Популистское движение в США
Содержание
Введение
……………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие
популизма в истории и политологии …… 5
Глава 2.
Предпосылки образования популистской партии в Соединенных Штатах Америки
………………………………………... 8
Глава 3.
Особенности популистского движения в США … 10
Глава 4.
Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
…………………………… 13
Глава 5. Участие
популистской партии в политике ……… 18
Заключение
………………………………………………….. 20
Список источников
и литературы …………………………. 22
Примечания
………………………………………………….. 23
Введение
Политические
процессы, связанные с глобализацией, продолжают распространяться на просторах,
как развитых, так и развивающихся стран. Различные условия жизни в этих
государствах, издержки демократического обновления, неудачи экономических и
социальных преобразований в развивающихся странах вызывают у людей чувство
неуверенности, беспокойства. В таких условиях они легко попадают под влияние
политиков, которые обещают быстро изменить жизнь к лучшему с помощью простых и
понятных для всех решений. Это приводит к популизму.[1]
Еще
Б.Н.Чичерин обратил внимание на то, что «способность убеждаться разумными
доводами составляет редкий дар природы, требующий высокого развития ума и
характера. Обыкновенно же люди убеждаются тем, чем они хотят убедиться, т. е. тем,
что льстит их наклонностям или их интересам».[2]
Именно поэтому популизм ориентирован на манипуляцию избирателями для создания
массовой поддержки.
Популизм
– это политический феномен, который характерен как для государств с
устоявшимися, демократическими традициями, так и для государств, которые только
переходят на демократический путь развития. Следовательно, тема данной работы
представляется весьма интересно.
Цель исследования
– изучить предпосылки, становление и историю развития популистского движения в
Соединенных Штатах Америки.
Задачи
таковы:
1)
проанализировать причины и предпосылки возникновения движения в Штатах;
2)
изучить деятельность популистской партии на выборах;
3)
охарактеризовать основные принципы популистского движения.
Хронологические
рамки работы – конец XIX – начало ХХ в.
Работа
строится по проблемному принципу. В первой главе рассматривается само понятие
популизма, приводятся примеры популистских движений разных стран. Далее последовательно
изучаются предпосылки образования популистского движения в США, его принципы, участие
в политической жизни страны.
Была изучена
такая литература, как статья В. В. Согрина в журнале «Новая и новейшая история»
«Политическая власть в США: характер и исторические этапы»,[3] «О популистских течениях в
развивающихся странах» В. Г. Хороса и др.
Глава
1. Понятие популизма в истории и политологии
Термин «популизм»
(от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего
он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия.
Правда, еще в Римской империи во II – I веках до нашей эры существовало
идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого
народа - плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого
они стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политических
результатов это движение не имело.[4]
Популизм в той
или иной мере присущ правителям и администрациям разных времен и народов. Как
общественное движение, идеология и вид политической деятельности он достаточно
молод, но это ему не помешало освоить совокупность тех средств и методов борьбы
за власть и ее укрепление, которые были выработаны на протяжении всей
человеческой цивилизации.[5]
Это движение
родилось как протест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах,
завершившейся захватом США ряда мексиканских земель, на которых утвердилось
рабовладение. В ответ на это Генри Дэвид Торо - американский философ, писатель –
организовал движение «гражданского неповиновения». Г. Д. Торо полагал, что
граждане обладают естественным правом на социальную справедливость и, в случае
ее нарушения, правом на сопротивление правительству, ведущему несправедливую
политику. Торо считал, что если государство принимает несправедливые законы, то
граждане имеют неотъемлемое право игнорировать их и проявлять свое неприятие
этих законов не восстанием и насилием, а гражданским неповиновением. Основным
средством такого неповиновения являются отказ от уплаты налогов, демонстрации,
отказ от призыва на военную службу, саботаж госучреждений, которые по его
мнению нравственно оправданы и являются мирной, ненасильственной революцией.
В 30-е годы почти
во всех латиноамериканских странах возникли и окрепли партии популистского
толка. В 1930 году к власти в Бразилии пришел опиравшийся на популистский
либеральный альянс Ж.Варгас (был президентом до 1945 года). Ярко выраженную
популистскую политику проводило правительство Ласаро Карденаса в Мексике в 1934
– 1940 годах, Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946 – 1950гг. и 1973 – 1976 гг.),
Алана Гарсии в Перу (1985 – 1990 гг.), Сандинистский фронт национального
освобождения в Никарагуа (1979 – 1990 гг.). В настоящее время позиции
популистских партий в Латинской Америке остаются по-прежнему сильными.[6]
К популистскому
движению относится также народничество в России. Так, в Большом
энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма
выглядит так: «Идеология и политическое движение (по-русски – народничество),
получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь
продвижения к социализму».
Одним из
широкомасштабных течений современности, ведущих борьбу за социальную
справедливость, исповедующих популистские принципы,
является общественное движение, названное именем одного
из его основателей, – гандизм. Оценивая современное ему общество как несправедливое
и аморальное, Ганди разработал систему мирных, «моральных» средств для его
преобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества к
божественному идеалу получила название сатьяграхи («упорство в истине»).
Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: несотрудничество и
гражданское неповиновение. Несотрудничество выражалось в отказе от титулов,
пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебных
заведений, в мирных демонстрациях. Неповиновение выражалось в нарушении
отдельных, «несправедливых, аморальных» законов, в политических забастовках,
«харталах» (отказ от любой деятельности), в отказе от уплаты налогов (в
исключительных случаях).[7]
Социальным движение популистского характера, пользующимся
значительным авторитетом среди населения планеты, является двитжение
«за христианский социализм». Опираясь на проповеди Иисуса Христа и его
последователей, на философские работы таких видных христианских мыслителей, как
Н.А.Бердяев, члены этого движения называют себя христианскими социалистами.[8]
Тем не менее
исторически корни популизма большинство западных и российских ученых
усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Глава 2. Предпосылки
образования популистской партии в Соединенных Штатах Америки
После гражданской
войны 1861 – 1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге,
стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основными
причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаря
появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставила
американских производителей конкурировать с производителями из других стран.
Американские фермеры были склонны не замечать эти основные причины, а вину
возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки,
необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежный
заговор, возможно, международный, созданный для поддержания недостатка в
деньгах.
Предваряя
популизм, существовала серия фермерских движений, получивших основную поддержку
от производителей продуктов со среднего Запада и производителей хлопка и табака
с Юга. Фермеры в 1870-х годах сосредоточили свои усилия на железной дороге и
добились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлияли
на федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра и
Greenbackers направляли усилия на денежный вопрос, требуя или увеличения
количества бумажных денег, или равного обмена серебра на золото, или то и
другое. Альянсы фермеров: один - на среднем Западе, другой – на Юге,
использовали возможности взаимодействия фермеров как экономические, так и
политические.
Популисты (так
стали называть сторонников зарождающегося движения), появляющиеся на этом
фундаменте, старались создать партию, служащую в первую очередь интересам
сельскохозяйственных работников, хотя они тщетно надеялись завоевать также
поддержку рабочих. Их противниками были «плутократы», которые контролировали
финансы и промышленность, а также две старейшие политические партии.
В конце 1880-х и
начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах среднего Запада и
старого Юга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало себя и перешло на
территорию к западу от девяносто восьмого меридиана, где годовой уровень
осадков оказался очень низким. Фермеры-арендаторы на юге при постоянно падающих
ценах работали из последних сил, так как необходимо было выдержать поборы
хозяев и оптовых торговцев. Но был еще один фактор. На крайнем западе добытчики
серебра были недовольны демонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели
единый золотой стандарт, и цена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что
некоторые европейские страны опередили США в принятии золотого стандарта,
укреплял во мнении, что существует международный заговор о выведении серебра из
бизнеса. В действительности беда состояла в том, что западные старатели серебра
добыли столько нового серебра, что нарушили традиционное равновесие между
ценами серебра и золота, но этот факт рассерженные старатели признавать
отказывались.
Настроение
разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые
объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в
Народную (популистскую) партию.
Глава 3. Особенности
популистского движения в США
Популистское
движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и
рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства монополистического
капитала, установившегося в тот период. В движении отразилось мироощущение
массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами разрушительного
воздействия монополий на мелкое производство и его социальных последствий. Оно
тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что определялось
недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые воспринимались
как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое творчество
популистов, несмотря на то, что к нему примыкали на разных этапах такие
представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось
на уровне обыденного сознания.
Тем не менее
популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям
общественного развития США. Программные установки популистского движения
изложены в Омахской (1892 г.) и Спрингфельдской (1894 г.) декларациях.
Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными
аспектами: во-первых, новым содержанием понятия «народ и народовластие»;
во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием
расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии
и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении и
контроле за деятельностью властей.
Понимание идеи
народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических
положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них – не
абстрактный народ, а трудящиеся массы: «истинный народ – это те, кто трудится в
деревне и в городе».
Вопреки
американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею
сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что
особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: «Популистская
философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое –
правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает
выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны
контролировать правительство».
Главную цель
движения популисты усматривали в улучшении положения трудящихся, что по их
мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в
экономической сфере.
Известный
американский историк Р. Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков
популизма, признает тем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших
в США взглядов на роль государства. «Популизм, - писал он, - был в США первым
значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности
государства за всеобщее благосостояние».
Популисты 90-ых
годов прошлого века ощутили и выявили на уровне массового движения одну из
центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии
и социальной ответственности государства, что предполагает сильную
исполнительную власть при четко действующем механизме демократического
контроля.
Популисты не
только выдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее систему
конкретных реформ. «Популизм, - писал американский исследователь Э. Голдмен, -
разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы,
дающие избирателям право законодательства через головы представителей;
референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов».
Глава 4. Мировоззренческая и
демократическая составляющие американского популизма
Популизм не
исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый
пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское
сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а
интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным
отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и
теоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это было
прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то же
время - умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социального
мира было свойственно дихотомическое членение общества, возрождающее
архетипические социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные,
народ и избранные. Популистское сознание характеризовалось утопическим
иррационализмом, выступавшим в своеобразной форме - в оболочке плоского
прагматизма, что выражалось в пристрастиях к экономическим и политическим
панацеям – вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например,
предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к
лучшему всю общественную ситуацию.
Демократизм
популистского движения усиливается тем, что, развернувшись, прежде всего и
наиболее активно в южных штатах, оно создало коалицию белых и черных для борьбы
против всевластия промышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию
аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных
антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых
черных популистскихлидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные
противоречия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеров
конгрессмена от штата Джорджия Т. Уотсена: «Вас заставляют ненавидеть друг
друга, потому что эта ненависть - краеугольный камень финансового деспотизма,
порабощающего и белых, и черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смогли
увидеть, как расовый антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит».
Яркий урок
антирасистской солидарности дали популисты штата Джорджия, когда в ответ на
угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых
фермеров-популистов выступили в его защиту.
По свидетельству
американских исследователей антирасистский размах популистского движения
уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.
В идейном
арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. «В центре
популистской идеологии, - писал английский исследователь Д. Макрэ, - не
экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь
ее моральный аспект». Это замечание справедливо для
популистского мировоззрения, согласно которому главной задачей общества - его
экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека,
его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для
марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого
с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции
частной собственности, то популизм надеется на возможность реализации такой гармонии
благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или
несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю
общественную ситуацию.
В популистском
мировосприятии идеал естественного цельного человека воплощал земледелец-фермер.
Отсюда острая критика популистами язв капиталистической индустриализации и
присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движением в Соединенных
Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила
характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее
внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были
обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных
магнатов.
Популизму была
также чужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее
эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе
обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от
общества, “жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической
общественной деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из
самых образованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих
речах, звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос,
- вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот
мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная
самореализация рядового американца в общественно-активной деятельности
осуществлялась в популистском движении. Миллионам
тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это
движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало
культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью
этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в
решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля
были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих
основ.
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно:
меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и
вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на
которые не покушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали
сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право
личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема
производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них
отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе.
Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных
проблем.
При всей противоречивости
популистского мировосприятия выдвинутая движением широкая программа структурных реформ, имевших
целью максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб, его
антимонополистическая направленность и установки на подлинное равенство вплоть
до расового - все это делает возможным определить популистское
движение в целом как явление демократической ориентации.
Глава 5. Участие популистской
партии в политике
Однако будучи
неопределенным по своему составу, популистское движение
не смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в
демократическую партию, поддержав на президентских выборах У.Брайана. С его
именем связано окончательное утверждение термина “популизм” для обозначения
политического течения и набора тактических приемов в политической борьбе,
связанных с апелляцией к обыденному сознанию масс, с попытками подстроиться под
их требования, использовать такие черты обыденного сознания, как упрощенность представлений
об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность
к простым и однозначным политическим решениям.
Популизм имел
несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была преимущественно
общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны. В 1900 году
партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали список
последних, а фракция «непримиримых» выдвинула Вартона Баркера от Пенсильвании
на пост президента и Игнатиуса Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента.
Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При Теодоре
Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.
В. В. Согрин
отмечает, что «на основе новых социальных движений оформились две успешные
политические партии – Популистская и Социалистическая, собиравшие на
президентских выборах до 10% голосов (популисты в 1896, а социалисты в
1912 гг.) и заставившие верхний класс говорить о реальной угрозе
политического радикализма в США. Левые партии впервые в американской истории
стали массовыми, изменив соотношение сил, воздействовавших на политическую
власть. Но войти в эту власть и оттеснить верхний класс от ее кормила им не
удалось. Логично задать вопрос: существовала ли такая возможность реально?
Обсуждение его, однако, грозит затянуться до бесконечности; много проще
ответить на вопрос, почему такая возможнось, даже если она существовала, не
реализовалась».[9]
По мнению исследователя, «одна из очевидных причин заключена в предпринятых
политической элитой реформистских маневрах, которые смогли вернуть ей
утраченную поддержку нижних социальных групп».[10]
Далее популизм
ярко в США в 1930-х гг. Это было время так называемой «великой депрессии», наступившей
вслед за мировым кризисом в экономике 1929 – 1933 годов. Став самым длительным
и разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецендентное падение
жизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти, привел к
новому подъему популизма. Проводимая в это время система мероприятий
правительства президента Ф. Рузвельта, сочетающая меры по усилению
государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной
области, получила название «новый курс».
Интересно, что популистское движение в США дало заметный импульс
возникновению популизма в странах Латинской Америки. Экспансионистская
политика Соединенных Штатов по отношению к латиноамериканским государствам
обусловила интенсивное развитие национально-освободительного компонента
популизма. Его приверженцы выступили против «североамериканского империализма».
Заключение
Будучи реакцией
на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического производства
популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский
менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени,
отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют
рассмотренные выше требования движения, обозначившие основные направления
развития демократии в США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение
экономических целей средствами массового политического движения, в котором
участвует широкая коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое
участие и контроль; сохранение окружающей Среды и гармоническое развитие
личности.
Основные
популистские принципы сводятся к следующему:
- Развитие
демократии;
- Борьба против господства
монополистического капитала;
- Объединение на межрасовой основе;
- Трудящиеся массы как главная
социальная ценность;
- Создание сильного государства,
действующего в интересах и под контролем трудящегося народа;
- Главная задача государства -
счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония;
- Обеспокоенность экологическими
проблемами;
- Личностная самореализация рядового
гражданина в общественной деятельности;
- Отрицание насильственных способов
решения социальных проблем.
Список источников и
литературы
1. Заславский В.
Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. //
Полис, 1991. № 5.
2. Популизм – это
не порок // Аргументы и факты. 1991. №22.
3. Политология:
Энциклопедический словарь. М., 1993.
4. Согрин В. В.
политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая
история. 2004. №2.
5. Хорос В. Г. О
популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1.
С. 108 – 120.
6. Чичерин Б. Н.
Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997.
Примечания
[1] Заславский В. Россия на пути
к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5. С.
31 – 32.
[2] Чичерин Б. Н. Собственность
и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997. С. 357.
[3] Согрин В. В. политическая
власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004.
№2. С. 29.
[4] Популизм – это не порок. //
Аргументы и факты. 1991. №22. С. 5.
[5] Политология:
Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.
[6] Хорос В. Г. О популистских
течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Согрин В. В. Указ. соч. С.
30.
[10] Там же. С. 31.