Организация бухгалтерского учета на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета на предприятии

министерство образования и науки

российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Кафедра менеджмента в образовании






Организация бухгалтерского учета на предприятии

Контрольная работа

по дисциплине

«Бухгалтерский учет»









Саратов 2011

1. Виды хозяйственного учета

Решение стоящих перед современным учетом задач обеспечивают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. [2]

Оперативный учет используется для повседневного, текущего руководства и управления предприятием и дает информацию об отдельных фактах хозяйственной деятельности. (учет рабочего времени, отгрузки продукции и т.п). Такие данные могут быть получены из первичных документов, графиков, по телефону, телефаксу или в устной беседе. Оперативный учет не постоянен во времени, так как надобность в нем возникает по мере необходимости.

Сферой применения статистического учета может быть отдельное предприятие, отрасль хозяйства и вся экономика в целом. Статистический учет, или статистика, изучает явления, которые носят массовый характер в области экономики. Этот учет широко использует выборочные методы наблюдения и регистрации. Сведения, полученные в результате статистических исследований, помогают анализировать различные процессы и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Бухгалтерский учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и в отличие от других видов учета:

·строго документален - основанием для любой бухгалтерской записи должен служить специально оформленный документ;

·является сплошным и непрерывным во времени, так как при ведении бухгалтерского учета необходимо фиксировать все без исключения факты хозяйственной деятельности;

·отражает все объекты и хозяйственные операции помимо натуральных и трудовых измерителей в единой денежной оценке;

·ведется на любом предприятии, осуществляющем хозяйственную деятельность, т.е. он ограничен рамками отдельного предприятия;

·осуществляется специальной службой предприятия - бухгалтерией;

·строго регламентирован законодательными и нормативными документами.

Таким образом, бухгалтерский учет осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в едином денежном измерителе. [17]

. Виды бухгалтерского учета

Под бухгалтерским учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации об имуществе предприятия и его обязательствах путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. [1]

Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предприятии, в учете приняты три вида измерителей. Натуральные измерители (кг, м, шт. и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности. Трудовые измерители (мин., час, день) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда. Денежные измерители - обобщающий, так как через рубли (или другую валюту) определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные здания, отчеты и балансы. [12]

3. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Хозяйственные средства предприятия, источники их образования, хозяйственные процессы

Объектом учета является также факты, действия и события хозяйственной деятельности, которые характеризуют состояние и использование ресурсов, процессы приобретения средств производства продукции и ее сбыта, расчетные отношения предприятия с юридическими и физическими лицами, финансовое состояние и результаты деятельности предприятия. [3]

Объекты, которые учитываются по экономическому содержанию и назначению можно объединить в три группы:

·хозяйственные средства (имущество).

·источники хозяйственных средств.

Для углубленного изучения объектов бухгалтерского учета, которыми являются хозяйственные средства предприятия используют группировку хозяйственных средств по двум признакам:

·хозяйственные процессы.

·по составу и размещением.

·по источникам образования (формирования).

Имущество предприятия - это основные и оборотные средства, принадлежащие предприятию, размер которых отражаются в бухгалтерском балансе. Поскольку имущество отражают в активе баланса, то принято имущество называть активами. Активы (от лат Activus - деятельный, активный) - это ресурсы, полученные предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем.

По формам функционирования хозяйственные активы делятся на следующие группы: материальные, нематериальные, финансовые активы. Материальные активы - это средства предприятия, имеющие материально-вещественную форму. В группу материальных активов предприятия включают: основные средства, незавершенное строительство, запасы.

Основные средства - это совокупность средств труда, которые функционируют в неизменной натурально-вещественной форме в течение периода, большего, чем один год с даты ввода в эксплуатацию. К основным средствам относятся: земля, здания, сооружения, машины, инструменты, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года), а стоимостной предел предприятие устанавливает самостоятельно.

Незавершенное строительство - это стоимость недостроенных объектов, сооружений, строительство которых осуществляют для собственных нужд предприятия.

Запасы - это активы, которые удерживают с целью дальнейшей продажи, потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, управления предприятием или находящихся в процессе производства с целью дальнейшей продажи. К запасам относятся: производственные запасы, животных на выращивании и откорме, незавершенное производство, готовую продукцию, товары.

Нематериальные актива - это объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (права пользования природными ресурсами, имуществом, права на знаки для товаров и услуг, объекты промышленной собственности, авторские права, гудвилл тп ). Нематериальные активы, как и основные средства переносят свою стоимость на издержки производства в течение срока их функционирования путем начисления амортизации по установленным нормам.

Финансовые активы - это группа хозяйственных средств предприятия в форме наличных средств и других финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К этой группе относятся наличные средства в национальной и иностранной валютах, финансовые инвестиции предприятия в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий, дебиторская задолженность различных физических и юридических лиц перед конкретным предприятием за отгруженную им продукцию, товары или оказанные услуги. Финансовые инвестиции и дебиторская задолженность могут быть долгосрочными (со сроком возврата более года) и текущими (со сроком возврата до года). Физических и юридических лиц, имеющих задолженность перед этим предприятием, называют его дебиторами.

По характеру участия в процессе оборота хозяйственные средства (активы) делят на необратимые и оборотные активы.

Внеоборотные активы - это совокупность имущественных ценностей, которые многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Как правило, к ним относятся средства продолжительностью использования более одного года (или операционного цикла, если он больше года). К необратимым хозяйственным средствам предприятия относятся: основные средства, капитальные инвестиции, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, долгосрочная дебиторская задолженность, другие необоротные активы.

Оборотные активы - это совокупность имущественных ценностей, которые обслуживают текущую хозяйственную деятельность предприятия и полностью потребляются в течение одного операционного цикла, если он меньше года, поэтому всю свою стоимость сразу переносят на изготовленную из них продукцию.

Как правило, к ним относятся производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты в кассе и на счетах в банке.

По степени ликвидности хозяйственные средства (активы) предприятия разделяют на абсолютно ликвидны, ликвидные и малоликвидны. Ликвидность активов предприятия - это степень возможности конвертирования их в денежную форму с целью своевременного обеспечения платежей предприятия по текущим финансовым обязательствам.

1.Имеющиеся хозяйственные средства (активы) предприятия формируются за счет как собственных, так и привлеченных средств, или, как принято говорить, источников. Поэтому хозяйственные средства предприятия по источникам их формирования и целевому назначению классифицируют на:

источники собственных средств.

источники привлеченных средств.

К собственным источникам формирования хозяйственных средствам относятся средства уставного и паевого капитала (средства, внесенные учредителями на момент регистрации предприятия), дополнительного и резервного капитала, прибыли (полученного по результатам деятельности). Собственный капитал предприятия определяется стоимостью его имущества. К собственному капиталу относятся: уставный капитал, паевой и дополнительный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, обеспечения и целевое финансирование, доходы будущих периодов. Прибыль предприятия является непосредственным источником пополнения хозяйственных средств и соответствующих резервов.

К привлеченным источникам формирования хозяйственных средств относятся те, что временно предоставляются в пользование предприятию, а затем возвращаются их владельцам на согласованных между ними и предприятием условиях. К таким источникам относятся: кредиты банков, заемные средства под обязательства, кредиторскую задолженность. Привлеченные средства могут быть долгосрочными и текущими (краткосрочным) и имеют форму обязательств.

Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Основными стадиями кругооборота хозяйственных средств являются следующие процессы: снабжение (покупки), производства (расходование / хранения), реализации (продажи).

Сами хозяйственные процессы в обобщенном виде - это взаимодействие трех составляющих: средств труда (здания, станки, оборудование, инструменты), предметов труда (сырье, материалы, топливо, энергия), живого труда (рабочая сила). Хозяйственный процесс как часть кругооборота хозяйственных средств состоит из первичных элементов - хозяйственных операций. Под термином хозяйственная операция понимают действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов, обязательств и собственном капитале предприятия.

Признаком хозяйственной операции является то, что качественно отличает ее от других операций и вместе с тем дает возможность группировать однородные хозяйственные операции, например, операции по реализации продукции могут отличаться в зависимости от условий поставок и покупателей.

Итак, хозяйственные операции в совокупности составляют хозяйственные процессы, которые в целом формируют кругооборот средств (капитала). [5]

4. Метод бухгалтерского учета и характеристика его элементов

Для изучения предмета бухгалтерского учета применяются различные приемы и способы его изучения. Метод бухгалтерского учета - это совокупность различных способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью. Метод зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных перед ним задач и требований, предъявляемых к нему. [1]

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись операций на счетах, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс представляет систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, состояние ее средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс - это способ их обобщения и группировки. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние организации.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме два раза на разных счетах. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами типовых и специализированных форм. Документ служит не только основанием для фиксирования хозяйственной операции, но способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета - это средство наблюдения последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка - способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Она необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. В основу оценки хозяйственных средств положена фактическая себестоимость. Основные принципы оценки устанавливаются нормативными документами, в их основу положены принципы единства и реальности.

Калькуляция - это способ группировки затрат и определение себестоимости материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, т.е. себестоимость объектов учета исчисляется с помощью калькуляции. Существуют различные виды калькуляций: плановые, отчетные, нормативные и другие. Они состоят из статей, состав и содержание которых регламентируются нормативными и локальными документами.

Она намного шире освящает деятельность организации и поэтому кроме баланса имеет различные формы. Входящие в их состав показатели формируют информацию, которая используется для управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации.

Перечисленные выше методы применяются в органической связи друг с другом: учет начинают с документации операций, которые отражаются на счетах с помощью двойной записи. [4]

5. Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение

хозяйственный учет бухгалтерский статистический

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

·учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

·ввести в штат должность бухгалтера

·передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту

·вести бухгалтерский учет лично.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

·учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов)

·учет расчетов по оплате труда

·учет затрат на производство

·учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов

·учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.)

·составление бухгалтерской отчетности.

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе ПБУ «Учетная политика организации» от 09.12.98г. №64н, введенного в действии с 1 января 1999 г.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, то есть осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательством. [3]

Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета можно разделить на: законодательную систему регулирования (Гражданский Кодекс, Трудовой Кодекс, Налоговый Кодекс, Семейный Кодекс, Федеральный закон о бухгалтерском учете, Указы резидента РФ, Постановления Правительства ) и нормативную систему регулирования (Положения по бухгалтерскому учету, планы счетов, инструкции, которые должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиций; постановления, распоряжения, инструкции, методические указания, приказы Министерства финансов, которые могуть быть и зарегистрированными и незарегистрированными; постановления, распоряжения, инструкции, методические указания, приказы специализированных министерств и ведомств - Министерство обороны, Министерство экономики и торговли - они так же могуть быть и зарегистрированными, и незарегистрированными Министерством юстиций; различные инструкции, постановления, методические указания Федеральной налоговой службы РФ; внутренние документы организации). [10]

6. Цели, концепции и принципы бухгалтерского учета

Основная цель бухгалтерского учета - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решения. Эти решения касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денег, земли, рабочей силы. От того, как мы распределяем и используем эти ресурсы, зависят всемирные сбережения, цены, заработная плата, производство товаров и услуг, адекватность наших запасов продовольствия, качество транспортных систем а также то, какие страны процветают, а какие переживают спад.

Концепции бухгалтерского учета

Любая система бухгалтерского учета отражает экономическую деятельность компании. Записи делаются в соответствии с датой совершения сделок, информация обобщается и оформляется для нужд аналитиков, инвесторов, менеджеров и государственных органов.

Регистрация экономической деятельности по сделкам. Отчетность содержит информацию, которая отражалась в системе бухгалтерского учета. Регистрируя экономическую деятельность, бухгалтера интересуются только завершенными сделками, которые тут же изменяют финансовые ресурсы или обязательства фирмы и могут быть объективно отражены в денежно-кредитных средствах.

Решения, выработанные управленцами основаны в значительной степени на информации бухгалтерского учета. Поэтому управленцам нужна гарантия, что вся информация бухгалтерского учета, которую они получают, является точной и надежной. Эта гарантия обеспечивается системой внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля включает все меры, используемые организацией, для предотвращения ошибок, необоснованных трат, мошенничества.

Ревизия финансовых отчетов Ревизия - исследование финансовых отчетов компании, предназначенная для определения "справедливости" этих отчетов. Бухгалтера и аудиторы используют термин правдивый для описания финансовых отчетов, которые являются надежными и полными, соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и не вводят в заблуждение.

Ежегодные отчеты. Как часть процесса составления отчетности, большие компании готовят ежегодные отчеты для предоставления инвесторам и любому, кто желает получить копию. Финансовые документы за последние несколько лет включаются в эти годовые отчеты. Сравнение этих финансовых отчетов позволяет пользователям определить тенденции развития компании и ее финансовое положение.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (gaap)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (или GAAP)- "основные правила" финансовой отчетности. Эти принципы обеспечивают общую структуру, определяющую, какая информация включается в отчеты и как эта информация должна быть представлена.

Выделяют следующие принципы: принцип юридического лица, принцип стоимости, принцип действующего предприятия, принцип стабильности доллара и принцип объективности.

Необходимо подчеркнуть, что не имеется никакого полного списка общепринятых принципов бухгалтерского учета. Фактически, новые принципы бухгалтерского учета появляются непрерывно, по мере вовлечения фирм в новые формы деловой активности.

Во многих отношениях общепринятые принципы бухгалтерского учета подобны правилам они:

·происходят из сочетания традиции, опыта и закона

·требуют поддержки властей и некоторых средств принуждения

·иногда являются произвольными.

·могут быть изменены через какое-то время, когда недостатки в существующих правилах становятся очевидными.

·должены быть понятными и всеми соблюдаемы.

Принципы бухгалтерского учета различаются в разных странах. Фраза "общепринятые принципы бухгалтерского учета" относится к концепциям бухгалтерского учета Соединенных Штатов. Однако, эти принципы в Канаде, Великобритании и ряде других стран весьма схожи. Кроме того, иностранные компании, импортирующие капитал из США, обычно составляют финансовую отчетность в соответствии с принципами бухгалтерского учета США.

"Силовая поддержка принципов бухгалтерского учета необходима для того, чтобы они квалифицировались как "общепринятые". Принципы, стандарты и правила, сформулированные официальными органами (типа FASB), автоматически становятся общепринятыми. Однако, многие принципы поддерживаются и неофициальными источниками, например, широким использованием учебников и другой "неофициальной" литературы по бухгалтерскому учету. Таким образом, фраза "общепринятые принципы бухгалтерского учета" включает больше концепций и правил, нежели предусматривается в "официальной" литературе. [11]

7. Бухгалтерский баланс: понятие, структура и содержание баланса

Задача баланса состоит в том, чтобы показать финансовое положение данного юридического лица на определенную дату. Дата баланса очень важна, поскольку финансовое положение фирмы может быстро измениться.

Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона - активы, то есть требования и вложения; вторая - пассивы, то есть обязательства и капитал.

Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Классификация активов и пассивов. Активы и пассивы обычно подразделяются на текущие и долгосрочные.

В соответствии с РСБУ активы подразделяются на:

. Внеоборотные

·Нематериальные активы

·Основные средства

·Незавершенное строительство

·Доходные вложения в материальные ценности

·Долгосрочные финансовые вложения

·Отложенные налоговые активы

·Прочие внеоборотные активы

. Оборотные

·Запасы

·Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

·Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

·Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

·Краткосрочные финансовые вложения

·Денежные средства

·Прочие оборотные активы

В соответствии с РСБУ пассивы подразделяются на:

. Капитал и резервы

·Уставный капитал

·Собственные акции, выкупленные у акционеров

·Добавочный капитал

·Резервный капитал

·Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

. Долгосрочные обязательства

·Отложенные налоговые обязательства

·Прочие долгосрочные обязательства

. Краткосрочные обязательства

·Займы и кредиты

·Кредиторская задолженность

·Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

·Доходы будущих периодов

·Резервы предстоящих расходов

·Прочие краткосрочные обязательства [9]

8. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

Четыре группы хозяйственных операций

Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая - уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая - уменьшается, т.е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.

Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции.[7]

9. Понятие, строение и назначение счетов

Счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на две группы: счета для учета активов (счета активов) и счета для учета источников образования активов (счета источников).

Все счета активов - счета активные. Они имеют следующее строение: остаток по счету (может быть только дебетовым), оборот по дебету (означает поступление активов), оборот по кредиту (их использование, выбытие). Операции по любому активному счету могут иметь сальдо конечное (Ск) больше 0 или равно 0. На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя потратить активов больше, чем их было.

К активным относятся счета "Основные средства", "Материалы", "Касса", "Расчетный счет", "Нематериальные активы" и др.

Все счета источников образования активов - пассивные. В пассивном счете начальный остаток всегда отражается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источников. Уменьшение источников отражается по дебету пассивных счетов.

К пассивным относятся счета "Уставный капитал", "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.

Особую группу составляют активно-пассивные счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных счетов. Примером может служить счет "Прочие доходы и расходы", по дебету которого отражают прочие расходы, а по кредиту - прочие доходы. Сравнивая обороты по счету, определяем сальдо, которое может быть либо по дебету счета (расходы превысили прочие доходы), либо по кредиту счета (прочие доходы больше прочих расходов). Отдельные счета могут иметь два остатка сразу. Например, счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" имеющий два остатка, дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый остаток - сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве (развернутое сальдо).[14]

10. Порядок записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников их образования.

Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта учета. На основании первичных документов на счете накапливаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. Любой счет представляет собой таблицу двусторонней формы, например счет "Материалы"


Как видно из таблицы счет имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами "Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). В рассмотренном примере по дебету счета отражают поступление материалов, то по кредиту - их расходование. В учебных целях можно пользоваться упрощенной схемой строения счета.


Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется "Сальдо". В нашем случае сальдо начальное (Сн = 125 000 руб., а сальдо конечное (Ск - 375 000 руб. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота - дебетовый оборот (Обд ) и кредитовый (Обк ). В нашем примере Обд = 1 000 000 руб.,Обк = 750 000 руб. [14]

11. Двойная запись, корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки

Все хозяйственные операции на бухгалтерских счетах отражаются по правилу двойной записи.

Двойная запись - это способ взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме (по дебету одного счёта и кредиту другого счета или кредиту одного счёта и дебету другого счёта).

Схема правила двойной записи

Счёт 1Счёт 2ДебетКредитДебетКредитС1С2С2С1

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему

Двойная запись операций на бухгалтерских счетах имеет большое контрольное значение, так как каждая операция записывается в одинаковой сумме на двух счетах (дебете одного и кредите другого счёта), а итог записей по дебету всех счетов (дебетовый оборот) должен быть равен итогу записей по кредиту всех счетов (кредитному обороту).

Бухгалтерская проводка

Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименования дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции называется бухгалтерской записью (проводкой).

Бухгалтерские проводки являются важным связующим звеном между первичными учетными документами и записями в книгах счетов текущего учета. В этих документах вторично отражаются все хозяйственные операции, включая фиктивные, отраженные в подложных документах. При изучении проводок можно определить, кто из счетных работников проверил и принял к учету подложные документы, что имеет немаловажное значение при определении круга лиц, причастных к преступлению. [7]

12. Счета синтетические и аналитические, их назначение. Субсчета

В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов. По степени их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 80 «Уставный капитал» и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях.

Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов - один синтетический счет.

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга ив конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.[15]

13. План счетов бухгалтерского учета, его назначение, принцип построения

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.[14]

Наименование счетаНомер счетаНомер и наименование субсчета123Раздел I. Внеоборотные активыОсновные средства <#"justify">2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работОтложенные налоговые активы <#"justify">2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатацииЖивотные на выращивании и откорме <#"justify">2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасамРаздел III. Затраты на производствоОсновное производство <#"justify">2. Товары в розничной торговле
3. Тара под товаром и порожняя
4. Покупные изделияТорговая наценка <#"justify">2. Операционная касса
3. Денежные документыРасчетные счета <#"justify">2. Чековые книжки
3. Депозитные счета................................56Переводы в пути <#"justify">2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товариществаРезервы под обесценение финансовых вложений <#"justify">2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованиюРасчеты с персоналом по оплате труда <#"justify">2. Расчеты по возмещению материального ущерба................................74Расчеты с учредителями <#"justify">2. Расчеты по выплате доходовРасчеты с разными дебиторами и кредиторами <#"justify">2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммамОтложенные налоговые обязательства <#"justify">2. Расчеты по текущим операциям
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществомРаздел VII. КапиталУставный капитал <#"justify">2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
5. Прибыль/убыток от продажПрочие доходы и расходы <#"justify">2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов................................92................................93Недостачи и потери от порчи ценностей <#"justify">2. Безвозмездные поступления
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностейПрибыли и убытки <#"justify">14. Регистры бухгалтерского учета, их классификация, исправление ошибок в регистрах

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, регистрируется, систематизируется и накапливается для дальнейшего отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности в таблицах специальной формы, которые называются учетными регистрами или регистрами бухгалтерского учета .
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на :
·бухгалтерские книги - сброшюрованные и пронумерованные листы бумаги с определенным набором граф (таблица), на последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или иного уполномоченного лица; Кассовая книга не только нумеруется, но и прошивается шпагатом и скрепляется печатью; книги применяются для аналитического и синтетического учета (например: Главная книга, Кассовая книга, Книга складского учета);
·карточки - отдельные листы из плотной бумаги стандартного размера, хранятся в специальных ящиках - картотеках, разделителями совокупность карточек разбивается на определенные разделы. Карточки открываются на год. При открытии карточки регистрируются в реестре, где им присваивается порядковый номер. Наиболее распространенными являются три вида карточек: контокоррентные - имеют графы дебет и кредит, материальные - имеют графы прихода, расхода и остатка материальных ценностей с указанием количества и суммы, многоколонные - имеют несколько граф;
·свободные листы (ведомости) - листы большего, чем карточки формата, хранятся в специальных папках - регистраторах, открывают их на месяц или квартал. Отдельные листы применяются для ведения журналов, ведомостей и машинограмм.
Формы регистров разрабатываются и рекомендуются Министерством Финансов РФ и другими органами, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также организациями самостоятельно при соблюдении ими общих методологических принципов ведения бухгалтерского учета.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета, таким образом учетные регистры делятся на:
·хронологические , в которых записи о хозяйственных операциях совершаются в хронологическом порядке по мере их совершения;
·систематические, в которых записи о хозяйственных операциях группируются по определенным признакам;
·комбинированные , сочетающие хронологические и систематиче ские записи.
В зависимости от содержания операций, отражаемых в регистрах бухгалтерского учета, регистры делят на синтетические и аналитические:
·регистры синтетического учета
·регистры аналитического учета - служат для отражения данных аналитического счетов. С их помощью осуществляется контроль за наличием и движением каждого вида материальных ценностей.
Регистры бухгалтерского учета подразделяется по строению (каким образом расположены графы и сколько их) на :
·односторонние регистры
·двусторонние регистры
·многографные регистры
·линейные регистры
·шахматные регистры
После утверждение годового бухгалтерского баланса учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организация.[8]
Способы исправление ошибок в учетных регистрах Исправление ошибок в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
Для исправления ошибок в первичных документах и учетных реги страх, составленных вручную (за исключением банковских и кассовых документов), применяется следующий способ:
Корректурный - неправильный текст или сумма зачеркиваются, над зачеркнутым текстом записываются правильный текст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой, для того чтобы исправленный текст можно было прочитать. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документе подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах - лицом, производившим исправление. Оговорка делается на полях против исправленной записи.
В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются. При перенесении итогов в Главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки составляют бухгалтерскую справку, данные которой заносятся в Главную книгу отдельной строкой.
Исправление ошибок в учетных регистрах кроме корректурного способа производится способом дополнительной проводки и способом красного сторно:
дополнительная проводка применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная нумерация счетов, но записана сумма операции меньше действительной.
красное сторно - применяется в тех случаях, если в учетных регистрах указана неправильная корреспонденция счетов или большая, чем следовало сумма операции. Суть этого способа состоит в том, что ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов красными чернилами (в автоматизированных системах со знаком минус). Эта проводка отражается во всех связанных с ней учетных регистрах красными чернилами. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами не прибавляются , а вычитаются из итогов, тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводка с правильными данными и записывается в регистры обычным способом. [8]

15. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

Оборотная ведомость составляется в конце месяца и представляет собой свод оборотов и сальдо по всем работающим счетам.
Оборотная ведомость - это таблица, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального (дебетового или кредитового) сальдо по каждому счету, суммы оборотов по дебету и кредиту и выводят конечное сальдо (дебетовое или кредитовое).
Оборотные ведомости бывают двух видов:
1По счетам синтетического учета;
2По счетам аналитического учета.
При составлении оборотных ведомостей необходимо выполнение следующих действий:
1В бланк оборотной ведомости следует перенести наименование каждого счета, сальдо начальное (дебетовое или кредитовое), дебетовые и кредитовые обороты и сальдо конечное (дебетовое или кредитовое) по каждому работающему счету;
2Подсчитать итоги по всем колонкам заполненной оборотной ведомости;
Обеспечить сверку полученных итогов с учетом следующих замечаний:
·в оборотной ведомости по счетам синтетического учета должны получиться три пары равных итогов, из которых итоги начальных остатков (сальдо начальных) должны равняться итогу начального баланса, а итоги оборотов - итогу по журналу хозяйственных операций;
·в оборотной ведомости по счетам аналитического учета итоги начальных остатков (сальдо начальных), оборотов и конечных остатков (сальдо конечных) должны быть равны начальному остатку (сальдо начальному), оборотам и конечному остатку (сальдо конечному) соответствующего синтетического счета.
В оборотную ведомость по счетам синтетического учета записываются все используемые в организации синтетические счета, при этом на каждый счет отводится одна строка.
В оборотной ведомости по счетам синтетического учета имеются три пары колонок, в которых по каждому синтетическому счету показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо.
При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть достигнуто попарное равенство итогов в колонках оборотной ведомости по счетам синтетического учета.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет существенное значение и для оценки общего состояния имущества и источников его образования, а также обязательств организации за отчетный месяц.
Оборотные ведомости по счетам аналитического учета существенно отличаются от оборотных ведомостей по счетам синтетического учета.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета составляются раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет. Они составляются по каждой группе аналитических счетов, объединяемых конкретным синтетическим счетом.

Они имеют различную форму в зависимости от особенностей объектов аналитического учета.

Традиционно оборотные ведомости по счетам аналитического учета имеют две формы графления:

1Если объект учета отражается на аналитических счетах только в стоимостном выражении, то оборотные ведомости по этим счетам составляются по такой же форме (суммовая форма), что и оборотные ведомости по счетам синтетического учета, например по счетам учета расчетов;

2Если объект учета отражается на аналитических счетах не только в стоимостном выражении, но и в натуральном или трудовом измерителе, то показатели оборотных ведомостей по таким счетам приводятся также в денежном, натуральном или трудовом измерителе (количественно - суммовая форма или товарно-материальная форма), например по счетам учета товарно-материальных ценностей.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета - это свод оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, открытым к данному синтетическому счету.

Итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета сверяются с данными соответствующего синтетического счета в оборотных ведомостях по счетам синтетического учета.

Основная особенность оборотных ведомостей по счетам аналитического учета состоит в том, что общие итоги оборотов и остатков каждой оборотной ведомости по аналитическим счетам соответственно равны оборотам и остаткам объединяющего их счета в оборотной ведомости по счетам синтетического учета.[6]

16. Формы бухгалтерского учета

Формы учета различаются по количеству применяемых регистров, их назначению, внешнему виду и содержанию.

Существуют три основные формы бухгалтерского учета:

·журнал-главная;

·мемориально-ордерная;

·журнально-ордерная.

Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись).


Мемориально-ордерная форма учета основана на раздельном ведении хронологических и систематических записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами - мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись).

Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету.


Однако в этой форме учета многократно повторяются одни и те же записи в различных учетных регистрах, что увеличивает объем работ. Существует упрощенный вариант данной формы для малых предприятий - с использованием ведомостей учета: основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов и готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; расчетов с поставщиками; заработной платы.




При журнально-ордерной форме учета на основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы. При этом однородные операции, относящиеся к определенному счету, записываются в журналы в хронологическом порядке по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале подсчитывается итог оборотов по корреспондирующим счетам. Эти итоги представляют собой бухгалтерские проводки (мемориальные ордера) для записи на счетах главной книги.

Накопительные журналы называются журналы-ордера. Журналы-ордера строятся по кредитовому признаку, т.е. записи операций производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов. [13]

Таблица 1

Группировка имущества по хозяйственным средствам (составу и размещению)

№ разделаГруппировка имущества по разделам№ по табл.1 по подгруппамПодгруппы имущества и видыСумма, тыс. руб.12345IВнеоборотные активы 4 16 22 42 3 9 14 21 29 38 5Нематериальные активы, в том числе: - патенты - лицензии - товарные знаки - деловая репутация организации Основные средства, в том числе: - здания заводоуправления - производственное оборудование - транспортные средства - производственный и хозяйственный инвентарь - основные средства цехов вспомогательного производства - инвентарь и хозяйственные принадлежности Долгосрочные финансовые вложения1100 500 350 150 100 32402 5120 13000 10000 1300 2100 882 800Итого по разделу I 34302IIОборотные активы 1 2 6 17 18 23 27 37 41 33 10 24 30 34 7Производственные запасы, в том числе: - топливо - запасные части - основные материалы - готовая продукция - затраты в незавершенное производство - тара и тарные материалы - вспомогательные материалы - расходы будущих периодов организационные расходы НДС Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства, в. т.ч.: - касса - расчетные счета - валютные счета дебиторская задолженность13200 300 900 2000 2600 1800 600 1000 500 200 3300 1000 4598 98 2500 2000 500Итого по разделу II 19298Баланс (всего имущества по составу и размещению) 53600

Таблица 2

Группировка имущества организации по источникам его образования

№ разделаГруппировка источников образования имущества по разделам№ по табл.1 по подгруппамПодгруппы и виды источников образования имуществаСумма тыс. руб.12345IIIКапитал и резервы11Уставной капитал1240013Фонды накопления230015Фонды социальной сферы170019Резервный капитал320025Добавочный капитал740036Не распределенная прибыль2000Итого по разделу III 29000IVДолгосрочные обязательства12Долгосрочные займы200032Долгосрочные кредиты банков3100Итого по разделу IV 5100VКраткосрочные обязательства8Прочие кредиторы40020Краткосрочные кредиты банков500026Краткосрочные займы240028Задолженность бюджету по налогам и сборам150031Задолженность персоналу по оплате труда460035Задолженность по социальному страхованию и обеспечению95039Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами85040Авансы полученные60043Задолженность поставщикам за приобретенные материально-производственные запасы260044Доходы будущих периодов600Итого по разделу V 19500Баланс (всего имущества по источникам образования) 53600

Список используемых источников

·Лупикова, Е.В. История бухгалтерского учета: учеб. пособие / Е.В. Лупикова.- М. : КНОРУС, 2006. - 240 с.

·Муравицкая, Н.К. Бухгалтерский учет [Текст] : учебник / Н.К. Муравицкая, Г.И. Лукьяненко ; Финансовая акад. при Правительстве РФ (Москва) . -М. : КНОРУС, 2007. -544 с.

·Практикум по бухгалтерскому учету [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н.Г. Сапожниковой. - М : КНОРУС, 2006. - 376с.

·abc.vvsu.ru/Books/osnov_buhg_ucheta/page0003.asp

·buhgalter.info/article/2/8/

·economic.samgtu.ru/node/43

·lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0196.asp

·market-pages.ru/teoriyabuxgaltera/18.html Москва <#"justify">·www.biblioFond.ru/view.aspx

·www.businessuchet.ru/content/document_r_6E519423

·www.dist-cons.ru/modules/study/accounting1/ <#"justify">·www.klerk.ru›Программисту›articles/44911

·www.snezhana.ru›План счетов

·www.tepka.ru›Учет›Виды хозяйственного учета

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!