Формирование экономических основ местного самоуправления на примере Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    565,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование экономических основ местного самоуправления на примере Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска

Оглавление

Введение

. Формирование экономических основ местного самоуправления

.1 Местное самоуправление

.2 Понятие основ местного самоуправления

.3 Экономическая основа местного самоуправления

. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления (на примере Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска)

.1 Система органов местного самоуправления города Красноярска

.2 Формирование муниципальной собственности Департаментом муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска

.3 Деятельность департамента муниципального имущества и земельных отношений по управлению муниципальной собственностью

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение


Элементы местного самоуправления, зародившиеся практически одновременно с российской государственностью, всегда были неотъемлемой частью системы управления на местах. Для эффективной организации системы государственного управления необходим баланс интересов государственных и интересов местных. Местное самоуправление как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения признается и гарантируется государством и тем самым способствует указанному балансу.

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений, осуществляемых в Российской Федерации, привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами. Местное самоуправление стало играть особую роль в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и институтом гражданского общества и правового государства.

Главная составляющая экономической основы местного самоуправления - муниципальная собственность. Изучение актуальных проблем финансово-экономической основы местного самоуправления в современных условиях имеет особо важное значение. Именно финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения, способствуют социально-экономическому развитию муниципального образования.

Объект: экономические основы местного самоуправления.

Предмет: муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.

Целью данной работы является анализ формирования экономических основ местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть понятия: местное самоуправление и основы местного самоуправления.

. Изучить экономические основы местного самоуправления

. Исследовать особенности формирования и управления муниципальной собственностью на примере города Красноярска.

Проблемы местного самоуправления, том числе основ местного самоуправления, представлены в трудах таких отечественных ученых как: Р.Х.Адуков, А.Амирбеков, В.И.Васильев, И.В.Выдрин, В.Б.Зотов, А.Н.Кокотов, Н.А.Игнатюк, А.В.Павлушкин, Е.М.Кошевников, И.А.Коноплева, С.П.Головач, С.Ленская, Е.Сычева, Г.X.Шахназаров, Р.М.Усманова, В.Н.Хорьков, Н.В.Нагорная, Е.С.Шугриной, М.Ю.Тихомиров и других.

Информационно-правовой базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, города Красноярска и Красноярского края.

Теоретической и методологической основой являются учебная и методическая литература, публикации в прессе, монографии, социологические и экономические исследования, а также ресурсы Интернет.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть из трех глав, заключение, список используемых источников и приложений.

Во ведении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цели задачи исследования. В первой главе описываются теоретические аспекты основ местного самоуправления, подробно раскрываются экономические основы местного самоуправления. Вторая глава посвящена исследованию особенностей формирования муниципальной собственности на примере города Красноярска. В заключении делаются выводы об основных момента поделанной работы.

1. Формирование экономических основ местного самоуправления


1.1 Местное самоуправление


Закон РФ об общих принципах местного самоуправления дает следующее определение местного самоуправления (МСУ): «местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Исходя из определения местного самоуправления и положений Конституции России можно вывести основные черты конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации (РФ):

) Конституционное закрепление, признание и гарантии МСУ;

) Самостоятельность МСУ в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством;

) Самостоятельность и финансово-экономическая независимость МСУ и его органов от государства, исключение их общей системы государственного управления;

) Юридическое равенство МСУ с центральными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов как равные формы народовластия;

) Публичный характер власти МСУ в сочетании с частноправовыми элементами деятельности по осуществлению прав граждан в рамках муниципального образования.

Сущность местного самоуправления состоит в единстве власти и свободы населения. Особенность и специфику регулирования общественных отношений на уровне местного самоуправления подчеркивают основы местного самоуправления.

 

.2 Понятие основ местного самоуправления


Понятие «основы местного самоуправления» является относительно новым в отечественном государствоведении. Впервые оно было закреплено в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Существуют различные точки зрения по поводу понятия и содержания основ местного самоуправления. Так, В.В.Пылин определяет основы местного самоуправления как совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами норм, регулирующих наиболее существенные, коренные общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории РФ. При этом он выделяет основы народовластия, гуманистические, социальные, территориальные, организационные, политические, финансово-экономические группы основ местного самоуправления. По его мнению, основы народовластия представляют собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти населением муниципальных образований непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

О.Е.Кутафин и В.И.Фадеев основы местного самоуправления рассматривают в качестве определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление. При этом они выделяют правовые, территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления. Каждую из основ они характеризуют как институт муниципального права и совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере местного самоуправления.

Однако, несмотря на различные точки зрения относительно понятия и содержания основ местного самоуправления, всех ученых объединяет следующее: все они считают, что основы местного самоуправления призваны, во-первых, гарантировать со стороны государства самостоятельность его осуществления населением муниципального образования; во-вторых, создать условия, возможности для эффективного решения задач местного значения.

Исходя из Конституции РФ и законодательства РФ выделяют политические, экономические и социальные основы местного самоуправления. Такие основы называют общими, поскольку для них характерны следующие признаки:

) они призваны создать на общегосударственном уровне определенные условия и гарантии для развития местного самоуправления;

) служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

) обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

) создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии с общими основами местного самоуправления в Законе об общих принципах организации местного самоуправления закрепляются специальные основы и государственные гарантии местного самоуправления:

) правовые основы местного самоуправления (ст. 4 и гл. 7);

) территориальные основы местного самоуправления (гл. 2 и 11);

) финансово-экономические основы местного самоуправления (гл. 8);

) организационные и правовые гарантии осуществления местного самоуправления (ст. 1, 3, 8, 9 и 78, гл. 9 и 12).

Законодательную основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, ФЗ, конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ. Если нормы муниципального права, содержащиеся в законах, противоречат положениям Конституции РФ, применяются конституционные положения. Из всех законодательных актов, посвященных местному самоуправлению, приоритет предоставлен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Территориальной основой местного самоуправления является территориальная организация муниципалитета. Следует отметить, что местное самоуправление организуется на всей территории страны, в основном с учетом административно-территориального деления субъектов РФ. Хотя допускается осуществление муниципальной власти и на территориях других муниципальных образований, подавляющее большинство муниципалитетов создано в административно-территориальных единицах. При этом важнейшее значение и в законодательстве, и на практике придается городским и сельским поселениям.

Финансово-экономическую основу составляют муниципальная собственность, местные финансы и местный бюджет, призванные удовлетворять потребности населения муниципального образования.

Организационной основой местного самоуправления являются муниципальные органы, среди которых главную роль должны играть представительные. Законодательство признало существование выборных органов местного самоуправления обязательным для каждого муниципального образования.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность отношений, складывающихся в результате организации и осуществления местного самоуправления. С правовой точки зрения под основами местного самоуправления следует понимать совокупность взаимосвязанных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права.

 

.3 Экономическая основа местного самоуправления


В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Финансово-экономические гарантии деятельности, связанной с самостоятельным и под свою ответственность решением населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, находят свое отражение в гл. 8 «Экономическая основа местного самоуправления» Закона об общих принципах организации местного самоуправления. В соответствии с этим экономическую основу местного самоуправления составляют:

) находящееся в муниципальной собственности имущество;

) средства местных бюджетов;

) имущественные права муниципальных образований.

Рассмотрим их подробнее.

Муниципальная собственность - одна из основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, ФЗ № 131-ФЗ и других нормативных правовых актах. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям - муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения.

Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

в равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);

в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

)        средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

)        имущество органов местного самоуправления;

)        муниципальные земли и природные ресурсы;

)        муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

)        жилищный фонд и нежилые помещения;

)        учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с государственной. Состав муниципальной собственности определяется Закон об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с осуществляемыми органами местного самоуправления полномочиями: такой перечень регулирует ст. 50, предусматривая, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению (Приложение 1) .

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части: 1) одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, 2) другая, согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ - средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями имущество - составляет муниципальную казну муниципального образования.

В состав муниципальной казны включаются отдельные здания и сооружения, имущественные комплексы предприятий, движимое имущество и иное имущество, поступающее в казну в результате перераспределения муниципального имущества, создания нового, изъятого у муниципальных учреждений и предприятий и поступившее в собственность муниципального образования по другим законным основаниям, а также имущественные права.

Имущество муниципального образования в основном формируется по следующим основаниям: публичные - передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.; частные - участие муниципального образования в гражданском обороте. Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в настоящих условиях являются:

а) муниципализация - передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность;

б) покупка - приобретение имущества на стоимостной основе;

в) дарение;

г) строительство новых объектов и др.

Средства местного бюджета - это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления. ФЗ № 131-ФЗ предусматривает:

а) муниципальное образование имеет собственный местный бюджет - бюджет муниципального образования (свод доходов и расходов), формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а также отдельных переданных государственных полномочий;

б) бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района - консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на территории;

в) в качестве составной части бюджетов поселений предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; порядок разработки, утверждения исполнения определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно;

г) органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств;

д) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ №131-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

е) полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района;

ж) органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов;

з) в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ законами субъектов РФ, осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов;

и) проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию либо органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Как было отмечено, со стороны государства муниципальные образования могут получать доходы в виде финансовой помощи: дотаций, субвенции, субсидий. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться органом местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции - это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств контролируется государственными органами. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету РФ, субъектом РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К неналоговым доходам бюджета муниципального образования относятся так называемые средства самообложения - разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут привлекать и заемные средства, в т.ч. за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в установленном порядке.

Имущественные права муниципального образования представляют собой следующие три основных правомочия:

) право владения - право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него; законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть не только муниципальное образование, а наниматель (арендатор) по договору имущественного найма, лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании, залогодержатель, перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества), хранитель имущества, комиссионер и др.;

) право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества - эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и др., границы которого определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями. Законодательство запрещает пользование имуществом в ущерб интересам других лиц. Правом пользования муниципальным имуществом могут обладать не только собственники имущества, но и его законный владелец-несобственник - арендатор, квартиросъемщик и др., а также лица, не являющиеся ни собственником, ни владельцем (лица, в пользу которых установлен сервитут и др.);

) право распоряжения муниципальным имуществом - право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

Ст. 51 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, конкретизируя порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, установила также, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Реализуя права собственников, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют их цели, условия и порядок деятельности, утверждают уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают и определенные обязательства как у арендодателя.

Таким образом, местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Важнейшими основами местного самоуправления считаются экономические основы местного самоуправления. Значение экономических основ местного самоуправления велико, т.к. именно они обеспечивают хозяйственную самостоятельность органов местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения, способствуют социально-экономическому развитию муниципального образования.

2. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления (на примере Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска)


Красноярск - крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России). Город расположен на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Алтайско-Саянских гор, в котловине, образованной самыми северными отрогами Восточного Саяна. В Красноярске расположен Сибирский региональный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Является самым крупным городом Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

.1 Система органов местного самоуправления города Красноярска


Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. В соответствии с Уставом г. Красноярска администрации города, органов администрации города и администраций районов города обладают соответствующими компетенциями.

Структура администрации города Красноярска включает:

) Глава города и его заместители.

) Департаменты.

) Главные управления.

) Управления.

Как было выявлено в первой части работы, экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность. Полномочия по управлению и распоряжению земельно-имущественным комплексом города Красноярска возложены на «Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска», в основе деятельности которого лежит исполнение федерального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления.

 

.2 Формирование муниципальной собственности Департаментом муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска


Формирование муниципальной собственности - процесс оптимизации структуры и состава собственности муниципального образования для выполнения поставленных на данный период задач, который реализуется определением приоритетов развития города, разграничением, приобретением, обменом, созданием, преобразованием, отчуждением и восстановлением собственности.

Формирование муниципальной собственности г. Красноярска можно проследить по этапам развития департамента. Первый этап 1991-1993 гг. - решением Красноярского городского Совета народных депутатов от 02.07.1991 «Об образовании комитета при горисполкоме по управлению муниципальным имуществом» был создан Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Красноярска. Основной задачей этого периода явилось формирование муниципальной собственности города Красноярска путем проведения ряда мероприятий по разгосударствлению и приватизации предприятий в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Характеризуется началом реализации Закона РСФСР «О приватизации государственных муниципальных предприятий в РСФСР» и постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Активный процесс приватизации муниципальной собственности в городе Красноярске начался с 1992 года. В это время приватизируются в основном муниципальные предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, путем выкупа их трудовыми коллективами на торгах. Проводимая приватизация была направлена на повышение эффективности деятельности предприятий, развитие сферы услуг и привлечение инвестиций в сферу обслуживания населения города. В этот период приватизируется 410 объектов муниципальной собственности, что составляет 53% от всех приватизированных объектов за весь период приватизации.

Конец 1993-1995 гг. связан с принятием государственной Программы приватизации. Характеризуется высокими темпами приватизации, созданием акционерных обществ с долей муниципальной собственности. В городе приватизация осуществляется на основании местных Программ приватизации, утвержденных Красноярским городским Советом. В этот период приватизируются еще 112 муниципальных предприятий, 77 из них - предприятия торговли. Осуществляется выкуп собственниками движимого имущества арендуемых ими 103 нежилых помещений, что составило 54,5% от всех выкупленных нежилых помещений за весь период приватизации.

-1998 года - это усиление функции управления муниципальной собственностью с целью получения максимальных доходов в бюджет города от муниципальной собственности. В соответствии с принятым в марте 1997 года Законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» в основном осуществлялся выкуп арендуемых помещений собственниками приватизированных предприятий. Согласно «Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске» продажа объектов городской собственности осуществляется только по рыночной цене. С 1998 года подходы к приватизации городского имущества существенно изменились. Приватизируются в основном объекты незавершенные строительством, которые не являются объектами первостепенной важности для города и на завершение строительства которых требуются значительные финансовые вложения, а также выставляются на продажу незанятые и неиспользуемые здания, строения и помещения. Осуществляется интенсивный прием-передача объектов соцкультбыта и жилищного фонда в муниципальную собственность от государственных предприятий и открытых акционерных обществ.

Далее, с целью усиления работы по повышение эффективности использования муниципального имущества, увеличению поступлений в бюджет города от аренды и приватизации муниципального имущества, администрацией города разрабатывается ряд нормативных документов, регламентирующих порядок управления и распоряжения городской собственностью. Для создания эффективной системы регистрации, учета, управления недвижимостью и землями города, Постановлением администрации города от 27.07.1999 №534 (постановление администрации г.Красноярска от 27.07.1999г. № 534 ) комитет по управлению муниципальным имуществом преобразован в департамент недвижимости администрации города. Вновь созданная структура стала правопреемником всех имущественных прав и обязанностей преобразованного комитета по управлению муниципальным имуществом. Департаменту переданы полномочия по комплексному регулированию земельных отношений в системе управления муниципальным имуществом. Проводимая в данный период инвентаризация и техническое обследование объектов недвижимости определило в городе долю собственности по количеству зданий, сооружений. По итогам инвентаризации было установлено, что в целом по городу Красноярску 21% зданий, сооружений находятся в муниципальной собственности, 8% в государственной собственности.

В 2000 году Красноярский городской Совет утверждает городскую целевую Программу «Неотложные меры по совершенствованию работы с городской недвижимостью на 2000-2003 годы», целью которой является повышение эффективности регулирования земельно-имущественных отношений, обеспечение органов местного самоуправления информацией об объектах городской собственности, организации единой системы регистрации, учета и управления недвижимостью города. В конце 2002 года, в целях реализации положений Земельного кодекса РФ, ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», постановления Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности», все функции земельного управления, кроме государственного земельного контроля, делегированы департаменту недвижимости. В соответствии с принятым документом, департамент недвижимости выступает как заказчик при проведении работ по землеустройству, мониторингу, инвентаризации и межеванию муниципальных земель на территории города Красноярска. Дополнительно определено, что за департаментом недвижимости осуществляются работы по формированию и ведению единого муниципального кадастра города Красноярска, основанного на топографо-геодезической и картографической информации, а также ведению реестра муниципальной собственности и адресного Реестра объектов недвижимости города Красноярска. Реализация определенных в постановлении мероприятий позволит в будущем осуществлять регистрацию и неразрывный учет за поступлениями денежных средств от использования муниципальных зданий, строений, помещений и земельных участков.

В 2005 году департамент недвижимости был преобразован в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города, основой деятельности которого является формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Структура департамента представлена в Приложении 2. Основные задачи и основные функции департамента показаны в Приложении 3.

В соответствии с законом, в управлении города должно остаться только имущество необходимое для выполнения властных полномочий. Данная структура департамента предполагала три основных направления, в рамках которых и строилась работа отделов: управление муниципальным имуществом, правовое регулирование и контроль за состоянием муниципальной собственности, а также, эффективное управление городскими землями. В этой связи, изменены и дополнены функции вновь формируемых отделов. Их деятельность была ориентирована на ликвидацию промежуточных инстанций, на максимальное сокращение сроков подготовки документации при оформлении сделок с имущественно - земельным комплексом города Красноярска. Доход бюджета города Красноярска в 2005 году от аренды муниципального нежилого фонда и движимого имущества составил порядка 290 млн. рублей при плане в 286, 013 млн. рублей, что на 17,9% больше, чем поступления за соответствующий период 2004 года. Законом края от 16.07.2006 №19-4986 установлены новые границы муниципального образования город Красноярск. Территория Красноярска увеличилась на 163 гектара, периметр городской черты достиг 135 километров. В 2007 году поставлена задача - учесть все земельные участки и объекты, которые на них расположены в масштабах г. Красноярска. Итоги 2010 года показали, что исполнение основных условий концепции управления собственностью до 2010 года, позволили добиться рационального использования муниципального имущества, сформировать единый информационный ресурс, создать информационно-техническую инфраструктуру автоматизированной системы управления недвижимостью, а также начать процесс разграничения государственной собственности на землю в нашем городе. Вместе с тем, проведена инвентаризация объектов муниципальной собственности с учётом земель города, разработана и реализована система учета объектов муниципальной собственности, сформирован фонд городской казны, создано единое информационное пространство, как способ рационального управления городской собственностью. К 2011 году территория Красноярска увеличилась за счет включения в городскую черту дополнительных площадей. В настоящее время территория города составляет 3 7949,02 га, общая протяжённость границ - 173,6 км.

В 2009 году в соответствии с распоряжением администрации г.Красноярска №458-ж создано Муниципальное автономное учреждение г.Красноярска «Центр недвижимости», который в 2010 реорганизован в Муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) г.Красноярска «Центр недвижимости», основные цели которого:

формирование и ведение единой системы учета объектов капитального строительства, проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации, проведение технических работ по присвоению адресов объектам недвижимости, землеустроительных и кадастровых работ;

формирование ведение единой системы учета приватизированного жилищного фонда г.Красноярска в рамках работ, оказания услуг по регистрации договоров передачи жилых помещений в собственность граждан РФ в едином банке данных, включая договоры, выданные другими юридическими лицами;

подготовка и оформление документов в целях приватизации жилищного фонда в рамках действующего законодательства;

хранение и использование документов технического, оценочного и правоустанавливающего учета домовладений, строений и жилых помещений (квартир), включая техпаспорта, регистрационные книги, копии документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы.

В 2008 году, в соответствии с постановлением Главы г.Красноярска № 554 от 19.11.2008 г., было создано МУ г. Красноярска «Городские леса», которое в 2011 году в результате реорганизации получил название «Муниципальное казенное учреждение (МКУ) г.Красноярска «Городские леса», основные цели которого:

осуществлять контроль и надзор за лесными участками и озелененными территориями города;

вести вопросы лесоустройства, лесохозяйственных регламентов, формировать лесные участки, озелененные территории рекреационного назначения;

организовывать аренду лесных участков, согласовывать размещение объектов в озелененных территориях для обеспечения отдыха горожан.

Деятельность Департамента направлена на:

выработку и реализацию единой политики в области использования муниципального имущества, земель, лесов, расположенных на территории города;

увеличение доходной части бюджета города за счет повышения эффективности использования муниципального имущества, земель, лесов, расположенных на территории города;

развитие комплексной ИС эффективного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, землями, лесами, расположенными на территории города.

Сегодня в реестре муниципальной собственности города учтено (табл. 1).

местный самоуправление муниципальный имущество

Таблица 1 - Объекты, учтенные в реестре муниципальной собственности

Объекты (в ед.)

По состоянию на 01.01.2011

По состоянию на 01.01.2012

Здания, строения, нежилые помещения.

6 848

6 008

Объекты и сооружения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (в том числе сети и коммуникации, автомобильные дороги, мосты, объекты социально-культурной сферы, исторические и культурные ценности, объекты благоустройства и озеленения).

6 224

7 857

Объекты незавершенного строительства.

156

134

Транспортные средства.

3 103

2 838

Группа основных средств, относящихся к оборудованию, производственному и хозяйственному инвентарю, библиотечному фонду и пр. стоимостью свыше 20000 руб.

57 539

57 904

Акции, иные ценные бумаги, доли города в уставных капиталах хозяйственных обществ, некоммерческих организаций.

4

4

Муниципальные инвестиции.

53

53

Итого

73 927

74 798


Изменение показателей связано с исключением из Реестра муниципальной собственности жилых многоквартирных домов, продажей недвижимого имущества, передачей в государственную собственность, и списанием транспортных средств и объектов незавершенного строительства.

 

.3 Деятельность департамента муниципального имущества и земельных отношений по управлению муниципальной собственностью


Эффективное управление собственностью - это, прежде всего, формирование доходной части городского бюджета и создание условий для реализации социально-экономической политики, направленной на развитие города и создание благоприятных условий для граждан города Красноярска.

В настоящее время, в муниципальной собственности города находятся: муниципальный жилищный фонд; здания, строения, нежилые помещения; объекты и сооружения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности; объекты нежилого муниципального фонда, переданные в аренду. В состав имущества муниципальной казны входят доли в уставных капиталах АО, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города, не закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

По состоянию на 01.01.2012 на реестровом учете учитывается 12787 объектов городской казны балансовой стоимостью 14805233,61 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ структуры объектов казны, состоящих на реестровом учете

Наименование раздела реестра муниципальной собственности

Кол-во объектов 2012

Балансовая стоимость объектов, (тыс. руб.)

Кол-во объектов 2011

+/-

Здания и строения

3136

3370001,40

3090

+46

Объекты инженерной инфраструктуры

5612

10885779,06

4013

+1599

Объекты, незавершенные строительством

28

8179,29

23

+5

Транспортные средства

75

44470,86

86

-11

Основные средства

3932

495638,60

3874

+58

Доли г. Красноярска в уставных капиталах хозяйствующих обществ

4

1164,40

4

---

Всего

12787

1405233,6111090+1697




В отчетном периоде проводилась работа по определению технического состояния объектов недвижимости городской казны, с целью принятия решения о дальнейшем использовании. В ходе проводимой совместной работы с департаментом социальной политики по обеспечению населения города социально значимыми объектами осуществлена передача МБУ «Центр «Радуга» нежилого здания по ул. Новая Заря, для размещения реабилитационного центра.

Зарегистрировано право муниципальной собственности на 881 жилое помещение. Рассмотрено и подписано 3 031 заявление о государственной регистрации возникновения права муниципальной собственности на жилые помещения и перехода права собственности к гражданам, с которыми были оформлены договоры на передачу жилых помещений в собственность, в соответствии с Федеральным законом от 4.07.1991 №1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В течение 2011 года подготовлено и передано в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю документы: на объекты муниципального жилого фонда - 1007; для регистрации прав, сделок, внесения изменений в ранее зарегистрированные права, прекращения прав и сделок на объекты муниципального нежилого фонда - 2601. Получено свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности: на объекты жилого фонда - 881; на объекты нежилого фонда - 1 679.

По состоянию на 01.01.2012 в городской казне числится 74 930 объектов жилищного фонда. За отчетный период к бюджетному учету в городскую казну принято 491 жилое помещение на общую сумму 497,79 млн. руб., исключено 3 151 жилое помещение на общую сумму 542,54 млн. руб., в том числе 3076 помещений в связи с отчуждением в собственность граждан, 75 жилых помещений передано в краевую собственность (Речное училище).

Результат работы департамента - это поступление денежных средств в бюджет города от управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также обеспечение сохранности и эффективности использования муниципального имущества (табл.3).

Плановые и фактические доходы 2011 года от использования и распоряжения муниципальной собственностью представлены в Приложении 4.

Таблица 3 - Основные показатели деятельности департамента муниципального имущества и земельных отношений г.Красноярска

Показатели

2008

2009

2010

2011

Всего, в т.ч.

1646042,0

1777347,4

2020729,0

2259097,36

1. Доходы от использования муниципального имущества и земель, расположенных на территории города.

1235953,5

1353244,3

1249378,6

1192693,25

1.1. Дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности

1586,3

1502,8

0,0

955,63

1.2. Доходы сдачи в аренду земельных участков и муниципального имущества, в т.ч.

1222435,9

1329937,3

121146,7

1181735,92

- арендная плата за земли города и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли, предназначенные для целей жилищного строительства;

832297,7

631717,6

625082,3

648862,60

- арендная плата за земли, находящиеся в муниципальной собственности.

184,1

12513,8

21837,7

31277,44

- аренда муниципального нежилого фонда, имущества

389954,1

685705,9

594116,9

496357,10

- продажа права аренды муниципального имущества

0,0

0,0

109,8

5238,8

1.3. Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП.

7031,3

20742,7

5365,6

3967,7

1.4. Другие поступления (возмещение стоимости снесенных строений, невыясненные поступления, прочие неналоговые доходы и штрафы).

4900,0

502,3

2238,8

5337,5

2. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

410088,5

424103,1

771350,4

1059047,83

2.1. Доходы от реализации объектов муниципального нежилого фонда.

123745,8

192453,8

508242,3

817795,73

2.2. Доходы от продажи земельных участков под жилищное строительство, а также собственникам зданий, строений, сооружений.

265237,9

230695,7

255358,1

232577,17

2.3. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов.

21104,8

953,6

7750,0

8674,93

3. Источники финансирования дефицита бюджета города.

0,0

0,0

0,0

7356,3

3.1. Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов.

0,0

0,0

0,0

7356,3


Сегодня политика государства направлена на оптимизацию структуры государственной и муниципальной собственности. В течение 2011 года приоритетными направлениями в сфере регистрации недвижимого имущества являлась работа по реализации ФЗ от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и социально-значимых объектов. В конечном итоге у всех уровней публичной власти должно остаться только то имущество, которое необходимо для исполнения властных функций и которое обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие как государства в целом, так и муниципального образования. Решением депутатов Красноярского городского Совета, утверждена ведомственная целевая программа «Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». Программа - это комплекс мероприятий по реализации государственной политики в области реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Документ определяет цели и задачи на ближайшую перспективу в области использования и управления муниципальным имуществом, жилым и нежилым фондом, землями, лесами, расположенными на территории Красноярска, а так же содержит комплекс мероприятий, с указанием сроков их реализации, и необходимых ресурсов, направленных на достижение результата. Программа экономически обоснованна и направлена на развитие города, на создание благоприятных условий жизни для граждан. Она включает обязательства по формированию Реестра объектов муниципальной собственности и эффективному управлению имуществом, по обеспечению, содержанию и ремонту объектов казны. В ней отражены механизмы реализации федерального законодательства по приватизации объектов муниципальной собственности, и, как следствие, обозначены прогнозируемые доходы городского бюджета.

Планируемые доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, за период 2011-2013 годов составят 1464749,12 тыс. руб.

Вместе с тем, программа предполагает проведение работ по землеустройству и землепользованию, предусматривает оказание содействия гражданам по оформлению прав в упрощенном порядке на недвижимое имущество. Не исключены из обязательных условий и функции по лесоустройству, выполнению кадастровых работ, контроль и надзор за городской лесопарковой зоной. Объем финансирования под намеченные задачи, с учётом затрат на деятельность двух подведомственных департаменту муниципальных учреждений: МБУ «Центр недвижимости» и МКУ «Городские леса», в продолжение трех лет составит около 1,15 млрд. рублей.

Ведомственная Программа, это, прежде всего, документ социально ориентированный. Наиболее значительные расходы связаны с развитием автотранспортной сети, с приобретением в собственность города помещений под детские сады, поликлиники, объектов жизнеобеспечения: сетей коммуникаций, котельных, благоустроенных квартир для переселенцев из ветхого жилья. В рамках программы планируется приобретение квартир для красноярцев по ул.Линейная,76 «а», ведомственной детской поликлиники железной дороги, ДК 1Мая.

Ведомственная программа департамента предполагает и расходы по оформлению в упрощенном порядке прав на недвижимое имущество красноярцев. На основании закона о дачной амнистии, департамент муниципального имущества и земельных отношений вправе, для отдельных категорий граждан, осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению кадастровых работ на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

С целью исполнения решения департамент ведет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет города, однако долги по платежам составляют свыше четырех десятков миллионов рублей. А ведь за счет средств бюджета работы по инвентаризации объектов недвижимости проводят для 14 социально незащищенных категорий граждан: это ветераны и инвалиды войны и труда, жертвы политических репрессий, многодетные семьи, участник боевых действий в горячих точках и другие. В 2011-2013 годах на данный вид работ будет выделено из бюджета 36700,53 тыс. рублей.

Ежедневно осуществляется работа по занесению сведений о поступивших платежах в ИС департамента «Единый муниципальный кадастр», проводится анализ поступлений денежных средств в разрезе договоров аренды земельных участков и нежилых помещений.

Департаментом реализуется комплекс мероприятий по повышению эффективности работы с неплательщиками по арендной плате, включающий:

проверку наличия недоимки по каждому обращению на заключение (продление) договоров аренды нежилых помещений;

в процессе процедур переуступки прав аренды земельных участков и приватизации нежилых помещений подготовку актов сверки арендных платежей и справок об отсутствии задолженности по арендной плате за объекты муниципальной собственности; подготовку и рассылку почтовых уведомлений об имеющейся задолженности (за отчетный период направлено 9 796 уведомлений);

подготовку и направление в УФК по Красноярскому краю уведомлений об уточнении реквизитов платежей (за отчетный период подготовлено и направлено 3 679 уведомлений);

оповещение и выяснение причин образования задолженности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

консультирование по правильному оформлению платежных документов;

принятие мер по погашению задолженности в досудебном и судебном порядке.

Приоритетными направлениями деятельности департамента на 2012 и плановый период 2013-2014 годов год являются:

выполнение плана по неналоговым доходным источникам, администрируемых департаментом;

проведение работ по технической инвентаризации, определения рыночной стоимости и государственной регистрации права собственности на объекты инженерной инфраструктуры, систем водоснабжения и водоотведения;

продолжение работы по внедрению автоматизированной ИС учета муниципального имущества;

безвозмездная передача муниципального имущества в государственную собственность края, и безвозмездный прием имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность;

техническая инвентаризация и регистрация права муниципальной собственности на объекты;

продажа объектов нежилого фонда;

проведение открытых конкурсов на право заключения договоров аренды на нежилой фонд и на объекты коммунальной инфраструктуры, технологически не связанных с объектами совокупности имущества казны, в рамках реализации ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»; заключение договоров аренды на внеконкурсной основе (муниципальной преференции);

предоставление имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

принятие на бюджетный учет объектов недвижимости, прошедших государственную регистрацию, а также объектов инженерной инфраструктуры;

обследование технического состояния объектов городской казны, а также объектов совокупности имущества казны, переданных в аренду, на предмет их фактического наличия и состояния;

приватизация жилых помещений;

завершение работы по переводу объектов инженерной инфраструктуры из краткосрочного договора аренды в долгосрочный;

обеспечение возможности осуществления гражданами предварительной записи на прием посредством информационного сайта департамента, а также переход на оказание муниципальных услуг в электронном виде (2013-2014гг).

В области земельных отношений департаментом будет продолжена работа:

по установлению и утверждению экономически обоснованных значений коэффициентов К1 и К2, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки;

по обращениям физических и юридических лиц по вопросам оформления прав на землю, подготовки правоустанавливающих документов на земельные участки, документов, необходимых для регистрации права на земельные участки;

по формированию земельных участков, занимаемых объектами муниципальной собственности и оформлению прав на них;

по формированию реестра заявлений многодетных граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно;

по обеспечению выполнения муниципального задания на проведение землеустроительных работ на земельные участки, занимаемые объектами муниципальной собственности, в том числе объектами улично-дорожной сети и земельных участков;

по контролю за исполнением распорядительных актов администрации города, касающихся вопросов арендного землепользования;

В рамках работы по управлению и контролю за городскими лесами будет продолжена работа по муниципальному контролю на территории не только городских лесов, парков и скверов, но и на территории бульваров с зелеными насаждениями, улиц, жилых кварталов, в части выявления, пресечения, профилактики нарушений (незаконная порубка, повреждение, уничтожение зеленых насаждений), определения размера ущерба, причиненного муниципальному зеленому фонду города, вследствие нарушений природоохранного законодательства.

За счет эффективного использования муниципального имущества, земель и приватизации муниципального имущества в бюджет города в 2011 году поступило более 2 млрд. руб. неналоговых доходов. Исполнение плана годовых назначений составило 106,1%, т.е. в рамках допустимых отклонений. К уровню доходов за 2010 год исполнение плана годовых назначений составило 111,8%.

Таким образом, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Заключение


Таким образом, в данной работе нами рассмотрен вопрос формирования и управления экономических основ местного самоуправления в РФ.

Отметим, что местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Гражданский кодекс РФ определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям и иным муниципальным образованиям. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и подлежит равной правовой защите наравне с другими формами собственности.

В состав муниципальной собственности входят муниципальное имущество, включая муниципальные земли и другие природные ресурсы, имущество муниципальных предприятий и учреждений, средства местных бюджетов, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в современных условиях являются: муниципализация (передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность); покупка (приобретение на стоимостной основе); дарение; строительство новых объектов; передача по судебному решению и т.п.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются и управляют муниципальным имуществом. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых/передаваемых в пользование объектов.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Конституция РФ установила право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Федеральные законы, законы субъектов РФ предусматривают формирование доходной части местных бюджетов за счет как налоговых, так и неналоговых платежей. Наибольший удельный вес в доходных частях бюджетов муниципальных образований имеют налоговые доходы, но законодательство предусматривает выделение для муниципальных образований других финансовых средств, в частности, закрепляет за ними доли федеральных и региональных налогов и сборов. К неналоговым видам доходов относятся: доходы от продажи объектов муниципальной собственности; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой и административной ответственности. Кроме того, муниципальные образования получают доходы со стороны государства в виде финансовой помощи - в виде дотаций, субвенции, субсидий.

Главной составной частью экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность, поэтому во второй главе исследования мы рассмотрели деятельность по формированию и управлению муниципальной собственностью, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска. За период становления, в связи с возникновением новых стратегических целей и задач, структура департамента неоднократно претерпевала изменения. В настоящее время, в муниципальной собственности города находятся: муниципальный жилищный фонд; здания, строения, нежилые помещения; объекты и сооружения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности; объекты нежилого муниципального фонда, переданные в аренду.

 

Список используемых источников


1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 26.01.2009. №4. - Ст.445.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. 01.07.2012) // СЗ РФ. - 1996. - №5. - Гл.35. - Ст.410.

.        Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 10.07.2012) // СЗ РФ, 06.10.2003. - №40. - Ст.3822.

.        Закон Красноярского края от 05.06.2008 №5-1777 «Устав Красноярского края» // Краевой вестник. - 11.06.2008.

.        Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / И.А.Василенко. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

.        Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления / В.В.Кузнецов, В.В.Ваховский. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 127 с.

.        Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник / О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев. - М.: Проспект, 2006. - 336 с.

.        Лысов О.Е. Государственное и муниципальное управление: Учеб.-метод. пособие / О.Е.Лысов. - СПб.: СПбГУАП, 2004. - 131 с.

.        Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление / Е.Масленникова. - М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.

.        Писарев А.Н. Муниципальное право России: курс лекций / А.Н.Писарев, И.И.Овчинников. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

.        Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации / Под общей редакцией С.Н.Мирошникова. - М.: Юриспруденция, 2007. - 480 с

.        Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А.И.Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 720 с.

.        Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б.Зотова. - СПб.: Питер, 2005. - 493 с.

Приложение

Приложение 1

Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»

(извлечение)

Статья 50. Муниципальное имущество

. В собственности муниципальных образований может находиться:

) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

. В собственности поселений могут находиться:

) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

) имущество библиотек поселения;

) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

. В собственности муниципальных районов могут находиться:

) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

) Утратила силу по ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ;

) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

) имущество межпоселенческих библиотек;

) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2, 2.1, 3 и 3.1 настоящей статьи.

. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Приложение 2

Структурная схема

Департамента муниципального имущества и земельных отношений



Приложение 3

Департамент муниципального имущества и земельных отношений

Основные задачи

-       реализация государственной политики в области рационального и эффективного использования и охраны земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска;

-       реализация целевых программ;

-       подготовка проектов нормативно-правовых актов по регулированию использования и увеличения муниципального движимого и недвижимого имущества, по перераспределению имущества в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления согласно законодательству;

-       проведение анализа земельного рынка, рынка недвижимости, выявление складывающихся тенденций и разработка предложений по принятию нормативно-правовых актов с целью повышения эффективности использования недвижимости;

-       разработка и внедрение современных информационных технологий, формирование базы данных и учет земельных участков, расположенных на территории города, ведение Реестра муниципального имущества на основе новейшей компьютерной технологии и геоинформационных систем;

-       обеспечение эффективного управления муниципальным имуществом, жилым и нежилым фондом, а также регулирование и контроль использования земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска;

-       участие в формировании и обеспечение реализации муниципальных программ развития города по направлениям деятельности Департамента, в том числе программ и проектов в отношении муниципального имущества земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска;

-       осуществление контроля за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений в части использования муниципального имущества, земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска;

-       разработка предложений по эффективному использованию арендуемого муниципального имущества;

-       обеспечение законности, информационной открытости в деятельности Департамента;

-       обеспечение предотвращения, выявления и устранения коррупционных проявлений в деятельности Департамента;

-       обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств Департамента, а также подведомственными муниципальными учреждениями (предприятиями).

Основные функции департамента

-       вносит предложения Главе города по вопросам формирования бюджета города в части поступления доходов от использования муниципального имущества, земель, лесов и других природных ресурсов;

-       участвует в формировании бюджета города;

-       разрабатывает проекты правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска;

-       осуществляет контроль за эффективностью использования муниципального имущества;

-       в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника муниципального имущества при ведении дел в судах, арбитражных, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица. Проверяет законность имущественных сделок с объектами муниципальной собственности. Направляет в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

-       вносит предложения администрации города, в Красноярский городской Совет по передаче объектов государственной собственности в муниципальную и муниципальной собственности в государственную собственность в соответствии с разграничением полномочий согласно законодательству;

-       организует непосредственное выполнение мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность жилого и нежилого фонда;

-       формирует имущественную часть городской казны;

-       осуществляет подготовку и оформление документов для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости и сделок с муниципальной собственностью, вещных прав и арендных правоотношений, в том числе прекращения права общей долевой собственности на жилые помещения и выдела доли в натуре;

-       осуществляет передачу муниципального имущества в доверительное управление;

-       разрабатывает прогнозный план приватизации (Программу приватизации) и контролирует ход его исполнения;

-       принимает и регистрирует заявки на приватизацию объектов муниципальной собственности за исключением объектов муниципального жилищного фонда, земли;

-       проводит приватизацию муниципального имущества в том числе объектов муниципального жилищного фонда, продажу земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города;

-       создает комиссии по приватизации муниципального имущества за исключением объектов муниципального жилищного фонда, земельных участков, утверждает планы приватизации муниципальных унитарных предприятий в случаях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города;

-       передает муниципальное имущество в уставный фонд муниципальных предприятий;

-       обеспечивает организацию работы представителей администрации города в органах управления акционерных обществ, имеющих долю муниципальной собственности. Осуществляет контроль за их деятельностью;

-       является держателем нереализованных и приобретенных долей (паев, акций) в случаях, установленных действующим законодательством;

-       в случаях, предусмотренных планами приватизации предприятий, обменивает их акции на акции других акционерных обществ;

-       осуществляет контроль за выполнением условий конкурса владельцами приватизированных предприятий;

-       приобретает в собственность города в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами города объекты недвижимости, за исключением приватизированных жилых помещений, безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность;

-       заключает имущественные договоры со сторонними организациями;

-       вносит Главе города предложения о создании или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, наделяет их муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, активы ликвидируемых муниципальных предприятий и учреждений передаются в казну города;

-       разрабатывает типовые нормативные документы, регламентирующие деятельность муниципальных предприятий и учреждений по совершению гражданско-правовых сделок с муниципальным имуществом;

-       согласовывает Уставы учреждаемых муниципальных предприятий и учреждений;

-       осуществляет по решению Главы города полномочия учредителя муниципальных предприятий;

-       согласовывает действия муниципальных предприятий и учреждений по совершению гражданско-правовых сделок с муниципальным имуществом;

-       готовит предложения совместно с отраслевыми департаментами и управлениями города о реорганизации муниципальных предприятий и учреждений;

-       согласовывает заключение, расторжение трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;

-       выступает от имени муниципального образования город Красноярск заказчиком при проведении геодезических, картографических и кадастровых работ, работ по землеустройству, мониторингу и инвентаризации земель на территории города Красноярска и постановке на государственный кадастровый учет земель на территории города Красноярска;

-       выступает заказчиком при проведении технической инвентаризации объектов муниципального нежилого фонда и бесхозяйного имущества;

-       организует независимую оценку объектов недвижимости, в том числе оценку недвижимого имущества, сдаваемого в аренду;

-       организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества;

-       организует в установленном порядке инвентаризацию, учет муниципального движимого и недвижимого имущества, земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска;

-       формирует базу данных и ведет единый учет земельных участков, расположенных на территории города Красноярска, основанный на топографо-геодезической и картографической информации, а также Реестр муниципальной собственности;

-       осуществляет адресацию объектов, ведет Адресный реестр объектов недвижимости города Красноярска;

-       осуществляет организацию работ, связанных с формированием базы данных, ведением единого учета земельных участков и мониторинга земли, недвижимости, с использованием автоматизированных кадастровых и муниципальных геоинформационных систем;

-       ведет ведомственные информационные фонды, включая топографо-геодезические и картографические материалы и другие данные;

-       управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города;

-       выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, объектов нежилого фонда, движимого имущества, проводит торги по продаже права аренды;

-       выполняет функции продавца муниципального имущества, нежилого фонда, земельных участков, заключает и регистрирует договоры купли-продажи;

-       проводит анализ, экспертизу и координацию научных и технических проектов и программ в сфере недвижимости, проводимых с использованием средств бюджета города, оценку эффективности расходования указанных средств;

-       осуществляет контроль за регулированием земельных отношений и контроль за рациональным использованием земельных ресурсов, ведет учет земель, находящихся в муниципальной собственности на территории города;

-       совместно с департаментом экономики администрации города формирует механизм оценки городских территорий, определения размеров платежей за землю, совершенствует систему платного пользования земельными ресурсами города;

-       координирует создание системы экономического стимулирования рационального землепользования, осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков освоения земельных участков, учет и анализ освоения земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города;

-       готовит предложения по величине коэффициентов К1 и К2, применяемых при расчете арендной платы за использование земельных участков на территории города;

-       контролирует эффективность использования земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска, изъятие нерационально используемых земельных участков, лесов в соответствии с действующим законодательством;

-       формирует и ведет бухгалтерский учет объектов недвижимости, включая муниципальный жилищный фонд;

-       осуществляет разработку, экспертизу и реализацию местных программ по использованию и охране земель и лесов, расположенных на территории города Красноярска;

-       осуществляет контроль и учет за размещением средств наружной рекламы на муниципальных объектах;

-       осуществляет функции администратора доходов бюджета города согласно закрепленным доходным источникам: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты доходов в бюджет; начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных сумм, пени и штрафов по ним;

-       осуществляет муниципальный контроль за соблюдением порядка, исключающего захламление земельных участков, своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ;

-       осуществляет полномочия по организации работы, связанной с проведением конкурсов, аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества;

-       обеспечивает проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, разрабатываемых Департаментом;

-       осуществляет проверку бюджетного учета и отчетности в подведомственных муниципальных учреждениях (предприятиях).

Приложение 4

Плановые и фактические показатели доходов 2011 года от использования и распоряжения муниципальной собственности

Показатели

План, тыс. руб.

Исполнение, тыс. руб.

%

Всего, в т.ч.

2129567,80

2259097,36

106,1

1. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города

7356,28

7356,28

100

1.1. Доходы от продажи акций муниципальной собственности

7356,28

7,356,28

100

2. Доходы от использования муниципального имущества, земель и лесов, расположенных на территории города.

1150928,36

1192693,25

103,6

2.1. Дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности

955,63

955,63

100

2.2. Доходы от сдачи в аренду земельных участков и муниципального имущества, из них:

1143996,61

1181735,92

100,3

- арендная плата за земли города и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков (за исключением для целей жилищного строительства);

579600,00

627818,79

108,3

- арендная плата за земли города и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства;

30781,52

21043,84

68,4

- арендная плата за земли, находящиеся в муниципальной собственности.

24732,80

31277,44

126,5

- аренда муниципального нежилого фонда, имущества

508882,29

501595,84

98,6

2.3. Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП.

3233,53

3967,68

122,7

2.4. Возмещение стоимости снесенных строений

1069,00

1069,00

100

2.5. Прочие неналоговые доходы

1067,96

3485,42

100

2.6. Другие поступления (невыясненные поступления, возмещение ущерба при возникновении страховых случаев).

0,00

783,05

-

2.7. Возмещение ущерба за нарушение лесного законодательства.

605,63

696,55

115,0

3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

971283,16

1059047,83

109

3.1. Доходы от реализации объектов муниципального нежилого фонда.

728095,54

817795,73

112,3

3.2. Доходы от продажи земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений.

200000,00

232577,17

116,3

3.3. Доходы от продажи земельных участков под жилищное строительство.

3600,00

0,00

0

3.4. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов.

39587,62

8674,93

21,9


Похожие работы на - Формирование экономических основ местного самоуправления на примере Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!