Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

План

Введение

. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности

.1 Трактовка понятия «творчество»

.2 Психологические основы творчества и творческие способности

.3 Понятие «творчество» в педагогике

.4 Типология преподавателей

.5 Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества

.6 Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества

.7 Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

. Практический аспект педагогического творчества

.1 Опыт учителей иностранных языков

.2 Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Но какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании? Творческий подход - вот один из самых действенных способов.

Творчество в профессии учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение?

На данном этапе развития системы образования - системы, постоянно изменяющейся под воздействием ситуации в обществе - перед преподавателем стоит задача найти самый оптимальный способ наибольшего развития индивидуально - личностных и творческих способностей ученика. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она посвящена исследованию того, как творческий подход со стороны учителя реализует эту задачу.

Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.

Предмет нашего исследования - творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации на примере практического опыта преподавателей иностранных языков.

Цель исследования - показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

) Определить сущность и основы педагогического творчества.

) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

) Вычленить примеры успешного и эффективного применения педагогического творчества.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2) Анализ передового педагогического опыта преподавателей иностранных языков.

) Анализ собственной творческой деятельности на уроках иностранного языка.

Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения и примеры плодотворной творческой деятельности педагога на уроке иностранного языка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности

.1 Трактовка понятия «творчество»

Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего - то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.

Так в античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые - исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 - 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие. [1, 977-979; 6,484].

Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей этого феномена? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос обратимся к современным словарям.

Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер, акцентируя свое внимание лишь на новизне создаваемых ценностей.

Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [2, 756]

Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [3,791]

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества». [4, 1306]

С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ». [5, 476]

Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы - вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество - психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно - историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [6,484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6,285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации.

Своеобразный синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Вот его определение: «творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [7, 49]. Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

Как мы смогли убедиться понятие «творчество» многоаспектно и изучается в пределах разных наук. Но, подводя черту под всеми приведенными определениями можно сделать вывод, что основополагающими компонентами, составляющими обобщенное определение творчества можно считать три.

. Творчество - это деятельность или компонент деятельности.

. Источник творчества - человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.

. Результат творчества - качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью.

.2 Психологические основы творчества и творческие способности

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет дать на него исчерпывающий ответ.

Итак, что же включает в себя понятие «творческие способности»? Логично начать с самого определения «способностей». Так В.Н. Мясищев дает следующее определение этому понятию: « Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней».

Если рассмотреть данное определение в контексте творческой деятельности, то возможно вывести следующее определение творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

. Гибкость мышления.

. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

. Лёгкость генерирования идей.

. Творческое воображение.

. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]

Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет 9 основных блоков:

. Мотивационно - творческая активность и направленность личности (любознательность, творческий интерес; чувство увлеченности, эмоциональный подъем; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству и др.).

. Интеллектуально - эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).

. Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).

. Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).

. Способность к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, к самоорганизации, к самоконтролю).

. Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других).

. Эстетические качества личности (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений; способности руководствоваться эстетическими принципами).

. Индивидуальные особенности личности (индивидуальный стиль работы). [7, 77-86]

Но не следует забывать о том, что все вышеперечисленные качества могут проявиться, только если талант ребенка будет замечен и правильно развит.«Так что талант, если можно так выразиться, обоюдоостр. Он становится или источником высшей радости, дает ощущение полноты жизни когда обнаружен и закреплен, или же в противном случае сублимируется, свертывается в колючий, постоянно беспокоящий на подсознательном уровне кокон. Психологи называют это явление комплексом невостребованности».

Рассматривая процесс творчества, нельзя обойти вниманием множество его психологических аспектов. Так важным психологическим фактором является память; у художника, к примеру, она не зеркальна, а носит избирательный, творческий характер. Кроме того, память играет роль бережного хранителя опыта творческого человека, в нужный момент преподносящая ему основу для создания материальных и духовных ценностей. [11,179]

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Именно благодаря воображению автор, художник или изобретатель может создать то, что никогда прежде не существовало.

Способность мыслить ассоциативно не менее важна. Умение находить аналогии, возникающие по смежности, сходству и контрасту; неожиданно связывать не относящиеся друг к другу явления - это неотъемлемое свойство творческой личности. Симонов П.В. приводит интересные примеры, иллюстрирующие важность ассоциаций в творческом процессе: «Сколько людей раскладывали пасьянс как Менделеев, видели обезьян, сцепившихся хвостами, как Кекуле, или падающее яблоко как Ньютон, но никому эти впечатления не подсказали ни периодической таблицы, ни формулы бензола, ни закона всемирного тяготения».[12]

Многие ученые, занятые проблемой творчества особую роль отводят эмоции. Эмоции не только дают стимул для создания чего - то социально о культурно важного, но и сопровождают человека в течение всего процесса творчества. Так Рибо Т.В. своей статье «Творческое воображение» сравнивает процесс творчества с периодом беременности, полной беспокойств и опасений. [13]

Почти в любом творческом процессе особое место отводиться интуиции - так называемому шестому чувству, направляющему творческого человека в нужную сторону. Борев Ю.Б. в своей книге «Эстетика» приводит результаты исследования, проведенного американским психологом Ф. Берроном. Он обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей - своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%) , тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [11,143]

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это - специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь - Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Говоря о психологических основах творчества, стоит сказать о сознательном начале творчества, которое является немаловажным. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель и организует весь опыт творящего человека вокруг нее. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль человека, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свою работу и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.[11,183]

.3 Понятие «творчество» в педагогике

Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые - исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством.

Понятийный словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства». [14]

Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности.

О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями». [15,5] А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.

Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.

.4 Типология преподавателей

Как было сказано ранее, преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. (см. стр.8,9) А с этой позиции представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Данная типология помогает разграничить разные типы личности в зависимости от способа и направленности деятельности.

Итак, первый тип, выделяемый Андреевым, это - теоретик-логик - тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Подобные преподаватели могут быть охарактеризованы как строгие и требовательные, четко нацеленные на результат, которого они, как правило, достигают.

Второй тип - теоретик-интуитивист. Он характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Люди, попадающие под эту категорию, становятся замечательными преподавателями, заражающими своим энтузиазмом учеников.

Еще одним из существующих типов творческой личности является практик (экспериментатор), который всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Четвертый тип - организатор. Этот тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. Данный тип творческой личности занимает, бесспорно, одно из главенствующих мест с точки зрения предрасположенности к преподавательской деятельности - он обладает самым мощным оружием - умением строить общение и грамотно организовывать учеников.

И последний тип, выделяемый Андреевым - инициатор, характеризующийся инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает, или переключаются на решение других творческих задач. Данный тип личности не меньше способен преподавать, чем организатор, но ему может помешать непостоянство в выборе творческих задач. [7, 59-62]

.5 Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества

Как уже было сказано выше, педагогическое творчество - это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность - не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к высшему уровню проявления труда преподавателя.

Левчук З.С. выделяет следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:

принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;

умение видеть в воспитаннике индивидуальность;

умение развивать творческий потенциал школьника;

самосовершенствование своих творческих возможностей. [16, 63]

Тот же автор выделяет так же показатели готовности личности к педагогическому творчеству, каковыми он считает:

) осознание значимости профессиональной деятельности;

) умение выдвигать цели педагогической деятельности;

) умение выбирать новые педагогические средства для достижения прежних и новых целей;

) творческое использование традиционных форм, методов работы;

) умение осознать педагогом самого себя и субъективное воспроизведение внутреннего мира учеников;

) умение предвидеть и прогнозировать развитие индивидуальности школьника. [16, 63-65]

Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.

Педагогическое творчество не ограничивается некими общими положениями, есть и довольно строго регламентированные уровни педагогического мастерства, наделенные четкими характеристиками.

Так, парадигма педагогического творчества насчитывает 5 уровней.

- ый уровень. Педагог, достигший первого уровня мастерства, должен обладать эффективной дидактической системой, обогащенной уже известными инструментами (приемов, методов, форм) а также должным образом использовать их на практике.

-ой уровень. Показателем достижения учителем данного уровня является не просто повышение эффективности дидактической системы, за счет внесения в нее известных инструментов, а также применения их в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания - творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний - также творчество 2-го уровня.

3-ий уровень. При достижении педагогом данного уровня, отмечается принципиальное изменение частей (части) его дидактической системы за счет создания нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П.М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой. Разработки 3-го уровня это уже педагогические изобретения <#"justify">Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой, витиеватый путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог - это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение - это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение - это тоже творчество.

В чем оно конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д. Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему. [20,73]

Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии - способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Третий уровень развития эмоционального отражения (эмпатии) - «умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия» - является тем результатом, к которому должен стремиться педагог в своем творческом личностном развитии.[19,403]

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст, наконец.

Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.
Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение - это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.

.7 Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

Младший школьный возраст.

Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.

Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего школьного возраста, отмечает следующие особенности: старательность, стремление подражать старшим, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к действительности, твердая вера в авторитет учителя. Что касается умственной деятельности, то Столяренко Л.Д. в своем учебном пособии «Основы психологии» приводит концепцию Пиаже, согласно которой, мышление человека на данном этапе жизни носит субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление на данной стадии эгоцентрично, однако оно помогает ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность.[19,599] Если говорить конкретнее об умственных способностях ребенка, то у него вырабатывается представление о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. Данную стадию умственного развития Столяренко Л.Д., вновь ссылаясь на Пиаже, называет стадией конкретных действий. [19,601]

Не менее важным моментом развития ребенка на данном этапе является то, что он проходит первичную стадию социализации (стадия адаптации) - усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. В связи с указанными характеристиками выявляется особая роль учителя в организации творчества детей данного возраста. Дети младшего школьного возраста стремятся подражать, и значит, учитель должен показывать пример творческого отношения к жизни, играть роль воодушевителя, вдохновителя детей. [21,67]

Дети в этом возрасте очень склонны к творчеству - не боятся проявлять себя в любой сфере деятельности - они с удовольствием поют, танцуют, рисуют, кроме того, им свойственна необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особая отзывчивость ко всему окружающему.

Киршин А.И., рассуждая о детском творчестве, отмечает мифологизм, проявляющийся как одушевление сил природы и предметного мира. Данная черта детской психики особенно ярко проявляется в любви к драматизации и ролевым играм. «Идя навстречу проявлениям чувств ребенка, поддерживая его эмоциональные реакции, а также возможность проиграть свои сказки в виде ролевых игр, мы можем создать наиболее естественные и радостные условия для творчества ребенка».[21,66]

Итак, делая вывод, стоит сказать, что детский школьный возраст - довольно противоречивый и сложный, и в то же время замечательный период в жизни ребенка. При работе с детьми данного возраста преподаватель имеет редкую возможность для педагогического творчества в чистом его виде, ведь хрупкая личность ребенка не обременена социальными рамками, предрассудками и комплексами. Но у этой медали есть и обратная сторона - ребенок не преобразует полученные знания, а изменяет себя по средствам их. Это значит, что преподавателю необходимо самым тщательным образом фильтровать информацию, которую он дает. И еще один фактор - это невероятная ранимость - любое неосторожное слово может отозваться неизгладимой травмой в душе ребенка. Он очень остро воспринимает неудачи в школе - это снижает его самооценку. Статистика говорит о том, что «средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого класса характеризуется устойчивым и неуклонным снижением» [19,627]. Поэтому преподавателю необходимо помнить, что работа с детьми данного возраста - это не только огромная радость, но и не меньшая ответственность.

Подростковый возраст.

Данный период традиционно ограничивается 11 - 15 (6-9 класс) годами. Психологи и педагоги единогласно соглашаются с мнением, что данный период развития человека достаточно противоречив и сопряжен с рядом трудностей. Так чем же именно характеризуется этот возраст, и какие противоречия мучают подростков?

Киршин И.А. в своей статье «Развитие детского словесного творчества» говорит, что характерными чертами подростка являются личностная нестабильность, тенденция к взрослости, углубление самопознания, развитие критического отношения к действительности, быстрая смена увлечений, стремление к общению со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых. [21,67]

Столяренко Л.Д. приводит мнение Левина. Согласно его теории, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. [19,630]

Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д. Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление. [19,599]

Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе - вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей.[19,631] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.

Роль педагога, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?

Щербакова Т.Ю. в своей статье «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков» выделяет следующие моменты в организации творческого подхода в обучении подростков.

- передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместной деятельности детей и взрослых;

создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;

создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

- формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности. [22]

Старший школьный возраст.

Юношеский возраст, по мнению психологов - «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».

Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:

. Cамосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;

. Cобственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;

. Cтремление заново и критически осмыслить все окружающее.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению, иногда открытое противодействие. «Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое - физиологическое и половое - созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность».

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, какова роль и функция преподавателя в жизни старшего школьника - старший товарищ, прямым образом влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Но следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации. «Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах».

В статье Т.В. Шальневой следующим образом описывается успешная тактика обучения старшеклассников: обучение старшего школьника должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденный свойств ребенка. В центре разработки содержания образования должен стоять не многоопытный взрослый, с какими - то заранее заготовленными планами и программами обучения, а одаренный старшеклассник с его собственными, индивидуальными желаниями и, интересами и потребностями.

Старшеклассник сам должен определять как качественные, так и количественные параметры обучения. На практике это означает, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать чему и как учить, а взрослый и сам старшеклассник, исходя из склонностей, интересов и потребностей последнего, должен определять содержание обучения. Содержание должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Таким образом, можно придать обучению естественный характер, сделать для подростка школу местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.[24]

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.

1.Педагогическое творчество - это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах.

2.Педагогическое творчество - это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности.

.Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически - практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.

.Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.

2. Практический аспект педагогического творчества

.1 Опыт учителей иностранных языков

Теоретический аспект педагогического творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в своем арсенале огромное количество способов развития творчества учеников. В данной главе будут рассмотрены несколько наиболее популярных приемов развития творческого потенциала учащихся, применяемые учителями иностранных языков.

Иностранный язык в школе - предмет специфичный, так как его реальная практическая значимость долгое время не воспринимается учениками, кроме того, данный предмет довольно сложен для многих учащихся. Все эти факторы влияют на снижение мотивации и интереса со стороны учащихся. Поэтому так важен человек, преподающий иностранный язык, ведь от его профессионализма и умения постоянно поддерживать интерес детей зависит результат педагогического процесса.

В данной главе будут приведены некоторые приемы творческой работы учителя, помогающие ему достичь наиболее высоких результатов. Все из нижеперечисленных способов основаны на общем творческом развитии таких компонентов личности ученика, как воображение, фантазия, абстрактное, образное и критическое мышление.

Проектная деятельность. Данный вид работы приобретает все большую популярность среди преподавателей иностранных языков, так как наиболее полно соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. Кроме того, такой вид работы, является творческим по своей сути и ориентируется на развитие личности учащегося. « Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе своих интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей».

Метод проектов предоставляет большое поле для творческой деятельности, как со стороны ученика, так и учителя. Но для ученика данный вид работы особенно важен, так ее творческая направленность приводит к ощутимым результатам в его интеллектуальном и духовном развитии. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие. [26,79]

Одной из основополагающих черт метода проекта является свобода творчества, предоставляющаяся ученику, что существенно повышает его статус и позволяет изменить традиционную схему взаимодействия «учитель ученик» на схему партнерского учебного сотрудничества «субъект - субъект». Данный вид взаимоотношений повышает ответственность и самостоятельность ученика, что является серьезным воздействием на его личностную сферу.

Кроме того, данный вид учебной деятельности служит установлению межпредметных связей, которые призваны интегрировать в учебном процессе часто раздробленные и обрывочные знания учащихся по отдельным дисциплинам. Это развивает способность мыслить объективно и широко, что так необходимо для развития творческих способностей учащегося. Особую роль в методе проектов играет защита проекта и рефлексия после нее. Этот этап работы над проектом, помогает ученикам справедливо и объективно оценить свою работу. Важно, чтобы несколько человек смогли высказать свое мнение по увиденному проекту - это развивает способность учеников мыслить критически. Что касается оценки проектов, то преподаватели, имеющие достаточный опыт данного вида работы, не рекомендуют устраивать соревнование лучших проектов и тем самым выделять лишь немногих, так как подобный индивидуальный вид деятельности должен и оцениваться индивидуально. [27]

Необходимо также сказать о том, что спектр проектной деятельности разнообразен, что и предполагается личностно - ориентированным подходом. «Он включает в себя подготовку и проведением мини- исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью и репортажей. Конечным результатом данной деятельности могут быть постеры, доклады или рефераты, упражнения и задания, составленные учащимися, стенгазеты. Учебные фильмы, буклеты, анкеты, графики, карты». [28, 79]

Ее одним не маловажным качеством метода проекта является то, что этот вид работы позволяет выйти за рамки классно - урочной системы. Он может быть использован и во внеклассной деятельности, тем самым создавая вокруг себя ареол интереса, новизны и творчества.

Своим положительным опытом работы методом проектов делится Е.И. Шишова, учитель английского языка высшей категории, преподающая в школе «Интеллектуал» в г. Москва. В журнале «иностранный язык в школе» она подробно описала один из проектов, созданный учеником под ее руководством. Проект был озаглавлен «Разговор о погоде - это не скучно» («Talking about the weather is not boring») Свой проект ученик 5 класса представил в виде переписки с иностранным другом, в которой он делится интересными сведениями о погоде, в увлекательной форме излагает довольно сложные, научный факты. В работе были использованы фотографии Великобритании, сделанные метеорологическим спутником, фотографии разных частей странны, сделанные в разное время. Учеником так же был создан небольшой тест, позволяющий интегрировать знания учащихся по географии (окружающему миру, природоведению) и иностранному языку. Кроме того, были продуманны и оформлены на компьютере задания для индивидуальной и коллективной работы по теме «Погода и Времена года».

Данная проектная работа вызвала большое количество положительных отзывов со стороны учителей и учеников. Последние с увлечением пишут письма создателю проекта на английском языке, в которых делятся своими наблюдениями о погоде, рассказывают о причинах возникновения многих природных явлений. [28, 22-24]

На мой взгляд, данная работа является ярким примером удавшегося проекта, соответствующего всем вышеперечисленным характеристикам.

Одной из разновидностей проектной деятельности, получившей признание педагогов иностранного языка, является театральный проект. Основная причина, почему этот вид работы стал столь популярен у учителей, это в первую очередь то, что его можно использовать в работе с младшими школьниками, так как остальные разновидности проектов еще не могут быть применены.

Преподаватели считают, что театральный проект на начальной ступени обучения играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала. Театральное искусство - это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте, она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить к их дальнейшему изучению.

Вот, что говорит об использовании театрального проекта учитель английского языка из г. Волгоград Гербач Елена Михайловна: «Мои наблюдения показывают, что обычный 40-минутный урок превращается для ребят в праздник, даже, если, театральная постановка занимает всего 15-20 минут». [29] Елена Михайловна также делится своим практическим опытом, в виде описания театрального представления, проведенного ею с детьми третьего класса. «В гости к ребятам приходит Миша (плюшевый мишка в руках учителя) и через диалог-беседу с друзьями осуществляется повторение лексического и грамматического материала. Диалог плавно и незаметно для ребят переходит в проверку домашнего задания, хотя дети этого не осознают. Они с удовольствием рассказывают о себе в форме загадок, тем самым привлекая внимание к себе. В продолжении беседы с учащимися, Миша сообщает, что вместе с ним сегодня приехали друзья, сказочные звери, которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков, т.е. создание мотивации на уроке через яркий, эмоциональный диалог главного героя со своими друзьями, стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых, они получают приз. Все с нетерпением ждут встречи с ними, но дорога к победе нелегка. Обучение составлению монологического высказывания начинается через создание проблемной ситуации на уроке и самостоятельному ее решению. Проблемная ситуация задается в форме игры-путешествия по трем домикам и знакомства с их жителями». [29]

Игра. Еще одним не менее популярным и эффективным способ развития творческих способностей учеников является игра. Преподаватели с удовольствием используют данный вид деятельности по нескольким причинам:

. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции. Где эмоция - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

. Игра развивает воображение детей, побуждает их на поиск нескольких правильных ответов на поставленный вопрос.

. В рамках игры можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры, по мнению педагогов, в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.

. Иностранный язык - это в первую очередь общение, поэтому игра как нельзя лучше реализует эту задачу. Игровые моменты разрушают барьеры между детьми, создают условия равенства в речевом партнерстве, стимулируют детей к общению и свободному выражению своих мыслей.

. Кроме всего вышеперечисленного, игра является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игра является порой альтернативой классной - урочной системы, так как играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках английского языка. [30; 31,48-51]

В качестве примера использования игры на уроке иностранного языка, обратимся к профессиональному опыту И.И. Лащиковой - преподавателя немецкого языка из города Калининград.

Она приводит следующие развивающие виды игры:

Игра «Составь слова». Эта игра направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводиться после конкретной темы или после прочтения определенного текста. Смысл игры заключается в том, чтобы ученики составили как можно больше слов, используя данные буквы.

Игра «Ассоциации» направлена на развитие творческого воображения и филологических способностей учащихся и расширение их словарного запаса. Во время игры, учащимся предоставляется слово. После небольших раздумий, им необходимо сказать, какие ассоциации вызывает данное слово и какие словосочетания с ним можно построить.

Игра «Текст в красках». Данная игра наряду с развитием воображения, развивает наблюдательность, оперативную память, образное мышление. Для данной игры учащиеся получают текст, который они должны прочесть. Затем перед ними ставиться задача: представить и нарисовать предметы, о которых идет речь в этом тексте. Обязательно нужно передать их цвет, форму, размер и местоположение.

Еще одной игрой, о которой хотелось бы сказать, является игра «Сочини историю с опорными словами». Учащиеся делятся на две - три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут. Последовательность слов значения не имеет, главное, чтобы все они были использованы в рассказе. Так же для разнообразия можно использовать не слова, а последовательность картинок. [31,48 - 52] Данная игра развивает воображение и фантазию ученика, кроме того развивает самостоятельность ученика и его активную позицию в обучении.

Сказка. Данный вид работы, к сожалению, ограничен возрастными рамками, но, несмотря на это, преподаватели иностранных языков крайне положительно отзываются о ней и стараются использовать как можно чаще. Кроме того, преподаватели считают, что данная форма преподавания обязательно должна присутствовать, так как обеспечивает легкий переход ребенка к ответственной и сложной жизни ученика.

Что такое сказка? «Сказка… В первую очередь - мир детства, мир яркий, радостный, полный открытий и надежд. А еще сказка - литературное произведение, закладывающее основы системы культурных ценностей в душе ребенка». [32]

Кроме того, «сказка развивает воображение ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности. Помимо этого сказка является средством творческого моделирования ситуации общения. Сказочные персонажи используется для конкретных целей в учебном процессе: для обеспечения непроизвольного запоминания большого объема материала, для поддержания активного внимания учащегося». [33, 54]

Использование сказки служит и многим практическим целям, основные из которых, это формирование грамматических и лексических навыков в простой и увлекательной форме.

Опыт использования сказки в разных аспектах обучения и с разными целями мы находим у разных преподавателей, но в качестве примера приведем двух учителей. Первый педагог - Болотина Вера Петровна - преподаватель английского языка в младших классах из г. Санкт - Петербург, применяет сказку главным образом для развития воображения детей. «Сначала мы вспомнили Г.Х.Андерсена и поняли, что сказочные герои живут вокруг нас. Мы выбрали стул. В качестве отправной точки детям была предложена фраза Once there lived… с последующим переходом на грамматическое время The Present Simple. Дальше каждый автор предложил всего по одному предложению. В результате, озаренная светом распахнутых от удивления (как же, оказывается, захватывающе интересно и достаточно просто творить всем вместе!) детских глазах родилась незамысловатая, но совершенно новая, незнакомая никому сказка. А дети? Они почувствовали себя настоящими волшебниками - они создали целый мир, мир стула!

Аналогичное, но уже личное задание дети получили на дом. К началу следующего урока на учительском столе лежала стопка тетрадей с детскими произведениями. Они были разные: самостоятельные работы, упрощенные переделки знаменитых шедевров, традиционные рассказы о домашних животных и даже незавершенный набор предложений. Конечно, можно объяснить это явление отсутствием поддержки одноклассников, помощи учителя и, как следствие, изменившимся душевным настроем. Зато многие дети воспользовались умением пользоваться словарем, слегка расширив свой словарный запас. При этом все авторы получили положительные отметки (иногда поощрительные), а лучшие - по две отметки отлично». [32]

Еще один преподаватель, Мишакина И.А. из города Спасска Рязанской области, использует сказку в качестве помощника учеников в усвоении основного лексического и грамматического материала. «Для того, чтобы облегчить формирование грамматических навыков немецкого языка, я сама придумываю грамматические сказки, которые позволяют не только успешно освоить материал, но и активизировать познавательную деятельность учеников». В качестве примеров подобных сказок, преподаватель приводит следующие истории: «сказка про прилагательное», «Как поссорились глагол с несколькими приставками», « Бунт причастия» и др. [33, 54 -56]

Еще один прием развития творческих способностей учеников на уроке иностранного языка, о котором хотелось бы упомянуть, это песня. Данный вид деятельности широко применяется преподавателями иностранных языков на всех ступенях обучения.

Применение песни дает большое количество самых разнообразных результатов: это и опора для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков, знакомство с культурой страны изучаемого языка, основа для обучения общению на иностранном языке; перевод слов песни в стихотворной форме развивает фантазию, воображение учеников, является дополнительной средством мотивации.[34] Кроме того «содержание песен позволяет организовать различные игры, способствующие формированию произносительных навыков, многократному повторению лексического материала, созданию благоприятных условий для обучения общению на уроке». [35,62]

Преподаватель французского языка Кащук С.М. из г. Санкт - Петербурга рассказывает о своем опыте использования песен в работе с младшими школьниками. Учитель использовала песни как основной материал уроках, комбинируя их с различными игровыми заданиями.

Песни подбирались с учетом возраста учащихся. Предложения, из которых состояли песни, были короткими и простыми. При разучивании песен уделялось большое внимание жестам и мимике. Исполняя песни, дети должны были сопровождать слова соответствующими действиями, демонстрируя то, о чем поют. Подобный метод исполнения помогал детям лучше понимать смысл песен и лучше запоминать слова. Часто преподаватель использовал картинки в качестве сопровождения песням, тем самым, развивая образное мышление детей. Кроме того, часто использовался метод инсценировки, развивающий воображение и фантазию детей.

Итак, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что возможности сделать урок интересным и развивающим безграничны, также как и безграничны фантазия и воображение учеников. Вот некоторые рекомендации, которые хотелось бы дать молодым преподавателям:

. Учительский труд сложен и многогранен, это плодородная почва для самосовершенствования. Об этом нельзя забывать, ведь в противном случае скучно станет не только вам, но, что намного хуже, и вашим ученикам.

. Всегда помните о том, что все дети талантливы, только в разной степени. Но, несмотря на это, ваша первостепенная задача состоит в том, чтобы раскрыть весь возможный потенциал ребенка. На современном этапе развития методики преподавания это не так уж и сложно, ведь в вашем распоряжении целый арсенал самых разнообразных методов.

. Классно - урочная система - традиционная и уважаемая всеми педагогами форма организации урока, но не единственно возможная. Помните о том, что разнообразие и нестандартный подход в обучении - лучший стимул для учеников.

.2 Анализ собственного участия в творческой деятельности на занятиях по иностранному языку

Узнав так много о творческой деятельности и педагогов и о приемах ее воплощения в жизнь, я постаралась проанализировать собственный небольшой педагогический опыт.

Свою педагогическую практику я проходила в школе под контролем чудесного преподавателя английского языка, старающегося сделать каждый свой урок интересным и незабываемым. Я, по мере моих возможностей, постаралась перенять ее творческий опыт.

Практику я проходила в 7ом классе, с довольно взрослыми ребятами. К сожалению, метод проектов мне применить не удалось, так как это очень трудоемкая работа, требующая не только большого количества времени, но и наличие профессионализма. Но, несмотря ни на что, я старалась поддержать интерес ребят к своему предмету.

Игра, вот мой излюбленный метод обучения, подходящий абсолютно всем - ведь играть любят и взрослые и дети. Кроме того, я пришла к определенному выводу о том, что данный метод обучения существенно помогает в усвоении знаний учащимися. С моими ребятами мы играли на каждом уроке (примерно по 7-10 минут). Чаще всего я использовала командные игры, где к развлечению присоединяется и азарт. Ученики соотносили понятия, группировали слова по смыслу, рисовали основных героев прочитанного текста и т.д.

Кроме игры я использовала элементы драматизации, разбор небольших кусочков текстов песен. По окончании практики я абсолютно укоренилась в своем мнении о том, что обучение - это не только тяжелый труд, но и радость и удовольствие, и для того, чтобы и ученики это поняли, учитель просто обязан быть изобретательным, креативным, а его уроки полны неожиданных сюрпризов.

преподаватель творческий дети возраст


Традиционно многие десятилетия подряд обучение и воспитание детей расценивалось как демонстрация опыта старшего поколения младшему в виде прямой передачи информации. Однако в быстро меняющемся обществе XXI века столь привычные и проверенные способы уже малоэффективны: формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения. Пренебрежение современной социальной ситуацией и приверженность ныне устаревшим формам воспитания, являются не просто малопродуктивными, но и вызывает конфликты между поколениями.

В аналогичной ситуации на данный момент находиться и система образования. Высокий уровень динамичности развития общества привел к коренным изменениям образовательной системы. Традиционные методы обучения уходят на второй план, освобождая дорогу творческому подходу.

Творчество становится постоянным спутником преподавателя, сопровождая его на уроке и после него, во время внеклассных мероприятий. Творчество является необходимой базой самосовершенствования учителя, важным компонентом организации межличностного общения с учеником.

Творческий подход поступательно и естественно развивает личность ученика - значительное развивает воображение, наблюдательность, образное и критическое мышление учащегося. Нестандартный, креативный подход учителя мягко, без назиданий, стимулирует активность учеников, вызывает у них желание самостоятельно и плодотворно работать - а это и есть главная гарантия высокого уровня его личностного развития и общей успеваемости на уроках.

Кроме этого, творческий подход работает также на благо развития общества, ведь, как было заявлено во введении, общество на данный момент развития нуждается в гражданах развитых индивидуально - личностно, способных мыслить неординарно. Лишь люди, обладающие такими способностями, в состоянии развивать себя и общество вокруг. Бывшие школьные ученики, обучавшиеся у творчески работающего преподавателя, выходят в самостоятельную жизнь с устойчивыми моральными ценностями и активной жизненной позицией.

В данной курсовой работе была предпринята попытка доказать эффективность творческого подхода в обучении. Для этого мы изучили психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы, а также передовой практический опыт учителей. Данное изучение привело нас к выводу о том, что педагогическое творчество - это высший уровень проявления индивидуальности педагога; оно более эффективно, чем традиционные методы обучения. Творчество - это самый действенный способ помочь ученику и преподавателю в своем личностном развитии и самосовершенствовании, способ разнообразить и во многом изменить традиционную систему образования, а также способ помочь современному обществу, благодаря всестороннему развитию каждого его члена.

Список литературы

1.Большая Советская Энциклопедия. т. 25. гл. редактор А.М. Прохоров. - М.,- издат. «Советская Энциклопедия», 1976г - 1785 с.

2.Толковый Словарь Русского Языка. гл. редактор С.А. Кузнецов. - изд. Норинт, 2000, 960 с.

.Толковый Словарь Русского Языка. гл. редакторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник,1999 -944 с.

.Советский Энциклопедический Словарь. гл. редактор А.М. Прохоров. - 2-е издание. - М.: «Советская Энциклопедия», 1982 - 1600с.

.Культурология. Энциклопедический словарь. гл. редактор Хоруженко К.М. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997 - 640с.

.Психологический словарь. авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов - на Дону: Феникс, 2003. - 640с.

.В.И. Андреев «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности».- Издательство Казанского Университета 1988г.

.В.Н.Мясищев «О связи склонностей и способностей». «Склонности и способности», сборник статей.- Издательство Ленинградского Университета, 1962г.

.А.Н. Лук «Психология творчества».- М; 1978г.

.Н. Фомин « Как стать творцом Неба и Земли?» Пульс недели. №9 от 29/04/2001

.Ю.Б. Борев «Эстетика»-4-е издание., доп.- М.,- Политиздат, 1988., 430 с.

.П.В. Симонов «Мозг и творчество» #"justify">.Т. Рибо «Творческое воображение». #"justify">.Понятийный словарь. #"justify">.Н.Б. Шумакова «Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста» Психология обучения № 2 февраль 2007 с.4-20

.З.С. Левчук Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования - Минск.,1991, с. 61-67

.А.А. Бодалев «Об изучении общения с позиции В.Н. Мясищева» #"justify">.А.В. Назаретова «Что такое креативность и как ее развивать?» Образование №6 2001 с. 72-78

.Л.Д. Столяренко Основы психологии 7-е издание, перераб. и дополнен. Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 672с.

.В.А. Бухвалов «Алгоритм педагогического творчества», М., «Просвещение», 1993г., с.40-41

.А.И. Киршин « Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект)». С 64-72 Образование №6 2001

.Татьяна Щербакова «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков». #"justify">.Л.Г. Компанеева «Организация обучения одаренных старшеклассников иностранному языку на основе проектного подхода». http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func=printpage&pageid=2190&scope=page

24.Т.В. Шальнева « Содержание школьного образования и проблема развития одаренности старшеклассников». <http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=310&min=130&orderby=titleD&show=10>

.И.А. Сокол «Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам» ИЯШ №1 2008 с. 16-21

.М.А. Белякова «Международная проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика». ИЯШ №3 2007 с. 79-82

.О.М. Астраханкина «Эффективность применения проектной методики в обучении иностранному языку» <http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=313639>

.И.Е. Шишова «Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку» ИЯШ №1 2008 с.21-27

.Е.М. Гербач « Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе» <http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311465>

.Л. И. Садриева «Игры на уроках иностранного языка» http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311838

.И.И. Лащикова «Игра как прием развития воображения на уроке немецкого языка» ИЯШ №6 2003 с. 48-52

.В.П. Болотина «Сказка как творческий элемент обучения английскому языку» <http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314943>

.И.А. Мишакина «Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков немецкого языка». ИЯШ №1 2008 с. 54- 58

.А.И. Дербаремдикер «Песня на уроке английского языка». <http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310075>

.С.М. Кащук «Использование песни на уроке французского языка» ИЯШ №3 1999 с.61- 68

Похожие работы на - Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!