Наглядность в обучении географии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наглядность в обучении географии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарный педагогический университет»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ факультет

Кафедра Ботаники





Курсовая работа

Наглядность в обучении географии

Работу выполнила:

студентка 642 группы

Сизова Юлия Анатольевна

Научный руководитель:

ст.преподаватель кафедры ботаники

Смирнова Светлана Вадимовна





Пермь , 2013

Оглавление

Введение

. Принцип наглядности и его значение в обучении географии

. Наглядные средства обучения географии

.1 Классификации средств обучения

.3 Новые средства наглядности

. Наглядные методы обучения

Заключение

Введение

 

Использование наглядности - органическая составная часть учебного процесса. Не случайно выдающийся советский географ-методист Н. Н. Баранский писал по этому поводу, что проблема наглядности нигде «не приобретает столь важного значения, как в методике географии...» и что «ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности, как география» [1].

Цель курсовой работы: рассмотреть возможности наглядного обучения в реализации современных целей школьного географического образования

Задачи:

1)      рассмотреть и систематизировать понятия, связанные с наглядным обучением географии

2)      познакомиться с различными классификациями средств обучения географии и дать характеристику их основных видов

)        раскрыть сущность наглядных методов обучения географии

Материалом для написания работы послужили опубликованные научные и методические пособия, Интернет источники.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается принцип наглядности и его значение в обучении географии. Во второй главе представлены наглядные средства обучения географии, их классификации; рассмотрены традиционные средства и новые средства наглядности. В третьей главе описываются наглядные методы обучения.

.       
Принцип наглядности и его значение в обучении географии

До недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. В новых условиях появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков. Анализ разработанной системы дидактических принципов исследователей нового времени, позволил выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.

Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне [3].

Наглядность в географии, изучающей конкретные, материально выраженные объекты и явления и свойственные им закономерности, - совершенно необходимое условие для сознательного и прочного усвоения знаний учащихся. Без наглядности, без конкретного восприятия предметов, география как учебный предмет не может существовать. Средства наглядного обучения повышают эффективность урока географии, вызывают интерес учащихся к предмету.

Методическая и педагогическая ценность использования наглядных пособий в географии заключается в том, что благодаря фронтальному зрительному восприятию у всех учащихся создается правильное представление о географическом объекте. Высшей формой наглядности в географии является непосредственное изучение объектов и явлений, но далеко не все из них могут быть наблюдаемы учащимися. Удаленность изучаемых объектов, их огромные размеры требуют вместо них применять копии или изображения, приготовленные для обучения [2].

.       
Наглядные средства обучения географии

Рис. 1

.3 Новые средства наглядности

В последние годы исключительно быстро развиваются информационно-вычислительная и телекоммуникационная техника, и информатизация образования.

К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса, следует отнести разнообразную компьютерную и информационную технику и технологии.

В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием - компьютер.

Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний, и обусловливает появление совершенно новых средств обучения.

Можно выделить такие новые средства (рис. 2):

)        компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

)        обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

)        интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

)        распределенные базы данных по отраслям знаний;

)        средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

)        электронные библиотеки;

С развернутой классификацией программно-аппаратных комплексов в образовании и развитием инфраструктуры и телекоммуникаций сферы образования можно ознакомиться в концепции информатизации сферы образования Российской Федерации.

Информационно-компьютерные средства могут обеспечить реальную возможность повышения эффективности педагогической деятельности. Они способны не только внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу обучения, но и существенно повлиять на цели, содержание, организационные формы, методы обучения, воспитания и развития, обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля [4]




Рис. 2

3.Наглядные методы обучения

Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций [8] (рис. 3).

Рис. 3

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов.

Роль наглядных методов огромна. Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении - способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы.

Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными. В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

Наглядные и словесные методы тесно взаимосвязаны. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Л. В. Занковым [6] было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

)        при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

)        при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

)        сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

)        отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Заключение

Современный урок географии невозможно представить себе без использования средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. Поэтому каждый преподаватель географии должен осознать всю значимость наглядности, знать её разновидности, методику использования на уроках.

Библиографический список

1.      Баранский <http://www.pedknigi.ru/author/28998.html> Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960.

.        Бибик А. Е. и др., Методика обучения географии в средней школе <http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya.html> (Теоретические основы методики обучения географии). - М., «Просвещение», 1968 г.

3.      Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 "География". -- М.: Просвещение, 1987 г.

4.      Матрусова И.С.. Методика обучения географии в средней школе. - М., 1985г.

.        Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образовании. -- М.: Мастерство, 2001

Интернет-источники

6.      Сайт: Школьные знания com география…<http://www.cool4student.ru> (дата обращения 24.06.2013)

.        Сайт: Учебные материалы <http://works.doklad.ru> (дата обращения 24.06.2013)

.        Сайт: Средства обучения - Википеди http://ru.wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org/> (дата обращения 26.06.2013)

Похожие работы на - Наглядность в обучении географии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!