Уголовно-процессуальное право
Задача 12 - 2
декабря около 10 ч утра в Центральный РУВД г. Омска с устным заявлением об убийстве сына обратился Носов. Заявитель сообщил, что 7 декабря его 19-летний сын Антон, работавший грузчиком на элеваторе, с работы уволился и вместе с заведующим складом того же элеватора Киселевым и их общей соседкой Плехановой выехал в левобережную часть города. 10 декабря Киселев вернулся домой один. Поскольку отношения у заявителя с ним были неприязненные, о сыне он не спрашивал. Сославшись на сведения, полученные от мужа Плехановой, заявитель сообщил, что при возвращении Киселева домой на нем видели ремень и плащ, принадлежавшие сыну, и что последний, видимо, убит, поскольку знал о «преступных махинациях» Киселева с зерном.
Раскройте процессуальный порядок приема устного заявления? Является ли устное заявление Носова поводом к возбуждению уголовного дела? Какой должна быть реакция должностного лица (или органа) принявшего заявление. Имеется ли основание для возбуждения уголовного дела? Кем и какое решение должно быть принято?
На основании ст. 141 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ (от 18.12.2001 № 174-ФЗ) заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Устное заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано:
лицом, специально для этого обратившимся в соответствующую инстанцию;
участником следственного действия;
участником судебного разбирательства.
Обращение с устным заявлением в соответствующую инстанцию производится при личной явке либо иным путем, например по телефону.
При личной явке заявителя лицо, принимающее устное заявление, составляет соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.
Отсутствие документов у обратившегося с заявлением лица не является основанием для отказа в приеме информации. В случае личной явки факт обращения протоколируется (если не сделано письменное заявление), а сам не имеющий необходимых документов заявитель в соответствии с п. 6 ст. 141 УПК предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 Уголовного Кодекса РФ (от 13.06.1996 № 63-ФЗ)). Однако поводом для возбуждения уголовного дела в данном случае будет рапорт принявшего и (или) проверившего информацию лица. В процессе проверки поступившей информации могут обнаруживаться документы, удостоверяющие личность заявителя, что автоматически превращает его заявление в законный повод для возбуждения дела.
Если по какой-то причине заявитель не может присутствовать при составлении протокола, его сообщение о преступлении относится к категории иных источников информации и в соответствии с п. 6 ст. 141 оформляется в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК, т.е. рапортом.
В соответствии со ст. 143 УПК РФ любая информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как будет получена компетентным должностным лицом. Кодексом предусмотрена форма, в которую должна быть облечена такая информация, чтобы считаться законным поводом. Это заявление о преступлении (ст. 141 УПК), явка с повинной (ст. 142 УПК) и рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).
Статья 143 УПК не конкретизирует лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления. Очевидно, что к таковым относятся помимо дознавателя, следователя и прокурора сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по осуществлению оперативных или розыскных мер и др.
Задача 14 - 2
Прибыв для осмотра места происшествия по факту убийства, следователь выяснил, что обстановка на месте преступления ко времени осмотра подвергалась изменению. В частности, труп потерпевшего был перенесен родственниками в другую комнату, а следы крови на полу и стенах смыты.
Установив лиц, первыми наблюдавших место происшествия вскоре после преступления, следователь привлек их к участию в осмотре, путем распросов выяснил обстановку, которую они видели, и занес эти данные в протокол осмотра места происшествия.
Оцените правильность действий следователя.
Раскройте процессуальный порядок производства осмотра места происшествия.
Определим нормы законодательства, которые регулируют данную ситуацию.
Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст.176 УПК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 177 УПК РФ осмотр жилища осуществляется только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, следователь возбуждает перед судом ходатайство о его производстве.
Осмотр производится с участием понятих (ч. 1 ст. 177 УПК РФ). Понятые принимают участие в данном следственном действии на основании ст. 60 УПК РФ. Согласно ч. 1 этой статьи, понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия (ч. 2 ст. 177 УПК РФ).
Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра (ч. 4 ст. 177 УПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 81 УПК РФ, вещественными доказательствами признаются любые предметы которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, на которые были направлены преступные действия, иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.
Следователь производит осмотр трупа с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты (ч.1 Ст.178 УПК РФ).
Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания (ч.1 ст.166 УПК РФ). В протоколе указываются место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности (ч.3 ст. 166 УПК РФ).
В протоколах осмотра и освидетельствования описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании (ч.2 ст.180 УПК РФ).
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии (ч.4 ст.166 УПК РФ).
В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела (ч.3 ст.180 УПК РФ).
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц (ч.6 ст.166 УПК РФ).
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии (ч.7 ст.166 УПК РФ).
В теории осмотра места происшествия, применительно к нашему случаю, можно выделить следующие моменты. К числу общих положений тактики следственного осмотра относятся объективность осмотра и его полнота.
Объективность осмотра заключается, прежде всего, в исследовании и фиксации всего обнаруженного при осмотре только в том виде, в каком это было в действительности. В целях ограничения субъективных факторов при осмотре нельзя отдавать предпочтение ни одной из выдвигаемых версий. Объекты должны быть исследованы с точки зрения всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения. Объективность осмотра проявляется также и в том, что в протоколе, отражающем результаты осмотра, не должны приводиться выводы, заключения и предположения ни следователя, ни других участников осмотра.
Полнота осмотра означает обеспечение при осмотре выявления, фиксации и исследования всех тех фактических данных, которые имеют доказательственное значение по делу.
На подготовительном этапе осмотра необходимо предварительно изучить обстоятельства преступления (путем опроса), а так же установить, производились ли действия по охране места его совершения (для выяснения - какие изменения, кем и с какой целью могли быть произведены до прибытия следственно- оперативной группы), в необходимых случаях удалить с места происшествия всех посторонних лиц.
Общий и детальный осмотр составляют рабочий этап осмотра места происшествия и только после этого, на заключительном этапе, следователь составляет протокол осмотра и необходимые планы, чертежи (специалист при этом оказывает помощь в описании следов), упаковывает объекты, изъятые с места происшествия (специалист в необходимых случаях также оказывает помощь следователю в упаковке изъятых следов, слепков и других вещественных доказательств, и при наличии постановления о назначении экспертизы (или письменного задания оперативного работника) доставляет их в экспертное учреждение), принимает меры к сохранению тех имеющих доказательственное значение объектов, которые невозможно изъять с места происшествия.
На основании теоретических исследований и процессуальных норм регулирующих этот вопрос в действующем законодательстве оценка действий следователя выглядит следующим образом:
Положительными моментами в действиях следователя является то, что на подготовительном этапе осмотра места происшествия (путем опроса) он правильно предварительно изучил обстоятельства преступления: установил лиц, которые первыми обнаружили труп и выяснил обстановку, которую наблюдали вначале, определил какие изменения были произведены до его прибытия, при общем и детальном осмотре осмотре установил, что следы крови на стене и предположительном орудии преступления удалены. Протокол подписали следователь, три свидетеля, двое понятых, родственники потерпевшего, т.е. все лица, участвовавшими в следственном действии, что соответствует законодательству.
Но на заключительном этапе, при составлении протокола осмотра места происшествия, в его основу положил пояснения опрошенных лиц, тогда как по действующему законодательству протокол составляется на базе исследования и фиксации всего обнаруженного при осмотре только в том виде, в каком это было в действительности. А все заявления лиц, участвовавших в следственном действии, просто излагаются в протоколе. Объекты на месте происшествия должны быть исследованы с точки зрения всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения.
Так же упущением следователя необходимо отметить то, что при осмотре трупа не был в обязательном порядке привлечен судебно-медицинский эксперт, либо при невозможности его участия - врач.
Осмотр места происшествия в жилище имеет свой процессуальный порядок, все особенности которого детально рассмотрены в научно-практическом комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации под общей редакцией Лебедева В.М.
Вообще осмотр как следственное действие состоит в непосредственном наблюдении и обследовании связанных с расследуемым преступлением материальных объектов. В ходе этого действия следователь выявляет (обнаруживает), воспринимает, исследует (насколько это возможно на данном этапе) и фиксирует сведения о фактических данных, имеющих значение для дела.
Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время с случаях, не терпящих отлагательства. Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии оперативных работников, других сотрудников милиции. Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.
При необходимости проведения осмотра жилища важно соблюдать требования ст.25 Конституции РФ (от 12.12.1993 г.), которой установлено: "Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".
Уголовно-Процессуальном Кодексе идет дальше этого минимального стандарта, требуя при отсутствии согласия проживающих лиц (ч.5 ст.177) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении проведения осмотра.
В соответствии со ст.165 УПК РФ возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия производится следователем с согласия руководителя следственного органа.
Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).
Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.
Не терпящими отлагательства случаями следует считать ситуации, когда необходимо срочно пресечь или предотвратить совершение преступления; когда промедление с производством следственных действий может позволить заинтересованным лицам скрыть следы преступления, уничтожить доказательства по уголовному делу, позволить подозреваемому скрыться.
Важно определить последовательность производимого осмотра, в особенности - места происшествия. Обычно принято выделять статическую и динамическую стадии осмотра.
Статическая (обзорная) стадия состоит в выяснении всей картины места происшествия в целом, установлении расположения отдельных предметов, выявлении следов с тем, чтобы на основе такого ознакомления попытаться уяснить природу и характер происшедшего. В этой стадии все обнаруженное остается на месте в неизменном виде. Обычно на этом этапе фотографируется общий вид места происшествия.
В динамической стадии следователь детально исследует каждый предмет и следы, предъявляет предметы специалистам и понятым. Предметы тщательно осматриваются. Тогда же делаются фотоснимки отдельных деталей, участков, объектов. Последовательность детального осмотра объектов следователь устанавливает в зависимости от характера места происшествия.
Обязательно подлежат упаковке и опечатываются изъятые в процессе осмотра предметы, которые направляются на экспертизу.
Данные осмотра места происшествия имеют доказательственное значение, если он произведен в соблюдением требований УПК РФ.
Задача 21 - 3
Во время судебного заседания защитник подсудимого осуществлял аудиозапись процесса, а родственник подсудимого, находившийся в зале судебного заседания, по просьбе адвоката вел видеозапись. Находившиеся в зале суда студенты-практиканты периодически проводили фотографирование состава суда, других участников процесса и себя. Судебный пристав потребовал от студентов прекратить фотографирование, однако они не подчинились его требованиям. Защитник и родственник подсудимого, предупрежденные председательствующим о необходимости прекратить аудио- и видеозапись также проигнорировали распоряжение председательствующего, а подсудимый стал выкрикивать оскорбления в адрес суда.
Кто и какие записи может вести в судебном заседании? Допускается ли фотографирование, аудио- и видеозапись хода судебного разбирательства? Какие меры воздействия и за какие нарушения применяются к присутствующим в зале судебного заседания, к защитнику, к обвинителю, к подсудимому?
В соответствии с Конституцией РФ суд в нашей стране открытый, а это значит, что присутствовать на нем может любой желающий (даже не относящийся к сторонам процесса). Для этого спрашивать у суда разрешения не надо. Однако часто судьи спрашивают, кто присутствует на суде, т.к. зачастую это бывают свидетели, которые не должны присутствовать на суде до того момента, пока их не вызовут. Это делается для того, чтобы свидетели не знали показаний других свидетелей и суд мог уловить истину самостоятельно и задать нужные вопросы.
Согласно пункту 7 статьи 10 Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (от 14.11.2002 № 138-ФЗ) лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.
Согласно ст. 258 УПК РФ, предусмотрены следующие меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании <#"justify">1. При нарушении порядка в судебном заседании, неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала судебного заседания, либо на него налагается денежное взыскание в порядке, установленом статьями 117 и 118 настоящего Кодекса.
. При неподчинении обвинителя или защитника распоряжениям председательствующего слушание уголовного дела по определению или постановлению суда может быть отложено, если не представляется возможным без ущерба для уголовного дела заменить данное лицо другим. Одновременно суд сообщает об этом вышестоящему прокурору или в адвокатскую палату соответственно.
. Подсудимый может быть удален из зала судебного заседания до окончания прений сторон. При этом ему должно быть предоставлено право на последнее слово. Приговор в этом случае должен провозглашаться в его присутствии или объявляться ему под расписку немедленно после провозглашения.
. Установив порядок судебного разбирательства и обязав председательствующего исполнить его, закон предусмотрел систему гарантий, обеспечивающих этот порядок, вплоть до применения принудительных мер, если кто-либо из участников процесса злостно нарушает этот порядок.
. Нарушением порядка в зале следует считать совершение кем-либо из участников таких действий, которые мешают или препятствуют нормальному ходу процесса; не позволяют должным образом реализовать права другим участникам; свидетельствуют о неуважении к суду; приводят к невыполнению распоряжений председательствующего и отступлению от регламента судебного заседания.
. Председательствующий при нарушении порядка вправе применить установленные законом меры, направленные на обеспечение и восстановление нарушенного порядка, к любому участнику процесса, а также присутствующим в зале судебного заседания. Принятые меры реализует судебный пристав, который обязан выполнять распоряжения председательствующего, а требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
. Председательствующий обязан исходить из того, что удаление из зала судебного заседания представителей сторон допустимо лишь в исключительных случаях, при злостных нарушениях порядка, поскольку удаление участников из зала лишает их возможности участвовать в деле и реализовать свои права и законные интересы, что может привести к односторонности и неполноте исследования обстоятельств дела.
. В случае удаления за нарушения государственного обвинителя и защитника и невозможности их замены без ущерба для интересов дела необходимо отложить на определенный срок слушание дела. Если вместо удаленного в процесс вступает другой прокурор или защитник, им необходимо предоставить время для изучения материалов дела.
. Удаление подсудимого из зала судебного заседания до окончания прений сторон должно иметь место лишь в случае злостного и неоднократного нарушения порядка, поскольку дело в основных частях судебного разбирательства будет рассматриваться без его участия, что запрещено законом (ст. 247 УПК). Представляется целесообразным, в случае появления оснований для удаления подсудимого из зала, сделать в судебном заседании кратковременный перерыв, прежде чем реализовать эту меру.
. Об удалении участников процесса из зала заседания суд выносит мотивированное определение (судья - постановление), которое фиксируется в протоколе судебного заседания и не подлежит кассационному обжалованию.
. При наложении денежного взыскания за нарушение на кого-либо из присутствующих при рассмотрении дела суд выносит мотивированное определение (судья - постановление), которое заносится в протокол судебного заседания, а нарушителю разъясняется право на кассационное обжалование о наложении денежного взыскания.
. Если подсудимый допускается вновь в зал судебного заседания, то его необходимо ознакомить с теми действиями, которые проведены в его отсутствие.
. Все распоряжения, замечания председательствующего по ходу судебного разбирательства к нарушителям подлежат занесению в протокол судебного заседания.
Задача 26 - 4
Николаев, Тихонов и Петров были осуждены к различным срокам лишения свободы. Из осужденных только Николаев подал кассационную жалобу, в которой не оспаривал выводы суда о доказанности своей вины и квалификации содеянного, а просил смягчить наказание. Свою просьбу он ничем не мотивировал. Судья отказался принять жалобу, ссылаясь на то, что просьбу о смягчении наказания необходимо мотивировать. Николаев дополнил жалобу и указал, что суд первой инстанции не учел смягчающие обстоятельства: семейное положение и положительную характеристику с последнего места работы.
Рассматривая дело в кассационном порядке, суд проверил только соответствие назначенного наказания личности осужденного и тяжести содеянного. Вопрос об обоснованности осуждения Николаева, Тихонова и Петрова не обсуждался, так как Николаев приговор в этой части не оспаривал, а Тихонов и Петров вообще не подавали кассационных жалоб.
Требует ли закон, чтобы кассационные жалобы были мотивированы? Правильны ли действия суда кассационной инстанции?
Ст. 373 УПК РФ предусматривает, что суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения.
Проверка законности решения означает, что кассационная инстанция проверяет, соблюдена ли уголовно-процессуальная процедура при рассмотрении дела, основывается ли приговор на материалах дела, которые исследованы в судебном заседании, соответствует ли решение требованиям уголовно-процессуального закона. Суд проверяет, правильно ли применен уголовный закон и все иные законы, на которых основано решение.
Проверка обоснованности судебного решения означает, что кассационная инстанция устанавливает: исходил ли суд первой (или апелляционной инстанции) из материалов дела, рассмотренных в судебном заседании; соответствуют ли выводы суда, изложенные в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции. (Уголовно-Процессуальное Право РФ: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2005г.).
Кассационная инстанция должна проверить, имелись ли у суда достаточные доказательства для постановления обвинительного приговора, не остались ли в деле неустраненные сомнения, так как без ответа на эти вопросы невозможен вывод об обоснованности обвинительного приговора.
Справедливость приговора требует, чтобы в случае признания лица виновным ему было назначено наказание с учетом характера и степени тяжести преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих наказание. Здесь должно быть проверено соблюдение общих начал назначения наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации. (Уголовный Кодекс РФ от 13 .06.1996 года № 63-ФЗ)
Законность, обоснованность и справедливость приговора предполагают его мотивированность. Мотивировка решения выражается не только в анализе доказательств, на которых оно основано, но и в приведении в решении фактической, логической аргументации, обосновывающей решение.
Поэтому, если в жалобе (представлении) содержится утверждение о немотивированности или недостаточной мотивированности как выражении необоснованности приговора, кассационная инстанция должна проверить и сделать свой вывод о том, было ли соблюдено это требование.
Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что мотивировка решения, принятая по жалобе (протесту), должна содержать разъяснения: почему доводы, приведенные в жалобе или протесте, признаны неверными и отвергнуты при принятии судом решения.
Суд кассационной инстанции, действующий в составе трех профессиональных судей, обязан обеспечить в пределах обжалования проверку законности, обоснованности и справедливости приговора или иного судебного решения в условиях состязательности, гласности, равенства граждан перед законом и судом, возможность в этих целях реализации всеми участниками процесса предоставленных им законом прав в этой стадии процесса.
Перечень субъектов кассационного обжалования является исчерпывающим. Право на принесение кассационной жалобы имеют осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший и его представители, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Право принесения представления имеет прокурор, поддерживавший государственное обвинение, а также вышестоящий прокурор. Право вышестоящего прокурора основано на единстве и централизации прокуратуры и возможности замены прокуроров как в суде первой инстанции, так и в вышестоящем суде.
Согласно ст. 375 УПК РФ кассационные жалоба и представление должны содержать:
) наименование суда кассационной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ;
) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
) подпись лица, подавшего жалобу или представление.
В результате рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке суд в совещательной комнате принимает одно из следующих решений:
) об оставлении приговора или иного обжалуемого судебного решения без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;
) об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и о прекращении уголовного дела;
) об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и о направлении уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой или апелляционной инстанции со стадии предварительного слушания, или судебного разбирательства, или действий суда после вынесения вердикта присяжных заседателей;
) об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения.
Основаниями отмены или изменения приговора в кассационном порядке являются:
) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции;
) нарушение уголовно-процессуального закона;
) неправильное применение уголовного закона;
) несправедливость приговора.
Таким образом, кассационная инстанция должна рассмотреть кассационное представление и принять соответствующее решение.
Список используемой литературы:
судебный заседание решение
1.Уголовно-Процессуальный Кодекса РФ (от 18.12.2001 № 174-ФЗ)
2.Уголовный Кодекс РФ (от 13.06.1996 № 63-ФЗ)
.Конституция РФ (от 12.12.1993 г.)
.Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (от 14.11.2002 № 138-ФЗ)
.Уголовно-Процессуальное Право РФ: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. - М.: Юристъ, 2005г.)