Характеристика основных функций права и формы их реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика основных функций права и формы их реализации

Введение

Сложное, многоаспектное поведение граждан нуждается в регулировании, прежде всего, нормами закона. Как замечает американский юрист Р. Паунд, государство берет на себя бремя разрешения конфликтов индустриального общества, где право становится важнейшим средством осуществления социального контроля и благополучия. Но, несмотря на то, что право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Следовательно, роль права состоит в необходимости осуществления им определенных функций и в формировании эффективного механизма их реализации.

Вопрос о функциях права - исходный, ключевой в понимании права: всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть в зависимости от решения этого вопроса понимаются и трактуются многие другие правовые явления. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. Раскрывая понятие и сущность права, нельзя не остановиться и на таком вопросе, как функции права. Уяснение этого вопроса позволяет понять, почему существует право и какую роль оно играет в общественной жизни.

В теории государства и права общие проблемы понятия и классификации функций права нашли отражение в трудах С.С. Алексеева, М. Байтина, В.М. Горшенева, А.М. Витченко, Н.Н. Вопленко, Т.Н. Радько и других ученых.

Цель курсовой работы - раскрыть современные взгляды на функции права и способов и проблем их реализации.

Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:

1.рассмотреть понятие функции права;

2.охарактеризовать систему функций права;

.проанализировать отдельные функции права;

.показать формы реализации функций права в современном российском государстве.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Понятие и система функций права

1.1 Понятие функций права

Слово «функция» происходит от латинского functio - осуществление. Термин «функция» многозначен и не является собственно юридическим понятием. Функция как научная категория в ее философском понимании представляет собой «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений», деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого, а также «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления».

Сущность функции как научной категории заключается в том, что она всегда выражает некое отношение одного предмета (явления) к другому предмету (явлению), зависимость и взаимосвязь между ними. Не нуждается в доказывании тот факт, что в окружающей нас объективной реальности (в том числе, в социальном мире) все явления и процессы так или иначе взаимосвязаны - где-то эта связь прямая и проявляется с наибольшей очевидностью, где-то она скрыта от непосредственного наблюдения, но тем не менее она существует и определенным образом проявляется во внешнем мире. И посредством функций эта связь между предметами, явлениями и процессами находит свое выражение в объективной реальности.

Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения. Подобный подход к понятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует, в сущности, взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из вышеуказанных компонентов. Так, некоторые авторы при определении функций права акцентируют внимание на их «ролевом» аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений. В.Д. Филимонов указывает, что «функции права - это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования».

Ряд ученых под функциями права понимают, прежде всего, направления правового воздействия на общественные отношения. «Активная роль права, - пишет С.С. Алексеев, - выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений». Здесь следует указать на следующий момент: правовое воздействие в данном случае фактически ограничено рамками организации (упорядочения) общественных отношений. Между тем в действительности организация общественных отношений сама по себе - лишь одно из направлений правового воздействия на объективную реальность.

В.М. Горшенев предлагает рассматривать функции права в широком и узком смыслах. В широком смысле, с его точки зрения, функции права раскрывают обобщенную характеристику правового воздействия на общественные отношения, при котором регулирование является лишь одним из способов выражения служебной роли права. Функции права в узком смысле раскрывают возможности собственно правового регулятивного воздействия, показывают, как проявляется социальное назначение права - регулировать общественные отношения в зависимости от характера и значения для социального развития. Некоторые ученые (С.А. Иванов) представляют функции права как направления правового воздействия не на общественные отношения, а на волю, поведение людей. С таким пониманием функции права (как направления правового воздействия) не согласен А.Я. Рыженков. По его мнению, функция - это не назначение, определяемое как область, сфера применения чего-нибудь, а его осуществление. Поэтому правильнее говорить не о направлении правового воздействия, а о правовом воздействии в определенном направлении.

Таковы основные взгляды на проблему функций права. Обобщенные определения этого понятия, составляющие основу современного понимания данного явления, были предложены М.И. Байтиным, Т.Н. Радько, Ф.Н. Фаткуллиным, другими учеными.

С точки зрения Т.Н. Радько, функция права - обусловливаемое социальным назначением права основное направление его воздействия на общественные отношения, - направление, в котором выражены классовая сущность, служебная роль, цели и задачи права. Фактически так же определяет функции права М.И. Байтин: по его мнению, это «наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права». Ф.Н. Фаткуллин интерпретирует функции права как основные направления прогрессивного воздействия права на социальное развитие, определяемые его сущностью, целью и назначением в обществе.

Данные определения функций права, очевидно, претендуют на полноту отраженного в них понятия, поскольку содержат одновременно обе сущностные характеристики функций права - роль (назначение) права в обществе и основные направления воздействия права на общественные отношения. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, пишет Т.Н. Радько, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

Функция права - понятие весьма многообразное. Основное ее назначение заключается в опосредовании связей между правом и объектами его воздействия - общественными отношениями, сознанием людей, иными фактами социальной действительности. Реализация данного назначения возможна исключительно благодаря действию (деятельности) права. В этой связи функция представляет собой не что иное как деятельность права.

Вместе с тем, нельзя не признать, что явление обладает определенными функциями даже тогда, когда оно не действует определенным образом, не функционирует. В этом случае оно не проявляет своих свойств во внешней объективной реальности, его функции не выражаются в деятельности этого явления. Однако, из-за этого явление, безусловно, не утрачивает своих функций. Оно всегда готово их реализовать, когда для этого появятся соответствующие предпосылки и условия - внешние факторы, заставляющие явление функционировать.

На основании изложенного функция означает либо способность к деятельности, либо саму деятельность. При этом следует отметить, что данная черта функции права проявляется в двух известных ее компонентах - роли и направлении воздействия. И деятельность как таковая, и потенциальная способность к действию того или иного явления характеризуют и его роль (назначение), и направления его воздействия. Роль и воздействие могут быть как «наличными», фактическими, так и возможными, потенциальными.

Таким образом, понятие «функция права» охватывает одновременно назначение права и направления его воздействия на общественные отношения. Функция права - это такое основное назначение и направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость действия права как социального явления.

1.2 Проблема классификации функция права

Существующие спорные моменты при проведении классификации функций права связаны, как правило, со следующими вопросами.

. Соотношение регулятивной и охранительной функций права. Споры, связанные с решением данной проблемы, ведутся достаточно давно. Первоначально они касались в целом вопроса о наличии у права охранительной функции как одной из основных (собственно-юридических). Но после того как особую, важную роль охранительной функции стало отмечать все большее число советских ученых (Т.Н. Радько, С.А. Иванов, И.Е. Фарбер, В.П. Реутов и другие), этот вопрос трансформировался в попытки определения соотношения регулятивной и охранительной функций права. И сейчас нередко встречается мнение, согласно которому охранительное направление - часть регулятивной функции права. Но такая точка зрения не вполне отражает подлинное место охранительной функции права, и, прежде всего, в системе функций российского права.

Поэтому наиболее предпочтительной выглядит позиция, согласно которой право имеет две равноправные функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. А в условиях современного российского общества не будет считаться преувеличением и постановка на первый план не регулятивной, а именно охранительной функции права.

. Место и роль воспитательной функции права в системе функций российского права. На особую роль воспитательной функции права юридическая наука указывала практически всегда, когда обращалась к исследованию понятия «функции права». Например, еще в самом начале 60-х годов XX века нередким было такое мнение: «Воспитательное действие правовой акт начинает оказывать уже тогда, когда он опубликован (даже еще до его введения в действие), и продолжает оказывать его на каждого, кто его читает, изучает, применяет и соблюдает в своей практической деятельности». Пристальное внимание к воспитательной функции права и связанному с ней процессу формирования правового сознания обусловлено тем, что право далеко не всегда проникает в сознание людей, чаще всего, к сожалению, является лишь механической преградой на пути недобропорядочных членов нашего общества.

С воспитательным воздействием права связан и еще один спорный аспект. Часто его предметом видится лишь процесс формирования правового сознания, что в целом верно. Но в таком случае остаются неохваченными правовым воздействием столь важные части общественной жизни как наука, образование, искусство и т.д. Следовательно, право обладает не только воспитательной, но и особой, культурной функцией, прежде всего, потому что воздействует, в том числе, и на интеллектуально-образовательную сферу каждого человека, несет в себе определенные знания.

Таким образом, к разряду социальных функций, помимо экономической, политической и социальной и воспитательной должна быть отнесена еще и культурная функция права, способная объединить встречающиеся в юридической литературе такие функции, как культурно-историческая, образовательная и т.д.

. Соотношение охранительной функции права и других, сходных с ней, функций: превентивной, правовосстановительной и т.п.

По данному вопросу в научном сообществе нет единого мнения. На наш взгляд, речь здесь должна идти о том, что охранительная функция права обладает несколькими специфическими подфункциями, без осуществления которых невозможно нормальное существование общества. Однако, есть и другие мнения. Например, А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев пишут следующее: «В юридической литературе выделяют также второстепенные юридические функции (неосновные): компенсационную, ограничительную и восстановительную». По мнению данных авторов, компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями. Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Однако, если восстановление нарушенного права влечет, в том числе, компенсацию потерь лица, то и выделять в качестве самостоятельной компенсационную функцию нецелесообразно. А так как восстановление всегда следствие какого-либо нарушения права, то можно сделать вывод, что правовосстановительная функция права является подфункцией более крупного охранительного направления правового воздействия.

Гораздо большее внимание в юридической литературе было уделено предупредительной или, как ее еще называют, превентивной функции права. Точка зрения В.В. Похмелкина, заключающаяся в том, что предупреждение преступлений представляет собой не самостоятельную функцию по отношению к охранительной, а ее подфункцию, ведущее направление охраны общественных отношений.

Кроме указанных выше, в научной литературе можно встретить мнение о наличии и других подфункций охранительной функции права, в частности, карательной. Нужно отметить, что целевая направленность карательной функции права не сводится лишь к наказанию того или иного субъекта. Не может быть наказания ради самого наказания. Цель охранительного воздействия, в конечном счете, состоит лишь в том, чтобы максимально восстановить нормальный порядок общественных отношений, подорванный нарушением закона и не допустить подобных негативных проявлений в будущем.

Таким образом, и карательное воздействие нужно рассматривать через призму других охранительных подфункций: предупредительной и правовосстановительной. То есть, с одной стороны, кара - это всегда часть процесса восстановления нарушенного права, порядка, существовавшего до совершения соответствующего правонарушения. А с другой - необходимый элемент предупредительного воздействия, причем как в отношении лица, совершившего данное нарушение, так и в отношении остальных членов общества.

Таким образом, к подфункциям охранительной функции права стоит относить следующие: предупредительную (превентивную), правовосстановительную и карательную.

В научной литературе не существует единства по поводу основного критерия классификации функций права. Т.Н. Радько в качестве основного критерия классификации отмечает типы общественных отношений. А.И. Бобылев пишет, что функции права классифицируют по различным критериям: в зависимости от сферы общественных отношений и в зависимости от направлений воздействия на общественные отношения. В.Д. Филимонов применительно к функциям норм права отмечает, что критерием классификации их функций должна быть социальная направленность.

Однако, для того, чтобы избрать наиболее оптимальный критерий классификации функций права необходимо четко представлять, что одной из характерных особенностей функции является то, что данная категория не может существовать сама по себе, в отрыве от обусловливающих ее существование предметов и явлений. Не исключение и правовые функции, напрямую зависящие как от особенностей права, так и от целей и задач, которые оно призвано решать в современном обществе, от его социального назначения. Поэтому критерием классификации функций права должны быть цели и задачи, стоящие перед правом.

На основании этого критерия, стоит выделять следующие разновидности функций права: регулятивно-статическую, основной целью которой является закрепление сложившегося порядка общественных отношений, регулятивно-динамическую, отражающую необходимость правового воздействия на дальнейший процесс общественного развития), охранительную (предупредительную, правовосстановительную и карательную), социально-ориентационную, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей, индикатора позитивного и негативного; общесоциальные функции права (экономическую, являющуюся отражением роли права как основного, наиболее важного регулятора экономических процессов; политическую, призванную упорядочить процедуру осуществления политической власти как центрального звена любого общества, без которого невозможна его эффективная организация; культурную функцию, отражающую степень правового воздействия на интеллектуально-образовательную сферу жизнедеятельности людей; воспитательную функцию как проекцию правового воздействия на процесс формирования нравственно-психологических основ современного общества; социальную функцию, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности каждого члена общества, т.е. в современном понимании гарантии получения образования, медицинской и гуманитарной помощи и т.д., к этому разряду, возможно, отнести указываемые некоторыми авторами как независимые - экологическую, демографическую, коммуникативную и иные сходные с ними функции).

Итак, приведенный вариант классификации функций права отражает многогранный спектр правового воздействия с учетом особенностей, присущих именно современному российскому праву.

Глава II. Характеристика основных функций права и формы их реализации

2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения.

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций, а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора).

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права.

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство».

Таким образом, регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

2.2 Охранительная функция права

Достаточно часто к определению понятия охранительной функции подходят через анализ иной правовой категории - цели. Так, достаточно часто понятие охранительной функции, например в гражданском праве, ограничивается указанием ее цели: «Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота»; или применительно к уголовному праву: «уголовное законодательство… создается в целях охраны, обеспечения нормального процесса общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений…», «охранительная функция преследует двоякую цель - не допустить нарушения прав и интересов, обеспечить возмещение» нарушенного права.

Раскрытие понятия охранительной функции через категорию «цель» не совсем верно. Роль функций права в процессе достижения правом своих целей состоит в том, что цели права достигаются (функциональность) или не достигаются (дисфункциональность) в процессе функционирования права. «Цели … опосредуют социальное назначение функций…».

При определении понятия охранительной функции права многие специалисты раскрывают ее через анализ ее задач. В частности, отмечается, что «важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи», превентивной задачи, состоящей «в стимулировании и организации такого поведения участников отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов».

Задачи права отвечают, прежде всего, на вопрос «Для чего необходима данная отрасль права в правовой системе?» А функции призваны ответить на вопрос «Как, каким образом право решает поставленные задачи?» Отсюда следует вывод, что право решает свои задачи при помощи постоянного функционирования правовых предписаний в общественной жизни. Функции права - своего рода инструментарий, средства, способы решения задач, которые используют субъекты социальной действительности. При этом отметим, что задачи и функции права могут совпадать по названию, но это лишь терминологическое сходство.

Таким образом, понятие охранительной функции права не должно раскрываться только через задачи этой самой функции.

Достаточно часто при определении понятия охранительной функции права исходят из ее содержательных элементов. Отмечается, что «охранительная функция … реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации потерпевшему причиненных ему убытков».

Исходя из того, что в самом обобщенном виде функция права - это основное направление воздействия права на общественные отношения, часто и вполне справедливо при формулировании понятия охранительной функции права исходят из ее собственного направления воздействия: охранительная функция «...направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов», «ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной, стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений». Отмечается, что «охранительная функция права направлена на охрану положительных и искоренение вредных для человека, общества и государства общественных отношений».

М.И. Байтин отмечает, что «регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функции, охрану от нарушений права в целом».

Итак, охранительная функция права, как это часто указывается в юридической литературе, определяется необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, всего общества.

Следовательно, основное назначение охранительной функции права - в том, чтобы предотвратить правонарушение, с ее помощью «устраняются отступления от нормальных процессов … в общественных отношениях».

Охранительная функция права призвана также восстанавливать нарушенные права в случаях не соблюдения законодательных предписаний «в рамках закона и в пределах возможного», проявляя свой восстанови тельный или, как его еще называют, охранительно-гарантийный характер.

А.Н. Торопов указывает на три основных способа (метода) осуществления восстановительной функции права: добровольный, принудительный и добровольно-принудительный. В большинстве случаев юридическая ответственность для восстановления общественных отношений использует принудительный метод. Это обусловлено спецификой охранительной функции права, которая является предопределяющей для восстановительной функции юридической ответственности.

Карательная функция права - одно из проявлений охранительной функции права. Карательная функция представляет собой основанное на законах и иных правовых актах направление структурно-организованного и принудительного воздействия права на сознание, волю и поведение правонарушителей, которое в рамках регулятивных и охранительных правоотношений нацелено на восстановление социальной справедливости в виде воздаяния за содеянное и применение к ним судами, правоохранительными и другими компетентными органами, конкретных мер «наказания».

В случае совершения правонарушения, реализуются нормы, предусматривающие юридическую ответственность. Реализация государственно-принудительно юридической ответственности приводит к осуждению лица и сужению его самых разнообразных прав. В результате осуждения порицается как сам правонарушитель, так и деяние, им совершенное.

Таким образом, охранительная функция права - это объективно существующее явление, представляющее собой направление воздействия права на общественные отношения в связи с нарушением общественных отношений и необходимостью их охраны и восстановления; выражающее охранительную роль и предназначение права в общественной жизни, посредством которых достигается решение охранительной задачи правового регулирования на определенном этапе развития общества.

2.3 Социально-ориентационная и общесоциальные функции права

Впервые понятие «социальные функции» встречается в одноименной работе И. Карнера, которая представляла собой перевод исследования К. Реннера. Активное его использование в советской юриспруденции связано с опубликованием серии работ Т.Н. Радько, посвященных проблемам функций права. Позднее данная категория употребляется в процессе исследования функций отдельных отраслей права.

Воздействие социально-ориентационная функции состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей (например, право фиксирует ценность человеческой жизни, собственности, ряда нематериальных благ, таких как здоровье, достоинство, безопасность, деловая репутация и др.). Также работают иные социальные институты (религия, например, тоже отражает свою систему ценностей).

Общесоциальные функции права проявляются в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. В научной литературе часто отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями государства.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п.

Для существования полноценной экономической системы нужны общеизвестные, справедливые и единые для всех правила ведения дел в жизни общества. Безусловно, экономическая жизнь не остановится и без этих правил. Однако, качество экономики, степень ее развития, темпы экономического роста существенно замедлятся. Правовой риск предпринимательской деятельности возрастет настолько, что интерес к занятиям многими видами деятельности существенно снизится, либо пропадет вовсе. Наличие же адекватной для своего времени системы гражданского права, напротив, способно оказать существенное стимулирующее влияние на возникновение, поддержание и развитие предпринимательства.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.

Воспитательная - внешняя функция права имеет место тогда, когда нормы права дают представление о том, что делать можно, а что нельзя, и как нужно действовать в той или иной ситуации. Здесь право опирается на метод убеждения, а в необходимых случаях использует и методы принуждения и наказания. Кроме того, эта функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву, а выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. В данной функции право выражается в качестве социального регулятора и оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные социальные нормы, институты и механизмы (правосудие, запреты, дозволения, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни общества. Одной из важнейших задач этой функции является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

Воспитывающее воздействие на поведение субъектов право оказывает через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни.

Содержание данной функции охватывает ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально-юридическими, а общесоциальными приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т. д.).

Информационная функция вытекает из такого свойства позитивного права, как его формальная определенность. Правовые нормы, будучи закрепленными в различных официальных документах, приобретают письменную форму и становятся источниками информации о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных общественных отношений.

Суть трансляционной (коммуникационной) функции состоит в том, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей.

Таким образом, в социально-ориентационной и общесоциальных функциях выражен специфический ракурс права. Они характеризуются тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве эталона, образца поведения, воспитывая у людей привычку совершать одни действия и воздерживаться от других.

функция право норма

Заключение

Таким образом, право в современном государстве является самостоятельной системой. Как и всякой системе, ему присущи различные функции. Функции права связаны с действием права, а именно, с практической реализацией его свойств официально-властного регулятора отношений между людьми, его ролью и местом в структуре правовой системы общества. То есть, сущность права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это касается основных функций права, выражающих его роль как регулятора общественных отношений. Функции права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как назначение права, т.е. его служебную роль, так и роль права в общественной жизни вообще, т.е. его общесоциальную роль.

Система функций права это сложное, многоуровневое образование. Можно выделить следующие группы функций права: на специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную (включающую (предупредительную, правовосстановительную и карательную подфункции) функции; социально-ориентационную, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей, индикатора позитивного и негативного; общесоциальные функции права (среди основных социальных функций можно выделить экономическую, политическую, воспитательную, к неосновным общесоциальным относят - экологическую, демографическую, коммуникативную и иные сходные с ними функции).

Функции права реализуются в информационной и ориентационной форме, а также в форме правового регулирования. Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, каким должно быть их поведение в обществе. Эту информацию граждане могут получить из официальных источников, СМИ, юридической литературы, у адвокатов, других лиц юридической профессии. Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок. Правовое регулирование осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №; 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СПС «Консультант Плюс».

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СПС «Консультант Плюс».

Исследования

1.Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 2011.

2.Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

.Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.

.Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005.

.Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права // Право и политика. 2011. № 4.

.Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. М., 2007.

.Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010.

.Глебченко О.А. Проблема классификации функций позитивного права // Сибирский юридический вестник. 2012. № 3 (42).

.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М., 2005.

.Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2009.

.Данченко А.А. Превентивная функция российского права. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Нижний Новгород, 2010.

.Калинин В.М. О правовых гарантиях защиты нематериальных благ (жизни и здоровья) военнослужащих при исполнении ими обязанности военной службы // Российский военно-правовой сборник. 2012. № 1.

.Карнер И. Социальные функции права. М., 2011.

.Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1.

.Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2011. № 4.

.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 2010.

.Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2006.

.Левина С.В. Воспитательная функция права и механизм ее реализации // Вест. ТГУ. 2011. Вып. 9 (89).

.Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть. М., 2005.

.Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3.

.Мамаев А.М. Социальные функции российского гражданского права // Науч. вест. Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2010. № 11.

.Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4.

.Мусаткина А.А. Функции финансовой ответственности // Вестник Самарского Государственного Университета. Сер. «Юриспруденция». 2010. Вып. 36.

.Пьянов Н.А. Понятие, сущность и назначение права // Сибирский юридический вестник. 2012. № 2.

.Рузакова О.А. Авторские и смежные права в Интернете // Законодательство. 2011. № 9.

.Синюков В.Н. Функции права // Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007.

.Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 2010.

.Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 2009.

.Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань, 2010.

.Фефелов П.А. Механизм уголовно-правовой охраны (основные методологические проблемы). М., 2009.

.Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. 2011. № 9.

.Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.

.Цикарешвили О.Г. Охранительная функция российского права. Саратов, 2010.

.Ширмамедов А.К. Карательная функция права и некоторые проблемы экономической безопасности // Бизнес в законе. 2012. № 3.

Похожие работы на - Характеристика основных функций права и формы их реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!