Химико - радиометрические лаборатории гражданской обороны(ХРЛ);посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН).
Основу СНЛК составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе ведущих научно - исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, республиканские, краевые, областные, зональные и городские учреждения (расположенные в городах, отнесенных к особой, первой и второй группам по гражданской обороне), являющиеся головными.
Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения.
Выполняют следующие задачи: определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ, и проводят специфическую индикацию БС; осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; разрабатывают нормативно - методические документы для подчиненных подразделений СНЛК; осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований; организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции областных, краевых, республиканских или региональных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; проектно - изыскательские центры и станции агрохимической службы; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и др. Перечень головных учреждений СНЛК федерального и регионального уровней по представлению министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации согласовывается с ГКЧС России. Перечень головных учреждений и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля ГКЧС России возлагается:
организационно - методическое руководство и контроль за состоянием готовности сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Российской Федерации в мирное и военное время по вопросам проведения наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) продуктов питания, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, объектов окружающей среды, потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;
разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; организация взаимодействия и координация деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации по вопросам создания и функционирования СНЛК в мирное и военное время, дальнейшее развитие и совершенствование методов и способов контроля РВ, ОВ, СДЯВ и БС; сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) объектов окружающей среды на территории Российской Федерации в мирное и военное время, прогнозирование радиационной, химической и эпидемиологической обстановки и разработка предложений по ее нормализации;
организация и проведение силами СНЛК оперативного радиационного, химического, биологического (бактериологического) и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций; проведение контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, микробиологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
участие в оценке способов и методов определения зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья РВ, ОВ, СДЯВ и БС;
участие в международных программах и мероприятиях по интеркалибровке дозиметрической и химической измерительной аппаратуры.
Основными задачами академических и отраслевых научно - исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей являются:
разработка методов выявления и оценки радиоактивного заражения (загрязнения) и индикации ОВ, СДЯВ и БС в объектах окружающей среды, родовольствии, питьевой воде, пищевом и фуражном сырье, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц; оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК регионального и местного уровней по вопросам индикации ОВ, СДЯВ,БС и оценке радиоактивного заражения (загрязнения);
развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации бактериальны средств, гидрометеорологических, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико - аналитическим исследованиям;
участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
разработка совместно с Госстандартом России государственных и отраслевых стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
подготовка специалистов для учреждений СНЛК.
На территориальные управления, краевые, областные, городские центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета, специализированные инспекции аналитического контроля Минприроды России, специализированные комбинаты "Радон" возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения; определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и СДЯВ; установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций; определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды; установление радионуклидного состава исследуемых проб; подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.
На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок; установление наличия ОВ и СДЯВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности; осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС.
Основной задачей Российского республиканского информационно - аналитического центра Госсанэпиднадзора России является:
участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям СНЛК санитарно - эпидемиологического надзора в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные первой категории центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно - эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико - биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возлагается:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно - эпидемиологических отрядов и др.);
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению; измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах; установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и СДЯВ;
оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории.
Основными задачами городских, районных центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора II и III категорий Госкомсанэпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур ввоенное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, и доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
Основной задачей Противочумного центра Госкомсанэпиднадзора России является:
методическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основными задачами противочумных станций и их отделений Госкомсанэпиднадзора России являются: проведение санитарно - эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения; осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации; при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей; измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения; установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.
Основными задачами республиканских, краевых, областных ветеринарных лабораторий Минсельхоза России являются:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства; установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов; измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, СДЯВ, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, СДЯВ;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению; прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий; оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка кадров специалистов.
Основными задачами районных и межрайонных ветеринарных лабораторий Минсельхоза России являются:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства; установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени; проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, СДЯВ и БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ и СДЯВ и осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ, БС, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения длялабораторных исследований и проведения ветеринарно - санитарной экспертизы.
Основными задачами республиканских, краевых, областных проектно - изыскательских центров и станций агрохимической службы (ПИЦАС, ПИСАС), центров химизации и сельскохозяйственной радиологии (ЦХСР) Минсельхоза России являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов; установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и СДЯВ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды; установление радионуклидного состава исследуемых проб; определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, СДЯВ, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;
проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода (К(н) и К(п));
оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.
Основными задачами районных агрохимических лабораторий Минсельхоза России являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов; установление наличия во внешней среде ОВ и СДЯВ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их предварительной идентификации;
установление факта заражения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений ОВ и СДЯВ; отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ, пестицидами, и поставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.
Основными задачами республиканских, краевых, областных и районных станций защиты растений Минсельхоза России являются: измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, СДЯВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и СДЯВ;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;
участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий.
Основными задачами пунктов сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, пограничных пунктов по карантину растений Минсельхоза России являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения пункта и на территории контролируемых объектов; установление наличия во внешней среде ОВ, СДЯВ; проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений; осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и объектах.
На центральные, бассейновые, окружные, базовые, складские, производственные лаборатории (заводские, фабричные, комбинатов, лесные и др.) министерств, государственных комитетов, ведомств, консорциумов, государственных концернов и ассоциаций Российской Федерации возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории; установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, СДВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и СДЯВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и СДЯВ;
установление наличия РВ, ОВ и СДЯВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий); определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ, СДЯВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, СДЯВ и БС.
Химико - радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию ОВ, СДЯВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях министерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и СДЯВ и их индикацию техническими средствами.
Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
vведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК;
vсоответствующий штат и табель оснащения;
vплан перевода учреждений с мирного на военное положение;
vплан подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
vсхему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
vфункциональные обязанности специалистов учреждений;
vперечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
vперечень СДЯВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
vперечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
vинструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды; инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
vметодики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, СДЯВ и БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
vнормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно - допустимых концентраций ОВ и СДЯВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
vкарту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
vжурнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов; журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
vинструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, СДЯВ и БС;
vпереговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГО и чрезвычайным ситуациям.
4.Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров, специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
Оснащение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счет местных бюджетов. Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации и согласовываются с ГКЧС России. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России, Минприроды России и Госкомсанэпиднадзором России. Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводится по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России и Росгидрометом.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК. Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с ГКЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации по подчиненности, а также в региональные центры ГКЧС России и территориальные штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствам, государственным комитетам, ведомствам, организациям и учреждениям Российской Федерации на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации. Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемый министерствами, государственными комитетами, ведомствами, организациями и учреждениями Российской Федерации, согласованный с ГКЧС России и его функциональными органами на местах. Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
5. Перечень министерств и ведомств российской федерации, привлекаемых к формированию структуры СНЛК
. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
.1. Департамент ветеринарии.
.2. Главное управление химической защиты растений с Госхимкомиссией (Главхимзащита).
. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
. Министерство путей сообщения Российской Федерации.
. Министерство обороны Российской Федерации.
. Министерство безопасности Российской Федерации.
. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
. Российская академия наук.
. Министерство науки и технической политики Российской Федерации.
. Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
. Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности.
. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
. Комитет Российской Федерации по торговле.
. Комитет Российской Федерации по государственным резервам.
. Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр.
. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
. Комитет Российской Федерации по рыболовству.
. Комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности.
. Комитет Российской Федерации по муниципальному хозяйству.
. Комитет Российской Федерации по машиностроению.
. Комитет Российской Федерации по металлургии.
. Комитет по водному хозяйству при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации.
. Федеральная служба лесного хозяйства России.
. Федеральная службаРоссии по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
. Федеральный горный и промышленный надзор России.
. Центросоюз Российской Федерации.
. Научно - производственное объединение "Радон".
Список используемой литературы
.Квалификационные тесты по санитарно-противоэпидемическому обеспечению в чрезвычайных ситуациях, утвержденные Минздравом России 13 сентября 2002 г. Разделы: Изучение и оценка состояния здоровья населения зоны катастроф. Оценка среды обитания и условий жизнедеятельности пораженного населения; Общая гигиена и лабораторные методы исследования./ М.Д. Гаевый, В.И. Петров, Л.М. Гаевая ; под ред. В.И. Петрова. - М. :Ростов н/Д : МарТ, 2002. 559 с.
.Методические рекомендации № 200/217 «Организация работы санитарно-токсикологической бригады специализированной медицинской помощи»,утвержденные Минздравом России 31.01. 2001 г./ редкол.: Ю.Ф. Исаков и др. - М. : АстраФармСервис,2000 - 1342 с.
.Методические рекомендации MP 2510/11646-01-34 «Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов», утвержденные Минздравом России 6 ноября 2001 г./ сост. С.М. Бахтина. - СПб. : СПХФА, ц2001. - 59 с.
.Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации./ В.В. Майский. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 405 с.
.Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство (в соавторстве). Под ред. академика РАМН, проф. Г.Г. Онищенко. М.: «Пе-тит-А», 2003 г., 301 с.
.Унифицированная программа последипломного обучения медицинских и лабораторных работников по санитарно-противоэпидемическому обеспечению в чрезвычайных ситуациях, утвержденная Минздравом России 21 ноября 2001 г./ В.Е. Петров, В.Ю. Балабаньян ; под ред. Р.Н. Аляутдина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 263 с.
.www.businessrealty.ru/pravo/DocumShow_DocumID_65867.html