Особенности педагогического потенциала современной семьи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности педагогического потенциала современной семьи















КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: "Особенности педагогического потенциала современной семьи"

по дисциплине "Теоретическая педагогика"

Содержание

Введение

Глава 1. Семья как институт социализации

1.1 Семья как субъект социализации

1.2 Воспитательный потенциал семьи

1.3 Исторический аспект проблемы

Глава 2. Методические основы семейного воспитания

2.1 Особенности семейного воспитания

2.3 Взаимодействие семьи и школы

Заключение

Литература

Введение

Современная система образования проявляет интерес к семье как фундаментальному, базовому условию функционирования общества, значимому элементу его самоорганизации и саморазвития, уникальному социокультурному явлению. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается на необходимость создания условий для полноценного воспитания детей в семье.

В основе новой государственной Концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Семья - ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и будущее страны. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры.

Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья - это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом.

Семья тратит огромные материальные и духовные средства, чтобы растить и воспитывать детей. Велика роль семьи во всестороннем развитии личности, т.к. именно в семье человек учится общаться, любить, творить, отдыхать, беречь свое здоровье, становится ответственным и самостоятельным. В семье каждый из ее членов имеет возможность самореализоваться, и если человек реализовал себя в семье, то это возможно осуществить и в других жизненно-важных сферах.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Принадлежность к семье помогает человеку в трудные моменты жизни преодолевать препятствия, бороться и побеждать, т.к. он чувствует себя защищенным, любимым, он знает, что рядом с ним его родные, близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Семейное воспитание будет успешным при создании родителями соответствующих педагогических условий.

Цель работы - охарактеризовать педагогические условия воспитания детей в семье.

Задачи исследования:

. Раскрыть особенности семьи как субъекта социализации, ее воспитательный потенциал.

. Изучить исторический аспект проблемы, особенности и условия успешного семейного воспитания

Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в семье.

Предмет исследования - педагогические условия успешного семейного воспитания.

педагогический семья воспитание школьник

Гипотеза исследования: семейное воспитание будет успешным, если родители будут знать и сумеют создать адекватные педагогические условия для воспитания детей в семье.

Использованы методы: теоретические - анализ литературы, анализ базовых понятий исследования; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документации, изучение и обобщение педагогического опыта.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Семья как институт социализации

1.1 Семья как субъект социализации

Социализация - это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и, особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Воспитание как социальная функция - это и есть социализация. Максимальные возможности для социализации имеет семья школьника.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Семья реализует следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социализирующая, психотерапевтическая, рекреативная (восстановительная), регулятивная, коммуникативная, фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи) [19, С.177].

Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

А) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

В) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Д) духовного общества - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

З) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные и т.д.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым.

Таким образом, важнейшей функцией семьи является воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, то есть в сенситивный период, когда формируются психические процессы, эмоционально-волевая сфера, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей.

Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

То, что дети являются "зеркальным" отражением своих родителей, подтверждают многие ученые. Профессор К.Н. Волков утверждает, если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи - оплот государства. Это аксиома, от которой ни на шаг не отступают в цивилизованных странах.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, а имеют более общий характер. Большинство специалистов приходит к выводу, что мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, разрушившую вековые устои, приведшие к ухудшению нравов и человеческих отношений.

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Таким образом, влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут; семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья обеспечивает преемственность традиций; важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Семья постепенно утрачивает свое монопольное влияние на ребенка. Семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. Чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса [29, С.258].

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия.

Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать - тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены. Привитые навыки и умения их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни.

Есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Следовательно, семья является ведущим институтом социализации детей.

1.2 Воспитательный потенциал семьи

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом.

Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

Для каждой семьи характерен свой стиль воспитания, способствующий развитию личности ребенка. Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с этим ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

А.В. Петровский характеризует различные педагогические стили родителей.

. Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

. Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

. Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

. Излишне пылкий стиль. Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т.д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

. Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

. Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

. Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

. Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Определение собственного педагогического стиля позволяет оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком. Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

По словам В.А. Сухомлинского "Семья - это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя" [36, С.23].90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности.

Отклонение черт характера и поведения детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета.

Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетом родителей). Такое определение воспитательному потенциалу семьи дается Г.М. Коджаспировой [19, С.179]. Наиболее значимой частью воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей, под которой понимается владение основами психолого-педагогической грамотности, умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность.

Проблема повышения педагогической культуры родителей весьма актуальна. В этом большинство преподавателей, учителей видят большой резерв в воспитании детей. Родители, самые близкие для ребенка люди, влияют на него своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души. Между тем, только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка [6, С.33].

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где имеются оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

1.3 Исторический аспект проблемы

На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода.

По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности [29, С.258].

Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей.

Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В современных условиях существуют семьи разных типов: и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план - современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами [29, С.258].

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации, воспитания человека. Вопрос о ее роли в формировании человека привлекал внимание многих ученых и порождал противоречивые суждения.

Античные философы, в частности Платон, утверждали, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.

Философы нового времени также не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и семейного воспитания. Такую форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло.

В то же время Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей. При этом общество должно взять на себя максимум забот о воспитании детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на формирование мировоззрения ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей.

Проблемы семейного воспитания весьма широко и разносторонне освещены в педагогической литературе, например в "Книге для родителей" А.С. Макаренко, в работе Н.К. Крупской "Вопросы семейного воспитания и быта", в ряде работ В.А. Сухомлинского и др.

Вплоть до начала 60-х годов XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования.

В современных исследованиях большое внимание уделяется институту материнства, который рассматривается как исторически обусловленный процесс, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (М. Мид, Э. Бадинтер, Р. Геллес, И.С. Кон, Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, Г.Г. Филиппова).

Для изучения проблем семейного воспитания учрежден "Институт семьи и воспитания" в 1998 году Российской академией образования и Министерством труда и социального развития Российской Федерации путем слияния Института развития личности РАО и Института семьи Минтруда России.

Современные ученые в большинстве стран мира считают, что гармоничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.

Глава 2. Методические основы семейного воспитания

2.1 Особенности семейного воспитания

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Наиболее значимыми особенностями семейного воспитания являются следующие: органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка; непрерывность и длительность воздействия; многократность и противоречивость воспитательного воздействия; интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; относительная замкнутость; общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью; взаимная направленность формирующих воздействий.

Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный. При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность. Авторитарный стиль отличается подавлением личности, жестким контролем и пр. Безразличный тип воспитания особенно вреден: ребенка не любят и предоставляют самому себе.

Содержание, программы семейного воспитания определяются развитием ребенка. Поэтому в первую очередь необходимо физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В семьях все это делается большей частью стихийно, но игры, игрушки, литература для детей и родителей помогают это делать осознанно и целенаправленно.

Г.М. Коджаспирова содержанием семейного воспитания считает формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения, интеллектуальной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, культуры межполовых отношений [19, С.180].

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Для родителей семейное воспитание - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспитаны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться быть педагогом.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации. В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий.

. Знание родителями своих детей положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д. Простые, казалось бы сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований 86% юных правонарушителей, севших за решетку, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.

. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. "Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека", - писал В.А. Сухомлинский [36, С.59].

. Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что "им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие". И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка - дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

. Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.

Необходимо учитывать принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требований и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность.

Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родители оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него. Родителям для правильного воспитания не хватает психолого-педагогических, медицинских знаний. Этому им следует обучаться.

Затрудняют процесс воспитания неверные установки, присущие родителям в семейном воспитании: предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей, страх утраты детей, проекция на детей собственных отрицательных качеств, амбиции родителей в отношении собственных детей, внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Проблемы в семейном воспитании возможны при непонимании своеобразия внутреннего мира детей, непринятии детей, их индивидуальности и особенностей, несоответствии требований и ожиданий родителей, их негибкости, при непоследовательности в обращении с детьми, несогласованности отношений между родителями.

Психологические особенности родителей могут негативно сказываться на воспитании детей, такие как: аффективность (раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх), тревожность, доминантность (безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей), гиперсоциальность (воспитание без учета индивидуальностей ребенка), недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость.

Таким образом, выдающаяся роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется незаменимостью ее воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей каждого ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей.

2.2 Условия успешного семейного воспитания

К наиболее значимым условиям семейного воспитания относятся: семейный быт, уклад, семейные традиции, эмоциональный климат семьи, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности родителей за воспитание детей, авторитет родителей, их педагогическая культура, организация жизненного пространства ребенка.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Главными условиями воспитания детей в семье являются:

. Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

. Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи - это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

. Методы воспитания. В воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля над воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

. Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

. Роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания "психологические": если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т.п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

. Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться.

С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему. Это чувство хорошо выразила одна девочка, когда на предложение нарисовать свою семью она в качестве сюжета своего рисунка выбрала мать, стоящую на коленях в комнате девочки и роющуюся в ее письменном столе, под рисунком девочка написала: "Как мама роется в моих личных вещах".

. Отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других - тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом "я", но знает и слово "мы", учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

В.Я. Острогорская иначе выделяет условия воспитания детей в семье:

). Семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.

). Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье.

). Любовь родителей к ребенку.

). Авторитет родителей, единство требований к детям всех членов семьи.

). Уважение к личности ребенка.

). Единые, согласованные требования семьи и школы [26, С.29].

2.3 Взаимодействие семьи и школы

Законодательство Российской Федерации (Закон "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбора места и формы дошкольного, школьного и дополнительного образования. А раз так, то семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но что особенно важно - главным партнером школы в формировании личности ребёнка, активным участником образовательно-воспитательного процесса. Однако, многие родители к такому партнерству не готовы.

Цель взаимодействия семьи и школы - стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние [19, С.181].

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; точнее, по формированию педагогической культуры населения. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения.

Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Школа в работе с семьей имеет три задачи: просвещать, помогать, и привлекать родителей к совместной деятельности.

Педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в области воспитания осуществляют учителя в форме лекций, бесед на темы воспитания. Имеются методические материалы и другая литература по работе с родителями в помощь учителю. Однако учителям часто не хватает компетентности, знаний и умений в этой области.

Помощь учителей родителям состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Она оказывается в форме бесед, визитов в семью. Школа привлекает также родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: походы, экскурсии, кружки. Родительские собрания и родительские комитеты служат реализации этих задач. В родительские комитеты и в совет школы входит актив родителей, который осуществляет связь школы с семьей, принимает участие в решении главных учебно-воспитательных вопросов.

Опыт показывает, что лучше всего обучение и воспитание родителей осуществляют специалисты: службы семьи, психологические консультации и центры по обучению, воспитанию родителей. В советское время это делали народные университеты, клубы и тому подобные заведения, что было неэффективно.

В настоящее время формируется служба оказания помощи родителям. Психолого-педагогическая помощь родителям оказывается в форме консультаций и психотерапевтических занятий, к сожалению, в основном на коммерческих началах. В США эта помощь развивается с 20-х годов прошлого века, в Европе чуть позднее, и имеет два направления: обучение родителей, состоящее в сообщении знаний и отработке навыков общения с ребенком; воспитание родителей, психотерапевтическая помощь (индивидуальная и групповая).

Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и другие, постоянные, текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать общение с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи - означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную, развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:

креативности - свободного развития способностей детей;

гуманизма - признание личности в качестве абсолютной ценности;

демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

гражданственности, основанной на осознании места своего "Я" в общественно-государственной системе;

ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функцией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в его педагогических советах, профессиональной поддержке. Свои предложения он вносит в планы работы школьного лектория.

Здесь целесообразно провести лекции - беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности - экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности.

Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснять причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления негативных явлений, намечать конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы.

Важной частью практической деятельности классного руководителя является регулярное личное посещение учеников дома, изучение условий их жизни и воспитания на месте, согласование и координация с родителями совместных мер. Выясняются не столько бытовые условия, сколько организация семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно при посещении ученика на дому соблюдать следующие правила: исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

беседуйте в присутствии ученика, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

не предъявляйте претензий к родителям;

всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и его школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Заключение

Цель образования на современном этапе - воспитание духовно богатой, высококультурной, нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья - это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так велико, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях.

Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и обществе.

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья - это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

Главные особенности семейного воспитания: эмоциональность по своему содержанию, непрерывность и длительность воздействия, относительная замкнутость, взаимная направленность формирующих воздействий, интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности.

Чтобы результат воспитания был успешным, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для полноценного воспитания ребенка в семье.

В семейных отношениях между родителями и детьми необходимо использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация жизни семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы должен стремиться к созданию социально - педагогической системы взаимодействия с семьей в интересах развития личности ребенка.

Социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения - перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.


1.Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. - СПб.: Весь, 2001. - 349 с.

2.Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях // Семья в России. - М.: Чебоксары, 2001. - № 1. - С.93-100.

.Ачильдиева Е.Ф., Леушкина Н.А. Родительская ассоциация: анализ положения и прогноз развития движения // Тенденции развития современной семьи. - М.: 1992. - С.90-103.

.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 224 с.

.Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его величество Ребенок, какой он есть. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 429 с.

.Бикмухаметова Н.Х. Семейный клуб "Школа радости и воспитания" // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.33 - 35.

.Богданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.18 - 20.

.Братцева С.А. "Семейная гостиная" как форма работы с семьями первоклассников // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.26 - 29.

.Бурыкина М.Ю. Личностные особенности матерей - педагогов и их отношение к своим детям дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.10 - 15.

.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 1999. - № 4. - C.27-39.

.Гранкин А.Ю. Задачи семейного воспитания в трудах И.А. Ильина // Страницы истории педагогики. - Пятигорск, 1997. - Вып.7. - С.35-42.

.Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во 2-й пол. XIX - нач. XX вв. / Пятиг. гос. лингв. ун-т. - Пятигорск, 1996. - 85 с.

.Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. - 95 с.

.Грибоедова Т.П., Медведева Н.З., Москвина Т.В. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.3 - 6.

.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 475 с.

.Добсон Д. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях: Пер. с англ. - СПб.: Мирт, 2000. - 586 с.

.Кавашкина О.Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до нач. XX в.) // Семья в России. - 1994. - № 2. - С.69-80.

.Калюжный А.С. Психология, педагогика и этика профессиональной деятельности: Курс лекций. - Н. Новгород: ННОУ "Гуманитарный Институт", 2004. - 179 с.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256 с.

.Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам: Обобщ. пед. опыт. - Тверь: Лилия ЛТД, 2000. - Кн.1. - 64 с.

.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 2-е изд., испр. и доп. - 232 с.

.Махлин М.Д. О концепции педагогического просвещения родителей школьников // Magister = Магистр. - 1999. - № 1. - С.77-84.

.Медведева Н.В. Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.15 - 18.

.Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 144 с.

.Морозова О.В. Педагогика семьи: Учеб. пособие / Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - 210 с

.Острогорская В.Я. Работа с родителями в начальных классах // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.29 - 35.

.Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

.Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б.М. - М.: Изд-во БРЭ, 2002. - 528 с.

.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - M.: Владос, 2002. - 352 с.

.Практическая психология для педагогов и родителей / Тутушкина М.К., Артемьева В.А., Афанасьева Е.И., Булгакова Е. Г.; Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб.: Дидактика Плюс, 2000. - 351 с.

.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 384 с.

.Рыбак Е.В. Педагогическая аксикреация в работе с семьей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.72 - 74.

.Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. вузов / Сост. Лебедев П.А. - М.: Академия, 2001. - 408 с.

.Сняткова Л.Б. Реализация воспитательного потенциала группы продленного дня в интересах детей и родителей // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.58 - 60.

.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 304 с.

.Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

.Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 192 с.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. - М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

.Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. - 2007. - № 4. - С.83 - 88.

Похожие работы на - Особенности педагогического потенциала современной семьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!