Подходы к определению понятия 'воспитание'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подходы к определению понятия 'воспитание'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования







Контрольная работа

по дисциплине

«Методика воспитательной работы»

Вариант I


Выполнила: студентка гр. Св-411 УЭ

Баженова А.В.




Советский 2013

Оглавление

1. Приведите определения категории «воспитание», данные различными авторами в педагогической и справочной литературе. Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее отражает суть этого понятия?

2. Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

3. Тест из 10 вопросов по методике воспитательной работы

Список литературы

1. Приведите определения категории «воспитание», данные различными авторами в педагогической и справочной литературе. Какое определение, на ваш взгляд, наиболее отражает суть этого понятия?

Любая деятельность становиться продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по разному.

Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомится с различными воззрениями на это понятие. В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.

На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.

В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.

В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и самим собой.

В советский период ХХ в. Осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всесторонние гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, для дальнейшего развития общества1.

В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».

«Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание - объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».

О том, что воспитание - это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Н. Нойцер в учебнике «педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание - это усвоение общественнозначимого социального опыта».

Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности.

В 90-е гг. ХХ в. Воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.

Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. Многие ученные видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М. Монтессори, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К. Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А.В. Мудрик).

В ходе развития общества и педагогической мысли сложилось два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса.

Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание - это непрерывное становление у целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание - это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание - это «путь овладение на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих). «Воспитание - деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни.

Воспитание - это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связанно с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление - исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

·Воспитание - это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

·Воспитание - это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

·Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

Видно, что подходы к определению понятия «воспитания» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

На мой взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

2. Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования

Мероприятие: лекция, упражнение-дискуссия

Цели:

·прививание нравственных ценностей;

·воспитание в ученике нравственных качеств.

Задачи:

·cформировать представления о нравственности;

·развить понимание термина «совесть», рассмотрение форм извращенной совести;

·рассмотрение определений «эмпатия», «стереотипы»

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность необходимо рассматривать с позиции общечеловеческих ценностей. Три основополагающие ценности - истина, добро, красота - соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воли и чувствам. С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств - отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.

Как научить нравственности?

Проблема формулируется просто: как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? При этом помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Нравственная позиция - это ценности, которые важны для нас.

Различают следующие типы ценностей:

Нравственные (этические):

Всеобщие универсальные:

·честность, сочувствие, сострадание, справедливость, уважение, свобода;

Неуниверсальные:

·обязанности по отношению к религии, обязанности по отношению к учебному заведению, семейные обязанности и др.

Ценности, не связанные с нравственностью.

Иногда их называют предпочтениями: классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, математика, балет, рыбалка и др.

. Упражнение-дискуссия «Ложь»

·Что такое ложь?

·Нормально ли лгать?

·Часто ли Вы лжете?

·Что при этом чувствуете?

·Отчего люди лгут?

·Когда люди начинают лгать?

·Кто страдает ото лжи?

·Как следует понимать поговорку «ложь - забывается, правда - остается»?

·Может ли солгать друг?

·Кто чаще лжет - мягкий характером или жесткий человек?

·Каковы последствия лжи?

·Как общество провоцирует человека на ложь?

·Подстрекаете ли Вы на ложь других?

·Может ли фантазия заставить солгать?

·Если все лгут - хорошо это или плохо?

·Как Вы себя чувствуете, если вам откровенно лгут?

·Долго ли Вы переживаете обман?

·Может ли ложь влиять на внутренний мир человека?

·Если друг обманул Вас, а потом извинился, простите ли Вы его?

·Сложно ли постоянно лгать?

·Как ложь влияет на стабильность дружбы?

·Как бы Вы чувствовали себя в обществе, в котором нельзя никому доверять?

·Почему Вы хотите, чтобы люди говорили правду?

Такие вопросы рассчитаны на обратимость, универсальность и долгосрочность, могут иногда изменить человеческую жизнь.

Разговор о лжи не может не затрагивать проблему совести. Совесть - способность человека формировать моральные обязательства требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть - это внутренний голос, позволяющий отличать правильное от неправильного.

Но всегда ли мы прислушиваемся к этому голосу и следуем его советам? Если у нас развивается привычка не замечать его, то внутренний голос звучит все тише и тише, потому что развитие совести не идет автоматически, подсознательно.

В жизни встречаются различные формы извращенной совести:

·неправильно сформированная совесть;

·неоправданное чувство вины, когда мы не виноваты, но почему-то несем в себе чувство виновности;

·ослабленная (ленивая) совесть, когда мы оправдываем свое не правильное поведение, ложно успокаиваем себя, указывая пальцем на других или ссылаясь на то, что нас заставили плохо поступить.

Человек должен помнить о двух аспектах совести:

·знать, что верно, различать добро и зло;

·поступать правильно, потому что мы никого не можем винить за свои поступки.

. Упражнение-дискуссия «Совесть»

·Так ли уж невинно списывание?

·Что Вы чувствуете при списывании?

·Представьте себя на месте преподавателя. Задевает ли Вас то, что Ваши учащиеся списывают? Если да, то почему?

·Как списывание вливает на доверие между учащимися?

·Является ли списывание честным по отношению к тем ученикам, которые этого не могу сделать?

·Если Вы считаете преподавателя несправедливым или сам предмет скучным, то этично списывать на экзамене?

·Как Ваш характер влияет на отношение к списыванию? К обману?

Общение с учащимися по приведенному перечню вопросов позволит преподавателю подвести их к нужным ответам. Здесь должен быть анализ и самоанализ, а не поучения.

Нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим. В переводе с английского уважение означает признание и почитание в других людях их основных качеств. Мы охотно критикуем друг друга, мы почему-то больше замечаем недостатки не свои, а других людей. Надо уважать каждого, и в основе отношений должно быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия - это способность понять чувства, мысли, переживания другого. Золотое правило уважительного отношения к окружающим «Я хочу, чтобы со мной обращались так же». Необходимо признавать ценность личности каждого. Каждый человек хочет быть оценен по достоинству. Стереотипы - худшие враги уважения, основанные на невежестве. Прежде чем судить о ком-то, нужно открыть истину. Во внеурочной работе преподаватель может выбирать любую тему для обсуждения нравственных качеств, чувств, принципов. Например: Нравственные качества:

·Характер и бесхарактерность, нрав и своенравие.

·Воля - своеволие - безволие.

·Добродетель и порок, доброта и злоба.

·Скромность и тщеславие, честолюбие и гордость.

·Великодушие и благородство - надменность и высокомерие.

Нравственные чувства:

·Любовь и ненависть.

·Стыд и бесстыдство.

·Сострадание и злорадство.

Нравственные принципы:

·Альтруизм и эгоизм.

·Честность и лицемерие.

·Коллективизм и индивидуализм.

·Гуманизм и бесчеловечность.

Нравственное поведение:

·Мысль-поступок-привычка.

·Слово и дело.

·Одиночество и дружба.

·Культура поведения, вежливость и грубость.

. Тест из 10 вопросов по методике воспитательной работы

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Данный тест составлен из основных вопросов, касающихся воспитания как процесса и как метода воздействия.

1.Что из перечисленного не является принципом воспитания:

1.принцип научности;

.принцип воспитания в коллективе;

3.принцип регулирования членов общества;

.принцип преемственности;

.принцип активности в воспитании.

2.Что из перечисленного не является функцией воспитания:

1.планомерное создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2.обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

.формирование согласованности требований общества, школы и семьи.

1.институциональному;

2.доминирующему;

.регенерирующему.

4.Под методами воспитания Ю.К. Бабанский понимал способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Методы воспитания он разделил на три основные группы. Какая из нижеперечисленных является лишней?

1.методы разностороннего воздействие на сознание, чувства, волю учащихся (беседа, лекция, диспут и др.);

2.методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, перспективе развития и др.)

.методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (мнение, упражнение, поручение и др.);

.методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников (соревнование, поощрение, наказание).

5.В общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов. Выберите лишний:

1.прогнозирование цели;

2.выдвижение цели;

.реализация цели;

.получение результата.

6.Дополните:

___________ - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

.О.С. Газман в своей работе «Концептуальных основах содержания деятельности классного руководителя (воспитателя)» определил три типа задач любого педагога-воспитателя. Дополните схему:

.Дополните:

_________ _______________ - совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.

.Дополните:

По мнению Е.В. Бондаревской _____________-___________ воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.

.Установите соответствие:

1. Перспективаа) метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.2.Поощрение и наказаниеб) метод педагогического взаимодействия, который как бы вбирает в себя все остальные, так как привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, значимых перспектив.3.Общественное мнениев) метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность путем постановки увлекательных значимых целей

Ответы:

. в, это функция воспитания; 2. в, это принцип воспитания; 3. а; 4. б; 5. а; 6. воспитательная работа; 7. нравственность; 8. методы воспитания; 9. личностно-ориентированное; 10. 1-в 2-а 3-б

воспитание нравственный учащийся

Список литературы

1.Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков и др. - М.: 2005.

2.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2004.

.Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремена и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

.Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2003.

.Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007.

Похожие работы на - Подходы к определению понятия 'воспитание'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!