, легко и быстро отзываются на происходящие события, достаточно коммуникабельны. Экстраверты подвижны, разговорчивы, их отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг них происходит. Флегматик характеризуется спокойствием в действиях, мимике и речи, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен. Экономит силы, попусту их не тратит.

По мнению Я. Стреляу, сангвиники характеризуются высокой реактивностью и активностью. Они активно принимаются за новое дело, без усилий могут не только переключатся с одной работы на другую, но и переучиваться, овладевая новыми навыками. Флегматики обладают высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Гален описывал данные темпераменты следующим образом: сангвиник живой, подвижный, его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственны богатая мимика, выразительность. Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, с устойчивыми стремлениями и постоянным настроением. Характерно то, что он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка

Таким образом: гипотеза исследования о том, что студенты, обучающиеся на факультете информатизации социальных систем, имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости, уравновешенность нервной системы нашла свое частичное фактическое подтверждение. По полученным данным, только половину испытуемых студентов (50%), принявших участие в исследовании, можно отнести к типу «сангвиник» и «флегматик», что характеризует их как людей с выраженной устойчивостью нервной системы. Однако, 40% опрошенных относятся к типу «холерик» и «меланхолик», что соответствует неустойчивому типу нервной системы.

Выводы к главе

В эмпирическом исследовании была поставлена задача проведения диагностического исследования черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi. В ходе проведенного исследования было выявлено следующее: 1) по шкалам «Экстраверсия - интроверсия», «Нейротизм» - к экстравертам было отнесено 25% опрошенных студентов, к потенциальным экстравертам - 35%, 30% являются амбивертами. Среди опрошенных не нашлось потенциальных интровертов и интровертов в общем.

) основываясь на уже полученных результатах, было проведено соответствие каждого испытуемого с типами темперамента: 35% опрошенных оказались холериками, еще 35% - сангвиниками, 15% - флегматиками и 5% - меланхоликами.

Была выдвинута гипотеза исследования о том, что студенты, обучающиеся на факультете информатизации социальных систем, имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости, уравновешенность нервной системы. Данная гипотеза нашла свое частичное фактическое подтверждение.

 



Заключение


В ходе проведенной работы были решены следующие задачи:

) проведен теоретический обзор зарубежной литературы по различным подходам исследования темперамента и характера.

) описан личностный опросник Айзенка EРi, а также проведенное с его применением диагностическое исследование.

) был выявлен преобладающий тип темперамента, поведенческие особенности, стиль поведения каждого студента.

) была выявлена характеристика индивидуально-психологического склада человека, соответствующая ориентация личности на мир.

По результатам проведенного экспериментального исследования, соотнеся полученные данные с теоретической основой, можно заключить о том, что высокие показатели по шкале «Экстраверсия - интроверсия», свидетельствуют о достаточной степени общительности испытуемых, широкому кругу знакомств, необходимости в контактах. Наличие данной личностной черты у будущих специалистов, обучающихся на факультете информатизации социальных систем, способствует легкому нахождению общего языка с клиентом, возможности вести беседу просто и непринужденно. А значит человек, обратившийся за помощью к такому специалисту, будет чувствовать себя комфортно и уверенно, что является важным условием для более точного понимания проблемы клиента.

Показатели по шкале «Нейротизм» ниже среднего, это свидетельствует об эмоциональной устойчивости испытуемых - черте, выражающей сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Для наших будущих специалистов данное качество будет способствовать успешной работе с клиентами и поможет им адекватно оценивать происходящую ситуацию и находить правильное решение выхода из нее. А совокупность таких действий будет являться залогом успешности дела и, как следствие, дальнейшим продвижением по карьерной лестнице.

Таким образом, большинство студентов факультета информатизации социальных систем, обладают необходимыми чертами личности, такими как: коммуникабельность, отзывчивость, эмоциональная устойчивость, высокая работоспособность и активность, которые позволят им в дальнейшем рационально использовать данные особенности и стать лучшими специалистами в своей профессиональной сфере.

 



Список использованных источников


1. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 448 с.

. Баркова, Л. А. Психология личности: Учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А. Баркова. - Красноярск: ГУЗЦМиЗ, 2005. - 156 с.

.Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 153-159.

. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 798 с.

. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е издание. - М.: Совершенство, 1998. - 418 с.

. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский; Под ред. А. И. Щербакова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. - 288 с.

. Психология и психоанализ характера: хрестоматия/ Под ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007. - 639 с.

. Левитов, Н.Д. Психология характера. - М., 1969. - 247с.

. Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. - 318с.

. Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 11. - С. 19-33.

. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность/ П. В. Симонов, П. М.

Ершов. - М.: Наука, 1984. - 163с.

. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику/ Г. В. Щекин.- М. : Изд-во Ассоциации профессионального образования, 1992. - 44 с.

. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебное пособие для студ. вузов/ А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 1982. - 232 с.

. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности/ А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2001. - 255с.

. Хьелл, Л. Теории личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

. Шевандрин, Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н. Шевандрин. - М.: Владос, 1998. - 512 с .

. Кречмер, Э. Cтроение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.

. Фромм, Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики./ Э. Фромм. - Минск: Коллегиум, 1992. - 253 с.

. Фромм, Э. Иметь или быть?/ Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина. - М. Владос, 1999. - 312с.

Приложения 1.

Опросник Айзенка

1.      Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2.      Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

.        Вы человек беспечный?

.        Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

.        Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

.        Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам ли нет)?

.        Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

.        Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

.        Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

.        Сделали бы Вы почти все что угодно на спор?

.        Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичным незнакомцем?

.        Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

.        Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

.        Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

.        Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

.        Легко ли Вас обидеть?

.        Любите ли Вы часто бывать в компании?

.        Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

.        Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так что все горит в руках, a иногда совсем вялы?

.        Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких?

.        Часто ли Вы мечтаете?

.        Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

.        Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

.        Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

.        Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

.        Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

.        Считаете ли Вы себя человеком живым и веселым?

.        Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

.        Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

.        Вы иногда сплетничаете?

.        Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

.        Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочесть книгу об этом, нежели спросить?

.        Бывают ли у Вас сердцебиения?

.        Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?

.        Бывают ли у Вас приступы дрожи?

.        Всегда ли Вы платите за провоз багажа на транспорте?

.        Вам приятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

.        Раздражительны ли Вы?

.        Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

.        Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

.        Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

.        Часто ли Вам снятся кошмары?

.        Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете возможности поговорить с незнакомым человеком?

.        Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

.        Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

.        Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

.        Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам не нравятся?

.        Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

.        Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

.        Мы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

.        Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

.        Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

.        Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

.        Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

.        Любите ли Вы подшучивать над другими?

.        Страдаете ли Вы от бессонницы?

Приложение 2.

Таблица 1 - Показатели по шкале «Искренность»

№ испытуемого

Балл

1

0

2

1

3

0

4

4

5

3

6

5

7

0

8

5

9

7

10

0

11

5

12

0

13

0

14

6

15

1

16

8

17

0

18

0

19

4

20

0


Таблица 2 - Показатели и интерпретация по шкалам «Экстраверсия », «Нейротизм»

№ испытуемого

Шкалы


Экстраверсия

Нейротизм


Балл

Интерпретация

Балл

Интерпретация

1

15

Потенциальный экстраверт

18

Потенциальный дискордант

2

11

Амбиверт

9

Потенциальный конкордант

3

11

Амбиверт

10

Потенциальный конкордант

4

17

Потенциальный экстраверт

11

Нормостеник

5

16

Потенциальный экстраверт

9

Потенциальный конкордант

6

13

Амбиверт

12

Нормостеник

7

16

Потенциальный экстраверт

18

Дискордант

8

21

Экстраверт

11

Нормостеник

9

-

-

-

-

10

14

Амбиверт

11

Нормостеник

11

19

Экстраверт

24

Сверхдискордант

12

21

Экстраверт

14

Амбиверт

13

15

Потенциальный экстраверт

13

Нормостеник

14

12

Амбиверт

17

Потенциальный дискордант

15

10

Амбиверт

8

Потенциальный конкордант

16

-

-

-

-

17

21

Экстраверт

13

Нормостеник

18

18

Потенциальный экстраверт

20

Дискордант

19

18

Потенциальный экстраверт

7

Потенциальный конкордант

20

20

Экстраверт

5

Конкордант


Таблица 3 - Показатели типов личности

№ испытуемого

Тип личности

1

Холерик

2

Флегматик

3

Флегматик

4

Сангвиник

5

Сангвиник

6

Сангвиник

7

Холерик

8

Сангвиник

9

-

10

Сангвиник

11

Холерик

12

Холерик

13

Холерик

14

Меланхолик

15

Флегматик

16

-

17

Холерик

18

Холерик

19

Сангвиник

20

Сангвиник


Похожие работы на - Анализ опыта исследований темперамента и характера в зарубежной психологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!