Статья
|
2012
тыс.грн.
|
Динамика
|
|
|
|
абсолютный
прирост, тыс.грн.
|
коэф.
(индекс) роста цепной
|
темп
роста, %
|
1.Выручка
|
331
230
|
360
738
|
29
508
|
1,0891
|
108,91
|
2.Себестоимость
продукции
|
343
128
|
297
741
|
-45
387
|
0,8677
|
86,77
|
3.Фин.
результат от операционной деятельности
|
62
566
|
3
250
|
-59
316
|
0,0519
|
5,19
|
4.Финансовый
результат от операционной деятельности до налогообложения
|
62
566
|
11
100
|
-51
466
|
0,1774
|
17,74
|
5.Налог
на прибыль
|
0
|
7850
|
7
850
|
0,00
|
0,00
|
|
6.
Чистая прибыль (убыток)
|
62
566
|
3
250
|
-59
316
|
0,0519
|
5,19
|
|
|
|
|
|
|
|
Для снижения затрат и стабилизации финансового
положения, предприятию требуется финансирование ряда инвестиционных
мероприятий, такие как:
строительство энергетической установки, которая
позволит вырабатывать собственную электроэнергию и уменьшить энергозатраты;
разработка Северо-Баксанского местонахождения
известняка, что позволит снизить затраты на сырье;
организация производства нового продукта -
пищевой соды, что позволит получить дополнительную реализацию и прибыль;
обеспечить рынок дефицитным товаром, который
даст дополнительную прибыль заводу.
Основными рисками в деятельности ПАО
"Крымский содовый завод" является изменения экономической ситуации в
стране, технические причины (незапланированные ремонты и аварийные ситуации у
потребителей), в связи с которыми, покупатели соды вынуждены отказываться от
ранее заказанных объемов, что в свою очередь может привести к сбою поставок и
затоваривание продукцией, в крайнем случае - к остановке производства. Чтобы
избежать подобных ситуаций ПАО "Крымский содовый завод" при
отгружении придерживается стратегии реализации соды - с использованием
индивидуальных региональных оптовых посредников. Это касается рынков России,
Беларуси и Молдовы, в которые экспортируется до 32,8% произведенной заводом соды,
а также судовыми партиями через порты Украины (в общем объеме продаж судовыми
партиями) к Индии- 60%, Италии - 16%, Турции - 9% , Египет - 5%, Испании - 4%,
и другие. Такая форма реализации соды позволяет ПАО "Крымский содовый
завод" более или менее безболезненно выдержать период воздействия
различных негативных факторов на экономику предприятия.
Договорная работа на предприятии проводится на
основании анализа коммерческих предложений и своевременного проведения
договорной компании с постоянными клиентами. На сегодняшний день предприятие
использует прямые деловые связи с потребителями как основной метод сбыта
продукции по прямым договорам (поставщик - конечный потребитель). На внутреннем
рынке основная продукция завода (сода) реализуется усилиями собственной
сбытовой сети. Экспортные поставки соды осуществляются как собственной сбытовой
сетью, так и оптовыми посредниками - нерезидентами Украины.
Продукция производства ПАО «Крымский содовый
завод» поставляется потребителями в следующих условиях INCOTERMS
- 2000. Условия отгрузки продукции поставляемой на внутренний рынок (Украина):
FCA ст. Красноперекопск, Приднепровский ж.д.;
ЕХW франко-завод. (Автотранспорт);
СРТ железнодорожная станция назначения
(Украина).
Условия отгрузки продукции поставляемой на экспорт:
FOB порт Керчь, Севастополь (Украина);
FOB железнодорожная паромная переправа Ильичевск
(Украина);
DAF граница Украины;
CFR порт назначения;
FCA ОАО "Крымский содовый завод"
(автотранспорт);
СРТ железнодорожная станция назначения (Украина)
с последующей отправки на экспорт.
В 2011 году основными поставщиками сырья и
материалов на ПАО "КСЗ" были отечественные и иностранные предприятия,
а именно:
Поставщики угля, ООО "ДТЭК Трейдинг";
ООО "Порт Гранд";
ООО"Кримтеплоелектро-централь";
Предприятие России - ООО "Южная топливная
компания"
ООО "Смарт-Нерудпром" - производства
АО "Балаклавское рудоуправление";
ООО "Белогорские известняки",
ПАО "Ривнеазот" - собственного
производства;
ООО "Атан-Крым";
ООО "Континент Нафто Трейд".
В настоящее время ПАО "Крымский содовый
завод" единственный производитель соды кальцинированной в Украине. Из
зарубежных конкурентов наиболее влиятельным является ПАО "Сода" г.
Стерлитамак, Башкортостан, Россия. Проектная мощность этого предприятия
составляет 2,045 млн. тонн в год соды кальцинированной марки «А» и марки
"Б". ПАО "Крымский содовый завод" инвестирует в развитие
производства значительные средства, внедряя эффективные энергосберегающие
технологии, уменьшая тем самым производственные затраты, что позволяет получать
положительную рентабельность готовой продукции.
Организация и методики учета и контроля
незавершенного производства на ПАО «Крымский содовый завод»
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется
в соответствии с требованиями Закона Украины от 16.07.99г. № 996- ХIY
«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», Положений
(стандартов) бухгалтерского учета и другими законодательными (нормативными,
инструктивными) актами Украины.
Ответственность за организацию бухгалтерского
учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет
председатель правления.
Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерская
служба, возлагаемая главным бухгалтером, в соответствии с Положением о службе и
на основании должностных инструкций.
Основными задачами бухгалтерской службы
являются:
ведение бухгалтерского учета на предприятии
согласно принципам и методам, предусмотренными национальными положениями
(стандартами) бухгалтерского учета;
отражение на счетах бухгалтерского учета всех
хозяйственных операций, обеспечение контроля наличия и движения имущества,
использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами;
формирование полной и достоверной информации о
деятельности акционерного общества и его имущественном положении, необходимой
для оперативного руководства и управления, а также для ее использования
акционерами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами и другими
пользователями бухгалтерской отчетности;
своевременное предупреждение негативных явлений
в финансово - хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация
внутрихозяйственных резервов;
учет имущества и обязательств в денежном и
натуральном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и
взаимосвязанного их отражения;
ведение налогового учета в соответствии с
учетной политикой для целей налогообложения.
С целью повышения эффективности управления
бизнесом за счет повышения оперативности, достоверности и качества, данных
управленческой отчетности ведение учета осуществляется с помощью системы SAP
ERP, которая
представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса. Ведение учета
осуществляется способом двойной записи с применением оборотно-сальдовых
ведомостей и вспомогательных таблиц в рамках этой системы.
Основанием для бухгалтерского учета
хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты
осуществления хозяйственных операций. Первичные документы составляются во время
осуществления операций, а если это невозможно - непосредственно после
окончания. Для контроля и упорядочение обработки данных на основании первичных
документов составляются сводные учетные документы.
Первичные документы составляются на бланках
типовых форм, утвержденных Министерством статистики Украины, а также на бланках
специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины.
Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием
изготовленных самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать
реквизиты типовых или специализированных форм.
Первичные документы составляются на бумажных
носителях с учетом требований нормативных актов и законодательства Украины и
имеют такие обязательные реквизиты:
название документа (формы);
дату и место составления;
название предприятия, от лица которого составлен
документ;
содержание и объем хозяйственной операции, и
единицу измерения;
должности лиц, ответственных за осуществление
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личная подпись или другие данные, которые дают
возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществление
хозяйственной операции.
Информация, которая содержится в принятых к
учету первичных документах, систематизируются на счетах бухгалтерского учета в
регистрах синтетического и аналитического учета. Операции в иностранной валюте
отображаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте
отдельно. Данные аналитических счетов должны быть тождественные соответствующим
счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.
Регистры бухгалтерского учета должны иметь
название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или
другие данные, которые дают возможность идентифицировать лиц, которые принимали
участие в их составлении.
Хозяйственные операции отображаются в учетных
регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
В случае составления и хранение первичных
документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации
предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по
требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных
органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных
законами.
Предприятие принимает все необходимые меры для
предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в
первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их
надлежащее хранение на протяжение установленного срока.
Ответственность за несвоевременное составление
первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность
отображенных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти
документы.
Первичные документы и регистры бухгалтерского
учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих
органов, принятым в пределах их полномочий, предусмотренных законами.
Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представительных
органов, которые осуществляют изъятие, снять копии документов, которые
изымаются в порядке, установленном законодательством.
Бухгалтера, ответственные за регистрацию и
проведение первичных документов, проставляют на них дату проведения,
корреспонденцию счетов и подпись. После перенесения первичной информации на
магнитные носители, полученные сводки - распечатки подписывает исполнитель,
ответственный за ввод.
Специалистам отделов, производств, цехов и
других служб предприятия неукоснительно выполнять требования работников
бухгалтерской службы предприятия по соблюдению порядка оформления первичных
документов и срока предоставления их к учету. Документы, заполненные с
нарушениями требований, к учету и обработке не принимать. Контроль за
соблюдением сроков подачи и обработки первичных документов проводится согласно
регламента периодических процедур в системе SAP
ERP. В случае, если
первичный документ, подписанный специалистом, составлен с нарушением
законодательства и нормативных требований или вообще не составлен, или
отсутствие указанного документа повлекло за собой применение к предприятию
финансовых санкций, то вопрос о материальной и дисциплинарной ответственности
такого специалиста рассматривается на заседании комиссии по непроизводственным
расходам. За нарушение требований главного бухгалтера, несвоевременное
составление первичных документов и недостоверность отражения в них данных
привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.
Первичные документы и регистры бухгалтерского
учета, изготовленные на бумажных носителях, хранятся по месту составления
отчетности. Доступ к документам осуществляется по распоряжению главного
бухгалтера или его заместителям.
Порядок и сроки хранения первичных документов и
регистров бухгалтерского учета соблюдается в соответствии с «Перечнем типовых
документов, что образуются в деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления, других учреждений, организаций, предприятий с
указанием сроков хранения документов», приказ №41 от 20.07.1998г. Главного
архивного управления при Кабинете Министерств Украины.
Проведение инвентаризаций
Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета, финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и
обязательств в соответствии с «Инструкцией по инвентаризации основных средств,
нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов
и расчетов», утвержденной приказом Министерства финансов Украины №69 от
11.08.94г.
Устанавливаются следующие сроки проведения
инвентаризаций:
сырья, ТМЦ и МБП - на 1 октября;
незавершенного производства и полуфабрикатов
собственного производства - на 1-е число месяца, следующего за отчетным;
готовой продукции - на 1-е число месяца,
следующего за отчетным месяцем;
бланков строгой отчетности - ежеквартально по
дополнительному приказу;
денежных средств в кассе - ежемесячно по
дополнительному приказу;
основных средств, незавершенных капитальных
инвестиций, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов -
ежегодно по состоянию на 1-е ноября;
расчетов с поставщиками (подрядчиками) и
покупателями (заказчиками) - по состоянию на 1- е декабря текущего года;
инвентаризация драгметаллов - ежегодно на 1-е
января;
в случае смены материально - ответственных лиц
или выявления фактов недостач, хищений или злоупотреблений, порчи ценностей -
соответственно на день приема - передачи дел или установления факта недостачи
(хищения);
в случае проведения уценок (дооценок) ТМЦ
(производственных запасов) - по мере необходимости;
внезапные инвентаризации - в соответствии с
планом работы постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
в других случаях, предусмотренных в Инструкции
по инвентаризации.
Основными задачами инвентаризации являются:
а) выявление фактического наличие основных
фондов, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, средств, ценных
бумаг и других денежных документов, а также объемов незавершенного производства
в натуре;
б) установление излишков или недостач ценностей
и средств путем составления фактического наличия с данными бухгалтерского
учета;
в) выявление товарно-материальных ценностей,
которые частично потеряли свое первоначальное качество, устаревших фасонов и
моделей, а также материальных ценностей и нематериальных активов, которые не
используются;
г) проверка соблюдения условий и порядка
сохранения материальных и денежных ценностей, а также правил содержания и
эксплуатации основных фондов;
д) проверка достоверности стоимости зачисленных
на баланс основных фондов, нематериальных активов, ТМЦ, ценных бумаг и
финансовых вложений, сумм денег в кассах, на расчетном, валютном и других
счетах в учреждениях банков, денег в дороге, дебиторской и кредиторской
задолженности, незавершенного производства, затрат будущих периодов, резервов
следующих затрат и платежей.
Для организации работ по проведению
инвентаризацией и принятия решений по результатам инвентаризаций создается
постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе:
Председатель комиссии:
заместитель председателя коммерческий директор.
Члены комиссии:
технический директор;
директор по безопасности;
директор по экономике и финансам;
главный бухгалтер;
главный механик;
главный энергетик;
главный метролог.
Постоянно действующая инвентаризационная
комиссия проводит профилактическую работу по обеспечению сохранения ценностей,
заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделов по этому
вопросу, организовывает проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж
членов рабочих инвентаризационных комиссий, проверяет правильность определения
инвентаризационных разностей, обоснованность предложений по зачетам пересортицы
ценностей во всех местах их хранения.
Так как на предприятии по причине большого
объема работ, проведение инвентаризаций не может быть обеспечено одной
комиссией, то для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения
и производства распорядительным документом руководителя предприятия создаются
рабочие инвентаризационные комиссии в составе опытных работников, которые
хорошо знают объект инвентаризации, цены и первичный учет.
Регулирование инвентаризационных разностей
применяется если:
а) взаимный зачет излишков и недостач вследствие
пересортицы может быть допущен только относительно товарно-материальных
ценностей одинакового наименования и в тождественном количестве при условии,
что излишки и недостачи образовались за один и тот же период, который
проверяется, и у одного и того же лица, которое проверяется.
б) в случае, если при зачете недостач излишками
при пересортице стоимость ценностей, оказавшихся в недостаче, больше стоимости
ценностей, оказавшихся в излишке, разность стоимости должна быть отнесена на
виновные лица.
Если конкретные виновники пересортицы не
установлены, то суммовые разности рассматриваются как недостачи ценностей свыше
норм естественного убытка с отнесением их на результаты финансово -
хозяйственной деятельности. По таким суммовым разницам в протоколах
инвентаризационной комиссии приведены исчерпывающие объяснения причин, по
которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.
в) протокол инвентаризационной комиссии должен
быть в 5 - дневной срок, рассмотренный и утвержденный руководителем
предприятия;
г) утвержденные результаты инвентаризации
отображаются в бухгалтерском учете предприятия в том месяце, в котором
законченная инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года.
Бухгалтерский учет недостач ведется на счете
94601000 «Недостачи и потери при обесценивании запасов».
Учет расчетов с лицами, на которых налагается
взыскание за причиненные убытки, осуществляется на счете 37500000 «Расчеты по
возмещению причиненных убытков».
Если по результатам инвентаризации выявлена
недостача ТМЦ, то:
сумма недостач в пределах норм естественной
убыли по решению руководителя предприятия списывается с баланса на расходы
прочей операционной деятельности предприятия. Нормы природной убыли могут
применяться только в случае выявления фактических недостач, при отсутствии норм
убыль рассматривается как сверхнормативные расходы.
сумма недостач в размере, превышающем нормы
естественной убыли списывается на субсчет 94601000 «Недостачи и потери при
обесценивании запасов». На данном субсчете ведется учет недостач денежных
средств и других ценностей и потерь от порчи ценностей, которые выявлены в
процессе заготовки, переработки, хранения и реализации. Одновременно со
списанием ценностей, виновные в недостаче, которых не установлены, на расходы,
балансовая стоимость списанного актива зачисляется на забалансовый субсчет 072
«Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей», который предназначен для
обобщения информации о суммах невозмещенных недостач и потерь от порчи
ценностей. Зачисление суммы на забалансовый субсчет 072 осуществляется
одновременно со списанием суммы недостатков и потерь от порчи ценностей
(отражается по дебету субсчета 94601000 «Недостачи и потери при обесценивании
запасов»).
Если виновное лицо установлено, учет расчетов по
возмещению предприятию причиненных убытков ведется на субсчете 37500000
«Расчеты за возмещением причиненных ущерба». На данном субсчете ведется учет
расчетов за возмещением предприятию причиненных убытков в результате недостач и
потерь от порчи ценностей, недостач и хищения денежных средств, если виновник
выявлен. При удержании такой задолженности руководствуется «Порядком
определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи)
материальных ценностей», утвержденным постановлением КМУ № 116 от 22.01.1996г.
и законом Украины «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию,
учреждению, организации кражей, уничтожением (порче), недостачей или утратой
драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» № 217/95 -ВР от
06.06.1995г.
Уменьшение суммы невозмещенных недостач и потерь
от порчи ценностей на субсчете 072 « Невозмещенные недостачи и потери от порчи
ценностей» отображаются после решения вопроса о виновниках с одновременными
записями за дебетом субсчета 37500000 «Расчеты за возмещением причиненных
убытков» и кредитом субсчета 71600000 «Возмещение ранее списанных активов» в
сумме, которая принадлежит к возмещению виновниками.
Аналитический учет на забалансовом счете 07
«Списанные активы» ведется по должникам и случаями установления недостатков и
потерь от порчи ценностей.
Если при выявлении недостач и потерь от порчи
ценностей установлено, что виновно материально ответственное лицо, с которым
заключен договор материальной ответственности, то эти потери списываются на его
счет. При этом материально ответственное лицо, которому предприятие предъявляет
претензии по поводу недостачи активов, признается виновным или после
самостоятельного подтверждения своей вины, или по решению суда, после чего
наступает его ответственность по возмещению убытков.
Учет запасов
Согласно учетной политики ПАО «Крымский содовый
завод» учет производственных запасов ведется в соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов"
(П(С)БУ 5/98) и другими документами.
Жизненный цикл производственных запасов составляет
следующие этапы: поступление - выдача в производство - возврат из производства.
В соответствии с циклом в учете производственных запасов выделяются следующие
группы учетных операций: учет поступления; учет отпуска материальных ценностей
в производство и возврат из него.
На базовом предприятии поступление сырья
учитывается с использованием транзитного счета М2010000 по стандартной цене
(количество*стандартная цена) в дебет счетов по учету сырья:
- учет известняка
- учет кокса
- учет антрацита
- учет амводы
- учет сернистого аммония
- учет гидросульфида натрия
- прочее сырье
Дт201 КтМ2010000
При поступлении счета-фактуры сумму за
приобретенное сырье по цене поставщика без дополнительных услуг относить с
транзитного счета М2010000 на счет расчетов с поставщиками:
ДтМ2010000 Кт63110000
Если стандартная цена отличается от цены
поставщика, то на счете М2010000 возникают отклонения, которые автоматически
относятся на счет 2099999 «Отклонения по сырью».
Поступление основных средств, материалов,
запчастей, тары, товаров, услуг от поставщика однотипных, одинаковых по
назначению осуществлять по партиям через транзитные счета (М1500000, М20300000,
М2040000, М2070000, М2090000, М280000, М800000).
Для этого следует определить стоимость запасов:
количество материалов*цену, в основной записи
материалов (ОЗМ) + отклонения между полученной суммой и суммой поставщика,
указанной в первичных документов (возникшие отклонения относить на счета:
20360000 - отклонения по топливу, 20460000 - отклонения по таре, 20760000 - отклонения
по запчастям, 20860000 - отклонения по ТМЦ сельхоз. назначения, 20960000 -
отклонения по вспомогательным материалам, 28060000- отклонения по товарам,
22160000 - отклонения по МБП) + сумма дополнительных услуг (через
счетМ8000000).
Суммы по транзитным счетам и суммы по счетам
отклонений в момент оприходования запасов закрывать в дебет основных счетов по
учету ТМЦ (20300000, 20400000, 20700000, 20800000, 20900000, 22100000,
28000000). Таким образом цена запасов равна цене поставщика.
В результате автоматического учета при
поступлении ТМЦ, основных средств, услуг в системе при утверждении
счета-фактуры возникают незначительные отклонения, которые относятся на счет
20900098 «Незначительные разницы при округлении» согласно бухгалтерской
проводки:
Дт счета 20900098 Кт счетов 63110000, 63250000
, 63210000
, 63230000
, 63240000
Закрытие данного счета производится в конце
календарного года согласно бухгалтерской проводки:
Дт84320500 Кт20900098 «Прочие операционные
расходы».
При изменении стандартной цены на сырье нужно
производить переоценку остатков сырья при смене периода. Стоимость переоценки
запасов относится на счет 20190000 «Переоценка стандартной цены».
Первоначальной стоимостью запасов,
изготавливаемых собственными силами предприятия, признается их производственная
себестоимость, которая определяется по Положению (стандарту) бухгалтерского
учета 16 «Расходы», согласно «Методическим рекомендаций по формированию
себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности», утвержденных Приказом
Государственного комитета промышленной политики Украины от 02.02.2001г. №47 и
«Методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию
себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий»,
утвержденных Приказом Министерства аграрной политики Украины от 18.05.2001г.
№132.
Поступление запасов, изготовляемых собственными
силами осуществляется со счетов:
23299207 - запчасти собственного изготовления;
23299209 - материалы собственного изготовления;
23299220 - МБП собственного изготовления.
ТМЦ, изготовленные цехом РМЦ для нужд
производства, приходуются непосредственно на склад заказчика.
Стоимость запасов изготовленных собственными
силами равна:
Количество материалов * на цену, указанную в ОЗМ
+ отклонения между производственной себестоимостью и полученной суммой (через
счета отклонений 20460000, 20760000, 20960000, 22160000).
Первоначальной стоимостью запасов, полученных
предприятием безвозмездно (выявленных излишков, подлежащих оприходованию для
повторного использования из производства, ремонтов и т.д.), считается их
справедливую стоимость. Справедливая стоимость определяется по объектам
запасов, таких как приведенных в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 - Объекты определения справедливой
стоимости
Объекты
определения справедливой стоимости
|
Определение
справедливой стоимости
|
Готовая
продукция и товары
|
Цена
реализации за вычетом расходов на реализацию и суммы надбавки (прибыли)
исходя из надбавки (прибыли) для аналогичной готовой продукции и товаров.
|
Незавершенное
производство
|
Цена
реализации готовой продукции за вычетом расходов на завершение, реализацию и
суммы надбавки (прибыли), рассчитанной по размеру прибыли аналогичной готовой
продукции.
|
Материалы
|
Восстановительная
стоимость (современная себестоимость приобретения)
|
Первоначальная стоимость единицы запасов,
приобретенных в результате обмена на подобные запасы, равна балансовой
стоимости переданных запасов. Если балансовая стоимость переданных запасов
превышает их справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью полученных
запасов признать их справедливую стоимость. Разницу между балансовой и
справедливой стоимостью переданных запасов включается в состав расходов
отчетного периода.
Первоначальной стоимостью запасов, приобретенных
в обмен на неподобные запасы, требуется признавать справедливую стоимость
полученных запасов.
Не включается в справедливую стоимость запасов,
а относить к расходам того периода, в котором они были осуществлены
(установлены):
сверхнормативные потери и недостачи запасов;
расходы на сбыт;
общехозяйственные и другие подобные расходы,
непосредственно не связанные с приобретением и доставкой запасов и приведением
их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных
целях.
Запасы отражаются в бухгалтерском учете по
наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости
реализации. Запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если на дату
баланса их цена снизилась или они испорчены, устарели, или иным образом
утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду. Чистая стоимость реализации
определяется по каждой единице запасов путем вычитания из предполагаемой цены
продажи предполагаемых расходов на завершение производства и сбыт.
Предприятие может проводить уценку товаров,
продукции и излишних товароматериальных ценностей, которые залежались (не имеют
сбыта более трех месяцев), которые частично утратили первоначальные качества,
излишних ТМЦ (материалов, комплектующих, других материальных ценностей, которые
более трех месяцев не были использованы в производстве продукции, поскольку такую
продукцию производить нецелесообразно из-за отсутствия спроса на нее как на
внутреннем, так и на внешних рынках).
Для проведения оценки, уценки товаров,
продукции, излишних товароматериальных ценностей и оформления соответствующих
первичных документов создается постоянно действующая комиссия в составе:
Председатель комиссии:
зам. Председателя правления - коммерческий
директор.
Члены комиссии:
начальник службы планирования инвестиций и МТС;
начальник бюро по учету и контролю ТМЦ;
начальник ООП;
ревизор КРО;
начальник ЦПП.
При необходимости привлекать для работы в
комиссии специалистов соответствующих служб (механиков, энергетиков,
специалистов ОГМетр и т.п.).
Постоянно действующая комиссия:
производит оценку неучтенных запасов, которые
приходуются на баланс;
выявляет и проводит уценку товаров, продукции и
излишних товарно-материальных ценностей, которые залежались (не имеют сбыта
более трех месяцев), которые частично утратили первоначальные качества,
излишних ТМЦ (материалов, комплектующих, других материальных ценностей, которые
более трех месяцев не были использованы в производстве продукции, поскольку
такую продукцию производить нецелесообразно из-за отсутствия спроса на нее как
на внутреннем, так и на внешних рынках);
оформляет соответствующие первичные документы.
Постоянно действующая комиссия про проведении
уценок руководствуется «Положением о порядке проведения уценки и реализации
продукции, которая залежалась по группам товаров широкого потребления,
продукции производственно - технического назначения и излишков ТМЦ»,
утвержденного приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов
Украины от 15.12.1999г. № 149/300.
Сумму, на которую первоначальная стоимость
запасов превышает чистую стоимость их реализации, и стоимость полностью
утраченных (испорченных или недостающих) запасов списывается на расходы
отчетного периода. Суммы недостач и потерь от порчи ценностей до выявления
виновных лиц отражается в составе прочих расходов от операционной деятельности
на забалансовых счетах. После установления лиц, которые должны возместить
потери, надлежащие к возмещению сумму зачисляют в состав дебиторской
задолженности и дохода отчетного периода при ее погашении.
Естественная убыль, возникшая при поступлении
ТМЦ или его хранении списывается на ОПР цеха с применением 8-го класса счетов.
ПАО «Крымский содовый завод» ведет учет
транспортно - заготовительных расходов, которые отражает на субсчетах
соответствующих основному счету учета ТМЦ [см. табл. 1.2.2].
Таблица 1.2.2 - Счет ТЗР по счетам ТМЦ
Счет
ТМЦ
|
Наименование
счета
|
Счет
ТЗР
|
20110000
|
Учет
известняка
|
20116000
|
20120000
|
Учет
антрацита
|
20136000
|
20140000
|
Учет
амводы
|
20146000
|
20150000
|
Учет
сернистого аммония
|
20156000
|
20160000
|
Учет
гидросульфита натрия
|
20166000
|
20170000
|
Учет
прочее сырье
|
20176000
|
20300000
|
Топливо
|
20360000
|
20400000
|
Тара
и тарные материалы
|
20460000
|
20700000
|
Запасные
части
|
20760000
|
20800000
|
Материалы
сельхоз. назначения
|
20860000
|
20900000
|
Прочие
материалы
|
20960000
|
22100000
|
Малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы на складах
|
22160000
|
15201000
|
Приобретение
основных средств
|
15261000
|
Сумму ТЗР, которая относится к выбывшим запасам,
определяются как произведение среднего процента транспортно - заготовительных
расходов последнего закрытого периода и стоимости выбывших запасов, отражением
ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие этих
запасов. При списании сырья, ТЗР начисляется только на сумму сырья,
потребленного по стандартным ценам. Заключительная проводка в регистре
материалов по распределению отклонений (накопленных в течение текущего периода
на счете 2099999) между остатками сырья и потреблением его (доведение до средне
фактической цены) - не вызывает перерасчета ТЗР списанных ранее.
Средний процент ТЗР определяется путем деления
суммы остатков ТЗР на начало отчетного месяца и ТЗР за отчетный месяц на сумму
остатка запасов на начало месяца, и запасов, поступивших за отчетный месяц.
Расчет процента транспортно - заготовительных расходов производится по счетам
15201000, 20100000, 20300000, 20400000, 20700000, 20900000.
С целью предотвращения появления отрицательного
сальдо на ТЗР, в случае высокого расчетного коэффициента ТЗР за прошлый месяц и
незначительных поступлениях ТЗР в отчетном периоде, допустить установление
процента ТЗР ниже расчетного, вплоть до нуля.
При отпуске сырья (счет 20100000) в
производство, продажу и другом выбытии, оценку осуществлять по методу
средневзвешенной себестоимости.
Списание производить на основании
технологических заказов по видам сырья с применением 8-го класса счетов.
При отпуске запасов (счет 20300000, 20400000,
20700000, 20800000, 20900000, 28100000) в производство, продажу и другом
выбытии, используя систему по партийного учета, по методу идентифицированной
стоимости, соответствующей единицы запасов. Списание производить с применением
8-го класса счетов.
Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, переданных в эксплуатацию, исключать из состава активов (списывать с
баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких
предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их
фактического использования.
Порядок аналитического учета движения
товарно-материальных ценностей:
в бухгалтерии - в оборотно-сальдовых ведомостях
движения ТМЦ в количественно - суммарном выражении;
на складах - в карточках складского учета в
количественном выражении на счете 22100000 «Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы». Передачу малоценных и быстроизнашивающихся предметов с центрального
склада в цеховые склады отражать бухгалтерской проводкой: Дт 22100000 Кт
22100000.
Перевод МБП в эксплуатацию проводить на
основании акта составленного цеховыми специалистами (м /о лицо, механик,
профком, начальник цеха) при передаче из цехового склада в эксплуатацию и
отражать бухгалтерской проводкой: Дт 80111000 Кт 22100000.
Одновременно при переводе учитывать МБП в
эксплуатации на забалансовом счете 7300000 бухгалтерской проводкой: Дт 7300000;
Кт 00.
Вывод МБП из эксплуатации, вследствие
естественного износа, на основании акта на списание утвержденной формы,
отражать бухгалтерской проводкой: Дт 7300000; Кт 00 красным (сторно вид
движения 562).
В течение периода все движения полуфабрикатов и
готовой продукции осуществляются по стандартной (плановой) цене. В результате
выполнения расчета в регистре материалов в системе определяются суммы
переоценки, и формирует необходимые проводки по главной книге.
Переоценка потребления выполняется с такой
корреспонденцией:
Внутрихозяйственный контроль незавершенного
производства (далее ВХК) - совокупность всех элементов экономического,
финансового, налогового, оперативного и других видов контроля, осуществляемых
руководством предприятия, для обеспечения надлежащего ведения учета НЗП,
обеспечения выполнения действующих законов, инструкций, положений по учету НЗП,
финансовой отчетности, налогам, налогообложению.
На ПАО «Крымский содовый завод» организация
внутрихозяйственного контроля учета НЗП возложена на руководителя предприятия,
который через имеющиеся отделы, бухгалтерии, производственные, лаборатории и
другие службы предприятия осуществляет контроль над выполнением
производственных планов и заданий, положений, законов, инструкций, собственных
решений. Предметом ВХК являются незавершенное производство.
Целью ВХК учета НЗП является своевременное
выявление и устранение нарушений и недостатков в финансово-экономической и
хозяйственной деятельности предприятия, предупреждение нарушений, эффективное
использование средства предприятия, по результатам ВХК принятие действенных
управленческих решений для улучшения деятельности предприятия и её
финансово-экономических показателей.
Для совершенствования внутрихозяйственного
контроля можно использовать разработанную авторскую ведомость, в которой
представлены отношение потерь побочной продукции на запуск готовой продукции.
Таким образом, внутрихозяйственный контроль на
предприятии предназначен для устранения недостатков в работе, недопущение их в
дальнейшем. За организацию бухгалтерского учета НЗП ответственность несет
начальник отдела снабжения. Для усовершенствования ВХК НЗП можно применить
авторскую разработанную ведомость учета побочной продукции, которая будет
направлена для дальнейших исследований учета в стоимостном выражении.
учет запас незавершенный
инвентаризация
Выводы и рекомендации
Химическая отрасль в Украине - это сегодня один
из китов, на котором держатся экспорт и промышленность Украины в целом.
Химическая промышленность обеспечивает около 7,2% экспорта и занимает второе
место после металлургии. Всего в стране 6,5 тыс. химических предприятий. 50%
продукции обеспечивают 14 предприятий-гигантов. В химической отрасли работают
свыше 155 тыс. человек.
Удельный вес выпускаемой химической продукции, в
общем, объем ВВП Украины составляет 20%.
Исследуемое предприятие ПАО «Крымский содовый
завод» для снижения материальных затрат должно стремиться к снижению доли сырья
в себестоимости и снижению срока реализации готовой продукции, а также
обеспечить конкурентоспособность предприятия, проводя гибкую ценовую политику,
в которую нужно внедрять новое в производство, в организацию труда и
управление.
ПАО «Крымский содовый завод» вносит значительный
вклад в развитие промышленности Украины, в частности стеклянной отрасли,
поставляя на отечественный рынок самый важный продукт - соду кальцинированную.
Предприятие динамично развивается, увеличивая темпы производства и объемы
продаж. Это дает возможность диверсифицировать производство, улучшать
природоохранную деятельность, развивать социальные программы. Ведутся
технологические и маркетинговые исследования по переработке отходов в
материалы, пользующиеся спросом в народном хозяйстве.
На ПАО «Крымский содовый завод» организация
внутрихозяйственного контроля учета НЗП возложена на руководителя предприятия,
который через имеющиеся отделы, бухгалтерии, производственные, лаборатории и
другие службы предприятия осуществляет контроль над выполнением
производственных планов и заданий, положений, законов, инструкций, собственных
решений.
Для совершенствования внутрихозяйственного
контроля можно использовать разработанную авторскую ведомость, в которой
представлены отношение потерь побочной продукции на запуск готовой продукции.
Список использованных источников
1. О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине: Закон Украины от 16.07.1999 г. [Электронный
ресурс].
2. Государственная служба
статистики Украины [Электронный ресурс].
. Организация бухгалтерского
учета и учетная политика ПАО «Крымский содовый завод» - утверждено Приказом
Председателя правления, 2010.- 152с.;
. ПАО «Крымский содовый
завод» [Электронный ресурс].