Особенности и основные принципы формирования учетной политики для целей налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и основные принципы формирования учетной политики для целей налогообложения

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач бухгалтерии декабря месяца каждого года практически каждой организации является формирование учетной политики предприятия на следующий календарный год.

Формирование учетной политики организации определяет теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета в организации, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Одной из перспективных задач российского бухгалтерского учета является переход на Международные стандарты финансовой отчетности. Данное утверждение справедливо и для разработки учетной политики организации, поскольку она должна быть сопоставима с требованиями международного бухгалтерского учета.

Все сказанное выше и обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования учетной политики в ООО «Завод теплогидроизоляционных труб» (далее - ООО «ЗТГИТ»).

Для достижения поставленной цели выделим ряд задач:

изучить теоретические аспекты разработки и формирования учетной политики организации;

рассмотреть учетную политику ООО «ЗТГИТ» для целей налогообложения;

предложить мероприятия по совершенствованию учетной политики в ООО «ЗТГИТ».

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Завод теплогидроизоляционных труб». Предмет исследования - особенности формирования учетной политики организации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, в каждой из которых последовательно решены поставленные задачи, заключения, списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Учетная политика: сущность, состав. Основные функции

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика <#"justify">Отдельно следует рассмотреть вопросы оформления учетной политики организации.

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

1.2 Анализ изменений в учетной политике с 2009г.

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации - как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения - на 2009 год.

Новое ПБУ об учетной политике

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ - ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости - и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ <#"justify">перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;

конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;

порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257 <#"justify">о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;

о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;

о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);

об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

ГЛАВА 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «ЗТГИТ» ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

2.1 Особенности и основные принципы формирования учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно. Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета «разбросаны» по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимы. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Порядок формирования учетной политики в области бухгалтерского учета и налогообложения регламентирован различными нормативными правовыми актами, в которых не определен порядок оформления документа.

Таким образом, может быть составлен как единый документ, содержащий положения, регулирующие порядок организации бухгалтерского и налогового учетов, так и подготовлены два документа - приказ об учетной политике в части бухгалтерского учета и приказ об учетной политике в части налогообложения.

Приступая к составлению учетной политики в части налогообложения, следует обратить внимание, что нормы законодательства о налогах и сборах не содержат общих требований к ее формированию и раскрытию. Также нормами НК РФ не предусмотрен порядок ее оформления и утверждения.

Только главой 21 НК РФ (п. 12 ст. 167 НК РФ) определен минимальный «набор правил», подлежащих выполнению при формировании учетной политики. В частности, рассматриваемой нормой определено, что учетная политика:

утверждается приказами, распоряжениями руководителя организации;

применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;

является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Как нетрудно заметить, перечисленные выше требования в целом дублируют нормы, содержащиеся в ПБУ 1/2008 (а ранее - в ПБУ 1/98) в отношении порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, в связи с чем можно сделать вывод, что построение учетной политики как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учетов следует осуществлять по единым правилам.

Рассмотрим основные положения, подлежащие раскрытию в учетной политике ООО «ЗТГИТ» в зависимости от применяемых систем налогообложения и видов налогов.

1. Учетная политика в отношении налога на добавленную стоимость

Основным элементом, который необходимо закрепить в учетной политике для исчисления НДС, является момент определения налоговой базы. Кодексом предусмотрен один вариант: по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то есть день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Данный вариант учетной политики является достаточно простым и позволяет исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты.

Как уже отмечалось, наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих налогоплательщикам выбрать тот или иной способ учета для целей налогообложения, относится к исчислению налога на прибыль организаций.

Прежде всего в учетной политике необходимо закрепить порядок ведения налогового учета. Он не имеет жесткой регламентации, и налогоплательщик должен разработать его самостоятельно. Помимо этого нужно разработать формы документов налогового учета. Причем в качестве таких документов организация может использовать самостоятельные регистры налогового учета. Либо применять регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами, указанные в статье 313 НК РФ.

Однако в любом случае полного совмещения бухгалтерского и налогового учета достичь невозможно. Более того, у них различные задачи. Смешивая их, можно, ненамного облегчив себе работу, в итоге добиться лишь возникновения ошибок либо в налоговом учете, либо в бухгалтерском. Это же относится и к другим элементам учетной политики для целей налогообложения, которые вовсе не должны быть одинаковыми с теми, которые приняты для бухучета. Во многих случаях, чтобы избежать ошибок и неточностей, и в первую очередь в данных бухучета, разумнее будет утвердить самостоятельные регистры налогового учета.

Формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов утверждаются организацией в приложении к учетной политике.

Налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала, должны установить в учетной политике момент признания доходов и расходов (определение даты получения дохода или расхода). Они вправе выбрать либо метод начисления, либо кассовый метод. Те же, кто не соответствует этому критерию, должны применять только метод начисления. Так как для таких организаций выбор метода признания доходов и расходов главой 25 не предусмотрен, закреплять метод начисления в учетной политике нет необходимости.

При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Конечно, кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило, возникает только после реального получения денежных средств. Но его применение сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного пунктом 1 статьи 273 Кодекса, в течение налогового периода налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Причем с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Далее, налогоплательщики вправе самостоятельно определить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров. Они практически одинаковые.

Для оценки сырья и материалов используются следующие методы (п. 8 ст. 254 НК РФ):

) метод оценки по стоимости единицы запасов;

) метод оценки по средней стоимости;

) метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

) метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Для оценки покупных товаров налогоплательщики могут выбрать следующие методы (п. 1 ст. 268 НК РФ):

) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

) по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

) по средней стоимости;

) по стоимости единицы товара.

И в том и в другом случае следует выбрать метод, который наиболее подходит для той деятельности, которую ведет налогоплательщик. Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) обычно имеет смысл применять тем, кто работает с товаром (сырьем либо материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. То есть несмотря на принадлежность к группе товаров (сырья либо материалов) имеет индивидуальные признаки, влияющие на его стоимость. Например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т. п.

Метод средней стоимости используется обычно при большом количестве товаров (сырья либо материалов) и значительных объемах продаж (например, розница), потому что другие методы применять затруднительно, так как это сопряжено с неоправданными дополнительными временными затратами.

Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгодно применять, когда стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет. Например, в условиях инфляции. В такой ситуации применение метода ЛИФО позволит за счет увеличения материальных расходов (стоимости приобретения товаров) немного уменьшить налоговую базу.

Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), наоборот, выгоден при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) по тем же причинам.

Порядок расчета и применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусмотрен. Поэтому следует обращаться к нормам бухучета, так как институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Об этом гласит пункт 1 статьи 11 НК РФ.

В учетной политике для целей налогообложения можно закрепить и метод начисления амортизации, определив критерий, по которому амортизируемое имущество можно объединить в группы для присвоения такой группе одного из двух методов:

линейного метода (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации);

или нелинейного метода.

Представляется, однако, что это не совсем удобно. Прежде всего из-за того, что каждой единице амортизируемого имущества должен быть назначен метод начисления амортизации. При этом он не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества, тогда как учетная политика может меняться каждый год. Можно установить такой элемент учетной политики, как метод амортизации, отдельным приказом, что позволит избежать путаницы при изменении в дальнейшем учетной политики в части применения метода амортизации к вновь приобретенному имуществу.

Применение специальных коэффициентов амортизации (не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом) можно установить как в приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения, так и в отдельном приказе. Обратите внимание: в случае установления применения коэффициентов в приказе об учетной политике они должны оставаться неизменными в течение всего налогового периода. В то время как законодательством не установлено ограничений по применению указанных коэффициентов с середины года или по прекращению их использования до конца года.

Что касается начисления амортизации по нормам амортизации ниже установленных статьей 259 НК РФ, то, приняв такое решение, его также можно включить в учетную политику. Ведь использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. Необходимость применения пониженных коэффициентов вызывает некоторые сомнения, но в ряде случаев это бывает необходимо. Например, при приобретении амортизируемого имущества налогоплательщик изначально предполагает продать его и, чтобы при продаже налоговая база не была чрезвычайно большой, можно заранее позаботиться об ее уменьшении за счет высокой остаточной стоимости, применив пониженные коэффициенты амортизации.

Статья 266 НК РФ позволяет налогоплательщикам сформировать резервы по сомнительным долгам. Сумма такого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно решает, создавать ему резервы по сомнительным долгам или нет. Создавать резерв целесообразно прежде всего налогоплательщикам, которые реализуют свои товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа и имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью.

Формировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут налогоплательщики, реализующие товары (работы) по договорам с условиями об обслуживании и ремонте в течение гарантийного срока. Резерв создается в отношении именно таких товаров (работ). Это обычно вызвано потребностью равномерного распределения расходов на гарантийный ремонт (обслуживание), необходимость в котором, как правило, возникает ближе к окончанию гарантийного срока. Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв.

В случае если налогоплательщик менее трех лет реализует товары (работы) с условием осуществления их гарантийного ремонта, он должен учитывать выручку от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.

А если налогоплательщик принял решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания? Тогда сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Резерв расходов на ремонт основных средств, как правило, нужен налогоплательщикам, имеющим основные средства, требующие планового ремонта, для равномерного включения таких затрат в состав расходов.

Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, как правило, необходимо организациям, имеющим большой штат сотрудников.

Отдельно в Кодексе выделены доходы, связанные с производством с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом. Они распределяются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Например, организация может распределять такие доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

Также можно установить иной экономически обоснованный метод признания доходов. Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения. Устанавливать подобные принципы в учетной политике разумно при наличии постоянной деятельности, связанной с долгосрочными (более одного налогового периода) договорами.

В табл.1 представлены основные элементы учетной политики для целей налогообложения.

Таблица 1 - Основные элементы учетной политики для целей налогообложения

№ п/пЭлементы учетной политикиВарианты учетной политикиСсылка на НК РФНАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ1Момент определения налоговой базы по НДС1. По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).Пункт 1 статьи 167НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ2Метод (момент) признания доходов/расходов (утверждают только налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала)1. Метод начисления. 2. Кассовый методПункт 3 статьи 248, пункт 5 статьи 252, статьи 271-2733Метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов1. Метод оценки по стоимости единицы запасов. 2. Метод оценки по средней стоимости. 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)Пункт 8 статьи 2544Метод начисления амортизации*1. Линейный метод (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации). 2. Нелинейный методПункты 1 и 3 статьи 2595Применение специальных коэффициентов амортизации1. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 (в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности). 2. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 (для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Данные положения (пункты 1 и 2) не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. 3. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 (вправе применять в отношении собственных основных средств налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты). 4. Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 (вправе начислять амортизацию на основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие главы 25 НК РФ, налогоплательщики, передавшие (получившие) это имущество). Также возможно применение методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества. 5. Допускается начисление амортизации по нормам амортизации, ниже установленных статьей 259 НК РФ, по решению руководителя организации- налогоплательщика. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периодаПодпункты 7, 8 и 10 статьи 2596Формирование резервов по сомнительным долгам (сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ**)Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном НК РФПункт 3 статьи 2667Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв)Налогоплательщик вправе создавать резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в порядке, предусмотренном НК РФСтатья 2678Метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы товараПункт 1 статьи 2689Формирование резерва расходов на ремонт основных средств (если резерв формируется в соответствии с графиком проведения капитального ремонта на финансирование ремонта в течение более чем одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения)Налогоплательщик вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт в порядке, предусмотренном НК РФ (нормативы отчислений утверждаются налогоплательщиком самостоятельно)Статья 32410Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за годНалогоплательщик вправе создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год в порядке, предусмотренном НК РФ (способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв налогоплательщик обязан самостоятельно утвердить, составить специальный расчет - смету)Статья 324111Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 3. По стоимости единицыПункт 9 статьи 28012Принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг)Налогоплательщик вправе самостоятельно установить принципы и методы распределения дохода: 1) равномерно; 2) пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете; 3) иной экономически обоснованный метод признания доходов. Устанавливать подобные принципы в учетной политике целесообразно при наличии постоянной деятельности, связанной с долгосрочными (более одного налогового периода) договорамиСтатья 31613Порядок ведения налогового учетаНалогоплательщик самостоятельно устанавливает порядок ведения налогового учета, утверждаемый соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В частности, налогоплательщик вправе решить: - дополнять ли ему применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета; - вести самостоятельные регистры налогового учета. В качестве приложений к учетной политике налогоплательщик устанавливает: - формы регистров налогового учета; - порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документовСтатьи 313 и 314

2.2 Отражение в учетной политике основных налогов

амортизация налогообложение прибыль нелинейный

Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/08, для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II (1).

В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II (1).

Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

В данной части курсовой работы рассмотрены основные требования, предъявляемые законодательством при организации и ведении налогового учета, а том числе при составлении учетной политики организации для целей налогового учета, при учете доходов и расходов и формировании налоговой базы.

Таблица 2 - Формирование учетной политики организации для целей налогообложения

Элементы учетной политикиВарианты выбора элемента учетной политикиМомент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по НДС по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по налогу на прибыль по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, услуг)Классификация доходов (расходов) доходы (расходы) от реализации товаров (работ, услуг); внереализационные доходы.Порядок признания доходов (расходов) признание доходов (расходов) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав; день поступления средств на счета в банках или в кассу.Метод учета доходов и расходов метод начисления; кассовый метод (только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал)Определение основных средств под основными средствами понимаются: основные средства, используемые в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организациейОпределение нематериальных активов нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)Амортизация основных средств и нематериальных активовАмортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей. Организация может применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета два метода начисления амортизации: линейный (для амортизационных групп с 8 по 10; со сроком полезного использования 20-30 лет), нелинейный (для амортизационных групп с 1 по 7; со сроком полезного использования 1-20 лет), при этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества Кроме того, организация также может использовать; пониженные нормы амортизации на основании пункта 10 статьи 259 НК РФ ч. II (), специальные коэффициенты на основании пунктов 7, 8 статьи 259 НК РФ ч. II (), обязательные специальные коэффициенты на основании пункт 9 статьи 259 НК РФ ч. II (),Метод оценки покупных товаров при реализации по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара.Метод оценки сырья и материалов при производстве товаров, работ, услуг метод оценки по стоимости единицы запасов; метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по стоимости последних по времени приобретенийПорядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного произв7одства для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь, для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, сумма прямы расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполненных в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг; для прочих, суммы прямых расходов распределяются на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой стоимости продукции.Формирование резервов по сомнительным долгам; по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; предстоящих расходов на выплату отпусков на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.Период, на который создается резерв по сомнительным долгам отчетный период; налоговый период.Предельный размер резерва по сомнительным долгамСумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового периода).Порядок использования неизрасходованного резерва по сомнительным долгам сумма переносится на следующий налоговый период; остаток включается в состав внереализционных доходов, если величина вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода.Предельный размер резерва по гарантийному ремонтуПредельный размер определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантий ному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. Если налогоплательщик менее трех лет осуществлял реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации. Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условиями гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту о обслуживанию реализованных товаров, (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты.Порядок использования неизрасходованного резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию если сумма резерва была не полностью израсходована, то она может быт перенесена на следующий налоговый период; если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем периоде, то разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода; если сумма вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается в состав прочих расходов.Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по стоимости единицы.Перенос убытков на будущее всю сумму полученного убытка; часть суммы полученного убытка.Порядок уплаты авансовых платежей ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли; ежеквартальные авансовые платежи; ежеквартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода если за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 миллиона рублей за каждый квартал).Порядок уплаты авансовых платежей организацией, имеющей обособленные подразделения по месту нахождения организации в части федерального бюджета; по месту нахождения организации и месту нахождения каждого обособленного подразделения в части бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций организация может использовать разработанные и рекомендуемые МНС РФ формы регистров налогового учета, можно использовать самостоятельно разработанные формы регистров налогового учетаФормы ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль в виде специализированных форм на бумажных носителях, в электронном виде, на любых машинных носителях.Формы и системы оплаты труда, применяемые в организацииВо избежании разногласий с налоговыми органами целесообразно утвердить применяемые в организации формы и системы оплаты труда.Порядок определения расходов на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработкиЦелесообразно для обоснования размера расходов на исследования, не давшие положительного результата, утвердить документ, устанавливающий предельный размер затрат, осуществленных на исследования, не давшие положительного результата. Необходимо иметь в виду, что в целях налогообложения расходы налогоплательщика на НИИ и ОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.Порядок уплаты налога на прибыль организации (авансовых платежей)При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей по результатам деятельности налогоплательщик обязан уведомить об этом ИМНС РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором осуществлен переход и данный момент следует отразить в учетной политике.Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы следует сделать ряд обобщающих выводов:

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к организации и ведению бухгалтерского учета - от жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом осуществлен переход к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается в основном в том, что на основании установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется исходя из допущений и требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету «четная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями. К данной процедуре относятся формально, не изучаю последствия применения тех или иных её элементов.

К таким предприятиям относится и объект исследования данной курсовой работы - ООО «Завод теплогидроизоляционных труб».

Также вместе с учетной политикой для целей бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается учетная политика для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

В приложении к учетной политике также необходимо утвердить формы регистров налогового учета. Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый Кодекс РФ Ч.1, Ч.2. // ИПО «Консультант +»

2.Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 03.11.2006г.) // ИПО «Консультант +»

.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08, утвержденное Приказом Минфина России от ред.от 06.10.08.

4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.03г. № 34н

5.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утверждено приказом Минфина РФ ОТ 30.03.2001Г. № 26н)

6.Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2008 год - М.: Налог-Инфо, 2008. - 312с.

7.Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика: практическое руководство - СПБ.: ФБК-Пресс, 2008. - 344с.

.Бухгалтерский учет: Учебник / А.С.Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др.; под ред.П.С.Безруких. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Бухучет, 2007. - 736с.

.Касьянова Г.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая - М.: АБАК, 2009. - 152с.

.Коваль Л.С. Учетная политика организации - М.: Юстицинформ, 2007. 328с.

.Кондраков Н.П. Учетная политика организации на 2010 год - М: Эксмо, 2009. - 208с.

12.Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2009. - 468с.

13.Медведев А. Я., Медведева Т. В. Практическая бухгалтерия: от создания до ликвидации организации: Учебно-методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 720с.

14.Медведев М.Ю. Учетная политика организации на 2009г. - М.: Кнорус, 2009. - 256с.

15.Паклар А.Н. Налоговый учет - М.: Юстицинформ, 2006. - 212с.

.Пятов М.Л. Учетная политика организации: Учебно-практическое пособие - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 192с.

17.Швецкая Е.М. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов - М.: Дащков и Ко, 2008. - 480с.

Похожие работы на - Особенности и основные принципы формирования учетной политики для целей налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!