Организация учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в условиях рыночных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в условиях рыночных отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "Новогрудский государственный торгово-экономический колледж"









КУРСОВАЯ РАБОТА

по бухгалтерскому учету

на тему: "Организация учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в условиях рыночных отношений"


Исполнили: учащийся группы _УПп-32_

Фурман Д.И.





г. Новогрудок

г.

Содержание

Введение

1. Характеристика предприятия, по материалам которого выполняется работа

1.1 Характеристика основных показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Структура предприятия

1.2 Организация и постановка бухгалтерского учета на предприятии. Структура бухгалтерии и ее функции. Учетная политика

2. Организация учетов расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в рыночных условиях хозяйствования

2.1 Оплата труда как экономическая категория в условиях рыночных отношений

2.2 Документальное оформление и учет рабочего времени и выработки рабочих

2.3 Порядок составления расчетов по оплате труда работников предприятия

2.4 Порядок составления расчетно-платежных документов по заработной плате

2.5 Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда

2.6 Учет отчислений от начисленной зарплаты и выплат, производимых за счет средств фонда социальной защиты населения. Обобщение и бухгалтерский контроль за соблюдением рационального расходования фонда заработной платы

2.7 Автоматизация учета расчетов по оплате труда

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие рыночной экономики приводит к расширению числа предприятий, основанных на государственной, коллективной, частной и совместной форм собственности. Сюда входят крупные государственные промышленные предприятия и объединения, кооперативы, акционерные общества, предприниматели и др. При этом каждый субъект хозяйствования обязан организовать и вести бухгалтерский учет своей финансово-хозяйственной деятельности исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования и самостоятельно разрабатываемой учетной политики.

Эффективно руководить предприятием, добиваться максимального результата при наименьших затратах без хорошо налаженного учета невозможно. Учет дает полную информацию о расходовании материальных, денежных и трудовых ресурсов, о себестоимости продукции, финансовом состоянии предприятий. Проводимые преобразования в хозяйственном механизме требуют совершенствования хозяйственного учета.

В бухгалтерском учете не малое место занимает учет труда и его оплаты. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

В условиях перехода Республики Беларусь к системе рыночного хозяйствования правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Нормы труда и его оплаты необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции, работ, услуг на рынке товаров.

учет оплата труд расчет

Заработная плата - важнейшее средство повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличения объемов произведенной продукции, улучшения ее качества и ассортимента.

Человеческий фактор всегда играл немаловажную роль в производственном процессе. В современных условиях возросли требования, предъявляемые к работникам предприятия. Стала более жесткой зависимость между оплатой труда и конечным результатом работы. Повысились требования к уровню образования, квалификации, перспективам роста профессионального и интеллектуального уровня каждого работника. С другой стороны, повысились требования к организации труда, к оснащенности производства современным высокопроизводительным оборудованием. Возросла роль эстетики каждого рабочего места.

Объектом исследования в работе выступило Открытое акционерное общество "Слонимский мясокомбинат", предметом исследования является организация учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда. Целью данной курсовой работы является изучение сущности и форм заработной платы, пути совершенствования оплаты труда в условиях рыночных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·теоретически обосновать и раскрыть сущность экономической категории заработной платы;

·исследовать структуру предприятия и бухгалтерии;

·изучить существующие формы и системы оплаты труда на предприятии;

·изучить порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда;

·рассмотреть порядок удержаний и отчислений с фонда заработной платы;

·рассмотреть синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда;

·изучить нормативно-правовой и методический материал по теме исследования;

·определить степень автоматизации учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда.

При написании работы использовались литературные источники по бухгалтерскому учету и экономике, также были исследованы первичные и сводные документы, регистры синтетического и аналитического учета, применяемые в ОАО "Слонимский мясокомбинат.

1. Характеристика предприятия, по материалам которого выполняется работа

1.1 Характеристика основных показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Структура предприятия

Открытое акционерное общество "Слонимский мясокомбинат" - один из лидеров мясоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь, специализирующийся на производстве мяса, колбас, мясных деликатесов, полуфабрикатов, консервации, сухого экструдированного корма для собак. Основанный в 1923 году, комбинат прошел долгий и сложный путь преобразования в стабильное и современное предприятие.

Итогом этого процесса стал 2003 год, когда комбинат получил международный сертификат соответствия требованиям СТБ ИСО 9001, а в 2006 году - сертификат соответствия требованиям СТБ 1470 (система НАССР).27 ноября 2006 года ОАО "Слонимский мясокомбинат" стал лауреатом Премии Правительства РБ в области качества. С 2006 года на предприятии разработана и функционирует программа "Безопасный продукт - здоровая нация", главной целью которой является выпуск абсолютно безопасной и полезной продукции. Важнейшим преимуществом предприятия является стабильное качество, постоянное усовершенствование технологии при сохранении традиционных рецептур колбас и деликатесов, а также наличие собственной сырьевой базы, которая полностью обеспечивает производство белорусским экологически чистым сырьем.

Зарегистрирован комбинат Решением Слонимского районного исполнительного комитета №500041325, располагается в г. Слониме, ул. Чкалова, 35.

Размер Уставного фонда: 9 527 440 000 (девять миллиардов пятьсот двадцать семь миллионов четыреста сорок тысяч рублей), который разделен на 476 372 простые акции номинальной стоимостью 20 000 рублей каждая.

Органами Общества являются органы управления Общества и его контрольный орган. Органами управления Общества являются:

Общее собрание акционеров;

Наблюдательный совет;

Исполнительные органы (дирекция и генеральный директор).

Контрольным органом общества является ревизионная комиссия.

Собрание акционеров имеет права и полномочия по утверждению стратегии деятельности общества и контроля за исполнением этой деятельности; Наблюдательный совет формирует стратегию развития общества, представляет ее на утверждение собрания акционеров, контролирует реализацию этой стратегии администрацией предприятия. Директор, Нарута Вячеслав Константинович, осуществляет управление финансово-хозяйственным процессом на предприятии.

В состав общества входят филиалы:

филиал "Павлово-Агро" ОАО "Слонимский мясокомбинат", Слонимский район, д. Новоселки;

филиал "ПетралКирпич" ОАО "Слонимский мясокомбинат", Слонимский район, д. Петралевичи.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли.

Основные финансово-экономические показатели

Показатель2010г. 2011г. Темп ростаВыручка от реализации (млн. руб.) 188 586295 974156,9Затраты на 1000 рубль ТП (руб.) 9251 017110,0Прибыль от реализации (млн. руб.) 10 82031 263288,9Чистая прибыль (млн. руб.) 6 83724 969365,2Рентабельность реализованной продукции (%) +6,9+12,9+6,0Среднесписочная численность работников (чел.) 1 2421 23099,0Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) 1 169,51 724,6147,5

Основные финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности за 2011г. характеризуют предприятие как стабильно развивающееся. Предприятие своевременно выплачивает заработную плату, перечисляет налоги, рассчитывается с поставщиками продукции и по платежам в бюджет.

Структура аппарата управления представляется линейной системой и предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю предприятия.

1.2 Организация и постановка бухгалтерского учета на предприятии. Структура бухгалтерии и ее функции. Учетная политика

Залогом успешной и стабильной деятельности предприятия является грамотная постановка бухгалтерией бухгалтерского учета. Целью постановки бухгалтерского учета является разработка и внедрение оптимальной схемы учета, позволяющей контролировать результат деятельности, принимать своевременные управленческие решения на основе оперативных данных бухгалтерии, достигать высоких показателей рентабельности путем минимизации затрат.

Законодательство представляет предприятию в отдельных моментах право выбора в организации учета и признании хозяйственных операций. Обязательным является то, что данное право предприятие должно зафиксировать у себя в учетной политике. Постановка бухгалтерского учета на предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере бухгалтерского учета.

Учетная политика - это документ, в котором обобщен свод способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, избранный самим предприятием в рамках законодательства. Важно помнить, что учетная политика в течение одного отчетного года, как правило, изменению не подлежит. А это означает, что приняв однажды, предприятие вынуждено соблюдать свой выбор в течение всего года.

В целях соблюдения организацией в течение отчетного года единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и во исполнение ст.6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-Х11 "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. Закона РБ от 25.06.2001 № 42-З с изменениями и дополнениями) и норм Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями), Налогового кодекса РБ, Закона РБ от 15.10.2010 № 176-З "О республиканском бюджете на 2011 год" учетная политика ОАО "Слонимский мясокомбинат" сформирована главным бухгалтером и утверждена приказом руководителя №729ахв от 30.12.2010г. (Приложение 7)

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

·реорганизация (слияние, присоединения, разделения, выделения, преобразования) Акционерного общества;

·изменения условий деятельности.

Учетная политика применяется всеми подразделениями Акционерного общества, включая обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс.

Организовывает бухгалтерский учет и создает необходимые условия для правильного его ведения генеральный директор Акционерного общества.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляет бухгалтерия, являющаяся самостоятельным структурным подразделением Акционерного общества, действующая в соответствии с Положением о бухгалтерии, утвержденным генеральным директором Акционерного общества.

Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает генеральный директор.

Распределение обязанностей между главным бухгалтером и его заместителем, а также другими специалистами бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер, согласно должностным инструкциям. (Приложение 3,4)

На предприятии создана бухгалтерская служба как структурное подразделение, в котором насчитывается 28 человек бухгалтеров, в том числе:

·главный бухгалтер;

·заместитель главного бухгалтера;

·ведущий бухгалтер по налогообложению;

·группа расчетов по заработной плате (2 чел.);

·группа финансово-расчетных операций (6 чел.);

·группа учета материалов (2 чел.)

·группа учета основных средств, ремонтных и строительных материалов, расчетов с подотчетными лицами (3 чел.);

·группа учета товаров (3 чел.);

·группа учета и расчетов с поставщиками (1 чел.);

·группа учета основного производства (8 чел.).

Основными показателями деятельности управления бухгалтерского учета и отчетности организации являются:

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

формирование достоверной информации об имуществе и обязательствах организации, полученных доходах и понесенных расходах.

Основными задачами управления бухгалтерского учета и отчетности являются:

организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и отчетности в организации;

контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации.

Управление бухгалтерского учета и отчетности возглавляется главным бухгалтером, который назначается на должность и освобождается от должности директором предприятия.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

формирование учетной политики организации;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь в автоматизированном режиме по программе "1С: Бухгалтерия". Научно-технический прогресс не стоит на месте, поэтому предприятие пользуется электронным декларированием. Электронная цифровая подпись - это универсальное средство решения многих вопросов, которая позволяет представлять налоговые декларации (расчеты) в инспекцию МНС, а также отчеты формы 4 в Белгосстрах в электронном виде. На предприятии создана ведомственная система электронного документооборота, что является удобным для организации, так как она имеет филиалы, расположенные в других местах, отличных от местонахождения предприятия.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учете на предприятии.

Все хозяйственные операции своевременно регистрируются на счетах бухгалтерского учета согласно "Рабочему плану счетов" (Приложение 5) и фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями.

В бухгалтерском отчете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

Управление бухгалтерского учета и отчетности в своей деятельности руководствуется:

ØЗаконом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";

ØУставом организации;

ØУчетной политикой организации;

ØПоложением о главном бухгалтере;

ØИнструкциями, положениями, регламентирующими организацию бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете;

ØУказами, декретами Президента, постановлениями Правительства, приказами, постановлениями Министерства финансов и Национального банка, приказами и распоряжениями Министерства труда и соцзащиты;

ØПриказами и распоряжениями вышестоящей организации;

ØПриказами и распоряжениями руководителя организации;

ØКоллективным договором.

ØПравилами внутреннего трудового распорядка.

ØПолитикой организации в области качества и нормативной документацией Системы качества.

2. Организация учетов расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в рыночных условиях хозяйствования

2.1 Оплата труда как экономическая категория в условиях рыночных отношений

Центральное место в производительной деятельности в любой организации занимают труд и его результаты. С помощью рабочей силы создается прибавочный продукт. Расходы на оплату труда составляют значительную часть себестоимости продукции, работ и услуг любой организации. Поэтому нормы труда и его выплаты необходимо устанавливать учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но и также конкурентоспособность продукции на рынке товаров.

Трудовые и связанные с ними отношения на предприятиях республики регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими актами трудового законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с законодательством. В коллективных и трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством.

Между работником и нанимателем заключаются договора и контракты.

Трудовой договор между работником и нанимателем заключается только в письменной форме на неопределенный срок, определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор), время выполнения определенной работы, время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, время выполнения сезонных работ.

Контракт - трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника.

Трудовой договор (контракт) составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, второй хранится в отделе кадров. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей трудовой договор (контракт) может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

На ОАО "Слонимский мясокомбинат" с работниками заключаются трудовые контракты, как правило на год с испытательным сроком на 3 месяца. Для контроля за сроками действия контрактов все заключенные контракты регистрируются в специальном журнале "Контракты". За месяц до истечения срока контракта работнику предоставляют уведомление либо о продлении контракта на следующий срок, либо о прекращении действия контракта.

На каждого принятого работника заполняют Личную карточку, на руководящих работников и специалистов - дополнительно Личный листок учета кадров.

На ОАО "Слонимский мясокомбинат" впервые принятому работнику оформляют трудовую книжку. Трудовые книжки хранятся в организации и выдаются на руки работникам в день их увольнения.

Учитывая, что труд работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, должен оплачиваться в зависимости от сложности, условий труда и квалификации этих работников на основе Единой тарифной сетки (Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 г. № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", ст.57, ч.2 ст.61, ч.4 ст.63 ТК РБ), их профессии (должности) тарифицируются согласно "Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" от 26.04.2010 г. № 60.

Тарифный разряд работников зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ и ответственности.

Оплата труда работников организации производится на основании установленных штатным расписанием должностных окладов и надбавок к ним. Тарифная ставка 1-го разряда применяется как основа для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников. Тарифные разряды работникам предприятия устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь (ЕТС). Должностные оклады работникам организации рассчитываются, путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации (сейчас она равна 250 000 руб. для административно управленческого, торгового персонала и 400 000 руб. для производственных рабочих), на тарифный коэффициент, установленный в соответствии с ЕТС с учетом увеличения или уменьшения.

2.2 Документальное оформление и учет рабочего времени и выработки рабочих

В зависимости от отраслевой принадлежности применяемых форм и систем оплаты труда, особенностей технологий и других факторов в организациях применяются различные формы первичных документов по учету труду и заработной плате.

Каждая организация обязана вести табель учета рабочего времени (Приложение 11), на основании которого и производится расчет и начисление заработной платы сотрудникам. В настоящее время для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего времени, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду применяются две типовые формы учета использования рабочего времени:

Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12);

Табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13).

Табель учета рабочего времени содержит в себе информацию о явках и неявках каждого сотрудника на работу в каждый день месяца: количестве выходных и праздничных дней, отработанных дней, часов, по мере необходимости также присутствуют данные о разных отпусках, командировках работников. Каждому работнику проставляется его табельный номер, разряд, оклад, должность.

В ОАО "Слонимский мясокомбинат табеля оформляют работники, которым поручено ведение табельного учета в каждом из структурных подразделений предприятия.

Табель учета использования рабочего времени составляется в одном экземпляре. Ведется он в течение месяца, где по каждому работнику ежедневно отмечают количество фактически отработанных часов, в последний день месяца в табеле подводят итоговое количество отработанных часов каждым сотрудником предприятия.

Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле одним из следующих способов: методом сплошной регистрации явок и неявок на работу; путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.д.).

При его оформлении следует учитывать, что рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) (ст.110 ТК).

Отметки в табеле учета использования рабочего времени о причинах неявок на работу или о работе неполный рабочий день, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.д.).

В форме Т-12 есть две строки. В верхней строке ставится буквенное обозначение видов затрат рабочего времени по каждому дню месяца (явка, отпуск, командировка, больничный и т.п.). В нижней записывается количество часов по ним.

Выходы или потери рабочего времени отмечаются следующие условные сокращения: В - выходные и праздничные дни, Г - неявки, разрешенные законом, К - служебные командировки, О - очередные и дополнительные отпуска, Б - нетрудоспособность, Р - отпуск в связи с родами, М - льготные часы кормящих матерей, Д - льготные часы рабочих с вредными условиями производства, С - часы сверхурочной работы, Ц - простой целосменный, Ч - простой текущий, П - прогул, Н - опоздание и преждевременный уход с работы, А - Неявки с разрешения администрации.

Для оформления аванса в табелях подсчитываются итоги за первую половину месяца, и они передаются в бухгалтерию. По истечении месяца табеля закрываются, т.е. в них по каждому работнику (и в целом по табелю) подсчитываются: отработанные дни и часы (в том числе и сверхурочные и др.), дни неявок по причинам и другие показатели.

Табель подписывается работником оформляющим его, начальником отдела, подразделения. После этого его передает в бухгалтерию. При получения табелей бухгалтерия заносит их данные в программу "1С: Бухгалтерия". По данным табелей работникам начисляют заработную плату, проводят анализ использования рабочего времени в организации.

Так например, за сентябрь Снитко Д.С. отработал фактически 20 дней, 2 дня был в служебной командировке, и 8 дней выходных, что составило 160 отработанных часов. Его тарифная ставка 2251руб. Начисление заработной платы за отработанное время будет выглядеть следующим образом: оплата за фактически отработанное время 2 251 х 160 = 360 160 руб. За вредные условия начислено 44 960 руб. Премия составляет 36%: 360 160 х 36% = 129 658 руб. Надбавка по контракту 72 032 руб. Итого всего начислено: 360 160 + 44 960 + 129 658 + 72 032 = 606 810 руб.

Выработкой называется количество изготовленной продукции, деталей, выполненных операций, оказанных услуг. Эти данные необходимо знать при начислении заработной платы рабочим-сдельщикам и для контроля за ходом работы в организации.

В зависимости от отраслевой принадлежности применяемых форм и систем оплаты труда, особенностей технологий и других факторов в организациях применяются различные формы первичных документов по учету труда и заработной платы. Наиболее широко распространены следующие типовые формы документов:

табель учета рабочего времени;

наряд на сдельные работы;

рапорт о выработке;

маршрутный лист;

листок учета простоя;

расчетный листок.

В условиях массово-поточного производства выработка учитывается по приемке готовой продукции. Сколько выработано каждым членом бригады, устанавливается на основании рапортов о выработке, заполняемых мастером (бригадиром).

Наряд на сдельные работы формы Т-40 оформляется в зависимости от характера работы на 1 рабочего, на бригаду, на смену или на срок до 1 месяца. Данный документ применяется в основном в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Наряды выписываются мастером или другим должностным лицом, выдающим задание до начала работы. По окончанию работ представители отдела технического контроля указывают принятое количество изготовленной продукции, ее качество (годные, брак) и расход нормирования времени. Если работа выполнялась бригадой, то на обратной стороне наряда в соответствующих графах фиксируется разряд каждого члена бригады и фактически отработанное им время, что необходимо для распределения общей суммы заработной платы между работниками бригады.

В серийных производствах, где продолжительность обработки деталей не превышает одну смену, применяется рапорт о выработке и приемке работ за смену формы Т-17 "Рапорт о выработке бригады", Т-22 "Рапорт о выработке за смену", Т-28 "Рапорт о выработке (накопительный)". Отличительная особенность этого документа состоит в том, что он предназначен для учета выработки и подсчета заработка группы рабочих. Причем если рабочий выполнял в течение смены несколько операций, то каждое новое задание и его выполнение фиксируются дополнительно.

В массовых производствах при поточном методе работы чаще всего применяются рапорты о выработке, в которых ежедневно записывается количество изготовленных деталей по каждой операции (годных и бракованных), а также сдельная расценка и начисление сдельного заработка.

Более рациональным является учет выработки в маршрутных листах формы Т-23. Применение их возможно не только в серийном, но и в индивидуальном и мелкосерийном производствах. Маршрутный лист выписывается на партию деталей и сопровождает ее по всему технологическому процессу обработки, начиная с первой операции и кончая последней. Это позволяет использовать маршрутные листы в качестве единого документа не только для учета выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам, но и для контроля за движением деталей в производстве, их сохранностью, соблюдением последовательности технологического процесса. Если маршрутный лист предназначен только для контроля за движением деталей в производстве, он применяется в сочетании со сменным рапортом о выработке формы Т-17, Т-22. В рапорт из разных маршрутных листов записывают выработку отдельных рабочих за смену.

В условиях применения современных компьютерных программ и хранения нормативно-справочной информации в памяти компьютера возможно автоматизированное заготовление маршрутных листов. Заблаговременная централизованная выписка маршрутных листов позволяет использовать их для оперативного регулирования и управления производством.

Форма листка учета простоев утверждена постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 7 апреля 2006 г. № 4 с последующими изменениями.

Листок учета простоев (форма Т-16) предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы рабочему за время простоя. Указывается начало и конец простоя. Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Единой формы расчетного листка (Приложение 13) нет. Такая форма утверждается нанимателем самостоятельно на основании локальных нормативных правовых актов в организации (ч.2 ст.80 ТК). Министерством обороны Республики Беларусь для организаций своего ведомства разработана форма расчетного листка по форме № 11/Ф. В соответствии с ч.1 ст.80 ТК в расчетном листке должны быть сведения о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размер удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате.

2.3 Порядок составления расчетов по оплате труда работников предприятия

Оплата труда работников организации состоит из: основной заработной платы и дополнительной, которые входят в фонд заработной платы и включаются в себестоимость продукции.

К основной заработной плате относятся:

оплата за отработанное время или за фактически изготовленную продукцию;

надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде;

доплаты за работу в ночное и сверхурочное время;

доплаты за работу в праздничные и выходные дни;

доплаты за бригадирство, за совмещение бригадирство;

премии работникам за производственные результаты.

К дополнительной заработной плате относятся:

зарплата за трудовой и учебный отпуск;

оплата за дни выполнения государственных и общественных обязанностей;

оплата за время военных сборов;

компенсация за неиспользованный отпуск;

выплаты работникам в связи с сокращением численности и штатов;

выплаты работникам донорам за дни сдачи крови и отдыха;

оплата льготных часов подростков.

Сверхурочной работой согласно ст.119 Трудового кодекса РБ считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.

Не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени:

по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя;

работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены);

работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;

работниками-надомниками.

В соответствии со ст.120 ТК привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ст.121 ТК, а также коллективным договором, соглашением.

К сверхурочным работам не допускаются: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; работники моложе 18 лет; работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий; освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением; другие категории работников в соответствии с законодательством.

Каждый час работы в сверхурочное время работников с повременной оплатой труда оплачивается не ниже двойных часовых тарифных ставок или окладов работников, а работников-сдельщиков - не ниже двойных сдельных расценок.

Указом Президента РБ от 26.03.1998 № 157 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т. ч. Указом Президента РБ от 05.11.2002 № 557) нерабочими днями установлены и объявлены следующие государственные праздники и праздничные дни: 1 января - Новый год; 7 января - Рождество Христово (православное Рождество); 8 марта - День Женщин; по календарю православной конфессии - Радуница; 1 мая - Праздник труда; 9 мая - День Победы; 3 июля - День Независимости Республики Беларусь (День Республики); 7 ноября - День Октябрьской революции; 25 декабря - Рождество Христово (католическое Рождество).

Согласно ст.147 Трудового кодекса РБ (далее - ТК РБ) в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими, работа не производится.

В соответствии со ст.136 ТК РБ всем работникам предоставляются выходные дни, т.е. еженедельный непрерывный отдых. При 5-дневной рабочей неделе работникам, как правило, предоставляется 2 выходных дня, а при 6-дневной - один. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

В соответствии со ст.69 ТК работа в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные нерабочими, выходные дни, установленные работникам правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) (далее - праздничные и выходные дни), оплачивается не ниже чем в двойном размере.

За каждый час работы в ночное время и за многосменный режим работы производятся доплаты в размере установленном коллективным договором, но не ниже 20% часовой тарифной сетки или оклада работника. Ночным считается время с 2200 до 600 часов. При работе в ночное время рабочая смена сокращается на 1 час. Доплаты за работу в ночное время не превышающие 40% часовой тарифной ставки или оклада работника за каждый час работы в ночное время включается в себестоимость продукции, а размеры доплат превышающие 40% выплачиваются за счет прибыли организации.

В соответствии с ТК РБ каждому работнику ежегодно должен быть предоставлен основной трудовой отпуск. За первый трудовой год такой отпуск может быть предоставлен не ранее чем через 6 месяцев работы на данном предприятии по желанию работника.

Кроме основного трудового отпуска работник имеет право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день или другие показатели, предусмотренные законодательством. Дополнительный отпуск присоединяется к основному, минимальная продолжительность которого 21 календарный день.

Заработная палата за отпуск рассчитывается исходя из среднего заработка за расчетный период (6 или 12 месяцев) предшествующих месяцу начала отпуска. Для расчета среднего заработка необходимо сложить всю сумму заработной платы начисленной работнику за месяцы принимаемые для исчисления среднего заработка и разделить ее на количество месяцев. После чего среднемесячную заработную плату необходимо разделить на 29,7, получим среднедневную заработную плату. Путем умножения среднедневной заработной платы на количество дней отпуска получим заработную плату за отпуск.

,7 - среднемесячное количество календарных дней, исчисленное в среднем за 5 лет, которое принимается для расчета среднедневной заработной платы.

Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы работника от затраченного им общественно необходимого труда с помощью совокупности показателей, отражающих результаты труда и фактически затраченное время.

Согласно действующему в республике законодательству формы, системы и размеры оплаты труда, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (контракта).

Различают повременную и сдельную формы оплаты труда.

При повременной форме оплаты труда заработная плата зависит от количества отработанного времени с учетом тарифного разряда или оклада работника и условий труда независимо от объема выполненной работы.

Различают две традиционные системы повременной оплаты - простая повременная и повременно-премиальная, которые широко используются в государстве.

Простая повременная система имеет место тогда, когда заработная плата начисляется по количеству отработанного времени и тарифной ставке за единицу рабочего времени.

Повременно-премиальная система включает в себя простую повременную оплату и премии. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда. В соответствии с Положением об оплате труда работников премии на ОАО "Слонимский мясокомбинат" начисляются за увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, руководство бригадой, за профессиональное мастерство по результатам проведения конкурса "Лучший по профессии".

Составляющими премирования являются: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых.

Сдельная форма основана на оплате труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции надлежащего качества устанавливается определенный размер оплаты труда - сдельная расценка.

В зависимости от конкретных условий производства применяются различные системы сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная. В свою очередь каждая из указанных систем может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от того, определяется заработная плата рабочего по индивидуальным или групповым показателям.

При прямой сдельной системе устанавливаются сдельные расценки на соответствующие виды работ умножается на фактически выполненные объемы этих видов работ.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда заключается в том, что продукция, работы, услуги, выполненные в пределах нормы, оплачиваются по основным сдельным расценкам, а сверх нормы - по повышенным, прогрессивным сдельным расценкам.

Косвенно-сдельная - обычно применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают.

Особенностью аккордной системы оплаты труда является то, что сумма заработной платы определяется не на отдельную разновидность работ, а сразу на весь комплекс работ. Аккордные задания устанавливаются для бригад, звеньев и отдельных рабочих или на весь объем работ в целом по объекту, по очереди, этапу или по виду работ. Нормативное время, необходимое на выполнение задания, а также сумма заработной платы определяются на основе калькуляций затрат труда и заработной платы, составленным по укрупненным нормам и расценкам.

2.4 Порядок составления расчетно-платежных документов по заработной плате

Заработная плата начисленная работникам записывается в лицевые счета. Лицевой счет представляет собой регистр аналитического учета, который открывается в бухгалтерии и ведется на каждого работника организации. В нем отражается сумма начисленной заработной платы за месяц и все удержания произведенные из нее. Так же в нем указывается наименование организации; ФИО работника, дата рождения работника, структурное подразделение где он работает, табельный номер, состояние в браке, количество иждивенцев и др. сведения.

Существуют 2 формы лицевого счета: Форма № Т-54 и Форма № Т-54а.

Форма № Т-54 применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат.

Форма № Т-54а применяется при обработке учетных данных с применением средств вычислительной техники и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике; в распечатанный экземпляр лицевого счета (по форме № Т-54а) ежемесячно вклеивается (или вкладывается) второй экземпляр расчетного листка, содержащий информацию о составных частях заработной платы, основаниях и размерах произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате; при этом на оборотной стороне формы № Т-54а (или вкладном листе) делается расшифровка кодов различных видов оплат и удержаний (по системе кодирования, принятой в организации).

Лицевой счет заполняется работником бухгалтерии на основании первичных документов по учету выработки, выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат. В число таких документов входят:

табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма Т-12);

табель учета использования рабочего времени (форма Т-13);

маршрутные листы;

путевые листы;

рапорты о выработке;

наряды на сдельную работу и др.

Лицевой счет открывается на год, по окончанию года закрывается, а на следующий год открывается новый. Так же лицевой счет закрывается при прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) работника. На основании лицевых счетов работников в бухгалтерии составляют расчетно-платежную ведомость, в которой отражается расчеты по заработной плате как с каждым работником, так и в целом по подразделениям.

Расчетно-платежная ведомость применяется для расчета и выплаты заработной платы работникам организации.

На работников, получающих заработную плату с применением пластиковых карт, составляется только расчетная ведомость, а расчетно-платежная и платежная ведомости не составляются. Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии.

Начисление заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени и других документов. В графах "Начислено" проставляются суммы по видам оплат из фонда заработной платы, а также другие доходы в виде различных социальных и материальных благ, предоставленных работнику, оплаченных за счет прибыли организации и подлежащих включению в налоговую базу. Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая выплате работнику. На титульном листе расчетно-платежной ведомости указывается общая сумма, подлежащая выплате. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

В расчетно-платежной ведомости по истечении срока выплаты против фамилий работников, не получивших заработную плату, делается отметка "Депонировано". В конце платежной ведомости после последней записи проводится итоговая строчка для проставления общей суммы ведомости. На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (форма N КО-2), номер и дата которого проставляются на последней странице платежной ведомости.

На основании расчетно-платежной ведомости составляют платежную ведомость, которая применяется для выплаты заработной платы работникам организации. Ведомости составляются в одном экземпляре в бухгалтерии.

На титульном листе платежной ведомости указывается общая сумма, подлежащая выплате. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы. В платежной ведомости по истечении срока выплаты против фамилий работников, не получивших заработную плату делается отметка "Депонировано". В конце платежной ведомости после последней записи проводится итоговая строчка для проставления общей суммы ведомости. На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер, номер и дата которого проставляются на последней странице платежной ведомости.

На основании расчетно-платежных ведомостей составляется свод заработной платы по составу и категориям работников, где указываются суммы начислений и удержаний.

2.5 Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда

Учет заработной платы на предприятии ОАО "Слонимский мясокомбинат" ведется как синтетический, так и аналитический, то есть по каждому работнику отдельно. Для синтетического учета расчетов с персоналом по оплате труда используется пассивный счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с персоналом предприятия как списочного, так и не списочного состава по оплате труда, включая начисление и выплату премий, надбавок, и доплат к зарплате, пособий, социальных выплат работникам, доходов по акциям, обязательных и прочих видов удержаний.

На ОАО "Слонимский мясокомбинат" к счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" открыты следующие субсчета:

.70.1 "Расчеты по оплате труда";

2.70.2 "Расчеты по пособиям";

.70.3 "Социальные выплаты".

Начисление зарплаты и других выплат работникам организации отражаются по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в дебет счетов:

ДебетКредитСодержание операции0870Начисление ЗП работникам, занятым в капитальном строительстве1070Начислена ЗП работникам, связанным с приобретением и заготовлением производственных запасов2070Начисление ЗП изготовление продукции, выполненных работ и оказанных услуг2370Начисление ЗП персоналу вспомогательных производств25/170Начисление ЗП персоналу, связанному с обслуживанием и эксплуатацией строительных машин и механизмов25/270На сумму начисленной ЗП персоналу цеха2670Начисление ЗП работникам административно-управленческого персонала2870Начисление ЗП за исправление брака2970Начислена ЗП рабочим обслуживающих производств и хозяйств4470Начисление ЗП персоналу, занятому сбытом продукции6970Начисление ЗП пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты из ФСЗН8470Начисление ЗП на суммы начисленных доходов от участия в уставном фонде организации9270Начисление ЗП за работы по ликвидации последствий стихийных бедствий9670Начисление ЗП на оплату отпусков и т.д.

Удержания из начисленной заработной платы, выдача ее работникам и депонированные суммы заработной платы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в кредит счетов:

ДебетКредитСодержание операции7050Выплаты наличных денег из кассы организации (заработная плата, премии и т.д.) 7051На перечисления с расчетного счета организации на счет работника в банке7068/4Удержанный подоходный налог из заработной платы7069/2На сумму удержанного пенсионного взноса7071На сумму невозвращенного аванса, ранее выданного под отчет работнику7073Возмещение материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач денежных средств и материальных ценностей, допущенного брака в производстве, а также погашения задолженности по займам7076На депонированную сумму, которая не была выдана работнику в установленный срок выплаты заработной платы, а также на удержания по исполнительным документам в пользу других лиц7076На сумму удержанного профсоюзного взноса

Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и означает задолженность предприятия перед работниками. По отдельным работникам сальдо может быть дебетовое в том случае, если выданный аванс оказался больше начисленной зарплаты за месяц. Сальдо по счету 70 в Главной книге и балансе должно отражаться развернуто. Основанием для бухгалтерских записей по счету 70 являются расчетные, платежные и расчетно-платежные ведомости, а также составленные на их основе сводные ведомости.

Информация о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению обобщается на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными правовыми актами.

К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" на ОАО "Слонимский мясокомбинат" открыты субсчета:

.1 "Расчеты по социальному страхованию";

.2 "Расчеты по персональному профессиональному пенсионному страхованию".

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции с дебетом:

счетов, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации;

счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции с дебетом счета 99 "Прибыли и убытки" отражается начисленная сумма пени за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетный счет" - суммы, полученные из фонда социального страхования.

По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет средств социального страхования.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" корреспондирует:

По дебету с кредитом счетовПо кредиту с дебетом счетов50Касса08Вложения во внеоборотные активы51Расчетный счет20Основное производство 52Валютные счета 23Вспомогательные производства55Специальные счета в банках25Общепроизводственные расходы66Расчеты по краткосрочным кредитам и займам26Общехозяйственные расходы 67Расчеты по долгосрочным кредитам и займам28Брак в производстве 70Расчеты с персоналом по оплате труда29Обслуживающие производства и хозяйства44Расходы на реализацию

Отражения на счетах бухгалтерского учета операций по расчетам с персоналом на ОАО "Слонимский мясокомбинат" за август 2011г:

Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСуммаДебетКредитНачислена ЗП рабочим основного производства2070721 370 761Начислена ЗП персоналу вспомогательного производства2370461 787 076Начислена ЗП рабочим цеха2570152 155 227Начислена ЗП административно - управленческому персоналу2670334 779 466Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) рабочим основного производства2069309 244 137Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) персоналу вспомогательного производства2369186 009 845Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) рабочим цеха256965 038 373Начислены страховые взносы в ФСЗН (34%) административно-управленческому персоналу2669132 515 728Начислены обязательные взносы в Белгосстрах рабочим основного производства20769 135 522Начислены обязательные взносы в Белгосстрах персоналу вспомогательного производства23764 760 026Начислены обязательные взносы в Белгосстрах рабочим цеха25761 664 217Начислены обязательные взносы в Белгосстрах административно-управленческому персоналу26763 390 844

Так как на ОАО "Слонимский мясокомбинат" применяется автоматизированная форма учета, аналитический учет расчетов по зарплате ведется по каждому работнику в анализе счета по субконто по счету 70.1.

Все оформленные табеля и первичные документы по начислению заработной платы, пособий, премий и других доходов к установленному сроку предоставляются в бухгалтерию, где они проверяются.

Далее проверенные документы автоматизируются. Информация о начислении заработной платы, пособий, премий и т.п. по каждому работнику переносится из первичных документов в его карточку субконто и группируется в нем по месяцам и видам оплат. В карточке субконто отражаются также и ежемесячные удержания из заработка работника по каждому их виду. Для этого используются ведомости на выдачу аванса за первую половину месяца (для удержания аванса), ставки подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (для удержания подоходного налога и обязательных страховых взносов), исполнительные листы судебных органов (для удержания алиментов и др.) и другие первичные документы на удержания из заработной платы.

По завершении записей в "1С: Бухгалтерия 7.7" карточке субконто бухгалтерия формирует расчетно-платежные ведомости по каждому структурному подразделению, в которых отражаются данные о начислениях и удержаниях, а также о суммах к выдаче на руки (или долга за работником). Далее выбирается месяц, подразделение. На основании расчетно-платежной ведомости формируется платежная ведомость. На лицевой стороне ведомостей указываются срок выплаты, суммы к выплате и учиняются подписи руководителя организации и главного бухгалтера. После этого ведомости регистрируются и передаются в кассу для выплаты. Выдача денег по платежным ведомостям осуществляется в трехдневный срок, включая и день получения денег из банка.

На ОАО "Слонимский мясокомбинат" заработная плата перечисляется на пластиковые карточки работников предприятия по согласованию с банком на основании заявки. На основании карточки субконто на ОАО "Слонимский мясокомбинат" в "1С: Бухгалтерия 7.7" по каждому сотруднику оформляются расчетные листки, которые выдаются на руки работникам с тем, чтобы они могли проверить данные о начислении заработной платы и удержаниях из нее.

На основании сводных документов по учету расчетов по оплате труда на ОАО

"Слонимский мясокомбинат" формируется учетный регистр по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", данные которого в конце месяца переносятся в Главную книгу, и формируется анализ счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Главная книга является основным регистром учета, так как при проверке сверяют остатки в Главной книге с остатками в балансе. В Главной книге в конце месяца обязательно выводят обороты (по дебету и кредиту) за месяц и показывают сальдо на начало и на конец месяца. Составленная Главная книга является основанием для заполнения бухгалтерского баланса.

Записи в учетные регистры производятся исключительно на основании оформленных, проверенных и утвержденных документов. Таким образом, первоисточником всех бухгалтерских записей, в первую очередь бухгалтерских проводок, являются учетные документы. При этом каждый документ служит основанием для записей в соответствующей учетный регистр. Обоснованное распределение документов между учетными регистрами является одной из важнейших предпосылок постановки учета, разделения учетного труда, а, следовательно, существенным резервом снижения его трудоемкости и стоимости.

Итак, на ОАО "Слонимский мясокомбинат"" применяется повременная система оплаты труда. Заработная плата работникам начисляется на основании штатного расписания. Штатное расписание на предприятии разработано на основании Инструкции № 60. На ОАО "Слонимский мясокомбинат" выплачиваются надбавки за профессиональное мастерство, классность, высокие достижения в труде, сложность напряженность работы, выполнение особо важной (срочной) работы на срок ее проведения за выслугу лет. Работники ОАО "Слонимский мясокомбинат" имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных ст.149-192 Трудового Кодекса Республики Беларусь. В ОАО "Слонимский мясокомбинат " выплачивается пособие по временной нетрудоспособности на основании больничных листков. В ОАО "Слонимский мясокомбинат" подоходный налог с рабочих и служащих удерживается в порядке и размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" от 25.06.2001 г. № 43-3.

Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда на ОАО "Слонимский мясокомбинат" проводится на должном уровне с использованием программного обеспечения "1С: Бухгалтерия 7.7"

2.6 Учет отчислений от начисленной зарплаты и выплат, производимых за счет средств фонда социальной защиты населения. Обобщение и бухгалтерский контроль за соблюдением рационального расходования фонда заработной платы

Согласно ст.107 Трудового Кодекса Республики Беларусь удержания из зарплаты могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Наниматель обязан производить удержания денежной суммы из зарплаты работников (в строго определенных пределах) и перечислять взысканные суммы в доход государства. Все удержания можно условно поделить на два вида: обязательные и прочие.

Обязательные удержания носят постоянный характер, и объектом их начисления служит начисленная зарплата. К ним относят: подоходный налог, страховые взносы в Фонд социальной защиты населения РБ, по исполнительным документам, профсоюзные взносы.

В ОАО "Слонимский мясокомбинат" подоходный налог с рабочих и служащих удерживается в порядке и размерах, предусмотренных Налоговым кодексом РБ (Особенная часть), Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. № 71 (ред. от 09.03.2010)"О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов".

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, начисленный в течение календарного года (заработная плата, премии, вознаграждения, связанных с выполнением трудовых обязанностей; доходы от индексации зарплаты; пособие по временной нетрудоспособности; суммы, полученные под отчет; доходы в натуральной форме).

Подоходным налогом не облагаются:

  1. Пособие по государственному социальному страхованию и обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком).
  2. Алименты, получаемые физическими лицами.
  3. Выходное пособие.
  4. Пенсии, назначаемые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
  5. Материальная помощь (в размере до 30 минимальных зарплат), стоимость подарков и путевок, денежные пособия.
  6. Выплаты компенсирующего характера.
  7. Пособие по безработице, выплачиваемое из государственного фонда содействия занятости.
  8. Одноразовые безвозмездные субсидии на строительство жилья.

Ставка подходного налога 12% по всем видам дохода. При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты работнику предоставляются нанимателем по основному месту работы (учебы, службы):

  • в размере 292000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1766000 белорусских рублей в месяц;
  • в размере 81000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;
  • родителям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц;
  • в размере 410000 белорусских рублей в месяц для следующих категорий плательщиков: физических лиц, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; физических лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986, физических лиц - инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет.

Имущественные налоговые вычеты:

§суммы фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций;

§суммы фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества.

Профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком расходов, связанных с получением вознаграждений по результатам интеллектуальной деятельности, предоставляется плательщику налоговым органом при представлении им налоговой декларации (расчета). Расчет подоходный налог на ОАО "Слонимский мясокомбинат" осуществляется в "1С: Бухгалтерия 7.7.

В ОАО "Слонимский мясокомбинат" удержания по исполнительным листам производятся на основании Инструкции о порядке удержаний алиментов по исполнительным документам, переданным для взыскания предприятиям, организациям. Бухгалтерия регистрирует исполнительные листы в специальном журнале. Алименты взыскиваются со всех видов заработка и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству. Сумма алиментов определяется с заработка работника после удержания подоходного налога и обязательного страхового взноса, в размерах, указанных в исполнительном листе. При наличии задолженности по алиментам их удерживают согласно расчету и предписанию судебного исполнителя.

Суммы удержании за недостачу товарно-материальных ценностей, за товары, проданные в кредит, за предоставление кредитов на индивидуальное строительство определяет бухгалтер на основании таких документов, акт акты о недостачи, потери или порче товарно-материальных ценностей, кредитные договора.

Погашение задолженности по подотчетным суммам из зарплаты работника производится на основании авансового отчета, который предоставляет в бухгалтерию работник.

Таким образом, расчет удержаний из заработной платы работников организации производится в соответствии с установленным действующим законодательством порядком, перечисление налогов в бюджет осуществляется своевременно и в полном объеме.

2.7 Автоматизация учета расчетов по оплате труда

На ОАО "Слонимский мясокомбинат" применяется автоматизированная форма учета с использованием программы "1С: Бухгалтерия 7.7".

Программа "1С: Бухгалтерия" является компонентой ведения бухгалтерского учета в комплексе программ "1С: Предприятие" и может работать совместно с другими его компонентами.

"1С: Бухгалтерия" - вероятно, самая распространенная программа автоматизации бухучета в странах СНГ, она является универсальной программой массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды деятельности.

Типовая конфигурация программы, входящая в комплект поставки, использует стандартную методику ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. Помимо этого, существуют базовая и профессиональная версия программы.

В программе хранится полная информация о контрагентах (контактная информация, банковские счета), сотрудниках организации (паспортные данные, должность, размер оклада), подразделениях, складах, материальных ценностях и пр.

Программа имеет современный внешний вид; в отдельные группы скомпонованы справочники, документы, отчеты и журналы, что дает возможность наглядно и быстро работать с ними. В программе имеется справочник корректных проводок, что уменьшает вероятность ошибки при корреспонденции счетов. Каждый бухгалтер может иметь свои настройки, свои пункты меню и панели инструментов в зависимости от обслуживаемого им участка бухгалтерского учета и права доступа к данным, хранящаяся в системе. Есть возможность уходя со своего рабочего места заблокировать работу с программой; без вашего личного пароля никто не сможет получить доступ к программе и данным бухгалтерского учета.

Для постоянной информации начислений и удержаний в автоматическом режиме создан справочник по каждому работнику, принятому на работу. Постоянной информацией является: Ф.И.О., должностной оклад, количество детей (иждивенцев), номер подразделения, табельный номер и т.д.

Для регистрации документов, операций и проводок используются журналы, количество которых определяется настройкой программы. В типовой настройке, присутствуют журнал документов, журнал операций и журнал проводок.

Проводки могут формироваться разными способами: пользователем вручную, с помощью типовых операций и первичных документов. Типовые операции могут быть разбиты на группы, связанные с одним участком бухгалтерского учета.

Так как план счетов - основа ведения бухгалтерского учета на предприятии, программа поставляется с настройкой на стандартный план счетов, установленный соответствующими нормативными документами. В зависимости от конкретной конфигурации программа может иметь несколько планов счетов. Активным может быть только один из них. Данная возможность может быть полезна при ведении на одном компьютере бухгалтерского учета для нескольких предприятий. Это еще одна из особенностей "1С: Бухгалтерии".

Программа поставляется с большим набором форм стандартной бухгалтерской отчетности - главная книга, журналы-ордера, книги продаж и покупок и т.п. В стандартную поставку входят регламентированные формы отчетности. Регламентированные отчеты - это налоговые и бухгалтерские отчеты, предназначенные для представления в налоговые органы, а также отчеты для внебюджетных фондов. Кроме того, в программу входит набор форм статистической отчетности. Формы отчетности ежеквартально изменяются в соответствии с текущими нормативными документами и бесплатно передаются зарегистрированным пользователям. Помимо этого программа позволяет создавать произвольные отчеты, отражающие особенности ведения учета на вашем предприятии. Произвольные отчеты могут настраиваться самим бухгалтером или программистом.

Заключение

В ходе проделанной работы были рассмотрены вопросы экономической сущности оплаты труда, так же существующие в Республике Беларусь формы и системы оплаты труда, их функции и виды. Приведены нормативно-правовые акты, регулирующие оплату труда работников и кратко изложено их содержание.

Так же рассмотрена методика и организация учета расчетов по оплате труда на ОАО "Слонимский мясокомбинат". На предприятии учет ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы "1С: Бухгалтерия 7.7".

При расчете заработной платы предприятия всех форм собственности должны руководствоваться нормами действующего трудового законодательства. Внутри предприятия вопросы оплаты труда регулируются заключенным коллективным договором между администрацией предприятия и трудовым коллективом или отдельными положениями по оплате труда. Положения таких документов не могут противоречить положениям трудового законодательства.

Записи в учетные регистры производятся исключительно на основании оформленных, проверенных и утвержденных документов. Таким образом, первоисточником всех бухгалтерских записей, в первую очередь бухгалтерских проводок, являются учетные документы.

Учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. На предприятии применяется повременная система оплаты труда, предусматривающая оплату труда согласно должностных окладов, установленных директором предприятия в штатном расписании ОАО "Слонимский мясокомбинат".

Автоматизация бухгалтерского учёта позволяет вести бухгалтерский учёт с минимальными затратами труда и материалов, повышает его оперативность (предоставляет возможность постоянно быть в курсе финансового положения предприятия), что в свою очередь предоставляет возможность более эффективного управления предприятием и достижения более высоких результатов его деятельности.

Список литературы

1.Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII.

2.Закон Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" от 30 октября 1992 г. № 1898-ХII.

.Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Мн., Национальный реестр правовой информации, 1999г.

.Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А., Экономика труда: учебник / под общ. ред.В. В. Адамчука. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999.

.Анищенко Н.И., Все о заработной плате: вопросы организации и бухгалтерского учета: практическое пособие / Н.И. Анищенко - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Издательство Гревцова, 2009.

.Березовский В.А., Анализ деятельности субъектов хозяйствования: учеб. - метод. пособие / Березовский В.А., Анисимовец Т.П., Ускевич Т.Г. - Минск: БГЭУ, 2004.

.Гурьянова С.Х., Труд и заработная плата на предприятии - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1973.

.Дробышевский Н.П. "Бухгалтерский учет в строительстве" Мн.: ООО "ФУА-информ". - 2004.

.Золотогоров В.Г., Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. - Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом. 2007.

.Ладутько Н.И. "Бухгалтерский учет в промышленности" Мн.: Книжный Дом, 2005.

.Левкович О.Л., Тарасевич И.Н., Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Левкович О.Л., Тарасевич И.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2010.

.Лемешевский И.М., Экономическая теория (в трех частях): учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002.

.Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета. Минск, ООО "Информпресс", 2003.

.Стражева Н.С., Стражев А.В., Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие/ Н.С. Стражева, А.В. Стражев. - 13-е изд. Стереотип. - Минск: Современная школа, 2010.

15.http://www.slmeat. by/ru/about/ <http://www.slmeat.by/ru/about/> ОАО "Слонимский мясокомбинат

Похожие работы на - Организация учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и пути ее совершенствования в условиях рыночных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!