Опыт педагогической деятельности 'творческие задания на уроках литературного чтения'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    151,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт педагогической деятельности 'творческие задания на уроках литературного чтения'

Опыт педагогической деятельности "творческие задания на уроках литературного чтения"

Отсутствие интереса к чтению в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка, особенно на первой ступени общего среднего образования. Проблема формирования навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитательные функции, оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение. Необходимо научить детей учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Возникают противоречия:

Ø между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

Ø  между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

Ø  между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

Цель опыта: повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения через вариативное использование творческих заданий, способствующих творческому саморазвитию, воспитанию социально-активной личности.

Задачи опыта:

Ø  изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;

Ø  подобрать систему творческих заданий, используемых на уроках чтения для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

Ø  представить и апробировать эффективные методы и приемы, способствующие совершенствованию навыков беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения и их вариативного использования на уроках в практике работы учителей гимназии;

Ø  обобщить и представить результаты исследования.

Длительность работы над опытом

Этапы

Содержание

Сроки

Диагностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме имеющего опыта.

Первый год работы над темой (2007-2009)

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблем. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой (2007-2009)

Практический

Внедрение передового педагогического опыта, системы зданий, направленных на решение проблем. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы.

Второй год работы (2009-2010).

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов.

Третий, четвёртый годы год работы над темой (2010-2012)

Внедренческий

Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

Пятый год работы над темой (2012-2013)


Ведущей идеей опыта является попытка рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся на перовой ступени общего среднего образования в процессе уроков литературного чтения, и определить максимально эффективные приемы и методы, позволяющие решить эту проблему.

Описание сути опыта

Методические и педагогические аспекты опыта

Объект исследования: образовательный процесс на уроках литературного чтения, ориентированный на развитие творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: приёмы и методы, используемые на уроках литературного чтения для развития творческих способностей учащихся.

В данном опыте:

рассмотрены особенности организации творческой работы на уроках литературного чтения на перовой ступени общего среднего образования;

представлены виды творческих работ, используемых учителем на уроках литературного чтения;

разработана система заданий для каждого вида творческой работы по формированию полноценного восприятия художественного произведения.

Компоненты педагогической системы

Программа литературного чтения состоит из пяти взаимосвязанных образовательных компонентов, одним из которых является литературное творчество [1, с. 65]. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия.

Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети» пишет: «Уверенность в силах ребенка, которые могут развиваться и крепнуть в оптимистически-творческом учебно-воспитательном процессе, становится важнейшей чертой педагога. Нет пределов способностям ребенка, если педагог проявляет к нему оптимистическое и творческое отношение» [2, с. 164]. Исследователь феномена творчества Л.С. Выготский полагал, что «высшие выражения творчества доступны не только немногим избранным гениям человечества. И в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [3, с. 5].

Взаимосвязь компонентов обучения

Я уверена, что уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения, подходят для открытого диалога. Работу с учащимися необходимо строить на основе следующих принципов:

ü создание атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопонимания, сотрудничества; ориентация на индивидуальные достижения ребенка, на то, что отличает его от других;

ü  создание условий для творчества и предоставление возможности творить.

Подготовка к такому уроку требует больших временных затрат. Решением данной проблемы я считаю систематизацию материала к урокам литературного чтения, собранного из различных источников: методических книг, журналов. Предложенными вопросами и заданиями можно пользоваться на всех этапах урока. Данная подборка позволяет быстро составить план-конспект урока литературного или внеклассного чтения.

Основные приемы, формы, средства педагогического опыта

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы; эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ и обработка данных, полученных в результате исследования.

Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта

При реализации этого опыта на уроках литературного чтения следует применять нестандартные, необычные приёмы обучения, которые направлены на создание творческих ситуаций, «провоцирующих» у маленьких читателей бесконечную череду открытий, расширяющих сферу межличностного общения, самооценки, самореализации, самоутверждения. Все подобранные, изученные и используемые материалы, разделены на четыре основные группы и представлены в виде следующих таблиц.

Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

литературный чтение творческий урок

  

Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.



Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.


Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.


Все задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, их воображение, стимулируют развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

В незатейливой форме мною были проверены способности по вышеописанным приёмам работы по чтению у учащихся 3 класса ГУО «Гимназия г. Светлогорска». Получены следующие результаты.

Задание

3 «В», 2009-2010

4 «В», 2010-2011

1

Устное рисование иллюстраций

45%

2

Книжки-самоделки

0%

100%

3

Составление вопросов и тестов по данному тексту

62%

84%

4

Знание и использование пословиц

30%

75%

5

Словотворчество

10%

70%

6

Творческое сочинение

20%

81%

7

Разгадывание ребусов, кроссвордов и т.д.

12%

89%

8

Участие в театрализованной деятельности

68%

100%

9

Составление небылиц

0%

60%

10

Аннотация

0%

67%



По результатам проверки построены графики, которые наглядно отображают способности учащихся на протяжении двух лет работы в данном классе.


Выросла и техника чтения, что повлияло на интерес к чтению, чего не хватало некоторым ребятам. Наглядный результат улучшения техники чтения можно увидеть, проанализировав данную диаграмму.

Я думаю, что, благодаря системе предложенных выше заданий, мы смогли добиться хороших результатов на районных и областных олимпиадах по русскому и белорусскому языкам, где помимо знаний программного материала дается много заданий творческого характера. Казимирский Михаил был награжден Дипломом III степени на областной олимпиаде по русскому языку, а Иванова Милана - Дипломом III степени на областной олимпиаде по белорусскому языку.

Благодаря творческому сочинительству, пересказыванию, словотворчеству учащиеся 4 «В» класса завоевали Дипломы I, II, III степеней на научно-практической конференции среди учащихся гимназии.


Значительно улучшили свои показатели ученики, отметка которых по литературному чтению была недостаточно высокой. Об этом свидетельствуют результаты таблицы и следующая диаграмма.

Фамилия, имя

начало 3 кл.

конец 3 кл.

конец 4 кл.

1

Ермакова Виктория

5

6

8

2

Ермолович Оксана

6

7

8

3

Манькевич Арсений

5

7

8

4

Позняков Владислав

4

6

7

5

6

7

8

6

Токмаков Денис

6

7

8

7

Щербатюк Иван

7

8

9



В 2011 году в 1 классе мы сразу приступили к работе с читательскими дневниками. Детям нравится приклеивать картинки на изучаемые буквы, составлять слова, предложения, читать тексты с хвостами, дырками, рисовать и т.д. На начало года читать по слогам умели 7 детей, 7 - не умели, двое пытались сливать буквы в слоги, 1 (Козлов Влад) - совсем не знал букв. Боялись отвечать, пересказывать Коваль Ирия и Богдан Павел. Еще рано говорить об окончательных результатах нашей работы, но уже сейчас видны следующие показатели. По окончанию 1 класса:

Ф.И. учащегося

Лепка и аппликация

Работа с читательским дневником

Живые картинки

Творческое пересказывание

Дерево мудрости

1.

Башлакова Ангелина

70%

56%

21%

9%

24%

2.

Богдан Павел

61%

90%

67%

45%

70%

3.

Дайнеко Родион

98%

98%

70%

50%

73%

4.

Исаева Татьяна

99%

96%

75%

52%

75%

5.

Кисель Анастасия

86%

77%

65%

48%

45%

6.

Коваль Ирия

57%

48%

20%

36%

40%

7.

Козлов Владислав

80%

35%

46%

14%

20%

Котиков Семён

76%

46%

75%

53%

65%

9.

Кравцов Иван

78%

95%

34%

51%

75%

10.

Новикова Анастасия

99%

97%

75%

50%

75%

11.

Прокопенко Данил

44%

80%

47%

50%

71%

12.

Рогов Илья

98%

95%

35%

50%

72%

13.

Смирнов Никита

67%

88%

74%

52%

75%

14.

Сытько Мария

68%

80%

69%

60%

75%

15.

Терешков Алексей

50%

98%

67%

60%

75%

16.

Токарь Егор

76%

80%

44%

37%

40%

17.

Шевеленко Анна

98%

98%

45%

47%

50%


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод. Подготовка и разработка методов, форм, средств обучения для развития творческих способностей учащихся; активное включение детей в совместную творческую деятельность; развитие мотивации обучения и познавательных интересов; вовлечение учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрение использования дополнительной литературы будут способствовать повышению:

б) уровню самостоятельности учащихся;

в) развитию мыслительной деятельности, грамотной речи учащихся;

г) развитию творческих способностей.

Учебный процесс становится интересным и доступным для учащихся любого уровня развития, легко преодолеваются трудности в усвоении программного материала, в формировании полноценного восприятия художественного произведения и навыков чтения.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому надо стремиться, организуя наши уроки. Учитель должен помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста.

Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее!

В данном опыте решены следующие задачи:

Ø  рассмотрены условия организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе;

Ø  представлены виды творческих заданий, используемых учителем на уроках литературного чтения;

Ø  разработана и описана система заданий для каждого вида творческой работы.

Практическая значимость опыта заключается в создании разноуровневого материала по литературному чтению, направленного на воспитание всесторонне развитой творческой личности. В данном опыте показаны различные формы и методы работы с учащимися. В результате проделанной работы у обучающихся значительно повышается учебно-познавательный интерес к чтению, уровень развития и умения учиться. Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении должна привести к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные идеи, теоретические положения, приложения по теме «Творческие задания на уроках литературного чтения» апробированы и внедрены в практику проведения уроков в ГУО «Гимназия г. Светлогорска».

Разработанная система заданий по литературному чтению, конспекты уроков, сценарии воспитательных мероприятий могут быть использованы в работе учителей первой ступени общего среднего образования на уроках, факультативных занятиях, при подготовке учащихся к олимпиадам. Задания могут быть предложены родителям, заинтересованным в качественном обучении и развитии своих детей.

Материалы данного опыта были озвучены на выступлениях методических объединений учителей первой ступени общего среднего образования.

Работа ведется постоянно, и на сегодняшний день можно сказать, что есть определенные результаты в решении проблемы творческого развития учащихся на уроках литературного чтения. Они проявляются в активизации познавательной деятельности учащихся, возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей ребенка; создании благоприятной атмосферы на занятиях для самореализации и саморазвития.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый педагог должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Думающий педагог - педагог-творец, педагог-мастер. Он имеет высший уровень профессионального развития.      В своей деятельности я стремлюсь к этому.

Литература

литературный чтение творческий урок

1.      Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языками обучения: учеб. издание / Г.И. Бондаренко, Л.Ф. Левкина; научно-методическое учреждение «НИО». - Минск: МОУП «Борисовская укрупненная типография им. 1 Мая», 2012. - 239 с.

2.      Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

3.      Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк: кн. для учителя. - Москва: Знание, 1980. - 96 с.

4.      Ковалевская, Н.Л. Практические упражнения, направленные на пробуждение у младших школьников способности к стихосложению / Н.Л. Ковалевская // Пачаткове навчанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. - 2011. - №2. - С. 27-33.

5.      Ковальчук, Т.Н. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: практическое пособие для учителей нач. кл. / Т.Н. Ковальчук. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. - 98 с.

.        Лузгина, Е.Н. Набор заданий для уроков литературного чтения / Е.Н. Лузгина // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. - 2011. - №4. - С. 34-43.

7.      Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Неборская. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 77 с.

8.      Полевая, Л.П. Повышение качества преподавания литературного чтения на основе личностно ориентированного обучения / Л.П. Полевая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. - 2009. - №11. - С. 49-59.

.        Сысун, О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О.И. Сысун // Пачатковая школа. - 2006. - №11. - С. 11-17.

.        Трофимович, И.П. Виды работы над текстом на уроках чтения / И.П. Трофимович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. - 2009. - №11. - С. 60-61.

Похожие работы на - Опыт педагогической деятельности 'творческие задания на уроках литературного чтения'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!