Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников















Курсовая работа

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Введение

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. [19, 267] Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим, круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии. Однако нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не при-годилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, педагогу и школьному психологу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию. Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду так же дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные или скрытые формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление. Актуальность проблемы. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей самооценкой, индивидуальностью.

Цель исследования: установить связь между личностным и профессиональным самоопределением старшеклассников.

Объект исследования: личностное самоопределение старшеклассников

Предмет исследования: связь особенностей личностного самоопределения старшеклассников с процессом профессионального выбора

Гипотеза исследования: на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают особенности личностного самоопределения.

Задачи исследования:

) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации учащейся молодежи.

) Подобрать методы и методики исследования.

) Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

) Провести анализ полученных данных исследования и сделать выводы.

Методы исследования: тестирование, эксперимент, синтез, анализ.

Используемые методики: самоактуализационный тест Э. Шострома (CAT) в модификации Л. Гозмана, методика Е.Б. Фанталовой.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ р.п. Соколовый Саратовской области.

Объем и структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Текст занимает 39 страниц, библиография включает 15 источников.

1. Психологические особенности старшего школьного возраста

 

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания. Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости. Существенные изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших - может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, - то с мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени[2] <#"653239.files/image001.gif">

Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.

1. Профессиональное просвещение.

Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

Профессиональная информация.

Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.

Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда.

Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии (с.6-8,[7]).

Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.

1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

2)      Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

)        Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

)        Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

2. Профессиональная консультация.

Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.

3. Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности - с другой стороны.

3. Профессиональное самоопределение старшеклассника


Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.

Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

·  самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);

·        самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);

·        саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).

Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Они с помощью специальных тестов с достаточной точностью смогут выявить большинство общих способностей, нужных человеку в любой деятельности (умственные способности, способность воспринимать и анализировать информацию, концентрировать внимание и т.п.) и специальные способности, которые могут быть своими для каждой профессии (математические, конструкторские, спортивные и т.д.), т.е. те, которые опираются на определённые задатки человека.

Именно поэтому возникает насущная потребность школы именно в таком специалисте, т.к. переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика.

В ходе профориентационной работы необходимо расширить возможность социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более полно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.

Исходя из вышесказанного можно определить несколько целей и задач курса профориентации в школе: дать представление учащимся старших классов об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений; научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда; выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности; способствовать успешной самореализации старших школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда. профессиональный ориентация школьник самоопределение

В этом смысле цели и задачи профориентации созвучны с задачами профильного обучения.

Целенаправленное формирование у подростков профессиональной направленности должно осуществляться в системе профессиональных консультаций, которые включают в себя профессиональный отбор, который осуществляется, как правило, вне школы. Профессиональная консультация - одно из важнейших звеньев системы профориентационной работы, предполагающей целенаправленное и педагогическое воздействие на молодёжь для её подготовки к сознательному выбору профессии и построению реальных жизненных планов. Когда мы на первое место при выборе профессии ставим потребность общества в кадрах, то имеем ввиду не столько необходимость обеспечения сферы материального производства, сколько гарантию предоставления человеку возможности работать по избранной им профессии. В сложившихся условиях рыночных отношений важно помочь молодым людям не растеряться, а своевременно, ещё учась в школе, профессионально самоопределиться, выбрать профессию, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать свои природные способности и личностные качества.

Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.(стр. 25 (8))

И так работа по предварительной диагностике школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.

Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста в современном производстве.

Одна из задач предварительной профдиагностики в школе - определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности.

Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

-   самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде - быть полезным обществу;

-        авторитет в трудовом коллективе;

         признание родных, знакомых, друзей;

         самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

         применение свои знаний, умений, способностей;

         стать мастером своего дела;

         романтика трудовой деятельности;

         материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

         должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

-   общая мотивировка;

-        романтика профессий;

         мотивы познавательного характера;

         мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

         ссылка на пример;

         немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

-   мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

-        мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

         мотивация неуверенная, неаргументированная;

         никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности - интересы ценности - мотивы - цели - выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

. Интерес - это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое - заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

. Склонности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях. Таким образом, мы ответили на вопрос: Что изучать в личности школьника?

Теперь мы попытаемся дать ответ на вопрос: Как изучать указанные стороны личности учащихся?

Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы:

Наблюдение, Анализ документов и результатов деятельности учащихся ,Анализ практических действий учащихся в школе, Анкетирование ,Беседы, интервью, Педагогический эксперимент, Метод обобщения независимых характеристик.

Более глубоко и разносторонне изучить личность школьника можно, используя несколько методов. Затем полученные данные следует обобщить.

В результате получится целостная системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным. При изучении профессиональных интересов, склонностей, способностей, мотивов выбора профессии проводятся воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой либо избранной профессии.

Исходя из того, что психодиагностика занимает важное место в общей системе профориентации учащихся, необходимо подчеркнуть, что одной из ведущих её задач является определение готовности учащегося к выбору профессии.

Готовность к выбору профессии - это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. Вот почему педагогу важно овладеть методами изучения учебников в решении профориентационных задач. С помощью имеющихся методов педагог может выявить склонности ученика, с одной стороны, и его возможности - с другой, а затем наметить программу воспитания и самовоспитания.

4 Проблемы профориентирования старших школьников и их причины. Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения. Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора: 1).Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления. 2). Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными. 3).Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор. 4). Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии - на самое профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии. 5). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрывать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии. Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора: 6). Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников. 7). Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции. 8). Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений; 9). Неумение разобраться отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.). 10). Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала. 11). Закрытость детского дома приводит к ограниченному социальному опыту, поэтому перечень знакомых профессий достаточно мал. 12). Не умение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями. При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать следующие факторы. 1. Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):

·    взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего;

·              взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор;

·              взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.

Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации. 2. Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации: 1) за «компанию» пойдешь - неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу; 2) пойдешь «по интересам» - другие почему-то рассматривают как измену. Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам личности, а настоящие друзья - не те, кто давит, а те, кто понимает. 3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии 4. Факторы психологического характера: специалисты отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие позитивной родительской среды, в которой закладываются основы формирования гармоничной, физически и психологически здоровой личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации. 5. Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план простраивается с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг (подруга)…», близость учебного заведения к родному дому, к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении, закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен, но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте; 6. Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессионального места работы:

·    а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности);

·              б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста);

·              в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);

·              г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей);

·              д) внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности);

·              е) запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз, туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые помогут поступить».

7. Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний - представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.(10)

Ошибка при выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию). 2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы. 3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора. 4. Построение образа профессии. 5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута». Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения. Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации. Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот). Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися. Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности. Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии. Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка - отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе. Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

2 этап. Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии? Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности. При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие - либо ответственные решения вообще.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии. Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку. В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Экспериментально - психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации. Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи. Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место. Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником. Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям. Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников. Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников. Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования. Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии. В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии. Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок. Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством. 5 этап. При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой. Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Наиболее трудное время для подростка - переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии. В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе. Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения. Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе: - объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы; - знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку; - умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями. Тогда выбор профессии будет верным и удачным. Выбор профиля - это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который кардинально, впоследствии, будет трудно. В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет. По изложенным выше причинам, детям и их родителям, в большинстве случаев, бывает необходима квалифицированная помощь профконсультанта, который методами психодиагностики поможет выявить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении.

. Экспериментальная часть

Исследование проводилось на базе Соколовской средней школы р.п. Соколового, в ситуациях реального взаимодействия со старшеклассниками 10 класса, в количестве 19 человек(6 девочек, 13 мальчиков). В качестве исследовательского инструментария использовались методики: самоактуализационный тест Э. Шострома (CAT) в модификации Л. Гозмана, методика Е.Б. Фанталовой.

Все эти методики применялись в процессе коллективной работы со старшеклассниками. Полученные результаты выполняли не только диагностическую, но и терапевтическую функцию и становились важными моментами психологического сопровождения. Самоактуализационный тест в модификации Л. Гозмана, позволил получить количественно сопоставимые данные об особенности представлений и отношения старшеклассников к себе и другим на осознаваемом уровне - CAT. Анализ базовых шкал этого теста помогал понять особенности психологического времени личности, а также определить, насколько юноши и девушки способны «опираться на себя», а насколько нуждаются в «поддержке извне». Дополнительные шкалы CAT позволяли выявить представленность в мировосприятии старшеклассников гуманистических ценностей, их самоотношение и отношение к другим людям. Методика Е.Б. Фанталовой помогала углубить представление о содержании тех ценностей, которые лежат в основе личностно-профессионального самоопределения старшеклассников, и выявить, насколько «желаемой» и «доступной» представляется каждая из них. Разрыв между представлением о ценности и представлением о доступности в будущем (СР), как известно, маркирует «сферу трудности в самоопределении».

. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация



Общим для старшеклассников группы «А» нее вошли 6 из 19 испытуемых, т.е. примерно 30 % всей выборки) стали показатели по шкале компетенции во времени. Они оказались ниже предусмотренных тестом «средних значений нормы». Это означает, что вошедшие в старшеклассники ориентированы в своей жизни лишь на один из отрезков временной шкалы(прошлое, настоящее или будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. В основном они не живут «здесь и сейчас», а пребывают либо в психологическом прошлом, либо в нереалистическом будущем. А так же шкала «Поддержки» у большинства испытуемых группы «А» оказалась ниже нормы, что свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта. Преобладает ощущение абсолютной беспомощности, страх перед миром и стремление защититься привычными детскими способами: «быть послушным», «мечтать и фантазировать», «раствориться в других людях», «прикрепиться к более сильному партнеру», который «скажет, как надо», «поможет решить», «защитит», возьмет на себя всю ответственность. Такие люди крайне зависимы от оценки окружающих (особенно воспитывающих взрослых).

Ценности по Е.Б. Фанталовой характерные для этой группы: «Конфликтными», т.е. сферами, которые имеют высокую значимость, но по представлениям старшеклассников, малодоступны в будущем, сферами являются «Уверенность в себе», «Познание», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Счастливая семейная жизнь». Ну что же, это вполне закономерно: «хорошие девочки и мальчики» полностью «погружены в родительскую семью», они боятся покинуть ее - вот и ценности у них семейные. Но отметим, что преобладают и важные личностные особенности, например познание. Это может свидетельствовать о том, что старшеклассники еще не познали себя, а значит и свои желания, интересы, способности, и именно у них будут преобладать сложности в выборе профессии. В этой группе численно преобладают девушеки, видимо, такое отношение к перечисленным жизненным сферам определяется половыми различиями, и является характерной особенностью старшеклассниц данного учебного класса.

Ценность «наличие хороших и верных друзей» оценена как высокозначимая сегодня и достаточно доступная в будущем. Отметим, что для старшеклассников данной группы эта ценность является одной из наиболее важных.

Одновременно низкую значимость имеет ценность «красота природы и искусства», а так же творчество, что по нашему мнению является признаком отсутствия духовной просвещенности старшеклассников. Можно отметить, что в последнее время все больше времени в старших классах школа уделяет ЕГЭ (Единому Государственному Экзамену), что практически не оставляет времени для познания культурных ценностей.

Такие жизненные ценности, как «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «здоровье», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» для старшеклассников имеют низкую значимость, но при этом они полагают, что в будущем они легко достижимы.

Таким образом, можно сказать, что представители данной группы испытывают серьезные трудности, как с личностным самоопределением, так и с профессиональным.

Так же следует отметить, что в данной подгруппе были старшеклассники для которых характерна ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы (чаще это «слипшееся» настоящее - будущее). Однако они считают, что «опираются на себя» и уже «самоопределились»: намерены «жить так, как живут их родители». Уже эти факты позволяют говорить о том, что перед нами «выбор без выбора», - та самая «предрешенность» или «досрочное, преждевременное самоопределение». Этот феномен юношеского самоопределения имеет место в том случае, когда выбор сделан не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения и характеризуется некритичным принятием ценностей семьи, общества, референтной группы. Здесь большую роль играет так называемая «позиция значимых взрослых» - высока вероятность ситуации когда взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор, под их контролем.

А раз выбор (хотя и без выбора) уже совершен, юношам и девушкам, вошедшим в эту подгруппу, не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива вне зависимости от оценки их достоинств окружающими.

Правда, эти старшеклассники, по мнению сверстников, несколько «упертые» и «категоричные»: они склонны жестко разделять окружающих на «хороших» и «плохих» и нетерпимы к противоречиям и нюансам. Есть у них затруднения и в общении: им трудно устанавливать глубокие эмоционально-насыщенные отношения с окружающими людьми.

Испытуемые данной группы характеризуются сформированными в достаточной степени ценностями, которые находят свою реализацию в поведении. У них преобладают «семейные ценности» («Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», «Интересная работа», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей»). Можно предположить, что обладание этими ценностями в будущем старшеклассники этой подгруппы связывают с возможностью обрести душевный покой, «свой мир», «домашний очаг». Все они оценены как высокозначимые, но лишь одну из них («Наличие хороших и верных друзей») эти старшеклассники считают в будущем доступной. Все остальные представляются... недоступными в будущем. Причем наименее доступными они считают ценности здоровья и материально-обеспеченной жизни.

А вот ценности «Свобода как независимость в действиях и поступках», «Уверенность в себе», «Познание», «Активная, деятельная жизнь», «Творчество» не значимы, что явно свидетельствует об отказе от самостоятельности. Таким образом, можно предположить, что старшеклассникам этой подгруппы в будущем будет крайне сложно преодолеть стереотипность поведения и нежелание поиска новых путей взаимодействия с окружающими.

Стереотипность, стремление «повторять жизнь родителей», «действовать по шаблону» делает излишней внутреннюю работу по личностному самоопределению.

И хотя все представители думают что они совершают самостоятельный выбор, профессиональное самоопределение здесь явно отсутствует.

В группе «В» (13 из 19 испытуемых, или 70 %) показатели по шкале компетентности во времени находятся в зоне «условной» нормы, что свидетельствует, во-первых, об относительной целостности психологического времени личности, способности жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени личностью свидетельствует о высоком уровне самоактуализации. Так же и показатели по шкале «Поддержка» оказались достаточно высокими, что свидетельствует о том что эти испытуемые независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию. Четко ставят цели и стремятся руководствоваться ими. Важно отметить, что их отличает высокий уровень самоуважения и самопринятия.

Если говорить о содержании ценностей, то у них наиболее гармонично представлены такие жизненные сферы, как «Материальнообеспеченная жизнь», «Красота природы и искусства» и «Здоровье». Очень неожиданным стало то, что «вечная ценность» молодости «Любовь» оказалась для них не столь уж и значимой.

Возможно, именно поэтому наиболее конфликтной и проблематичной для представителей этой подгруппы становится «счастливая семейная жизнь», которая, по-видимому, представляется им «мешающей» достигнуть материального благополучия и реализовать свои амбициозные устремления. Так же проблемными областями остались и такие ценности как «Уверенность в себе», «Познание», «Интересная работа», что порожнему свидетельствует о наличии личностных проблем.

А вот «активная, деятельная жизнь» может определяться как интересная, полная событий и впечатлений. Сфера «Здоровья» в представлении этой подгруппы приобретает, видимо, похожий смысл. Интересным для меня так же оказался пункт «Наличие хороших и верных друзей», большинство испытуемых этой группы отметили что это для них не очень значимая ценность, но доступная.

Можно сделать вывод, что особенность личностного самоопределения старшеклассников данной группы состоит в ориентации на достижение желательного образа жизни и обладание материальными благами.

Конечно, это сказывается на особенностях профессионального самоопределения, и проявляется в том, что их выбор вуза более осмыслен и четко корреспондирует с тем желательным образом жизни, который они выбрали для себя. Именно «под него» выбирается соответствующая ему профессия.

Итак, основой личностно-профессионального самоопределения для этой подгруппы является ориентация на достижение желательного образа жизни и материальных ценностей.

Так же как и в предыдущей группе, в данной оказались испытуемые которых отличает достаточно высокая (ближе к верхней границе нормы) способность воспринимать целостность своей жизни в сочетании с чрезвычайно высокой «опорой на себя» (показатели по шкале «Поддержка» буквально «зашкаливают»). Высокий уровень независимости ценностей и поведения от воздействий извне свидетельствует о стремлении руководствоваться собственными целями, ценностями, убеждениями, принципами. Они являются - явными борцами и лидерами. Они гораздо более активны, чем их сверстники, и сами понимают и принимают это. Вот как говорит об этом одна из представителей группы: «Да, я активная. У меня активная жизненная позиция, - так мама шутит. У меня много дел. Много друзей. У меня нет свободного времени. Я - активный человек».

Высокий уровень самовосприятия свидетельствует о способности представителей данной подгруппы ценить свои достоинства, положительные качества, уважать себя за них, а также принимать себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным. Стремятся поскорее «уйти» из «мира детства», вступить во «взрослую жизнь». В школе эта тенденция порой проявляется в несколько демонстративном поведении, цель которого - во что бы то ни стало отстоять свои мнения, убеждения и принципы, свою самостоятельность и право самому решать, что «хорошо», а что «плохо».

У этих представителей наименее гармоничная картина представлена в оценивании значимости и доступности таких жизненных сфер, как «Здоровье», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь» и «Материально-обеспеченная жизнь». Эти ценности представлены как высокозначимые, но наименее доступные в будущем.

Наиболее гармонично представлены сферы «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», «Интересная работа» и «Свобода как независимость в действиях и поступках».

Ценность «уверенность в себе», оценивается сегодня как не высокозначимая (по-видимому, уверенность уже достигнута), но в будущем обладание этой сферой представляется наиболее доступной а сравнении со всеми другими, что, видимо, связано с изменением социального статуса. Отметим, что, видимо, для старшеклассников подгруппы достижение этой ценности в будущем является принципиально важным.

Таким образом, для представителей данной подгруппы характерна ориентация на достижение высокого социального статуса в будущем и способность решать задачи своего профессионального самоопределения, т.е. совершать осознанный и самостоятельный выбор профессии.

Можно сделать вывод, что данные старшеклассники, ориентированы на достижение высокого социального статуса и способны осознанно и самостоятельно совершать профессиональный выбор.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что нам удалось изучить литературу по проблемам профессиональной ориентации старшеклассников, проанализировать данные проблемы, и провести исследование. В своем исследование мы сделали акцент не на значимость выбора профессии, а на ценности оказывающих влияние на самоопределение старшеклассника. В результате чего мы хотели бы отметить, что только представители подгруппы «В» обладают таким уровнем личностного развития, который позволяет им осуществлять эффективное профессиональное самоопределение, совершать самостоятельные осознанные выборы.

Полученные нами результаты показывают, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.

В заключении мы хотели отметить, что старшеклассникам необходима помощь специалистов при самоопределении. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение называют личностно-профессиональным и считают его целью-ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.

Наиболее адекватным подходом к оказанию психологической помощи старшекласснику в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение. Целью-ориентиром психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Список литературы: введение

. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

2 См.: Мир детства. Юность. - М.: Педагогика, 1991. - с. 11.

<#"653239.files/image003.gif">

МАТРИЦА № 2 Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.

 

Похожие работы на - Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!