Организация деятельности бухгалтерской службы предприятия ТОО 'Айршир'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация деятельности бухгалтерской службы предприятия ТОО 'Айршир'















Отчет по производственной практике

Организация деятельности бухгалтерской службы предприятия ТОО «Айршир»

Введение

Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отдела кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. В задачи практики входят:

• Формирование профессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности;

• Формирование исследовательского подхода к изучению деятельности экономиста;

• Овладение умениями работы с документацией;

• Осуществление простейших экономических расчетов.

Я проходила практику в бухгалтерии Товарищества с ограниченной ответственностью фирма "Айршир", с 21.0113г. по 06.0513г. За время практики я ознакомилась с общими характеристиками предприятия, его правовой формой, системами управления и планирования, с деятельности бухгалтера на предприятии, получила навыки работы, а так же закрепила теоретические навыки, полученные в Алматинском Государственном Колледже Технологии и Менеджмента. Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.

должностная обязанность директор главный бухгалтер

1. Должностная инструкция бухгалтера

Общие положения

1. Бухгалтер непосредственно подчиняется главному бухгалтеру или руководителю соответствующего подразделения главной бухгалтерии.

. Бухгалтер руководствуется в своей работе учетной политикой объединения.

Обязанности

1. Выполнять работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных запасов, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово - хозяйственной деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.).

. Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение трудовой дисциплины.

. Осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливать к счетной обработке.

. Отражать в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных запасов.

. Составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявлять источники образования потерь и их предупреждение.

. Производить начисление и перечисление налогов в бюджет, и внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы персонала и других выплат и платежей.

. Участвовать в проведении анализа финансово - хозяйственной деятельности объединения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, разрабатывать и внедрять прогрессивные формы и методы бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также проводить инвентаризацию денежных средств, товарно-материальных запасов, расчетов и платежных обязательств.

. Подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Права

1. Докладывать главному бухгалтеру или руководителю соответствующего подразделения обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

Организация работы и критерии оценки

. Бухгалтер работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка объединения.

. Бухгалтер имеет ненормированный рабочий день с последующей компенсацией согласно трудовому законодательству.

. При оценке качества работы бухгалтера и решении вопроса о соответствии с его занимаемой должности учитывается, что бухгалтер должен знать:

современную методологию бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений;

постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и финансовых органов, нормативные и инструктивные материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, налоговое законодательство;

формы и методы бухгалтерского учета в объединении;

генеральный план и корреспонденцию счетов;

организацию документооборота по участкам учета;

порядок документального оформления и отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственных средств и их движения;

методы экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности объединения;

правила эксплуатации вычислительной техники;

основы экономики, организации производства, труда и управления;

правила внутреннего распорядка;

основы трудового законодательства;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования

Бухгалтер I категории: высшее экономического образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

Бухгалтер II категории: высшее экономического образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

Бухгалтер: среднее специальное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы не менее 3 лет.

Ответственность

Бухгалтер несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

2. Должностные обязанности главного бухгалтера

Общие положения

Главный бухгалтер относится к категории руководителей.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.

Главный бухгалтер имеет двойное подчинение: подчиняется генеральному директору и финансовому директору.

На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к его заместителю, в случае его отсутствия - к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по компании.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Главный бухгалтер должен знать:

• законодательство о бухгалтерском учете;

• основы гражданского права;

• финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

• нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации;

• положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;

• кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;

профиль, специализацию и структуру компании, стратегию и перспективы ее развития;

• налоговый, статистический и управленческий учет;

• порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок;

• формы и порядок финансовых расчетов;

• условия налогообложения юридических и физических лиц;

• правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;

порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

• современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;

·        методы анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;

·        правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;

• передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;

• экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; законодательство о труде; правила по охране труда.

Главный бухгалтер руководствуется в своей деятельности:

• законодательством РК;

• уставом компании;

• правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

• приказами и распоряжениями руководства;

• настоящей должностной инструкцией.

Обязанности главного бухгалтера

Главный бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:

Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета компании в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.

Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности компании, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности компании.

Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям.

Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

Обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации. Принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.

Ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

Права главного бухгалтера

Главный бухгалтер имеет право:

Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников.

Устанавливать обязательный для всех подразделений и служб компании порядок документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Визировать назначения, увольнения, перемещения материально ответственных лиц.

Рассматривать и визировать заключаемые договоры и соглашения.

Требовать от руководителей и сотрудников компании принятия мер к усилению сохранности собственности компании, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

Проверять в структурных подразделениях компании соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

Действовать от имени бухгалтерии компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями и другими организациями.

Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по улучшению деятельности бухгалтерии.

Ответственность главного бухгалтера

За невыполнение или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.

• своевременное осуществление платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами Компании;

• соблюдение законодательства в области бухгалтерского и налогового учета и отчетности;

• соблюдение финансовой и кассовой дисциплины;

• соблюдение технологий и сроков обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

• законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и иных потерь;

сохранность бухгалтерских документов, оформление и сдачу их в установленном порядке в архив;

• полный, достоверный и своевременный учет всех хозяйственных операций Компании;

Выполнение ключевых показателей деятельности.

За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности. Причинение Компании убытков в результате осуществления им своих должностных прав и обязанностей.

На данном предприятии должность главного бухгалтера не предусмотрена.

3. Должностные обязанности помощника бухгалтера

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность помощника бухгалтера предприятия.

Помощник бухгалтера назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.

Помощник бухгалтера подчиняется непосредственно бухгалтеру предприятия.

На должность помощника бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 1 (одного) года.

Помощник бухгалтера должен знать:

· законодательство о бухгалтерском учете;

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

· структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;

·   положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

·   порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

· формы и порядок финансовых расчетов;

· методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

-        порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

· правила расчета с дебиторами и кредиторами;

· условия налогообложения юридических и физических лиц;

· порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

· правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

· порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

· правила проведения проверок и документальных ревизий;

· современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

- передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

· экономику, организацию производства, труда и управления;

· основы технологии производства;

· рыночные методы хозяйствования;

· законодательство о труде;

· правила и нормы охраны труда.

Помощник бухгалтера должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе компьютерными программами по бухгалтерскому учету.

Помощник бухгалтера должен обладать коммуникабельностью, энергичностью, позитивным настроем.

В период временного отсутствия бухгалтера его обязанности возлагаются на помощника бухгалтера.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Помощник бухгалтера:

Выполняет работу на порученном участке работы по бухгалтерскому учету.

Отражает в первичных документах бухгалтерского учета движение денежных средств.

Контролирует движение денежных средств на банковских счетах предприятия.

Оформляет платежные поручения и своевременно предоставляет их в

банк.

Осуществляет контроль за своевременностью и правильностью оприходования и списания денежных средств, за составлением кассовых и иных денежных отчетов.

Производит платежи в федеральный и местные бюджеты.

Производит расчеты платежей по договорам аренды, контролирует правильность и своевременность платежей.

Обеспечивает сохранность документов бухгалтерского учета.

Оформляет документы бухгалтерского учета для передачи в архив.

Участвует в проведении инвентаризаций.

Замещает отсутствующих бухгалтеров.

Поддерживает на рабочем месте атмосферу вежливости и доброжелательности. Соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.

Исполняет распоряжения и приказы непосредственного руководства и администрации предприятия.

ПРАВА

Помощник бухгалтера имеет право:

Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности бухгалтера.

Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям бухгалтера и всего предприятия в целом.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Помощник бухгалтера несет ответственность за:

Невыполнение своих функциональных обязанностей.

Недостоверную информацию о состоянии работы на вверенном участке, несвоевременное предоставление различных сведений и отчетности.

Невыполнение приказов, распоряжений и поручений непосредственного руководства и администрации предприятия.

Несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

За не сохранность, порчу товаров и иных материальных ценностей, если не сохранность, порча произошли по вине помощника бухгалтера.

За разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Предоставляет методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

С вопросом финансового обеспечения охраны труда помощник бухгалтера взаимодействует со всеми подразделениями и службами.

4. Должностные обязанности кассира

Общие положения

Кассир относится к категории технических исполнителей, принимается на работу и увольняется приказом директора предприятия . На должность кассира назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

Кассир непосредственно подчиняется главному бухгалтеру и руководителю соответствующего подразделения. По специфике своей деятельности кассир должен знать:

· нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций;

· формы кассовых и банковских документов;

· правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

· порядок оформления приходных и расходных документов;

· лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;

· порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;

· основы организации труда;

· основы законодательства о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда. Должностные обязанности

Осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

Получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов.

Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

Составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.

Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам.

Составляет кассовую отчетность.

Права кассира

Кассир имеет право:

Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

Получать от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Ответственность

Кассир несет ответственность:

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Казахстан.

За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

5. Должностные обязанности аудитора

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" аудиторы и аудиторские организации вправе:

- самостоятельно определять методы проведения аудита;

-        получать и проверять необходимую для выполнения условий договора бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию;

         привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля за исключением лиц, являющимися близкими родственниками или свойственниками руководителя аудируемого субъекта, а также учредителя или участника, имеющего более десяти процентов уставного капитала аудируемого субъекте;

         отказаться от проведения аудита либо выдачи аудиторского заключения в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведение аудита.

Не допускается незаконное вмешательство государственных органов, аудируемых субъектов и любых третьих лиц в деятельность аудиторов и аудиторских организаций.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" аудиторы и аудиторские организации обязаны: сообщать о невозможности проведения аудита вследствие обстоятельств, -указанных выше;

обеспечивать сохранность документов, полученных от аудируемого субъекта, а также составленных в процессе аудита;

сообщать аудируемому субъекту о выявленном несоответствии финансовой отчетности и иных документов законодательству;

соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита и составляющих предмет коммерческой или иной, охраняемой законом, тайны.

Выполнение требований аудируемого субъекта, вытекающих из обязательств по договору, для аудиторов и аудиторских организаций обязательно.

Ответственность

Аудиторы и аудиторские организации несут за нарушение законодательства об аудиторской деятельности, а также условий договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Аудиторы и аудиторские организации несут ответственность за квалифицированное и качественное выполнение своих обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и договором. Материальная ответственность аудиторов и аудиторских фирм в связи с причинением ущерба заказчику в результате недоброкачественного проведения аудита предусматривается в договоре. Размер взыскания штрафов за нанесение материального ущерба предприятию или государству в результате небрежности или неправомерных действий аудитора или аудиторской фирмы в Законе об аудиторской деятельности не определен. За нарушение требований законодательства Республики Казахстан при осуществлении аудиторской деятельности аудитор может быть лишен квалификационного свидетельства и лицензии, а аудиторская организация -лицензии.

Как хозяйствующие субъекты, аудиторы и аудиторские организации ведут учет и представляют статистическую и финансовую отчетность о своей деятельности налоговым и статистическим органам по месту их нахождения в соответствии с действующим законодательством.

6. Должностные обязанности директора ТОО

Директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления.

Должностные обязанности.

Руководит в соответствии с действующим законодательством
производственно-хозяйственной и финансово-экономической
деятельностью предприятия, несёт         всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Должен знать:

Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия; технологию производства продукции предприятия; налоговое и экологическое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; конъюнктуру рынка; научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства; управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

7. Ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия

Товарищество с ограниченной ответственностью «Айршир» осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Казахстан, Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан, « О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Законом «О частном предпринимательстве» и своих учредительных документов.

Согласно законодательству Товарищество, является субъектом малого предпринимательства, осуществляет частное предпринимательство, со средне годовой численностью работников не более 50 человек и средне годовой стоимостью активов не свыше 60 000 месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Участниками товарищества являются:

Сулейменов Аскар Фазылович

Сармулдаев Бахытбек Аканович

Местонахождения товарищества:

Республика Казахстан, 031040005246, Алматинская область, Талгарский район село Панфилова, Темирязева 9

Срок деятельности товарищества не ограничен.

Товарищество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Товарищество имеет круглую печать, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, свой логотип, бланки со своим наименованием и логотипом. Товарищество для достижения целей своей деятельности имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права, соблюдать обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организационная структура ТОО «Айршир»

Целями деятельности Товарищества является:

• Насыщение рынка Республики Казахстан товарами и услугами;

• Эффективное использование производственного, управленческого и коммерческого потенциала, которым располагает Учредитель;

• Создание и реализация конкурентоспособных товаров и услуг;

• Получение дохода от реализации услуг, работ и товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения указанных целей товарищество осуществляет следующие виды деятельности :

• производство и переработка кукурузы, пшеницы, сои, многолетних трав, овощных культур, гибридных и элитных сортов семян кукурузы, пшеницы, сои и т.д., с правом торгово-закупочных операций ;

• животноводство

8. Структура бухгалтерии и организации учета хозяйствующего субъекта

Деятельность ТОО «Айршир» (в дальнейшем - товарищество) регулируется законом Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Товарищество является субъектом малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работников 9 человек и общей стоимостью активов в среднем за год - месячных расчетных показателей. Товарищество с ограниченной ответственностью "Айршир". Местонахождение Товарищества: Алматинская обл. Талгарский р-он п. Панфилова ул. Тимирязева

Отчетным периодом для ТОО являются квартал и отчетный год. Работают по полной системе ведения бухгалтерского учета. Товарищество осуществляет следующие виды деятельности:

1.   покупка валюты

2.   продажа валюты

3.   хранение валюты

Лицензируемые виды деятельности осуществляются только при наличии соответствующей лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Организация учета в ТОО «Айршир» регламентируется Стандартом

Бухгалтерского учета №24 «Организация бухгалтерской службы».

Данный стандарт устанавливает порядок организации бухгалтерской службы.

Ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности осуществляется на основе:

·  закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

·  стандартов бухгалтерского учета;

·  методических рекомендаций к стандартам;

•  учетной политики, указаний, инструкций, приказов по организации бухгалтерского учета субъекта.

ТОО «Айршир», осуществляя организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности, размера и конкретных условий хозяйствования:

· разрабатывает порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;

· самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы;

· формирует учетную политику;

•  производит функциональное разделение учета на производственный и финансовый.

К бухгалтерским работам относятся:

·  учет расчетов с поставщиками и заказчиками;

·  учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;

·  расчеты по авансам, выданным и авансам, полученным;

·  расчеты по кредитам и займам банков;

·  ведение операций по денежным счетам;

·  учет инвестиций;

·  учет собственного капитала;

·  учет доходов и расходов.

Бухгалтерский учет ТОО «Айршир» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой бухгалтером - Веснина В.И.

Генеральный директор, либо его заместители, осуществляя организацию кассовых операций, должен обеспечить движение наличных денег.

Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, разрабатываются и утверждаются субъектом самостоятельно на основе минимальных требований, утвержденных уполномоченным органом.

Первичные документы, в том числе на бумажных и машинных носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

·  наименование документа (формы);

·  дату составления;

·  наименование субъекта, от имени которого составлен документ;

·  содержание хозяйственной операции;

·  измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

·  личные подписи и их расшифровки.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно по окончании операции.

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других субъектов, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируются графиком, утверждаемом руководителем субъекта.

Ответственность за соблюдением графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица создавшие и подписавшие эти документы.

Субъект обязан хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учёта и финансовую отчетность в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в ТОО «Айршир» проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств не менее одного раза в год.

В зависимости от степени охвата проверки средств предприятия, различают полную и частичную инвентаризацию.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются субъектом.

Учет денежных средств и расчетов

В процессе хозяйственной деятельности между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями возникают различные расчетно-денежные отношения с поставщиками материалов, покупателями готовой продукции в связи с выполнением различных финансовых обязательств, с оплатой услуг транспортным и другим организациям.

Указанные расчеты осуществляют безналичным расчетом, т.е. перечислением денежных средств через банк и под его контролем с расчетного счета плательщика на счет получателя, кроме случаев, когда расчет удобней производить наличными (например, в условиях малого бизнеса).

Для хранения денежных средств и совершения необходимых расчетно-денежных операций предприятия открывают в любом банке расчетный счет.

На него поступает основная или вся масса причитающихся владельцу платежей, зачисление выручки от реализации продукции и услуг, получение ссуд и др. С расчетного счета оплачиваются счета поставщиков за приобретенное сырье, материалы, топливо, полученные услуги, погашение обязательств и т.д. С него выдаются наличные деньги для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию, для оплаты мелких хозяйственных и других расходов. При этом банк контролирует законность совершаемых по счету операций.

Основными расчетными документами являются платежное требование, платежное поручение и расчетные чеки. Учреждение банка выдает владельцу счета в обусловленные с ним сроки выписки из лицевого расчетного счета с необходимыми приложениями документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание по счету по безналичным расчетам, а по кредиту - взносы наличных денег на расчетный счет. Денежные средства предприятия хранятся для удобства в банках, но все-таки незначительные суммы денежной наличности остаются в кассе. Она нужна для хозяйственных расходов. Сверх этого в кассе остаются деньги только для выплаты заработной платы.

Операции с денежными средствами, находящимися в кассе предприятия, называются кассовыми, а документы, их оформляющие, -кассовыми документами. Кассовые операции выполняет кассир, который является материально ответственным лицом. Кассовые операции оформляют специальными документами - ордерами, которые делятся на приходные (по ним деньги принимаются) и расходные (по ним деньги выдают из кассы).

Кассовый ордер-это письменный приказ предприятия кассиру совершить операцию, указанную в ордере.

Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров.

Расчетные отношения между предприятиями - это платежи по обязательствам вытекающим из договоров поставки, подряда, перевозки, оказания услуг и других хозяйственных договоров. Эти платежи погашаются перечислением денежных средств через банк со счета плательщика на счет получателя. Только мелкие суммы уплачивают наличными. Расчеты, производимые предприятиями, делятся на товарные операции и нетоварные операции. К первой группе относят расчеты за реализованные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы; ко второй - операции по финансовым обязательствам. Наибольший удельный вес составляют расчеты по товарным обязательствам. Основными формами расчетов являются: акцептная форма, расчеты с особых счетов.

Акцептная форма расчетов - это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок.

При недостаче у предприятия оборотных средств эта дополнительная потребность покрывается краткосрочными и долгосрочными кредитами. Кредит выдается на определенное время с последующей выплатой процентного числа от данной суммы. По просроченным ссудам банк взимает повышенную плату. Объектами банковского кредита в оборотных средствах являются в основном затраты в сфере производства и сфере обращения.

При синтетическом учете денежных средств в кассе предприятия существует счет 1010 «Касса». По дебету счета отражаются поступления денежных средств в кассу, по кредиту - выплата денежных средств из кассы предприятия. Для установления денежного состояния предприятия проводится инвентаризация денежных средств и расчетных отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом, дебиторами и кредиторами. Инвентаризация представляет собой способ выявления фактического наличия денежных средств и расчетов на определенный момент. Осуществляется она с помощью переписи в натуре средств и выверке расчетов. Полученные в результате инвентаризации данные сопоставляются с данными бухгалтерского учета.

Учет основных средств и нематериальных активов

Методика и порядок учета основных средств, принадлежащих ТОО «Айршир» на праве собственности, и их амортизация в бухгалтерском учете определяются в соответствии с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование». Положения МСФО 16 будут взаимодействовать с требованиями с МСФО 22 «Объединение бизнеса», МСФО 36 «Обесценение активов», МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств», МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», МСФО 23 «Затраты по займам», МСФО 17 «Аренда».

Основные средства предприятия - это совокупность материально-производственных ценностей предприятия, которые переносят свою стоимость товара по частям в виде амортизационных отчислений и участвуют в процессе производства постоянно.

Амортизационные отчисления - это износ основных средств, выраженный в денежной форме, который переносится на себестоимость товара.

Основные средства ТОО «Айршир» учитываются по фактической стоимости актива за вычетом суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Основные средства в бухгалтерском учете отражаются на счетах подраздела 2410, включающего следующие счета:

Счет 2411-земля Счет 2412-здания и сооружения

Счет 2413-машины и оборудование, передаточные устройства, в том числе

Счет 2414-транспортные средства - мобильный транспорт

Счет 2415-прочие основные средства, не вошедшие в другие группы

Основные средства в процессе эксплуатации находятся в движении (поступление, перемещение внутри предприятия, ремонт и модернизация, выбытие и ликвидация). Движение основных средств отражается в первичных документах: акт приемки - передачи, накладная на внутреннее перемещение, акт о ликвидации основных средств.

При поступлении основных средств на предприятие оформляется акт приемки - передачи основных средств на каждый принятый в эксплуатацию объект. Основными реквизитами акта являются инвентарный номер, год выпуска, год и месяц поступления на предприятие, комплектность, первоначальная стоимость, норма амортизации, синтетические счета и субсчета и коды аналитического учета. Основные средства принимаются на учет по первоначальной стоимости, определенной в акте приемки-передачи основных средств. В этом документе отражаются внешние движения основных средств. Первоначальная стоимость также отражается в инвентарной карточке учета, которая составляется на основании акта. Кроме этого, в ней существует инвентарный номер, дата выпуска и дата о вводе в эксплуатацию, первоначальная стоимость и др. Инвентарная карточка заводится на каждый объект основных фондов отдельно и, для удобства, группируется по шифрам. При ликвидации основных фондов создается акт о ликвидации основных средств: основные средства продаются другому хозяйству, ликвидируются по причине износа как лом, ликвидируются по причине морального износа и др.

Нематериальные активы - такие активы, которые не обладают физическими свойствами, но приносят доход предприятию:

·  ноу-хау

·  право использования информации о поставках, покупках, конкурентах

организационные расходы предприятия, связанные с открытием предприятия (плата за открытие счета, регистрация устава), которые в конце года списываются

·  лицензии

·  товарные знаки, патенты, авторское право

·  гудвилл - цена фирмы, т.е. превышение покупной стоимости предприятия над суммой его активов.

В ТОО «Айршир» для учета нематериальных активов применяются счета подраздела 2700 Типового плана счетов, а именно, следующие синтетические счета:

Счет 2710-гудвилл

Счет 2720-обесценение гудвила

Счет 2730-прочие нематериальные активы

Счет 2740-амортизация и обесценение разведочных и оценочных активов.

При поступлении нематериальных активов оформляется акт приемки-передачи нематериальных активов в 1 -м экземпляре на каждый объект. Для передачи другому предприятию в 2-х экземплярах.

Аналитический учет ведется в инвентарных карточках учета нематериальных активов, которые открываются на каждый объект и заполняются на основании первичных документов. Инвентарные карточки группируются в ведомости «Учет нематериальных активов».

Для определения результатов от продажи, списания и передачи основных средств и нематериальных активов используют счета 6210 «Доходы от выбытия активов».

Учет товарно-материальных запасов и расчетов с поставщиками

Учет запасов организуется в соответствии с МСБУ 2 «Запасы» с некоторыми особенностями, вызванными спецификой организации производства ТОО «Айршир».

Запасы - это активы:

а) предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности (счета 1310-1350);

в) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или предоставлении услуг (1310-1350,1330).

Запасы также включают товары, купленные для перепродажи (товары, земля, имущество, купленное для продажи).

Оценка запасов.

Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж.

Себестоимость запасов.

Себестоимость запасов включает все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов до их текущего состояния и места текущего распоряжения.

Метод определения себестоимости запасов.

ТОО «Айршир» применяет метод определения себестоимости запасов-метод учета по фактическим затратам.

Основной способ учета себестоимости запасов.

ТОО «Айршир» применяет способ учета себестоимости запасов - по средневзвешенной стоимости.

При использовании способа средневзвешенной стоимости стоимость каждого объекта определяется из средне взвешенной стоимости аналогичных объектов в начале периода стоимости таких же объектов, купленных или произведенных в течение периода. Среднее значение рассчитывается помесячно.

Возможная чистая цена продаж.

Возможная чистая цена продаж - это ожидаемая продажная цена при нормальном ходе дел за вычетом возможных затрат на доводку и возможных затрат по продаже актива.

В случае, если стоимость запасов может оказаться не возмещаемой по разным причинам: повреждение, устаревание, снижение продажной цены, увеличение затрат на доработку или на осуществление продажи, стоимость запасов должна быть списана до возможной чистой цены продаж. Запасы могут быть списаны постатейно или сгруппированы по похожести. Расчеты возможной чистой цены продаж основываются на самом надежном доказательстве-величине запасов, предназначенных для реализации на момент выполнения расчетов.

 При расчете возможной чистой цены реализации в условиях ТОО «Айршир» учитывается предназначение имеющихся запасов. В частности, возможная чистая цена реализации запасов, предназначенных для выполнения договоров на продажу товаров или оказание услуг по твердым ценам, основывается на цене, установленной в этих договорах. Если объем продаж по таким договорам ниже, чем объем имеющихся запасов, то возможная чистая цена реализации остающейся части запасов основывается на общем уровне цен реализации.

Сырье и другие материалы в запасах не списываются ниже себестоимости, если готовая продукция, в которую они будут включены, предположительно будет продана по себестоимости или выше себестоимости. Однако, когда снижение цены сырья указывает на то, что себестоимость готовой продукции будет превышать возможную чистую цену продаж, сырье списывается до чистой стоимости реализации. В таких случаях затраты на замену сырья могут оказаться наилучшим из существующих измерений его возможной чистой стоимости продаж. В каждом последующем периоде производится новая оценка чистой стоимости реализации. В случае исчезновения обстоятельств, вызвавших списание запасов ниже себестоимости, например, возросла продажная цена, то сумма списания изменяется так, что новая учетная величина будет соответствовать чистой стоимости реализации, т.е. стоимость запасов восстанавливается (увеличивается).

Величина частичного списания стоимости запасов до возможной чистой стоимости продаж и все потери запасов должны признаваться в качестве расходов в период осуществления списания или возникновения потерь. Величина обратного до начисления стоимости запасов, вызванного увеличением возможной чистой стоимости продаж, должна признаваться как уменьшение величины запасов, признанных в качестве расходов в период осуществления обратного до начисления.

Документы по учету товарно-материальных запасов делятся на 2 группы приходные и расходные.

Приходные - к ним относятся счета-фактуры, платежное требование поручение, товаротранспортные накладные, полученные от поставщиков доверенности на получение товарно-материальных запасов, которые регистрируются в книге учета. При поступлении товарно-материальных запасов на склад от поставщиков выписывается приходный ордер. Поступившие ценности проверяются, и при установлении поступивших материалов с данными, указанными в документах составляется акт «о приемке материалов» в 2-х экземплярах. Также составляется акт «о недостаче и потере материальных ценностей» в период заготовления, хранения и производства в 2-х экземплярах и прикладывается к акту «о приемке материалов». При установлении недостачи товарно-материальных запасов, принятых на склад от поставщиков, может составляться акт «о потере материалов» в пределах норм естественной убыли и прикладываться к приходному ордеру.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные, хозяйственные нужды, реализацию на сторону ненужных материалов. К ним относят:

· лимитно-заработная карта применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, является оправдательным документом для списания материальных запасов со склада. Они выписываются отделом снабжения в 2-х экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху-потребителю запасов, второй - складу. При использовании лимита и по окончании месяца карты сдаются в бухгалтерию предприятия.

Если в производстве непостоянно используются отдельные виды материалов, то вместо лимитно-заработной карты выписываются требования. Оно выписывается в 2-х экземплярах потребителями материалов, первый остается у получателя, т.е. у материально-ответственного лица, второй у заведующего складом, с распиской получателя.

· Накладные применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону в 2-х экземплярах.

· При перевозке материалов, отпущенных на сторону, автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.

· При разборке и демонтаже основных средств могут быть получены лом, запасные части, материал по цене возможного использования. В данном случае составляется акт «по оприходовании материальных ценностей».

Учет труда и его оплаты

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у хозяйствующего субъекта возникают взаимоотношения с участниками трудового коллектива и лицами, работающими на основании контрактов, по совместительству, трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера по оплате труда за выполненные работы и оказанные услуги.

Для учета расчетов с персоналом по оплате труда предусмотрен пассивный счет 681 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

По кредиту счета 681 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражают остатки задолженности перед работниками на начало и конец месяца, а также суммы начисленные в виде заработной платы, премий, пособий, т.е. отражают задолженность субъекта перед персоналом.

По дебету счета 671 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражают все виды удержаний и выплаченные суммы, то есть уменьшение задолженности перед работниками.

Первичными документами учета кадров являются личные карточки (ф.№ Т-2). Основным первичным документом по учету рабочего времени является табель учета использования рабочего времени (ф. № Т-13). Табель применяется для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, а также для контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего дня, для расчетов с ними по заработной плате и для получения данных об отработанном времени. Табель составляется в одном экземпляре и передается в расчетный отдел бухгалтерии для расчета заработной платы.

Согласно Закона "О труде в Республике Казахстан" № 493 от 10 декабря 1999 года существуют следующие основные формы и системы оплаты труда (см. схему 15.1.)

Схема 15.1. Формы и системы оплаты труда

I. Основная заработная плата - начисляется за фактически проработанное время и за выполненные на предприятии работы.

1. Сдельная форма - рассчитывается на основе количества произведенной продукции и расценки за единицу продукции.

Прямая сдельная - рассчитывается путем умножения количества произведенной продукции на расценку за единицу продукции

Сдельно-прогрессивная - на перевыполненную продукцию предусмотрены более высокие расценки

Сдельно-премиальная - кроме прямой сдельной, начисляются премии за качество, перевыполнение нормы, экономию материалов.

Аккордная - расчет осуществляется за весь объем выполненной работы с учетом срока окончания.

Косвенно-сдельная - как правило, применяется к рабочим, выполняющим вспомогательные работы. Рассчитывается путем умножения тарифа на выработку или в процентном отношении от заработной платы основных рабочих.

Коллективная (бригадная) сдельная - рассчитывается как прямая сдельная за весь объем выполненной работы бригадой и распределяется между его членами в зависимости от трудового вклада каждого.

2. Повременная форма - рассчитывается исходя из тарифной ставки за час, или оклада за проработанное время, учет которого ведется в табеле. Применяется при расчете заработной платы служащих, специалистов, вспомогательного персонала т.к. они не производят продукцию, и их труд измеряется потраченным за свою работу временем.

Простая повременная - определяется путем умножения тарифной ставки на отработанное время.

Повременно-премиальная - кроме прямой повременной, начисляются премии в процентах к оплате труда, в соответствии с условиями премирования.

II. Дополнительная заработная плата - выплаты за не проработанное время на предприятии, которые установлены Законом: оплата отпусков, выходного пособия при увольнении, за время вынужденного прогула, за работу в праздничные и выходные дни, за совмещение профессии, районные и др. коэффициенты, доплата за тяжелые и особые условия труда и т.д.

При всех формах оплаты труда, при установлении тарифных ставок и должностных окладов, используются минимальный размер заработной платы и единая тарифная сетка для работников бюджетной сферы, установленная постановлением Правительства Республики Казахстан. Единая тарифная сетка включает всего двадцать один разряд и к каждому разряду установлен свой тарифный коэффициент.

9. Аудит

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА

Аудитор:

. Оказывает бухгалтерские услуги, связанные с различными аспектами бизнеса.

. Проводит анализ финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия независимо от форм собственности.

. Осуществляет ревизию бухгалтерских документов и отчетности, оценивает ее достоверность, а также внутренний и внешний контроль законности совершаемых финансовых операций, соответствия их законодательным и нормативным правовым актам, соблюдения установленного порядка налогообложения.

. Дает необходимые рекомендации с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутации. Предприятия, учреждения, организации.

. Консультирует юридические и физические лица по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, проблемам налогообложения.

. Участвует в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) в арбитражных судах.

. Следит за изменениями и дополнениями в нормативных правовых документах, принимает меры по согласованию интересов государства и клиентов. Примечание. Функциональные обязанности Аудитора определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Аудитора и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции, исходя из конкретных обстоятельств.

Аудитор несет ответственность за:

. Невыполнение своих функциональных обязанностей.

. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий, нарушение сроков их исполнения.

. Невыполнение приказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий начальника отдела.

1.   Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности, установленных на предприятии.

АУДИТ ДОЛГОСРОЧНЫХ И ТЕКУЩИХ АКТИВОВ АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета. Аудитор должен последовательно проверить следующие моменты:

• Изучить состав и структуру нематериальных активов по данным первичных документов и учетных регистров;

• Подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов;

• Установить правильность отражения в учете операций с нематериальными активами;

• Подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;

• Оценить качество инвентаризации.

При проверке операций с нематериальными активами аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

• Не могут быть признаны нематериальными активами интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам;

• Документальное оформление факта наличия объекта нематериальных активов;

• Правильность отражения первоначальной оценки стоимости нематериальных активов;

• Правила по списанию объекта нематериальных активов с баланса предприятия;

• Начисление амортизации на объекты нематериальных активов;

• На правильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов.

Составление программы аудиторской проверки.

Для выполнения аудита аудитору необходимо составить программу аудиторской проверки операций с нематериальными активами. Рассмотрим, как осуществляется аудит учета нематериальных активов по соответствующим видам операций.

Приобретение и создание нематериальных активов.

Нематериальные активы поступают на ТОО «Айршир» в качестве вложений в уставный капитал, а также в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.

В настоящее время на ТОО «Айршир» приобретение и создание нематериальных активов осуществляется в результате долгосрочных инвестиций.

Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договора купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований действующего законодательства. Приобретения прав на изобретения, промышленные образцы должны быть подтверждены соответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в патентном ведомстве. Покупка знака обслуживания ТОО «Айршир» должна быть подтверждена договором об уступке, зарегистрированном в патентном ведомстве. При аудите объектов имущественных прав, следует уделить особое внимание оформлению соответствующими документами факта наличия объекта этой группы нематериальных активов. Аудитор должен проверить, правильно ли отражена первоначальная оценка

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

• авансовые отчеты

• приказы о направлении сотрудников в командировки

• командировочные удостоверения

• копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы

• список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы

• сметы представительских расходов

• приказы об утверждении смет представительских расходов

• оправдательные первичные документы

Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерских регистрах:

• журнал-ордер №7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами

• Главная книга

• Иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:

. кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами (должность, образование, стаж работы по специальности, нет ли родственных связей с руководителем, кассиром организации);

. имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;

. кому подотчетен данный бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;

. имеется ли утвержденный руководителем организации список подотчетных лиц.

Далее необходимо свернуть остатки сумм по счетам в журнале-ордере №7. Главной книге и балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии расхождений выявить их причины. Проверяя записи по каждому лицевому счету в журнале-ордере №7 необходимо выявить:

суммы выдаваемых под отчет авансов;

имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;

назначение и фактическое использование авансов;

сроки представления авансовых отчетов;

имеются ли командировочные удостоверения с отметками о местах пребывания согласно заданию;

правильность и своевременность составления (представления) авансовых отчетов;

правильность возмещения командировочных расходов и затрат на операционно-хозяйственные нужды;

правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами;

своевременность погашения задолженности по ранее выданным авансам;

наличие оправдательных документов по всем операциям

АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомится с корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

• порядок ведения учетных регистров;

• ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

• своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

• тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка. Необходимо сверить записи по дебету счета 1040 «Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге».

Аудитор должен проверить:

• приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;

• тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 1040 «Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге» и дебету счета 1010 «Денежные средства в кассе».

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете по результатам данного раздела аудиторской проверки.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:

• соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

• проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Национального банка Республики Казахстан на осуществление валютных операций;

• осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

• учет операций денежных средств в валюте на счете 1050 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте», к которому открываются субсчета «Транзитные валютные счета», «Текущие валютные счета», «Специальные транзитные счета», «Валютные счета за рубежом». При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в тенге.

Аудит - независимая проверка и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, и установление ее достоверности, а также оказание консультационных и других аудиторских услуг по вопросам интересующих клиентов. Аудит прошел следующие 3 стадии эволюции: подтверждающая, системно-ориентированная, аудит, базирующийся на риске. С переходом Республики Казахстан на рыночные отношения возникла потребность в подтверждении информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций и соблюдении ими законодательства независимыми экспертами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию и опыт.

Согласно статье 2 п. 1 Закона РК «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 г. №304-1 аудиторская деятельность есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности. Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц (аудируемых субъектов) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РК (статья 4 п. 1 закона РК «Об аудиторской деятельности»).

Аудитором является физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве индивидуального предпринимателя.

Аудиторская организация - коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности (аудиторских проверок и сопутствующих аудиту услуг). Согласно статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская фирма может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением народного АО, производственного кооператива и государственного предприятия. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Казахстане только путем образования аудиторских организаций-резидентов РК. Резидентами РК, согласно налоговому кодексу, признаются юридические лица, органы управления которых находятся в Республике Казахстан. В составе аудиторской организации должно быть не менее 3 аудиторов, и не менее 51% уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать аудиторам. Руководителем аудиторской организации может быть только лицо, имеющее квалификационное свидетельство аудитора.

Принципы аудита:

научность;

системность;

целостность и комплектность;

объективность;

честность;

независимость;

профессионализм и мастерство;

компетентность;

конфиденциальность;

оперативность;

конкретность.

Аудиторский контроль отличается от других форм финансово-экономического контроля (ревизий, проверок государственных органов и прочих лиц, отличных от аудиторов) по таким параметрам, как цели и задачи; лицо, проводящее проверку; экономическое и юридическое отношение к проверяемой организации (клиенту) и прочие. Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, существуют некоторые общие подходы к методам, приемам, подходам при проверке.

В международной практике аудит подразделяется на:

внутренний;

внешний.

Внутренний аудит представляет независимую службу в организации по проверке и оценке результатов хозяйственной деятельности организации в интересах ее администрации. Внутренний аудит проводят аудиторы либо бухгалтера, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит распространен в мировой практике на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта, связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру. Внутренний аудит способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений и искажений в учете. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие со стороны внешних аудиторов к отчетности клиента 9, ст.369.

Внешний аудит проводится сторонними независимыми аудиторами или аудиторской фирмой на договорной основе с целью объективной оценки достоверности финансовой отчетности организации.

Существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

международные;

национальные;

внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм - внутрифирменные стандарты).

Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, оговаривают необходимость независимости, профессионализма, добросовестности. К общим стандартам относятся основные принципы аудита, цели и объем аудита финансовой отчетности, стандарт по аудиторскому образованию, письмо-обязательство аудитора перед клиентом.

К специфическим стандартам, используемым для аудита в отдельных областях деятельности, относятся специфические стандарты аудита банков, страховой деятельности и др. При планировании аудиторской проверки необходимо составить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей субъекта.

Стратегия проверки предусматривает:

) сбор информации;

) изучение собранной информации;

) предварительная оценка аудит-го риска.

Подобная стратегия выполняется в виде плана проверки. Цель составления плана:

) определить объем и характер проверки;

) оценить затраты труда по проведению аудиторской проверки;

) достичь взаимопонимания с клиентом по основным вопросам до проведения проверки;

) иметь доказательства обоснованности аудита.

Планирование предусматривает следующие этапы:

) предплановая подготовка;

) получение общей информации о предприятии;

) оценка материальности (существенности);

) оценка аудит-го риска;

)оценка системы внутреннего контроля и риска его не эффективности.

Аудиторский риск содержит следующие компоненты: для анализа составляющих аудиторского риска представим аудиторский риск в виде упрощенной модели:

ПАР=ВХР*РК*РН (1)

где: ПАР - приемлемый аудиторский риск - субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор.

ВХР - Внутрихозяйственный риск - установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам;

РК - риск контроля - оценка аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента;

РН - риск необнаружения - риск, который готов взять на себя аудитор, в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности 19, с.135.

Аудиторская деятельность связана с возможностью ошибки аудиторской организации (аудитора), вследствие которой будет представлен неправильный аудиторский отчет. Пользователи неверного аудиторского отчета могут принять неправильные экономические решения и понести убытки. В связи с этим возникает вопрос о том, кто и каким образом должны возместить понесенные убытки. В мировой практике решением указанной проблемы является страхование профессиональной ответственности аудиторских фирм. В большинстве стран с развитым рынком аудиторских услуг страхование ответственности аудиторов является обязательным.

10. Анализ финансовой отчетности

Согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», предприниматели и организации обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», субъекты частного предпринимательства должны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в установленном Министерством финансов РК порядке в зависимости от их принадлежности к следующим категориям:

·  субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с налоговым законодательством специальные налоговые режимы для фермерских хозяйств, для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации;

·        субъектам малого предпринимательства, за исключением перечисленных выше, а также некоммерческим организациям, кроме государственных учреждений;

·        субъектам среднего предпринимательства, за исключением организаций публичного интереса;

·        субъектам крупного предпринимательства и организаций публичного интереса.

Финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО .

Финансовая отчетность организации состоит из:

.   бухгалтерского баланса (форма 1);

2.      отчета о прибылях и убытках (форма 2);

.        отчет о движении денежных средств (форма 3);

.        отчет об изменениях в собственном капитале (форма 4);

.        пояснительной записки.

Составные части финансовой отчетности взаимосвязаны, потому что они отражают разные аспекты одних и тех же операций и событий. Каждая форма отчетности представляет информацию, отличающуюся от других, но ни одна из них не ограничивается одним предметом и не дает всей информации, необходимой для конкретных нужд пользователей.

Финансовая отчетность может дополнятся другими материалами в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, движение денег и изменения в собственном капитале организации. Информация содержащаяся в финансовой отчетности, считается достоверной и полной, если она сформирована исходя из требований, установленных стандартами бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность организации является открытой к публикации для заинтересованных пользователей. Достоверность годовой финансовой отчетности подтверждается аудиторским отчетом, составленным аудитором, осуществляющим аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или аудиторской организацией.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Для анализа и планирования используются нормативы, действующие в хозяйствующем субъекте. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и ноу-хау.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т. е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕГ

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.

От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др.

Целью бухгалтерского учета денежных средств - является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).

Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных

средств и расчетов;

контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;

использованием денежных средств по их целевому назначению;

своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;

своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для

предупреждения просроченной задолженности;

своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.

Заключение

За время прохождения производственной практики я ознакомилась с работой таких служб как:

• централизованная бухгалтерия

• отдел труда и заработной платы

• финансовый отдел

• отдел планирования

Большую часть времени я провел в централизованной бухгалтерии. Ознакомился с методами работы бухгалтеров, их взаимодействием.

За такой короткий срок мне трудно было выделить основные недочеты в организации ведения бухгалтерии. Поэтому я не мог сделать каких-то предложений по улучшению работы, но могу посоветовать обратить внимание на два фактора: на человеческий фактор и фактор оборудования. Нормальная деятельность предприятия зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют различные службы и подразделения. Из экономической теории мне известно, что не функциональная организация иерархии управления приводит к негативным последствиям, например, растут издержки на управление предприятием и соответственно увеличивается себестоимость продукции. Под фактором оборудования я подразумеваю то, что сбой в программном обеспечении или в аппаратной части компьютера может привести к нарушению деятельности. А так как на предприятии учет ведется с помощью вычислительной техники, то эта проблема становится очень актуальной.

В завершении могу сказать, что в моем отчете отсутствуют некоторые документы. Это объясняется тем, что на предприятии действует «Приказ о коммерческой тайне». Поэтому в некоторых вопросах я ограничился только теоретической частью.

Похожие работы на - Организация деятельности бухгалтерской службы предприятия ТОО 'Айршир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!