Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий

Содержание

Введение

. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

. Понятие и объективные признаки превышения должностных полномочий

. Особенности субъективных признаков злоупотребления должностными полномочиями. Квалифицирующие признаки преступления

. Разграничение рассматриваемого преступления и смежных составов

Задание: Оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства как предмет преступления

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Вопросы квалификации преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, традиционно вызывают интерес в отечественной уголовно-правовой науке, что обусловлено комплексом факторов.

Во-первых, публичная власть выполняет в обществе две основные функции - функцию социального регулирования и социального контроля. Их успешная реализация, в конечном итоге, должна обеспечивать стабильность и порядок в социуме. Долговременная ситуация, когда лица, составляющие аппарат публичной власти, превышая свои полномочия, причиняют вред правам и законным интересам граждан, общества и государства, ведет к нарушению работы всей институциональной системы, снижению ее эффективности и, соответственно, снижению управляемости социальных процессов и объектов. Более того, множественные случаи совершения должностными лицами преступлений приводят к дискредитации государственной власти, снижению ее авторитета, и, как следствие, происходит отторжение населением властных структур.

Второй фактор - морально-этический. Систематическая практика злоупотреблений и превышений полномочий со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов власти приводит к тому, что подобные действия воспринимаются как социальная норма как самими публичными служащими, так и населением в целом. В обществе начинают преобладать представления о фактической допустимости запрещенных форм поведения. Основным мотивом поступления на государственную службу становится возможность использовать административный ресурс к личной выгоде путем злоупотребления или превышения полномочий. В конечном итоге, можно говорить о постепенном "размывании" нравственных устоев населения.

В настоящее время имеет место постоянный рост числа зарегистрированных преступлений против государственной власти, интересов государственный службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) в федеральном и региональном масштабе. В 2011 г. было зарегистрировано 5,4 тыс. преступлений по ст. 286 УК РФ. И именно по ст. 286 УК РФ в текущей следственно-судебной практике квалифицируются случаи укрывательства преступлений, совершаемых должностными лицами.

В текущей правоприменительной практике квалификация должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, вызывает существенные сложности, которые обусловлены как несовершенством уголовного законодательства, так и тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации.

Перечисленные обстоятельства в своей совокупности определили актуальность работы.

Степень научной разработанности темы. Активность ученых в исследовании проблем уголовной ответственности за должностные преступления является достаточно высокой. Вопросам превышения должностных полномочий посвятили свои труды такие авторы, как Аксюк В., Греков К., Егорова Н., Кузнецов П., Курбанова П., Плехова О., Пономаренко С., Романенко М., Сичинава И., Смелова С., Сулайманова Н. и др. Однако многие важные вопросы так и не стали объектом пристального научного внимания. Речь идет, в частности, о специальных вопросах квалификации должностных преступлений, совершаемых путем превышения полномочий, - квалификация преступлений, совершаемых в соучастии, и неоконченных преступлений; об уголовно-правовой оценке укрывательства преступлений.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с нормальным порядком несения государственной и муниципальной службы, которые подвергаются посягательствам в случае совершения должностными лицами преступлении путем превышения полномочий.

Предметом выступают теоретические концепции ученых-правоведов, занимающихся проблемами службы и служебных преступлений, нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения полномочий, судебная практика применения указанной группы норм.

Целью работы является уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

) анализ понятия и сущности превышения должностных полномочий;

) исследование элементов состава превышения должностных полномочий;

) изучение судебной практики по превышению должностных полномочий;

) выявление критериев разграничения превышения должностных полномочий и смежных составов преступлений.

1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Уголовно-правовые нормы гл. 30 УК РФ предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285 - 293 УК РФ). Данная группа преступлений с учетом особенностей их совершения, а также содержания объективных и субъективных признаков их составов значительно отличается от иных преступных посягательств и именуется в теории уголовного права должностными преступлениями.

Родовым объектом названных преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Непосредственным объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления. В некоторых составах дополнительным объектом могут выступать законные интересы граждан или организаций (ст.ст. 285, 286 УК РФ); здоровье (ч. 3 ст. 286 УК РФ); жизнь (ч. 2 ст. 293 УК РФ); собственность (ст.ст. 285, 286, 293 УК РФ).

В ряде преступлений этой группы в качестве обязательного признака выступает предмет преступления, например: информация (документы, материалы, аудио- и видеозаписи), предоставляемая Федеральному Собранию РФ (ст. 287 УК РФ); деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (ст.ст. 290, 291 УК РФ); официальные документы (ст. 292 УК РФ).

С объективной стороны должностные преступления характеризуются деянием в форме действия или бездействия, которые связаны со служебной деятельностью лиц, их совершивших, и нарушают нормальную деятельность государственного аппарата.

В самом обобщенном виде анализируемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), совершаемые представителями власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, с использованием занимаемого ими должностного (служебного) положения, вопреки интересам службы, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом интересам органов государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Незначительная часть должностных преступлений по своей законодательной конструкции относятся к числу материальных. Данные преступления признаются оконченными с момента наступления последствий, указанных в правовой норме. К их числу относятся состав злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоения полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), преступными последствиями которых признается существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых интересов общества или государства либо причинение крупного ущерба. Обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом является обязательное наличие причинной связи между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий.

Остальные составы относятся к числу формальных: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ), должностной подлог (ст. 292 УК РФ), которые признаются оконченными с момента совершения самого преступного действия.

Совершение деяния вопреки интересам службы состоит в том, что должностное лицо выполняет действия, которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и нормальной деятельности отдельных структурных звеньев этих органов и управлений, поскольку нарушают их деятельность, причиняют им существенный вред, ущемляют законные права и интересы граждан.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, необходимым последствием является причинение физического вреда (вред здоровью различной тяжести, смерть потерпевшего). Содержание физического вреда и его правовая оценка затруднений в судебной практике не вызывает, он может быть выражен в имущественном вреде и вреде здоровью, жизни. Сложнее определить такой вид вреда, как "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций". Понятие это оценочное. В каждом конкретном случае необходимо учитывать все факторы и обстоятельства.

При оценке существенности нарушения прав и законных интересов следует учитывать совокупность обстоятельств дела: к таковым можно относить число потерпевших, чьи права нарушены; размер и характер вреда, его существенность для потерпевшего; наличие убытков и упущенной выгоды для гражданина, государственной либо коммерческой организации; создание обстановки, затрудняющей деятельность организации; срыв рабочего процесса и т.д.

Субъективная сторона преобладающего большинства преступлений данной категории характеризуется умышленной формой вины, содержание и сущность которой зависит от законодательной конструкции конкретного состава преступления. В качестве обязательного признака субъективной стороны данной группы преступлений законом предусмотрены "корыстная" или "иная личная заинтересованность", отсутствие которых, в том числе и не наступление указанных в законе последствий, позволяет относить такие деяния к числу дисциплинарных проступков.

Субъектом большинства должностных преступлений (кроме дачи взятки и присвоения полномочий должностного лица) признаются должностные лица, представители власти. Понятие должностного лица раскрыто в примечании к ст. 285 УК РФ, понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ.

Для правильного решения вопросов уголовной ответственности за должностные преступления необходимо четкое знание функциональных обязанностей должностных лиц, которые сформулированы в различных нормативных актах, в связи с чем диспозиции многих статей гл. 30 УК РФ носят бланкетный характер.

Еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц "больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц". Данное высказывание актуально и в современных условиях.

В соответствии со ст. 8 Проекта Федерального закона №164749-3 "Основы законодательства об антикоррупционной политике" злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности относятся к коррупционным преступлениям. Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства так и на международном уровне.

Коррупция, выражающаяся во многом в совершении превышения должностных полномочий, стала существенным фактором, значительно снижающим эффективность осуществления верховенства закона, развития правового государства и создания гражданского общества.

Итак, превышение должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Понятие и объективные признаки превышения должностных полномочий

Впервые специальная норма, устанавливающая ответственность за превышение должностных полномочий, была сформулирована в Соборном уложении 1649 г.. Ответственность же за злоупотребление должностными полномочиями вообще в дореволюционном законодательстве установлена не была. В качестве самостоятельного состава преступления злоупотребление должностными полномочиями было установлено в ст. 105 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.

Опыт исторического прошлого развития уголовных норм о должностных преступлениях в общем, и о злоупотреблении и превышении должностных полномочий в частности, показывает, что данные составы преступлений отражают все политические преобразования и изменения, происходящие в государстве. Поэтому нормы о злоупотреблении и превышении должностных полномочий эволюционируют в зависимости от конкретной политической обстановки, сложившейся в стране.

В действующем уголовном законе превышение должностных полномочий определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Общественная опасность превышения должностных полномочий состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ является преступлением средней тяжести. При этом необходимо помнить, что "превышение должностных полномочий, не причинившее в силу малозначительности существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, не влечет за собой уголовной ответственности".

Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями:

родовой - государственная власть (политическая публичная суверенная власть, управление обществом, осуществляемое в лице его специальных органов, именуемых государственным аппаратом);

видовой - интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

Представляется неверной позиция авторов, полагающих, что родовой, видовой и непосредственный объекты рассматриваемого преступления совпадают и составляют один общий объект - нормальную деятельность органов государственного управления, государственной службы и местного самоуправления. При такой трактовке нарушается общепринятое положение о том, что указанные объекты (родовой, видовой, непосредственный) должны находиться в плоскости одних и тех же общественных отношений.

Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности. Отдельные авторы относят указанные общественные отношения к непосредственному объекту. Данная точка зрения представляется ошибочной. Поскольку непосредственный объект всегда лежит в плоскости видового (содержание которого определяется общественными отношениями, отраженными в названии соответствующей главы Особенной части УК РФ), следовательно, именно общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев, будут составлять содержание непосредственного объекта.

Объективная сторона превышения должностных полномочий

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

В литературе дается следующее понятие должностных полномочий: "Должностные полномочия - это определенная нормативно-правовыми актами совокупность прав и обязанностей в их неразрывном единстве, которыми наделено должностное лицо для осуществления функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, реализация которых возможно только на основании и во исполнение законов".

Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

) совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.);

) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей);

) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого);

) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев подозреваемому).

Рассмотрим пример из следственной практики. Бывшего сотрудника милиции (ныне - полиции) Самарской области обвиняют в злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Следственными органами Следственного комитета по Самарской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего сотрудника 2 взвода 2 роты полка патрульно-постовой службы УВД по городу Самара 29-летнего Аскара Миргалиева, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ (открытое хищение чужого имущества, с применением насилия не опасного для жизни и здоровья), ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с применением насилия и угрозой его применения). По версии следствия, 27 августа 2010 г. сотрудник патрульно-постовой службы, находясь на маршруте патрулирования улицы в Промышленном районе города Самары, под предлогом проверки документов незаконно задержал гражданина, доставил его в кабинет РОВД, где при личном досмотре, применяя насилие, изъял и не вернул денежные средства в размере 5 тысяч рублей. Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу.

Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Признак "явного" выхода должностным лицом за пределы своих полномочий в составе превышения должностных полномочий, думается, носит субъективно-объективный характер. С одной стороны, явный выход за пределы предоставленных должностному лицу полномочий должен быть очевидным, ясным если не для всех, то хотя бы для определенного круга лиц, а с другой стороны, этот явный выход должен осознаваться самим виновным.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Момент окончания преступления связан с наступлением последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных и общественных интересов.

Понятие "существенное нарушение" является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата.

Уголовное законодательство стран Европы и США неоднозначно регулирует ответственность должностных лиц за совершение злоупотребления и превышения должностных полномочий. В одних странах существует как обилие нормы, содержащие описание рассматриваемых преступлений, так и отдельные их виды. В других странах общие нормы вообще отсутствуют, а уголовное законодательство ограничивается лишь перечислением отдельных видов этих преступлений. Наибольшее сходство в регламентации злоупотребления и превышения должностными полномочиями УК РФ имеет с уголовным законодательством стран СНГ.

Представляется возможной рецепция некоторых законодательных положений, содержащихся в уголовном законодательстве некоторых стран, например:

регламентация состава бездействия власти, которое содержится в УК Республики Беларусь - умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам;

дополнение такими квалифицирующими признаками при превышении должностных полномочий, как "применение пыток или действий, унижающих достоинство потерпевшего".

3. Особенности субъективных признаков злоупотребления должностными полномочиями. Квалифицирующие признаки преступления

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые "интересы дела" и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Субъекты деяний главы 30 УК РФ "Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", являются, как правило (за исключением ст. 291 УК РФ - "Дача взятки"), специальными. В частности, субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, понятие и признаки которого определены в примечании 1 к ст. 285 УК РФ (по мнению автора настоящей работы, определение должностного лица целесообразно дать в специальной статье Общей части УК РФ).

Согласно примечания 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ).

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (примечание 4 к ст. 285 УК РФ).

Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями главы 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

Закон выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица.

Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее - Постановление ВС РФ от 10.02.2000 №6), согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники полиции и т.д.).

Представители власти выполняют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях "законодательную" власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления.

Исполнительную власть представляют Правительство РФ и правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и т.п.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.

Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ.

Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, бухгалтеры, секретари, референты, консультанты и т.п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.

В числе лиц, выполняющих функции представителей власти временно или по специальному полномочию, можно назвать присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, официально в соответствии с законодательством привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или выполняющих различные надзорные функции, и др. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении ВС РФ от 10.02.2000 №6 отнес к числу представителей власти также военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями. превышение злоупотребление должностной полномочие

Вторая группа должностных лиц характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Необходимо четко отграничивать государственные и муниципальные учреждения от государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся коммерческими организациями. Работники, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях, не признаются должностными лицами и не могут нести ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Директор муниципального унитарного предприятия, осуществляющего в нем управленческие функции, как указала судебная коллегия Верховного Суда РФ по делу Э., не относится к должностным лицам, указанным в примечании к ст. 285 УК РФ.

Организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные - с распоряжением и управлением имуществом. Поэтому всякий работник государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, служащий Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, который имеет в своем служебном подчинении других людей, руководит их деятельностью, направляет и организует их работу (службу), является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей. Соответственно, лица, распоряжающиеся и управляющие в названных органах, учреждениях и войсках имуществом, материальными ценностями, учитывающие выполненную работу, начисляющие вознаграждение за труд и т.п., - должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Таким образом, не всякий государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений является должностным лицом.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п. 4 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие организационно-распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу. Поэтому, в частности, должностным лицом является нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе.

Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных специалистов в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе МСЭК, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии).

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой (п. 6 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (п. 6 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий (п. 6 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ (п. 11 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19). Частное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК РФ), не может быть субъектом - исполнителем (соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ вполне законным будет привлечение подобных лиц к ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной группы (п. "б" ч. 3 ст. 287, п. "а" ч. 4 ст. 290 УК РФ).

Итак, к должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Часть 2 ст. 286 УК РФ содержит квалифицирующий признак преступления, относящийся к личности субъекта, - совершение деяния, предусмотренного основным составом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. К первой категории относятся лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Ко второй категории следует относить лиц, должности которых установлены конституциями и уставами субъектов РФ (главы администраций, мэры и пр.).

Рассмотрим пример из следственной практики. Главу одного из столичных муниципалитетов подозревают в превышении должностных полномочий и крупной афере. Как передает Life News, cледственные органы возбудили уголовное дело в отношении главы муниципалитета района Беговой Северного округа Москвы Ольги Плеховой. Как было установлено, она подписала фиктивный акт стоимостью 1,5 млн. рублей якобы на ремонт дома по улице Правды. На основании акта с лицевого счета на счет подрядной организации были перечислены все средства, однако работы строители провели всего на 900 тысяч рублей. Более 500 тысяч государственных средств похищено. Афера была вскрыта сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД столицы. По материалам УБЭП следствием УВД Северного административного округа возбуждено уголовное дело. Плехову обвиняют по ч. 3 ст. 159 УК РФ "Мошенничество" и ч. 2 ст. 285 УК РФ "Превышение должностных полномочий".

В ч. 3 ст. 286 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 286 УК РФ, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Это - особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это угроза совершения вышеназванных действий.

Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватываются причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных чч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и чч. 3, 4 ст. 111 или 105 УК РФ.

Рассмотрим пример. Сотрудники полиции задержали за совершение административного правонарушения - хулиганства - 30-летнего местного жителя, которого доставили в дежурную часть центрального отдела полиции УВД по городу Королеву. После составления соответствующего протокола мужчина был помещен в камеру административно-задержанных. Видя, что задержанный продолжает вести себя шумно и высказывать возмущение относительно действий сотрудников полиции, находившийся на дежурстве старший оперативный дежурный части центрального отдела полиции УВД по городу Королеву 30-летний Михаил Касарин дал указание помощнику оперативного дежурного дежурной части этого же УВД 23-летнему Андрею Шмаркову вывести мужчину из камеры. Надев на него наручники, Шмарков провел задержанного в туалет, где ударил резиновой палкой по голове. Далее сотрудник полиции жестоко избил мужчину, нанеся ему не менее 20 ударов ногами по голове, а также около 10 ударов головой об унитаз.

После этого Шмарков перевел потерпевшего в одну из комнат помещения, где совместно с Касариным они продолжили избиение. Касарин взял нагретый электрический чайник, в котором находился кипяток, и несколько раз облил лицо и половые органы потерпевшего. С сильными ожогами потерпевший был доставлен в больницу. Проведенная в рамках уголовного дела судебно-медицинская экспертиза установила, что мужчина получил ожоги 17 % тела, а также другие телесные повреждения.

Кроме того, установлено, что ранее, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, Касарин совершил аналогичные действия в отношении другого административно-задержанного, которому были причинены телесные повреждения, в том числе в виде термических ожогов 2 степени.

Михаил Касарин и Андрей Шмарков признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Приговором суда Касарину назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно, Шмаркову - 3 года лишения свободы. Отбывать наказание они будут в колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу.

Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст.ст. 108 или 114 УК РФ. Такое решение вытекает из положений ст. 37 УК РФ, где сказано, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

Применение оружия (означает фактическое использование лицом боевого, служебного либо гражданского оружия, признаки которого определены в Федеральном законе от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оружии") или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство превышения должностных полномочий имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование поражающих свойств этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, и к тому же создавалась реальная опасность для его жизни или здоровья.

Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие) или специальные средства. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д., состоящие на вооружении органов полиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, и др.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств определены, например, в Федеральном законе от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О полиции" (далее - Закон о полиции). В ст. 18 Закона о полиции установлено право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Превышением власти будет признаваться, например, фактическое применение специальных средств при отсутствии для этого указанных в Законе о полиции оснований (ст. 21). Например, не было активного сопротивления лица, задержанного за совершение административного правонарушения, а представитель власти применил к нему резиновую палку.

Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

Деяние относится при наличии квалифицирующих обстоятельств к тяжким преступлениям.

4. Разграничение рассматриваемого преступления и смежных составов

При квалификации преступлений особое значение имеет разграничение злоупотребления и превышения должностных полномочий.

Злоупотребление должностных полномочий отличатся от превышения должностных полномочий прежде всего тем, что при злоупотреблении должностное лицо действует в рамках предоставленных ему полномочий, а при превышении - явно выходит за их пределы. Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является корыстная или иная личная заинтересованность, что не является обязательным для состава превышения должностных полномочий.

При квалификации преступлений по статьям, предусмотренным главой 30 УК РФ, статью 285 УК РФ следует рассматривать по отношению к другим статьям как общую, поэтому по правилам конкуренции норм (ст. 17 УК РФ) квалифицировать такие деяния необходимо только по специальной статье.

В отношении общей и специальной норм находятся, например, нормы ст. 286 и ст. 299 УК РФ, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 УК РФ является общей нормой, а ст. 299 УК РФ - специальной.

При применении закона часто возникает вопрос о конкуренции общей и частной норм, в частности, какой из них должно быть отдано предпочтение при квалификации содеянного. Примером подобной конкуренции является превышение должностным лицом служебных полномочий (ст. 286 УК РФ) и таких преступлений против правосудия, как незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ) и принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). По этому поводу общая теория квалификации преступлений давно уже выработала незыблемое правило: при конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма.

При совершении двух и более преступлений, предусмотренных разными главами УК РФ, квалификация производится по правилам реальной совокупности. Так, сотрудниками ГАИ Каменского ГОВД было применено табельное оружие с целью остановить автомобиль под управлением находившегося в состоянии опьянения гр. К. В результате огнестрельного ранения причинен тяжкий вред его здоровью. Потерпевший не смог вспомнить, при каких обстоятельствах ему было причинено ранение. Сотрудники ГАИ пояснили, что преследовали нарушителя, создававшего опасность для участников движения, на высокой скорости и стреляли по колесам автомобиля, но случайно попали в водителя. Сотрудники ГАИ были привлечены к уголовной ответственности по п. "б" ч. 3 ст. 286, п. "а" ч. 3 ст. 111 УК РФ.

Следует отметить, что некоторые авторы полагают, что в действующем уголовном законодательстве имеют место две сходные, но не идентичные по содержанию правовые категории: "преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных полномочий" и "должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий".

К первой группе эти авторы относят широкий круг преступлений, расположенных в различных разделах и главах УК РФ, субъектом которых исключительно, или наряду с другими лицами, выступает должностное лицо, обязательным признаком их объективной стороны является использование служебного положения, одним из возможных способов которого является превышение полномочий (преступления против конституционных прав граждан, совершаемые должностными лицами, преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами и т.д.). В отличие от этого, полагают названные авторы, должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий, - деяния, родовым объектом которых выступает государственная власть в части интересов государственной и муниципальной службы, включая специальные виды службы (служба в правоохранительных органах, в частности). Они совершаются только и исключительно должностными лицами, а основным способом выполнения объективной стороны выступает превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ, преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами).

Выявленное соотношение категорий "преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных полномочий" и "должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий" позволяет предложить общее правило их квалификации. Если деяние одновременно подпадает под признаки двух или более преступлений, относящихся к разным группам, содеянное требует квалификации по совокупности (например, ст. 169 и ст. 286 УК РФ). Преступления же, входящие в группу "должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий", находятся в соотношении общего (ст. 286 УК РФ) и специальных составов (преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами): по правилам ч. 3 ст. 17 УК РФ предпочтение в этом случае отдается специальным нормам.

Задание: Оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства как предмет преступления

В русском дореволюционном уголовном праве понятия "предмет преступления" и "объект преступления" часто употреблялись как идентичные. В современной теории уголовного права эти понятия имеют различное содержание. Объект преступления - это общественные отношения, которым преступлением причиняется вред. В этом смысле объект преступления - один из четырёх элементов состава преступления. Предмет преступления - это вещи или иные предметы внешнего мира, а также интеллектуальные ценности, воздействуя на которые виновный причиняет вред охраняемым законом общественным отношениям. Иначе говоря, с определёнными свойствами, качествами и состояниями этих вещей и ценностей закон связывает наличие в действиях лица состава преступления. Воздействие на предмет преступления может означать не только его уничтожение или повреждение. Это воздействие может выразиться в создании предмета, его собирании, сбыте, переработке, утрате, хранении, передаче и т.д. Таким образом, в отличие от объекта преступления, который всегда претерпевает неблагоприятные изменения в результате преступной деятельности виновного, предмет может не пострадать от преступления, и даже наоборот, быть созданным (например, в случае незаконного изготовления оружия).

В соответствии с ФЗ "Об оружии" огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (винтовки, карабины, автоматы, пистолеты, револьверы, охотничье с нарезным стволом, обрезы из охотничьих ружей). Оружие может быть как заводского производства, так и самодельным. Боевые припасы - это устройства или предметы (снаряды, патроны, гранаты, мины), предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида. Взрывчатыми признаются химические вещества и их смеси, способные к взрыву без доступа кислорода (порох, динамит, тротил, пластиды, твердое ракетное топливо). Взрывные устройства - это устройства, снаряженные взрывчатым веществом, предназначенные для подрыва различных объектов.

Обязательный признак преступлений, в которых оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства являются предметом, - незаконность оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, т.е. совершение указанных в диспозициях ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ действий в нарушение разрешительно-лицензионного порядка оборота оружия согласно требованиям ФЗ "Об оружии".

Статья 1 ФЗ "Об оружии" дает следующие понятия:

оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;

холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;

боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;

патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;

сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;

оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации;

производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

В УК РФ конкретные статьи содержат в диспозиции прямое указание на предмет преступления.

Ст. 222 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В ст. 223 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Данная норма детально перечисляет способы воздействия на этот предмет преступного посягательства: изготовление оружия, ремонт его, изготовление деталей, боеприпасов, взрывных устройств.

В ст. 224 УК РФ предусмотрена ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия.

Ст. 225 УК РФ предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ст. 226 УК РФ предусматривает ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Ст. 349 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Предмет преступления в указанных выше нормах - оружие и иные предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих.

Взрывчатые вещества являются предметом преступления, например, в преступлении, ответственность за которое предусмотрена ст. 218 УК РФ (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий).

Следует отметить, что законодатель устанавливает различную наказуемость незаконного оборота, прежде всего в зависимости от характера оружия, которое является предметом преступления. Так, в ч. 1 ст. 222 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), взрывчатых веществ или взрывных устройств. Объективную сторону этого преступления образует совершение какого-либо из перечисленных действий: приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В ч. 4 ст. 222 УК РФ речь идет о незаконном обороте газового и холодного оружия, в том числе метательного. Особенностью объективной стороны этого преступления, в отличие от предусмотренного ч. 1, является то обстоятельство, что ответственность наступает только за незаконный сбыт газового и холодного оружия, в том числе метательного. Передача, хранение, перевозка и др. этих видов оружия влекут за собой ответственность для виновного лица в административно-правовом порядке.

Одна и та же вещь может в разных деяниях являться как орудием преступления, так и предметом преступления. Так, пистолет при хищении огнестрельного оружия является предметом преступления, а в составе бандитизма, разбоя, убийства и т.д. он выполняет роль орудия преступления. Ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за совершение хулиганства с использованием оружия. В этом случае оружие будет являться средством совершения этого преступления, а способом - примененное насилие. При совершении хищения оружия (ст. 226 УК РФ) оружие будет рассматриваться в качестве предмета преступления. Рассмотрим пример из судебной практики. К. признан виновным в совершении кражи, то есть тайного хищения чужого имущества с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище, в крупном размере; в хищении огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему и боеприпасов; в незаконном хранении, ношении и сбыте огнестрельного оружия и боеприпасов. По смыслу закона предметом преступления, предусмотренного ст. 226 УК РФ, признается огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, которые как дополнительный объект являются и чужой собственностью, а потому при их хищении дополнительной квалификации по ст. 158 УК РФ не требуется. Однако, суд, осуждая К. за совершение хищения огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, излишне включил указанные предметы в объем обвинения похищенного чужого имущества, таким образом, дважды указав, что осужденный виновен как в хищении самого огнестрельного оружия, так и в хищении его как имущества. Таким образом, из объема обвинения К. в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, подлежат исключению обстоятельства, связанные с фактом незаконного обращения с оружием и приравненными к нему предметами, как излишне вмененные.

Итак, следует различать деяния, совершаемые с использованием (применением) оружия, где оно является орудием совершения преступления, и деяния в отношении оружия как предмета преступления. Последние не относятся к вооружённым деяниям. Взаимосвязь незаконного оборота оружия и его использования в преступлениях проявляется в том, что предметы таких преступлений выступают в роли орудия совершения других преступлений, а незаконные сделки с оружием различного вида, как правило, предшествуют преступлениям с использованием оружия.

Заключение

Итак, должностное преступление - это совершенное лицом, занимающим должностное положение, в связи с этим положением посредством использования предоставленных ему прав или неисполнения возложенных на него обязанностей общественно опасное предусмотренное уголовным законом под угрозой наказания виновное деяние, посягающее, за редчайшими исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей.

Превышение должностных полномочий закон определяет как "совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". Общественная опасность превышения должностных полномочий состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления - интересы конкретного органа государственной власти, государственной службы или службы органов местного самоуправления. Дополнительный объект - охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий. К числу обязательных признаков относятся последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

) совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.);

) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей);

) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого);

) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев подозреваемому).

Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму превышения власти только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и потерпевшим. По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов (в рамках необходимой обороны), задержании преступника, выполнении гражданского долга (ст. 38 УК РФ), а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.

К последствиям в анализируемом составе преступления относится существенное нарушение прав и охраняемых интересов. Понятие это оценочное, требующее оценки всех конкретных фактов и обстоятельств.

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

В качестве особо квалифицирующих видов превышения должностным лицом полномочий признаются действия, связанные с применением насилия или угрозой такового, с применением оружия или специальных средств (дубинок, наручников и др.), с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица. Действия виновного охватывают причинение легкого вреда здоровью и вреда средней тяжести.

В настоящей работе нами была рассмотрена лишь небольшая часть проблем квалификации превышения должностных полномочий. В действительности их гораздо больше. Однако даже обсуждение поставленных проблем поможет найти верное решение, облегчит процесс практической квалификации и положительно повлияет на эффективность борьбы с коррупцией в современной России.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Российская газета. - 02.07.2012.

3.Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оружии" // Российская газета. - 18.12.1996; 15.07.2012.

4.Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета. - 31.05.2003; 31.12.2010.

.Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. - 31.07.2004; 26.11.2011.

.Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Российская газета. - 07.03.2007; 26.11.2011.

.Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" // Российская газета. - 30.12.2008; 26.11.2011.

.Федеральный закон от 25.12.2008 №280-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"" // Российская газета. - 30.12.2008; 26.11.2011.

.Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №7. - Ст. 900; 2012. - №26. - Ст. 3446.

.Указ Президента РФ от 19.05.2008 №815 (ред. от 28.07.2012) "О мерах по противодействию коррупции" // РГ. - 22.05.2008; 03.08.2012.

.Указ Президента РФ от 21.07.2010 №925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"" // Российская газета. - 23.07.2010.

12.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - №4; 2012. - №7.

13.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Российская газета. - 19.03.2002; 20.02.2007.

14.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - №12.

15.Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Утратил силу.

.Аксюк В.А. Проблемные вопросы квалификации преступлений, направленных на превышение и злоупотребление военнослужащими должностных полномочий // Право и образование. - 2010. - №3. - С. 142-148.

.Беляев А. Превышение должностных полномочий и злоупотребление ими. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2009. - №12. - С. 32-36.

.Греков К.А. Соотношение категорий "злоупотребление должностными полномочиями» и «превышение должностных полномочий" в уголовном праве России // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - №2. - С. 115-117.

.Егорова Н.А. Постановление Пленума Верховного Суда РФ о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий // Уголовное право. - 2010. - №2. - С. 30-34.

.Курбанова П.М. Правоприменительные аспекты превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №85. - С. 340-344.

.Курбанова П.М. Проблемы определения признаков должностного лица в составе превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №89. - С. 303-305.

.Мекеня А.А. Специальные составы превышения должностных полномочий в условиях военной службы // Юридический мир. - 2010. - №3. - С. 61-64.

.Официальный сайт МВД России. Статистика

.Плехова О.А. О злоупотреблениях властью и превышениях должностных полномочий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - №1. - С. 134-139.

.Смелова С. Превышение должностных полномочий. Некоторые вопросы применения нормы, предусмотренной ст. 286 УК РФ, на практике // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 97-98.

.Смелова С.В. Субъект квалифицированного вида превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) // Российский следователь. - 2008. - №10. - С. 19-20.

.Смелова С.В. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий в российском законодательстве: исторический аспект // Юридические науки. - 2007. - №2. - С. 37-40.

.Халиков А.Н. Насилие при превышении должностных полномочий и принуждении к даче показаний // Уголовное право. - 2009. - №3. - С. 49-53.

.Яни П. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий // Законность. - 2007. - №12. - С. 11-14.

Похожие работы на - Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!