9Челночный бег 4x9 м, сек9,49,910,49,810,211,09Бег 30 м, секунд4,64,95,35,05,55,99Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек3,404,104,402,052,202,559Бег 60 м, секунд8,59,210,09,410,010,59Бег 2000 м, мин8,209,209,4510,0011,2012,059Прыжки в длину с места 2102001801801701559Подтягивание на высокой перекладине1196 9Сгибание и разгибание рук в упоре3227222015109Наклоны вперед из положения сидя131162015139Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа5045404035269Бег на лыжах 1 км, мин4,34,505,205,456,157,009Бег на лыжах 2 км, мин10,2010,4011,1012,0012,4513,309Бег на лыжах 3 км, мин15,3016,0017,0019,0020,0021,309Бег на лыжах 5 км, мин Без учета времени9Прыжок на скакалке, 25 сек, раз5856546664
2.2 Методика организации государственной аттестации учащихся 11-х классов
В соответствии с действующим базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322, преподавание физической культуры в X-XI классах является обязательным, т.е. этот учебный предмет на третьей ступени общеобразовательной школы реализует федеральный компонент образования[16].
На базовом уровне большая часть экзаменационных вопросов разработана в соответствии с действующим обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования [17].
Другая часть экзаменационных вопросов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 [18].
Составленные таким образом экзаменационные билеты в целом позволяют определить уровень подготовки выпускников (на базовом уровне) в части, касающейся использования в практической деятельности и повседневной жизни приобретенных ими знаний и умений для укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях, активной творческой жизнедеятельности [16,17,18,19]
Каждый билет на базовом уровне состоит из трех вопросов. Первый вопрос относится к общим теоретическим основам физической культуры. Второй вопрос имеет целью выявить степень освоения выпускником системы знаний о занятиях физической культурой и их использовании в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Третий вопрос практический (продемонстрировать, составить, показать).
Экзаменационные билеты на профильном уровне разработаны впервые. Основой для их разработки стал федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [18], а также федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [19].
Структурно экзаменационные вопросы на профильном уровне включают в себя большинство вопросов из билетов базового уровня, к которым обязательно добавляются вопросы планирования и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, фрагментов уроков физической культуры[16,17,18,19].
Каждый билет профильного уровня состоит из трех вопросов. Первый вопрос относится к теоретическим основам физической культуры, второй - требует объяснения и показа выполнения технического действия (приема), изученного на уроке физической культуры, третий - творческий, связан с будущей профессиональной деятельностью.
Экзаменационные билеты на профильном уровне в первую очередь позволяют оценить уровень подготовки выпускников к военной службе, для выполнения требований физической и спортивной подготовки, определяемых вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования[16,17,18,19].
Каждое общеобразовательное учреждение вправе использовать данные экзаменационные билеты, а также заменить (или дополнить) их вопросами из регионального компонента содержания образования. При этом при составлении билетов общеобразовательным учреждением необходимо учитывать медицинские показания выпускников, их уровень физического развития, физической подготовленности, а также климатические условия региона[1,6].
Для проведения экзамена по физической культуре на профильном уровне требуется создание необходимых условий: оборудование мест для подготовки и ответа на теоретические вопросы, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием для выполнения практических заданий. Экзамен должен проводиться в спортивном зале общеобразовательного учреждения или на специально оборудованной спортивной площадке. Спортивный зал (или площадка) может быть условно поделен на сектора, обозначенные в соответствии с номерами билетов, для удобства при выполнении практической части билетов [16,17,18,19].
На подготовку для ответа по билету на базовом уровне отводится 40 минут, на профильном - 60 минут.
Оценивание результатов экзамена: за правильный ответ хотя бы на один из вопросов билета выставляется отметка «удовлетворительно», правильный ответ на два вопроса оценивается отметкой - «хорошо», правильный ответ на три вопроса - отметкой «отлично». При ответе выпускника на дополнительные вопросы отметка выставляется на усмотрение экзаменационной комиссии [16,17,18,19].
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Билет № 1
. Меры по предупреждению травматизма во время занятий физической культурой.
. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.
. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
Билет № 2
. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
. Какими должны быть тренировочные нагрузки при занятиях физическими упражнениями?
. Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
Билет № 3
. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).
Билет № 4
. Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.
. Каким должен быть режим занятий физическими упражнениями?
. Порядок составления упражнений для комплекса утренней гимнастики с учетом вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной). Составьте и продемонстрируйте свой комплекс утренней гимнастики.
Билет № 5
. Общие требования безопасности при проведении занятий по плаванию.
. Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе? Составьте план-конспект одного занятия по избранному виду.
. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года? Обоснуйте рассказ, используя собственный опыт.
Билет № 6
. Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм (подвижным). Рассказать на примере одного из видов спорта.
. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество - быстроту?
. Разработайте комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя).
Билет № 7
. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.
. Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания» (как себя вести в подобных ситуациях).
. Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля, методика анализа его данных (на личном примере)?
Билет № 8
. История Олимпийских игр и их значение.
. С помощью каких упражнений можно эффективно развивать двигательное качество - выносливость?
. Какое воздействие оказывают на сердечно-сосудистую систему человека упражнения физкультурной минутки? Предложите 2-3 варианта, продемонстрируйте один из них.
Билет № 9
. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале.
. С какой целью проводится тестирование двигательной подготовленности? С помощью каких тестов определяется развитие силы, выносливости, быстроты?
. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года? Обоснуйте рассказ на собственном примере.
Билет № 10
. Общие требования безопасности при организации и проведении туристских походов.
. В чем различие объективных и субъективных приемов самоконтроля при выполнении физических упражнений?
. Продемонстрируйте жесты судьи в одной из спортивных игр (волейболу, футболу или хоккею).
Билет № 11
. Эксплуатационно-технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам проведения занятий физической культурой и спортом.
. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физические качества скоростно-силовой направленности?
. Составьте (напишите) положение о проведении одного из видов соревнований, включенных в школьную спартакиаду («День здоровья», «День бегуна», по подвижным играм, баскетболу, акробатике и т.д.).
Билет № 12
. Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.
. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество - гибкость?
. Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий. Предложите и выполните 3-4 упражнения на формирование правильной осанки.
Билет № 13
. Профилактические меры, исключающие возможность получения теплового удара во время приема солнечных ванн. Ваши действия, если это случилось.
. Какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека?
. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года? Приведите примеры, а если вы это делаете, то расскажите).
Билет № 14
. Что вы знаете о проведении XXIII Олимпийских игр?
. Охарактеризуйте современные системы физических упражнений прикладной направленности.
. Какую первую помощь необходимо оказывать при кровотечениях в случаях получения травм во время занятий физическими упражнениями? Выполните практически конкретные действия.
Билет № 15
. Что лежит в основе отказа от вредных привычек (от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков), в какой степени это зависит от занятий физическими упражнениями?
. Раскройте содержание технико-тактических действий в избранном вами виде спорта (баскетболе, волейболе, легкой атлетике и т.д.). 3. Как правильно экипировать себя для похода на 2-3 дня (туристский поход)?
Билет № 16
Что понимается под физической культурой, каковы ее роль и значение в воспитании здорового образа жизни человека?
. Выберите одно из предлагаемых игровых действий, опишите его технику и выполните это действие (бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; удар по неподвижному футбольному мячу с разбега; прямая подача волейбольного мяча снизу).
. Составьте и покажите простейшую композицию ритмической гимнастики.
Билет № 17
. Дайте определение здорового образа жизни и раскройте основные его слагающие.
. Охарактеризуйте, какие занятия физической культурой можно проводить после длительной болезни, какие включать в них упражнения и режимы физической нагрузки.
. Назовите основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждения профессиональных заболеваний.
Билет № 18
. Расскажите о положительном влиянии занятий физической культурой на формирование качеств личности, обоснуйте это влияние на собственных примерах.
. Расскажите, с помощью какой процедуры можно определить функциональное состояние организма, выполните эту процедуру, оцените текущее состояние своего организма (хорошее, среднее, неудовлетворительное).
. Расскажите о правилах спортивных соревнований и их назначении (на примере одного из видов спорта).
Билет № 19
. Дайте определение физической подготовки и охарактеризуйте ее целевое назначение, расскажите, в каких формах занятий ее можно проводить и какими способами можно оценивать.
. Опишите технику попеременного двухшажного хода на лыжах и выполните имитационное упражнение в передвижении этим ходом.
. Составьте и покажите простейшую композицию по аэробике.
Билет № 20
. Опишите технику прыжка в высоту способом перешагивания, меры безопасности при выполнении прыжка.
. Причины избыточного веса и роль физической культуры и спорта в его профилактике.
. Расскажите о внешних признаках утомления, проявляющихся во время занятий физическими упражнениями, выполните комплекс дыхательных упражнений по профилактике утомления.
Билет № 21
. Раскройте понятие «активный отдых» и дайте характеристику основных форм его организации.
. Расскажите, какие символы и знаки олимпийского движения вы знаете?
Билет № 22
. Объясните, почему (по каким признакам) занятия физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья человека. Обоснуйте, на какие системы организма оказывают положительное влияние занятия по развитию физических качеств (по выбору: занятия на развитие выносливости, занятия на развитие силы, занятия на развитие быстроты).
. Что такое атлетическая гимнастика? Расскажите об ее основных целях, задачах и методах.
. Расскажите о правилах безопасного поведения в плавательном бассейне.
Билет № 23
. Дайте определение понятию «личная гигиена человека» и расскажите, что она в себя включает. Объясните, почему необходимо соблюдать личную гигиену при регулярных занятиях физической культурой и спортом.
. Объясните, с какой целью используется массаж (самомассаж) в системе общей физической подготовки и какие гигиенические требования предъявляются к процедуре массажа.
. Расскажите, какие требования безопасности необходимо соблюдать при купании в естественных водоемах.
Билет № 24
. Объясните, какие требования техники безопасности необходимо соблюдать при проведении утренней зарядки в помещении и на открытой площадке.
. Опишите технику опорного прыжка через гимнастического козла и выполните его.
. Какие принципы рационального питания вы знаете?
Билет № 25
. Основные положения законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
. Составьте комплекс упражнений для самостоятельных занятий по коррекции осанки для сутулой спины, выполните фрагмент этого комплекса (5-7 упражнений).
. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия? Покажите несколько упражнений по профилактике плоскостопия.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Билет № 1
. Что понимается под физической культурой, каковы ее роль и значение в воспитании здорового образа жизни человека?
. Выберите одно из предлагаемых игровых действий, опишите его технику, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните это действие (бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; удар по неподвижному футбольному мячу с разбега; прямая подача волейбольного мяча снизу).
. Составьте комплекс утренней гимнастики (до занятий) для учащихся начальной школы, охарактеризуйте последовательность и дозировку упражнений, выполните составленный комплекс.
Билет № 2
. Назовите оздоровительные системы физической культуры и определите различия в их целях, содержании и формах организации занятий.
. Опишите технику опорного прыжка через гимнастического козла, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните прыжок.
. Составьте комплекс физкультминутки для учащихся I класса и выполните составленный комплекс.
Билет № 3
. Дайте определение здорового образа жизни и раскройте основные его слагающие.
. Раскройте особенности составления конспекта занятия по комплексному развитию качества силы, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните один из фрагментов этого занятия.
. Расскажите об организующих командах, которые используются на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте. Выберите три из них и объясните правила выполнения. Продемонстрируйте выполнение этих команд.
Билет № 4
. Раскройте понятие физического качества силы, расскажите, от чего оно зависит и с помощью каких тестовых упражнений может быть измерен уровень его развития.
. Выполните в произвольном темпе за 30 секунд сгибание рук в упоре (юноши) или сгибание туловища из положения лежа на полу, руки за голову (девушки). Определите режим и направленность физической нагрузки после выполнения упражнения (предварительно подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности).
. Расскажите, какие требования предъявляются к одежде младших школьников при проведении занятий на лыжах.
Билет № 5
. Раскройте понятие физического качества выносливости и расскажите, от чего оно зависит и с помощью каких тестовых упражнений может быть измерен уровень его развития.
. Расскажите о внешних признаках утомления, проявляющихся во время занятий физическими упражнениями, выполните комплекс дыхательных упражнений по профилактике утомления.
. Выберите из программы по физической культуре для учащихся начальной школы одну из подвижных игр, расскажите правила ее организации и проведения.
Билет № 6
. Раскройте понятие физического качества быстроты. Расскажите, от чего оно зависит и с помощью каких тестовых упражнений может быть измерен уровень его развития.
. Составьте комплекс из 4-5 упражнений на развитие гибкости и дайте им название, охарактеризуйте последовательность и дозировку упражнений, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните составленный комплекс.
. Расскажите правила выполнения и покажите последовательность обучения младших школьников повороту налево в движении.
Билет № 7
. Раскройте понятие индивидуального режима дня и объясните, с какой целью он разрабатывается, какие формы занятий физическими упражнениями он может в себя включать.
. Составьте из 5-6 упражнений фрагмент атлетической гимнастики (юноши) или шейпинга (девушки), определите его направленность и режим физической нагрузки, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните составленный фрагмент.
. Составьте для младших школьников комплекс из 5-6 упражнений по профилактике нарушения осанки, определите последовательность и дозировку нагрузки, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните составленный комплекс.
Билет № 8
. Раскройте понятие физической нагрузки и как ее можно измерять во время самостоятельных занятий физическими упражнениями в спортивном зале и на открытых площадках, охарактеризуйте способы изменения величины физической нагрузки.
. Расскажите об основных процедурах закаливания организма и их положительном влиянии на организм человека, раскройте основные правила дозировки одной из закаливающих процедур.
. Назовите тестовые упражнения по проверке физической подготовленности учащихся младших классов, объясните правила их выполнения и последовательность обучения одному из них, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте процесс обучения выбранному тесту.
Билет № 9
. Дайте определение физической подготовки и охарактеризуйте ее целевое назначение, расскажите, в каких формах занятий ее можно проводить и какими способами можно оценивать.
. Опишите технику попеременного двухшажного хода на лыжах и выполните имитационное упражнение в передвижении этим ходом.
. Раскройте правила техники безопасности при проведении подвижных перемен с учащимися младшего школьного возраста.
Билет № 10
. Охарактеризуйте роль и значение занятий физической культурой для организации трудовой (или учебной) деятельности, расскажите о формах занятий и оздоровительных процедурах, содействующих профилактике утомления.
. Составьте акробатическую комбинацию (юноши) или фрагмент аэробной гимнастики (девушки) и дайте название включенным в них упражнениям, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните составленную комбинацию (или фрагмент).
. Расскажите правила выполнения и покажите последовательность обучения младших школьников прыжку с места, толчком двумя ногами, предварительно подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности.
Билет № 11
. Дайте определение качеству гибкости, расскажите, от чего оно зависит и с помощью каких тестовых упражнений может быть измерен уровень его развития.
. Опишите технику прыжка в высоту способом перешагивания, расскажите последовательность самостоятельного обучения этому двигательному действию, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте процесс обучения прыжку.
. Расскажите, какие формы занятий включаются в режим учебного дня младших школьников и каким содержанием они наполняются.
Билет № 12
. Объясните, с какой целью проводятся наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, раскройте основные правила составления и содержательного наполнения дневника наблюдений.
. Расскажите, как можно определить уровень физической работоспособности, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните эту процедуру, оцените индивидуальный уровень работоспособности по общепринятой оценочной шкале (высокий, средний, низкий).
. Составьте для младших школьников из 3-4 упражнений комплекс гимнастики для глаз, расскажите последовательность обучения одному из упражнений, включенных в комплекс.
Билет № 13
. Рассказать об основных положениях законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.
. Расскажите, как можно определить функциональное состояние организма, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните эту процедуру, оцените текущее состояние своего организма (хорошее, среднее, неудовлетворительное).
. Объясните технику ведения баскетбольного мяча и расскажите последовательность обучения этому действию учащихся младшего школьного возраста, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте процесс обучения этому техническому действию.
. Раскройте понятие «активный отдых» и дайте характеристику основных форм его организации, расскажите о его содержании.
. Составьте систему занятий оздоровительным бегом (на месяц) и объясните, в чем будет заключаться ее оздоровительная направленность, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните забег оздоровительным бегом (до 2 мин), определите режим нагрузки и обоснуйте оздоровительную направленность выполненного упражнения.
. Раскройте основные правила поведения учащихся начальной школы на уроках физической культуры.
Билет № 15
. Дайте определение осанке человека, объясните причины возникновения ее нарушений, их влияние на здоровье человека, обоснуйте целесообразность постоянной профилактики нарушений осанки.
. Составьте гимнастическую композицию на гимнастических брусьях (юноши) или гимнастическом бревне (девушки), подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и технически правильно ее выполните.
. Опишите основные способы страховки младших школьников при обучении двигательным действиям, объясните, в каких случаях и для каких целей используется каждый из них, приведите пример по использованию одного из способов.
Билет № 16
. Охарактеризуйте основные этапы подготовки к пешему туристскому походу, их цель и основное содержание.
. Составьте комплекс упражнений на развитие координации, определите последовательность и дозировку упражнений, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните составленный комплекс упражнений.
. Составьте для подвижной перемены младших школьников правила соревнований по одному из физических упражнений и расскажите об особенностях проведения этих соревнований.
Билет № 17
. Расскажите о положительном влиянии занятий физической культурой на формирование качеств личности, обоснуйте это влияние на собственных примерах.
. Составьте план занятия общей физической подготовкой, обоснуйте его структуру и направленность содержания, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте фрагмент этого занятия.
. Дайте характеристику основным способам передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общего и чем они различаются, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте процесс обучения одному из способов (процесс обучения должен быть адресован младшим школьникам).
Билет № 18
. Охарактеризуйте процесс обучения двигательным действиям, определите задачи для каждого из его этапов, раскройте основные правила самостоятельного обучения новым двигательным действиям.
. Составьте комплекс упражнений для самостоятельных занятий по коррекции осанки для сутулой спины, определите их последовательность и дозировку, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните фрагмент этого комплекса (5-7 упражнений).
. Расскажите, какие показатели характеризуют физическое развитие детей младшего школьного возраста и как их регистрируют, объясните процедуру регистрации 2-3 показателей физического развития.
Билет № 19
. Объясните, почему (по каким признакам) занятия физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья человека, обоснуйте, на какие системы организма оказывают положительное влияние занятия по развитию физических качеств (по выбору: занятия на развитие выносливости, занятия на развитие силы, занятия на развитие быстроты).
. Расскажите, какие травмы могут возникать при выполнении упражнений на гимнастической перекладине и почему, объясните, по каким признакам можно определять тяжесть травмы и какую доврачебную помощь нужно оказать потерпевшему.
. Расскажите, какие требования безопасности необходимо выполнить при подготовке площадки на открытом воздухе для проведения с младшими школьниками подвижных игр с мячом.
Билет № 20
. Дайте определение понятию «личная гигиена человека» и расскажите, что она в себя включает, объясните, почему необходимо соблюдать личную гигиену при регулярных занятиях физической культурой и спортом.
. Объясните, с какой целью используется массаж (самомассаж) в системе общей физической подготовки и какие гигиенические требования предъявляются к процедуре массажа, расскажите о технике основных приемов самомассажа и продемонстрируйте их на любом участке тела.
. Расскажите, какие требования безопасности необходимо соблюдать при купании в естественных водоемах.
Билет № 21
. Дайте определение понятию «техника двигательного действия» и поясните, какие компоненты она в себя включает, расскажите, как можно ее анализировать и оценивать, объясните, в чем различия между двигательным навыком и двигательным умением.
. Составьте комплекс дыхательной гимнастики, объясните его назначение и правила выполнения, продемонстрируйте составленный комплекс.
. Объясните, какие требования техники безопасности необходимо выполнять при проведении утренней зарядки в помещении и на открытой площадке.
Билет № 22
. Дайте определение физической работоспособности человека и расскажите об особенностях ее изменения в течение дня и недели, поясните, с помощью каких средств и форм занятий физическими упражнениями можно поддерживать ее оптимальный уровень.
. Раскройте содержание требований, которые предъявляются к процедуре тестирования физических качеств, и расскажите, с помощью каких тестов вы определяете уровень своей физической подготовленности, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и продемонстрируйте процедуру тестирования.
. Охарактеризуйте, какие занятия физической культурой можно проводить после длительной болезни, какие включать в них упражнения и режимы физической нагрузки.
Билет № 23
. Раскройте понятие прикладной физической подготовки, ее цели и формы организации занятий, расскажите, какое содержание может включаться в прикладную физическую подготовку, и объясните почему.
. Охарактеризуйте технику передачи мяча двумя руками сверху в волейболе, подготовьте рабочее место с учетом техники безопасности и выполните этот прием, подбрасывая мяч над головой (30 с).
. Составьте эстафету для подвижной перемены с учащимися начальной школы, объясните ее правила и расскажите об ее проведении.
Билет № 24
. Профилактические меры, исключающие возможность получения теплового удара во время приема солнечных ванн. Ваши действия, если это случилось.
. Какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека?
. В чем заключаются особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года? Приведите примеры, а если вы это делаете, то продемонстрируйте.
Билет № 25
. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале.
. С какой целью проводится тестирование двигательной подготовленности? С помощью каких тестов определяется развитие силы, выносливости, быстроты?
. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года? Обоснуйте рассказ на собственном примере.
физическая культура экзамен аттестация
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура
классКонтрольные упражненияПОКАЗАТЕЛИУчащиеся МальчикиДевочкиОценка54354311Челночный бег 4x9 м, сек9,29,610,19,810,211,011Бег 30 м, секунд4,44,75,15,05,35,711Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек3,303,504,202,12,22,511Бег 100 м, секунд13,814,215,016,217,018,011Бег 2000 м, мин 10,0011,1012,2011Бег 3000 м, мин12,2013,0014,00 11Прыжки в длину с места 23022020018517015511Подтягивание на высокой перекладине14118 11Сгибание и разгибание рук в упоре32272220151011Наклоны вперед из положения сидя1513824201311Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа55494542363011Бег на лыжах 1 км, мин4,34,505,205,456,157,0011Бег на лыжах 2 км, мин10,2010,4011,1012,0012,4513,3011Бег на лыжах 3 км, мин14,3015,0015,5018,0019,0020,0011Бег на лыжах 5 км, мин25,0026,0028,00Без учета времени11Бег на лыжах 10 км, минБез учета времени 11Прыжок на скакалке, 30 сек, раз7065558075
Выводы по II главе
.На экзамене оценивается отдельно каждое задание, а затем выводится итоговая оценка.
.Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учётом итоговой оценки за 11 класс.
.Учащиеся, не сдавшие экзамен в течение четырёх недель должны работать над развитием физических качеств и умений и заново сдавать экзамен.
. Устные экзамены по физической культуре лучше проводить в спортивном зале, который подразделяется на три сектора.
. Для проведения экзамена по физической культуре на профильном уровне требуется создание необходимых условий: оборудование мест для подготовки и ответа на теоретические вопросы, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием для выполнения практических заданий. Экзамен должен проводиться в спортивном зале общеобразовательного учреждения или на специально оборудованной спортивной площадке.
. На подготовку для ответа по билету на базовом уровне отводится 40 минут, на профильном - 60 минут.
Заключение
Введение государственного стандарта содержания образования по физической культуре (2004) определило необходимость в пересмотре ряда подходов к организации процесса образования школьников по физической культуре, включая и проведение государственной аттестации выпускников основной и старшей школы.
Хорошо известно, что в настоящее время итоговая аттестация по предмету «физическая культура» проводится преимущественно в форме экзамена, который включает в себя два раздела учебной программы: «Знания о физической культуре» (устно) и «Физическая подготовка» (выполнение тестовых заданий). При этом содержание экзаменационных билетов по разделу «Знания» определяется рекомендациями Министерства образования РФ, а требования к физической подготовленности - местными (региональными) органами управления образованием.
Согласно Концепции образования школьников в области физической культуры (2001) и государственному стандарту содержания образования по физической культуре (2004), целью развития образования является формирование самостоятельности и творческой активности учащихся в организации собственных занятий физическими упражнениями. В современных программах данная целевая установка реализуется на основе введения раздела «Способы самостоятельной деятельности», содержание которого отработано в требованиях государственного стандарта. Вместе с тем, как показывает анализ содержания экзаменационных билетов, рекомендованных Министерством образования РФ в предшествующие годы, требования по проверке качества освоения школьниками навыков самостоятельной деятельности представлены весьма неполно. Поэтому по поручению Министерства образования РФ Центром содержания образования по физической культуре и ОБЖ Российской академии образования были разработаны примерные экзаменационные билеты для выпускников основной школы, которые по своему содержанию в первую очередь сориентированы на проверку практических знаний, связанных с организацией и проведением школьниками разнообразных форм самостоятельных занятий физической культурой. Являясь примерными, предлагаемые экзаменационные билеты, которые уже рекомендованы Министерством образования РФ, могут быть упрощены или усложнены, сокращены или расширены.
Использованная литература
1.Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. 430 с.
2.Викулов А.Д. Букин И.М. Развитие физических способностей детей -М.: 2004
.Глазырина Л.Д. Методика преподавания физической культуры-М.: 2003
.Гогунов Е.Н. Мартьянов А.А.Психология физического воспитания -М.:2000
.Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
.Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб: Петрополис, 2010. 484 с.
.Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2010. 201 с.
.Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования - М.: 2003
.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры - М.: 2001
.Мурашов В.И. Здоровая молодежь - здоровая Россия. // Культура здоровой жизни. 2011. №1. С.25-31.
.О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон 04.12.2007 №329-ФЗ (в ред. от 28.07.12) // Российская газета. 2007. 06 декабря., Российская газета. 2012. 29 июля.
.Петров П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2002. - 112 с.
.Письмо Департамента образования от 03.12.2001г. №925/13-13 «Об оформлении бланков аттестатов о среднем (полном) образовании»
.Плешаков А.Н. Потребность в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. 2011. №5. С. 40-43.
.Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322
.Приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56
.Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089
.Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312
.Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. - 3-изд. исп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
.Сидоров А. А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра - Спорт», 2000. - 272 с., ил.
.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.